22. Первое заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. 23. Святейший Владыка принял мэра Москвы С.С. Собянина в рабочей Патриаршей резиденции. 24. Встреча с председателем Российского детского фонда писателем А.А. Лихановым в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 25. Расширенное заседание Епархиального совета г. Москвы в Храме Христа Спасителя. 27. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная, день памяти митрополита Киевского и всея Руси Феогноста. Литургия в Успенском Патриаршем соборе Кремля. 29. Годовщина терактов в московском метрополитене . Лития по жертвам трагедии  в домовом храме в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 30. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 31. Вручение указов о назначении  правящим архиереям новообразованных епархий Северного Кавказа. АПРЕЛЬ 1. Пятница 4-й седмицы Великого поста, день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии. Литургия Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня на Болвановке. 3. Неделя 4-я Великого поста, день памяти прп. Иоанна Лествичника. Литургия в Храме Христа Спасителя. Хиротония архимандрита Зиновия (Корзинкина) во епископа Элистинского и Калмыцкого. 4. Утреня вторника 5-й седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 5. Встреча с народной артисткой СССР Г.П. Вишневской в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 6. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии в России Масахару Коно в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 7. Благовещение Пресвятой Богородицы и день преставления Патриарха Московского и всея России Тихона. Литургия в Благовещенском соборе Московского Кремля. 8. Канун субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста). Утреня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

22. Первое заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. 23. Святейший Владыка принял мэра Москвы С.С. Собянина в рабочей Патриаршей резиденции. 24. Встреча с председателем Российского детского фонда писателем А.А. Лихановым в резиденции в Чистом переулке. 25. Расширенное заседание Епархиального совета г. Москвы в Храме Христа Спасителя. 27. Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная, день памяти митрополита Киевского и всея Руси Феогноста. Литургия в Успенском Патриаршем соборе Кремля. 29. Годовщина терактов в московском метрополитене. Лития по жертвам трагедии в домовом храме Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 30. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Итальянской Республики в Российской Федерации Антонио Дзанарди Ланди, прошедшая в Чистом переулке. 31. Вручение указов о назначении правящим архиереям новообразованных епархий Северного Кавказа. АПРЕЛЬ 1. Пятница 4-й седмицы Великого поста, день памяти мучеников Хрисанфа и Дарии. Литургия Преждеосвященных Даров в храме Преображения Господня на Болвановке. 3. Неделя 4-я Великого поста, день памяти прп. Иоанна Лествичника. Литургия в Храме Христа Спасителя. В ходе богослужения архимандрит Зиновий (Корзинкин) был рукоположен во епископа Элистинского и Калмыцкого. 4. Утреня вторника 5-й седмицы Великого поста с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского и жития прп. Марии Египетской в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. 5. Встреча с народной артисткой СССР Г.П. Вишневской в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке. 6. Встреча с Чрезвычайным и Полномочным Послом Японии в России Масахару Коно в резиденции в Чистом переулке. 7. Благовещение Пресвятой Богородицы и день преставления Патриарха Московского и всея России Тихона. Литургия в Благовещенском соборе Московского Кремля. 8. Канун субботы 5-й седмицы Великого Поста — праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста). Утреня с чтением Акафиста Пресвятой Богородице в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1394801...

А еще Лествичник упоминает добродетель. А почему добродетель? А потому что свершение добрых дел всегда несет в себе некий позитивный заряд, обогащая человека энергией. Даже посещение скорбящих людей, вместо того чтобы забрать у человека энергию, иногда придает ему сил, помогает начертать в своем сознании нечто важное, определить приоритеты, отделить главное от второстепенного. Если мы творим добрые дела, то ведь мы тем самым отвращаемся от печальных истин. Именно поэтому, когда нас посещает печаль не по Боге, а печаль, обусловленная жизненными скорбями, нам не нужно замыкаться в самих себе, не нужно постоянно думать о причинах этой печали, не нужно противостоять тем, кто нас обидел, и выстраивать систему защиты, тем самым нанося еще больший урон своей душе. Очень важно переключить сознание и начать делать добрые дела, читать Священное Писание и, как учил Иоанн Лествичник, псалмопением преодолевать печаль. Из проповеди по окончании великого повечерия с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном храме Христа Спасителя в Москве вечером 3 марта 2014 г. Тело и душа взаимосвязаны Мне приходилось беседовать с людьми далекими от Церкви, но верующими, которые в храм почти не ходят, посты не соблюдают, но Бога не отрицают. Когда речь заходила о посте, эти люди нередко начинали возражать: «Ну какая разница, чем питаться? Самое главное – зла не делать». Это правильные слова – в идеале, но, к сожалению, на практике так не получается. Те люди, которые не готовы ограничить себя в малом – в питании, неспособны сделать и что-то иное, большое и значительное. И если такое замечательное правило, как пост, отделяется от добродетели, значит, человек ни одного, ни другого по-настоящему сделать не может – сил не хватает, воли не хватает. Вот и возникает вопрос: а почему же нужно ограничивать себя в пище? Ведь действительно, пища – это материальный фактор. Имеет ли пища отношение к жизни духовной? И святые отцы, учителя Церкви свидетельствуют о том, что имеет, потому что пища необходима для поддержания жизни нашего физического организма, нашего тела.

http://pravoslavie.ru/69089.html

15 марта 2016 года, во вторник первой седмицы Великого поста Научиться выбирать главную цель Мы знаем, что в военной стратегии есть такое понятие, как направление главного удара. Нельзя наступать одновременно по всей линии фронта – никаких сил не хватит, и враг может, разгромив на одном участке наступающие войска, окружить их и победить. Вот так и в духовной борьбе: нельзя наступать широким фронтом, пытаясь все в себе исправить, да еще за короткое время. Нужно научиться выбирать главную цель, а каждый из нас, наверное, знает, какая цель для него главная. И напрягать свои силы, и молиться, и призывать Божию помощь, чтобы исправить тот самый главный свой недостаток, который более всего мешает духовной жизни. Иногда бывает так, что этот главный недостаток – самый тяжелый. Берется человек за его исправление, осознав свою беду, но проходит месяц, год, другой, третий, а преодолеть недостаток не получается, и в результате – уныние, разочарование, признание своей неспособности победить грех. Поэтому ни в коем случае не следует в качестве первого шага избирать самую трудную цель. Нужно брать что-то полегче – то, что также беспокоит совесть, но что мы в силах преодолеть. И тогда, восходя от простого к сложному, действуя, как говорит святитель, мало-помалу, мы будем восходить вверх, как бы по ступеням. Эти законы духовной жизни должен знать каждый православный человек. И если усилия, предпринимаемые в том числе во время поста, мы поддержим нашей молитвой, исповеданием грехов, причащением Святых Христовых Таин и доброделанием, то мы, несомненно, будем восходить по ступеням. Подчас эти ступени столь малы, что будут едва заметны для нас, но если они все-таки ведут к небу, значит, наш путь правильный и спасительный. Из проповеди после великого повечерия с чтением Покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы, вечером 15 марта 2016 года, во вторник первой седмицы Великого поста Грех заражает природу человеческих отношений Пост и молитва являются великими средствами к достижению тех целей, которые верующий человек ставит на пути своей духовной жизни. Но поста и молитвы недостаточно, потому что грех и человеческие недостатки распространяются не только на нас самих, но и на окружающих нас людей. Грех заражает природу человеческих отношений. Есть грехи против Бога, и есть грехи против людей, которые отравляют человеческие отношения и омрачают жизнь окружающих. Мы хорошо знаем эти грехи: гордость, ложь, гнев, зависть, корысть, нечестность, нечистоплотность в межличностных отношениях. Можно и далее продолжать этот перечень, из которого явствует, что согрешающий пред Богом одновременно наносит рану и другому человеку.

http://pravoslavie.ru/91679.html

Из проповеди после утреннего богослужения в Зачатьевском монастыре г. Москвы в понедельник первой седмицы Великого поста 11 марта 2019 года О грехе уныния Патриаршее служение в понедельник первой седмицы Великого поста в Храме Христа Спасителя. Повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского. Фото: свящ. Игорь Палкин/foto.patriarchia.ru Мне приходилось встречаться с людьми, прошедшими тяжелейший жизненный путь, в том числе с теми, кто прошел через заключение, ссылки, лагеря только потому, что верил в Бога. И вот что удивительно: у этих людей никогда не было уныния. Еще во время несения послушания в Смоленске я встретился с одним человеком. Он посетил меня, узнав мою фамилию, и сказал, что с каким-то юношей, носившим ту же фамилию, он плыл из тогдашнего Ленинграда в бухту Нагаева, а затем по Колымской трассе был доставлен до места заключения. И рассказал, что тот юноша никогда не был в плохом настроении – он всегда оставался спокойным, мирным и даже радостным. И когда его спросили, почему он пребывает в таком добром расположении духа, ответ был простой: «Но ведь я ради Христа еду туда, куда меня посылают. А разве может быть плохой жизнь ради Христа?» Нам нужно во многом пересматривать наше отношение к окружающему миру, к нам самим. Чем больше в жизни комфорта, чем больше материальных возможностей, тем слабее становится человек. Ему есть, что терять, он боится понизить уровень своего потребления и комфорта и потому становится очень уязвимым. И не только потому, что волнение охватывает при одной только мысли, что жизнь может измениться в худшую сторону, но и просто потому, что очень часто такой человек впадает в уныние. А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх. А уныние там, где исчезает вера и где на место веры приходит страх Вот почему в молитве святого Ефрема Сирина просьба к Господу избавить нас от уныния стоит на втором месте – особым образом подчеркивается необходимость избавиться от уныния как душевного состояния, несовместимого с подлинным человеческим благополучием.

http://pravoslavie.ru/120007.html

Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. 17 февраля. В среду первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился в Храме Христа Спасителя за великопостной утреней, часами и изобразительными. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви совершил вечерню и первую в 2010 году Литургию Преждеосвященных Даров. Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. 18 февраля. В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. В Храме Христа Спасителя состоялась встреча Его Святейшества с членами паралимпийской сборной России. В Тронном зале Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл встретился с Президентом Республики Абхазии С.В. Багапшем и его супругой М.Г. Багапш. Вечером Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 19 февраля. В пятницу первой седмицы Великого поста Предстоятель Русской Церкви возглавил братский молебен преподобному Сергию, игумену Радонежскому, у раки с честными мощами Преподобного в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании Литургии Святейший Владыка возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля. В субботу первой седмицы Великого поста, день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме прп. Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель передал в дар обители ковчег с частицей мощей святителя Московского Петра, всея России чудотворца, основавшего обитель в начале XIV века, и совершил освящение главного благовестника звонницы Высоко-Петровского монастыря — восьмитонного колокола «Святитель Петр».

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу...» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.) По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосердием движимь, Христе...». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви...». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши...» (см. на утрене Великого Вторника). После кондака – «Господи Сил, с нами буди...» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве...» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помолимся...». 1 Песнопения «Богородице Дево...», «Крестителю Христов...», «Молите о нас, святии апостоли...» и «Под Твое благоутробие...» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поскору глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»). 2 См. об этом 12 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 3 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1992 2 . Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). 4 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

http://patriarchia.ru/bu/2024-04-29/

В этот же день в Патриарших покоях кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Правительства Российской Федерации, во время которой В.В. Путин поздравил Его Святейшество с годовщиной интронизации. 2 февраля. Под председательством Святейшего Патриарха Кирилла в Храме Христа Спасителя состоялось Архиерейское совещание, участниками которого стали 155 архипастырей Русской Православной Церкви, прибывших в Москву на торжества, посвященные годовщине Патриаршей интронизации. В Храме Христа Спасителя состоялась беседа Святейшего Патриарха Кирилла с председателем Демократической партии Молдовы, членом Парламента этой страны Марианом Лупу. Вечером того же дня в трапезных палатах Храма Христа Спасителя состоялся торжественный прием, в ходе которого государственные деятели и лидеры религиозных общин России поздравили Святейшего Патриарха Кирилла с годовщиной интронизации. 14 февраля. В 2010 году в неделю сыропустную Русская Православная Церковь отмечала праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Праздничную Божественную литургию в Храме Христа Спасителя возглавил Святейший Патриарх Кирилл. Накануне начала Великого поста Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя. 15 февраля. В понедельник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл посетил Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. Предстоятель Русской Церкви молился в соборе Сошествия Святого Духа, где были совершены уставные утреня, часы, вечерня и лития по почившим насельницам обители. После богослужения Святейший Владыка посетил монастырскую богадельню. Вечером Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя. 16 февраля. Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Богородице-Рождественском монастыре. В рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Его Святейшества с Премьер-министром Греции Георгиосом Папандреу.

http://patriarchia.ru/db/text/3555929.ht...

Мы получаем непосредственное доказательство Божиего присутствия, когда молимся, потому что молитва – это действие, имеющее обратную связь. Мы обращаемся к Богу с просьбой, и чем горячее и искреннее молимся, тем больше надежда на то, что будем услышаны, ведь Господь слышит наши молитвы. Это не значит, что Бог должен отвечать на любое наше вопрошание и на любую нашу просьбу. Очень часто мы просим Бога о том, что для нас неполезно, ненужно и даже губительно, – просто нам, находящимся во власти повседневных земных обстоятельств, с нашей колокольни кажется, что нужно непременно чего-то достичь или что-то получить, мы просим об этом Господа и не получаем. Но когда мы просим о том, что действительно нужно, Господь нам отвечает, и на этой обратной связи и основывается вера людей. Не будь ответа на нашу молитву, никакой религии бы не существовало, особенно в наше время, когда пронзительный человеческий ум проникает в тайны природы и открывает ее законы. Некоторые даже задаются вопросом: может быть, человечество когда-нибудь достигнет такого состояния, когда вообще все будет охвачено научным познанием? Такое трудно себе представить, учитывая масштабы вселенной, но, несомненно, живая вера в Бога никогда не исчезнет именно потому, что люди получают ответ в молитве. Из проповеди после великого повечерия с чтением Покаянного канона прп. Андрея Критского в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре вечером 16 марта 2016 года, в среду первой седмицы Великого поста Рассудительность Рассудительность – это способность иметь трезвый взгляд на самого себя и на окружающий мир. Результатом рассудительности всегда является умеренность. Рассудительностью отметается всякая избыточность, всякий максимализм, то, что называется резкими движениями, – в словах, в жизни, в том числе в жизни духовной. Из собственного опыта мы знаем, как часто отсутствие рассудительности приводит к конфликту с окружающими. Нам непременно хочется настаивать на своем, всеми силами добиваться того, что мы считаем желанной целью, и, сталкиваясь с людьми, которые нас не понимают или не разделяют наших взглядов, мы готовы идти на конфликт, обострять отношения. Чаще всего своей цели мы не достигаем, но очень больно ударяемся.

http://pravoslavie.ru/91679.html

Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными. По «Слава в вышних Богу…» – трипеснец Триоди, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия – ирмос трипеснца. (2-я песнь имеет два ирмоса, на катавасию поется второй ирмос.) По 2-й песни – «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» – седален, глас 2-й: «Милосердием движимь, Христе…». Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви…». По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом – кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши…» (см. на утрене Великого Вторника). После кондака – «Господи Сил, с нами буди…» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве…» (по обычаю), и чин прощения. Ектения: «Помолимся…». 1 Песнопения «Богородице Дево…», «Крестителю Христов…», «Молите о нас, святии апостоли…» и «Под Твое благоутробие…» вечером во все Недели святой Четыредесятницы и в Неделю ваий поются «со сладкопением», а в дни Страстной седмицы – «поскору глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «В Неделю ваий вечера», 1-е «зри»). 2 См. об этом 1 марта, в понедельник 2-й седмицы Великого поста. 3 Перед чтением Евангелия на Литургии Преждеосвященных Даров священник, по аналогии с полной Литургией, читает молитву: Возсияй в сердцах наших... (ср.: Настольная книга священнослужителя. М.: Изд. Моск. Патриархии, 19922. Т. 1. С. 281; Георгиевский А. И. Чинопоследование Божественной Литургии. Нижний Новгород, 1995. С. 181). Чтение Евангелия предваряется диалогом диакона и священника: Благослови, владыко, благовестителя... – Бог, молитвами святаго славнаго... (ср.: Великопостный служебник. В 3-х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 1. С. 138–140; Ч. 2. С. 173–175). 4 Ср. с пением 3-й песни Великого канона на утрене четверга 5-й седмицы поста. В текущем году пение Великого канона прп. Андрея Критского с четверга 5-й седмицы переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста (см. 23 марта). См. также: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 90–91.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-18/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010