Прп. Иоанн Рильский. Икона. XVIII в. (Музей Рильского мон-ря) Прп. Иоанн Рильский. Икона. XVIII в. (Музей Рильского мон-ря) Посвящения И. Р. храмов в России относятся ко 2-й пол. XIX - нач. XXI в. и отражают русско-болг. связи Нового и Новейшего времени, наиболее ранние - придел храма во имя Рождества Иоанна Предтечи в Малоярославце Калужской губ. (XVIII в.). Развитию почитания И. Р. в России в кон. XIX в. способствовала деятельность св. прав. Иоанна Кронштадтского , крещенного в честь болг. святого. По его инициативе во имя И. Р. был освящен престол в соборе жен. мон-ря в С.-Петебурге (см. Санкт-Петербургский во имя прп. Иоанна Рильского жен. мон-рь на Карповке). Также во имя И. Р. были освящены престолы в архимандричьих палатах Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мон-ря , в храме во имя И. Р. и Льва Катанского в Иоанна Предтечи скиту Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни , в надвратной церкви (1892) в Никифоровом Важеозерском в честь Преображения Господня мон-ре , в приделе Успенского храма (XIX в.) Муромского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , в приделах Благовещенского собора (XIX в.) Бежецкого в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря , Андрониковского собора (нач. ХХ в.) Вышневолоцкого в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря , Введенского собора (XIX в.) Паданского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ря Олонецкой губ. Также во имя святого были освящены храмы: при Городской клинической психиатрической больнице 1 им. Н. А. Алексеева в Москве, в Архангельске (XIX в., разрушен в 30-х гг. ХХ в.), на архиерейском подворье в с. Леснолесье (Симферопольский р-н, Крым), Домовая церковь в Минске (XXI в.); приделы в Никольском «Морском» соборе в Кронштадте (нач. XX в.), в Знаменском храме с. Броды Старицкого р-на Тверской обл. (1905), в Успенском храме с. Белый Берег Сафоновского р-на Смоленской обл. (1885); в часовнях (кон. XIX в.) при Александро-Невском храме в г. Троицке Оренбургской обл., в храме Рыльского во имя свт. Николая Чудотворца (XIX в.).

http://pravenc.ru/text/471475.html

II. Синодальный период (XVIII - нач. XX в.). Большинство архиереев XVIII в. узнавали о делах на приходах Кольского у. из докладов консистории и лично не посещали эту часть вверенной им епархии. В этот период монастырское хозяйство окончательно пришло в упадок, а насельники местных мон-рей пренебрегали монастырской дисциплиной. На основании рапорта архиеп. Афанасия (Любимова ; 1682-1702) царю Петру I в 1701 г. Кольско-Печенгский мон-рь был приписан к Холмогорскому архиерейскому дому. С 1704 г. печенгские вотчины стали передаваться в руки откупщиков. Наконец, в 1764 г. Кольско-Печенгский мон-рь был упразднен по указу имп. Екатерины II Алексеевны о секуляризации. Та же судьба постигла и Кандалакшский мон-рь. В 1742 г. указом архиеп. Варсонофия (Щеныкова) обитель была приписана к Соловецкому мон-рю. В 1764 г. во исполнение указа о секуляризации церковных земель на Кольском п-ове лишились владений Соловецкий мон-рь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь , Новоспасский московский в честь Преображения Господня мужской монастырь , Воскресенский и Крестовый мон-ри, а также Святейший Правительствующий Синод , имевший вотчину в Варзужской вол. С изъятием поморских селений в казну стали развиваться мирские приходы. Еще в XVI в. возник соборный приход в Коле, в кон. XVII в. образовалось сразу 2 прихода в Варзуге, в 1710 г.- в Поное, а с сер. XVIII в.- в др. крупных поселениях: Умбе, Кандалакше, Ковде и Керети. К кон. XVII в. на Кольском Севере действовали уже 13 причтовых церквей. Саамские погосты приписывались к крупным поморским общинам. Основное содержание причт получал из казны; дополнительное содержание шло из добровольных пожертвований прихожан и от выделяемых общинами речных и морских рыбных участков. К нач. XVIII в. духовенство края превращается в сословие; место в приходе передается чаще всего по родству. При имп. Екатерине II рос интерес к Кольскому краю со стороны правящих архиереев, они начали совершать визиты в местные приходы. По инициативе императрицы и на ее пожертвования в крае был возведен 1-й каменный Благовещенский храм (в 1783 она выделила на эти нужды 8 тыс. р.; церковь была построена к 1807, освящена 25 янв. 1817, восстановлена в 1867).

http://pravenc.ru/text/2564372.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АПОЛЛИНАРИЯ КАШИНСКАЯ (в схиме Амвросия; Банина Анна Сергеевна; 20.08.1825, с. Дубово Кашинского у. Тверской губ.- 7.03.1906, Кашин), игум. Род. в дворянской семье, окончила пансион в Москве, в 1844 г. семья переехала в с. Спасское Малоярославецкого у. Калужской губ. Анна с детства стремилась к уединенной жизни; излечившись от смертельной болезни после причащения, она окончательно утвердилась в мысли встать на путь монашества. В 1853 г. поступила в Зосимову во имя Св. Троицы пуст. в Верейском у. Московской губ., несла послушание на клиросе, писала иконы. В 1856 г. пострижена в рясофор с именем Аполлинария, назначена монастырской письмоводительницей и уставщицей. В 1863 г. приняла постриг в мантию. В 1865 г. ввиду ухудшившегося из-за сырого климата здоровья переехала в белёвский Крестовоздвиженский мон-рь Тульской губ. В том же году после кончины духовника прп. Антония (Путилова) перешла под духовное руководство к прп. Амвросию (Гренкову) . В 1875 г. вернулась в Зосимову пуст. в качестве благочинной. В 1882 г. митр. Московским Макарием (Булгаковым) назначена настоятельницей минского в честь Преображения Господня жен. мон-ря и возведена в сан игумении, через 2 года переведена настоятельницей в Каменский Успенский мон-рь Черниговской епархии. В 1886 г. по ходатайству митр. Киевского Платона (Городецкого) назначена настоятельницей в Лебединский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Чигиринского у. Киевской губ. «для водворения порядка». На новом месте неоднократно подвергалась клеветническим наветам и в 1891 г. перешла в осташковский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь , приняв постриг в схиму с именем Амвросия. За 3 года завершила отделку новой церкви, выстроила каменную просфорную, больницу, прачечную, гостиницу, неск. корпусов для сестер, новые святые ворота, открыла уч-ще для бедных девочек. Заболев раком желудка, по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского вышла на покой в Петровскую пуст., приписанную к кашинскому Сретенскому мон-рю, где и скончалась. Соч.: Аполлинария Банина (1825-1906): Автобиография игуменьи Осташковского Знаменского мон-ря Аполлинарии и письма к ней иеросхим. Амвросия. Тверь, 1908. СПб., 1998р. Лит.: ЖПодв. Доп. т. Ч. 1: Январь-июнь. С. 444-473. Н. Н. Крашенинникова Рубрики: Ключевые слова: АГНИЯ (Благовещенская Анна Никитична; 1868-1938), последняя игум. Леушинского во имя Иоанна Предтечи мон-ря Новгородской губернии

http://pravenc.ru/text/75638.html

С. 31, 218). До сер. XII в. возникают и первые женские новгородские иноческие обители - не позднее 1136 г. был основан Воскресенский жен. мон-рь на берегу оз. Мячина, южнее Людина конца Софийской стороны; в 1138 г. упоминается как существующий жен. монастырь во имя вмц. Варвары в Людином конце рядом с Черницыной ул. (в том году в нем новгородцы удерживали жену выгнанного из Новгорода кн. Святослава Ольговича); под 1148 г. впервые упоминается в связи с пожаром монастырской ц. Пресв. Богородицы Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь , примыкавший с севера к Неревскому концу Новгорода. Вероятно, во 2-й пол. XII в. появляется Иоанно-Предтеченский жен. мон-рь на Росткине ул. Софийской стороны (основан не позднее 1179). Активный этап монастырского строительства начинается в 90-х гг. XII в. Архиеп. Гавриил в 1192 г. освятил ц. Спаса Преображения в основанном прп. Варлаамом Хутынским Варлаамиевом Хутынском в честь Преображения Господня муж. мон-ре. В том же году игум. Мартирием (Мантурием Рушанином; с 1193 архиепископ Новгородский, святитель) был основан Спасо-Преображенский мон-рь в Русе (ныне Ст. Русса) с деревянной церковью. Не позднее 1196 г. под Новгородом в 3 верстах к юго-востоку от Торговой стороны был основан Кириллов на о-ве Нелезен мон-рь (см. Новгородский в честь Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Кирилла Александрийского мужской монастырь ). В 1198 г. неподалеку от княжеской резиденции на Рюриковом городище кн. Ярославом Владимировичем, вероятно, был основан Преображения Господня Нередицкий (Спасо-Преображенский на Нередице, Спаса на Нередице) мужской монастырь (вопрос изначального его существования в качестве монастыря, а не княжеской церкви остается дискуссионным). В тот же период 2 жен. обители возникают на Торговой стороне Новгорода - в 1197/98 г. на Запольской ул. представительницей боярского рода был основан Евфимиин жен. монастырь, где была построена ц. во имя св. вмц. Евфимии, а в 1199 г. женой новгородского кн. Ярослава Владимировича - Михалицкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь . Также на Торговой стороне, в Славенском конце, в 1238 г. вдовой посадника Семена Борисовича (поставившего здесь в 1224 ц. во имя св. Павла Исповедника) был основан жен. мон-рь с тем же посвящением.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

Семен Денисов сообщил, что К.- «муж чуднаго жития» - стал известен царю Михаилу Феодоровичу . В 1630 г. К. устроил Спасскую Княгининскую пуст. на р. Шуе (Междуреченский р-н Вологодской обл.). К. получил для мон-ря в безоброчное владение Княгинино оз. (в 1654 старцы Княгининой пуст. просили царя Алексея Михайловича пожаловать им земли по обоим берегам рек Ихалицы и Вои - от Княгинина оз. до Сухоны, как это было при К.; подтверждающая грамота также была выдана царем Феодором Алексеевичем в 1677 - ИРИ. Ч. 6. Стб. 237-238). В 1634 г. К. получил царскую грамоту с разрешением основать Троицкий мон-рь на дворцовой пустоши Колесниково около с. Даниловского. Мон-рю были пожалованы пустоши Колесниково и Маремьянин починок, а также, по-видимому, значительные денежные средства, т. к. в обители сразу же началось каменное строительство. До 1639 г., когда К. оставил мон-рь, здесь были возведены каменные храм во имя Св. Троицы с приделами Вознесения Господня и Иоанна Белоградского и колокольня над трапезной, кроме того, поставлены 8 братских келий, пекарня, другие хозяйственные постройки. «В житии жесточество» привлекало к К. множество учеников, считавших его «свята суща», среди последователей пустынника было много молодежи. Неподалеку от Троицкого мон-ря, на земле, к-рую К. выменял у крестьян, он основал для своих учеников 2 пустыни: женскую близ дер. Морозово и рядом с ней мужскую. Однако «учение и уставство» К. имели нецерковный характер. В 1639 г. последовал донос на К. патриарху Московскому и всея Руси Иоасафу I от бывш. архим. рязанского в честь Преображения Господня мон-ря Герасима, жившего в Троицкой обители. В царской грамоте от 22 авг. 1639 г. ярославскому воеводе П. И. Секирину и дьяку П. Ф. Филатову предписывалось привезти К. в ярославский в честь Преображения Господня муж. мон-рь и «отдать под крепкий начал старцу духовному и искусну». О содержании «Капитонова учения и уставства» можно судить на основании царских грамот 1639 г. по делу К. и его последователей в Троицком мон-ре (грамота от 22 авг.

http://pravenc.ru/text/1470335.html

В дек. 1679 г. И. м. сгорел «весь без остатку и колокола пригорели» ( Громов. 1868. С. 389). В 1680 г. в ответ на челобитную черного попа Тарасия митр. Тобольский Павел выдал грамоту на восстановление мон-ря ( Мелетий (Якимов). 1875. С. 8-9), прислал антиминсы, миро и масло для освящения храмов. На пожертвования торговых и служилых людей вместо сгоревшей 2-престольной церкви были возведены деревянные однопрестольные храмы: в честь Вознесения Господня (1686) и к юго-западу от него в честь Тихвинской иконы Божией Матери (1688-1692). В дек. 1684 г. селенгинский казак Вавила Григорьев завещал И. м. средства на благоустройство Вознесенского храма, постройку тяблового иконостаса и др. нужды ( Ионин. 1895. С. 20-23). Иркутский Вознесенский мон-рь. Гравюра. XIX в. Иркутский Вознесенский мон-рь. Гравюра. XIX в. В 1675 г., в июне 1686 г. и в февр. 1688 г. мон-рю были отведены пустовавшие земли по рекам Иркут, Белая, Мальтинка и Тайтурка (Усолка). Эти земли быстро заселялись крестьянами, к-рые стали именоваться монастырскими пашенными крестьянами. Мон-рь помогал им обустраиваться и брал под свою юридическую защиту. Так, в нач. XVIII в. образовались монастырские вотчины: Китойская, Бадайская, Мальтинская, Холмушинская, Баклашинская, Жилкинская, жители к-рых занимались хлебопашеством, скотоводством, различными ремеслами и приносили доход обители. В 62 верстах вниз по течению Ангары во владении И. м. находились соляные варницы, устроенные в 1704 г. игум. Макарием. В 1706 г. завод был отобран в казну, но через 22 года снова возвращен монастырской общине. С 1710 г. по завещанию казачьего десятника А. Ошаровского монастырь владел дер. Голоустной с рыбными ловлями на оз. Байкал. В 1724 г. к И. м. были приписаны Посольский в честь Преображения Господня мон-рь и Братская Спасская пуст. (Иркутская летопись. 1911. С. 26). В 20-х гг. XVIII в. И. м. владел 52 дворами, «в них крестьян мужского пола с малолетними 195 душ», к 1755 г.- 464 крестьянами. В 1-й пол. XVIII в. И. м. становится духовным центром Вост.

http://pravenc.ru/text/674061.html

2002. Сб. 8. С. 189-193; Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: Мат-лы науч.-практ. конф. (15-16 окт. 2002 г.). Владимир; Суздаль, 2003; Тенеткина А. А. Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России//ДРВМ. 2003. 1(11). С. 130-131; Быкова М. А. Малый золотой киот иконы «Богоматерь Корсунская» XVI в.//ГВСМЗ: Мат-лы исследований. 2004. Сб. 10. С. 90-96; Волкова М. Н. Сектанты тюрьмы Спасо-Евфимиева мон-ря, 1829-1905 гг.//Там же. С. 23-30; Петина Н. Н. Хозяйство Спасо-Евфимиева мон-ря на рубеже XIX-XX вв.//Там же. С. 14-22; она же. Экономическое положение Спасо-Евфимиева мон-ря во 2-й пол. XVIII в.//Там же. 2005. Сб. 11. С. 22-27; она же. Спасо-Евфимиев мон-рь в 1-й пол. XVIII в.//Там же. 2006. Сб. 12. С. 60-65; Глазков М. Травы аптекарского огорода Спасо-Евфимиева мон-ря. Владимир, 2006; Спасо-Преображенский собор, г. Суздаль. Владимир, Житие старца Стефана. [Суздаль, 2007]; Родина М. Е. Д. М. Пожарский: Вечная память и трава забвения. Владимир, 2007; Евсеева Л. М., Борисенкова Т. Ю., Дьяченко О. А., Антыпко М. И. Иконостас из Преображенского собора Спасо-Евфимиевского мон-ря//Иконы XVII в. в собрании ЦМиАР (в печати). А. В. Маштафаров Рубрики: Ключевые слова: ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ) НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский КИРИЛЛОВ НОВОЕЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился на Красном (Огненном) о-ве Нового оз. (Новоозера, ныне Новозеро), в 30 верстах от г. Белоозеро (ныне Белозерск Вологодской обл.) КОРЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в юго-восточной части Двинской губы, в Никольском устье р. Сев. Двина (ныне г. Северодвинск Архангельской обл., территория ОАО «ПО " Севмаш " »)

http://pravenc.ru/text/187637.html

по челобитью жителей и грамоте архиеп. Симеона. Троицкий мон-рь сыграл значительную роль в социально-экономическом и миссионерском освоении Туруханского края. Знаковым для последующей духовной жизни региона событием стало принесение в 1670 г. в мон-рь мощей мч. Василия Мангазейского. В кон. XVII в. в Енисейске было основано Абалацкое подворье Троицкого мон-ря. Ок. 1677 г. на р. Кеть, на границе с Нарымским краем, был основан Лосиноборский муж. Спасо-Преображенский мон-рь (Кетская пуст.; упразднен в 1764). В 1696 г. на правом берегу Ангары, у порога Кашиной шиверы, в 600 км от Енисейска, старец Иоаким Путилов основал Кашино-Шиверский Спасский (Спасо-Преображенский) муж. мон-рь (Спасская пуст.). Тогда же здесь появилась ц. в честь Преображения Господня. По нек-рым сведениям, в нач. XVIII в. монахи основали дер. Дворец на Ангаре и с. Червянское на р. Муре. В 30-х гг. XVIII в., согласно преданию, обитель была разграблена и сожжена. В 1755 г. заново построена деревянная церковь при монастыре, но полностью восстановить обитель не удалось. На месте мон-ря до 20-х гг. XX в. стояла небольшая часовня. П. А. Словцов упоминает также о существовавших до 1697-1698 гг. Сосеноборском Сергиевском муж. мон-ре на Кети и Рождественской муж. пуст. в 10 верстах от Красноярского острога ( Словцов. 2006. С. 180). Духовным и административным церковным центром Енисейского у. являлся енисейский Спасский муж. монастырь, устроенный иером. Феодосием, утвержденный в 1642 г. и после 1679 г. управлявшийся архимандритами. Основными источниками его доходов были солеваренные промыслы и землепашество. Храмостроительство в Сибири в XVII в. велось при поддержке гос-ва, средства выделялись также на приобретение колоколов, церковной утвари и убранства. На сооружение 2-й приходской новомангазейской Успенской ц. (1698-1712) из государственной казны поступило 150 р. Среди возведенных в XVII - нач. XVIII в. деревянных церквей - Покровская в с. Маковском, Преображенская в дер. Лосиноборской, Спасская в Канском остроге, Иоанно-Предтеченская в с.

http://pravenc.ru/text/2458967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВ († 24.06.1594, Суздаль), архиеп. Суздальский и Тарусский. Происходил из светской семьи: в духовной грамоте архиерея при перечислении умерших родственников не упомянут ни один клирик или монах. Буд. архиерей принял постриг, вероятнее всего, в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня монастыре . Между 23 марта 1571 и 10 авг. 1572 г. И. был поставлен архимандритом мон-ря. Настоятель Спасо-Евфимиева мон-ря участвовал в Московском Соборе, запретившем 15 янв. 1580 г. земельные вклады в мон-ри. За время управления И. обителью в нее поступило значительное число земельных вкладов (особенно много от потомков стародубских князей - Гундаревых, Ковровых, Пожарских), утвержденных за мон-рем грамотами царя Иоанна IV Васильевича Грозного от 1 нояб. 1576 и 8 февр. 1580 гг. Грамотой от 1 февр. 1578 г. царь пожаловал Спасо-Евфимиеву мон-рю право беспошлинного прохода монастырских судов от Суздаля до Астрахани. По челобитной И. от 20 февр. 1581 г. мон-рю была выдана жалованная грамота на рыбные ловли. И. на протяжении всей жизни делал вклады в Спасо-Евфимиев мон-рь. Будучи настоятелем, он пожертвовал обители Евангелие и серебряную чашу с кольцом, хранившиеся в мон-ре до сер. XVII в.; серебряный крест, вклад И. 1587/88 г., хранился в мон-ре до нач. XX в. К последнему периоду жизни архиерея относится вклад в мон-рь серебряных потира, 3 блюд, звездицы, лжицы с копейцом. Наиболее поздний датированный документ, в котором И. фигурирует как архимандрит,- правая грамота от 15 мая 1585 г. В акте от 25 нояб. 1585 г. И. упоминается уже в сане епископа. По-видимому, епископская хиротония И. состоялась осенью 1585 г. Ко времени управления И. Суздальской епархией относится ряд жалованных грамот царя Феодора Иоанновича . Наиболее значимые из них: на луга при р. Каменке на посаде Суздаля от 10 окт. 1587 г., на рыбные ловли в Волге и Ветлуге и на беспошлинный провоз рыбы от Суздаля до Владимира и обратно от 14 февр. 1588 г., на с. Шубино с пустошами в Московском у. и на с. Добрынское во Владимирском у. от 30 мая 1588 г. Из документов епархиального управления сохранилась явочная челобитная 1587 г. И. слуги суздальского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря Ф. Пущина на владычных крестьян в бесчестии и ложном обвинении монастырских слуг в свозе крестьян. Будучи архиереем, И. не прерывал связей со Спасо-Евфимиевым монастырем. Жалованной грамотой царя Феодора Иоанновича от марта 1587 г. на имя И. монастырю было возвращено конфискованное Иоанном IV с. Антилохово в Стародуб-Ряполовском стане Суздальского у., к-рое вскоре было передано монастырскими властями в пожизненное владение И.

http://pravenc.ru/text/578170.html

Честная глава и правая рука прп. Давида Эвбейского (мон-рь прп. Давида на о-ве Эвбея) Честная глава и правая рука прп. Давида Эвбейского (мон-рь прп. Давида на о-ве Эвбея) На о-ве Эвбея Д. поселился в пещере в горах рядом с разрушенной ц. во имя Преображения Господня, недалеко от совр. городка Лимни. Вскоре слух о нем распространился в окрестностях, и к нему начали приходить христиане за советом и наставлениями. Те из них, кто стремились к подвижничеству, оставались жить рядом со старцем, и тогда возникла необходимость создания монастыря. Д. позвал мастеров и показал им место, где он желал построить мон-рь,- на вершине горы, выше разрушенной церкви. Дав им наказ готовить строительные материалы, он отправился собирать средства среди христиан Греции, находившейся в то время под властью турок, в Дунайские княжества и в Россию. Получив значительные пожертвования и опасаясь быть ограбленным по дороге, он выдолбил в бревне полость, вложил туда драгоценности, закупорил отверстие и, сотворив крестное знамение, бросил бревно в одну из русских рек. По молитве святого бревно принесло к берегам Эвбеи и, вернувшись на остров, Д. благополучно обрел сокровища. Тем временем мастера начали строительство собора рядом с разрушенной церковью, а не на вершине горы, как им указал старец. Они объяснили это отсутствием воды. Взяв с собой мастеров, преподобный поднялся на вершину и, помолившись, ударил посохом о скалу. Из камня тотчас забил источник. Однако Д. разрешил строителям продолжить возведение собора там, где они уже начали. Воду из источника спустя много лет подвели в мон-рь. В основанном Д. мон-ре в честь Преображения Господня (см. в ст. Давида преподобного мон-рь ) собралось много иноков. Неоднократно архиереи и жители др. областей Греции просили его посетить их ради поучений и наставлений (так, преподобный отправился на Пелопоннес, чтобы примирить враждовавших греч. архонтов). Д. прославился чудесами еще при жизни (напр., одно из них - избавление жителей сел. Дистос от комаров). Достигнув 70 лет, он передал игуменство одному из братий, а сам уединился в пещере-аскитирии в окрестностях монастыря, возвращаясь в обитель только на субботу и воскресенье. Остальные дни он пребывал в молитве, питаясь только принесенными с собой из мон-ря антидором и св. водой.

http://pravenc.ru/text/168478.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010