Николы в богатом окладе, ризы выполнены очень тонко, прослеживается каждый узор. Вера рассказывает нам, что эту икону считают явленной, т.к. была она раньше в староверческом храме (а в этом не было сомнений ни на секунду – абсолютно канонический аскетичный образ, рука с двуперстием), и когда храм стали закрывать, икона была взята местной жительницей и позже принесена в сторожку Богородицына храма. От образа невозможно оторваться. Впечатление, что Святитель каждого встречает и провожает, видит всех, вошедших в храм. К сожалению, другое внутреннее убранство церкви (19-й век), мягко скажем, не совсем соответствует древним стенам (живописные иконы и т.п.). Но, несмотря на это, чувствуется духовная сила этого святого места, ощущается полное умиротворение и благоговение перед святыней. Рядом еще одна церковь, поменьше, зимняя, также деревянная однопрестольная, в честь Рожества Христова, построена почти на 200 лет позже. В церкви находились чтимые иконы  Иеросалимской иконы Божией Матери  (1-я половина XVIII в.) и явленная  икона Казанской Божией Матери .  Сейчас в центре храма установлен чтимый медный крест, в местном ряду иконостаса Руденская (Рудненская) икона Божией Матери (это список с чудотворной Рудненской иконы, которая была явлена в 1687 году в местечке Рудня Могилевской епархии. В 1920-х годах чудотворный образ, помещенный в прекрасную ризу, украшенную бриллиантами, исчез). Низкие своды Рождественской церкви украшены лепниной - херувимы, звездочки. В XIX в. оба храма были перестроены и сильно утратили свой первоначальный облик. В клировой ведомости за 1868 г. церкви Рожества Пресвятой Богородицы, что в Погосте Рудня записано: «Построена в 1572 г. тщанием прихожан. Вторая церковь Рождества Христова теплая, построена в 1782 г. тщанием прихожан. Зданием обе деревянные с таковою же колокольней, на каменном фундаменте. Причта по штату положено: священников два, диакон один, дьячков два и пономарей два. Дома у священноцерковнослужителей собственные, деревянные, на церковной земле.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ne...

В. и., во время одного из к-рых местной ЧК были арестованы священнослужители, а икона конфискована. Крестьяне узнали о поругании образа и пошли его выручать, не отступив даже, по свидетельству И. З. Штейнберга, когда по ним открыли огонь из пулемета (Икона Божией Матери Казанская Вышенская. 2008. С. 33-34). С иконы была сорвана риза, в к-рой было 3,5 фунта золота и к-рая была украшена драгоценными камнями, а «доска» была брошена. Икону спрятали монашествующие Вышенской пуст., сохранившие святыню и успевшие передать ее перед арестом 2 монахиням, жившим в с. Эммануиловка. Те перед смертью передали икону заштатному (т. к. все храмы в округе были закрыты) свящ. Василию Яковлеву, проживавшему в с. Шаморга, в 5 км от пос. Выша. В 1946 г. открылся для богослужений первый и единственный в этом районе Рязанской епархии храм - во имя прп. Сергия Радонежского в с. Эммануиловка, а в 1947 г. свящ. Василий был поставлен служить в нем. Образ перенесли в храм, где он с тех пор и пребывает. Вызолоченная риза и киот были созданы в Москве в 50-х гг. XX в. на сбережения жителей окрестных сел. До этого икону дважды украшала фольгой Анисья Ялтуновская, старшая из 3 сестер - подвижниц благочестия, пострадавших за веру в годы репрессий (Воспоминания Варвары Павловны Инструниной, старейшей прихожанки храма в с. Эммануиловка, о судьбе Казанского-Вышенского образа Божией Матери в годы советских гонений на Церковь//Архив НУК ЦИАМ «Древлехранилище»). В Вышенском мон-ре в наст. время пребывает чтимый список К. В. и. (XIX в.), сохраненный в годы гонений и возвращенный в мон-рь. В 2001 г. стараниями архиеп. Евгения (Ждана) и по благословению управляющего Рязанской епархией митр. Симона (Новикова) впервые после долгого периода забвения был совершен крестный ход с К. В. и. вокруг Тамбова по окружной дороге (на расстоянии ок. 100 км). 19 марта 2004 г. по ходатайству еп. Тамбовского и Мичуринского Феодосия (Васнева) Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возродить ежегодные крестные ходы с К.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

В архитектурном убранстве храма использованы формы барокко. Углы храма и трапезной обработаны лопатками. Стены фасадов прорезают арочные оконные проемы, с массивными фигурными наличниками барочного рисунка, верх которых завершен лучковым карнизом с тонкой профилировкой. На северном и южном фасадах храма между окнами первого яруса помещено окно второго света. Вверху, прорезая карниз, помещено круглое окно с декоративным обрамлением. Стены храма и трапезной завершаются лентой поребрика между двумя валиками и профилированным карнизом. Колокольня венчается восьмигранным шатром, над котором величественно возносится к небу пирамидальный шпиль с крестом. Ярусы колокольни композиционно разделены с помощью профилированных карнизов. Верхний ярус звона колокольни на всех гранях прорезан крупномасштабными проемами, украшенными строгими выступающими из поля стены поясами в виде арок, углы верхнего яруса колокольни обработаны пилястрами. Два нижних яруса колокольни имеют строгое решение, грани обработаны простыми филенками. Паперть состоит из обширного крыльца в три ступени и простого классической формы козырька поддерживаемого четырьмя колоннами. Колористическое решение окраски храма сочетает торжественность золотого (купола), строгость белого (стены) и черного (медная кровля центрального четверика и колокольни), а также нарядность зеленого (двухскатная кровля трапезной части) цвета. Монастырская звонница состоит из 9 колоколов от 8 до 1140 кг, приобретенных на средства благотворителей в период с 1999 по 2008 гг. Первоначальное решение интерьера храма не сохранилось. В настоящее время во всех трех приделах – тябловые иконостасы современного письма в стиле древнерусской иконописи XV – XVI в.в. Иконы написаны в иконописной мастерской обители в период с 2000 по 2011 гг. иконописцами Юрием Родионовым и Николаем Трофимовым. В храме находятся многие святыни, главными из которых являются мощи святого праведного старца Феодора Томского, почивающие в резной деревянной раке, старинный чтимый список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей и другие.

http://sobory.ru/article/?object=07337

Под воздействием палящего южного солнца и влажного морского климата защитный слой оплавился, а образ совершенно потемнел. Позже, когда рядом с часовней был построен Никольский собор, икону с почти неразличимым изображением поместили в алтаре храма на внутренней стороне иконостаса. В 1935 г., в день праздника «Николы вешнего», церковный сторож заметил некий блеск на иконе и проявившуюся золотую полоску, а затем, в течение нескольких дней наблюдал вместе с диаконом как икона постепенно " проявлялась " . К началу июня было уже хорошо видно прежде утраченное изображение Николая Чудотворца, о чем и было сообщено настоятелю храма архиепископу Владимиру (Тихоницкому). В честь обновления храмового образа был отслужен благодарственный молебен, а специалисты подтвердили, что икона не испытала человеческого вмешательства. Обновившийся чудом образ святого Николая стал почитаться одной из главных святынь собора, к нему прибегали все страждущие чада Русской Церкви, оказавшиеся в рассеянии. 2) Икона Божией Матери " Всецарица " . Этот очень редкий старинный образ конца 17-го века школы Симона Ушакова был подарен собору частными благотворителями в день праздника иконы 31 августа 2016 г. Известный всему миру чтимый афонский список иконы Всецарицы прославлен многочисленными чудесами исцелений, особенно онкологических заболеваний. Прославились и его списки, находящиеся в разных странах, в том числе в Москве. 3) Чтимая Казанская икона Божией Матери располагается у южного клироса (справа от иконостаса). 4) Икона преподобного Серафима Саровского с частью камня, на котором молился подвижник, расположена в северном приделе. 5) Икона благоверных князей Петра и Февронии Муромских с частицами мощей. 6) Мощевик Киево-Печерских преподобных отцов. 7) Донская икона Божией Матери, вышитая рукой сестры св. страстотерпца Царя Николая великой княгини Ксении Александровны, располагается в южном приделе. Комментарии и обсуждение 20 января 2010 года Россия выиграла долгую тяжбу с православной ассоциацией Ниццы, управлявшей Свято-Николаевским собором более 80-и лет, и, хотя договор аренды истек еще в 2008 году, продолжала отстаивать свои права на владение собором.

http://sobory.ru/article/?object=00633

В те страшные годы, когда бездны греха открылись в людях, когда поругание всего святого и человеческого достигло, казалось, последних пределов – Она была с нами. Рушилось все – горели храмы, полыхала страшная братоубийственная война. Современники говорили тогда о Родине нашей: «Россия кровью умывается». Если бы поняли в те годы, что означает сие знамение – явление иконы Державной, то сколько страшных дел не было бы сделано. А где явилась икона Державная? В Москве, в Коломенском – этом изумительном месте, именно у храма в честь Казанской иконы Божией Матери, где был и есть чтимый список с Казанской иконы. И сейчас на месте иконы бьет источник со святой водой, а совсем неподалеку от него – источник святого великомученика Георгия. Как не вспомнить снова слова тропаря Казанской иконе: «В державный Твой покров прибегающим!» Какое это знамение и великое событие для истории – как хорошо бы нам понять сердцем, всем существом, что Божия Матерь стала еще ближе к нам, что мы можем, как никакой другой народ, обращаться к Ней о помощи и заступлении! Да, Она была с нами в те годы, и Сам Сын Ее – Спаситель Мира – был с нами. Об этом пророчески писал А. Блок в своем гениальном творении – поэме «Двенадцать». В ней Блок поднялся до самых возможных в то время человеку вершин постижения жизни и смысла событий земных. Он показал, что и в такой России, в таком мире – истерзанном, распятом, залитом кровью и грехом, впереди – Иисус Христос . Значит, Он попустил, чтобы все, что произошло в России и мире, совершилось, и Он со всеми нами всегда и везде до скончания века. «И Я с вами во все дни» (ср.: Мф. 28:20 ), – как Сам Он сказал Своим апостолам. Вот эти блоковские строки: …Так идут державным шагом – Позади – голодный пес, Впереди – с кровавым флагом, А за вьюгой невидим И от пули невредим, Нежной поступью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз Впереди – Исус Христос. Хочется сказать «Аминь». Но это не конец. Великий поток истории еще течет, и бег времени не закончен. Наступили новые времена, новые испытания. Пришел 1941 год. Казанская-Державная и Великая Отечественная война 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Решение о передаче построек и земель, исконно принадлежавших монастырю, в пользование обители, принятое Тверским облисполкомом 27 декабря 1990 года, было подписано В.А. Сусловым. Определением Священного Синода от 29 января 1991 года за постановили благословить открытие Казанского Вышневолоцкого женского монастыря с назначением в оной игуменьи Феодоры для возрождения монашеской жизни. 2 января 1991 года, в день памяти святого праведного Иоанна Кронштадтского, состоялось первое богослужение в Казанском женском монастыре. Его возглавил архиепископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник). В старом игуменском корпусе был устроен домовый храм в честь этого великого святого, попечителя и духовного наставника обители. В последующие годы были восстановлены купол и глава Казанского собора, боковые главы Андроникова собора, купол украсил и стройную красавицу-колокольню, был отремонтирован старый игуменский корпус, приведены в порядок стены и Святые врата обители. В чудом спасённой от разрушения колокольне восстановлен храм прп. Ефрема Сирина и мч. Неонилы, в котором стали совершаться богослужения. 18 апреля 2019 года в обитель вернулся чтимый список Андрониковой иконы Божией Матери. Это точная копия с чудотворной иконы, выполненная сёстрами Казанского монастыря в конце 1880-х годов. Образ в течение столетия сохранялся в дворянской семье Ярцевых, пережив в советской России годы лихолетья, и после отшествия к Богу последней представительницы этого рода, её доверенное лицо П.А. Дружинин передал святой образ в Казанский монастырь. С сайта: kazanskii-monastery.ru/О монастыре/История монастыря Комментарии и обсуждение Монастырь придерживается скитского устава. Доступ сильно ограничен. Монастырь открыт только в воскресные дни на время Богослужения. http://tver.eparhia.ru/history/hram/kazan/ В 1968-1969гг. проходил воинскую службу в части/ШМАС/, которая располагалась на территории этого Казанского монастыря. В зданиях храмов были склады с различным авиационным оборудованием, а сами здания, полуразрушенные, имели печальный вид и не верилось мне тогда, что эти храмы, эти прекрасные и чудные строения когда-нибудь вернутся в свой первоначальный облик.

http://sobory.ru/article/?object=00313

Вдовствующая царица поднесла в дар храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери, по сей день хранящийся в котельниковском храме. В 1818 г. село Котельники было выставлено на аукцион. Приобрёл его князь Сергей Михайлович Голицын. Это событие стало поворотным и для самого села, и для расположенного в нём храма. Один из богатейших людей своего времени, князь Голицын был меценатом по призванию, жертвующим не ради славы, а по велению души. Великолепно образованный, он отличался прекрасным художественным вкусом и питал искреннюю любовь к архитектуре. Работы, произведённые в котельниковском храме по инициативе нового владельца, были не просто текущим ремонтом, а комплексным обновлением храма, к которому были привлечены известные и популярные архитекторы своего времени, работавшие в те же годы и в имении Голицыных Влахернском в Кузьминках. В течение почти четырёх десятилетий над обустройством котельниковского храма трудились мастера, принадлежавшие к элите тогдашней архитектурной школы: Доменико и Алессандро Жилярди, Джованни Витали, Дормидонт и Михаил Быковские. Автором проекта нового иконостаса стал архитектор Доменико Жилярди (1785-1845). Итальянец по происхождению, он более двух десятилетий проработал в России. Алессандро Жилярди стал автором проекта четырёхъярусной храмовой колокольни и, по-видимому, также и автором проекта иконостаса для нижней придельной Никольской церкви. Закладка новой колокольни состоялась 28 июля 1838 г. На следующий год был сделан золочёный крест из английского белого железа, а ещё год спустя закончены отделочные работы и подняты колокола. Так храм обрёл тот облик, в котором мы и знаем его сегодня. Последним штрихом в оформлении храма стала каменная ограда в псевдорусском стиле, возведённая в 1898 г. по проекту архитектора Осипова. С судьбой храма связан выдающийся миссионер XIX в. - святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский, живший на покое в Котельниках и погребённый в ограде Казанского храма. За многолетние миссионерские труды его называли " Апостолом Алтая " и " Сибирским столпом Православия " .

http://sobory.ru/article/?object=01048

Митрофана и Тихона, дом для внебогослужебных чтений, странноприимный дом и больница. Толшевский Спасо-Преображенский , зашт., общ., Воронеж. y., в 40 в. от Воронежа, при р. Усмани. Основан пустынником Константином около 1646 г. При мон. странноприимный дом. Тихоновский , зашт., общ., в 5 в. от г. Задонска. Преобразован в 1873 г. в мон. из основанного в 1865 г. скита Задонского Богородицкого мон. При нем странноприимный дом. Успенский , зашт., общ., близ г. Валуйки. Основан царем Михаилом Феодоровичем в 1613 г. Здесь находится чудотворная икона святит. Николая. В г. Валуйки из мон. ежегодно совершается крестный ход в седьмую неделю по Пасхе. При мон. школа и странноприимный дом. Женские: Богородице-Тихонов Тюнинский , общ., в 1 в. от г. Задонска, при сл. Тюниной. Основан в 1867 г. из образовавшейся в 1833 г. жен. общины. Церковь мон. выстроена над колодцем, выкопанным самим святит. Тихоном. На праздник Живоносного Источника Божией Матери в мон. бывает соединенный крестный ход из Задонск. мон. и Успенского собора. При мон. богадельня и странноприимный дом. Варваринский , общ., в 15 в. от г. Нижнедевицка, при дер. Сомовке. Основан в 1883 г. из бывшей здесь с 1870 г. женской общины. При мон. богадельня, больница и школа. Знаменский-Александровский , общ., в 40 в. от г. Землянска, при дер. Александровке. Основан в 1868 г. При нем богадельня и больница. Казанский Таволжанский , общ., при с. Таволжанке, в 25 в. от г. Новохоперска. Основан в 1884 г. Здесь находится весьма чтимый список с иконы Богоматери, именуемой «Отрада или Утешение». 69 В 1901 г. освящен новоустроенный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. При мон. приют для малолетних сирот – девиц духовного звания. Лысогорский Успенский , общ., в урочище Лысая гора, Новохоперского y., близ с. Троицкого Юрта. Учрежден в 1895 г. из женской общины, открытой в 1890 г. Здесь замечательна древняя икона Спасителя в терновом венце. При мон. странноприимный дом. Николо-Тихвинский , общ., при с. Пятницком, в 50 в. от г. Бирюча. Учрежден в 1899 г. из общины, открытой в 1889 г. При нем школа, приют, богадельня и странноприимный дом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

К началу ХХ в. в монастыре оставалось только 7 насельников, и в феврале 1903 года было решено преобразовать его в женский. Монахини приехали из Воскресенского Новоторжского монастыря. Монастырь очень быстро стал благоустраиваться. Через десять лет здесь было уже около 140 сестер. Были отреставрированы храм и игуменский корпус, возводились деревянные кельи и хозяйственные постройки. Наряду с другими послушаниями сестры писали иконы, сохраняя традиции древней обители; не прерывалась молитва «за вся человека» по особому чину. В монастырской церковно-приходской школе обучались крестьянские дети. Был открыт приемный покой для амбулаторных больных, а во время Первой мировой войны – приют для детей погибших воинов. В 1913 году в ознаменование 300-летия Дома Романовых, с которым тесно связана история Оршина монастыря, была построена в Твери каменная часовня, освященная в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. В 1919 году монастырь закрыли. На его территории устроили школу, храм сделали зернохранилищем. О судьбе монахинь почти ничего не известно. Монашеская жизнь в обители возобновилась в 1992 году. В Твери при храме святой великомученицы Екатерины вскоре было открыто подворье Вознесенского Оршина монастыря. И на подворье, и в монастыре совершались богослужения по монастырскому чину, сестры проходили послушания; велись реставрационные работы, строилась дорога. В 1996 году Екатерининское подворье было преобразовано в Свято-Екатерининский женский монастырь. В настоящее время обитель продолжает восстанавливаться. Построена маленькая деревянная церковь во имя преподобного Савватия Оршинского. Начались богослужения в древней части собора. Всего в соборе 6 престолов: центральный – Вознесения Господня, два боковых – преподобного Онуфрия Великого и святой великомученицы Екатерины, престол Рождества Иоанна Предтечи «на полатях», а также два придела в трапезной части храма – один в честь святителя Варсонофия Тверского и Казанского и Дмитрия Ростовского и другой придел – Феодоровской иконы Божией Матери. Сама древняя чудотворная икона сейчас находится в Тверской картинной галерее. Чтимый список с нее летом 1996 года вернулся в обитель.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Но, наконец, она удостоверилась, что дочь чудесно исцелена. В доме было много гостей. Прибежав на крик, они увидели, что молодая графиня ходит здоровой. Тут же был отслужен молебен, и можно представить себе, с каким чувством молились присутствующие. Несмотря на полное исцеление дочери, графиня решилась везти ее в Москву, куда они и выехали на другой день, взяв с собой икону. В Москве граф устроил собрание ученых врачей. Врачи, во главе с Шарко, отказывались приискать научное объяснение происшедшему, и Шарко говорил, что если б не такие достоверные свидетели, как московские профессора, то он бы счел все это событие за мистификацию. Граф стоял в Лоскутной гостинице. Слух об исцелении быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться сперва в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону и где происходила необычайная давка. В последних числах марта семья графа с иконой выехала обратно в деревню. Тут в усадьбу пришла слепая девица, рассказавшая, что Богоматерь во сне велела ей идти к Ее иконе. Графиня вынесла ей икону, пред которой та долго молилась, и через несколько дней пришла уже зрячей на оба глаза. В графском саду была устроена сперва часовня, а потом и церковь. Чудеса записывались, и двадцать одно чудо было обследовано наряженной из Полтавы комиссией. Один мальчик исцелился на глазах комиссии. В 1885 году открыта в Козельщине женская община с больницей, училищем и приютом для калек. Богомладенец на Козельщанской иконе полулежит на коленях Богоматери, держа крест. Справа изображена чаша с ложечкой, вероятно, в символ того, что Богоматерь принесла радость миру: «Радуйся, чаше, черплющая радость». Чтимый список с этой иконы находится в Москве, в церкви Казанской иконы у Серпуховских ворот. На Страстной неделе 1885 года в Астрахани от списка с Козельщанской иконы получила исцеление девица Гицевич. 23 февраля Сокольская икона Сокольская икона Божией Матери, явление которой последовало в 1172 году, ныне хранится в Сокольском Преображенском монастыре. Этот монастырь расположен на горе Духовой, при реке Ворскле, и находится в трех верстах от местечка Соколки Кобелякского уезда Полтавской губернии.

http://sedmitza.ru/lib/text/440278/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010