Вечером 3 марта 2020 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В течение Святой Четыредесятницы мы обращаем или, по крайней мере, должны обращать особое внимание на свое внутреннее состояние. И для того чтобы наш взор вовнутрь себя был зорким, чтобы мы могли подмечать не только хорошо известные нам грехи, но и греховные ошибки, которые совершаем в жизни, мы должны воспитывать в себе эту способность — видеть свои грехи. Во время Великого поста мы используем особые средства к тому, чтобы изменить состояние души своей к лучшему. В первую очередь, это сам пост, воздержание не только от скоромной пищи, но и от той части нашей повседневности, к которой мы привыкаем, но которая несет в себе некие отрицательные сигналы, влияющие вредно на нашу душу. Это предполагает ограничение участия в разного рода развлечениях и вообще в том, что может как-то рассеять наше сознание, потому что не только пища и питие, но и влияние внешней среды могут быть весьма разрушительными по отношению к тому, что мы созидаем в течение Великого поста, работая над своим внутренним человеком. Говоря о посте и молитве, о великих силах, способных повлиять на состояние нашей души, мы должны также обратить внимание на нечто очень важное, что является и способом, и средством изменения нашего духовного состояния. Этим средством является милосердие, то есть совершение добрых дел. Не всякий говорящий «Господи, Господи» будет удостоен Царствия Божия (см. Мф. 7:21), и не каждый повторяющий слова молитв будет удостоен Царствия Божия, но только тот, кто ответит на призыв Господа творить дела милосердия. И это совершенно очевидно, потому что через дела милосердия, через добрые дела мы проявляем самих себя вовне. Именно в этом доброделании и является наша собственная правда, часто сокрытая от окружающих людей. Правда, нередко мы добрые дела совершаем так, чтобы видели другие. Но это уже не доброе дело, это лицемерие, которое было присуще ветхозаветным фарисеям и которое Господь сурово осуждал, потому что внешняя религиозность давала им некую защиту от критики со стороны. Они могли позволять себе нечто совсем не богоугодное, но, принося жертвы, расширяя воскрилия одежд, исполняя прочие внешние предписания, создавали для окружающих иллюзию своего благочестия.

http://pravoslavie.ru/129046.html

Вечером 4 марта 2020 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В течение Великого поста наша мысль непременно должна касаться той реальности, которая именуется духовной жизнью. Духовная жизнь — это нечто совершенно особенное. Иногда о человеке высокой культуры, больших знаний в современном обиходе, в средствах массовой информации говорят: какой духовный человек! Действительно, люди образованные, культурные могут быть духовными, но могут быть и не духовными. Ибо понятие духовности не связано ни с уровнем культуры, ни с уровнем знаний, ни с положением в обществе, ни с другими какими-то качествами человека, кроме тех, что и формируют подлинную духовность. Духовность связана с милосердием, с подвигом, с послушанием. Это реальность, которая формируется в результате упорной работы над самим собой, и дело это нескорое. Невозможно начать и быстро закончить. Работа над самим собой, работа над стяжанием подлинной духовности может занимать годы, десятилетия, а если сказать точнее, всю жизнь, потому что нет предела ни в возрасте, ни в знаниях, ни в чем-то другом в движении к тому состоянию человека, которое именуется духовностью. Нередко люди даже религиозные, посещающие храм Божий, духовной жизнью не живут, потому что их приоритеты находятся вне её. Это, конечно, не означает, что человек, не овладевший навыками духовной жизни, должен махнуть рукой и в храм перестать ходить. Напротив, сознавая, что нашей личной или семейной жизни недостает духовного измерения, нужно употреблять особые усилия, чтобы благодать Духа Святаго снизошла на нас и помогла одухотворить человеческие отношения и нашу повседневность. Нередко человек проходит через жизненные испытания, которые сопровождаются повышенным стрессом. Люди по-разному реагируют на эти испытания. Некоторые отчаиваются, некоторые, лишенные веры и надежды, даже руки на себя накладывают, но на самом деле мы словно проходим через некую школу, а результатом может стать подлинная духовная жизнь.

http://pravoslavie.ru/129086.html

Вечером 5 марта 2020 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В течение последних дней мы рассуждаем о способах и средствах, которые надлежит употребить православному христианину для того, чтобы поприще Святой Четыредесятницы оказалось плодоносным, чтобы произошли те изменения в нашей жизни, в нашем сознании, в нашей воле, в наших чувствах, которые приблизили бы нас к Господу, и чтобы мы могли эту близость почувствовать, что крайне необходимо для укрепления нашей веры, для формирования подлинно христианского взгляда на жизнь и в первую очередь на самих себя. Мы говорили, что средства, которые предлагает Церковь во время поста, — покаяние, воздержание в пище, молитва, милосердие — могут быть очень эффективными, если их применять реально, а не останавливаться на полпути. Но как же можно исказить все эти замечательные требования, которые Церковь предъявляет к постящимся? Достаточно просто! Пост: можно поститься, можно более или менее поститься, можно вообще не поститься. Молитва: можно молиться, отдавая этому делу все свои силы духовные, напрягая ум и волю, а можно с ноги на ногу переступать, не вслушиваясь в произносимые слова и теряя всякую связь с молитвой собранной в храме общины. То же самое можно сказать и о милосердии, то есть о добрых делах: можно действительно совершать их — конечно, в меру своих возможностей, ни от кого не требуется восшествия на Голгофу; а можно отдать в гуманитарную помощь какую-нибудь негодную вещь, которую лучше было бы в утиль отправить. Точно так же все иные аспекты духовной жизни могут превратиться в профанацию. Поэтому необходим некий контроль над тем, как мы, люди верующие, используем средства и способы духовной работы над самим собой. Святые отцы называли этот контроль мысли над нашими чувствами сохранением ума в сердце.

http://pravoslavie.ru/129118.html

Если не хватает сил и тянет кого-то осудить — молитесь! Если мы живем по Слову Божиему, то живем мирно и радостно. Не велит Господь осуждать — не осуждай и не оправдывай ничем своих осуждений. 17 февраля, 2010 Если мы живем по Слову Божиему, то живем мирно и радостно. Не велит Господь осуждать — не осуждай и не оправдывай ничем своих осуждений. 16 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом. Грех обнаруживает себя во многих пороках. Сущностью греха является гордость, когда человек ставит самого себя в центр жизни, вытесняя из этого центра и Бога, и других людей. А проявлениями греха являются многоразличные пороки. Среди них есть один опасный порок — он опасен своим широким распространением; он опасен тем, что люди, совершая это злое деяние, порой даже не догадываются, что творят беззаконие. Этим пороком является осуждение. Мы часто осуждаем людей только потому, что нам больше нечем заняться. Встречаются люди в компаниях и чаще всего начинают кого-то осуждать. Причем происходит странное объединение двух людей на основе осуждения кого-то третьего. Осуждая взаимно другого человека, они словно чувствуют взаимную поддержку и согласие. Есть даже такая поговорка: дружить против кого-то. Вот эта дружба людей, направленная на осуждение кого-то другого, является греховной и опасной независимо от того, сознают люди эту опасность или нет. Но иногда бывает так, и чаще всего бывает так, что осуждение совершается сознательно, целенаправленно. И причина такого осуждения — опять-таки гордость человеческая. Для гордого человека небезразличны успехи другого. Чем значительнее успехи других, тем больше гордый, самолюбивый человек видит в этих успехах реальную для себя угрозу и, желая умалить достижения другого, осуждает его. Причем чаще всего бывает так: чем успешнее человек в жизни, чем больше пользы он приносит другим, чем большее значение имеет его профессиональная деятельность, тем больше осуждения обрушивается на его голову. На Востоке есть замечательная пословица, которая имеет отношение к тому, о чем мы сейчас говорим: «Камнями бьют по тому дереву, на котором плоды». Осуждают и борются с теми, кто приносит плод. Чаще всего это бывает в общественной, политической жизни, деловой жизни, но не только: с этим сталкиваемся мы и в наших обычных человеческих отношениях.

http://pravmir.ru/esli-ne-xvataet-sil-i-...

Календарь Материалы 28 марта 2012 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 15/28 марта 2012 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого канона Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:21:38 мин. Размер 96.8 Mb) [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] Александр Богатырев «Ты, когда батюшка будет благословлять, голову не наклоняй. Потому что ты наклонилась – а благодать сверху и пролетела. Все головы наклоняют, а ты стой прямо. А когда батюшка благословит, закончит крестное знамение изображать, вот тогда и кланяйся». Я обернулся вполоборота и увидел сначала спину в синей куртке, а затем голову в тонком голубом платочке. [Поместные Православные Церкви/Сербская/Публикации] Руководитель Дечанского гуманитарного фонда в США архимандрит Нектарий (Серфес) частый гость в Сербии – особенно в Косово и Метохии. В этом году он посетил этот многострадальный край в самое холодное время года и привез гуманитарную помощь для сербских семей. К сожалению, выживание остающихся в Косово сербов во многом сейчас зависит от помощи Церкви и людей доброй воли. О своей недавней поездке в Косово и Метохию отец Нектарий рассказал корреспонденту сербского издания «Православие». [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Олеся Николаева В сборник рассказов Олеси Николаевой вошли как новые произведения, так и уже успевшие полюбиться читателю сюжеты. Издание продолжает собой серию, начатую книгой архимандрита Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» и другие рассказы». Ее главная тема — Промысл Божий в жизни человека. Издание снабжено множеством иллюстраций. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Владыка Макарий (Васильев) родил­ся в Тихвине. С ранних лет поступил в соседнюю Макарьевскую пустынь, и первоначальное об­разование он получил у местных старцев. [Сретенский монастырь/Сретенская духовная семинария] Матфей Сафари 26 марта в Сретенской Духовной Семинарии прошла лекция по Церковному искусству и археологии на тему: «Воссоздание и сохранение памятников церковной архитектуры. Археологический аспект». В этот день Сретенский монастырь посетил Леонид Андреевич Беляев – археолог, историк архитектуры, доктор исторических наук, руководитель сектора в Институте археологии РАН, специалист по городской археологии, древнерусской культуре, иконографии, истории архитектуры и строительства.

http://pravoslavie.ru/archive/120328

Календарь Материалы 28 февраля 2012 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 15/28 февраля 2012 г. Вторник Первой седмицы Великого Поста. Сретенский монастырь. Великое повечерие с чтением великого покаянного канона прп. Андрея Критского. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 1:40:49 мин. Размер 48.4 Mb) [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Более тридцати лет святой Анфим служил спасению душ и исцелению телес. Когда подвижник стал слишком стар, чтобы заниматься ручным трудом, он затворился в келье и умолял Господа даровать ему возможность помогать ближнему любым способом до последних мгновений жизни. [Сретенский монастырь/Сретенская духовная семинария] Надежда Малинаускене Древнегреческий и латинский языки — это главные языки Священного Писания и Священного Предания, истоков православной веры. Это ключ к пониманию памятников христианской письменности. Православная Церковь всегда понимала важность профессиональной подготовки богословов. По поводу древнегреческого языка старец Паисий Святогорец утверждал, что «никакой другой язык не может передать догматы нашей веры». [Встреча с Православием/Жизнь Церкви] В первую седмицу Великого поста прихожане всех екатеринодарских храмов съезжаются в Свято-Екатерининский кафедральный собор, – в эти дни здесь служит владыка. Службы идут полным чином – по пять часов, но ведь не зря говорят, что в первую седмицу мы словно берем дыхание на весь Великий пост: молитва с митрополитом Исидором укрепляет кубанцев на предстоящий подвиг. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Надежда Малинаускене В предлагаемом издании собраны статьи и другие материалы по вопросам пре­подавания классических языков в высшей школе, в большинстве своем публиковавшиеся ранее. Это не учебное пособие в общепринятом смысле слова, а попытка обобщить опыт преподавания классических языков и (в меньшей степени) античной литературы в высшей школе. [Встреча с Православием/Святые и святыни]

http://pravoslavie.ru/archive/120228

Патриарх Кирилл: Грех уныния несет в себе негативную энергию Вечером 20 февраля 2018 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью, в которой особое внимание уделил борьбе с грехом уныния.      «Уныние – это очень тяжелое душевное состояние, – подчеркнул Патриарх, –. Нет, наверное, ни одного человека, который бы в какой-то момент жизни не унывал. А нередко люди теряют жизненные ориентиры, теряют надежду, становятся безразличными ко всему окружающему и даже к самим себе, причем поводом для уныния могут стать самые обычные неблагоприятные жизненные обстоятельства. Казалось бы, следует помнить, что в жизни все проходит – и плохое, и доброе, – и не поддаваться унынию. Но чаще всего человек, встречаясь с трудностями, унывает. «Мы должны помнить, что уныние – это грех, а в основе этого греха – недостаток веры», – напомнил Предстоятель. «Что происходит с унывающим человеком? Он не видит выхода из сложившейся ситуации, он теряет надежду. Легко понять, когда это происходит с людьми нерелигиозными, ведь неверующий все связывает со стечением обстоятельств, со своими личными усилиями или усилиями других людей, и нередко сознает их недостаточность для преодоления уныния. Но верующему дано знать, что наша жизнь – в руках Божиих, и если мы не находим в себе силы выйти из состояния уныния, то это свидетельствует о слабости нашей веры», – отметил Патриарх. «Но ведь вера связана с надеждой. Хорошо известно, что вера порождает надежду, которая помогает людям проходить через тяжелейшие жизненные испытания. Когда унывающий человек теряет надежду, ему бывает очень тяжело каяться, исповедоваться в своих грехах. Он не столько кается, сколько жалуется – на свою жизнь, на обстоятельства, на родственников, на тех, кто его окружает, кто, по его мнению, является причиной уныния. Но верующий человексознает, что жизнь наша – в руках Божиих, что в ответ на веру и молитву Господь способен «из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (см. Мф. 3:9), т.е. сделать невозможное, и эта вера не следует из неких умозаключений, но основывается на историческом опыте – на опыте Церкви, на опыте святых».

http://pravoslavie.ru/110913.html

Патриарх Кирилл: Если мы научимся бороться с грехом сообща, то преодолеем распад и уничтожение человеческого общества «Ну вот, я грешу, с каким-то грехом не могу справиться, но ведь я живу и радость имею в сердце. Я пытаюсь грех преодолеть — не удается; но каюсь в своем грехе». Если кто-то мыслит так, то это отношение к греху верующего человека, который грех не оправдывает, который сознает, что грех — это зло… 1 марта, 2012 «Ну вот, я грешу, с каким-то грехом не могу справиться, но ведь я живу и радость имею в сердце. Я пытаюсь грех преодолеть — не удается; но каюсь в своем грехе». Если кто-то мыслит так, то это отношение к греху верующего человека, который грех не оправдывает, который сознает, что грех — это зло… 29 февраля 2012 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в соборном храме Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы, сообщает Патриархия.ru . По окончании богослужения он обратился к насельникам обители и всем молящимся с Первосвятительским словом. Грех разрушает Богом определенный порядок жизни, потому что сущностью греха является богоотступничество. Всякое деяние, которое не соответствует воле Божией и Божиему закону, является отступлением от Бога, непризнанием верховной власти Бога над творением, является грехом. По единодушному мнению святых отцов, два порока обнаруживают саму природу греха — это гордыня и ложь. Если жизнь основывать на грехе, то такая жизнь является непрочной. Грех и жизнь несовместимы. Вот почему мы имеем свидетельство о том, что грех порождает смерть — в том смысле, что жизнь по закону греха несовместима с бытием человеческим. Жить по греху — значит разрушать жизнь. Каждый человек согрешает, и только что услышанные слова кто-то может поставить под сомнение, сказав: «Ну вот, я грешу, с каким-то грехом не могу справиться, но ведь я живу и радость имею в сердце. Я пытаюсь грех преодолеть — не удается; но каюсь в своем грехе». Если кто-то мыслит так, то это отношение к греху верующего человека, который грех не оправдывает, который сознает, что грех — это зло, и понимает, что, будучи неспособен противостоять греху, он согрешает пред Богом.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-esli-m...

Патриарх Кирилл: Подлинная исповедь всегда исходит от сердца и ума Вечером 27 февраля 2023 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Патриарх произнес проповедь, в которой уделил особое внимание значению искреннего покаяния в жизни христианина. «Многие подвижники благочестия называют это время года духовной весной. Действительно, Великий пост приходится на преддверие или начало весны, а весна связана с возрождением природы, с обновлением жизни. Потому и возникают совершенно конкретные аналогии: как весна приносит возрождение жизни после зимней спячки, зимнего «небытия», так и пост дает человеку возможность действительно выйти из духовной спячки», – подчеркнул Патриарх.      «А что такое духовный сон? Это неспособность человека контролировать самого себя, неспособность видеть свои ошибки и свои грехи. Если проанализировать нашу жизнь, жизнь каждого человека и вообще все, что вокруг происходит, то получается, что большинство людей не видят своих грехов. Более того, если кто-то скажет нам, что мы неправильно поступили или поступаем, то ведь чаще всего человек после этого становится для нас неприятным, а, может быть, даже врагом. Чаще всего мы не допускаем никакого осуждения в свой адрес, оберегая самих себя от критики. Возможно, в целом ряде случаев это правильно. Потому что человек нередко осуждает других не для того, чтобы принести им пользу, а чтобы причинить им вред. Но тем более важно, чтобы мы умели самих себя правильно оценивать и, если нужно, критиковать. Собственно говоря, что собой представляет покаяние? Покаяние — это осознание наших грехов, нашей неправды. И когда мы раскаиваемся пред Богом, перед священником, перед крестом и Евангелием, то ведь это и есть отречение от наших грехов, осуждение самих себя». «Самая большая ошибка, – заметил Патриарх, – с которой нередко сталкиваются духовники, — это когда исповедующийся начинает говорить не столько о себе, сколько о других, оправдывая себя. Говорит: вот поссорились мы с тем или другим родственником, с мужем или женой, с родителями мужа или жены, — всякое ведь в жизни бывает, — а после этого начинается самооправдание. Да, поссорились, но я никак не могу жить с этими людьми, мне очень тяжело. И получается, что даже на исповеди мы нередко оправдываем себя, хотя должны чистосердечно самих себя оценить и принести покаяние в своих грехах. Оказывается, это очень непростое дело.

http://pravoslavie.ru/151244.html

Патриарх Кирилл: У христианина не может быть иной жизненной позиции, кроме как утверждать правду Когда-то, еще ребенком, беседуя со своим покойным благочестивым родителем, я спросил его: «Папа, как же можно прожить жизнь и не говорить неправды?» Отец ответил мне нечто, что я до сих пор храню в своем сердце как его заповедь — думаю, и заповедь Божию… 29 февраля, 2012 Когда-то, еще ребенком, беседуя со своим покойным благочестивым родителем, я спросил его: «Папа, как же можно прожить жизнь и не говорить неправды?» Отец ответил мне нечто, что я до сих пор храню в своем сердце как его заповедь — думаю, и заповедь Божию… 28 февраля 2012 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в храме Покрова Божией Матери в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы, сообщает Патриархия.ru . По окончании богослужения он обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Грех, который был совершен в ангельском мире, а затем и в роде человеческом, имеет своим содержанием, своей природой противостояние Богу. В ангельском мире это противостояние выразилось в противоборстве, ибо ангел, ставший диаволом, пытался занять место Бога, низвергнуть Бога, разрушить Божий замысел о творении, почему и именуется диаволом — противником. И грех, зло отобразились в роде человеческом — если не противоборством Богу, то, по крайней мере, отказом человека от того, чтобы Бог определял его жизнь. Этот отказ выразился в неприятии Божиего закона, Божией заповеди. И противостояние Богу, отказ от Бога имели своим последствием то, что люди, не пожелавшие жить по Божиему закону, стали устраивать жизнь по своему собственному разумению, по своим собственным понятиям и законам. Святые отцы справедливо утверждают, что сущностью греха является гордость, гордыня, потому что именно гордость — это та движущая сила, которая противопоставляет человека Богу. Поэтому гордость, согласно святоотеческому учению, есть не один из столь многочисленных пороков, которые захватывают человеческий ум и сковывают человеческую волю, а подлинное и полное выражение самой природы греха.

http://pravmir.ru/patriarx-kirill-u-xris...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010