Душе моя, душе моя, востани, что спиши? конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый, и вся исполняяй. Так как великий канон настраивает душу к покаянному молению, то он и читается в самом начале повечерия, а не в 3-й его части, где находится 69-й псалом: «Боже, в помощь мою вонми»: а потому и этот псалом в первые 4 дня 1-й седм. Великого поста читается в начале повечерия перед великим каноном (других канонов в 3-й части великого повечерия в указанные дни не положено). Повечерие первых четырех дней первой седмицы Великого поста называется «малым стоянием». Наименование: «стояние», указывает как на продолжительность совершения повечерия, так и на молитвенно-покаянный характер его, по каковым свойствам своим это повечерие особенно напоминает древние stationes. Малым же стоянием оно называется в отличие от Андреева или Мариина стояния (бываемого в четверток пятой седмицы) и великого (или утреннего служения в Великий пяток). Тому же повечерию усвояется еще наименование «мефимонов или ефимонов». Полагают, что это наименование произошло от слов: μεθ’ μν – с нами, каковые слова повторяются нисколько раз в песни пр. Исаии, даваемой на каждом повечерии. По мнению других, более правильной представляется другая этимология, которая производит слово; мефимоны или ефимоны, от φομνιον – припев; по этой этимологи изъясняемое наименование будет обозначать великие повечерия первой седмицы, который одни только имеют канон с умилительным припевом на каждом стихе. В настоящее время указанное наименование обыкновенно прилагается только к великим повечериям первых 4 дней 1-й седмицы св. Четыредесятницы. Ирмосы канона: «Помощник и покровитель» и проч., Уставом предписывается петь по 2-жды; «творим же на кийждо тропарь метания 3, глаголюще (тоже пред каждым тропарем) настоящий припев: Помилуй мя Боже, помилуй мя», а в конце каждой песни поется «Слава» перед троичным и «И ныне» перед богородичным; в среду же во 2-й песни пред богородичным («Пречистая Богородице Дево») поется («Пресвятая Богородице, спаси нас»); после 6-й песни поется кондак («Душе моя»), а перед ним: «Господи помилуй», 3-ды, «Слава, и ныне» (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Октоих происходит от греческого οκτω — восемь и ηχος — глас. Эта книга, состоит обыкновенно из двух частей, заключает в себе расположенные на все восемь гласов (или напевов) изменяемые молитвословия, которые поются на различных церковных службах седмичного круга, то есть изменяющиеся в зависимости от дня седмицы, ибо каждый день седмицы посвящен своим особым воспоминаниям. Порядок изменяемых богослужений, изложенных в Октоихе, следующий: воскресная служба первого гласа, служба понедельника первого гласа, вторника, среды, четвертка, пятка и субботы, затем воскресная служба второго гласа, служба понедельника второго гласа, вторника и так до субботы, затем воскресная служба третьего гласа, служба понедельника третьего гласа… и т. д. в такой же последовательности все седмичные службы на все восемь гласов. Пение всех восьми гласов в продолжение восьми недель называется в церковном Уставе «столпом». Таких столпов поется в церковном богослужебном году шесть. Начинается пение Октоиха в будничные дни с недели Всех Святых после Пятидесятницы и оканчивается пред Субботой недели мясопустной. В период Великого поста, примыкающих к нему в начале Сырной седмицы и в конце Страстной седмицы, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы Октоих в будничные дни не поется. По воскресным же дням Октоих не поется, начиная от недели Ваий и кончая неделею Всех Святых. Кроме того, если в какой-либо воскресный или будничный день случится двунадесятый Господский праздник, пение Октоиха также оставляется. Оставляется пение Октоиха в будничный день, в который случится какой-либо праздник Богодичный или святого. Минея месячная, праздничная и общая Минея месячная от μηναιον=месяц содержит в себе изменяемые молитвословия на все дни года по числам каждого месяца для неподвижных праздников (то есть таких, которые приходятся всегда в определенные числа определенного месяца). Поэтому, в соответствии с числом месяцев в году, Месячная Минея состоит из 12–ти книг. В конце каждой книги печатаются особые песнопения Богородичны воскресные, или так наз. «догматики», Богородичные воскресные, поемые после стихир на стиховне, Богородичны, поемые, «егда есть «Слава» святому в Минее»; затем Отпустительны Богородичны, поемые после тропарей в воскресные и праздничные дни, и Богородичны отпустительные, поемые в будничные дни после тропарей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

«Великий Симеон чудотворец глаголет: «Яко похвала монаху, еже не пити вина. Аще ли и пиет немощи ради тела своего, мало да испивает». Подобно же и великий Пимен отец наш глаголет: «яко вина отнюдь не подобает пити монахом» (98, л. 39). Предписываемые Типиконом правила пощения – идеал, которого достигали немногие величайшие подвижники. Для всей же массы православных возможно только то или иное приближение к идеалу, сопровождаемое чувством мытарева смирения. Православному постнику нечем хвалиться. Даже и сравнительно строгие постники (проводящие, например, святую Четыредесятницу без рыбы, а первую, четвертую и седьмую седмицы без масла) не могут сказать, что они исполнили положенное; ибо уставный идеал великопостного пощения еще строже. А на замену правил поста каким-либо легким подвигом православному христианину не может дать разрешения ни священник, ни епископ (37, 22). 74 Конечно, облегчение поста для немощных дозволительно, по Апостольскому правилу (69); и это весьма справедливо. Немощь тела сама собой доставляет то, что ищется посредством поста, – то есть укрощение чувственности и бездействие плотских страстей. Следовательно, для немощного – не то нужно, чтобы усмирять плоть постом, а то, чтобы его немощное тело поддерживалось питанием и врачеванием, дабы оно без этого не сделалось вовсе неспособным служить душе. 75 Отцы, ежели по старости и немощи часто и уменьшали телесные делания, то душевные – никогда; ибо вместо телесных подвигов имели они телесную немощь, которая может держать в порядке окаянную плоть; а хранить душу безгрешную, чтобы и ум просветился, – без нравственного делания невозможно (29,71). Нам, однако, часто бывает (в силу нашей склонности к жизни в плотских вожделениях) просто нежелательно склонять себя под иго церковного поста, и тогда мы домогаемся для себя, – если не полной отмены поста, то хотя бы его ослабления. Мы поступаем по пословице: «Как надо говеть, так и стало брюхо болеть». Действуя умышленно в этом направлении, мы, в то же время хотим оставаться ревнителями поста (и не только перед другими, но и перед своим «я»). Мы действуем как бы втайне от самих себя – втайне от нашего возвышенного «я», которого стараемся перехитрить и убедить ссылками на совет врача: «есть все», – поскольку – де объективно засвидетельствована наша немощь. Ухищрения наши при этом – просто неиссякаемы. Нам мало бывает добиться ослабления или отмены поста; нам надо обязательно еще убедить свое внутреннее «я» в оправданности самого несоблюдения нами поста; нам надо так воздействовать на совесть, чтобы она приняла наше домогательство за истинно христианское и... успокоилась. 76 И «откуда в человеке эта борьба воли, которой мы искушаемся? Разве в человеке есть одна воля, которая хочет, и другая, которая не хочет? Что это за тайна, и почему человек отчасти хочет и отчасти не хочет?» (25, 42). 77

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Архив Пн О Евхаристии в службе Великого Четвертка 12 апреля 2023 г. 15:24 Службы Страстной седмицы слушаются с особенным вниманием. Но здесь есть и несомненные трудности. В эти святые дни церковная жизнь становится в высшей степени интенсивной. Статья доцента  Московской духовной академии , патролога, византолога протоиерея Валентина Асмуса, посвященная особенностям богослужения Великого Четверга, опубликована в  «Журнале Московской Патриархии»  ( 4, 2023 ,  PDF-bepcuя ). Посещаемость служб — наивысшая. Во многих Поместных Церквах именно к Четвергу приурочивается общее Соборование. Священники в эти дни стараются обойти всех болящих и приготовить их к «празднику праздников» святыми таинствами. Служба каждого дня уникальна. После пасхальной ночи мы целую неделю, и даже все время до отдания, продолжаем впитывать в себя несравненную пасхальную гимнографию. Но гимнография Страстной седмицы вся, почти без изъятия, принадлежит только одному ее дню, а следующий имеет уже совсем новые песнопения. Поэтому к Великой седмице нужно готовиться. Триодь в течение всего года, наипаче же в дни Великого поста, должна быть источником наших молитвенных созерцаний и богословских уроков. Проходя седмицы поста, мы не только внимаем ежедневным службам или хотя бы по книгам вычитываем их, но и готовимся к седмице Страстей Господних. Эта подготовка даже богослужебно выражена совершением пассий. Для чтения и понимания основного корпуса нашей гимнографии нужно помнить, что в греческом подлиннике все тропари, каноны с ирмосами и тропарями, стихиры — это стихи, где строго соблюдается силлабо-­тонический размер (господствующий и в русской поэзии). Изредка встречаются образцы античных размеров, которые основаны на чередовании долгих и кратких слогов. Поэзии свойствен особый порядок слов, и не нужно думать, что обычный порядок нарушается исключительно ради соблюдения стихотворного размера: иногда это бывает особым выразительным средством. Церковной гимнографии присущи и другие поэтические средства. В древности славянские переводчики изредка пытались передавать греческий стихотворный размер. Но на наших богослужебных книгах это никак не сказалось. Их переводчики стремились передать смысл переводимого и совершенно забывали о его стихотворной форме. Передавая смысл, они сохраняли и порядок слов оригинала. В бытовании этих текстов в нашей Церкви появлялись новые ритмы — в зависимости от распевов, на какие они были положены.

http://patriarchia.ru/db/text/6018149.ht...

В страстной четверток по «Благо есть» поется тропарь: «Егда славнии ученицы», а в страстный пяток – тропарь: «Искупил ны еси от клятвы. В субботы пения Постной Триоди, в которые не поется (а читается) великое славословие после «Благо есть» и «Отче наш» поется: в субботу первой седмицы Великого поста тропарь, на 2-й глас, св. Феодору: «Велия веры исправления» и Богородичен: «Вся паче смысла». В субботы 2-й, З-й и 4-й седмиц Великого поста, когда совершается служба за упокой, поются тропари: «Апостолы, Мученицы, Пророцы». На «Слава»: «Помяни. Господи, яко благ». На «И ныне»: Богородичен: «Мати святая неизреченнаго Света» (Тип., послед. субб. 2-й седмицы Великого поста и след.). Эти тропари поются после «Благо есть» и в другие субботы в году, если в них совершается служба за упокой (Тип., гл. 14), исключая суббот пред Неделей мясопустной и пред Пятидесятницей; тогда, по «Благо есть», поются тропари: «Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй», на «Слава и ныне»: «Тебе и стену и пристанище имамы» (Тип., послед. мясопустной субб. и субботы пред Пятидесятницей). На той утрени, в которой поется великое славословие (а не читается), сряду после пении Трисвятого: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» и после тропаря бывает ектения: «Помилуй нас, Боже»; но на утрени, в которой славословие читается (а не поется), ектения: «Помилуй нас, Боже» следует после «Благо есть», «Трисвятого». «Отче наш» и тропаря 514 . В дни же поста эту ектению заменяет произнесение 40-а раз «Господи, помилуй». Дни, в которые возглашается «Господи, помилуй» 40 раз, вместо ектении «Помилуй нас, Боже», суть следующие: 1) Среда и пяток сырные. Но исключаются те случаи, когда в среду и пяток сырные случится: а) праздник Сретения (Тип., послед. 2-го февр., в среду сырную; там положены три поклона в конце утрени), предпразднство, попразднство и отдание его (1-го, 8-го февр.): б) день храмового праздника. Тогда по «Благо есть» бывает ектения: «Помилуй нас, Боже». 2) Вместо ектении произносится: «Господи, помилуй» 40 раз в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, исключая тех случаев, когда в эти дни бывает: а) Благовещение (Тип., послед.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Вот полный текст предписания: «В среду 1-й седмицы вечера, егда имать иерей священнодействовати преждеосвященную, вшед во святилище облачится во священническую одежду, яко же писася в литургиарии. И по 16 поклонех глаголем трисвятое, и Отче наш, Господи, помилуй 12, и молитву: Всесвятая Троице, посем Достойно есть, и отпуст по обычаю. И творит начало вечерни по обычаю» (л. 317). Не содержится ли здесь указания на то, что в среду 1-й седм. для отправления всех дневных служб должно быть одно только богослужебное собрание и вообще какой полный смысл этого предписания? Отвечаем. Во-первых, это предписание не требует того, чтобы пред наступлением времени 16-ти поклонов иерей непременно облачался и сейчас жо после отпуста изобразительных начинал вечерню с литургией, а только того оно требует, чтобы литургию преждеосвященных даров он совершал не в одной епитрахили, как часы, а в полном священническом облачении. Во-вторых, здесь предъявляется требование, чтобы в среду и вообще в те дни, в которые положена литургия преждеосвященных даров, к обычным молитвословиям изобразительных были присоединяемы еще некоторые другие, а именно: трисвятое, Отче наш, Господи, помилуй 12, и молитва: Всесвятая Троице, а когда дневные службы отправляются в двух богослужебных собраниях, то еще: Премудрость. Достойно есть. Пресвятая Богородице. Честнейшую херувим. Слава тебе, Христе Боже. Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови, – и отпуст, который, как мы уже видели и увидим еще ниже, не указывается в том случае, если означенные службы отправляются в одном только богослужебном собрании. В-третьих, здесь предписывается вечерню, когда она соединяется с литургией преждеосвященных даров, в отличие от вечерни понед., вторника и четверга св. Четыредеслтницы, начинать не с Приидите поклонимся, а с начального возгласа, который по Служебнику есть Благословенно царство... Но можно, по Типикону, в среду и пяток всех первых шести седмиц Великого поста, в четверток пятой седмицы, в понед., вторник и среду Страстной седмицы, все дневные службы отправить и в одном богослужебном собрании.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Триодь постная. Вторая четверть XVI века Вот и заканчивается Вторая седмица Великого поста. С одной стороны, она, конечно же, намного легче первой. С другой, думаю, многие замечали, что на Первой седмице тебя словно подхватывает мощный поток – и мчит, увлекает за собой. Дни идут неспешно, величаво – Чистый понедельник, Чистый вторник; прозрачно-светлые, хрустальные, воистину весенние, и волей-неволей боишься внести в эти дни какую-то нечистоту, от накопившейся бы избавиться. Подступают сумерки, звучит канон Андрея Критского, снова и снова напоминая: особое время, особые дни, спеши, душа, проснись, пора, пора! Но вот начинается Вторая седмица, и будто пропадает бодрый ритм, мы сбиваемся, поникаем, расслабляемся, снижается молитвенный тонус, понедельник уже мало чем отличается от среды или четверга, а вторник от пятницы. Словно убрали стержень, и потихонечку наши великопостные собранность и целеустремленность начинают остывать и опадать. Нет, на Крестопоклонной мы получим еще один мощный импульс, а там уже и рукой подать до великих дней Страстной. Но все же, все же – хотелось бы и промежуточные седмицы проводить «бодро, собранно, внимательно». Оказывается, есть небольшой секрет, как этого добиться. Даже сверхусилий это не потребует. Всего-то и надо, что: Кто-то скажет: но у нас уже есть каноны. Да, но каноны Постной Триоди уникальны. И, кроме того, они меньше обычных – всего по три песни, а не по 8–9 привычных нам. Попробуем открыть навскидку каноны Второй седмицы? «Пост чистый, удаление греха, отчуждение страстей, любовь к Богу, прилежание к молитве, слезы с умилением и об убогих попечение Христос в писаниях завещал». Да это же целая всеохватывающая программа поста! И – заметили? – ни слова о пище. Это важно именно заметить. Увы, ни для кого, думаю, уже давно не секрет, что легче бороться с коварно проникшей в хлеб молочной кислотой, чем с гневом; проще выловить яичный белок (000.1%) в галете, чем яд осуждения в собственных речах; сподручнее воевать с каплей масла в салате, чем с равнодушием и безразличием.

http://pravoslavie.ru/152509.html

   Кроме вышеперечисленных песнопений св. Иосиф составил еще следующее каноны для подвижных дней. Прежде всего — для 40-цы:    1) на неделю блудного (печ. триодь), 2) на неделю мясопустную: πδ. ΑρματηΛατην Φαρα· Χαρει χορς τν αγιων σου Χριστ с акростихом: χριστο δεδοικα δευτεραν παρουσιαν ο ιωσηφ (со 2 π.), 3) на неделю сырную (печатный сырной среды), 4) св. Феодору Тирону: πβ. ς ν περω· ΠεποικιΛμνος τη δξη. τη θεκ с акростихом: πληρωσον ημων τας παρακλησεις μακαρ ιωσηφ, 5) на вторую неделю поста о блудном πβ. Τμηθεση τμαται· Δξαι με Στερ. τος σος οκτειρμοιπστει προστρχοντα с акростихом: δεξαι με σωτερ ως τον ασωτον παλαι, 6) на третью неделю поста (печ. пятка 4 седмицы). Затем, в рукописях есть еще два великопостных канона св. Иосифа: первый (7) о посте на вторую неделю поста — α. Σο τροπαιοχος· χοντες νηστεας τν καιρν с акростихом в 9 п. ιωσηφ и другой (8) покаянный, положенный в синодальной 217 и ватопедской 316—905 триодях на повечерии четвертка первой седмицы поста: β. Βυθο Βυθς με χειμαζει. По акростиху он предназначался для какого то Василия (императора Василия Македонянина 867—887?): βασιλειου τον κλαυθμον ω σωτερ δεχου ιωσηφ.    Для 50-цы у св. Иосифа составлены следующие каноны: 9) на неделю расслабленного (печ. триодь), 10) — самаряныни (там же), 11) — слепого (там же) и 12) на субботу пред 50-цей.    Наконец, синайская триодь 742 надписывает еще именем Иосифа Сдален 5 недели — πβ. Αγγελικα δυναμεις· Τν νηστειν πρς πρας νυν πειγμενοι и стихиру пятка Ваий δ. κουσως νεκρς τριημερεσας. триоди Pii II 31; Гроттаферратская Δ. β. I и VIII и синайская 736 присоединяют к ней два подобна: Τα τς Μαρας οκτερας και τς Μαρθας и «Οτι παρχω ζω και αφθαρσα.    Как видим, все песнопения св. Иосифа для подвижного круга распадаются на две неравныт группы. Большая из них — песнопения преимущественно для седмичных дней этого круга — представляет собою, как было сказано, повторение работы св. Феодора Студита. Меньшая — воскресные каноны — не имеет какого либо общего, связующего ее части воедино, плана, не имеет она также особенно тесной связи и с предыдущей группой: трудно думать, чтобы у св.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Сокращение количества кафизм на полиелейной утрене связано с тем, что полиелей увеличивает продолжительность богослужения. Перенесение третьей кафизмы на следующую вечерню не нарушает порядка последовательного чтения псалмов, поскольку в те периоды, когда на утрени читается три кафизмы, на вечерне читается одна и та же кафизма. Расписание чтения кафизм Расписание чтения кафизм имеется как в Следованной Псалтири, так и в 17 главе Типикона. В соответствии с этим расписанием, год делится на восемь периодов: Три кафизмы на утрене прочитывается, согласно этому расписанию, во второй и в четвертый периоды, а также в период Великого поста. Время, когда на утрене читается три кафизмы, часто называют зимним периодом. Во второй и в четвертый периоды, когда на утрене бывает три кафизмы, Псалтирь все равно прочитывается полностью на одну неделю. Происходит так от того, что на вечерне в эти периоды кафизма не меняется. В период Великого поста Псалтирь прочитывается дважды потому, что кафизмы читаются на часах. На страстной седмице Псалтирь прочитывается только один раз, поскольку не читается с четверга до воскресенья. От Великого Четверга (страстной седмицы) до Фоминой недели Псалтирь не читается. Хотя расписание чтения Псалтири включает восемь периодов, вариантов чтения кафизм меньше – всего пять. Первый вариант включает 1, 3, 5 периоды, второй – 2, 4, третий – 6, четвертый – 7, пятый – 8. Часослов. Служебник. Архиерейский чиновник Состав Часослова Часослов содержит неизменяемые элементы (молитвословия) чинопоследований суточного круга богослужения, которые поются и читаются певцами и чтецами. Часослов предназначен для клироса, т.е. чтецов и певцов. Неизменяемые молитвословия богослужения суточного круга, используемые священнослужителями, содержатся не в Часослове, а в Служебнике. Начинается Часослов с утренних молитвословий, хотя суточный богослужебный круг начинается с вечера. Часослов включает утренние молитвы, полунощницу, утреню, 1 час, 3 час, 6 час, изобразительные, чин о Панагии, 9 час, вечерню, молитвы в трапезе, повечерие. В качестве приложения в Часослове печатается 17 кафизма (118 псалом), воскресные тропари и богородичные, богородичные отпустительные во все лето, отпустительные тропари всей седмицы, общий молебен (с каноном Богородице), тропари по непорочных, тропари для пения на молебнах. Иногда в Часослове печатается наставление о том, как вести себя в храме.

http://azbyka.ru/liturgika-akimov

В душе ёго совершился переворот, ее озарил луч надежды на милосердие отца, и эта надежда оказалась не тщетною. Отец с радостью и любовью принял возвратившегося к нему и раскаявшегося сына. Как это утешительно и как назидательно! Милосердие Отца к провинившемуся и раскаявшемуся сыну служит образом милосердия Отца небесного ко всякому грешнику. Нет греха, побеждающего милосердие Божие. Как бы ни были тяжки вины, какими грешник оскорбляет Отца небесного, Он всегда готов помиловать виноватого, прибегающего к Нему с истинным покаянием. Никому из нас, братие, не дай Господи впасть в такие тяжкие грехи, какими осквернил себя блудный сын. Но как бы ни глубока была бездна греховная, в которой валяется грешник, несравненно глубже неисследная бездна милосердия Божия. Пусть никто не отчаивается в этом милосердии, хотя бы по грехам своим стал походить на блудного сына. Кто подражает ему во грехе, тот пусть подражает ему и в покаянии. Искушения от диавола во время Поста Поучение в неделю сыропустную Аше прииступаеши работати Господу Богу, уготови душу твою во искушение ( Сир. 2:1 ). Слава и благодарение Господу, сподобившему нас дожить до дней великого поста. Слава Его долготерпению, дающему нам время для покаяния. Этот пост называется великим отчасти по своей продолжительности, ибо продолжаете четыредесять дней, начиная с понедельника первой седмицы до пятницы 6-й седмицы, отчасти же по строгости церковного устава относительно того, как должно проводить время четыредесятницы. Есть немало христиан, которые и в наше время, небогатое благочестием, время четыредесятницы и следующую за нею страстную седмицу проводят согласно с церковным уставом и по внешнему поведению, и по внутренним расположениям. Но особенно строго проводили святую четыредесятницу и страстную седмицу наши предки. Пример подавали в сем случае цари; в первую седмицу великого поста царь и царица только в середу и в субботу вкушали пищу; во все дни не пропускали ни одной церковной службы, как бы она ни была продолжительна.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010