Второй чтимый список - Петербургский, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной главнейших святынь града св. Петра. В 1811 году в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор. В следующем 1812 году М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками. Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона. В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. Чудом сохранившийся в революционное лихолетье, Петербургский список Казанской иконы хранится ныне в Князь-Владимирском соборе, дожидаясь возвращения на свое место в иконостасе Казанского собора после его восстановления. После октябрьского переворота многие иконы из-за их древности и богатых окладов были пущены с молотка и попали в руки западных коллекционеров. Один из списков Казанской иконы Божией Матери, написанный в XVIII веке и украшенный драгоценным окладом и камнями, был продан за рубеж, а затем выкуплен и подарен папе римскому Иоанну Павлу II, в покоях которого икона находилась с 1981 года. Летом 2004 года почитаемый список с Чудотворной Казанской иконы Божией Матери был возвращен в Россию и передан в Московский патриархат. В июле 2005 года   приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II доставил Образ в Казань во время своей поездки, приуроченной к 450-летию Казанской епархии Русской Православной Церкви. Теперь список с иконы Казанской Божией Матери хранится в Благовещенском монастыре Казани.

http://sedmitza.ru/text/741630.html

" Стиль письма " указывает " на многовековую древность этой иконы " . Списки В Вятском краю Списки образа стали распространяться в России со второй половины XIX века. Несколько ранних списков было в Вятской губернии. Первый был сделан Неволиным после исцеления в 1863 году и находился в Вятском Христорождественском монастыре . 19 ноября 1866 года его украсили ризой, изготовленной на Афоне . Ежегодно 11 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке . В 1864 года Неволиным был создан ещё один список для собора во имя святителя Николая в городе Нолинске . В 1882 году игуменией Вятского Преображенского монастыря по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери " В скорбех и печалех Утешение " , где был помещён список, оставленный иеромонахом Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку , и 25 января. В 1883 году был создан список для храма села Вишкиль Вятской губернии. В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Екатерининском соборе . Икона Божией Матери " В скорбех и печалех утешение " . Список 1913 г. из Андреевского скита. Санкт-Петербургский Екатерининский собор в Пушкине. Петербург и окрестности В 1913 году в Андреевском скиту был написан список, в том же году подаренный епископу Гдовскому священномученику Вениамину (Казанскому) . В 1917 году эта икона была передана митрополитом Вениамином в утешение жителям Царского Села (ныне Пушкин) после убиения их пастыря, священномученика Иоанна Кочурова . Образ был поставлен в Екатерининском соборе . После того как собор был взорван в 1939 году, многие иконы оттуда были сожжены прямо на Соборной площади, но чтимый список уцелел. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора Санкт-Петербурга протоиерей Борис Глебов передал её в Софийский собор Пушкина . В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденный Екатерининский собор . В Санкт-Петербурге один из списков иконы с частицами мощей изображенных святых находится в Благовещенском храме Пресвятой Богородицы - архиерейском подворье (прежде - подворье Афонского Андреевского скита) .

http://drevo-info.ru/articles/8082.html

Во время нашествия поляков и осады лавры в 1608-1610 году Пятницкий монастырь сильно пострадал. Каменные здания сохранились, но были разрушены главы Введенской и Пятницкой церквей, разломана ограда, сожжены деревянные иноческие кельи. Почти все старцы Пятницкого монастыря – около двадцати человек – погибли. После Смутного времени опустевший Пятницкий монастырь был восстановлен уже в качестве женской обители. До нашествия поляков в окрестностях действовали два девичьих монастыря – в Хотьково и в селе Подсосино (возле пос. Лоза). Оба были разорены неприятелем, однако сестры смогли укрыться в лаврских стенах. Они-то и стали первыми насельницами Пятницкого монастыря, воссозданного в качестве женской общины. Впоследствии в Пятницкую обитель стали поступать и другие благочестивые девицы и вдовы. В их числе была родная сестра знаменитого игумена Троицкого монастыря Дионисия инокиня Евфросиния. В XVII веке в Пятницком монастыре прославилась чудесами Казанская икона Божией Матери. В 1647 году троицкий слуга Михаил Богданов сильно заболел. Жена отвезла его в город Вязники к чудотворной Казанской иконе, которую написал инок Николо-Шартомского монастыря Иоаким. Богданов вернулся в Сергиев Посад с копией чудотворной иконы, которую поставил в Введенской церкви Пятницкого монастыря. Когда перед образом Пресвятой Богородицы был отслужен молебен, Богданов получил исцеление. Также исцелился страдавший немотой слуга Богаднова Павел Борисов, от головной боли – троицкий слуга Иван Желтухин, от бесовских видений – старец Дионисий. До 1650 года чудотворный список Казанской иконы Божией Матери находился в Введенской церкви, а затем был перенесен в соседний Пятницкий храм того же Подольного монастыря. Инок Лука, служивший здесь пономарем, перенес чтимый образ из иконостаса в алтарь, чем сильно опечалил прихожан, которые лишись возможности взирать на икону и поклоняться ей в храме. Во время Рождественского поста инок Лука услышал голос, исходивший от Казанского образа: «Ты образ мой чудотворный в тесности затворил; встань и учреди место в церкви между образами святой Троицы и Параскевы, дощечку прибей тремя гвоздями и на том месте поставь меня». Лука сначала не поверил видению, но на другой день снова услышал голос: «Чернец, почему не веришь слову моему? Пойди и устрой мне место, как тебе было сказано». Пономарь в страхе вышел из церкви и по дороге случайно встретил плотника с дощечкой. Лука попросил его помочь установить Казанскую икону. Плотник охотно согласился: прибил доску тремя гвоздями и установил чтимый образ в иконостасе. В 1654 году по указу патриарха Никона чудотворная Казанская икона Пятницкого монастыря была привезена в Москву для молебствия об «утешении гнева Божия во время морового поветрия». По-видимому, с того времени Казанский чудотворный образ так и остался в Москве и больше в Сергиев Посад не вернулся.

http://sobory.ru/article/?object=31930

В 1991 г. согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. было определено открытие женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Тогда же начались реставрационные работы. За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине города. Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны. http://hram-tver.narod.ru/ Казанский монастырь в Вышнем Волочке – женский православный монастырь, основанный в 1881 г. как общежительный из женской общины, образованной на средства князя Арсения Степановича Путятина. Ныне монастырь Казанской иконы Божией Матери, закрытый в советское время и открытый для возрождения в 1991 г., является действующим. В конце XVI века в Вышний Волочек местными купцами был привезен список с Казанской иконы Богоматери. В писцовых книгах под 1583 г. значится Николаевский Вышневолоцкий погост с двумя деревянными церквями – Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца, в одном из храмов находился большой список чудотворного образа. Летом 1724 г. возникший в погосте большой пожар уничтожил обе церкви, но икона уцелела. В честь нее был возведен новый деревянный храм с приделами святого Николая Чудотворца и великомученика Дмитрия Солунского. Но он простоял недолго и в 1742 г. также сгорел во время пожара, уничтожившего много домов в Вышнем Волочке. Икона при этом пропала. Спустя некоторое время её обнаружили «на диком и пустынном месте в двух верстах от погоста, близ трёх водных ключей, на берёзовом пне». На месте явления иконы была выстроена часовня, в ней на возвышении установлен чтимый Казанский образ Божией Матери для поклонения приходящими и проезжающими. Над одним из ключей срубили «деревянный колодезь».

http://sobory.ru/article/?object=00313

Митрополит Иосиф (Чернов) передал в Казанский собор Алма-Аты чтимый Казанский образ Пресвятой Богородицы. На оборотной стороне иконы сам владыка сделал надпись: «По свидетельству ученых археологов СССР это святая икона Казанской Богоматери 17-го века. Я ее имел как драгоценность и святыню — ныне ее преподношу Казанской церкви в Алма-Ате на молитвенную память и в память и утверждение мира в храме, как среди священнослужителей, равно и мирян-труженников! Помните завет, молитесь Богоматери!» Еще один мой предшественник по казахстанской кафедре митрополит Алексий (Кутепов), ныне глава Тульской митрополии , доставил в южную столицу из России древний чтимый список Казанской иконы Богородицы, который стал украшением и святыней Вознесенского кафедрального собора. Благодаря владыке Алексию во многих храмах Казахстана появилось духовное сокровище — частицы мощей известных по всему миру угодников Божиих, перед которыми верующие могут склониться в молитве. До настоящего времени жители Алма-Аты помнят, как в январе 2005 года в наш город митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (ныне глава Пермской митрополии ) впервые доставил ковчег с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Это событие стало по-настоящему общеказахстанским духовным торжеством. Начиная с 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла казахстанцы смогли совершить молитвы перед всемирно почитаемыми святынями: Курской-Коренной иконой Божией Матери «Знамение», Животворящим Древом Креста Господня из афонского монастыря Кутлумуш, десницей святителя Спиридона Тримифунтского. В памяти у всех нас прибытие ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы во все крупные города и областные центры республики, которое можно назвать всеказахстанским крестным ходом. Конечно же, нельзя не вспомнить огромные очереди паломников к мощам блаженной Матроны Московской, мученика Вонифатия Тарсийского и повторно привезенному ковчегу с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары, к Почаевской иконе Богородицы и образу Царицы Небесной «Неупиваемая Чаша».

http://patriarchia.ru/db/text/1111161.ht...

В память освобождения Москвы от поляков установлено было совершать 22 октября особое празднование в честь Казанской иконы Божией Матери. Сначала это празднование совершалось лишь в Москве, а с 1649 года было сделано всероссийским. Полтавская битва В 1709 году перед Полтавской битвой царь Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери из села Каплуновки . В 1721 году царь Петр перенес один из списков с Казанской иконы Богородицы из Москвы в Санкт-Петербург , где икона вначале была поставлена в часовне, потом в Александро-Невской Лавре , а с 1737 года в храме в честь Рождества Богородицы на Невском проспекте . В 1811 году перед Отечественной войной святая икона Небесной Заступницы перенесена в новосозданный Казанский собор . Отечественная война В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В праздник Казанской иконы 22 октября 1812 года русские отряды под предводительством Милорадовича и Платова разбили арьергард Даву. Это было первое крупное поражение французов после ухода из Москвы, враг потерял 7 тысяч человек. В тот день выпал снег, начались сильные морозы, а армия покорителя Европы начала таять. Утрата и списки До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казани ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре . В ночь на 29 июня 1904 года чтимый образ был украден из обители. Известие потрясло Россию и явилось предзнаменованием предстоящих испытаний. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждения. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопросов. Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудовтворцев .

http://drevo-info.ru/articles/7646.html

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских русских обителей на Афоне писали списки чудотворного образа в основном для мон-рей (особенно женских) и храмов в России. Одна из привезенных с Афона местночтимых икон (1879, написана в Благовещенской келлии иером. Серафимом (Титовым)) находилась в Таволжанском Казанском жен. мон-ре (Новохопёрский у. Воронежской губ.); после его закрытия образ передан монахинями в ц. иконы Божией Матери «Знамение» Борисоглебска Воронежской обл. Др. чтимый список иконы был прислан в 1852 г. по инициативе иеросхим. Сергия (Веснина) в Новодевичий Воскресенский мон-рь в С.-Петербурге, где в честь ватопедского образа в 1850-1854 гг. была устроена домовая церковь (в юж. главном корпусе при игуменских покоях). В XX в. икона была сохранена верующими в Тамбове и передана в дар Вышенской Успенской обители, в 2014 г. возвращена в Новодевичий мон-рь. На ее обороте - дарственная надпись с благословением от старцев Русского Пантелеимонова мон-ря месту, «идеже волею Августейшаго Монарха Николая Iro по благоволению Свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых». Аналогичная икона того же автора сер. XIX в. (частное собрание) дополнена фигурами великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата. Сохранились упоминания о том, что списки «О. или У.» и. были отправлены российскому послу в К-поле И. А. Зиновьеву (к 50-летию службы, 17 дек. 1901), настоятельнице мон-ря Тихвинской иконы Божией Матери в слободе Борисовка Курской губ. игум. Маргарите (Соломенцевой) (сент. 1881; см.: История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 683, 757. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 5); Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 498-505, 511, 517. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 9)). Список образа находился в Краснослободском жен. монастыре (Республика Мордовия), в храме общины в честь «О. или У.» и. в с. Добрыниха (в имении гр. М. В. Орловой-Давыдовой, ныне городской окр. Домодедово Московской обл.) и в др. церквах.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию. В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье. После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, 9-10 (262-263) май 2003 г.). В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие. До принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он хранится в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в г. Москве.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

В иконостасе также помещена икона московской школы – «Благовещение Пресвятой Богородицы» XVIII века, отличающаяся сложно-разработанным архитектурным фоном в духе развитого барокко. Рядом находится особо чтимый образ преподобного Пимена Великого (память 27 августа/9 сентября) 6 . Напротив этого образа, перед решеткой солеи, в большом, выполненном под мрамор киоте – упоминавшаяся уже Казанская икона Божией Матери 7 , а справа от нее, на аналое, – уменьшенный список с иконы преподобного Пимена. В верхней части ниш первого яруса иконостаса, в глубине мраморных арок размещены иконы праздничного чина – двунадесятые праздники. Это тонко исполненные миниатюры, некоторые из них без достаточных оснований считали принадлежавшими кисти В. М. Васнецова. В левом, северном приделе иконы праздничного чина посвящены праздникам Божией Матери, в центральном алтаре и правом, южном приделе – Господским праздникам. Помимо этих миниатюр, в подарочных пространствах помещены две других: «Явление трех Ангелов Аврааму» (над Владимирской иконой) и «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (над южной дверью центрального алтаря). Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря помещены изображения двенадцати апостолов в рост, обращенные к Спасителю, восседающему на Престоле. В левом приделе – композиция В. М. Васнецова: сидящая Богоматерь с Младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвестивших о рождении ог Нее Сына Божия. В правом приделе – параллель этой композиции: четыре пророка, предрекавших о пришествии Христа в мир, обращены лицами к Богу-Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией (как символ Евангелия) со словами «В начале бе Слово». Святейший патриарх Пимен и пименовский храм Духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с храмом, носящим имя его Небесного покровителя, началась более 50-ти лет назад Церковные нестроения тех лет, болезнь и смерть в 1923 году настоятеля Пименовского храма отца Михаила Стеблева весьма тяжело отразились на состоянии правого хора, о составе и руководителях которого в те годы мы не имеем сведений. Известно лишь, что при отце Михаиле были правый и левый хоры и в начале двадцатых годов под руководством Зинаиды Ивановны (фамилия неизвестна. – С. Г.) был создан детский хор, певший раз в седмицу молебны перед Владимирской иконой Божией Матери. С юными певчими занимался руководитель правого хора Стефан Андрусенко. Однако постепенно эти хоры распались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Петр Паламарчук в книге «Сорок сороков» утверждает, что «под крестом церкви имелась надпись о том, что она построена в честь 100-летия взятия Казани» на месте более раннего деревянного храма. Версии о более ранних сроках постройки первого Казанского храма на Государевом дворе при царе Михаиле Федоровиче, в 1630-х г.г., равно как и другая версия церковного предания, которая гласит: «В 1610 г. тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче», - не находят своего подтверждения в авторитетных источниках, как минимум, ставятся под сомнение. Около 1910 г. на стены храма, «лишенные первоначально какой бы то ни было живописи», нанесли новую роспись. В 1941-1942 г.г. храм не действовал, затем службы возобновились и более не прекращались. Первоначально храм был домовым и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Северное крыльцо одновременно служит основанием колокольни и переходом в неё. Святыни храма: Чудотворная икона Божией Матери «Державная»; Чтимый список с Казанской иконы Божией матери (XVII в). В северном приделе находится деревянная скульптура Иисуса Христа. В 1920-х г.г. скульптура была в главном храме. В 2019 г. реставрационные работы финансировались по Программе предоставления субсидий из бюджета г. Москвы. Работы велись на колокольне: выполнена реставрация кирпичной кладки фасадов; ремонт конструкций кровли и окрытия перехода; реставрация завершения (шатер, глава, крест); реставрация белокаменных ступеней входной группы; замена дверных и оконных столярных заполнений. http://www.fedmp.ru Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. × Внести изменения в объект Что нужно изменить: Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных. × Добавить статью или комментарий Уведомить меня по итогам проверки статьи Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь комментарий или небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы. × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=03299

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010