Крупецкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Спасо-Преображенская ц., с. Раков Минской обл.) Крупецкая икона Божией Матери. Кон. XIX — нач. ХХ в. (Спасо-Преображенская ц., с. Раков Минской обл.) В 1884 г. еп. Минский и Туровский Варлаам (Чернявский), идя навстречу пожеланиям граждан Минска, обратился в Святейший Синод с просьбой разрешить на зимний период торжественно переносить чтимую К. и. в Крестовую церковь архиерейского дома. К прошению был приложен регламент процессии с участием воинства, городских служб и ремесленных цехов. Разрешение было получено, и вплоть до 1917 г. чудотворную икону 1 окт. торжественным крестным ходом с участием всего духовенства Минска, хора певчих и военного оркестра при стечении всего правосл. населения города переносили в архиерейскую церковь, а затем 6 мая возвращали в Крупцы. В день Казанской иконы Божией Матери и по пятницам после литургии перед образом совершали службу и читали Акафист Божией Матери. Когда в 1924 г. церковь в Крупцах закрыли, чтимый образ был перенесен в Екатерининскую ц. на Немиге. В февр. 1927 г. власти обнаружили икону и передали в Петропавловский собор. В 1936 г. собор был разрушен, тогда же была разобрана и церковь в Крупцах. Дальнейшая судьба К. и. неизвестна. В Крупцах у родника верующие ставили свечи и кресты (в наст. время над ним сооружен киворий). С 1992 г. усилиями Братства во имя арх. Михаила в Крупцах возрожден Покровский приход, в апр. 1998 г. митр. Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым) освящена деревянная ц. в честь К. и. В нее принесен почитаемый список К. и. кон. XIX в., сохранившийся в Преображенской ц. в Ракове под Минском. На списке Богоматерь и Младенец изображены слегка склонившимися друг к другу, в левой руке Младенца Иисуса - свиток, ножки скрещены, как на Тихвинской иконе Божией Матери. В то же время на воспроизведениях К. и. в трудах С. И. Снессоревой и Е. Поселянина представлена белорус. «Одигитрия» XVII в. Особенность ее иконографии в том, что правая рука Богомладенца поднята в благословении, левой Он держит закрытую книгу, лежащую обрезом вверх. Головы Богородицы и Младенца увенчаны коронами, к-рые упоминаются в подношениях образу. Однако список из Преображенской ц. в Ракове представляется более достоверным.

http://pravenc.ru/text/2462065.html

Интерьер ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. 1879 г. Фотография. 2013 г. Интерьер ц. во имя вмч. Димитрия Солунского. 1879 г. Фотография. 2013 г. Эскиз деревянного с позолотой иконостаса монастырского Введенского храма был выполнен по просьбе мон. Димитры худож. В. М. Пешехоновым (см. Пешехоновы ) в С.-Петербурге. Внутреннее убранство украшали Ахтырская, Владимирская (написана на Афоне), Казанская, Старорусская, Тихвинская, «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери, а также иконы свт. Николая Чудотворца, вмц. Варвары, преподобных Исидора Пилусиота, Анны Кашинской, Феодосия Тотемского (Суморина) и др. Часть святынь, в т. ч. чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери, подарил основательнице Киевский митр. Исидор (Никольский) . В 1880 г. начальник Киево-Печерской живописной школы о. Альвиан по просьбе мон. Евфалии (Лебедевой) написал для общины Киево-Печерский образ Божией Матери, а киевский золотарь Максим Бышевский изготовил серебряную позолоченную рамку (весом 38 золотников). К основному объему монастырского корпуса примыкали 2 двухэтажных здания, в к-рых располагались сестринские кельи и канцелярия. На территории обители находились деревянные флигели, сараи, хозяйственные службы. В 1882 г. при въезде в К. м. была построена каменная 3-ярусная колокольня с шатровым куполом (по проекту архит. В. Н. Николаева, на средства действительного статского советника М. Г. Петрова, киевского купца П. И. Губонина и др.), отремонтированная в 1898-1899 гг. К нач. XX в. в К. м. располагались также 3-этажный корпус (1880) с кельями, просфорней, хлебной, кладовой, кухней, корпус с трапезной и рукодельной мастерской, 2-этажная гостиница, больница и богадельня для призрения 33 стариц разного сословия, множество деревянных построек, в т. ч. 2 кухни, баня, сараи, конюшня, погреба. На территории К. м. были разбиты фруктовый сад и огород. К 1891 г. обитель владела усадебной землей (762 кв. саж.), пожертвованной столичной купчихой П. Ф. Медведевой, земельным участком с постройками (112 кв. саж.); недвижимый капитал общины, состоявший из гос. процентных бумаг, составлял 49 160 р. В 1900 г. К. м. владел 1,934 дес. усадебной земли с 17 различными постройками и неприкосновенным капиталом в 60 тыс. р. в виде процентных бумаг разных кредитных учреждений. Среди благотворителей и вкладчиков К. м.- с.-петербургские купцы Е. Н. Сивохин, Русанов, киевский предприниматель Н. А. Терещенко, киевская купчиха Е. К. Фатеева, столичная жительница П. Т. Лесникова, московская помещица М. А. Охотникова, купчиха г. Павловска А. У. Джамусова и др.

http://pravenc.ru/text/1684547.html

Во время нашествия поляков и осады лавры в 1608-1610 году Пятницкий монастырь сильно пострадал. Каменные здания сохранились, но были разрушены главы Введенской и Пятницкой церквей, разломана ограда, сожжены деревянные иноческие кельи. Почти все старцы Пятницкого монастыря – около двадцати человек – погибли. После Смутного времени опустевший Пятницкий монастырь был восстановлен уже в качестве женской обители. До нашествия поляков в окрестностях действовали два девичьих монастыря – в Хотьково и в селе Подсосино (возле пос. Лоза). Оба были разорены неприятелем, однако сестры смогли укрыться в лаврских стенах. Они-то и стали первыми насельницами Пятницкого монастыря, воссозданного в качестве женской общины. Впоследствии в Пятницкую обитель стали поступать и другие благочестивые девицы и вдовы. В их числе была родная сестра знаменитого игумена Троицкого монастыря Дионисия инокиня Евфросиния. В XVII веке в Пятницком монастыре прославилась чудесами Казанская икона Божией Матери. В 1647 году троицкий слуга Михаил Богданов сильно заболел. Жена отвезла его в город Вязники к чудотворной Казанской иконе, которую написал инок Николо-Шартомского монастыря Иоаким. Богданов вернулся в Сергиев Посад с копией чудотворной иконы, которую поставил в Введенской церкви Пятницкого монастыря. Когда перед образом Пресвятой Богородицы был отслужен молебен, Богданов получил исцеление. Также исцелился страдавший немотой слуга Богаднова Павел Борисов, от головной боли – троицкий слуга Иван Желтухин, от бесовских видений – старец Дионисий. До 1650 года чудотворный список Казанской иконы Божией Матери находился в Введенской церкви, а затем был перенесен в соседний Пятницкий храм того же Подольного монастыря. Инок Лука, служивший здесь пономарем, перенес чтимый образ из иконостаса в алтарь, чем сильно опечалил прихожан, которые лишись возможности взирать на икону и поклоняться ей в храме. Во время Рождественского поста инок Лука услышал голос, исходивший от Казанского образа: «Ты образ мой чудотворный в тесности затворил; встань и учреди место в церкви между образами святой Троицы и Параскевы, дощечку прибей тремя гвоздями и на том месте поставь меня». Лука сначала не поверил видению, но на другой день снова услышал голос: «Чернец, почему не веришь слову моему? Пойди и устрой мне место, как тебе было сказано». Пономарь в страхе вышел из церкви и по дороге случайно встретил плотника с дощечкой. Лука попросил его помочь установить Казанскую икону. Плотник охотно согласился: прибил доску тремя гвоздями и установил чтимый образ в иконостасе. В 1654 году по указу патриарха Никона чудотворная Казанская икона Пятницкого монастыря была привезена в Москву для молебствия об «утешении гнева Божия во время морового поветрия». По-видимому, с того времени Казанский чудотворный образ так и остался в Москве и больше в Сергиев Посад не вернулся.

http://sobory.ru/article/?object=31930

Митрополит Иосиф (Чернов) передал в Казанский собор Алма-Аты чтимый Казанский образ Пресвятой Богородицы. На оборотной стороне иконы сам владыка сделал надпись: «По свидетельству ученых археологов СССР это святая икона Казанской Богоматери 17-го века. Я ее имел как драгоценность и святыню — ныне ее преподношу Казанской церкви в Алма-Ате на молитвенную память и в память и утверждение мира в храме, как среди священнослужителей, равно и мирян-труженников! Помните завет, молитесь Богоматери!» Еще один мой предшественник по казахстанской кафедре митрополит Алексий (Кутепов), ныне глава Тульской митрополии , доставил в южную столицу из России древний чтимый список Казанской иконы Богородицы, который стал украшением и святыней Вознесенского кафедрального собора. Благодаря владыке Алексию во многих храмах Казахстана появилось духовное сокровище — частицы мощей известных по всему миру угодников Божиих, перед которыми верующие могут склониться в молитве. До настоящего времени жители Алма-Аты помнят, как в январе 2005 года в наш город митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий (ныне глава Пермской митрополии ) впервые доставил ковчег с мощами преподобномучениц великой княгини Елисаветы и инокини Варвары. Это событие стало по-настоящему общеказахстанским духовным торжеством. Начиная с 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла казахстанцы смогли совершить молитвы перед всемирно почитаемыми святынями: Курской-Коренной иконой Божией Матери «Знамение», Животворящим Древом Креста Господня из афонского монастыря Кутлумуш, десницей святителя Спиридона Тримифунтского. В памяти у всех нас прибытие ковчега с частью Пояса Пресвятой Богородицы во все крупные города и областные центры республики, которое можно назвать всеказахстанским крестным ходом. Конечно же, нельзя не вспомнить огромные очереди паломников к мощам блаженной Матроны Московской, мученика Вонифатия Тарсийского и повторно привезенному ковчегу с мощами преподобномучениц Елисаветы и Варвары, к Почаевской иконе Богородицы и образу Царицы Небесной «Неупиваемая Чаша».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210566...

В 1991 г. согласно ходатайству епископа Тверского и Кашинского Виктора решением Священного Синода от 29.01.1991 г. было определено открытие женского монастыря для возрождения в нем монашеской жизни. Тогда же начались реставрационные работы. За десять лет восстановлен первоначальный архитектурный облик соборов и колокольни. Монастырь расположен на восточной окраине города. Прямоугольная территория вытянута вдоль дороги в Николо-Столбенскую пустынь. В центре территории расположен Казанский собор. Кладбище с востока преобразовано в площадь. С запада сохранилась над кладезная часовня. Сооружения вдоль южной границы образуют непрерывный фронт застройки монастыря образуют непрерывный фронт застройки. С востока её начинает собор Андрониковой Божией Матери, к которому примыкает старый больничный корпус, проездные ворота и настоятельский корпус. В центре западной линии поставлена колокольня. По её сторонам расположены трапезный (гостиница) и больничный корпуса. В северной части территории сохранилось пять деревянных построек. За западной границей монастыря торцом к дороге поставлены дома причта. Северная аллея сада подводит к небольшому хозяйственному пруду. Большой монастырский пруд вытянут вдоль дороги с южной стороны. http://hram-tver.narod.ru/ Казанский монастырь в Вышнем Волочке – женский православный монастырь, основанный в 1881 г. как общежительный из женской общины, образованной на средства князя Арсения Степановича Путятина. Ныне монастырь Казанской иконы Божией Матери, закрытый в советское время и открытый для возрождения в 1991 г., является действующим. В конце XVI века в Вышний Волочек местными купцами был привезен список с Казанской иконы Богоматери. В писцовых книгах под 1583 г. значится Николаевский Вышневолоцкий погост с двумя деревянными церквями – Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца, в одном из храмов находился большой список чудотворного образа. Летом 1724 г. возникший в погосте большой пожар уничтожил обе церкви, но икона уцелела. В честь нее был возведен новый деревянный храм с приделами святого Николая Чудотворца и великомученика Дмитрия Солунского. Но он простоял недолго и в 1742 г. также сгорел во время пожара, уничтожившего много домов в Вышнем Волочке. Икона при этом пропала. Спустя некоторое время её обнаружили «на диком и пустынном месте в двух верстах от погоста, близ трёх водных ключей, на берёзовом пне». На месте явления иконы была выстроена часовня, в ней на возвышении установлен чтимый Казанский образ Божией Матери для поклонения приходящими и проезжающими. Над одним из ключей срубили «деревянный колодезь».

http://sobory.ru/article/?object=00313

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. в мастерских русских обителей на Афоне писали списки чудотворного образа в основном для мон-рей (особенно женских) и храмов в России. Одна из привезенных с Афона местночтимых икон (1879, написана в Благовещенской келлии иером. Серафимом (Титовым)) находилась в Таволжанском Казанском жен. мон-ре (Новохопёрский у. Воронежской губ.); после его закрытия образ передан монахинями в ц. иконы Божией Матери «Знамение» Борисоглебска Воронежской обл. Др. чтимый список иконы был прислан в 1852 г. по инициативе иеросхим. Сергия (Веснина) в Новодевичий Воскресенский мон-рь в С.-Петербурге, где в честь ватопедского образа в 1850-1854 гг. была устроена домовая церковь (в юж. главном корпусе при игуменских покоях). В XX в. икона была сохранена верующими в Тамбове и передана в дар Вышенской Успенской обители, в 2014 г. возвращена в Новодевичий мон-рь. На ее обороте - дарственная надпись с благословением от старцев Русского Пантелеимонова мон-ря месту, «идеже волею Августейшаго Монарха Николая Iro по благоволению Свыше воздвигается тихое пристанище Невест Христовых». Аналогичная икона того же автора сер. XIX в. (частное собрание) дополнена фигурами великомучеников Димитрия Солунского и Феодора Стратилата. Сохранились упоминания о том, что списки «О. или У.» и. были отправлены российскому послу в К-поле И. А. Зиновьеву (к 50-летию службы, 17 дек. 1901), настоятельнице мон-ря Тихвинской иконы Божией Матери в слободе Борисовка Курской губ. игум. Маргарите (Соломенцевой) (сент. 1881; см.: История Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне с 1735 до 1912 г. Св. Гора Афон, 2015. С. 683, 757. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 5); Старцы-возобновители Рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Св. Гора Афон, 2014. Ч. 1: Духовник Иероним. С. 498-505, 511, 517. (Рус. Афон XIX-XX вв.; 9)). Список образа находился в Краснослободском жен. монастыре (Республика Мордовия), в храме общины в честь «О. или У.» и. в с. Добрыниха (в имении гр. М. В. Орловой-Давыдовой, ныне городской окр. Домодедово Московской обл.) и в др. церквах.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Желание передать эту икону Русской Православной Церкви высказывалось папой уже очень давно. В 1997 г. условием передачи ставилась личная встреча главы Ватикана со Святейшим Патриархом Алексием II, что было неприемлемо для Русской Церкви в силу усложнившихся в последние годы отношений с Римом. В 2000 г. вопросом возвращения образа заинтересовались гражданские власти, и стал рассматриваться вариант передачи иконы папой Патриарху в Казани во время перелета понтифика в Монголию. В 2003 г. смешанной комиссией была проведена искусствоведческая экспертиза, определившая, что икона не является ни одним из трех главнейших образов, но представляет собой копию XVIII в., выполненную под оклад (то есть хорошо прописаны только лики и руки) и, судя по окладу, принадлежавшую зажиточной семье. После экспертизы католической администрацией снова было заявлено о возможности приезда Иоанна-Павла II в Россию для передачи иконы, на что последовала отрицательная реакция Синодального отдела внешних церковных связей. В ней указывалось на то, что передача иконы не является достаточным основанием для визита папы, а сам визит к тому времени даже не фигурировал в качестве предмета межцерковных переговоров (Церковный вестник, 9-10 (262-263) май 2003 г.). В следующем 2004 г. Католическая Церковь принимает решение передать список Казанской иконы без всяких условий. 25 августа в Риме прошло торжественное прощание с иконой, и в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15/28 августа 2004 г. за Божественной литургией в Успенском соборе Московского Кремля чтимый список был передан делегацией Римо-Католической Церкви во главе с кардиналом Вальтером Каспером, председателем Папского совета по содействию христианскому единству, Русской Православной Церкви в лице ее первосвятителя, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Возвращение Казанского образа Богоматери на Родину воспринимается, с одной стороны, как великая милость Божия к русскому народу, и — с другой, как свидетельство добрых намерений Ватикана возвратиться к искренним отношениям с Русской Православной Церковью, свободным от недоброго соперничества, которым они были омрачены в последнее десятилетие. До принятия решения о постоянном месте пребывания этого образа он хранится в домовом храме рабочей резиденции Святейшего Патриарха в г. Москве.

http://pravmir.ru/kazanskaya-ikona-bozhi...

Датой окончания строительных работ в церкви Казанской иконы Божией Матери в Котельниках историки называют период 1683-1684 годов. Здание работы мастеров Каменного приказа получилось величественным и нарядным - из добротного камня, на высоком подклете, с изящными главами и двойным ярусом кокошников. К сожалению, установить имена строителей Казанского храма не удалось, поскольку все связанные с постройкой здания церковные документы погибли во время одного из пожаров. Сразу после окончания строительных работ в 1684 году церковь была освящена. Торжественный обряд провёл тогдашний Патриарх Иоаким, в прошлом - поручик рейтарской службы русских полков " нового строя " Иван Петрович Савёлов. На церемонии присутстсвовали царевичи Пётр и Иоанн под бдительным присмотром свой матушки, царицы Натальи Кирилловны Нарышкиной. По окончании освящения она поднесла в дар храму особо чтимый список с чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта главная святыня нового храма хранится здесь и ныне. Почти сто лет Котельники пребывали в ранге государственного села. Наконец, в 1763 году его пожаловали Фёдору Ивановичу Вадковскому (1712-1783) " за спасение отечества от угрожавших ему бедствий " . К подарку придавались восемь сотен крепостного люда: так щедро Екатерина II отблагодарила офицера Семёновского полка, который в 1762 году во многом обеспечил успех государственного переворота, приведшего её на российский трон. В дальнейшем Фёдор Вадковский командовал лейб-гвардии Семёновским полком, дослужился до генерал-аншефа и в 1779-м получил назначение сенатора, передав, ввиду государственной занятости, владение Котельниками своему сыну Илье. С первых лет своего образования штатный церковный причт Казанского храма в Котельниках состоял из трёх человек - священника, дьячка и пономаря. Это было связано, в первую очередь, с величиной прихода. В России с 1722 года действовал Высочайший указ " О штате священно- и церковнослужителей при соборах и приходских церквах " , который регламентировал число служащих в храме представителей духовенства в зависимости от количества приходских дворов. В данном случае 100-150 дворов прихода духовно окормляли именно священник, дьячок и пономарь. При этом состоятельные хозяева сёл платили им вполне достойное жалованье.

http://sobory.ru/article/?object=01048

В иконостасе также помещена икона московской школы – «Благовещение Пресвятой Богородицы» XVIII века, отличающаяся сложно-разработанным архитектурным фоном в духе развитого барокко. Рядом находится особо чтимый образ преподобного Пимена Великого (память 27 августа/9 сентября) 6 . Напротив этого образа, перед решеткой солеи, в большом, выполненном под мрамор киоте – упоминавшаяся уже Казанская икона Божией Матери 7 , а справа от нее, на аналое, – уменьшенный список с иконы преподобного Пимена. В верхней части ниш первого яруса иконостаса, в глубине мраморных арок размещены иконы праздничного чина – двунадесятые праздники. Это тонко исполненные миниатюры, некоторые из них без достаточных оснований считали принадлежавшими кисти В. М. Васнецова. В левом, северном приделе иконы праздничного чина посвящены праздникам Божией Матери, в центральном алтаре и правом, южном приделе – Господским праздникам. Помимо этих миниатюр, в подарочных пространствах помещены две других: «Явление трех Ангелов Аврааму» (над Владимирской иконой) и «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (над южной дверью центрального алтаря). Во втором ярусе иконостаса центрального алтаря помещены изображения двенадцати апостолов в рост, обращенные к Спасителю, восседающему на Престоле. В левом приделе – композиция В. М. Васнецова: сидящая Богоматерь с Младенцем в окружении ветхозаветных пророков, возвестивших о рождении ог Нее Сына Божия. В правом приделе – параллель этой композиции: четыре пророка, предрекавших о пришествии Христа в мир, обращены лицами к Богу-Слову, изображенному с крестом и развернутой хартией (как символ Евангелия) со словами «В начале бе Слово». Святейший патриарх Пимен и пименовский храм Духовная связь Святейшего Патриарха Пимена с храмом, носящим имя его Небесного покровителя, началась более 50-ти лет назад Церковные нестроения тех лет, болезнь и смерть в 1923 году настоятеля Пименовского храма отца Михаила Стеблева весьма тяжело отразились на состоянии правого хора, о составе и руководителях которого в те годы мы не имеем сведений. Известно лишь, что при отце Михаиле были правый и левый хоры и в начале двадцатых годов под руководством Зинаиды Ивановны (фамилия неизвестна. – С. Г.) был создан детский хор, певший раз в седмицу молебны перед Владимирской иконой Божией Матери. С юными певчими занимался руководитель правого хора Стефан Андрусенко. Однако постепенно эти хоры распались.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Помимо искалеченных зданий и обезглавленных храмов, печальна оказалась судьба и обоих святынь чудотворных  икон Божией Матери. Сначала они были перенесены в храм Вышнего Волочка, а оттуда в городской музей. Когда же верующим был возвращен Богоявленский собор - единственный храм,  действовавший тогда в Вышнем Волочке, то туда были переданы и обе иконы. Но в 1984 году одна из них - Анд­рониковская была украдена и ее место пребывания до сих пор неизвестно. К утешению сестер в апреле 2019 года в обитель вернулся чтимый список Андрониковой иконы Божией Матери, выполненный в иконописной мастерской Казанского монастыря в конце 1880-х годов XIX века. Образ в течение столетия сохранялся в дворянской семье Ярцевых, пережив в советской России годы лихолетья, и после отшествия к Богу последней представительницы этого рода, ее доверенное лицо передало святой образ в Казанский монастырь. Возрождение следует Бог, Сама Богородица не оставляет Свою обитель без утешения. Два года назад перед Андрониковским храмом появился памятник святому праведному Иоанну Кронштадтскому, сооружённый на деньги потомка давних благотворителей монастыря Сивохиных.  Но, пожалуй, главными святынями монастыря, к которым едут сегодня со всех концов страны паломники, стали могилки двух наших блаженных современниц: старицы и странницы Любушки Лазаревой и монахини Марии (Матукасовой). Над ними, тщанием бывшей игуменьи монастыря и ктиторов возведена часовня во имя Веры, Надежды, Любови и матери их Софии и мраморные надгробия. Любушка, родившаяся в 1912 году, всю жизнь хранила Веру, вымаливая других. Большую часть своей тяжелой жизни она не имела своего жилья. Добровольно терпела холод и голод, мороз и дождь, ходила босая, полураздетая. Жила в лесу, на кладбищах. Иногда приходила на ночлег к верующим людям, а случалось, и к неверующим, чтобы помолиться и о них. Любушка обходила святые места России, большинство из которых было тогда в разорении и запустении, вымаливала у Господа милость, чтобы здесь вновь зазвонили колокола, затеплились свечи, начала приноситься Бескровная Жертва.

http://radonezh.ru/2020/01/06/v-volochyo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010