Архив Пн В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном монастыре 21 марта 2024 г. 20:27 Вечером 21 марта 2024 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По прибытии в храм Предстоятель Русской Православной Церкви поклонился честным мощам священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского. За богослужением молились: архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; игумен Иоанн (Лудищев) , наместник Сретенского монастыря, и.о. ректора Сретенской духовной академии ; иеромонах Афанасий (Дерюгин); благочинный Сретенской обители; братия обители, преподаватели и учащиеся Сретенской духовной академии, многочисленные прихожане и паломники. Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Сретенского монастыря (регент — А.С. Полторухин) и хора Сретенской духовной академии (регент — М.В. Качанкин). Чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского транслировалось в прямом эфире телеканалов «Союз» и «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь . В дар храму в память о совершенном богослужении Святейший Владыка передал искусно вышитые покровцы для евхаристических сосудов. От лица братии монастыря, учащих и учащихся академии и всех прихожан игумен Иоанн (Лудищев) приветствовал Предстоятеля Русской Церкви и преподнес Его Святейшеству богослужебное кадило. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила.

http://patriarchia.ru/db/text/6114021.ht...

Архив Пн В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богородице-Рождественском монастыре 4 марта 2009 г. 21:48 4 марта, в среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Рождественском соборе Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря . По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом: «Во время Великого поста необходимо употреблять особые средства, для того чтобы изменить жизнь к лучшему, изменить к лучшему состояние своей души. Такими средствами является воздержание от пищи, пост, молитва и милосердие. Если мы употребляем все эти средства, то возгреваем в себе ревность о духовной жизни. Но для того, чтобы ревность перешла в устойчивый навык, необходимо совершать то, что святые называют " сосредоточение ума в сердце " ». Предстоятель Русской Церкви отметил, что человек формируется как личность через воздействие на него окружающего мира. В наше время человек сугубо подвержен влиянию извне. На него обрушивается огромный поток информации, то есть сведений, которые ему нужны, и которые ему бесполезны. По словам Его Святейшества, «Многие сейчас бьют тревогу — что большая часть информационного потока, обрушивающегося на человека, несет опасные мысли, опасные идеи и целеполагания. Но как же воспитать ум, чтобы возникающие мысли помогали устраивать жизнь по закону Божию, чтобы душа человека возвышалась?». Святейший Патриарх подчеркнул, что это очень важный вопрос. По его словам, ответ на него кроется в церковной традиции. «Церковь всегда предлагала определенные чтения для назидания. Самое главное чтениечтение Священного Писания». Патриарх Кирилл выразил сожаление, что сегодня не многие читают слово Божие у себя дома. Первосвятитель отметил, что весьма хорошо, когда люди ведут духовные беседы, встречаясь друг с другом. Такие встречи должны в первую очередь происходить на приходах и в святых обителях.

http://patriarchia.ru/db/text/574194.htm...

В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Андреевском ставропигиальном монастыре 25 февраля 2015 г. 21:47 Вечером 25 февраля 2015 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Словущего Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. За богослужением молились председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений , наместник Андреевского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт , ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре , наместник Сретенского ставропигиального монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) , председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , насельники обители, учащиеся общеобразовательной школы при Андреевском монастыре. Богослужебные песнопения исполнил хор Андреевского монастыря (регент — И.А. Кириндас). Прямая трансляция богослужения осуществлялась телеканалом «Союз». По окончании службы Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь . Епископ Феофилакт приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству книгу митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры» (в 1703 году митрополит Рязанский и Муромский Стефан освятил Воскресенский храм Андреевской обители). Святейший Патриарх Кирилл обратился к присутствующим с кратким словом об истории и причинах возрождения монастыря, который был упразднен еще в 1764 году. «Я очень рад совершить на первой седмице Великого поста это богослужение в возрожденном Андреевском монастыре. Обычно мы возрождаем обители, которые были закрыты в связи с революционным лихолетьем в нашей стране. Но история Андреевского монастыря свидетельствует о том, что русское монашество претерпевало скорби не только в связи с революционными потрясениями. И в православной Российской империи по разным причинам и под влиянием разных обстоятельств наносились удары по монашеской жизни. Мы знаем, как много обителей было закрыто, преобразовано в приходские храмы. Иногда обители просто исчезали с лица земли. И хотя у тогдашних правителей были какие-то утилитарные причины поступать так, а не иначе, действуя таким образом они наносили огромный урон духовной жизни нашего народа. Ликвидация монастырей, несомненно, внесла свой губительный вклад в перемену мыслей, настроений, которые, в конце концов, и привели к революционной катастрофе.

http://patriarchia.ru/db/text/4002340.ht...

В четверг первой седмицы Великого поста Предстоятель Русской Церкви совершил повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Высоко-Петровском монастыре 2 марта 2017 г. 23:09 2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь г. Москвы. В храме преподобного Сергия Радонежского Его Святейшество совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского. На богослужении присутствовали: Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов; председатель Московской городской Думы А.В. Шапошников; руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов; член Совета Федерации ФС РФ О.П. Ткач; глава управы Тверского района г. Москвы С.Е. Золотарев Богослужебные песнопения исполнил хор Высоко-Петровского монастыря (регент А.И. Любимов). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. По окончании богослужения наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Петр (Еремеев) приветствовал Святейшего Владыку и преподнес Его Святейшеству две панагии и крест. Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью . В дар обители Святейший Патриарх Кирилл передал икону Божией Матери «Влахернская» начала XVIII века, находившуюся в Высоко-Петровском монастыре до закрытия монастыря в 20-е годы ХХ века. Передавая образ Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Хотел бы поблагодарить Вас, отец Петр, за ваши добрые слова и за подарок, который Вы преподнесли. Со своей стороны хотел бы передать для Высоко-Петровского монастыря этот старинный образ. Это копия чудотворного образа Влахернской Одигитрии, одного из самых древних образов в истории Церкви. В далекие века подлинник этой иконы был создан в Византии, причем не просто из дерева, но при помощи так называемого воскомастиха. Это смешение ладана, воска, ароматных веществ, которые, замешиваясь, образуют некую пасту, способную затем затвердевать и сохранять форму на долгие и долгие годы. Этот образ Божией Матери был нанесен на кипарисовую доску в древней Византии именно воскомастихом.

http://patriarchia.ru/db/text/4823134.ht...

Великий канон преподобного Андрея Критского — православный «виртуальный психоаналитик» Архимандрит Феогност (Пушков) Кандидат богословия, заштатный клирик Луганской епархии УПЦ, автор многочисленных публикаций на богословские темы. Подпишитесь на наш Телеграм Великий пост в византийской церковной традиции открывается чтением покаянного Великого канона (автор — прп. Андрей Критский , VI век н. э.). Причем сначала он читается разделенным на четыре части в первые четыре дня Великого поста, а затем еще раз, весь целиком, прочитывается в четверг на 5-й седмице Великого поста. Почти каждый тропарь канона представляет собою назидательное осмысливание событий библейской истории. Автор проходится почти по всем именам, встречающимся на страницах Писания , а некоторым именам уделяет внимание в целом ряде тропарей. При этом большинство тропарей — это не молитва к Богу, а назидательное обращение к самому себе, например: «И ты душа, как древний Каин, вооруживши плоть, войну с собой вела своими непотребными делами» . При этом в церковной среде нередко раздаются голоса о «ненужности» этого канона, мол, «наводит тоску, уныние, даже в депрессию вогнать способен». Многие отмечают, что почти все, о чем читается в каноне, остается непонятным для многих прихожан. И тогда все участие верующих в этом богослужении сводится к рефреном повторяющемуся к каждому тропарю припеву «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» . Многократно повторяющийся припев без понимания самого текста превращается в некую мантру, которая не развивает мышление, а скорее притупляет его. Это-де основание для того, чтобы отказаться от совершения этого богослужения в современной церковной традиции. Причем такие голоса раздаются даже со стороны уважаемых мною собратьев священников. Здесь я постараюсь возразить им, признавая за ними определенную правоту и намечая пути преодоления тех негативных форм «духовности», в которые выливается в ряде случаев наше исполнение Великого канона. Прежде всего, я хотел бы выделить три основные проблемы, которые можно с легкостью преодолеть и которые действительно оказывают большое негативное влияние на участников богослужения: 1. Основной барьер — это славянский язык

http://blog.predanie.ru/article/velikij-...

Arhiva În ziua de Miercuri a primei sptmâni din Postul Mare Sanctitatea Sa Patriarhul Chiril a svârit Pavecernia cu citirea Canonului cel mare al Cuviosului Andrei Criteanul la Mnstirea stavropighial Novospassky 13 martie 2019 21:04 Вечером 13 марта 2019 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в соборе Покрова Божией Матери Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. За богослужением молились наместник Новоспасского монастыря, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Воскресенский Дионисий , паломники из Греции — секретарь Синодального отдела Элладской Православной Церкви по вопросам паломничества архимандрит Спиридон (Катрамадос) и сотрудник указанного отдела Христос Петреас, директор российского представительства Национальной туристической организации Греции Поликарпос Эфстатиу, братия Новоспасской обители, многочисленные прихожане и паломники. Богослужебные песнопения исполнил хор Новоспасского монастыря (регент С.Б. Попов). На телеканале «Союз» шла прямая трансляция чтения канона. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь . Затем Святейший Владыка обратился к наместнику и братии Новоспасского монастыря: «Хотел бы сердечно вас приветствовать, владыка наместник, с новым послушанием. Господь вас возвел на высокую свешницу — возглавлять исторически очень важную обитель Первопрестольного града. Пусть Господь хранит вас на этом послушании, умудряет, укрепляет ваши силы. Хотел бы также пожелать помощи Божией всей братии. Вы действительно несете свое послушание в особом месте и должны как хранить память о прошлом, так и служить одновременно и настоящему, и будущему — своей верой, своей молитвой, своим пастырским словом, обращенным к людям. Пусть Господь хранит Новоспасскую обитель в мире, любви, единомыслии. А всех, кто приходит в эти святые стены, да укрепляет Господь в вере и благочестии».

http://patriarchia.ru/md/db/text/5390779...

18 марта 2013 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Святому Василию Великому принадлежат замечательные слова: Самое трудное, как кажется, познать самого себя. Глаз, рассматривающий внешнее, не может видеть внутреннего, а ум наш, проницательно взирающий на неправильности чужого, медлит расследовать и познать свои собственные недостатки (см. Святитель Василий Великий. Беседы на шестоднев. 9-я беседа. О животных земных). Эта мысль святого Василия Великого по-разному повторяется в творениях иных отцов Церкви. Некоторые говорят даже сильнее на тему опасности отсутствия попыток у человека разобраться в самом себе. Прп. Нил Синайский говорит, что когда познаешь себя, то возможешь познать и Бога. Он связывает познание человеком самого себя с познанием Бога. Ему вторит и Симеон Новый Богослов, который высказывается еще радикальнее: Если не познаёшь самого себя, то даже Всемогущий Бог не спасет тебя (см. Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Слово 31-е). Святой Иоанн Златоуст людей, которые не имеют навыка познания самих себя, сравнивает с безумными, с психически больными, но проводит различие, говоря о том, что психическое заболевание есть заболевание человеческого тела, а вот неспособность разобраться в себе есть проявление развращенной воли. Почему святые отцы уделяют такое большое внимание самопознанию? А потому что без того, чтобы разобраться в самом себе, невозможно освободиться от греха. Человек не может принести искреннего покаяния, если он не знает, почему он совершил тот или иной грех, какие внутренние мысли, помыслы, движения души привели его в состояние греха. И возникает вопрос: а почему же так много людей, которые, по слову Василия Великого, проницательным умом оценивают неправильности другого человека, медлят с познанием своих собственных недостатков? Эта выявленная святым Василием Великим закономерность на опыте известна каждому из нас. Мы с легкостью обнаруживаем недостатки других людей, мы подвергаем их своему строгому суду; и чем строже судим других, тем менее склонны судить самого себя.

http://pravoslavie.ru/60201.html

Календарь Материалы 2 апреля 2014 г. [Встреча с Православием/Богослужение] 20 марта/2 апреля 2014 г. Среда 5-й седмицы Великого поста. Сретенский монастырь. Утреня с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской, первый час. Хор Сретенского монастыря. (MP3 файл. Продолжительность 3:23:22 мин. Размер 146.5 Mb) [Интернет-журнал/Колонка главного редактора] Архимандрит Тихон (Шевкунов) Эту книгу напишет не один автор, а все те, кто возьмут на себя труд поделиться своим личным христианским опытом. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Сергей Худиев Мир сей считает, что покаяние – это отказ от человеческого достоинства. Как будто когда Мария проводила жизнь в разврате, она жила в свободе и достоинстве. История Марии – история обретения достоинства. [Встреча с Православием/Святые и святыни] Марина Бирюкова Храм на Мариино стояние набит битком. За что же мы так любим прп. Марию? [Документы истории] Петр Давыдов Любовь к Отечеству доказывается верностью ему в тяжелые времена. Верность – это и уважение, и почтение, и восстановление памяти. [Поместные Православные Церкви/Румынская/Публикации] Священник Николай Трушка «Дорогой батюшка… я позвал тебя, чтобы ты меня исповедал и причастил… потому что я… хочу повеситься». Игорь Лунев Протоиерей Алексей Мальцев: " Если мы пожелали бы стать истинными и верными последователями Христа, то не могли бы сделать ничего для Него более угодного и любезного в сей день, как принять на себя посильное исполнение завещанной Им заповеди о любви к ближнему " Алексей Федотов Одним из неразработанных Православной Церковью вопросов является вопрос о жизни животных в Царствии Божием. Доктор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала Института управления А.А. Федотов в своей статье приводит обзор мнений, касающихся данной темы. Владимир Легойда В спорах не рождается истина. Во всяком случае, она не рождается в спорах о вере. English Edition [News] According to the Imedi television company, the research carried out by the International Republican Institute (IRI), showed that the Georgian Orthodox Church enjoyed the highest level of confidence among state, political and public institutions in Georgia: 94% of respondents trust it.

http://pravoslavie.ru/archive/140402

22 февраля 2018 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В молитве святаго преподобного Ефрема Сирина мы просим Господа избавить нас от духа праздности, уныния, любоначалия, празднословия и даровать нам целомудрие, смиренномудрие, терпение и любовь. Среди пороков, от которых мы просим нас избавить, два имеют много общего — это праздность и празднословие. По сути, и то, и другое представляют собой пустоту. А вот когда мы просим у Господа дать нам добродетель целомудрия, речь идет о чем-то противоположном. Мы просим наполнить нас таким содержанием, чтобы целостность нашей личности сохранялась на протяжении всей жизни. Целомудрие — слово, состоящее из двух корней: целый, целостный и мудрый. Стало быть, это мудрость, которая помогает сохранять целостность, а «целый» в толковых словарях определяется как полный и неповрежденный. Если праздность и пустословие — это пустота, вакуум, то целомудрие — это полнота и неповрежденность. В массовом сознании целомудрие связывается с сохранением телесной чистоты. Это правильно, но это не всё. Целомудрие — это состояние человека, который хранит в себе силы, данные ему Богом, переданные родителями, полученные через образование и жизненный опыт. Сила, которая накапливается в человеке, должна сохраняться. Тогда не будет пустоты, тогда будет целостность, то есть внутреннее содержание, представляющее собой прочную крепость, которая сохраняет внутреннюю жизнь человека от всякого повреждения. Слава Богу, если тот, кто живет в пустоте, осознает, что так нельзя, что нужно остановиться, изменить образ жизни. Но очень часто это бывает трудно, в том числе из-за влияния окружающей нас массовой культуры. Целомудрие, по слову преподобного Иоанна Лествичника, является всеобъемлющим определением всех добродетелей. Вдумайтесь: всех добродетелей! Не одной только — всех добродетелей! Так вот, величайшая ценность, которая веками находилась в центре нравственных установок человеческого общества, сегодня изничтожена массовой культурой. Целомудрие стало предметом насмешек и снисходительного взгляда сверху вниз: мол, неудачники, не понимающие смысла жизни, пекутся о каком-то целомудрии. Всё это предрассудки, учит нас сегодня массовая культура. Но ведь через разрушение самой важной добродетели разрушается человеческая личность. Исчезает целостность, возникает вакуум, а вместе с ним душу человека заполняет мусор. И, конечно, неслучайно, что с целомудрием связывается плотская чистота, потому что утрата этой чистоты ясно свидетельствует о внутреннем неблагополучии человека, утрате целостности.

http://pravoslavie.ru/110972.html

2 марта 2017 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Высоко-Петровском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В течение поста нам надлежит, каждому в меру своих сил, стать на путь преодоления злых помыслов, страстей, греховных деяний, которые сопровождают жизнь каждого человека. Для того чтобы мы имели возможность совершить этот духовный разворот в своей жизни, Церковь предлагает нам определенные средства. В первую очередь это молитва, которая дает возможность почувствовать Божие присутствие. Именно через молитву мы можем установить связь с Самим Богом и понять, что мы не одиноки, что в наших человеческих трудностях, в нашей борьбе мы можем опираться на Божественную силу. Другим средством является воздержание, пост, который помогает мобилизовать нашу волю и протестировать наше духовное состояние, определить, на что мы способны, есть ли у нас силы справляться с теми духовными задачами, которые стоят перед нами как христианами. И если таковых сил недостаточно, то пост дает возможность эти силы в себе укрепить. Наконец, еще одно очень важное средство преодоления греховных склонностей и одержания победы над самим собой — это милосердие. Святой Иоанн Златоуст, размышляя на тему милосердия, сказал удивительные слова: «Смотри, как высоко милость! Бог с Самим Собой сравнивает человека сострадательного». А далее цитирует известные слова из Евангелия от Луки: будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд есть (см. Лк. 6:36). Удивительные слова! Мы их хорошо знаем, но чаще всего они проходят мимо нашего сознания. А ведь этими словами не только описывается природа Божества — в них указывается на самое, может быть, важное, что надлежит нам совершать в этой жизни. Почему именно милосердие? Когда мы творим милость, мы что-то отдаем от себя другому человеку — материальные средства, некие предметы, внимание, заботу… Мы в каком-то смысле идем против общего течения, потому что движение всей цивилизации направлено на то, чтобы облегчить человеку жизнь, чтобы человек становился сильнее, богаче, обладал большей властью. На достижение этих целей направляются усилия большинства людей. У каждого свой масштаб действий, но целеполагание одно и то же — изредка открыто декларируемое, гораздо чаще скрытое. А совершающий дела милосердия свидетельствует о том, что идет другим путем, который Господь называет узким (см. Мф. 7:14). Не все могут по нему идти, но именно этот путь милосердия ведет нас в Царствие Божие.

http://pravoslavie.ru/101566.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010