Послание 36(224). К Григорию сыну Обрадовался я письму твоему, возлюбленный сын, узнав, что и путь находящихся в городе городской, и здоровье восстановил ты вместе с братом Зосимою посредством кровопускания, и все прочее у вас идет благоприятно. Относительно предложений Ксенодоха. Для чего ты требуешь от нас объяснения, рассудительно ответив ему согласно с учением богоносных Отцов? Мы не можем ничего прибавить к твоим ответам. Пустословят, кажется, а не научиться хотят спрашивающие. Но так как написано: «будьте всегда готовы к ответу всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании» ( 1Пет.3:15 ), то и мы отвечаем следующее. Монашеский образ есть обет девства и таинство монашеского совершенства, по выражению божественного и премудрого Дионисия 240 . Спрашивать: откуда предано отрекаться от мира и делаться монахом, есть не что иное, как спрашивать: откуда предано делаться кому-либо христианином? Кто установил первое по апостольскому преданию, тот установил и второе, изложив шесть таинств: первое – о просвещении, второе – о собрании или причащении, третье – об освящении мира, четвертое – о священнических посвящениях, пятое – о монашеском совершенстве, шестое – о свято скончавшихся 241 . Что нужно сказать об этом? То, что сомневающийся относительно одного из сказанных, очевидно, сомневается и о прочих, от Божественного ли они Предания, и с уничтожением одного необходимо уничтожаются и прочие; ни священнического посвящения, ни чинопоследования о свято скончавшихся не было бы, если бы не было монашеского совершенства, и мы были бы язычниками по образу мыслей, безбожными в мире и не имеющими надежды. Таков предлагающий этот вопрос: откуда взято делаться человеку монахом? Уже не говорю о том, что все знаменитейшие из богоносных Отцов были монахами и превозносят похвалами монашескую жизнь, как ангельскую; от них остались и сочинения с изложением правил этой священной жизни. Кто имеет ум, тот, конечно, заметит, как и сам божественный Дионисий сообразно с чинами ангельскими и степени священнические и находящихся вне священства разделяет равночисленно на три разряда: первый и вступительный – еще начинающих или оглашенных, второй – просвещенных, и третий – получивших монашеское совершенство; а противоречить очевидному свойственно бесчувственным или некрещенным.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Число десять опять является числом полным и совершенным, и чин человеческий составляет один из десяти разрядов, как бы в дополнение к девяти чинам бесплотных небесных духов. Десять чинов ангельских в таком порядке перечисляются у св. Григория: первую низшую степень занимают ангелы, потом архангелы, силы, власти, начала, господства, престолы, херувимы и наконец серафимы. В доказательство девятеричного числа чинов ангельских проповедник собирает места Писания из посланий св. апостола Павла и книг пророческих. Перечисление девяти камней в плаче пророка Иезекииля на князя Тирского приводится у него как главное и несомненное свидетельство о девяти чинах ангельских. Ты еси печать уподобления, (сказано у Иезекииля), исполнен премудрости, и венец доброты. В сладости рая Божия был еси и всяким камением драгим украсился еси: сардом, топазом и ясписом, хрисолитом, ониксом и бериллом, сапфиром, карбункулом и смарагдом 308 . ( Иез. 28: 12–13 ). К тому ангелу, который сотворен первым, и не устоял пред Богом, относит св. Григорий эти слова пророка Иезекииля. «Вот он наименовал девять камней именно потому, что девять чинов ангельских. Пред этими именно чинами был выставлен тот первый ангел столь украшенным и величественным для того, чтобы он был славнее при сравнении с ними, будучи превознесен пред всеми чинами ангелов» 309 . Для определения служения бесплотных духов, св. Григорий обращается к их именам, которые, по его замечанию, выражают должность, а не естество. «В оном святом граде, полном совершенного ведения о всемогущем Боге, собственные имена даются не потому, чтобы нельзя было знать их лиц без имен; но когда они приходят к нам для какого-либо служения, тогда у нас носят имена по служениям. Михаил например значит – кто яко Бог , Гавриил – мужество Божие, a Рафаил врачевство Божие. Когда только проявляется что-либо дивное по могуществу, тогда посылается Михаил, дабы из самого имени и события дать разуметь, что никто не может соделать того, что силен совершить Бог . Потому-то и древний враг, по гордости пожелавший быть подобным Богу,… когда на конце мира, долженствуя погибнуть на последнем суде, будет лишаем своей силы, сотворит брань с Михаилом Архангелом... К Марии же посылается Гавриил, которого имя значит мужество Божие. Ибо он приходил возвещать о Том, Кто благоволил явиться смиренным для сокрушения медных врат ада... Чрез мужество Божие долженствовал быть возвещен Тот, Кто, как Господь сил и сильный в брани, приходит на брань против адской силы. A Рафаил значит, как мы сказали, врачевство Божие; когда он прикоснулся к очам Товии, как бы по обязанности врачевания, тогда прогнал мрак слепоты его. Тому, кто посылается для врачевания, прилично называться врачевством Божиим» 310 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

Интересные ссылки – у Исаии (6:20) о Серафимах. Херувимы – Быт. 3:24 . Здесь много упоминаний – Еф. 1:21 ; Рим 3:38 . Престолы, начала, господства, власти – Кол.1:16 ; Еф.1:21 и 30:10. Архангелы – 1Фес. 4:16 ; Иуд.1: 9 . Ангелы – 1Пет. 3:22 ; Рим. 8:38 Эти ссылки для нас важны, потому что они устанавливают разные ангельские чины. Между ними нет совпадающих. Что понимать под чинами? Неизвестно. Когда мы говорим о небесной иерархии, речь идет о священноначалии, о предстоянии перед Богом. Что означает тот или иной чин предстояния перед Богом, мы не знаем. В догматическом богословии известно, что существует субординация между Ангелами. Так, пророк Даниил называет Архангела Михаила “одним из первых князей” ( Дан. 10:13 ) В другом месте (12:1) Даниил называет его “великим князем”. Вот, по сути дела, то немногое, что мы знаем. Хочу сделать замечание о книге “О небесной иерархии” Дионисия Ареопагита . Он устанавливает между чинами ангельскими субординацию, которая делится следующим образом: высшая иерархия (Серафимы, Херувимы, Престолы), средняя иерархия (Господства, Силы, Власти), низшая иерархия (начала, Архангелы, Ангелы). Несмотря на то, что это довольно признанная в нашей церковной практике схема, она не бесспорна. Против такого расположения существует много доводов, и оно не догматично. Это мнение Дионисия Ареопагита . Замечание Иоанна Златоуста этими чинами число чинов ангельских не исчерпывается. Златоуст ссылается на ап. Павла ( Еф.1:21 ): “Посадил его превыше всякого начальства и власти и силы и всякаго имене, именуемого не точию в веце сем, но и во грядущем”. Это цитата Иоанна Златоустом прочитывается так: вероятно, в жизни человечества будут еще откровения, связанные с ангельским миром, и будут даны новые имена. Потому что когда говорится “имена чинов”, а рядом говорится о именах в веце грядущем, то это можно понимать как упоминание о новых чинах ангельских. Есть еще одно упоминание вне чинов ангельских – семь высших Ангелов (Архангелов, Архистратигов). Они не относятся к чинам ангельским, это совершенно особые, какие-то высшие Ангелы, о которых нам не дано знать. Это прежде всего Михаил (перевод этого имени “Кто яко Бог”, или “Кто равен Богу”) Дан. 10:13 ; Иуд.1:9 . В Откровении говорится о нем (12:7–8). Гавриил – “Муж Божий”, “Сила Божия” ( Дан. 8:16 ; Лк. 1:19,26 ). Рафаил – “Помощь, исцеление Божие” ( Тов. 3:16 ; гл. 12). Уриил “Огонь, свет Божий” ( 3Ездр. 4:1 и 5:20). Салафиил – “Молитва к Богу” ( 3Ездр. 5:16 ). Иегудиил – “Славитель Бога, хвала Божия” (в Св. Писании нет этого имени, оно взято из Предания), Варахиил (тоже нет в Св. Писании) – “Благословение Божие”. Обычно их называют Архистратигами воинств небесных. Назначение мира чистых духов

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Величественная процессия, описанная Иезекиилем, находит свое отражение в земном священнодействии, в котором люди таинственно изображают херувимов, сопровождающих охраняемого ангельскими чинами Царя славы. Буквальный перевод слова «дориносима» (греч. δορυφορομενον) затруднителен. В отечественной литературе общепринятым является толкование, согласно которому это слово отсылает к римскому обычаю нести победителя на сложенных копьях. Между тем в данном случае оно означает: «охраняемого ангельскими чинами, словно копьеносцами». В Византии копьеносцами-дорифорами назывались личные телохранители императора: последний выходил в народ, окруженный дорифорами, которые имели при себе копья и в случае опасности могли направить их на толпу. Глагол δορυφορω означал не «носить кого-либо на копьях», а именно «быть копьеносцем»-охранником, т. е. попросту «охранять». Великий вход. Роспись церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница, Сербия. Ок. 1320 г. К этому следует добавить, что слово ποδεχμεθα представляет собой форму глагола ποδχομαι, означающего не «поднимать», а «принимать». Следовательно, смысл слов «яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми» примерно следующий: «чтобы мы могли принять (в причащении) Царя всего, несмотря на то что приблизиться к Нему не позволяют чины ангелов-охранников». История Херувимской песни неотделима от истории великого входа, составной частью которого она является. Уже в V веке автор Ареопагитского корпуса упоминает о том, что перенесение Святых Даров на престол сопровождалось пением: А из церковных служителей одни стоят у запертых дверей святилища, другие исправляют что-нибудь другое из дел своего чина. Избранные же из священнослужительского чина предлагают вместе с иереями на божественный жертвенник священный хлеб и чашу благословений, между тем как всё церковное собрание возглашает кафолическое песнословие. При этом божественный иерарх совершает священную молитву и возвещает всем святой мир, и, когда все облобызают друг друга, совершается таинственное провозглашение священных помянников. Затем иерарх и иереи умывают водой руки, и иерарх становится у средины божественного жертвенника, а вокруг стоят вместе с иереями только избранные служители 739 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И это Церковь прозревает: в то время, как слепой плотской ум видит только вещественное перенесение хлеба и вина, нужных для совершения таинства, вера прозревает смысл действия. И еще Церковь нам открывает, что это шествие, которое казалось поражением, является славой, и Христос, Который как будто здесь уносится на погребение, одновременно торжествующе движется во славе. Об этом – вторая часть херувимской песни: «яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносимого чинами. Аллилуйя». То есть отложим всякое земное попечение с тем, чтобы встретить Царя всех, Который, как победоносец, носим теперь ангельскими чинами. Аллилуйя: слава Богу, слава Богу, слава Богу. Вот каким образом переплетается видимое и невидимое, и каким образом через видимое и постигаемое умудренный смыслом человек восходит еще дальше к тому, что невидимо, и открывается вере и раскрывается Богу. Это я привел в пример тех церковных действий, которые так богато нам раскрывают одновременно две разные стороны того же события. Что касается до Евхаристии, именно это и случается. Богатейший дар и одновременно – наше благодарение. Что Литургия является богатейшим даром Божиим, предельным выражением Божественной любви – нам не трудно понять, но каким образом Литургия может являться одновременно самым совершенным способом нашего благодарения? Тут, мне кажется, нам дает намек на ответ, и больше, чем намек, один из псалмов, который читается в правиле, приготовляющем нас к причащению Святых Тайн. Там говорится: Что воздам Господеви о всех яже воздаде ми? ( Пс. 11:3 ) – чем я отплачу Господу за все, чем Он меня одарил? Если поставить этот вопрос, то многие, вероятно, все начнут думать: что я могу дать Богу, что выражало бы как можно более совершенно мою признательность, мою любовь, мое изумление о том, каков Он есть и что Он для меня делает? И поставив вопрос так, мы можем думать, что единственное, что мы можем дать Богу, – это любовь. И на самом деле, в книге Притчей говорится: Чадо, дай мне сердце твое ( Притч. 23:26 ). Что мы Богу можем дать? Все – дело Его собственных рук, все принадлежит Ему, но одно мы можем Ему дать, над чем Он не имеет власти – это наше сердце, потому что любовь не может быть получена иначе как дар, как подарок. Святой Максим Исповедник говорит: Бог все может, кроме одного, – Он не может заставить человека Его любить, потому что любовь и свобода неразлучимы друг от друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Церковь воспринимает и продолжает гимн Трех Отроков. Пророчество Даниила читается на вечерне Великой Субботы: именно тогда, когда мы переходим от Субботы к Воскресению, от тени – к свету, от прообразования – к истине, к вечной жизни и блаженству в Троице. «Здесь, воставше, поем во глас 1-ый: Господа пойте и превозносите во вся веки... Благословите, Апостоли, Пророцы и Мученицы Господни, Господа. Благословим Отца, Сына и Святаго Духа Господа». Ему слава и держава во веки. Аминь. Сокращения PG             Patrologia Graeca , ed. J.-P. Migne, Paris. SC             Sources Chrdtiennes, Paris, 1941–. Авва Исаак             Ισακ το Σρου, " παντα τα ερεθντα ασκητικ, εκδ. ερομ. Ιωακεμ Σπετσιρη, Αθνα, 895 (νατ. X. Σπανο). Добротолюбие (греч.)       Φιλοκαλα των Ιερν Νηπτικν, τμοι 1–5, εκδ. «στρος», Αθνα 1957–1963. Христу            Γρηγορου του Παλαμ, Συγγρμματα, τ. 1–5, εκδ. Π. Χρστου, Θεσσαλονκη, 1962–. 14 Триодь цветная. Неделя 7-я Святых Отцов Первого Вселенского Собора, слава на «Господи, воззвах»: «Тайныя днесь Духа трубы, богоносныя Отцы восхвалим, песнопевшия посреде Церкве песнь сличную (гармоничную, стройную) богословия, Троицу Едину...». 63 Рус. пер.: Триодь постная, четверг 5-й седмицы Великого поста, песнь 8-я на утрени, 2-ой трипеснец. 74 Догматическое положение о Церкви 3, 25. См. The Documents of Vatican II, ed. W. M. Abbott, p. 49. 86 Эпиклеза (πκλησις – призывание) – призывание священником Святого Духа на верующих и на Святые Дары. 91 Триодь постная. Суббота Мясопустная, стихира на «Господи, воззвах»: «...Темже молимся прилежно: рабы Твоя упокой во дворех Твоих и в недрех Авраама... отцы и братию нашу, други вкупе и сродники, всякаго человека, в житии послуживша верно и к Тебе преставльшася многовидно и многообразно, Боже...» 101 В слав. переводе: «яко да Царя всех подымем», хотя греческое слово υποδχομαι (participium futuri ς... υποδεξμενο) однозначно переводится как принимать, принимать у себя etc. 102 Перевод слав. текста: «невидимо носимого ангельскими чинами». Иной вариант перевода (учитывая греч. слово δορυφορομενος – быть сопровождаемым телохранителями, стражей; быть охраняемым), «невидимо сопровождаемого ангельскими чинами». Таким образом, употребляемые в этом гимне слова (их этимологическое значение) уподобляют Господа и окружающих Его ангелов царю, шествующему в окружении воинов. О том, что подобное шествие совершалось с великой честью и славой, см. св. Иоанн Златоуст . Толкование на послание апостола Павла к Ефесянам, Беседа 9, 1. PG 62, 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Gondik...

В период с 1929 по 1931 гг. мозаики в Свято-Покровском соборе были размещены в следующем порядке: в апсиде главного алтаря – центральный фрагмент композиции «О Тебе радуется…»; на опорных колоннах ближе к алтарю – образы преподобного Иосифа Волоцкого и святителя Алексия, митрополита Московского. Снаружи над северным боковым входом размещена композиция «Собор Архистратига Михаила», составленная, скорее всего, из 12 кусков мозаик; внутри – «Деисус больший с предстоящими», составленная из 5 кусков мозаик. Над южным боковым входом снаружи помещена композиция «Спаситель с донатором», составленная также из 5 кусков мозаик; внутри – «Богоматерь с ангельскими чинами», составленная из 9 кусков мозаик. Установка мозаик была выполнена в промежутке между 1929 и 1931 гг. Часть крупных фрагментов и немалое количество мелких кусочков были складированы в подвале собора, поскольку из них невозможно было составить композицию. Почти все крупные куски мозаики, за исключением одного, являются фрагментами центральной фасадной мозаики «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами» по эскизу Н. Бруни. К 75-летнему юбилею Свято-Покровского храма г. Барановичи в нем был устроен музей. Фрагменты мозаик, находившиеся «под спудом» три четверти века, стали доступны для всеобщего обозрения. Как оказалось, в музее костела Преображения Господня г. Новогрудка до недавнего времени хранился еще один фрагмент мозаики Васнецова «О тебе радуется…», с ликами преподобных Феодосия Печерского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Нестора Летописца. В конце 2016 г. этот фрагмент, благодаря усердию Тадеуша Зеленского, был передан в Свято-Борисо-Глебскую Коложскую церковь, которая, помимо того, что сама по себе является бесценным памятником древнерусского православия, стала теперь еще и хранительницей частицы величественного шедевра, созданного лучшими мастерами русского искусства Серебряного века собора св. Александра Невского в Варшаве. Доклад протодиакона Андрея Горбунова об истории собора святого Александра Невского в Варшаве, который был сделан на встрече в Свято-Борисо-Глебском приходе 7 февраля 2017 года по поводу появления в Коложе фрагмента мозаичной композиции из разрушенного храма.

http://sobory.ru/article/?object=21434

Архистратиг Михаил во время пагубного впадения в гордость сатаны, его отступления от Бога и ниспадения в бездну, собрав все чины и воинства Ангельские, велегласно 2 воскликнул: «Вонмем 3 , станем добре пред Творцом нашим и не будем думать о том, что противно Богу! Вонмем, что потерпели те, которые были созданы вместе с нами и доселе вместе с нами были причастниками божественного света! Вонмем как они ради гордости внезапно от света впали во тьму и с высоты низверглись в бездну! Вонмем, как спала с неба восходящая заутра Денница 4 и сокрушилась на земле» ( Григорий Двоеслов . «Толкование на Четвероевангелие»). Говоря так ко всему собору Ангелов, он, стоя впереди, начал с Серафимами и Херувимами и со всеми Небесными чинами славить Пресвятую, Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, согласно воспевая торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея!» Ангелов обычно изображают с двумя крыльями для обозначения быстроты, с которой они стремятся исполнить повеления Божии в разных частях вселенной. Из Священного Писания известны имена Архангелов. У каждого из них особое служение. Святой Архангел Михаил (8/21 ноября; 6 ⁄ 19 сентября) Над всеми девятью Ангельскими чинами поставлен Господом Архистратиг 5 Михаил, имя которого с еврейского языка означает – кто как Бог. Почитание святого Архангела Михаила в Православной Церкви восходит к самым древним временам. По значению слова Михаил есть Ангел, обладающий необыкновенною, беспримерною духовною силою. Святая Церковь представляет величественную историческую картину богосветлых деяний Архистратига святых Небесных Сил бесплотных, повсюду изображая его первым в чину горних воинств, действователем и ратоборцем за славу Божию и за спасение рода человеческого. Первый бранноносный подвиг святой Архангел Михаил совершил на небе. Сатана, некогда светлейший из всех духов небесных, восстал на Бога, вздумал унизить славу Господню, сделал первое по всей вселенной богоотступничество и увлек за собою множество других духов. Тогда святой Архангел Михаил, как верный служитель Божий, собрав все Ангельские чины и воинства, не увлекшиеся пагубным примером возношения сатанинского, велегласно воззвал: «Вонмем, станем добре пред Сотворшим ны; и не помышляим противная Богу». И стоя на первом месте в сонме духов бесплотных, начал петь торжественную песнь: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» (Чет. Мин. 8го ноября). Вслед за сим духи злобы были низвержены с неба.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

И это Церковь прозревает: в то время, как слепой плотской ум видит только вещественное перенесение хлеба и вина, нужных для совершения таинства, вера прозревает смысл действия. И еще Церковь нам открывает, что это шествие, которое казалось поражением, является славой, и Христос, Который как будто здесь уносится на погребение, одновременно торжествующе движется во славе. Об этом – вторая часть херувимской песни: «яко да Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносимого чинами. Аллилуйя». То есть отложим всякое земное попечение с тем, чтобы встретить Царя всех, Который, как победоносец, носим теперь ангельскими чинами. Аллилуйя: слава Богу, слава Богу, слава Богу. Вот каким образом переплетается видимое и невидимое, и каким образом через видимое и постигаемое умудренный смыслом человек восходит еще дальше к тому, что невидимо, и открывается вере и раскрывается Богу. Это я привел в пример тех церковных действий, которые так богато нам раскрывают одновременно две разные стороны того же события. Что касается до Евхаристии, именно это и случается. Богатейший дар и одновременно – наше благодарение. Что Литургия является богатейшим даром Божиим, предельным выражением Божественной любви – нам не трудно понять, но каким образом Литургия может являться одновременно самым совершенным способом нашего благодарения? Тут, мне кажется, нам дает намек на ответ, и больше, чем намек, один из псалмов, который читается в правиле, приготовляющем нас к причащению Святых Тайн. Там говорится: «Что воздам Господеви о всех яже воздаде ми?» ( Пс.115:3 ) – чем я отплачу Господу за все, чем Он меня одарил? Если поставить этот вопрос, то многие, вероятно, все начнут думать: что я могу дать Богу, что выражало бы как можно более совершенно мою признательность, мою любовь, мое изумление о том, каков Он есть и что Он для меня делает? И поставив вопрос так, мы можем думать, что единственное, что мы можем дать Богу, – это любовь. И на самом деле, в книге Притчей говорится: Чадо, дай мне сердце твое ( Притч.23:26 ). Что мы Богу можем дать? Все – дело Его собственных рук, все принадлежит Ему, но одно мы можем Ему дать, над чем Он не имеет власти, – это наше сердце, потому что любовь не может быть получена иначе как дар, как подарок. Святой Максим Исповедник говорит: Бог все может, кроме одного – Он не может заставить человека Его любить, потому что любовь и свобода неразлучимы друг от друга.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

Всеми художественными работами заведовал Виктор Михайлович Васнецов. Наблюдателем за исполнением росписи был назначен заведующий мозаичным отделением Императорской Академии художеств профессор Павел Петрович Чистяков. Под их началом трудились художники: Василий Васильевич Беляев, Николай Николаевич Харламов, Фома Родионович Райлян, Михаил Степанович Судковский, Николай Павлович Шаховской, Андрей Петрович Рябушкин, Михаил Архипович Титов, Василий Тимофеевич Перминов, Валериан Иосифович Отмар, Виктор Иванович Думитрашко, Василий Павлович Гурьянов, Николай Александрович Бруни, Николай Андреевич Кошелев, Илья Иванович Самарский и др. Медные иконостасы и вся утварь (евангелия, кресты, чаши, хоругви, подсвечники, паникадила, престолы и пр.) были исполнены по рисункам автора проекта собора, профессора Л. Н. Бенуа. На отделку храма в огромных количествах шли драгоценные и полудрагоценные металлы, уральские самоцветы, различные виды мрамора и гранита. Императором Николаем II были пожертвованы яшмовые колонны, украсившие внутренние входы. В Москве, на колокольно-литейном заводе Павла Михайловича Финляндского, для собора было отлито 14 колоколов общей массой 2500 пудов. Самый большой из них был пятым по величине в России и весил 1600 пудов (около 25 т). Особым украшением нового православного храма стали огромные мозаичные композиции, которые, без сомнения, и по сей день могут считаться лучшими в своем роде. Доподлинно известно, что мозаики украшали все пять входов в собор. Н. А. Бруни изготовил эскизы для трех западных порталов. В центре находилась композиция «Господь Вседержитель на троне с ангельскими чинами». Слева от нее, в северо-западном портале, было помещено панно «Богоматерь с ангельскими чинами». Справа, в югозападном портале – «Собор Архистратига Михаила». Северный и южный порталы были украшены мозаиками по эскизам Н. А. Кошелева: «Деисис больший с предстоящими» и «Слава св. Благоверного великого князя Александра Невского», или «Спаситель с донатором», соответственно.

http://sobory.ru/article/?object=21434

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010