О Литургии Преждеосвященных даров. – Можно ли кроме среды и пятка служит Преждеосвященную литургию в другие дни св. Четыредесятницы? – Можно ли совершать Литургию Преждеосвященных даров на запасных дарах, уготовляемых для причащении больных? – О заготовлении агнцев для Преждеосвященной литургии, – и как хранить оные в случае, если бы который из них не помещался в дарохранительнице? – О чтении входных молитв на Преждеосвященной литургии. – Нужно ли читать какие-либо молитвы при облачении для совершения этой литургии, и вообще так ли начинать оную, как начинается литургия обыкновенная? – О перенесении Св. Даров на жертвенник в начале Литургии Преждеосвященных даров, – и нужно ли читать какие-либо молитвы при покровении дискоса и чаши, по поставлении их на жертвенник, также при влиянии вина и воды в чашу? и т.п. О малом входе и пении. «Да исправится молитва моя»... и нужно ли открывать Царские врата во время этого пения? – О перенесении Св. Даров с жертвенника на престол во время великого входа, и какие при этом надобно читать молитвы? – О способе закрытия катепетасмы после великого входа на Преждеосвященной литургии и о значении этого обряда. – Об окончании литургии Преждеосвященной и о том можно ли на этой литургии вынимать частицы за живых и умерших, и вообще совершать какие-либо поминовения о верующих? §159. Вообще у нас принято совершать Литургию Преждеосвященных даров по Средам и Пяткам каждой недели Великого поста, а также и в Понедельник, Вторник и Среду страстной седмицы. Но кроме этого, по уставу, полагается еще совершать эту литургию 1) в Четверток 5 недели Великого поста после Андреева-стояния, (сравн. выше §149); 2) На обретение Главы Предтечи 24 февраля и 3) На Сорок мучеников 9 марта, если только который-либо из этих двух последних праздников не случится в Субботу или Неделю. Сюда же 4) надобно отнести также и храмовые праздники, когда который из них случится в Великом посту в такие дни, когда по уставу полной литургии не полагается (сравн. выше §152). Исключение в этом случае состоит только в том, что во все подобные храмовые праздники, а равно также и на Обретение Главы Предтечи и Сорок мучеников литургия Преждеосвященная совершается с чтением Апостола и Евангелия, после «Да исправится.. как это полагается по уставу (см. устав ц. 24 февраля и 9 марта, и о храмов. главах). Впрочем если бы по какой-либо причине священнику понадобилось служить преждеосвященную литургию и в другие дни Великого поста на пр. ради множества говеющих, для их причащения, (за исключением, конечно, Субботы и Недели), то и сие не запрещается. В Киево-Печерской Лавре, как известно, преждеосвященная литургия совершается во весь Великий пост , за исключением Суббот и Недель, ежедневно, и сие никогда не признавалось противоречащим уставу или обыкновению церковному.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Сице поется осмая и девятая песни. Так же поются восьмая и девятая песни. Третию же песнь поем сице: Третью же песнь поем так: Глаголет первый лик стих: Господь взыде на небеса:  и тропарь канона Минеи. Вторый лик стих: И даст крепость царю:  И вторый тропарь канона Минеи. Таже, Слава, и ныне,  с тропари канона. И поет первый лик ирмос Минеи третия песни, последи канона. Возглашает первый хор стих: Господь взошел на небеса:  и тропарь канона Минеи. Второй хор стих: И даст мощь царю:  И второй тропарь канона Минеи. Также, Слава, и ныне,  с тропарями канона. И в заключение поет первый хор ирмос третьей песни канона Минеи. Сим образом поем и 6ю песнь. Таким образом поем и 6ю песнь. Четвертую же, и пятую, и седмую песни сице поем: Четвертую же, пятую и седьмую песни поем так: Глаголи первее ирмос канона Минеи, таже конечныя два стиха песни поем к тропарем канона: и Слава, и ныне,  ирмосом же не покрываем песни: зане ирмос глаголется прежде песни. Поются же ирмосы Минеи по каноне, токмо по третией и шестой песнех: занеже у тех песней первее ирмос не поется. В прочия же дни седмицы кроме понедельника, тако поется и 1я песнь, якоже указася о 4й, и 5й, песнех. А в нихже песнех будет трипеснец, поется последи канона катавасия, ирмос трипеснца, якоже вышше изъявися. Поем первым ирмос канона Минеи, также два последних стиха песни к тропарям канона, и Слава, и ныне,  но не завершаем песни ирмосом, поскольку его пели в начале песни. Поются же ирмосы Минеи только в конце третьей и шестой песней, ибо у тех песней ирмос в начале не поется. В прочие же дни седмицы, кроме понедельника, так же, как указано о 4й, и 5й песнях поется и 1я песнь. А в тех песнях, где будет трипеснец, поется после канона катавасия – ирмос трипеснца, как объяснено выше. Ведомо же буди: яко Осмогласник не поется во всю святую 40-цу, кроме Недель. Поется же точию Минеа, и трипеснец. А в нихже песнех несть трипеснца, поется токмо Минеа. По 3й песни глаголет иерей ектению малую. Таже седален святаго единожды. Слава, и ныне,  Богородичен: И чтение в Лавсаице. По 6й песни ектения малая. Таже седален мученичен: аще же имать святый кондак, глаголем его зде: мученичен же глаголем по 1й кафисме с седальнами, с припевом: Дивен Бог во святых своих:  И чтение в Синаксаре.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/sedmicza-...

Двенадцатая маркова глава составлена на тот случай, если Благовещение будет в Великий понедельник. Обозревая эту главу, находим, что общий ход и порядок богослужения в этом случае такие же, какие в 3 марк. гл. указаны для понедельника 4, 5 и 6 седм. Великого поста. Но здесь в состав великой вечерни накануне праздника входят молитвословия троякого рода: а) праздника Благовещения, б) Ваий и г) дневные из Триоди. В частности, на вечерни: Блажен муж – 1-й антиф.; прокимен дня; паремии праздника 3; в литийных стихирах Слава, и ныне, Благовествует Гавриил..., как, впрочем, и там. На утрени кафизм три и малая ектения по 3-й кафизме (это потому, что только после неё положены седальны праздника, тогда как после первых двух дневные). Степенна, евангелие и стихира так же, как и там. Дневное евангелие при празднике Благовещения оставляется, как в понедельник, так и во вторник, среду и четверток Страстной седмицы. Канон поется праздника с ирмосом на 14, ирмос по 2; а в тех песнях, в которых есть трипеснец, канон праздника с ирмосом на 6, ирмос по 2, и трипеснец на 8. Катавасия – праздника; но в тех песнях, где есть трипеснец, катавасия Триоди. На 9 песни припев праздника, а к тропарям трипеснца: Слава тебе, Боже наш, слава тебе; в конце – ирмос Триоди, припев праздн. и ирмос: Яко одушевленному... Пред хвалитными стихирами, следуя указанию основной благовещенской главы, надо петь: Всякое дыхание...; после хвалитных стихир и песнопения на И ныне, должно возглашать: Слава тебе, показавшему нам свет, и читать (а не петь) славословие великое; утреню следует оканчивать так, как показано в основной благовещенской главе. На 1 и 9 час, во всю Страстную седмицу кафизмы нет; на 3 и 6 есть и в понед., и во вторник, и в среду; кроме того, во все эти три дня на 3, 6 и 9 часах читается евангелие, а на 6 часе еще паремия; в конце 1, 3, 6 и 9 час. после Честнейшую 3 великих поклона (сравн. 35 хр. гл. л. 420). К 9 часу присоединяются блаженны просто без пения и другие молитвословия изобразительных. Об окончании изобразительных и начале вечерни этого дня сказано так: „И поклоны 3 великие и молитва Всесвятая Троице и абие Приидите поклонимся 3 и поем вечерню без поклонов и без кафизмы“; но это не то означает, что вслед за молитвой Всесвятая Троице надобно читать: Приидите поклонимся, а то, что, окончив изобразительны молитвою Всесвятая Троице, тотчас без отпуста и без выхода из храма, следует начинать вечерню; начинать же ее надобно так, как всегда она начинается, когда соединяется с литургией, т. е. возгласом: Благословенно царство…, за которым следует: Приидите поклонимся... На вечерни читать паремий четыре: 2 дневные и 2 праздника, и т. д. На литургии Златоустаго апостол один праздника, а евангелий два – праздника и дневное.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Священник: Вонмем. Читается евангелие. По прочтении евангелия, священник принимает от диакона Евангелие и говорит ему: Мир ти благовествующему. А лик поет: Слава тебе, Господи, слава тебе. Целовав Евангелие, священник поставляет его на горней стране выше антиминса. Царские двери затворяются, а диакон произносит ектению: Рцем вси... Во время ектении священник тайно читает молитву прилежного моления: Господи Боже наш…, и по окончании ектении произносит возглас: Яко милостив и человеколюбец Бог еси... Лик: Аминь. Диакон произносит ектению: Помолитеся. оглашении, Господеви..., а священник тайно читает молитву: Боже, Боже наш, Создателю и Содетелю всех...; но окончании же ектении говорит возглас: Да и тии с нами славят... Лик: Аминь. После возгласа «Да и тии с нами славят» священник, как указано в чине литургии св. Златоуста. «простирает антиминс» (стр. 118), или, иначе, «развивает антиминс», как говорится в чине литургии св. Василия Великаго » (стр. 209); но по установившейся богослужебной практике священник развертывает илитон и антиминс, кроме верхней половинки последнего, ранее, и именно по прочтении молитвы прилежного моления, при начале же возгласа: «Да и тии с нами славят»..., развертывает и верхнюю половину; а когда произносит возглас, то антиминсной губкой делает на антиминсе крест, целует губку и полагает ее на правой стороне антиминса вверху. Диакон возглашает: Елицы оглашении, изыдите. Оглашении, изыдите. Елицы оглашении, изыдите: да никто от оглашенных, елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. После этого в Служебнике напечатано: «сия точию глаголются даже до третия и четвертыя седмицы поста; от среды же средопостныя по еже рещи священнику: «Да и тии с нами славят», глаголются и сия диаконства от диакона на преждеосвященных точию литургиях, аще и празднуемый день, кроме суббот и недель: Елицы оглашении, изыдите; оглашении, изыдите; елицы ко просвещению, изыдите; помолитеся, иже ко просвещению, и т. д.», (стр. 179 и 180). Это значит то, что вышеприведенные слова произносятся только в течение первых трех седмиц Великого поста: на четвертой же седмице, начиная со среды, после возгласа: «Да и тии с нами славят»..., на преждеосвященных литургиях произносится ектения о просвещаемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Σ σα Μαρα βοθει  – Ты, преподобная Мария, помоги. Ввиду своей большой длины, канон делится при чтении на повечериях 1-й седмицы на части, а целиком читается на утрене в четверток 5-й седмицы Великого поста. Поется он на 6-й глас, умилительный и способный возбуждать покаянные и скорбные чувства 334 . Многие выражения славянскою перевода темны и требуют разъяснения. Я приведу наиболее непонятные и, чтобы после не возвращаться вновь к ним, выписываю сразу из всего канона 335 . Песнь первая    Останися прочее преждняго безсловесия  –  «воздержись наконец от прежнею неразумия». Вкушаяй присно горькаго напоения  –  «при вкушении всегда напаяющий горечью». Таково следствие всякого греха и даже страстного помысла.  Каиново прешед убийство  –  «превозшед Каиново убийство». Песнь вторая Вообразив моих страстей безобразие  –  «прельстившись безобразием моих страстей». Таково обольщение! Человек воображает страсть прекрасной, а на самом деле она безобразна и гнусна… Садовную красоту  –  «красоту древа» (райского). Одеяхся в срамную ризу, и окровавленную студно, течением страстнаго и любосластнаго живота (ζως)  –  «одевался я в ризу, запятнанную и срамно окровавленную нечистотою страстной и сластолюбивой жизни». Каменовавшая тело злодействы  –  «поразив тело злодеяниями, как камнями». Предполагается, что Каин убил Авеля камнем. Человек, живущий непотребно и губящий тем свое тело, уподобляется сему первому убийце. Песнь третья Угонзай  –  «спеши укрыться». Постраждеши ласкосердствующи  –  «за сладострастия». Доящи  –  «питая млеком». Песнь четвертая    Самоистукан бых страстьми  –  «истуканом сам себя я сделал». Песнь пятая    Моисеов слышала еси ковчежец, душе, водами волнами посимь речными, яко в чертозе древле бегающий дела, горькаго совета фараонитска  –  «ты слышала, душа, как Моисей в ковчежце, как бы в чертоге, в древности носим был по воде волнами реки и избежал горестной участи от умысла Фараонова».  Сси премудрость  –  «как младенец сосет грудь матери, так и ты, душа, соси сладостное млеко божественною любомудрия».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

В таблицах Глизония 6 даются указания евангельских и апостольских чтений для всех Недель (воскресений) годичного круга (за исключением Недель Великого поста): надо знать лишь обе Пасхи года, чтобы знать порядок всех евангельских чтений и способы отступок 7 . Начало Лукиных зачал. Обратимся теперь к частным вопросам, касающимся устава чтений. И, прежде всего, остановимся на вопросе, когда, с какого дня должно начинать чтение Евангелия от Луки и полагать начало Лукиным седмицам. И связи с этим вопросом легче будет решить и другой вопрос: когда оканчивать седмицы Матфеевы? Сказание (I) говорит в ответ на этот вопрос следующее: «От Луки же Святое Евангелие чтется от начала в понедельник по Воздвижении Креста…». Подчеркиваем здесь выражение «от начала», показывающее, что Евангелие от Луки должно начинаться именно с первого положенного зачала, 10-го («Во время оно Ирод четвертовластник…»), а оно положено на понедельник, подобно тому, как и Евангелие от Матфея начинается также с понедельника; с понедельника присоединяется и Марк и к Матфею, и к Луке. Итак, понедельник не есть только самый ранний срок для вступления Луки, но единственно возможный день для этого вступления. Не может быть поэтому принято мнение Преосвященного Фаддея, полагающего в вышеназванной статье (с. 571), что в текущем пасхальном году «с 15 сентября (то есть со вторника) должно (было) читаться Евангелие от Луки, то есть рядовые зачала седмицы, следующей по указателю (то есть по «Сказанию») за Неделей 17-й». Возникает теперь новый вопрос: в какой же именно «понедельник по Воздвижении Креста» следует начинать Евангелие от Луки? Для огромного большинства случаев вопрос этот решается совершенно просто: понедельник есть день, следующий за воскресеньем. Ближайшее к Воздвижению воскресенье есть Неделя по Воздвижении. Итак понедельник, следующий за этой Неделей, и есть искомый понедельник – начало Лукиных седмиц. По числам сентября этот понедельник будет переходить в зависимости от перемещения самого Воздвижения. Это можно видеть из такой таблицы:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

На Вознесение в 2017 году Некоторые моменты в богослужебной жизни мы благополучно поменяли, потому что посчитали, что это будет лучше и для меня, и для прихожан. Богослужебная жизнь здесь отличается от того, что привыкли видеть в России. Особенности приходов, где служу я, – у нас нет вечерних служб, за исключением Рождественского Сочельника, некоторых служб Первой седмицы Великого поста и Страстной седмицы. Так, по сути, на приходах служится только литургия утром. Отсутствие вечерних служб связано с возрастом прихожан и с расположением самих храмов. Люди разбросаны по территории, и некоторые прихожане прямо мне сказали, что не хотели бы садиться за руль в вечернее время суток, потому что на дорогах много живности, олени выскакивают под машину, и есть риск попасть в ДТП. Мне сказали: ты можешь, конечно, служить вечером, но мы не гарантируем, что хоть кто-нибудь к тебе приедет. Я не расценивал такую позицию как ультиматум, а понимал, что здесь имеет место всего лишь человеческий фактор. Люди пожилые, дети с ними уже не живут, садиться за руль трудно. Понятия «общественный транспорт» в наших краях не существует. Если ты сам не сел за руль и не приехал в храм, то, скорее всего, тебя никто не привезет. – Сможете на память перечислить названия всех окормляемых вами приходов, где они находятся, и время их основания? – Могу и забыть (смеется) … Но попробую: – Расскажите подробнее про общины и, что самое важное, прихожан. Кто они? Русские эмигранты, выходцы из бывшего СССР, или принявшие Православие местные? Как я вижу, приходы – с историей в 50–100 лет. – В Эдмонтоне, в кафедральном соборе, постоянно новые люди, вновь прибывшие эмигранты. У меня же немного другая экосистема. 99% прихожан – люди с украинскими фамилиями, родившиеся здесь: Лопушинские, Королюки, Лысаки, Захаруки и прочие. Они – представители во втором, третьем и даже иногда в четвертом поколении тех, кто когда-то эмигрировал в Канаду. В основном это третье поколение. Все англоговорящие. При этом есть люди, которые что-то понимают на родном языке и даже могут поговорить на нем. Язык у них очень своеобразный. Это украинский, на котором говорили 100 лет назад. Некоторые слова я, хоть и выходец с Украины, не мог понять, пока они мне не объяснили. И большое влияние на язык оказала местность, из которой приехали предки этих людей, Галичина, Буковина; а также государственная принадлежность тех территорий, из которых люди иммигрировали в Канаду: Польша, Австро-Венгрия.

http://pravoslavie.ru/137111.html

Разделы портала «Азбука веры» М.Э. Давыденкова старший преподаватель ПСТБИ В 2003 г. издательство ПСТБИ приступило к изданию Постной и Цветной Триоди. Избранный для этого формат доступного издания (с использованием русской орфографии) ставит своей целью наиболее широкое ознакомление современных верующих со службами Великого Поста, Страстной Седмицы и Пентикостария. Уже вышел первый том «Богослужения Триоди Постной», и готовятся к изданию следующие два: «Богослужения Страстной Седмицы» и «Богослужения Триоди Цветной». Четвертый том должны составить собственно синаксари, которые, как текст небогослужебный, были переведены на русский язык (переводчик М.Э. Давыденкова). При подготовке перевода не ставилась задача глубокого текстологического анализа синаксарей, критического сравнения различных греческих и славянских вариантов, при том, что такая постановка вопроса является вполне правомерной и ждет своего исследователя. В данном случае переводчик сознательно ограничился лишь современной печатной церковнославянской Триодью, во избежание возможных разночтений. Прямой перевод с греческого, возможно, был бы более оправданным, он не повторил бы недостатков и неточностей славянского текста, которые неизбежно в каком-то количестве перейдут в русский. Однако этот путь не был избран, т.к. после богослужебной реформы XIX в. греческая Триодь стала несколько отличаться от славянской по составу, и количество и объем синаксарей в ней стали немного другими, чаще сокращались. Тем не менее, интересной задачей представляется сличение переводного текста с греческим; сейчас такое сопоставление проводится, и результаты его, безусловно, будут отражены в готовящемся издании. Синаксари — это поучения, объясняющие суть празднуемого события, которые, согласно Триоди, следует читать на праздничной утрене по шестой песни канона. В современной приходской практике синаксари почти вышли из употребления, так как, написанные по-церковнославянски и будучи текстом прозаическим, они трудны для восприятия на слух, а между тем содержат в себе немало глубоких и интересных образов и мыслей.

http://azbyka.ru/o-perevode-sinaksarej-p...

417 Там же. Великая Среда. Утреня. На стиховне, самогласен на Славу, и ныне; Вечерня. На Господи, воззвах, стихира на Славу, и ныне. 429 Минея. Месяц ноемврий, 15. Вечерня. На Господи, воззвах, самогласен на Славу; На стиховне, самогласен на Славу. – Ред. 450 Впрочем, в другом своем исследовании преосвященный Филарет указывает, что в славянском Октоихе только канон 6-го гласа относится к творчеству преподобного Феофана. См.: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Историческое учение… Т. 3. С. 228. 453 Есть указание, что он родился в 778 г. См.: Dimanche, office selon des buttons. Chevetogne, 1972. P. 595. 495 Минея. Месяц ианнуарий, 26. Утреня. Канон. Песнь 8, тропарь 1. – М. И. Выделение в цитате автора. – А. Б. 510 С. С. Аверинцев и соавторы объединяют сочинения Преподобного в следующие группы: а) письма (их свыше 500); б) догматические трактаты; в) руководства для монахов; г) речи и проповеди ( Аверинцев С. С, Сыр-кинА. Я. Литература//История Византии. Т. 2. Ч. 1. Гл. 6: Византийская культура в конце VII – первой половине IX века. С. 89); литургические труды Преподобного выпадают из этой классификации. 522 И. А. Карабинов считает, что труды преподобного Феодора, напечатанные в Постной Триоди, только часть задуманного им цикла, который должен был продолжаться и в дни Страстной седмицы, и далее, вплоть до субботы перед Пятидесятницей (там же, с. 125). Этот вопрос должен составить предмет особых исследований; мы же ограничимся изучением трудов преподобного Феодора в печатных изданиях Постной Триоди. 547 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Седален по 3-м стихословии; Трипеснец 2. Песнь 9, тропарь 1. 564 Там же. Седмица 5-я Великого поста. Четверток. Утреня. Канон великий. Песнь 1, Троичен. – Ред. 570 Там же. Седмица 1-я Великого поста. Понедельник. Утреня. Трипеснец 2. Песнь 1, Троичен; Там же. Среда. Трипеснец 2. Песнь 9, Троичен. 578 Авторское словоупотребление монахини Игнатии. Ср.: церк. – слав. возникнути – подняться, встать, разогнуться; оторваться от чего?либо, освободиться, сопоставимое с восклонитися: возникни от земли, душе моя (Канон покаянный «Ныне приступих…». Песнь 3); душе… возникни, зовущи (Триодь Постная. Седмица Страстная. Великий Вторник. Утреня. Икос). – А. Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

В седмичные дни, кроме среды и пятка, если нет предпразднства или попразднства, поется тропарь дневного святого из Месячной Минеи однажды. Если же случится два святых, из коих каждому положен тропарь в Минее, то сперва поется тропарь другого святого (Тип., гл. 52). Если в Месячной Минее не положено тропаря святому, то поется тропарь из Общей Минеи – по чину, или лику святого. После тропаря на «Слава и ныне», или, если два тропаря, после «И ныне», в понедельник, вторник, среду, четверток поется Богородичен, а в среду и пяток – Крестобогородичен «от меньших» (Тип., гл. 52, см. о Неделе вечера), по гласу тропаря святого, а если два тропаря, по гласу второго тропаря. В субботу же поется «Богородичен от меньших настоящаго гласа», «писан в субботу в конец утрени», а не по гласу тропаря святого (Тил., гл. 52, см. о Субботе). Эти Богородичны печатаются в конце каждой книги Месячной Минеи и Следованной Псалтири под таким заглавием: «Богородичны отпустительны по тропарех святых, поемые во все лето, во вечерни же, и на «Бог Господь» на утрени, и паки в конце утрени». По «Благо есть» и «Отче наш» поется тот Богородичен, пред которым напечатано: «в конце утрени». Если в седмичные дни случится предпразднство или попразднство, то после тропаря святому или двух тропарей поется тропарь предпразднства или попразднства (Тип., гл. 52). Если же в Минее не положено тропаря святому, то поется только один тропарь предпразднства или попразднства (Тип., гл. 52, еще предпразднство или попразднство). В среду и пяток сырные, в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы (23-го и 26-го марта), в понедельник, вторник и среду страстной седмицы поется тропарь: «Во храме стояще славы Твоея» (Тип., послед. сырной; послед. понед. 1-й седм. Вел. поста и послед. понед., среды страстной седмицы). Но если случится Благовещение или святой с полиелеем, то по «Благо есть» поется тропарь праздника (Тип., 25-го марта) или святого (Тип., 24-го февр., аще в понедельник Четыредесятницы, 9-го марта).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010