Материальное положение обители зависело от пожертвований верующих, наибольшее количество вкладов получили луцкий Братский и Почаевский (см. Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы лавра ) мон-ри. С нач. XVII в. в мон-рях Волыни вводили общежительный устав, к 1648 г. он был принят в 20 монастырях. В обителях Волыни не получила распространения скитская жизнь. В условиях утверждения униатства Киевский митр. Петр (Могила) усилил архипастырский надзор за мон-рями Киевской митрополии, в т. ч. волынскими. Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Луцкое Евангелие. XIV в. (РГБ. Ф. 256. 112. Л. 1) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Пересопницкое Евангелие. 1556–1561 гг. (Ин-т рукописей Национальной б-ки им. В. И. Вернадского НАН Украины) Наиболее значительные мон-ри Л. е.: Гощанский, дерманский Троицкий, дорогобужский Успения Пресв. Богородицы, дубенские - Воздвижения Честного Креста, Вознесения Господня, Преображения Господня, жидичинский Воскресения Господня, корецкий Успения Пресв. Богородицы, кременецкий Богоявленский, луцкие - Воздвиженский, Троицкий, Успенский, острожский Троицкий, пересопницкий Рождества Пресв. Богородицы, Почаевский Успенский, Степанский арх. Михаила, Чернчицкий Преображенский и др. Статус архимандритии имели Жидичинский и Овручский мон-ри (недолго входил в Л. е.). В волынских обителях служили: прп. Иов (Железо) , являвшийся игуменом дубенского Воздвиженского мон-ря (вероятно, 70-е гг. XVI в.- нач. XVII в.) и Почаевского мон-ря (между 1617 и 1623-1651), Иннокентий (Гизель), возглавлявший Гощанский мон-рь в 1640-1642 гг., Мелетий (Смотрицкий) , игум. Дерманского мон-ря в 1627-1633 гг., Иов (Княгиницкий) , мон. Дерманского мон-ря в 1602-1605 гг., Павел Домжив-Люткович Телица, игумен Чёрненского мон-ря в 1631-1634 гг. Мон-ри были центрами благочестия, книжности, иконописного искусства. Приходская сеть Л. е. сформировалась к кон. XVI в., для нее было характерно скопление храмов в многочисленных городах епархии.

http://pravenc.ru/text/2110930.html

Благословение на издание Служебника, подписанное Киевским митр. Иовом (Борецким), Смоленским и Черниговским архиеп. Исаией (Копинским), Луцким и Острожским еп. Исаакием (Борисковичем), Холмским и Белзским еп. Паисием (Ипполитовичем). Служебник. Киев, 1629 г. Л. 4. (РГБ) Благословение на издание Служебника, подписанное Киевским митр. Иовом (Борецким), Смоленским и Черниговским архиеп. Исаией (Копинским), Луцким и Острожским еп. Исаакием (Борисковичем), Холмским и Белзским еп. Паисием (Ипполитовичем). Служебник. Киев, 1629 г. Л. 4. (РГБ) 8 окт. 1616 г. умер игумен Густынского мон-ря Иоасаф Святогорец, и братия попросила И., «да подаст им вместо себя игумена или сам к ним шествует». И. поставил настоятелем иеросхим. Варлаама, сам же по настоянию печерского архим. Елисея (Плетенецкого) стал игуменом Межигорского мон-ря. На этом посту И. поддерживал связи с Густынским мон-рем, направлял туда настоятелей из числа межигорской братии. Неподалеку от Густынской обители И. основал Ладинский Подгорский скит. Вдова кн. Михаила Вишневецкого Раина, избравшая И. своим духовником, 11 янв. 1618 г. дала И. грамоту, в которой, называя его игуменом и «починателем» Густынского и Ладинского монастырей, утверждала за обителями земли, данные ее супругом, жертвовала новые угодья и предоставила И. управление мон-рями до конца ее жизни. По просьбе И. кнг. Раина Вишневецкая 18 янв. 1619 г. преобразовала Ладинский мон-рь в женский, игуменией в нем стала сестра И. Александра. В 1619 г. недалеко от г. Прилуки по повелению княгини И. основал Мгарский в честь Преображения Господня мон-рь , первыми насельниками к-рого стали монахи Густынского мон-ря. В Ладинском и Мгарском мон-рях И. выкопал пещеры (землянки) под кельи. Через непродолжительное время И., назначив наместниками Густынского и Мгарского мон-рей иеросхимонахов Василия и Филарета, вернулся в Межигорский мон-рь. Вероятно, позднее И. состоял в братии Киево-Печерского монастыря, т. к. в грамоте Иерусалимского патриарха Феофана IV от авг. 1620 г. И. упомянут как «инок святобливый мон-ря Печерскаго» (АрхЮЗР. Т. 5. Ч. 1. С. 9). О принадлежности И. к киево-печерской братии говорится и в «Летописцах Волыни и Украины» (ЛНБ ОР. Ф. 5. Д. I. 2168. Л. 119-120).

http://pravenc.ru/text/674836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕННАДИЕВ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (подворье Геннадиева мон-ря в с. Павловка). Фотография. 2005 г. Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (подворье Геннадиева мон-ря в с. Павловка). Фотография. 2005 г. (Ярославской и Ростовской епархии), находится в дер. Слободе Любимского р-на Ярославской обл. В сер. 20-х гг. XVI в. преподобные Корнилий Комельский и Геннадий Костромской , взяв с собой «мало от братии», покинули Корнилиев Комельский мон-рь и пришли в «пустыню» на берегу Сурского (Сурмского, Сурбского) оз., близ впадения р. Обноры в р. Кострому. Иноки построили кельи, «лес сечаше и пашню сотворяя». В 1528/29 или 1530 г. по настоянию вел. кн. московского Василия III Иоанновича прп. Корнилий вернулся в Комельский мон-рь, благословив прп. Геннадия возглавить собравшуюся братию и построить храм. Вскоре, вероятно на средства вел. кн. Василия, был поставлен деревянный летний храм в честь Преображения Господня, затем зимняя ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Возможно, вел. князь предоставил мон-рю налоговые льготы. Прп. Геннадий сам рубил дрова, копал колодцы и пруды, пек просфоры, писал иконы. Погребенный в Преображенском соборе прп. Геннадий († 23 янв. 1565) к кон. XVI в. почитался как местночтимый святой, его мощи, покоившиеся под спудом, стали главной святыней обители. В 1584-1587 гг. ученик прп. Геннадия настоятель Г. м. игум. Алексий составил его житие. Первоначально Г. м. назывался Новая Корнилиева пуст., с 40-х гг. XVI в.- Геннадиева пуст., к кон. XVII в.- Спасский Геннадиев мон-рь. Г. м. покровительствовали царь Иоанн IV Грозный и боярский род Романовых (в нач. 40-х гг. XVI в. прп. Геннадий предсказал боярину Роману Юрьевичу Захарьину, что его дочь Анастасия Романовна станет царицей). Грамотой царя Иоанна Грозного 1547/48 г. (подтверждала недатированную предыдущую грамоту) Г. м. жаловались 4 деревни, починки и Сурское оз. с истоком и одновременно освобождались от налогов и повинностей живущие на монастырской земле. Мон-рю также предоставлялось право суда над крестьянами. В 1550 г. царь Иоанн Грозный пожаловал Г. м. деревни Павловка, Кортополово, Радильцево Лысцово, Настасьино, починки Охотино и Попиральцево, ез (сооружение для ловли рыбы) на р. Костроме и бортный лес у дер. Карганово «со всем с тем, что к тем деревням и к починкам исстари потягло». В 1554 г. боярин и дворецкий Данила Романович (брат царицы Анастасии) указной грамотой распорядился ежегодно выдавать Г. м. из «царевых житниц» хлебную ругу - 60 четв. ржи и 60 четв. овса. В «Росписи русского войска» московского стола 1604 г. упомянуты «2 человека конных» Г. м.

http://pravenc.ru/text/162044.html

Монастыри . Упраздненные: Макариевская Болдырева в честь Богоявления пуст. (мужская, близ г. Лух, основана в нач. XV в., упразднена после 1716); в честь Преображения Господня (мужской, в Кинешме, основан ранее 1452, упразднен в 1764); в честь Покрова Пресв. Богородицы (мужской, в Иванове, основан в 1579, упразднен в 1754); в честь Вознесения Господня (мужской, в г. Пучеж, основан в кон. XVI в., упразднен в 1764); в честь Богоявления (мужской, в Юрьевце, существовал в XVI в., упразднен предположительно на рубеже XVII и XVIII вв.); в честь Вознесения Господня (женский, в Кинешме, основан в 1609, упразднен в 1764, с 1869 община, с 1896 мон-рь, закрыт в 20-х гг. XX в.); Дорофеева в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ранее 1613, в 1655 приписана к Саввину Сторожевскому в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастырю , упразднена в 1708), Золотниковская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни (мужская, в Тейковском р-не, основана в 1-й четв. XVII в., закрыта в 1924, восстанавливается с 2008 как подворье Успенского муж. мон-ря в с. Кузнецове); Кривоезерская во имя Св. Троицы пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ок. 1634-1641, закрыта в 20-х гг. XX в.); Борковская Троице-Николаевская пуст. (мужская, основана в 1650, упразднена в 1764, возобновлена в 1768, закрыта после 1917); Пищугова во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, пуст. (мужская, в Шуйском р-не, основана ранее 1654, упразднена в 1764); Мячева в честь Тихвинской иконы Божией Матери пуст. (мужская, близ Юрьевца, основана ранее 1660, последнее упоминание в 1744); в честь Преображения Господня пуст. (мужская, в Плёсе, основана ранее 1689, упразднена в 1764); Сендегская в Подлесье во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, пуст. (мужская, близ Кинешмы, основана в 1689 или ранее, упразднена в 1764); Рождественская на Нодоге пуст. (мужская, близ Кинешмы, основана ранее 1708, упразднена после 1735); Поволгский в честь Сретения Господня (женский, в Юрьевце, упом. в 1726 и 1740); Пупковский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы (женский, близ Шуи, основан ранее 1733, упразднен в 1764); в честь Воздвижения Креста Господня (женский, в Иванове, упом. в XVIII в.); во имя Всех святых, единоверческий (женский, в Шуе, основан как община в 1871, преобразован в мон-рь в 1886, закрыт в 1918); в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Кинешме, основан как община в 1868, преобразован в мон-рь в 1896, закрыт в 1924).

http://pravenc.ru/text/200499.html

Однако распространение общежительных начал происходило не во всех епархиях. В новгородских пределах преобладание особножительства еще в 20-х гг. XVI в. констатировал архиеп. Новгородский свт. Макарий ; по словам летописца, «токмо велицыи монастыри во общины быша и по чину, а прочии монастыри, иже окрест града, особь живущи, и койждо себ в келияхъ ядяху и всякими житейскими печалми одержими бяху» (ПСРЛ. 1853. Т. 6. С. 284-285). Отшельничество (анахоретство) подвижников, их жажда «отвержения мира», индивидуальные духовные устремления оказались в сопряжении с процессом внутреннего освоения земель Сев.-Вост. Руси. Увеличение населения, как правило, сопровождалось ростом мон-рей, а появление новых мон-рей вызывало приток населения, т. е. процесс был двуединым. С кон. XIV в. активно осваивалась Вологодская земля, тесно связанная как с Поморьем (Русский Север), так и с центральной частью России - Замосковным краем. Одним из первых подвижников, пришедших сюда, был прп. Димитрий Прилуцкий († 11 февр. ок. 1406), ученик прп. Сергия Радонежского. Вначале он основал Переславль-Залесский во имя святителя Николая Чудотворца монастырь , где под влиянием бесед с прп. Сергием ввел общежительный устав. Вскоре он покинул обитель и пришел на заселенные территории в 40 верстах к юго-востоку от Вологды и там основал Воскресенский мон-рь на берегу р. Великой, притоке р. Лежи, но из-за недовольства местных жителей удалился и основал Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса , Происхождения честных древ Креста Господня мужской монастырь в 5 верстах к северо-востоку от Вологды. Мон-рь вел большую хозяйственную деятельность, активно формировалась монастырская вотчина. О связях Спасо-Каменного в честь Преображения Господня монастыря на Кубенском оз. с окрестными землями сведения появляются лишь с XV в., когда обитель получала вклады в виде пустошей, осваивала и заселяла их. Монахи Спасо-Каменного монастыря, преподобные Дионисий Глушицкий и Александр Куштский , основали ряд обителей в южной и восточной частях Кубенского оз. Эта территория Заозерья была наиболее заселенной. На юго-восток от Вологды, примерно в 60 верстах, прп. Сергием Нуромским был основан мон-рь на р. Нурме, притоке р. Обноры ( Сергиев Нуромский в честь Преображения Господня мужской монастырь ). Сергий Нуромский был учеником прп. Сергия Радонежского, к которому пришел с Афона, и «собеседником» др. ученика прп. Сергия - прп. Павла Обнорского, основавшего мон-рь в честь Св. Троицы с общежительным уставом (АИ. Т. 1. 257. С. 485).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

19 июля 1650 г. К. основал общежительный Макошинский Николаевский муж. мон-рь на правом берегу Десны, в 5 верстах от Сосницы в Черниговском воеводстве. В первые годы братия обители оказалась разделенной между претендовавшими на настоятельство Виктором (Бублицевичем) и Пафнутием (Кондратовичем); 1-й представлял интересы Короны, 2-й - казачества. В 1653 г. митр. Сильвестр (Косов) утвердил игуменом ставленника казаков Пафнутия. Права мон-ря подтверждались грамотой царя Алексея Михайловича (от 17 сент. 1668) и универсалами гетманов И. М. Брюховецкого, Многогрешного, И. С. Мазепы. Пожертвования от казацкой старшины сделали обитель важным духовным центром Левобережья. В 1694-1711 гг. настоятелем («строителем») мон-ря являлся серб. Призренский митр. Никодим. По просьбе игум. Димитрия (Белинского; 1732-1750) гетман Д. П. Апостол расширил владения обители, супруга наказного гетмана П. Л. Полуботка Анна Романовна уступила мон-рю дворовое место в Соснице. С сер. XVIII в. игумены Макошинского мон-ря занимали должности ректоров и префектов Северской ДС. В 1770 г. в обители кроме настоятеля жили 5 иеромонахов, 3 иеродиакона, 8 монахов. В 1785 г. в обители имелось 2 храма: каменный в честь свт. Николая с приделом в честь Успения Пресв. Богородицы и деревянный в честь Преображения Господня. Обитель упразднили в 1786 г., к этому времени она владела 2 деревнями, 2 слободками и 2 хуторами с 390 крепостными, 28 озерами, др. угодьями, 3 мельницами и винокурней. В 3 верстах от Николаевского монастыря, на берегу Десны, располагался Покровский Макошинский жен. мон-рь, основанный К. в 1640 г. Во 2-й пол. XVII в. казацкая старшина жертвовала мон-рю захваченные у поляков имения. В июне 1668 г. гетманы Многогрешный и Самойлович подарили монастырю во главе с игуменией Анастасией (Бабурчанкой) с. Быховое и 2 мельницы. В 1699 г. Мазепа передал мон-рю и игумении Екатерине (Круковской) часть войскового хлеба при помоле. При игумении Мариамне (Варавской) в 1733 г. гетман Апостол утвердил за обителью ее обширные владения. В 1751 г., при настоятельнице Дометиане (Лярской) обитель, которая до этого времени подчинялась игуменам Макошинского муж. мон-ря, перешла в ведение Черниговской консистории. В 1751 г. в обители жили ок. 50 монахинь. Мон-рь был закрыт в 1786 г., в его владениях значилось 136 крепостных муж. пола, имелось 7 озер, 2 мельницы и др. угодья.

http://pravenc.ru/text/1841129.html

Х. Мат-лы для истории г. Пензы//Тр. Пензенской УАК. 1904. Кн. 2. Ч. 2; Пензенская епархия: Ист.-стат. описание. Пенза, 1907; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1: Ист. очерк; он же. Преображенская церковь//Губернский г. Пенза на старых фотографиях (кон. XIX - нач. XX вв.). Пенза, 1999. С. 30-33; он же. Спасо-Преображенский муж. мон-рь//Там же. С. 58-62; он же. Преображенская церковь//Губернский г. Пенза на рубеже XIX-XX вв. Пенза, 2001. С. 165; он же. Спасо-Преображенский мужской мон-рь//Там же. С. 168-169; Тюстин А. В. Кладбище пензенского Спасо-Преображенского муж. мон-ря: Пензенский некрополь. Пенза, 1999; он же. Пензенский некрополь XVII - нач. XX в. Пенза, 2013; Пензенская энциклопедия. М., 2001. С. 461, 575; Дусавицкая В. А. Спасо-Преображенский муж. мон-рь в Пензе//Вопросы планировки и застройки городов: Мат-лы IX Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2002. С. 114-116; Головина А. Ф. Великая благотворительница. Пенза, 2003. С. 13, 14, 52-53, 112, 114, 115; Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и труды сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005; Бахмустов С. Б. Православие в Мордовском крае: Ист.-культурологич. аспект. Саранск, 2006; Белохвостиков Е. П. Городской некрополь: XIX в.- 1916 г. Пенза, 2007; он же. По мон-рям Пензенского края. Пенза, 2010; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь//Пензенские ЕВ. 2011. 3. С. 36-40; 6. С. 36-41; он же. Пензенский Спасо-Преображенский муж. мон-рь: 325 лет. Пенза, 2014; Зелёв С. В. Сурская Голгофа: Пензенская епархия в годы гонений: (1917-1941). Пенза, 2007; Полосин Н. И. Организация правосл. духовного образования в Пензенской губ. в кон. 18 - сер. 19 вв.//Религия в истории нац. культур: Мат-лы обл. науч.-практ. конф. Пенза, 2010. С. 149-156; Дворжанский А. И., Шишкин И. С. Топонимика Пензы: История пензенских улиц: Улица Троицкая. Пенза, 2012. С. 37-44; Овсов А. Л. Описание соборов и церквей Пензенской епархии (1857)/Подгот. текста, вступ. ст.: А. И. Раздорский. СПб., 2013; Праведный верою жив будет: Пензенский мартиролог пострадавших за веру Христову/Сост.: А.

http://pravenc.ru/text/2579946.html

В Житии И. сообщается о назначении его строителем обители. Вскоре И. отказался от этого послушания и отошел «на том же острове во уединение, и поживе едино бодръственном посничестве и в молитвах лета некая (малая)» (Житие и завещание. 1896. Т. 2. С. 4). Ок. 1663 г. Никон (к этому времени оставивший Патриаршую кафедру, но сохранивший за собой управление рядом мон-рей) перевел И. строителем в Новоиерусалимский в честь Воскресения Христова муж. мон-рь , где буд. патриарх руководил сооружением Воскресенского собора. По-видимому, из-за конфликта с Никоном И. покинул мон-рь и, получив приглашение от Ф. М. Ртищева, перешел строителем в московский Андреевский мон-рь в Пленницах . Вскоре поступил на должность келаря в Новоспасский московский в честь Преображения Господня муж. мон-рь . Несмотря на то что новый келарь много сделал для наведения порядка в хозяйстве этого привилегированного мон-ря, у И. были столкновения с настоятелем обители архим. Прохором, невзлюбившим И., и с братией (в Житии рассказывается, что однажды монахи взбунтовались против келаря из-за недоброкачественной рыбы). На защиту И. встал живший в Новоспасском монастыре близкий к царю М. А. Ртищев. На Соборе в авг. 1664 г. рус. иерархи рекомендовали И. на место архимандрита Чудова монастыря, освободившееся после того, как бывш. настоятель обители Павел был назначен Сарским и Подонским (Крутицким) митрополитом. 19 авг. в Донской иконы Божией Матери московском монастыре И. был рукоположен Новгородским митр. Питиримом во иерея (ранее митр. Питирим поставил И. «в священосцы, четцы, иподияконы и диаконы»). 22 авг. царь Алексей Михайлович предложил И. стать архимандритом Чудова мон-ря. По сообщению старообрядца диак. Федора Иванова , предварительно царь поручил М. А. Ртищеву испытать И., «которыя он держится веры - старыя или новыя», на что И. будто бы ответил: «Аз-де, государь, не знаю ни старыя веры, ни новыя, но что велят начальницы, то и готов творити и слушать их во всем» (МДИР. 1881. Т. 6. С. 229). Являясь настоятелем Чудова монастыря, И.

http://pravenc.ru/text/468879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АСТРАХАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Белом городе в Астрахани, к востоку от кремля. Основан в 1597 г., в Смутное время был разграблен, постройки частично разрушены, к 1615 г. в мон-ре проживали ок. 50 чел. братии. До сер. XVII в. мон-рем управляли игумены, затем архимандриты. А. м. пострадал от пожаров в 1647 (сгорела Преображенская ц. и мн. др. постройки), 1653 и 1709 гг. В 1671 г., когда Астрахань была захвачена восставшими казаками под предводительством С. Т. Разина и значительная часть духовенства города присоединилась к восставшим, братия А. м. встала на сторону сщмч. Иосифа , митр. Астраханского, обратившегося к горожанам с призывом покаяться и принести повинную царю. В 1731 г. архимандрит А. м. Мефодий основал на р. Чурке Высокогорскую Николаевскую пуст., открыл при мон-ре школу для обучения детей грамоте. В 50-х гг. XVIII в. иером. Аарон крестил в приписной к мон-рю Николаевской ц. 248 калмыков. В кон. XVIII в. в мон-ре жил оставивший кафедру Католикос-Патриарх Имеретинский и Абхазский Максим II (Абашидзе) . К нач. XIX в. помимо келейных корпусов и хозяйственных построек в А. м. существовало 4 каменных храма: двухэтажный собор в честь Преображения Господня (верхний) и Казанской иконы Пресв. Богородицы (нижний) с приделами Трех святителей и Богоявления Господня; ц. преподобных Зосимы и Савватия Соловецких на Святых вратах; ц. Всех святых в юго-вост. башне монастырской стены; ц. святых равноап. Кирилла и Мефодия в юго-зап. углу. Мон-рь был обнесен каменной стеной, по углам к-рой стояли башни. В 1828 г. к сев. стороне обители было пристроено здание ин-та благородных девиц, переданное в 1867 г. Астраханской ДС. Со времени основания А. м. содержался за счет государевой руги, владел рыбными ловлями, учугами и правом беспошлинной добычи соли на озерах. Ок. 1655 г. у мон-ря была отнята руга, и он до 1700 г. был приписан к домовым Патриаршим мон-рям. В 1704 г. у А. м. изъяли рыбные ловли, к-рые братия теперь была вынуждена брать на оброк. В 1764 г. А. м. был причислен ко 2-му классу. В 1-й пол. XIX в. мон-рь являлся источником средств для мн. епархиальных учреждений, в 60-х гг. XIX в. из монастырской казны было выдано на нужды епархии более 100 тыс. р.

http://pravenc.ru/text/76750.html

В 1625 г. к Н. П. м. был приписан Ураевский Троицкий мон-рь в Казанском у., в 1635 г. патриарх Московский и всея Руси Иоасаф I закрепил за Н. П. м. приписанный к нему еще в 1631 г. Симеоновский мон-рь близ Александровой слободы ( Снегирёв. 1863. С. 17; см. также: Описание ГКЭ. 2018. Т. 2. 6370. С. 254; 6531. С. 287; 6591. С. 297; 9148. С. 749; 9179-9180. С. 754; 9188-9189. С. 755; 9193. С. 756). С 1650 г. Симеоновский монастырь стал приписным к Троице-Сергиеву мон-рю ( Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России кон. XVI - XVII в.: По арх. Троице-Сергиевой Лавры. М., 2004. С. 69, 133-134, 304); по сведениям В. В. Зверинского, в 1724 г. он был упразднен ( Зверинский. Т. 3. С. 158). В 1646-1647 гг. к Н. П. м. был приписан тетюшский Покровский мон-рь ( Пашина. 2014. С. 153; упоминание указной грамоты о его приписке от 30 апр. 1647 г. см.: Описание ГКЭ. 2018. Т. 2. 6478. С. 276), что расширило фонд рыбных ловель обители (Там же. 6523. С. 283; 6530. С. 286; 6552. С. 290-291). В 1653 г. имела место попытка приписать к мон-рю рязанскую Благовещенскую Федосееву пуст. (Там же. 9937-9938. С. 892). В 1674 г. Саратов был перенесен с левого берега р. Волги на правый, на территорию, к-рая некогда составляла подворье Н. П. м. При постройке новой крепости предполагалось снести рыбный двор мон-ря, к-рый, однако, был сохранен царем по челобитью властей Н. П. м. (Тр. Саратовской УАК. 1888. Т. 1. Вып. 4. С. 448-449 и др.; см. также: Круглик. 1999. С. 161. Примеч. 86). В 1661 г. за мон-рем числилось 1976 крестьянских дворов, по этому показателю обитель занимала 7-е место среди русских мон-рей ( Макарий. История РЦ. 1996. Кн. 6. С. 377). Согласно ружной книге 1681 г., в Н. П. м. было 2257 крестьянских дворов ( Забелин. 1884-1891. Ч. 2. Стб. 410). По сведениям на 1700 г., обители принадлежало 2854 крестьянских двора в Московском, Костромском, Переславль-Залесском, Ростовском, Ярославском, Кашинском, Угличском, Владимирском, Юрьев-Польском, Дмитровском, Коломенском, Переяславль-Рязанском (Рязанском), Касимовском, Шацком, Можайском и Холмогорском уездах; в приписных мон-рях числилось: в Казанском у. «за Троицким Ураевским 79», в Тетюшах «за Покровским монастырем - 47» (Владения и крепостные крестьяне Рус. Церкви в кон. XVII в. М., 1988. С. 50-51).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010