В четверг первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в Зосимовой пустыни 26 февраля 2015 г. 14:56 26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь. Утреня, часы, изобразительны и вечерня были совершены в Троицком храме обители. В храме молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству , настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Зосимовой пустыни игумения Фаина (Кулешова) и сестры обители. По окончании богослужения игумения Фаина приветствовала Святейшего Владыку. На память о посещении обители настоятельница преподнесла Его Святейшеству икону основателя монастыря преподобного Зосимы (Верховского). Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся со словом проповеди . Святейший Патриарх Кирилл передал в дар монастырю список Иверской иконы Божией Матери и вручил насельницам обители Священное Писание. Верующим были розданы иконки Спаса Нерукотворного с Патриаршим благословением. Сегодня вечером Святейший Патриарх совершит великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Покровском Хотькове ставропигиальном монастыре. Зосимова пустынь была основана в 1826 году преподобным Зосимой (Верховским). Закрыта в 1929 году, возвращена Русской Православной Церкви в 1999 году. В том же году Наро-Фоминское благочиние Московской епархии сделало первые шаги к канонизации преподобного старца Зосимы, подав необходимые материалы в Комиссию по канонизации святых. В сентябре Комиссия приняла решение о канонизации схимонаха Зосимы (Верховского) как местночтимого святого, а 11 ноября это решение утвердил Святейший Патриарх Алексий II . Чин прославления старца Зосимы в лике преподобных состоялся в возобновленной Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни 23 июля 2000 года. На Архиерейском Соборе 2004 года было утверждено общецерковное прославление преподобного Зосимы.

http://patriarchia.ru/db/text/4002842.ht...

Вечером 10 марта 2022 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Во время Великого поста мы читаем дивную молитву святого преподобного Ефрема Сирина, каждое слово которой имеет большое значение для понимания того, что должно с нами произойти в течение Великого поста, от каких пороков мы должны освободиться и какие добродетели приобрести. И начинается молитва с того, что мы просим Господа избавить нас от праздности. А что такое праздность? Если праздность — это вакуум, отсутствие всякого содержания, то возникает вопрос: может быть, лучше вакуум, чем злое содержание? О злом содержании мы тоже просим Господа — чтобы Он избавил нас от наших грехов. Но неслучайно слова преподобного Ефрема, описывающие состояние человеческой души и содержащие просьбу ко Господу избавить нас от определенных пороков, начинаются с упоминания праздности: Дух праздности не даждь ми. Действительно, праздность — это не просто пустота, не просто вакуум, но это нечто такое, что несет в себе большую опасность для духовной жизни человека. Почему? Да потому что человек так устроен, что находится в постоянном контакте с окружающей средой, в особенности с окружающими его людьми. Мы общаемся, мы произносим слова, чтобы установить связь с окружающими, мы передаем другим свои мысли и одновременно сами впитываем их мысли. Этот постоянный обмен информацией, который для нас является совершенно обыденным делом, на самом деле очень важен в деле нашего спасения. Конечно, все воспринимаемое нами преломляется в нашем сознании, усугубляется нашими мыслями, нашими словами, нашим собственным поведением; но чаще всего как доброе, так и плохое приходит извне. Ну, а причем же здесь праздность? А вот причем. Праздность — это пустота, а пустота не может оставаться пустотой, для этого нужны специальные условия. Люди, которые знают физические законы, хорошо понимают, что для создания пустоты, вакуума нужны специальные усилия. В природе нет вакуума, в природе нет абсолютной пустоты, потому что она непременно заполнится либо газом, либо жидкостью, либо еще чем-то. Вот так и в человеческой жизни нет вакуума, нет пустоты; а праздность — это и есть синоним пустоты, применимый к человеческому поведению. Когда мы праздны, мы пусты и становимся очень удобной мишенью для нападения на нас темной силы или плохих людей. Человек пустой, не имеющий внутреннего содержания, беззащитен. Он с легкостью поддается внушению, и его внутреннее содержание легко наполняется тем, что приходит к нему извне.

http://pravoslavie.ru/145093.html

Вечером 11 марта 2019 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В молитве святого Ефрема Сирина мы просим Господа оградить нас прежде всего от праздности, ибо праздность — это порок, разрушающий человеческую жизнь. А затем следует мольба к Богу избавить нас от уныния. Наверное, нет людей, которые бы не испытывали этого чувства в своей жизни. Святой Иоанн Лествичник говорит, что уныние есть расслабление души и изнеможение ума. Уныние сопровождается тяжелым состоянием духа: человеку кажется, что многое он не сможет сделать, многого не сможет достичь, многое в своей жизни потерял. И эта негативная самооценка бывает настолько разрушительной, что люди теряют присутствие духа, способность активно трудиться, реалистично оценивать окружающие их события и действительно впадают в тяжелое душевное состояние. Иногда уныние путают с депрессией. Внешние проявления и того, и другого достаточно схожи. Но если депрессия есть результат неблагополучия психического, то есть следствие болезни, то уныние таковым не является. Понятие «уныние» вообще можно определить и описать только в системе религиозных координат. Если человек теряет веру в Бога, если он начинает во многом сомневаться, если утрачивает некие жизненные координаты, связанные с его религиозным выбором, то, как следствие, наступает уныние, тяжелейшее душевное состояние. Уныние невозможно лечить медикаментозно, из уныния невозможно выйти через внушение извне. Это состояние, которое может преодолеть только сам человек, опираясь на силу Божию. А как же возможно совершить такой подвиг? Есть два непременных условия: человек должен верить в Бога и верить в то, что все происходящее с ним является в конечном счете действием Божественного промысла — либо попущением Божиим, если происходящее скорбно и печально, либо проявлением Божественной милости, если происходит что-то радостное и доброе. Когда человек приучается предавать себя в руки Божии, уныние исчезает, потому что вместо уныния обретается глубочайшая уверенность в силе и разумности Божественного Промысла.

http://pravoslavie.ru/119844.html

Вечером 1 марта 2023 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Сретенском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Святителю Иоанну Златоусту принадлежат такие слова: «Злой человек опаснее ядовитой змеи, потому что змея открыто яд свой налагает, а злой человек скрытно жало вонзает». Святитель неслучайно произнес эти слова. Ему пришлось многое претерпеть и от врагов Церкви, и от лжебратий, и знаем, что дни своей жизни он закончил не в Константинополе, а в далеком кавказском краю, где господствовала малярия и куда ссылали самых опасных преступников, памятуя, что долго прожить в тех местах человек не мог. Наверное, под впечатлением всего того, что святитель Иоанн Златоуст лично испытал от злых людей, он и сказал эти пронзительные слова, которые следует запомнить. Что же делать, когда человек жалит нас своим ядовитым жалом? Как и в случае с ядовитыми змеями следует делать все, чтобы избежать встречи с таким человеком. Но ведь его не всегда можно опознать в том, с кем мы встречаемся. В отличие от змеи, даже внешний вид которой вызывает страх и отвращение, человек может и не проявлять свою способность смертельно жалить другого. Так или иначе, многие скорби приходят к нам именно от нашей неспособности разобраться в людях. Потому что нередко мы, будучи очарованы или заинтересованы каким-то человеком, с легкостью впускаем его в свою жизнь, а потом очень тяжело разочаровываемся. Такова реальность. И, вместе с тем, Господь ведь не призвал нас жить в какой-то стерильной среде, среди единомышленников, среди добрых людей! Он призвал нас жить в этом мире, где есть и добро, и зло, где диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца человеческие. В этом мире мы несем миссию свидетельства о Господе и одновременно работаем над своим спасением. Вот почему невозможно, особенно в условиях современных больших городов, создать вокруг себя какой-то особый микромир.

http://pravoslavie.ru/151272.html

Вечером 23 февраля 2015 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Целью поста является достижение нового состояния человека, нового по отношению к тому, что было до начала поста. Благая перемена душевного строя, мыслей и чувств — это и есть цель поста. Достичь этой цели можно используя лишь проверенные средства, те, о которых говорят нам святые отцы, аскеты, подвижники, которые не из академических курсов, а из собственного опыта вывели эти дивные формы и формулы духовной жизни. Одним из средств, помогающих достичь цели поста, является самопознание. Замечательно говорит об этом святитель Григорий Нисский: «Знание самого себя бывает средством очищения греха, происходящего от неведения». То есть для того, чтобы очиститься от греха и знаемого, и незнаемого, нужно понимать, что происходит в твоей собственной душе. Познание — это функция человеческого ума. Мир познается разумом. И всякая деятельность человека, направленная на изучение окружающей действительности, опирается на человеческий разум. Казалось бы, если познание от разума, то и самопознание — это исключительно функция нашего мозга, нашего сознания. Но Василий Великий говорит о чем-то другом. Он говорит о том, что разум наш медлит с познанием собственных недостатков. И далее, развивая мысль, он говорит, что очень живо мы воспринимаем разумом чужие недостатки, выносим свой суд, а в отношении своих собственных — разум медлит. А почему это происходит? Всякое достоверное познание основывается на том, что можно назвать объективным исследованием предмета знания. А объективный подход предполагает отстраненность от того, что связано с личностным отношением к делу или к идее. Он оперирует теми понятиями и данными и использует такую логику, которые не связаны с человеческими интересами, не порождаются человеческими страстями. И потому результаты этого исследования признаются и ученым миром, а затем и всеми, кто опирается на результаты этих знаний.

http://pravoslavie.ru/77513.html

Вечером 25 февраля 2015 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в храме Воскресения Словущего Андреевского ставропигиального мужского монастыря города Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа. В течение Великого поста каждый христианин, сознательно и ответственно относящийся к своей духовной жизни, призван многое узнать и открыть в самом себе. И происходит это тогда, когда мы встаем на путь самопознания, когда каждый день пытаемся разобраться в движениях своей души, в причинах тех или иных мыслей, слов или поступков. А в центре внимания человека, пытающегося понять самого себя, должны быть не добродетели, совершаемые им, а недостатки и грехи. Вот почему святые отцы уделяют такое большое внимание объяснению почти каждого греха, которым страдают люди. И очень значительное место уделяется, в том числе, тем грехам, которые в нашей повседневной жизни большинством людей таковыми не считаются. Более того, многие не знают, что та или иная склонность, тот или иной стиль поведения являются грехом. То, что было только что сказано, имеет прямое отношение к такому греху, как тщеславие. В наше время этот грех становится очень распространенным, каким-то всеобъемлющим. Во многом этому способствует развитие средств массовой информации или то, что мы теперь называем информационным обществом. Каждый человек имеет возможность сказать нечто, что становится известным очень многим, в том числе и через социальные сети. И если внимательнее посмотреть на то, что происходит в этих спонтанных дискуссиях, то можно увидеть ярмарку человеческого тщеславия. Их цель не столько отыскание истины, сколько выставление себя более умным, более находчивым, более проницательным, чем другие. Иногда в жернова этой дискуссии, этого обсуждения, в котором многие участвуют именно для того, чтобы себя показать, а отнюдь не для того, чтобы достичь истины, попадают люди, не готовые к тому, чтобы участвовать во всем этом. Многие считают их слабыми, другие — несовременными, не владеющими навыками и средствами информационной борьбы. А на самом деле чаще всего это люди, которые не хотят играть по чужим правилам.

http://pravoslavie.ru/77538.html

Вечером 27 февраля 2017 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Греховный взгляд на жизнь нередко формирует и греховные навыки отношения к жизненным обстоятельствам. Многие из таких греховных навыков именуются пристрастием: человек прилепляется к чему-то или кому-то, часто отдавая все силы своей души. Человек, подверженный пристрастию, порабощается, разум перестает контролировать ситуацию и уже не в силах повлиять на происходящее.      Обычно пристрастия связываются с неким удовольствием, с положительными эмоциями, — именно поэтому люди так часто попадают в зависимость от них. Но если не положить пристрастию конец, оно приобретет очень опасные качества. Былая радость уходит на задний план, удовольствие превращается в страдание — такое состояние именуется страстью. У слов «страсть» и «страдание» один корень. Нередко пристрастие, выходя из-под контроля человеческого разума, перерастает в страсть, а страсть губит человека. Мы знаем, как люди, одержимые стремлением к алкоголю, сперва получают удовольствие, а затем впадают в страшную зависимость. Пристрастие становится страстью, а в результате разрушается физический организм, разрушаются духовные силы, разрушается семьи, и человек погибает, сгорая от этой страсти… Состояние, когда люди способны управлять своими чувствами и разумом, на языке святоотеческой аскетической письменности именуется бесстрастием. Бесстрастие — это не безразличие. Бесстрастие — это способность разума сохранять способность контролировать развитие событий. Если разум управляет чувствами, мыслями, поступками, то силой разума человек способен оградить себя от пристрастия и, тем более, от страсти. Размышляя на тему бесстрастия, святой Иоанн Лествичник, игумен Синайской обители, говорит, что подлинно бесстрастный человек есть тот, кто все свои чувства подчинил разуму. А у святителя Василия Великого находим еще более значительные слова: «Бесстрастием восстанавливается в человеке искаженный Божий образ».

http://pravoslavie.ru/101464.html

Вечером 28 февраля 2017 года, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью. Во имя Отца и Сына и Святого Духа!      Время поста — это время борьбы с нашими грехами. В круговерти повседневной жизни очень сложно сконцентрироваться на своих внутренних проблемах; иногда мы даже не успеваем подумать о том, что совершаем хорошего или плохого. Время Великого поста как раз предназначено для того, чтобы помочь нам вступить на путь борьбы с грехом. У этой борьбы есть свои правила и законы, есть своя логика. Святые отцы, подвижники и аскеты, на опыте своем познавшие, что такое преодоление греха, к великому для нас счастью оставили замечательные письменные свидетельства о внутренней духовной борьбе, и это не результат теоретических размышлений, а отображение реального духовного опыта. Хотя большинство этих писателей принадлежат глубокой древности, их творения актуальны и сейчас, потому что мир вокруг нас меняется, а природа человека неизменна. Люди сталкиваются с новыми проблемами и искушениями, но человеческая природа остается той же, что была создана по Божиему замыслу и в соответствии с Божественными законами. Среди многих аскетов и подвижников прошлого особое место занимает преподобный Ефрем Сирин, который более тщательно, а лучше сказать, более систематично, чем другие, изложил этапы духовной борьбыв своих произведениях. Согласно церковному уставу, его труды полагается читать во время великопостных утренних богослужений — в монастырях часто так и делают, в приходской практике, ввиду ограничений по времени, эти чтения обычно опускают. Однако возможность ознакомиться с творениями святого преподобного Ефрема Сирина есть у каждого из нас.Хотел бы сегодня рассказать об основных мыслях преподобного Ефрема относительно законов и логики духовной борьбы с грехом.

http://pravoslavie.ru/101500.html

Вечером 2 марта 2020 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Мы вступили на поприще Великого поста, воздержания от пищи, от всего того, что может отвлекать наше внимание от самого главного — от заботы о своей собственной душе. Мы вступили на поприще, которое должны использовать, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. В первую очередь, изменить свое внутреннее духовное состояние, свои мысли и чувства, предстать пред Господом со смирением и покаянием, дабы в ответ на наше покаянное прошение Господь даровал нам прощение грехов. Пост сопутствует религиозной жизни человечества на протяжении всей истории. Люди чувствовали необходимость налагать на себя ограничения в пище, в питии именно для того, чтобы иметь возможность духовно сконцентрироваться и обратиться к Всевышнему, дабы Господь, видя стремление людей, их готовность ограничить себя и пожертвовать чем-то, ответил на их молитвы и помог получить просимое. Пример поста дает нам Сам Господь Иисус Христос. Перед выходом на общественную проповедь, то есть перед выходом в мир Он на сорок дней уединился в пустыне и не вкушал пищи. Это был самый-самый строгий пост. Зачем же это нужно было Господу? Конечно же, по Божеству Своему Он не нуждался ни в каком посте, но по человечеству несомненно нуждался в такой духовной закалке, в возможности сконцентрировать Свои мысли, укрепить Свои чувства, закалить Свою человеческую волю. И уж если Господь, подготавливая Себя к общественному служению, принимал на Себя строгую дисциплину поста, то кольми паче мы, грешные люди, нуждаемся в том, чтобы время от времени налагать на себя ограничения, связанные с приемом пищи и с тем, к чему мы привыкли в своей каждодневной жизни, — с развлечениями, пренебрежением молитвой, что к сожалению, часто бывает в жизни и тех людей, которые считают себя православными. Вот почему мы можем и должны использовать те возможности, которые открываются в течение поста, чтобы подвергнуть себя собственному строгому суду, увидеть, что мы делаем правильно, а что неправильно, или, может, вообще не делаем из того, что нужно для спасения нашей души.

http://pravoslavie.ru/128992.html

Вечером 2 марта 2023 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.      Во имя Отца и Сына и Святого Духа! На протяжении бльшей части человеческой истории, по крайней мере, той, которая отражена в дошедших до нас исторических текстах, прослеживается отчетливая тенденция, связанная с духовными и интеллектуальными поисками. Своими собственными силами, силами своего разума люди пытались найти смысл жизни. И от того, как та или иная философская школа, те или иные мудрецы отвечали на этот вопрос, зависело умонастроение большого количества людей, а иногда и ценностные ориентиры целой эпохи. Это хорошо можно увидеть из истории человеческой мысли, из античной философии и более поздних философских сочинений. Поиск истины, поиск смысла бытия играл очень важную интеллектуальную и духовную роль в жизни людей, потому что наиболее сильные слова и мысли к ним обращали те, кто сам для себя пытался ответить на этот сложнейший вопрос, — мыслители и философы прошлого. Вот и сейчас люди нередко ищут некий смысл жизни. Казалось бы, уже все позади — итогом человеческих исканий стало огромное количество философских, а теперь и политических текстов, которые позволяют выбрать некую жизненную модель и связать с ней свое понимание цели бытия. Так ведь нет! До сих пор смысл жизни остается для многих загадкой, и существуют разные ответы на этот вопрос. И, наверное, самое убедительное доказательство истинности христианства и Божественного происхождении нашей веры — это тот факт, что во Христе мы находим ответ на вопрос о смысле жизни. И не столько даже в христианской философии, сколько в самом образе Господа и Спасителя, в Его словах, запечатленных в Евангелии. Становится ясно, что главной целью для человека является почитание Бога. «Я твой Бог», — с этой заповедью Господь обратился к древнему Израилю, потребовав, чтобы Его почитали, и этой верой спасался Израиль.

http://pravoslavie.ru/151296.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010