В Церкви есть четыре больших (многодневных) поста и однодневные посты. Многодневные посты: 1 . Великий Пост пост начинается за семь недель до Пасхи и оканчивается в пасхальную ночь. 2 . Петровский (апостольский пост) начинается через неделю после дня Святой Троицы и длится до праздника апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля). 3 . Успенский пост начинается 1/14 августа и оканчивается в день Успения Пресвятой Богородицы (15/28 августа). 4 . Рождественский (Филиппов) пост – начинается 15/28 ноября и продолжается до Рождества Христова (25 декабря/7 января). Однодневные посты – это в первую очередь среда и пятница в течение всего года (кроме Светлой седмицы – недели после Пасхи, Троицкой недели – после Пятидесятницы, Святок – периода от Рождества до Крещения, Недели мытаря и фарисея – третьей недели до Великого поста и Масленицы – недели перед Великим постом). В среду и пятницу христиане постятся, исполняя слова Христа: «Придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 20 ). Вспоминая о предательстве Господа Иудой, мы постимся в среду, а в пятницу мы оплакиваем Распятие Господне. По Правилу святых апостолов, тот, кто не постится в среду и пятницу и в Великий пост без веской причины, отлучается от Церкви. Другими однодневными постами являются: день Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) – также день воспоминания о Распятии; Усекновение главы святого Иоанна Предтечи (29 августа/1 сентября) и Богоявленский сочельник (5/18 января). Таковы требования четвертой Заповеди. Понятно, что нарушение этих требований является грехом. К грехам против четвертой Заповеди относятся и тунеядство, и работа в праздники, и нарушение постов, и проведение праздничных дней в богопротивных занятиях – пьянстве, разврате. А ведь Библия говорит: «И соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу: всякий, кто делает дело в день субботний, да будет предан смерти» ( Исх. 31, 14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

47 Триодь постная, в неделю мясопустную утра, на Хвалитех стихира самогласна, глас 1. 48 Молитва пред Святым Причащением. 49 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте/Василий Великий. Творения. Ч. 4. М., 1846. С. 19—22. 50 Там же. С. 28. 51 Триодь постная, в сырный понедельник на стиховне стихира самогласна. глас 3. 52 Триодь постная, во вторник сырный вечера, самогласен на стиховне, глас 1. 53 Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Слава на 8-й песни. 54 Экзегетический комментарий к Пс.136 дается по изд.: Псалтирь в святоотеческом изъяснении. Святая Гора Афон. 1997. С. 488—490 (далее в сносках указываем только содержащиеся в данном издании отсылки к святым отцам; цитированный комментарий к надписанию отсылает нас к Афанасию и Феодориту). 55 Златоуст, Иоанн Кронштадтский. 56 Феодорит, Евсевий. 57 Златоуст. Феодорит. 58 Златоуст, Григорий Богослов. Антиох, Серафим, Никита, Симеон Новый Богослов. 59 Златоуст. 60 Афанасий, Феодорит, Псалтирь с толкованием. 61 Феодорит, Златоуст. 62 Феодорит, Златоуст, Василий Великий, Нил. Дорофей. 63 Триодь постная, в понедельник первыя седмицы вечера, на стиховне самогласен, глас 1. 64 Триодь постная, в неделю сыропустную, в субботу вечера стихиры на Господи воззвах, Слава , глас 6. 65 Последование погребения мирских человек, кондак, глас 8. 66 Триодь постная, в неделю мытаря и фарисея на утрени по 50-м псалме Слава, И ныне , глас 8. 67 Согласно старой поговорке, «испанский язык создан для разговора с Богом, французский — для разговора с королем, итальянский — с возлюбленной, а по-английски можно говорить только с лошадьми» (Чукоккала. М., 1979. С. 205). 68 Утро в четверток 5-й седмицы святого поста, Синаксарий Триоди Никифора Каллиста Ксанфопула. 69 Василий Великий. святитель. Беседа 2. О посте. С. 28. 70 Василий Великий, святитель. Беседа 2. О посте. С. 28—29. 71 «Поспеши. Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла! Да будут обращены назад за поношение меня говорящие [ мне]: “хорошо! хорошо!» Да возрадуются и возвеселятся о Тебе все.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4144...

   И самому Господу нашему Иисусу Христу Крест есть похвала, и слава, ибо не только прославился Он, творя многие чудеса, просвещая слепых, исцеляя хромых, очищая прокаженных, поднимая с одров расслабленных и воскрешая мертвых, сколько прославился, претерпевая Крест. Не напрасно Златоуст называет святой Крест славою Сына Божия: «Крест — слава Сыну, как и Отцу слава — Сын; славится Отец в Сыне Своем, славится Сын через Крест Свой». Мы же рассмотрим отчасти, какая похвала апостолу и каждому христианину в Кресте Христовом. И это сделаем на пользу нашу, с Божией помощью.    Поистине, подобает нам «хвалиться разве только Крестом Господа» (Гал. 6:14), так как в Кресте Господнем мы находим воздаяние за наши кресты, по словам Писания: «Если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться» (Рим. 8:17). Ибо как мы являемся общниками с Главой нашим Христом, будучи Его членами, по слову апостола: «Вы — тело Христово, а порознь — члены» (1 Кор. 12:27), так и кресты наши имеют общее с Крестом Господним, и то, что уготовал нам Крест Христов, то и получат в нем кресты наши.    Не подумай, что Крест Господень, которым хвалится апостол, есть только крест вещественный, сделанный из дерева, но разумей в нем более всего страдание Господа, приняв которое, Он оставил и нам образ, чтобы следовать по стопам Его. И когда я, грешный, говорю о наших крестах, не думай, что они деревянные или серебряные, или человеческим художеством сделаны из какого-либо иного вещества: это — случающиеся с нами по попущению Божию скорби, беды, печали, болезни и всякие другие страдания, которыми Господь искушает нас в этой жизни, как золото в горниле. Ибо «плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь», — говорит Писание (Притч. 17:3). И в другом месте: «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3:6). Вот наши кресты! И мы должны нести их, благодаря Бога и приобщаясь к страданиям Христовым.     Святитель Дмитрий Ростовский Пятница четвертой седмицы Великого поста...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Не мне ли говорил апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые?» (Рим.6:19).    Как далеко через времена пророчествовал о мне великий Иезекииль, говоря: придет срок, когда «вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши!» (Иез.36:31).    Отвращением наполнен я к грехам моим, но — и грехами этими я наполнен...    Как я — обитель греха — предстану пред Тобой, Судия мой? Как — если только Ты не освободишь меня от него Своей Божественной силой по неизреченному человеколюбию Своему?     «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» (Пс.56:8, 107:2). Я иду к Тебе очищающей дорогой поста.    Не постави мне в вину грехов моих — вольных и невольных, ведомых и неведомых, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, яже в разуме и в неразумии, яже в совершении Великого канона сего... грехов всех дней живота моего...     Вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец!    Чти в четверток пятыя седмицы на утрени.     Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. Егоже краестрочие: Ты преподобная Марие помогай.     Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас.    Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно твоего, Марие, жития красная исправления.    Как повествует Синаксарь, житие преподобной Марии Египетской было изложено иерусалимским патриархом Софронием тогда же, когда преподобный Андрей Критский написал свой Великий канон. Это житие, по словам составителя Синаксария, «умиление предлагает бесчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят».    Присноблаженный Софроний обращается практически к современникам описываемых им событий: он пишет о том, «что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, «приготовляет», по слову Соломона (Прем.7:27), друзей Господа и пророков».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Не мне ли говорил апостол: «Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые? " ( Рим.6:19 ). Как далеко через времена пророчествовал о мне великий Иезекииль, говоря: придет срок, когда «вспомните о злых путях ваших и недобрых делах ваших и почувствуете отвращение к самим себе за беззакония ваши и за мерзости ваши!» ( Иез.36:31 ). Отвращением наполнен я к грехам моим, но – и грехами этими я наполнен... Как я – обитель греха – предстану пред Тобой, Судия мой? Как – если только Ты не освободишь меня от него Своей Божественной силой по неизреченному человеколюбию Своему? «Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое» ( Пс.56:8, 107:2 ). Я иду к Тебе очищающей дорогой поста. Не постави мне в вину грехов моих – вольных и невольных, ведомых и неведомых, яже во дни и в нощи, яже во уме и в помышлении, яже в разуме и в неразумии, яже в совершении Великого канона сего... грехов всех дней живота моего... Вся ми прости, яко Благ и Человеколюбец! Чти в четверток пятыя седмицы на утрени. Иный канон преподобныя матере нашея Марии Египетския, в тойже глас, и ирмос. егоже краестрочие 216 : Ты преподобная Марие помогай 217 . Запев: Преподобная мати Марие, моли Бога о нас. Ты ми даждь светозарную благодать от Божественнаго свыше промышления избежати страстей омрачения и пети усердно твоего, Марие, жития красная исправления. Как повествует Синаксарь 218 , житие преподобной Марии Египетской было изложено иерусалимским патриархом Софронием 219 тогда же, когда преподобный Андрей Критский написал свой Великий канон. Это житие, по словам составителя Синаксария, «умиление предлагает бесчисленно, и многое прегрешившим, и согрешающим утешение дает, аще точию злых отступити хотят». Присноблаженный Софроний обращается практически к современникам описываемых им событий: он пишет о том, «что случилось во времена наши и о чем поведал святой муж, привыкший с самого детства говорить и совершать угодное Богу. Пусть же не соблазнит неверного заблуждение, будто в наши дни не случается столь великих чудес. Ибо благодать Господня, из поколения в поколение нисходящая на святые души, «приготовляет», по слову Соломона ( Прем.7:27 ), друзей Господа и пророков» 220 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

1 Неверные весы — мерзость перед Господом, но правильный вес приятен Ему. 2 Куда придёт гордость, там и бесчестие, уста же смиренных поучаются премудрости. 3 Совершенство правых наставит их, а лукавство вероломных погубит их. Не принесёт пользы имущество в день гнева, а правда избавит от смерти. 4 Праведник, умирая, оставляет о себе сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых. 5 Правда непорочного выравнивает пути, нечестие же впадает в неправду. 6 Правда мужей правых избавит их, а беззаконники пленяются неразумием. 7 Со смертью мужа праведного не погибает надежда, но гибнет самохвальство нечестивых. 8 Праведный избежит западни, а вместо него предаётся нечестивый. 9 В устах людей нечестивых — сеть гражданам, знание же праведных ведёт ко благу. 10 При благоденствии праведных ободряется город, а при погибели нечестивых  бывает торжество. 11 Благословением правых возвысится город, устами же нечестивых разрушится. 12 Лишённый разума осмеивает граждан, а разумный человек хранит молчание. Четвертая седмица Великого поста Понедельник четвертой (средней) седмицы На 6 часе Тропарь пророчества, глас 7: Господи, да не яростию Твоею обличиши люди согрешившия, ниже гневом Твоим накажеши нас, Благ Сый: Тебе бо славит вся земля. И молимся: пощади нас, Святый. Слава, и ныне: и повторяем тот же.  Прокимен (псалом 61), глас 6: О Бозе спасение мое/и слава моя.  Стих: Не Богу ли повинется душа моя; от Того бо спасение мое. Чтение пророчества Исаии  24–32] 24 Так говорит Господь Саваоф: «Как Я сказал, так и будет, и как Я определил, так и произойдёт, 25 чтобы погубить ассирийцев на земле Моей и на горах Моих, и будут попраны; и снимется с них ярмо их и позор их снимется с плеч их. 26 Это — решение, которое установил Господь на всю вселенную, и эта поднятая рука — на все народы вселенной. 27 Ибо то, что Бог Святой установил, кто отменит? И руку Его высокую кто отведёт?» 28 В год смерти царя Ахаза было слово такое: 29 «Не радуйтесь, все иноплеменники, что сокрушилось иго бьющего вас; ибо из змеиного семени произойдут дети аспидов, а их потомки станут летучими змеями.

http://azbyka.ru/molitvoslov/perevod-tek...

Вопрос 87. Какие существуют церковные заповеди 54 ? Ответ. Главных заповедей Церкви девять 55 . Во-первых, молиться Богу со смиренным и сокрушенным сердцем и тщательно соблюдать все воскресные и праздничные дни, то есть слушать утреню, литургию, вечерню и поучение, о чем так нас учит Писание: «Должно всегда молиться и не унывать» ( Лк. 18:1 ). И еще: «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6:18 ). И в другом месте тот же самый Павел говорит: «Непрестанно молитесь» ( 1Фес. 5:17 ). Вопрос 88. Какая вторая церковная заповедь? Ответ. Христианину следует ежегодно держать и соблюдать четыре определенных поста. Первый, перед временем Рождества Христова, начинающийся пятнадцатого ноября 56 . Второй, называемый Великим постом, установлен Христом, как говорит Писание: «И, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» ( Мф. 4:2 ). Третий [пост], святых Апостолов, который Церковь определяет начинать после седмицы Пятидесятницы. Он называется Апостольским, потому что в это время святые Апостолы, выходя проповедовать Евангелие, совершали пост, что видно из Деяний: «Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (13:3). Четвертый пост – Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, который начинается первого августа и заканчивается на праздник Успения, пятнадцатого числа этого же месяца. Кроме того, он должен поститься по средам и пятницам, но не по субботам и воскресеньям (это запрещено 66-м правилом святых Апостолов 57 ), за исключением Великой Субботы. Церковь также назначает четырнадцатое сентября, как Воздвижение Святого Креста, когда должен соблюдаться пост, потому что в этот день мы совершаем воспоминание страданий нашего Господа, читая Евангелие, где об этом рассказано. Кроме того, двадцать девятого августа, чтобы почтить постом Усекновение главы [Иоанна] Предтечи. Кроме того, в некоторые определенные дни Церковь запрещает нам поститься, как например, со дня Рождества Христова до Богоявления, всю Светлую седмицу и неделю по Пятидесятнице. Также в неделю предвозгласную 58 и сырную. Все это обязан соблюдать всякий православный христианин. Вопрос 89. Какая третья церковная заповедь?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/pr...

Ненавистные людям, беззаконники ненавистны и Господу. «Нечист пред Ним всяк законопреступник»: Господь гнушается таковыми, хотя бы они казались благочестивыми, принося Ему узаконенные жертвы наряду с праведными. Господь благоволительно приемлет жертвы последних, но отвергает жертвы первых. «Беззаконник, заколающий вола, то же, что убивающий человека; приносящий агнца в жертву, то же, что задушающий пса; приносящий семидал, то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам в память – то же, что молящийся идолу» ( Ис. 66, 3 ). Поистине беззаконному нет места с праведниками, хотя бы жертвы тех и других были одинаковы. 33. Клятва Господня в домех нечестивых, дворы же праведных благословляются. Пусть домы нечестивых обилуют земными благами, пусть у них много детей, все это не признак благословения Божия; оно почивает только в жилищах праведников, над нечестивыми же тяготеет проклятие Господа: их благоденствие не прочно, они обречены Господом на погибель и в здешней и в будущей жизни. И потомство их недолговечно, – оно доживает, по судьбам правды Божией, только до третьего или четвертого рода ( Исх. 34:6–7 ). 34. Господь гордым противится, смиренным же дает благодать. Нечестивые высокомерно и презрительно обращаются с ближними. Но ничто так не противно Богу, как это высокомерие. Но негодуя на гордых и отвращаясь от них, Он дает благодать смиренным, – смиренно терпящим обиды и уничижения от гордых. Он и Сам благоволительно взирает на них, и в сердцах людей возбуждает к ним благорасположение. Рассмотренная паримия читается также 13-го сентября на праздник Обновления храма Воскресения в Иерусалиме, вероятно потому, что имеется в виду некоторое сходство земного храма с небесами, о создании которых сказано в первом стихе этой паремии. Как небеса, так и храм служит местом особенного присутствия Божия. Посему Церковь научает нас обращаться к Богу с таким исповеданием: «В храме славы Твоея стояще (Господи), на небеси стояти мним». VI. Паримия в понедельник второй седмицы Великого поста (Притч. III:34–35, IV:1–22).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

По хлебу вошел в него сатана; и предатель тотчас удалился от Христа и Церкви Его. Была уже ночь (Ин. 13, 1–30). Прекратив спор Апостолов о первенстве, которое между ними должно состоять не в господстве и обладании, но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий, и предсказав Апостолам общее искушение, а Петру троекратное отречение от Христа и Свое явление им по воскресении в Галилее, Господь вошел с ними в сад Гефсиманский, – на гору Елеонскую (Лк. 22, 24–28; Мф. 26, 30–35). Здесь начались Его страдания: сначала душевные, а потом и телесные. Предначиная Свои страдания, Господь сказал ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там, и взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, бывших свидетелями славы Его во время преображения, начал скорбеть и тосковать. Душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною, сказал ученикам Своим Богочеловек. Отойдя от них на вержение камня, Он преклонил главу и колена, и молился до кровавого пота, как человек, чувствуя чашу страданий, и совершенно предаваясь воле Отца. Иисусу Христу явился Ангел с небес и укреплял Его. Во время молитвы Своей Господь троекратно подходил к Ученикам Своим и говорил им: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Но ученики не могли молитвенно бдеть с Господом, ибо у них глаза отяжелели. Гефсиманская молитва Иисуса Христа наставляет нас, что среди искушений и скорбей молитва подает нам высокое и святое утешение и укрепляет готовность встретить и перенести страдания и смерть. Могущество молитвы, утешающей и укрепляющей, Господь поучительно показал и Своим примером пред Своими страданиями и смертью, и в то же время внушениями скорбевшим Апостолам: бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна. Около полуночи приходит в сад предатель с множеством вооруженного народа, присланного от первосвященников и старейшин. Господь Сам идет к ним на встречу и словами: Это Я, коими Он давал им знать о Себе, повергает их на землю и потом смиренно допускает предателя поцеловать и взять Себя на страдания и смерть (Мф.

http://pravoslavie.ru/1698.html

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его». В Ветхом Завете «суббота покоя, посвященная Господу» напоминала людям о том, что после шести дней творения Бог «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал» ( Быт 2:2 ). Суббота была временем поминовения Бога Творца ( Исх 31:15 ). В субботу предписывалось полное прекращение всяких работ и повседневных дел, вплоть до запрета разжигать огонь ( Исх 35:3 ) и готовить пищу ( Исх 16:23 ). В этот день происходило «священное собрание» ( Лев 23:3 ), приносились жертвы ( Числ 28:9–10 ) и совершались другие священные обряды ( Лев 24:8 ). Заповедь о соблюдении субботы как святого дня, в который следует оставить все повседневные заботы и труды, является предписанием посвятить один из дней седмицы (недели) богопочитанию, вести более осознанную религиозную жизнь. В Новом Завете Господь Иисус Христос не отменил заповедь о праздновании субботы как дня сугубого богопочитания. Говоря, что «суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк 2:27 ), Он осудил ее формальное соблюдение — в ущерб исполнению духовно-нравственных требований закона Божия. В Церкви религиозный ритм жизни, связанный с ветхозаветной заповедью о субботе, сохраняется. Днем особого богопочитания является день, следующий за субботой, в который воскрес Господь Иисус Христос ( Деян 20:7 ; Откр 1:10 ); поэтому в христианскую эпоху этот день получил наименование «воскресенья» (или «дня Господня»). Суббота же в седмице христианского календаря стала днем, предваряющим воскресный день, как Ветхий Завет предшествовал Новому. В христианском богослужении суббота выделяется из седмичного круга как праздничный день. В субботы Мясопустную, во 2ю, 3ю и 4ю субботы Великого поста, в Троицкую и Димитриевскую родительские субботы совершается общецерковное поминовение усопших. Особое значение имеет Великая Суббота — день накануне Пасхи ,  когда Церковь вспоминает об упокоении тела Христова во гробе и о сошествии Христа во

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010