Господи Вседержитель, Боже отцов наших, молим Тебя, услышь и помилуй. Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя, услышь и помилуй. И прочее по обычаю 1646 .   Молитва прилежного моления, которую священник говорит тайно 1647 : Господи Боже наш, прими усердное моление и проч. Гласно Ибо Ты милостивый и проч 1648 . Диакон Помолитесь, оглашенные, Господу. Верные, об оглашенных помолимся, чтобы Господь помиловал их. Огласил их словом истины. Открыл им Евангелие правды. Соединил их с Святой Своей, Соборной и Апостольской Церковью. Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Своею благодатью. Оглашенные, головы ваши Господу приклоните. Молитва об оглашенных, которую священник говорит тайно 1649 : Боже, Боже наш, Творец и Создатель всего, желающий всем спастись и прийти к познанию истины, призри на рабов Твоих оглашенных и избавь их от древнего заблуждения и козней противника; и призови их в жизнь вечную, просветив души и тела их и сопричислив их к словесному Твоему стаду, на котором нарицается святое имя Твое. Гласно Чтобы и они с нами славили всечтимое и великолепное имя Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне, и всегда, и во веки веков. Хор Аминь 1650 . Диакон Оглашенные, выйдите; оглашенные, выйдите; оглашенные, выйдите; да никто из оглашенных. Верные, еще и еще в мире Господу помолимся. Это говорится только до третьего (дня) четвертой седмицы поста 1651 . С четвертого же (дня) средопостной (седмицы) после возгласа: чтобы и они говорится диаконом следующее: Оглашенные, выйдите; оглашенные, выйдите; готовящиеся к просвещению, выйдите; помолитесь, готовящиеся к просвещению. Верные, о готовящихся к святому просвещению братиях и спасении их Господу помолимся. Чтобы Господь Бог ваш утвердил их и укрепил. Просветил их просвещением ведения и благочестия. Сподобил их в благоприятное время бани пакибытия, оставления грехов и одежды нетления. Возродил их водой и духом. Даровал им совершенство веры. Сопричислил их к святому Своему и избранному стаду. Спаси, помилуй, защити и сохрани их, Боже, Твоею благодатью.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Для ясности прилагается таблица: . В дни, кроме Великого поста, на которые не бывает всенощного бдения Всенощное бдение В дни Великого поста – в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток великой Четыредесятницы, в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы 9-й час Вечерня Повечерие 9-й час, малая вечерня, повечерие. Вечерня (иногда повечерие) Утреня 1-й час Повечерие Полунощница Утреня 1-й час Полунощница Утреня 1-й час 3-й час 6-й час Литургия 3-й час 6-й час 9-й час и чин изобразительных Вечерня. В среду и пяток – литургия преждеосвященных даров Вечерня Вечерня совершается в конце дня, в благодарение Богу, Творцу, Промыслителю за прошедший день и в освящение наступающего нового дня. На вечерне в молитвословиях постоянных, неизменяемых, воспоминается сотворение мира, начавшегося с вечера, пребывание первых людей в раю, изгнание их из рая и раскаяние их, жизнь людей при патриархах, потом – под законом и пришествие Господа Спасителя на землю. Вечерня бывает великая, вседневная и малая. Вечерня малая короче вседневной, вседневная же короче великой. На малой вечерне, no сравнению со вседневною , не бывает: а) великой ектеньи: «Миром Господу помолимся»; б) стихословия Псалтири; в) малой ектеньи; г) на малой вечерне поется не более 4-х стихир, тогда как на вседневной не менее 6-ти; д) на малой вечерне произносится не вся ектенья: «Помилуй нас, Боже», a только три прошения; е) не бывает ектеньи: «Исполним вечернюю молитву»; ж) на малой вечерне отпуст малый, a на вседневной великий отпуст (Тип. главы 1 и 9). Главное отличие вседневной вечерни от великой состоит в том, что: 1) На великой вечерне, после чтения паримий, a если их нет, то после прокимна, бывает сугубая ектенья, которая начинается прошениями: «Рцем вси от всея души» и «Господи Вседержителю». На вседневной же вечерне сугубая ектенья говорится при самом конце службы и притом без двух начальных прошений: «Рцем вси» и «Господу Вседержителю», a начинается с прошения: «Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей». Это есть решительный признак, которым отличается всякая великая вечерня от вседневной (см. в Служебн., послед. вечерни и в Тип., гл. 2, 7 и снес. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

В среду и пяток и некоторые другие вышеуказанные дни Великого поста с вечерней соединяется литургия преждеосвященных даров. «Егда имать (иерей) священнодействовати преждеосвященную, вшед во святилище, облачится во священническую одежду, назнаменуяй и целуяй токмо, ничтоже приглаголя, разве: Господу помолимся, над единою коеюждо одеждою» (Служебник, стр. 256. В Тип. см. 49 гл., в среду 1-я седмицы вечера) 679 . Вышед из алтаря и став на амвоне, диакон возглашает: Благослови, владыко (Служ., стр. 267). Священник в алтаре, стоя пред престолом, возгласно глаголет: Благословенно царство... (чит. там же) 680 . Лик: Аминь (там же). Предстоятель, или екклисиарх (по Служебн.. стр. 257), либо чтец (по особ. изд. Служб. на кажд. день 1-я седм. св. Четыред., л. 67): Приидите поклонимся 681 и предначинательный псалом: Благослови, душе моя, Господа... Слава, и ныне. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Когда читается псалом, иерей пред царскими вратами читает вечерные, или светильные молитвы, начав с четвертой, так как три первые прочитываются после на ектениях (Служ. стр. 257). По исполнении псалма (Служ.. стр. 257 и 267), диакон глаголет великую ектению: Миром Господу помолимся... (чит. в Служ., стр. 267 и 268). Священник произносит возглас: Яко подобает тебе… Лик: Аминь. Чтец (особ. изл. Служб на каждый день 1-я седм. св. Четыредесятницы, л. 69) читает: Ко Господу внегда скорбети ми... (Служ.. стр. 257). т. е. 18-ю кафизму, и именно пс.: 119–123 682 . После 123 пс.: – Слава, и ныне, Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава тебе, Боже 3. Диакон произносит 683 малую ектению: Паки и паки миром Господу помолимся (чит. в Служ., стр. 269). Священник в самом начале стихословия кафизмы приготовляет св. дары к перенесению 684 : снимает с антиминса Евангелие и ставит его выше антиминса, самый антиминс развертывает и ставит на нем дискос; потом благоговейно вынимает из дарохранительницы преждеосвященный хлеб и полагает его на дискос; далее вместе с диаконом, держащим свечу, трижды обходит престол и кадит; наконец, сотворив пред св.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

1039 Cinquieme concile oecumenique, Huitieme et derniere session, le juin 553, str. 117, Histoire des Conciles, Hefele – Leclercq, t. III, premiere partie, Paris 1909 1040 Богородицом истински обожена природа. смо постали у природи. То се снажно наглашава у многим стихира ма. На пример: Сравнитися жeлahie ми вложивъ змiй вселукавый, Содетеляю, яко плънника восхити. Тобою же, Всечистая, воззванъ быхъ, обожився стинъише: ты бо, о Богомати, мене, обожившаго родила еси (Месяць декем. естыи день, на утрени, Канонъ, песнь 1, Богородиченъ). – Божественнаго ыхомъ общницы естества, тобою, Богородице Приснодево, Бога бо намъ воплотившагос родила еси (Θεας γεγναμεν κοινωνο φσεως, δια σο Θεοτκε Παρθενε Θεον γαρ ημιν σεσαρκωμενον ετεκες) (Въ четверток, mpemiя седмицы по Пасце, на утрени, седаленъ, Слава и ныне, Богородиченъ) 1044 Въ неделю утра, Канонъ Пресв. Богородице, пъснь 1 (Гласъ 5). А у догматику другога гласа вели се: Дева родила еси, и Дева пребыла еси… 1052 Уистини да зовемо блаженом тебе, Богородицу, увек блажену и пренепорочну, и Матер Бога нашега. Величамо тебе, од Херувима и од Серафима, уистини Богородицу, си Бога Реч непорочно родила. 1054 Богородиченъ (Гласъ 2), въ пятокъ вечера. На грчком гласи: Πντα υπρ εννοιαν, πντα περνδοξα τα σα, Θεοτκε, μυστρια’ τ γνεα εσφραγιομενη και παρθενα φυλαττομνη, μητηρ γνοκτθης ψευδς, Θεν τεκοσα ληθινον. Αυτν ικτευε, σωθναι τς ψυχς μων. 1055 Въ субботу на малей вечерни, на стиховне cmixup., Слава и ньине, Богородиченъ, (Гласъ 5, Октоихъ). 1056 Въ неделю mpemiя седмицы святаго поста, Канонъ воскресенъ, песнъ 6, Богородиченъ: Чудесъ великое чудо въ тебе явися, нескверная Агнице, вземлющаго бо мipa грехь, Агнца родила еси (θαυμτων το μγιστον θαμα ν ι ωφθη, σπιλε μνας’ τον γαρ αροντα του κσμου την μαρταν, μνον απεκυηοας) 1060 Epistola 174, Ad canonicos lugdunenses, De conceptione s. Mariae (P. lat. t. 182, col. 334 D): Quid si alius, propter eamdem causam, etiam utrique parenti ejus festos honores asserat deferendos? Sed de avis et proavis idipsum posset pro simili causa quilibet flagitare, et sic tenderetur in infinitum.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

В третьей главе, двигаясь от Карфагена на Восток, вдоль южного берега Средиземного моря, мы доплывем до Александрии. Здесь впервые в истории церкви была сделана попытка создать высшую огласительную школу для мирян, которая, по замыслу ее создателей, была призвана заменить языческую академию. Ее наиболее выдающийся представитель Ориген поднял богословие “воскресной школы” до “университетского” уровня. В связи с развитием церковной догматики появилась необходимость провести деление между общедоступной и эзотерической частями вероучения. Как мы увидим, Александрийская огласительная школа принципиально отличалась от Римской своим более открытым и творческим отношением к высшим проявлениям языческой культуры и философии. В четвертой главе, покинув египетскую столицу, мы к началу IV в. доберемся до Иерусалима. Здесь, в Великой церкви на Голгофе, мы вместе с другими паломниками станем свидетелями оглашения перед Пасхой. В IV в. двухэтапная катехизация достигла вершины своего расцвета. Первый этап состоял, в первую очередь, в том, что катехумены вместе со всеми посещали Литургию оглашенных, внимая слову Писаний и слушая проповеди. Никаких специальных огласительных занятий с катехуменами на первом этапе не проводили. В IV в. обычай откладывать крещение на неопределенный срок стал весьма распространенным. По этой причине в притворах столичных церквей всегда можно было встретить значительную группу катехуменов первого этапа. Те, кто принимал решение креститься, пройдя собеседование, становились кандидатами к крещению. Катехизация на втором этапе была делом весьма ответственным и потому являлась первостепенной обязанностью епископа. Взрослых крестили обыкновенно перед большими праздниками, чаще всего на Пасху. Не случайно на Литургии преждеосвященных Даров, которую служат во время Великого поста, начиная с Крестопоклонной (четвертой) седмицы, помимо обычной ектении об оглашенных, добавляется специальная ектения о “готовящихся к просвещению”, т. е. о катехуменах второго этапа. Покаянная и аскетическая практика Великого поста выросла в контексте предпасхальной катехизации. Огласительные беседы нередко проводились ежедневно и предварялись экзорцизмами.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

Кондак, глас 8: Веру Христову, яко щит, внутрь приим в сердце твоем,/противныя силы попрал еси, многострадальче,/и венцем Небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый. Кондак, глас 8 Веру Христову как щит приняв внутрь, в сердце твое,/ты силы враждебные попрал, многострадальный,/и венцом небесным увенчан был навеки, Феодор,/как непобедимый. НЕДЕЛЯ ПЕРВАЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ Тропарь воскресный гласа. Тропарь воскресный гласа. Иный тропарь, глас 2: Пречистому образу Твоему покланяемся, Благий,/просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже,/волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест,/да избавиши, яже создал еси, от работы вражия./Тем благодарственно вопием Ти:/радости исполнил еси вся, Спасе наш,/пришедый спасти мир. Иной тропарь, глас 2 Пречистому образу Твоему покланяемся, Благой,/прося прощения согрешений наших, Христе Боже./Ибо добровольно благоволил Ты взойти плотию на Крест,/чтобы избавить созданных Тобою от рабства врагу./Потому мы благодарно взываем Тебе:/“Радостью Ты наполнил всё, Спаситель наш,/пришедший спасти мир!” Кондак, глас 2: Неописанное Слово Отчее,/из Тебе, Богородице, описася воплощаем,/и оскверншийся образ в древнее вообразив,/Божественною добротою смеси,/но исповедающе спасение,/делом и словом, сие воображаем. Кондак, глас 2 Неизобразимое Слово Отчее/при воплощении от Тебя, Богородица, изобразилось,/и осквернившийся образ в первоначальном виде воссоздав,/с Божественною красотой соединило./И мы, исповедуя наше спасение,/делом и словом его изображаем. СУББОТЫ ВТОРОЙ, ТРЕТЬЕЙ И ЧЕТВЕРТОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Тропари, глас 2: Апостоли, мученицы и пророцы,/святителие, преподобнии и праведнии,/добре подвиг совершившии и веру соблюдшии,/дерзновение имуще ко Спасу,/о нас Того, яко Блага, молите,/спастися, молимся, душам нашим. Тропари, глас 2 Апостолы, мученики и пророки,/святители, преподобные и праведные,/подвиг доблестно совершившие и веру сохранившие,/дерзновение пред Спасителем имея,/Его за нас, как благого, умолите, молимся,/во спасение душам нашим!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/tropari-i...

3 апреля – среда. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 4 апреля – четверг. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 5 апреля – пятница. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 6 апреля – суббота. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина. В субботу третьей седмицы во время утрени на середину храма для поклонения верующим выносится Животворящий крест Господень, поэтому третья неделя и следующая, четвертая, седмица называется Крестопоклонной. Великий Пост 2024: питание в четвертую Седмицу (8 — 14 апреля) 7 апреля – воскресенье. Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная. В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином). 8 апреля – понедельник. Сухоядение: хлеб, вода, зелень, сырые, сушеные или моченые овощи и фрукты (например: изюм, маслины, орехи, инжир – каждый раз что-либо одно из этого). Один раз в день, около 15.00. 9 апреля – вторник. Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. Без масла. Один раз в день, около 15.00. 10 апреля – среда. Благовещение Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С вином (одна чаша 200г). Одна трапеза в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

http://pravmir.ru/chto-mozhno-v-post/

По кафисмах седальны воскресны: и чтение во евангелии толковом. По полиелеи седальны храма два, по единожды. Слава, иже по полиелеи седален: И ныне, Богородичен, и чтение храма. Степенна гласа. Прокимен, Евангелие, и стихира храма. Канон воскресен, со ирмосом на 4: и триоди на 4: и храма на 6. По 3-й песни, кондак триоди, и седален храма дважды. Слава, и ныне, Богородичен, и чтение. По 6-й песни кондак и икос храма, и пролог. По 9-й песни светилен воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен воскресен. На хвалитех стихиры воскресны 4: и храма со славным 4, с припевы его. Таже припев: Воскресни Господи Боже мой: И поем самогласну стихиру триоди: Слава, туюжде: И ныне, Преблагословенна еси: Славословие великое, и ектении, и исхождение в притвор. Слава, и ныне, стихира евангельская, и час первый: и поучение Студитово: и конечный отпуст. На часех, тропарь воскресен. Слава, храма: И ныне, Богородичен часов. По Отче наш: кондак храма, и триоди, пременяем. На литургии, блаженны гласа, на 6: и храма песнь 3, на 4. Прокимен гласа и храма. Апостол, Евангелие, и причастен воскресен, и храма. [Зри] Святаго же Григориа служба поется, в четвертую, или пятую неделю постов. Глава 38. Аще случится храм святаго в неделю 3-ю поста: И поется служба храма вечер и утро все, якоже в 1-ю неделю предызъявися. Бывает же поклонение и целование Честнаго Креста по чину его, поют же ся и стихиры обычныя Креста. Глава 39. Аще случится храм святаго в среду 4-ю поста, Крестопоклонную: Оставляется канон Креста, и поется в понедельник тояже седмицы. Во вторник вечерню поем без поклонов, кафисму глаголем обычну. На Господи воззвах, стихиры на 10: Триоди самогласен дне дважды: и Креста подобны 3, и храма 5: Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. и Да исправится молитва моя: и прочая Преждесвященных. [Зри] Аще ли не будет Преждесвященныя, на Господи воззвах, стихиры в триоди Креста, подобны 3, и храма 5. Слава, храма: И ныне, Креста. Вход, прокимен, и чтение дне, и храма. Таже, Сподоби Господи: и ектениа: Исполним вечернюю: На стиховне стихиры триоди, самогласен дне дважды: и мученичен. Слава, храма: И ныне, Креста. По Ныне отпущаеши, тропарь храма, Слава, и ныне, Богородичен. Ектениа: Помилуй нас Боже: и 3 поклоны великия. и молитва: Всесвятая Троице: и Буди имя Господне, с поклоны. Таже Достойно есть: и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скажем подробнее насчет чтений: Ветхий завет: Начинается с великого поста. Бытия и Притчи. (Исайя на 6-м часе). На воскресных всенощных Бытия (не вошедшее в Паремии) Иеремии. На страстной – положенные паремии Исхода. Иова, Иезекииля. На Пасхе ветхий завет не читается, кроме паремий в великую субботу. На Пятидесятницу паремии и с этого дня начинается чтение. 1) Исхода, и прочих моисеевых, подряд. Затем Ездры, Товита, Иудиф, Есфирь. 2) Иисуса Навина и прочее подряд, кончая до Ездры. 3) Пророчества, и Маккавейские. Чтения эти идут подряд в будни и в воскресные дни по одной главе из каждого отдела. Пропускается все входящее в паремии. На праздник, очередное чтение читается накануне, а в самый канун паремии. Когда чтения к посту не закончены, то оставшееся читается на часах первой седмицы великого поста, а то и на второй. Пропускаются кроме паремий, книга псалмов, Иова, книги Премудрости, Исайи, Иеремии, Иезекииля, читаемые в посту и песни ветхого завета. Совсем не читаются неканонические книги: Ездры 3 и 4-я, Послание Иеремии. Возможна и другая комбинация. Читать по одной главе, без пропусков (кроме Псалтиря и Паремий) ежедневно и завершать Библию в четвертое лето. Начинать с високоса. Паремии же великопостные и другие, по-прежнему читать ежегодно. Поучение на прочитанное из ветхого завета должно быть возможно коротко, чтоб не замедлять службы. Чтение деяний по одному зачалу, соответствующему неделе от Пасхи, начиная с антипасхи. После 1 кафизмы, начиная с антипасхи же, чтение Златоуста. После 2 кафизмы, начиная с антипасхи же, чтение праздника или пролог. После 3 песни, начиная с антипасхи же, чтение Богослова: «Обновлением чтитися». После 6-й песни синаксарь, а где нет, пролог или четьи. Пролог читается ежедневно на утрени, а четьи в монастырях за трапезой. После славословия, оглашение студитова, начиная с антипасхи. Зри: пролог и синаксарий Пасхи («На страже моей стану») чтется на полунощнице; а на утрени только: Аще кто благочестив, от настоятеля. Во власти архиерея сокращать и видоизменять эти чтения или выпустив одни, на месте других приказывать говорить более пространные поучения, или читать из других душеспасительных, одобренных церковью, книг, наипаче же из отеческих творений.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/vseros...

Спецификой любительского хора является нестабильность состава: постоянно кто-то уходит, появляются новые участники. Человек проходит оглашение (в храме оно проводится ежегодно), вливается в общину и начинает искать себе служение. Кто-то находит свое призвание в церковном любительском хоре. Бывает, что в коллектив приходят далекие от Церкви люди и воцерковляются благодаря интересу к литургическому пению. Обучение непрофессиональных певцов требует много времени и терпения от регента. А от певчих требуется ответственное отношение к делу, как и в любом другом служении. Случается, хорист становится основным, на него возлагаются надежды, но он вдруг меняет работу или уезжает в другой город. Регенту в таком случае надо все начинать сначала. Это сложная проблема, и Марина Лифорова постоянно думает, как ее решить. Она обсуждала с настоятелем вариант приглашения в состав хора профессиональных певцов, для того чтобы любителям было легче петь, «равняясь» на них. Но далеко не всякий профессионал захочет участвовать в любительском хоре, к тому же с появлением оплачиваемых певчих разрушится изначальная идея: в храме должны петь прихожане, движимые желанием служить своим талантом Богу и людям. Зато в хоре нередко поют или учатся петь инославные гости, которых привлекают красота православных песнопений и гостеприимство регента и хористов.Самый сложный период для хора — Великий пост. «Мы активизируемся во время поста, потому что появляется много новых служб, — рассказывает Марина. — Надо привести хор в форму и выучить новые песнопения для Страстной седмицы и Пасхи, бывает, что и настоятель приходит на спевки. Для участников хора такая активная работа является дополнительной великопостной нагрузкой. В позапрошлом году мы даже записали диск с песнопениями Великого поста». Максим Лебедев поет в хоре четвертый год. Он был прихожанином другого храма, но проходил оглашение в часовне Новомучеников и Исповедников Российских. Когда он узнал о существовании любительского хора в этом приходе, то с радостью решил присоединиться к нему. Максим рассказывает: «Возможность петь в церковном хоре очень важна для меня. Когда приходишь в храм, хочется принимать посильное участие в его жизни. Я был в разных приходах и заметил, что везде люди стремятся петь. Поют или во время Литургии, или акафисты, где это принято. Когда я пришел в наш хор, то был поражен, что при всей простоте звучания в исполнении чувствуется сердечность. Я думаю, что этим и отличается любительский хор от профессионального. Здесь люди поют ради Христа».

http://old.aquaviva.ru/archive/2009/9/63...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010