Ответ на возражение 3. Природная жизнь принадлежит субстанции человека и, следовательно, не может быть большей или меньшей, но причастность человека к жизни в благодати акцидентна, и потому человек может обладать ею в большей или меньшей [степени]. Раздел 5. МОЖЕТ ЛИ ЧЕЛОВЕК ЗНАТЬ О ТОМ, ЧТО ОН ОБЛАДАЕТ БЛАГОДАТЬЮ? С пятым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что человек может знать о том, что он обладает благодатью. В самом деле, благодать присутствует в душе как некая физическая действительность. Но душа, как это явствует из сказанного Августином, некоторым образом разумеет [сама в себе] то, что находится в ней как некая физическая действительность 276 . Следовательно, благодать может быть некоторым образом познана тем, кто обладает благодатью. Возражение 2. Далее, благодать, как и знание, – суть Божий дар. Но получивший знание от Бога знает, что он обладает знанием, согласно сказанному [в Писании] о том, что Господь «даровал неложное познание существующего» ( Прем. 7, 17 ). Следовательно, по той же причине получивший от Бога благодать знает, что он обладает благодатью. Возражение 3. Далее, свет более познаваем, нежели тьма, согласно сказанному апостолом о том, что «все, делающееся явным, свет есть» ( Еф. 5, 13 ). Однако грех, который является духовной тьмой, может быть познан тем, кто пребывает в грехе. Следовательно, благодать, которая является духовным светом, тем более может быть познана. Возражение 4. Далее, апостол говорит: «Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога» ( 1Кор. 2, 12 ). Но благодать является первым даром от Бога. Следовательно, тот, кто получил благодать от Святого Духа, от Того же Святого Духа знает о дарованной ему благодати. Возражение 5. Кроме того, Господь сказал Аврааму: «Теперь Я знаю, что боишься ты Бога» ( Быт. 22, 12 ), то есть: «Я сделал тебя знающим». Но в данном случае Он говорит о том непорочном страхе, который неотделим от благодати. Следовательно, человек может знать о том, что он обладает благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

И вся елика аще воспросите в молитве, верующе; приимете 163 . 11) Некогда Иисус Христос велел идти в след за собою одному человеку, и когда сей сказали Ему: позволь мне проститься с домашними моими, Господь ответствовал: никтоже возложе руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в Царствии Божии, а другому, который при подобном же случае просил позволения погребсти Отца своего, Господь рек: остави мертвыя погребати своя мертвецы, ты, же шед, возвещай Царствие Божие 164 . 12) Когда Иисус Христос пред исходом на крестные страдания говорил Апостолами о своем Отце, то Филипп сказал Ему: Господи, покажи нам Отца и довлеет нам, Господь на сие ответствовал: толико время с вами есмь, и не познал еси Мене Филиппе: видивый Мене, виде Отца: и како ты глаголеши, покажи нам Отца, не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть 165 ; и далее: Аз есмь путь, и истина, и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною 166 . 13) Когда Иисус Христос говорил ученикам своим, что по воскресении Он паки им явится, то один из них сказал Ему: Господи! и что бысть, яко нам хощеши явитися а не мирови? на сии слова Господь ответствовал: аще кто любит Мя, слово мое соблюдет, и Отец мой возлюбит Его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим; и далее: идеже бо еста два или трие собрани во имя мое, ту есмь Аз посреди их 167 . 14) Иисуса Христа спросил некогда один из знатных людей: Учителю благий, что мне делать, чтоб наследовать жизнь вечную? Господь ему ответствовал соблюди заповеди; и далее: вся, елика имаши, продаждь и раздай нищим, и имети имаши сокровище на небеси, и гряди во след Мене 168 . 15) Некогда приступили к Иисусу Христу некоторые из Саддукеев, которые не признают воскресения, и говорили Ему: Учитель! Моисей предписал нам, чтобы естьли у кого умрет брат имевший жену, и умрет бездетен, брат взял жену его, ц возставил потомство брату своему. Было семь братьев; первый взяв жену умер бездетен; взял ту жену другой, и тот умер бездетен; взял ее третий, также и все семеро, и умерли не оставя детей; после всех умерла и жена; и так в воскресение, которого из них она будет женою, ибо семеро имели ее женою? Господь на сие ответствовал: сынове века сего женятся и посягают; а сподобльшийся век он улучити и воскресение от мертвых, ни женятся, ни посягают, ни умрети бо к тому могут: равна бо суть Ангелом, и сынове суть Божии, воскресения сынове суще 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

Ответ на возражение 4 . Эти слова псалма относятся к сосудам милости, которые не сделались недостойными милости, потому что в этой жизни (которая может быть названа гневом Бога ввиду ее несчастья) Он изменяет сосуды милости в нечто лучшее. Псалом продолжает: «Изменение десницы Всевышнего» ( Пс. 76,11 ). Мы можем также ответить, что они относятся к милости как к дару смягчения/ослабления, но не освобождения, если отнести их еще и к проклятым. Псалом говорит: «Неужели во гневе затворил щедроты Свои?», но «в Его гневе», потому что наказание не будет отменено полностью; Его милость будет действовать, уменьшая наказание, пока оно продолжается. Ответ на возражение 5 . Это толкование говорит не совершенно, но из невозможных предположений, чтобы облегчить величину греха дьявола или Навуходоносора. Раздел 4. Закончатся ли страдания христиан милостью Божией? Возражение 1 . Представляется, что, по крайней мере, наказание христиан закончится милостью Божией. «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мр. 16,16 ). Это оносится ко всем христианам. Следовательно, все христиане будут наконец спасены. Возражение 2 . Далее, написано: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную» ( Ин. 6,54 ). Христиане участвуют в Евхаристии (в этой плоти и крови) совместно. Следовательно, все христиане будут наконец спасены. Возражение 3 . Далее, «А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор. 3,15 ), здесь это касается тех, кто имеет основание христианской веры. Следовательно, таковые будут спасены в конце. Этому противоречит : «…неправедные Царства Божия не наследуют» ( 1Кор. 6,9 ). Некоторые христиане неправедны. Следовательно, не все христиане войдут в Царство Небесное, и, следовательно, они будут наказаны навечно. Далее, написано: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» ( 2Пет. 2,21 ). Те, которые не знают пути правды, будут наказаны навечно. Следовательно, христиане, которые вернулись назад, познав истину, будут также наказаны на муки вечные.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

прим. к Мф. 9:36 и парал.). – Но возвратились ныне и проч.: уверовав во Христа, они возвратились из этого духовно-нравственного блуждания в ограду Церкви, где под наблюдением истинного Пастыреначальника – Христа они безопасны от всяких бедствий и опасностей (ср. Ин. 10:1 и далее и прим.). – Блюстителю ( επ σκοπος): наименование это прилагается к Богу у Иова – Иов.20:29 (по переводу Семидесяти), а здесь – ко Христу, но едва ли оно здесь заимствовано из указанного места; скорее оно заимствовано из Книги пророка Иезекииля, где Бог говорит: вот Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю ( πισκψομαι) их ( Иез. 34:11 ). Глава 3 1 Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, 2 когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. 1–2. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям: от речи о обязанностях рабов в отношении к господам ( 1Пет. 2:18 и далее) апостол переходит к речи о супружеских обязанностях и отношениях взаимных жен и мужей, и по связи смысл речи апостольской таков: повиновение жен своим мужьям есть столь же (так же) и необходимая, и святая обязанность, как и послушание рабов их господам, и, конечно, по тем же высоким, вытекающим из чистого христианского духа причинам, которые выше указал апостол, а равно и по той, которая раскрывается далее. Почему апостол переходит от речи об отношениях рабов к господам к речи о взаимном отношении супругов, не упомянув об отношении господ к рабам, как то делает апостол Павел (например, Еф. 6:9 ; Кол. 3:25 ),– догадаться трудно (да и нужно ли?). Может быть, потому, что в тех странах, куда писал апостол это послание ( 1Пет. 1:1 и прим.), не было верующих во Христа господ между рабовладельцами? – Повинуйтесь (то же слово, которое употреблено выше в речи о повиновении рабов господам – 1Пет. 2:18 ) своим ( δ οις – своим собственным) мужьям: усиленное выражение, объясняемое положением тогдашних христианок; были христианки за христианами, были христианки за иудеями, не веровавшими во Христа, были христианки и за язычниками, и у последних из них весьма естественно могло породиться искушение – быть под особенным руководительством лиц, уже просвещенных христианскою верою, то есть чужих мужей, стать в особенные отношения повиновения чужим мужьям, чрез что могли порождаться недоразумения и нестроения в семейной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Пс.90:5 ). Этими же ангелами некоторые будут взяты на облака, как утверждает Павел, обращаясь к той же тайне, когда говорит: «Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе» ( 1Фес.4:17 ). И так те, кто полностью очистился от грехов и соделался светом, «восхищены» ангелами; тех же, кто остается отягощенным прегрешениями, они несут. Итак, и «столбы скинии», и все прочие относящиеся ко двору скинии предметы (ср. Чис.4:31 и далее), о которых говорится в Писании, переносятся определенными людьми; но не израильтянами, а левитами – в соответствии с тем пониманием, которого мы вкратце коснулись, оставив слушающим толковать его, дабы любой, горящий более сильным желанием, мог зажечь в себе свет знания и своим более проницательным взором увидеть еще больше. Но, может быть, Господь дарует нам, чтобы служители, подобные этим, взяли и понесли нас и избавили и защитили нас от «стрелы, летящей во тьме», и «от сряща и беса полуденного», дабы не преткнулись мы «о камень ногою» своею (ср. Пс.90:5,6:12 ), но, наконец, достигли бы места обетования святых через Христа Иисуса Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия VI. О написанном: «Моисей вышел и сказал народу» (Чис.11:24), и о семидесяти мужах (ср. Чис.11:16 и далее), и о Ефиоплянке, которую Моисей взял в жену (ср. Чис.12:1 и далее). 1.1. Прочитано нам было о многом сразу, но ни ограниченность во времени, ни величие тайн не позволяют нам говорить обо всем этом. Однако на этих бескрайних просторах мы можем сорвать несколько цветков – не все, которые пышно цветут на этих полях, но достаточно, чтобы уловить их аромат. Так же, как и тогда, когда жаждущий подходит к источнику, не следует выпивать из него всю воду, которая в изобилии изливается из него, но взять надобно столько, сколько необходимо, чтобы утолить жажду, а иначе избыток целебной влаги может привести к погибели. 1.2. Сказано: «Моисей вышел и сказал народу слова Господни» ( Чис.11:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

Ответ на возражение 3. Крещение Иоанна подготовило путь не только крещению Христа, но и позволило другим приблизиться к крещению Христа, а это произошло не сразу же после того, как крестился Христос. Раздел 6. Должны ли были крестившиеся крещением Иоанна впоследствии креститься крещением Христа? С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что крестившиеся крещением Иоанна не должны были впоследствии креститься крещением Христа. В самом деле, Иоанн был не меньшим, чем апостолы, поскольку сказано: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» ( Мф. 11, 11 ). Но крестившиеся апостолами не крестились опять, а только получали возложение рук. Так, [в Писании] сказано, что некоторые были «только крещены» Филиппом «во имя Господа, Иисуса», и тогда апостолы, а именно Петр и Иоанн, «возложили руки на них – и они приняли Духа Святого» ( Деян. 8, 16, 17 ). Следовательно, похоже, что крестившиеся крещением Иоанна не должны были впоследствии креститься крещением Христа. Возражение 2. Далее, апостолы крестились крещением Иоанна, поскольку некоторые из них, как явствует из [слов Писания] ( Ин. 1, 37 ), были его учениками. Но апостолы, похоже, не были крещены крещением Христа, поскольку читаем, что «Сам Иисус не крестил – а ученики Его» ( Ин. 4, 2 ). Следовательно, похоже, что крестившиеся крещением Иоанна не были должны креститься крещением Христа. Возражение 3. Далее, крестящийся меньше крестящего. Но нигде не сказано о том, что Иоанн крестился крещением Христа. Следовательно, все остальные, крестившиеся Иоанном, тем более не должны были креститься крещением Христа. Возражение 4. Далее, [в Писании] сказано, что Павел, «найдя там некоторых учеников, сказал им: «Приняли ли вы Святого Духа, уверовав?» – они же сказали ему: «Мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святой!»; он сказал им: «Во что же вы крестились?» -они отвечали: «Во Иоанново крещение " ». Поэтому они опять «крестились во имя Господа, Иисуса» ( Деян. 19, 1 – 5 ). Таким образом, дело представляется так, что, как говорит в своем послании и комментарии на [книгу пророка] Иоиля Иероним, а вслед за ним и Амвросий, они нуждались в новом крещении потому, что не знали о Святом Духе. Но некоторые из крестившихся крещением Иоанна обладали знанием о Троице. Следовательно, им не требовалось креститься вновь крещением Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Мета-история продолжается и в будущем веке, который есть не неподвижность, но новая жизнь. (Об этом косвенно свидетельствует и наличие озера огненного и горящих в нем, что не есть последнее и неизменное состояние, а только исходное разделение, которое закончится соединением всех во всеобщем спасении). Но самым главным отличием святого города от всех земных градов и даже от рая, в который Бог только приходил для беседы с человеком, является пребывание в нем святого Богочеловека. Об этом говорится неоднократно, и с силой потрясающей. Сначала слышится «громкий голос, с неба говорящий: «ce скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и сам Бог будет Богом их» (21, 3), «ибо прежнее прошло» (4), «се творю все новое» (5). И далее говорится о совершенном Богочеловечестве, которое, наконец, воочию явилось: «совершилось. Я есмь Альфа и Омега, Начало и Конец. Жаждущему дам даром от воды живой. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» (6–7) (далее следуют слова об осужденных к недопущению в святой город). В отношении самого города далее читаем: «храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни луне для освещения своего, ибо Слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (22–23). «Престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лицо Его, и Имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в Светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их, и будет царствовать во веки веков» (22, 3–5). В таких символических образах выражается совершенное богоявление и богообщение. Это уже не восстановление (апокатастасис) утраченного, но совершение нового чрез изменение старого, его прославление, как и свидетельствуется: «он имеет Славу Божию» (21, 11), «Слава Божия осветила его» (23), – действием Духа Святого. Сам Бог «будет обитать с человеками», поэтому здесь нет уже места особому храму, поскольку мир весь является храмом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

С шестым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что таинства Старого Закона обусловливали благодать. В самом деле, мы уже показали (5), что таинства Нового Закона получают свою действенность от страстей Христовых. Но мы имеем «тот же дух веры» ( 2Кор. 4, 13 ), и потому вера в страсти Христа присутствовала в Старом Законе точно так же, как и в Новом. Следовательно, не только таинства Нового Закона, но и таинства Закона Старого сообщали благодать. Возражение 2. Далее, освящение возможно только по благодати. Но люди освящались посредством таинств Старого Закона, в связи с чем читаем, что Моисей «освятил Аарона, и одежды его, и сынов его» и так далее ( Лев. 8, 30 ). Следовательно, похоже, что таинства Старого Закона сообщали благодать. Возражение 3. Далее, Беда в своей проповеди на Обрезание говорит: «Во времена Закона обрезание давало тот же самый исцеляющий раны первородного греха бальзам, что и крещение во времена обнаружившейся благодати». Но ныне крещение сообщает благодать. Следовательно, сообщало благодать и обрезание, а вместе с ним и другие таинства Закона (ведь как крещение является вратами к таинствам Нового Закона, точно так же обрезание было вратами к таинствам Закона Старого, в связи с чем апостол сказал: «Свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь Закон» ( Гал. 5, 3 ). Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам?» ( Гал. 4, 9 ), то есть, как истолковывает глосса, «к Закону, который за назван немощным потому, что не оправдывает совершенно». Но благодать оправдывает совершенно. Следовательно, таинства Старого Закона не сообщали благодать. Отвечаю: никоим образом нельзя говорить, что таинства Старого Закона сообщали освящающую благодать сами, то есть посредством собственной силы, поскольку в таком случае страсти Христовы были бы не нужны, согласно сказанному [в Писании]: «Если Законом оправдание, то Христос напрасно умер» ( Гал. 2, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Каждому адепту предписано носить с собой так называемый «Медицинский документ», в котором крупным крупным шрифтом указано: «НИКАКОЙ КРОВИ».На обороте написано: « Медицинское распоряжение – освобождение от ответственности»: «Я (такой-то) даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови, даже если врачи считают это жизненно важным для моего здоровья или для моей жизни... ».Далее говорится, что этот документ оформляется «по собственной инициативе. Это соответствует моим правам пациента и моим убеждениям как Свидетеля Иеговы. Библия приказывает (?!): «Воздерживаться от... крови» ( Деяния 15:28,29 ). Это является моей религиозной позицией на протяжении (столько то) лет. Я даю распоряжение о том, чтобы мне не делали никакого переливания крови. Я согласен на любой дополнительный риск, к которому это может привести. Я освобождаю врачей, анастезиологов больницы и их медицинский персонал от ответственности за любые неблагоприятные последствия моего отказа. несмотря на их квалифицированное лечение. В случае потери мною сознания я уполномочиваю любого из свидетелей, указанных ниже, проследить за тем. чтобы придерживались моего решения».За этим следует перечень свидетелей, кем они приходятся, телефон, даты. Вообще это – типичный пример подтасовки Библии (Деяния Апостолов). Полный текст (15:28): «Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени, кроме сего необходимого». Далее идет абзац 29. Контекст: речь идет о поручении, которого должны были в среде язычников-идолопоклонников придерживаться посланцы Апостолов; и именно на них не возлагалось во время этой миссии никакого бремени кроме необходимого, что непосредственно описано в абзаце 26, а конкретно: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здоровы». То есть на самом деле здесь «приказа» Библии, о котором говорят иеговисты, нет. Далее в абзаце 30 пишется: «Итак отправленные пришли в Антиохию и, собравши людей, вручили письмо».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

Мф. и Лк.). Хотя мы не можем установить различия в чудотворящей силе Христовой, но тем не менее невольно напрашивается мысль, что чудо воскрешения Лазаря, в торжественности и символичности своей («общее воскрешение прежде Своея страсти, уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже», поет Церковь ), представляет в некотором роде вершину чудотворения, а вместе его предел – в границах земной жизни Спасителя, до Его спасительного Воскресения (когда уже «дана Ему всякая власть на небеси и на земли»). И к этому присоединяется еще и то впечатление, что это чудо потребовало особенного напряжения и человеческих сил, и произволения Спасителя, и в пространном рассказе о воскрешении мы как будто присутствуем при этом борении. Уже находясь вдали от Лазаря, Он говорит ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул, но Я иду разбудить его» (Иоанн. 11, 11), являя тем волю к его воскрешению, а вместе и свидетельствуя, как при воскрешении дочери Иаира («девица не умерла, но спит»), что это не смерть непробудная, но еще обморок жизни, который лишь кажется человеку смертью , хотя и действительно переходит в нее. И затем еще раз подтверждает эту Свою волю, говоря ученикам: «Лазарь умер. И радуюсь за вас, что Меня не было там, но пойдем к нему» (11, 14–15). Т.о., Он уже идет с тем, чтобы воскресить его. Далее описывается собственное волнение и скорбь Иисуса и притом исключительно сильными чертами: «Иисус, когда увидел ее плачущую, и пришедших с нею иудеев плачущих, Сам восскорбел духом и возмутился» (11, 33–34), и, далее, «Иисус прослезился» (11, 35), и, наконец, Иисус, «опять скорбя внутренно, приходит ко гробу» (11, 38). Мы присутствуем здесь при напряжении и нарастании человеческой скорби и сострадания Иисуса. Далее следует величайшее молитвенное напряжение, которое завершается чувством достоверности услышанной и исполненной молитвы: «Иисус же возвел к небу очи и сказал: Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» (11,41), и после сего совершается чудо. Нам представляется совершенно невозможным допустить здесь «несторианское» разделение естеств и их чередование: как человек, плакал, а как Бог – воскрешал; как человек обещал воскрешение, а как Бог его совершил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010