Величественный соборный храм в честь Донской иконы Божией Матери, сооруженный усердием царевны Екатерины Алексеевны, при участии царя Феодора Алексеевича, освящен в 1698 г. Он построен в стиле зодчества конца XVII в.; стены расписаны фресками итальянцем Клаудио; иконостас искусной резьбы XVII в.; иконы фряжского письма. Здесь находится чтимый список с чудотворной Донской иконы Божией Матери. Второй соборный храм также в честь Донской иконы Божией Матери с приделами пр. Сергия и Феодора Стратилата построен в 1593 г. Он находится на том месте, где в 1593 г. стояла временная церковь во имя пр. Сергия, в которую была принесена Донская икона Богоматери. Настоящий свой вид храм принял гораздо позднее. В 1893 г. он был возобновлен как снаружи, так и внутри. У левого клироса под мраморной гробницей покоится тело Московского архиеп. Амвросия, убиенного в мон. в 1771 г. во время бунта по случаю чумы. Каменная ограда мон. сооружена в 1692 г. В 1712 г. сооружен Сретенский храм. Здесь находится усыпальница царей Имеретинских и князей Грузинских. В 1714 г. построен в стиле возрождения Тихвинский храм царицей Прасковьей Феодоровной, супругой царя Иоанна Алексеевич а, возобновленный в 1815 г. В 1812 г. мон. был разграблен французами и только некоторая часть драгоценностей увезена была в г. Вологду. В 1897 г. близ св. ворот построен в византийском стиле двухпрестольный храм с усыпальницей семейства известных московских коммерсантов Первушиных. Кладбище мон. служит местом упокоения некоторых писателей и публицистов (A. П. Сумароков, M. М. Херасков и др.) и по богатству и великолепию своих памятников представляет собою открытый музей замечательных произведений зодчества. Ежегодно 19 авг. совершается крестный ход из Успенского собора в мон. При нем духовное училище и находящаяся под непосредственным наблюдением Московской Св. Синода Конторы иконописная палата (имени Селезнева) для обучения живописи и исполнения работ по заказам (написания отдельных икон и складней, иконостасов и украшения храмов стенной фресковой живописью), согласно проектам, нарочито исполняемым в духе Церковью установленной и обычаем освященной русской и византийской старины (с каковыми заказами следует обращаться в Канцелярию Московской Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Это отступление могущественного войска от стен Москвы по молитвам пред Божией Матерью, Ее Донской иконой, остается непонятным для людей, не способных иметь религиозный взгляд на историю. Мы же знаем, что сила Божия способна любые полки разметать. Сила Божия способна из камней соделать детей Аврааму (ср. Мф. 3:9), из духовно умирающих людей — живые источники веры и благочестия, из распадающейся нации, потерявшей ориентиры, веру и ценности — мощный и сильный народ, объединенный духовными ценностями и крепкой верой. Сегодня нам не угрожает внешний противник, хотя всякое бывает и именно поэтому обороноспособность страны всегда должна быть надежной. Сегодня людям нашим угрожают иные противники, иные враги — которые не в отдалении стоят, как стояло татарское войско на Воробьевых горах и не было прямого противостояния между ним и русским лагерем, разбитом на месте, где ныне Донской монастырь. Сегодня мы врага впускаем в свой дом, в свою личную и семейную жизнь, ибо то, что предлагается нам через средства массовой информации, через Интернет, через прочие инструменты воздействия на сознание человека, часто является вражеским — и в отношении духовных ценностей, и с точки зрения национальных интересов. Мы с легкостью пускаем врага в свой дом и очень часто проигрываем невидимую битву. Тогда мы начинаем говорить чужими словами, мыслить чужими мыслями, поклоняться чужим идеалам, которые сегодня чаще всего являются идеалами языческими, плотскими, греховными, страстными, увлекающими и человека как личность, и человеческое общество на путь погибели. Нам есть о чем молиться сегодня перед Донской иконой Божией Матери — о сохранении веры, нравственной чистоты, целеустремленности, мужества, духовной силы нашего народа, чтобы, несмотря на все те разделения, которые проведены были в истории по телу единой Святой Руси, мы всегда оставались духовно едиными, сплоченными, солидарными, способными поддерживать друг друга и защищать наши общие духовные интересы. Как тогда, на Куликовом поле, так и во множестве иных случаев впереди были люди, которые особым образом посвящали себя на служение вере и Отечеству.

http://patriarchia.ru/db/text/1265719.ht...

III. Итак видите, православные христиане, что и для живущих в мире возможно достижение Царства Небесного. Правда, трудно, но ведь без труда не дается нам ни одно доброе дело; без труда нельзя приобресть и тленных сокровищ мира сего; а тем более требуется усилий и трудов для приобретения бесценного сокровища, Царства Небесного. (Составлено по указанным источникам). Девятнадцатый день Поучение 1-е. День празднования Донской иконе Богоматери (История праздника и нравственные уроки, преподаваемые им: а) никогда не должно терять веры и б) молитва имеет великую силу) I. Чyдombophaя Донская икона Божией Матери, день празднования которой совершается ныне, находится в Донском монастыре, что близ Москвы, – так называемом по имени самой иконы и в честь ее устроенном. Особенность этой чудотворной иконы Божией Матери сравнительно с другими чудотворными Ее иконами та, что на ней представлен Богомладенец Иисус Христос с хартиею в руке как символом, т. е. внешним знаком – божественной мудрости. Кто был писатель этой св. иконы и когда именно была она написана, не известно. Известно только то, что она написана давно, что она существовала уже во второй половине 14-го века, и находилась первоначально в Донской области в церкви Благовещения, в каком-то Сиротином городке и уже тогда была очень чтима в среде православных. Из Сиротина городка взяли этот образ донские казаки в свой стан, когда, по просьбе великого князя Московского Димитрия Донского, шли на помощь ему против грозных полчищ татарских и их грозного предводителя Мамая в 1380 г. Поход против Мамая, как известно, был первой решительной необычайною попыткой со стороны русских свергнуть с себя страшное тяжкое иго татарское, которое тяготело над русским народом уже около полутораста лет… Поход этот был предпринят с благословения великого святителя русской земли, митрополита Московского Алексия, и славного угодника Божия того времени – преподобного Сергия Радонежского. Главный вождь этого похода, великий князь Димитрий Донской, выступил на необычайное дело только с надеждою на Бога и на заступление Царицы Небесной.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

В будущем там построят красивый деревянный храм 9 февраля. ПРАВМИР. В Ростове-на-Дону продолжаются работы по восстановлению сожженного временного храма в честь Донской иконы Божией Матери. 6 февраля на нем был установлен крест, сообщает сайт Московского Патриархата. Его освящение провели секретарь митрополита Ростовского и Новочеркасского по Ростову-на-Дону, благочинный Юго-Западного округа протоиерей Иоанн Осяк и настоятель прихода иерей Михаила Олексива. Священнослужители, прихожане и неравнодушные жители города стали работать над восстановлением временного храма сразу после поджога. Первое богослужение в новом храме прошло 6 января, а в праздник Рождества Христова в нем состоялась Божественная литургия. К празднику Светлого Христова Воскресения на территории рядом с храмом планируют открыть детскую площадку. 16 декабря 2017 года в Ростове-на-Дону злоумышленники с ожгли храм в честь Донской иконы Божией Матери и разгромили помещение воскресной школы в парке им. А. Собино. После этого глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий обратился к пастве и всем неравнодушным жителям Ростовской области с просьбой оказать посильную помощь в восстановлении сожженного злоумышленниками храма. В будущем в парке Собино планируется построить большой деревянный храм. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 18 декабря, 2017 18 декабря, 2017 4 января, 2018 10 февраля, 2024 26 июня, 2023 31 мая, 2023 6 февраля, 2023 27 июня, 2022 30 мая, 2022 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-rostove-na-donu-voss...

Аминь. Донская икона Пресвятой Богородицы была написана Феофаном Греком. На ней изображена Богоматерь, которая склонила лик Свой к Младенцу Иисусу. Мыслью о материнской любви и заступничестве Божией Матери проникнут этот святой образ. На оборотной стороне иконы находится изображение Успения Пресвятой Богородицы. Множество славных страниц нашей отечественной истории связано с этим благодатным образом. Прославилась икона 8 сентября 1380 года на берегах Дона во время Куликовской битвы. Благодаря предстательству Божией Матери, явленному чрез икону, Русское войско разбило превосходившие силы врага и одержало славную победу. Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, осенявшая Русское войско на поле Куликовом, стала именоваться Донской. Икона после сражения была передана донскими казаками в дар князю Московскому Димитрию, также прозванному Донским. Он принес святую икону в Москву и поместил сначала в Успенском соборе Кремля, а затем – в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Многие милости явила Божия Матерь христианам чрез Свой святой образ, утоляя скорби и печали, избавляя от болезней, бед и напастей. В 1591 году Русь подверглась новой грозной опасности. Крымский царевич Нураддин и его брат Мурат-Гирей с многочисленным войском подступили к Москве, разбив свой стан на Воробьевых горах. Москвичи, возложив всю свою надежду на Бога и его Пречистую Матерь, совершили вокруг Москвы крестный ход с Донской чудотворной иконой. В день битвы, 4 июля, святой образ находился среди ратников в походной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского. Враги, устрашенные знамением Пресвятой Богородицы, обратились в бегство. В благодарность за Ее милость, явленную чрез Донскую икону, в 1592 году на том месте, где икона стояла среди воинов, был воздвигнут каменный храм в честь Божией Матери и основан Донской монастырь, а также установлено совершать празднество 19 августа. Чудотворный образ Богоматери, прославленный дивной силой Божией, привлекал к себе сердца верующих. Перед ним, как отечественной святыней, Святейший Патриарх Иов (1607; память 19 июня) совершил в 1598 году наречение на царство Бориса Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Священный Синод Русской Православной Церкви восстановил историческое название Старочеркасского монастыря 10.07.2019 9 июля 2019 года в храме святого равноапостольного великого князя Владимира во Владимирском скиту Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви . Священный Синод Русской Православной Церкви постановил переименовать Донской Старочеркасский мужской монастырь в Донской Старочеркасский Ефремовский мужской монастырь станицы Старочеркасской Аксайского района Ростовской области и утвердить митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия (Иванова) в должности священноархимандрита обители (журнал С прошением о переименовании выступил глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. Изменение именования монастыря - это возвращение исторического названия святой обители, которая была основана представителями рода донских атаманов Ефремовых. В 1837 году в станице Старочеркасской Области Войска Донского на основании прошения прямых наследников славного рода донских атаманов Ефремовых – вдов полковников Евдокии и Ульяны Ефремовых и сына последней есаула Николая Ефремова, был учрежден Старочеркасский Ефремов девичий монастырь. В прошении указывалось, что, имея полное право наследия, они жертвуют для основания обители свой дом и каменную церковь при нем, посвященную Божией Матери в честь Ее Донской иконы, с немалоценным имуществом. Жертвователи выразили желание, «чтобы Торжественное открытие обители состоялось 12 сентября 1837 года, первой настоятельницей стала монахиня Минодора, бывшая казначея Усть-Медведицкого девичьего монастыря. К началу XX века Старочеркасская обитель превратилась в крупный центр духовной жизни Донского края. В самом монастыре и на его подворьях было около 400 насельниц.

http://drevo-info.ru/news/25095.html

Также свое мнение в поддержку позиции епархии и надуманности заявлений некоторых общественных деятелей, создающих конфликт «на ровном месте», высказывали председатель региональной общественной организации по сохранению историко-культурного наследия Николай Судоргин и первый заместитель атамана Всевеликого войска Донского Михаил Беспалов. Историческая справка В 1756 году знаменитый войсковой атаман Данила Ефремов заложил домовую церковь на своем подворье в Черкасске. Храм был построен каменным и освящен в честь Божией Матери в образе Ее Донском. Завершил строительство уже сын Данилы Ефремовича — тоже войсковой атаман Степан Ефремов. А спустя годы вдова его сына Евдокия Акимовна со своей невесткой Ульяной Алексеевной Ефремовой передали этот храм и свой дом со всеми постройками Донской епархии для устроения здесь женского монастыря. В 1831 году вдовы-полковницы Евдокия Акимовна, Ульяна Алексеевна Ефремовы и есаул Николай Степанович Ефремов обратились с прошением к архиепископу Новочеркасскому и Георгиевскому Афанасию: «…имея полное право наследия, мы, во славу Божию и память родственников нашей фамилии, коих прах покоится при сей церкви, дом с храмом сим и со всеми при доме службами жертвуем вечно на обращение в девичий монастырь…». При этом они выражали желание, чтобы монастырь всегда был под покровительством местных епархиальных архиереев, чтобы имена умерших их родителей всегда поминались за упокой, а живые — о здравии. Для осуществления задуманного Евдокия Ефремова пожертвовала свой капитал, внесенный на «вечные времена» в сохранную казну, чтобы проценты с него обращались на содержание монахинь и церковного причта. Дополнительно она построила и необходимые монастырю служебные здания. А для работы в обители выделила 4 семьи из числа крепостных крестьян. В 1836 году был подписан Указ Его Императорского Величества об учреждении в станице Старочеркасской женского Ефремовского монастыря с присвоением ему степени III класса. Бывшая Ефремовская домовая церковь Донской иконы Божией Матери стала монастырским храмом. Для обустройства женского монастыря Ефремовы пожертвовали домовую церковь в честь Донской иконы Божией Матери, Атаманский дом и кухню Ефремовых, которая поставлена на государственную охрану как «Дом Степана Ефремова». Более того: правящий архиерей тогда даже выдвинул такое условие — для того, чтобы был устроен монастырь, необходимо возвести и другие строения. И только после того, как на собственные средства Евдокии Акимовны и Ульяны Алексеевны Ефремовых были построены келейные корпуса, конюшни, сараи и другие хозяйственные здания, Высокопреосвященнейший Афанасий начал готовить доклад для представления его в Синоде. То есть только Атаманский дом и кухня Ефремовых связаны непосредственно с жизнью атаманов. Остальные постройки были возведены Ефремовыми для жизнедеятельности обители.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4269230...

Березин В., Добронравов В. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир: Типо-Литография В. Паркова, 1898, с. 116—117. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3», М., Наука, 2000, с. 266-267. Каменная церковь в селе Доронино выстроена в 1798 году на средства прихожан и помещика Шимановского на месте существовавшей здесь деревянной церкви. Кроме престола в честь Преображения Господня, в теплой трапезе находились престолы в честь Донской Божией Матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Была закрыта в 1936 году. В 1991 году здание церкви вместе с земельным участком было передано Ивановскому Введенскому женскому монастырю для ведения подсобного хозяйства. Храм начал возрождаться, вокруг него стали появляться дома — монастырский скит. В 1994 году на праздник Преображения Господня был священ главный придел, а в январе 2001 года в зимней части храма был освящен престол в честь Донской иконы Божией Матери и священномученика Евфимия. В книге «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» издания 1898 г., составленной В. Березиным, находим следующие сведения о храме в с. Доронино: «Село Доронино на речке Санебе от уездного города находится в 50 верстах, а от губернского города в 90 верстах. Церковь в селе каменная с таковою же колокольнею и оградою; построена усердием помещика Шилановского и прихожан в 1798 г. вместо бывшей деревянной церкви. Престолов в церкви три: в холодной – в честь Преображения Господня, и в теплой трапезе – в честь Донской Божией Матери и во имя святителя и чудотворца Николая. В 1882 г. в теплых пределах на средства церковного старосты г. Гандурина поставлены новые с резьбою вызолоченные иконостасы. В 1892 г. усердием того же старосты вновь вызолочен иконостас в холодной церкви, и вся церковь расписана священными картинами. Приход - село и деревни: Ступкино, Федорково, Ушаково, Повалиха и Мясниково. Разстоянием от церкви деревни находятся не далее 4 верст; препятствий к сообщению с ними не имеется. Всех дворов в приходе 89, душ мужеского пола 272, и женского пола 369 душ; в том числе раскольников: мужеского 1 душа и женского пола 9 душ.

http://sobory.ru/article/?object=07819

Предстоятель Русской Церкви призвал укреплять казачью солидарность на всем пространстве Святой Руси 1 сентября 2010 г. 16:42 1 сентября 2010 года, в день празднования в честь Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения состоялся торжественный прием по случаю празднования в честь Донской иконы Божией Матери и Дня православного казачества, который впервые  отмечается в этом году . На приеме присутствовали архиереи, сослужившие Его Святейшеству за Божественной литургией; заместитель руководителя Администрации Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А.Д. Беглов; депутат Государственной Думы РФ, председатель Союза атаманов России, атаман Всевеликого войска Донского казачий генерал В.П. Водолацкий; атаманы и казаки реестровых казачьих войск и общественных казачьих объединений. «Сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалось казачество Святой Руси — в Российской Федерации, Украине, Белоруссии, Казахстане — везде, где посеяны семена казачьей доблести и казачьего мужества, — сказал, обращаясь к собравшимся, Святейший Патриарх Кирилл. — Вот почему нам нужен единый праздник, который бы объединял всех — все казачьи войска и казаков, находящихся в разных странах — наследниках Святой Руси». «Донской монастырь должен стать родным домом для казаков, приезжающих в Москву», — отметил Святейший Патриарх и пожелал председателю Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископу Павлово-Посадскому Кириллу  помощи Божией «в решении очень важных вопросов, связанных с организацией духовного попечения о всем казачестве». Предстоятель Русской Церкви выразил надежду, что станет традицией проведение 1 сентября ежегодных встреч с участием казачьих атаманов и архиереев, окормляющих православное казачество, — с тем, «чтобы помолиться вместе, поразмыслить о нашей жизни и подумать о том, как мы вместе должны устроять духовное пространство Святой Руси и как нужно его защищать».

http://patriarchia.ru/db/text/1265739.ht...

Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010