Тогда, более шести веков назад, освобождение Руси начиналось с молитвы великого угодника Божия Преподобного Сергия Радонежского и его сподвижников, умноженной общей молитвой всего народа, после чего предстательством Царицы Небесной пришло спасение. Будем же и мы молиться и уповать, что милостью Божией, действием Его всеочищающей благодати нам будут дарованы силы преодолеть зло, восстающее на нас. Прославляя родившегося на земле Спасителя мира, будем помнить, что Господь, всегда пребывая со Своей Церковью, дарует нам и многие духовные радости. Возрождается церковная жизнь. Все больше людей - молодых, активных, полных энергии - начинают трудиться на ниве Христовой. Возвращаются на родину после долгих странствий православные святыни. В истекшем году в Россию вернулась чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Господь судил мне встретить этот святой образ в Москве и вернуть его в Свято-Успенскую обитель Пречистой в древнем городе Тихвине. Сколько веры в предстательство Божией Матери мы видели у десятков тысяч людей, приходивших прикоснуться к этой святыне! Среди возвратившихся к нам святынь был и чтимый список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, долгие годы пребывавший вне пределов нашего Отечества. Нас посетили честные мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Принесение святых мощей угодниц Божиих стало первым совместным деянием Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, знаменательной вехой на пути преодоления разделений. Церковь наша торжественно отметила 250-летие со дня рождения преподобного Серафима Саровского - провидца возрождения Святой Руси. Успехи церковного возрождения засвидетельствовал состоявшийся в Москве Освященный Архиерейский Собор, который подвел первые итоги жизни Русской Православной Церкви в начале XXI столетия и третьего тысячелетия от Рождества Христова. Собор отметил положительные перемены во многих сферах церковного служения и определил задачи на ближайшее время. Главной задачей было названо укрепление единства Церкви Христовой, столь нужное для твердого свидетельства об истине Святого Православия, этого священного дара, вверенного нам Самим Господом.

http://pravoslavie.ru/12341.html

19 января 2000 г., я пришел с поручением руководства Управления Президента РФ по вопросам внутренней политики в Елоховский собор, где Патриарх служил праздничную литургию. Войдя в алтарь (имел на то благословение), простоял в сторонке как зачарованный почти всю службу. После запричастного стиха Патриарх сел в кресло слева от престола и стал слушать подходящих к нему священнослужителей. Наконец дошла и моя очередь. Патриарх благословил, и пока я говорил, продолжал держать мою руку, внимательно глядя мне в глаза со своей неповторимой подбадривающей и в то же время строгой, отеческой улыбкой. Это было так необычно и волнительно. Поручение было выполнено и забыто. Разговор и теплые руки Патриарха запомнились навсегда. Сила личности Предстоятеля Церкви особенно проявлялась в его природной культуре общения, и, как это ни странно, в деликатности. Думается, что личные качества Патриарха Алексия II были обусловлены тем, что он был потомком древнего дворянского рода Ридигеров, с их веками оттачиваемой культурой и долгой историей верного служения России. 12 августа 2004 г. готовилась очередная встреча Предстоятеля Церкви с Президентом РФ В.В. Путины м. С сотрудниками протокола Президента и офицерами ФСО приехали в Переделкино на рекогносцировку. Все автомобили с их «мигалками» и «крякалками» остались за воротами. На территорию резиденции высокие гости, для которых в стране не было закрытых дверей, вошли пешком. Слева от входа - новая трехэтажная резиденция, нарядная как терем. Территория вокруг обустроена: выложенные камнем дорожки, цветы на клумбах, ухоженные деревья и кустарники. Рядом возвышается храм Преображения Господня. К рабочему кабинету Патриарха, на третий этаж, поднялись на лифте. Хозяин встретил с улыбкой, приветливо поздоровался. Он был в сером подряснике с темным плетеным пояском, легкие седые волосы слегка вились вокруг головы, лицо свежее, выглядел отдохнувшим. Патриарх проводил всех в каминный зал, и показал место, где предполагалась беседа с Путиным. Затем отец Владимир повел представителей протокола по маршруту завтрашней встречи. Я же попросил разрешения переговорить накоротке. Патриарх благословил и предложил сесть. Он сам начал с того, что заседание Синода будет 17 августа в Москве , что поездки по епархиям пока отменяются. Это связано с тем, что ему вскоре надо пройти обследование, так как в коронарные сосуды вставлены пропитанные лекарством расширители, что требует контроля. В ходе ближайшей литургии 28 августа католический кардинал Вальтер Каспер передаст чтимый список иконы Божией Матери Казанской, который 11 лет хранился в Ватикане.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/1...

По традиции перед полиелеем Предстоятель Русской Православной Церкви перенес чтимый список Казанской иконы Божией Матери с престола на аналой в центре храма, где святыне поклонились тысячи верующих. Святейший Патриарх Кирилл совершил помазание богомольцев елеем. 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Казанском соборе на Красной площади.и совершил молебен перед Казанской иконой Божией Матери. Затем от лица духовенства к Патриарху Кириллу обратился протоиерей Николай Иноземцев, который преподнес Его Святейшеству список Казанского образа. После богослужения Святейший Патриарх Кирилл возглавил шествие, посвященное Дню народного единства, которое прошло от Казанского собора на Красной площади через Воскресенские (Иверские) ворота к Манежу. 4 ноября, в праздник Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил торжественную церемонию открытия VIII церковно-общественной выставки-форума «Православная Русь — к Дню народного единства». (См. с. 4–5) 5 ноября в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял первого заместителя мэра в Правительстве Москвы, руководителя Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы В.И. Ресина. Святейший Патриарх наградил первого вице-мэра столицы новой наградой Русской Православной Церкви — Патриаршим знаком «Храмостроитель». 5 ноября в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, председателя Государственной Думы Б.В. Грызлова и мэра Москвы Ю.М. Лужкова состоялись 21-е совместное заседание Наблюдательного, Попечительского и Общественного советов по изданию «Православной энциклопедии» и презентация очередных алфавитных XX и XXI томов. 11 ноября Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в заседании президиума Российской академии образования (РАО). Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с речью перед собравшимися и ответил на вопросы участников заседания.

http://e-vestnik.ru/news/patriarshee_slu...

Описание: Икона " Богоматерь Казанская-Каплуновская " Конец XVIIb. Фрагмент. --- Списки Казанской иконы расходились в огромном количестве по всей Руси. Иногда икона копировалась вместе с окладом или его элементами. Так возникли Казанские в «корунах», сохранившие до наших дней облик этих выразительных иконных убранств, несущих в себе нечто глубоко народное, даже напоминающих чем-то крестьянскую «рогатую» кику. Казанские в «корунах» представляют определённую редкость. В 1689г. в слободе Каплуновка Харьковск[...] Файл 22928.jpg:   Размер: 665x1000, 0.67 MPix, 206 Kb. Дата: 2013-12-18, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 4 (203) , (13) . Описание: Старинная икона Божья Матерь Каплуновская Казанская. Россия XVIII-XIX век. Старинная православная икона Богородицы Казанской в наиболее редком ее варианте написания имеет свое собственное название Каплуновская икона Пресвятой Богородицы. Данная икона была написана в первой половине XVIII века на добротной двухковчежной доске размером: 31,9х26,7х2,7 см. В последующие 250 лет икона подвергалась многочисленным наслоениям живописи и поновлениям. После проведения работ по расчистке иконы от потемн[...] Файл 22929.jpg:   Размер: 844x960, 0.81 MPix, 631 Kb. Дата: 2013-12-18, участник [ tol ]. Рейтинг изображения: 3 (256) , (16) . Описание: Каплуновская в Казанском женском монастыре г. Казани http://www.kazanski-m-rzn.ru/ikona/День празднования — 24 сентября. Иконография «Каплуновского» образа отличается от других изображений Богородицы тем, что Божия Матерь изображается на этой иконе без Богомладенца. Чтимый список «Каплуновской» иконы Божией Матери был передан в Казанский монастырь схимонахиней Херувимой (Соколиной), проживающей в Рязани в доме схиархимандрита Серафима (Блохина), которому когда-то образ Богоматери[...] Файл 25699.jpg:   Размер: 600x800, 0.48 MPix, 752 Kb. Дата: 2015-11-09, участник [ qwerty ]. Рейтинг изображения: 3 (222) , (7) . Описание: Казанская Каплуновская икона Божией Матери.А silver-gilt icon of the Kaplonovskaya Mother of God, St Petersburg, dated 1794, maker " s marks partially obscured. 32 by 28.5cm, 12 3/4 by 11 1/4 in.

http://pravicon.com/icon-144

Нижний придел в честь Ахтырской иконы Божией Матери – это первый известный нам в России придел, посвященный этой иконе. Церковь в Лукино была построена уже через четыре года после указа 1752 года о почитании Ахтырской иконы чудотворною. В самой Ахтырке храм с приделом в честь новоявленного образа был освящен только в 1768 году. Вероятно, Федор Валуев был большим почитателем Ахтырской иконы и строительство храма было связано с чудесной помощью, полученной Федором Еремеевичем от Ахтырской святыни. Не случайно в церкви хранился чтимый список чудотворного образа. В 1816 году храм постройки XVIII века пострадал от пожара и восстановлен через 17 лет, в 1833 году. Второй этаж храма перестроен помещиком поручиком Василием Николаевичем Елагиным. На церковной колокольне было 6 колоколов, самый большой из которых весил 57 пудов 38 футов. Глубоко почитались местными жителями такие храмовые святыни, как Ахтырская икона Божией Матери, икона преподобного Нила Столобенского и Казанская икона Пресвятой Богородицы. При храме в 1895 году была учреждена церковно-приходская школа, где обучались 59 мальчиков и 22 девочки. Последние гонения на Православную Церковь не обошли стороной и церковь Воздвижения Креста. В 1932 году был арестован и сослан настоятель храма отец Алексий (Белявский). По свидетельству местных жителей, храм был закрыт в 1933 году по инициативе новообразованного колхоза «Коммунар». Дом Божий сначала превратили в клуб. Позднее клуб закрыли, а в храме разместили склад. В годы Великой Отечественной войны село оказалось в зоне оккупации. В это время в храме содержались русские военнопленные. В 1970-е 80-е годы на первом этаже размещался зерносклад с мельницей. К началу XXI века храм в результате «использования» его колхозом оказался в полуразрушенном состоянии. Через 70 лет после закрытия, в 2003 году, по благословению Высокопреосвященнейшего Евсевия, Архиепископа Псковского и Великолукского (ныне митрополита Псковского и Порховского), был вновь учрежден приход Крестовоздвиженского храма и начаты восстановительные работы. В2006 году, к 250-летию храма, проведенные восстановительные работы позволили установить центральный свод с куполом. В 2007 году начато строительство колокольни. В 2008 году установлена резьба иконостаса. В 2009 году было завершено строительство колокольни и покрыта металлом кровля храма. В том же году в иконостасе появились первые писаные иконы. В 2011 году к западному фасаду пристроена паперть и выполнено отопление Ахтырского придела. В 2013 году устроены хоры в западной части нижнего придела. 15 ноября 2015 года Преосвященнейшим Сергием епископом Великолукским и Невельским в сослужении с собором священнослужителей было совершено Великое освящение нижнего храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=08003

Церковь была расписана в 1775 году. Исследователи приписывают живопись кисти ярославца Михаила Алексеевича Соплякова. Цикл росписей свода посвящен сценам Страстей, Распятия, Погребения, Воскресения Иисуса Христа и Его явлению ученикам. В стенописях ясно проявилась связь между искусством XVII и XVIII веков. После закрытия Владимирского собора в 1930-х годах утрачены колокольня, ограда, пятиглавие и внутренние интерьеры церкви. Чудотворная Нерехтская-Владимирская икона, как и всё убранство храма, бесследно исчезла. Обнаружить святыню удалось в 1983 году. После реставрации икона находилась в музее, затем в Крестовоздвиженской и Преображенской церквях города Нерехты. Внешне Владимирская церковь близка ярославским храмам XVII века: огромный четверик с мощным пятиглавием, нарядное крыльцо с висячими гирьками, изразцы, роспись на нем и в закомарах. Но в интерьере вместо четырех столбов — два, световые главы установлены на конструкции из подвышенных арок. Архитектура Владимирской церкви сыграла важную роль в развитии нерехтскго каменного церковного зодчества XVIII века. Многие приемы ее фасадского убранства были использованы и в других памятниках и, в первую очередь, при сооружении собора в честь Казанской иконы Божией Матери на центральной площади Нерехты. Престолов 3: в холодной - в честь Владимирской иконы Божией Матери; в теплой: правый - в честь Сретения Господня, левый - во имя архистратига Михаила. К церкви приписана была часовня на городской площади, снесенная в середине ХХ в. (на месте часовни ныне находится памятник Ленину). Современное состояние [ править править код ] Восстановление храма началось в 1995 году. В храме сохранилась клеевая стенопись 1775 года, отреставрированная в 1995—2006 годах Костромскими художниками-реставраторами под руководством А. Малафеева. 13 мая 2004 года Владимирский собор города Нерехты был передан Церкви. Святыни [ править править код ] Достопримечательность церкви составляют два чудотворных образа Божией Матери, именуемые Владимирскими. Чтимый образ Царицы Небесной пребывает в Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре и приносится на богослужения, совершаемые в ныне закрытом Владимирском соборе изредко. В церкви хранится список Владимирской иконы Божией Матери. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Владимирская_(...

Желаю вам милости Божией, счастья, благополучия, здравия и спасения и во всем благого поспешения. И пусть Господь воздаст вам Своими небесными дарами и сохранит вас на многая и благая лета!» Владыка Ювеналий вручил благотворителям и труженикам храма Казанской Божией Матери церковные награды. Орденом преподобного Серафима Саровского III степени был награжден В.А. Семенов, медалью «Патриаршая благодарность» — протоиерей Андрей Табаченков, Патриаршей грамотой — протоиерей Павел Сударев, медалью Московской епархии «За жертвенные труды» — А.А. Булгаков, медалью Московской епархии «За жертвенные труды» II степени — Н.А. Быковская, медалью Московской епархии «За жертвенные труды» III степени — А.А. Козлов. Своими благословенными грамотами Патриарший наместник наградил тружеников прихода. Затем митрополит Ювеналий освятил памятную доску, посвященную пастырям-новомученикам, служившим в Казанском храме, — священнику Вячеславу Занкову и священнику Димитрию Смирнову. Первые упоминания о Казанской церкви в Котельниках относятся к началу XVII века. В 1651 г. село купил Борис Иванович Морозов. При нем здесь уже стояла церковь «Пресвятыя Богородицы иконы Казанския». После кончины боярыни Феодосии Морозовой в 1676 г. село Котельники было передано дворцовому ведомству. В 1683-1684 гг. мастера Каменного приказа построили новую церковь из камня. При ее освящении Святейшим Патриархом Иоакимом присутствовали царевичи Петр и Иоанн с матерью — Натальей Кирилловной Нарышкиной, которая поднесла в подарок храму чтимый список с чудотворной Казанской иконы, в настоящее время пребывающий в храме. В начале XIX века храм был реконструирован. По указанию нового владельца села князя С.М. Голицына вместо незавершенного придела священномученика Харлампия был построен придел в честь мученика Панкратия, отделенный от Никольского придела арками. 19 февраля 1926 г. в храме Казанской иконы Божией Матери села Котельники состоялось отпевание митрополита Московского Макария (Невского). Похоронен был митрополит в ограде, близ алтаря Казанской церкви. В 1957 г. Святейшим Патриархом Алексием I была учреждена комиссия, которая освидетельствовала могилу Святейшего Владыки. Тело митрополита Макария было перенесено в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и погребено в нижней части Успенского собора. На Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. митрополит Макарий был прославлен в лике святых. В Казанском храме особо почитается память святителя и имеется ковчег с частицей его честных мощей. Для увековечения памяти святителя Макария (Невского) в 2011 г. с Алтая был доставлен поклонный крест, установленный на территории церкви в память о почившем здесь святом.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5438193...

В 1995 года верующие Алма-Аты обратились к правящему архиерею – архиепископу Алма-Атинскому и Семипалатинскому Алексию (Кутепову) (ныне – митрополит Тульский и Ефремовский) с просьбой походатайствовать перед городскими властями о возвращении здания в ведение епархии. В результате этого 2 сентября 1997 году храм был передан Церкви в бессрочное и безвозмездное пользование. Здание находилось в аварийном состоянии: основания не было, фундамент был полностью разрушен. Первые восстановительные работы проводились под руководством назначенного настоятеля иерея Игоря Светличного и эконома Г.Г. Беленок. Большим утешением для восстанавливаемого прихода стал подарок Никольского собора Алма-Аты – икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», которая была торжественно перенесена и установлена в храме в день памяти святителя Николая – 19 декабря 1997 года. 13 июля 1998 года решением акима Алма-Аты церковное здание внесено в государственный список памятников истории и культуры города местного значения. 6 ноября 1998 года, в престольный праздник, был совершен первый молебен. В 1999 году настоятелем был назначен протоиерей Евгений Воробьев. Начались работы по капитальному строительству и реконструкции здания. Заменен фундамент, храм обозначился центральным купольным навершием, пристроена колокольня, на которую подняли колокола, предоставленные в дар настоятелем Казанского собора Алма-Аты. Храм восстанавливался на пожертвования прихожан. В 2012 году деревянную церковь обложили облицовочным кирпичом. К 2014 году были завершены работы по внутреннему убранству храма – установлен иконостас, изготовлен позолоченный киот под чтимый образ, закончена роспись алтаря и нефов здания. Храм освящен в 2014 году. Вскоре после этого была приобретена новая звонница на пожертвования Андрея Лобачевского и освящена в январе 2015 года митрополитом Астанайским и Казахстанским Александром. 8 ноября 2015 года, после Божественной литургии, приуроченной к 100-летию храма, была открыта памятная мемориальная доска и заложен камень под строительство здания церковного дома.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_в_честь_и...

Декоративное оформление храма специалисты относят к стилистике русского узорочья с характерными рядами кокошников, угловыми полуколонками и разнообразным декором оконных проёмов на фасадах. На протяжении своей истории Казанский храм неоднократно достраивался и подвергался перепланировкам, в годы советской власти - насильственным и крайне неразумным. Сегодня храм в Котельниках обрёл вид истинно царского храма. Именно такой, возможно, и видел её когда-то в своих мечтах царь Алексей Михайлович Романов, подписавший указ о начале строительства. Позолоченный иконостас, выполненный резчиками по мотивам храмов Великого Устюга в старинной технике прорезной резьбы, украшают старинные иконы XVII в. по уникальным чертежам, сохранившимся в итальянских архивах, восстановлена колокольня, спроектированная некогда Алессандро Жилярди и разобранная в годы запустения храма. Возможно, впервые со дня построения церкви украсили её стены прекрасные росписи, также созданные по образцам подлинных храмовых фресок XVII в. В 2019 г. завершена архитектурная подсветка церкви, и озарённый светом в вечернее и ночное время, храм стал историческим украшением города, видный проезжающим путникам и автомобилистам по Новорязанскому шоссе. Жизнь прихода [ править править код ] При храме работает: Воскресная школа Киноклуб Общество трезвости Дружина милосердия Паломнические экскурсии Святыни [ править править код ] Главной святыней храма является Казанская икона Божией Матери XVII века, написанная мастерами Оружейной Палаты. По дошедшему до нас приданию в подарок храму этот чтимый список с чудотворной Казанской иконы, преподнесла Натальей Кирилловна Нарышкина в 1984 году, в день освящения храма, в качестве царского подарка. Икона богато украшенного вкладами – золотом, драгоценными камнями и жемчугом. В советское время, в 1938 году храм был закрыт, а икона изъята. В 1992 году, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в храм был возвращён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, много лет хранившийся в Успенской церкви села Жилино.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_храм...

До новой революционной смуты эта икона оставалась в построенном для нее кн. Пожарским Казанском соборе на Красной площади. С 1649 г. по повелению царя Алексея Михайловича местные празднования — казанское 8 июля и московское 22 октября — стали общероссийскими, а Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых. Храм Казанской иконы Божией Матери на Красной площади Второй чтимый список, принадлежавший вдовствующей царице Прасковии Феодоровне, был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, где он стал одной из главнейших святынь града св. Петра. В 1811 г. в честь этого образа был отстроен кафедральный Казанский собор. В следующем 1812 г. М.И. Кутузов, назначенный императором Александром I главнокомандующим русской армии, перед отъездом в действующие войска молился перед Петербургской святыней и чрез возложение на него святой иконы получил благословение Матери Божией на святое дело борьбы с захватчиками. Из награбленного французами серебра, отобранного казаками, в соборе Кутузовым был устроен серебряный иконостас — дар Божией Матери. Прах славного полководца, известного своим благочестием, упокоился под сводами Казанского собора рядом с чудотворным образом Богоматери, не отвергнувшей его молитв и даровавшей под его предводительством победу русскому воинству над армиями Наполеона. В Великую Отечественную войну, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери, что несомненно добавило стойкости верующим горожанам и помогло им выстоять до конца. История явленного чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX в. В ночь на 29 июня 1904 года собор Казанского Богородицкого монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В тот же год русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010