В Донском монастыре отметят престольный праздник и День православного казачества 30 августа, 2011. Новостная служба Год назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил день Донской иконы Божьей Матери – 1 сентября по новому стилю – праздником православного казачества. 30 августа. ПРАВМИР. 31 августа 1 сентября 2011 года в Донском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы состоятся торжества по случаю престольного праздника обители празднования в честь Донской иконы Божией Матери. Напомним, что год назад Патриарх Московский и всея Руси Кирилл объявил день Донской иконы Божьей Матери – 1 сентября по новому стилю – праздником православного казачества . По многолетней традиции на торжества в честь главного престольного праздника в обитель из Государственной Третьяковской галереи будет доставлен чудотворный Донской образ Пресвятой Богородицы, сообщает Патриархия.ру. Торжественную встречу святыни 31 августа в 14.00 возглавит наместник Донского монастыря, председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл. Будут совершены малая вечерня с акафистом, по окончании которой всенощное бдение с крестным ходом, а затем акафист и водосвятный молебен. В полночь 1 сентября в Большом соборе Донского монастыря начнется Божественная литургия, после которой до 5 утра перед чудотворной иконой будут совершаться молебны и акафисты. Вторая Божественная литургия начнется в 5.40 утра. В 8 утра Литургию в Большом соборе совершат митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност и епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл. 1 сентября днем состоятся проводы святыни. Кроме того, галерея «Золотой плес» и Государственная академия славянской культуры подготовили к празднику две экспозиции, которые можно будет увидеть на территории монастыря. Также состоятся выступления Кубанского казачьего хора, казачьего хора и ансамбля православной классической гимназии в Ховрино.

http://pravmir.ru/v-donskom-monastyre-ot...

Такими людьми были казаки, особым образом связанные и с Отечеством своим, и с Церковью. Ни одно воинское подразделение не связывало в своем уставе принятие решений с благословением Церкви так, как это делало казачество. Отсюда произрастали особое мужество, духовная сила, смелость казаков, которые защищали Отечество на самых опасных рубежах. И если взять смуту XX века, то до конца именно казаки стояли за сохранение Святой Руси. Но Богу было угодно наказать нас, и все мы были наказаны: и Церковь, и казачество, и власть, и интеллигенция, и народ. Но искупив свои исторические грехи кровью, мы с упованием взираем сегодня на Донской образ Царицы Небесной и молимся о возрождении и Церкви, и народа, и казачества. Пусть Она, Царица Небесная, покрывшая Своим покровом войско русское на Куликовом поле, защитившая Своим предстательством пред лицом Сына Своего град наш Москву в опасные моменты соприкосновения с могучим противником в 1591 году, и сегодня простирает над нами Свой невидимый покров. Я объявляю день Донской иконы Божией Матери, 1 сентября по новому стилю, праздником православного казачества. Я благодарю вас за то, что все вы сегодня съехались — атаманы, представители казачьих войск— с тем, чтобы в этот день, когда впервые отмечается общеказачий праздник, помолиться вместе с Патриархом. Я сердечно благодарю братьев архипастырей, у которых на территории епархий расположены казачьи войска и крупные казачьи подразделения, что они также вместе со мной и с руководителями казачества возносили сегодня свои молитвы перед Донской иконой Божией Матери. Будем стремиться к тому, чтобы основывать жизнь свою на вере православной, возрастая духовно, становясь сильнее, становясь народом, который, впитав в себя весь трагизм исторического опыта и сделав соответствующие выводы, встал и идет по пути духовного и национального возрождения. Пусть Господь хранит историческую Русь, нашу страну — Российскую Федерацию, Церковь нашу, простирающую свой покров и омофор над всей исторической Русью. Да хранит Господь возрождающееся казачество на просторах исторической Руси! Да хранит Господь народ наш в вере, благочестии и чистоте! Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1265719.ht...

Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1684-1692 гг. Фотография. 2007 г. Большой собор в честь Донской иконы Божией Матери. 1684-1692 гг. Фотография. 2007 г. Этот собор Д. м.- уникальное для рус. архитектуры сооружение. Он является примером переноса на рус. почву типа т. н. 5-банного (т. е. с 5 высокими главами-банями) храма, характерного для каменного зодчества Левобережной Украины 2-й пол. XVII в. Из-за болезни и смерти заказчика, царя Феодора Алексеевича, не осуществилось строительство подобной ц. Воскресения Господня на Пресне (1681). И. Л. Бусева-Давыдова связывает замысел ее строительства с поездкой на Украину иконописца Оружейной палаты Карпа Золотарёва, предпринятой по поручению царя специально «для описания церковных чертежей». Он посетил Киев, Переяславль, Нежин, Батурин, Глухов и др. укр. города, где мог видеть многочисленные 5-банные храмы, в т. ч. и Никольский собор в Нежине (1668), к к-рому близка пресненская постройка. По мнению Бусевой-Давыдовой, собор Д. м. был возведен, с небольшими изменениями, именно по подготовленным для Воскресенской ц. строительным документам ( Бусева-Давыдова. 1985. С. 220-226). Но композиция собора не прижилась в рус. архитектуре и была воспроизведена, с перестановкой глав по диагонали, лишь в ц. Вознесения (Тихвинской иконы Божией Матери) в подмосковном Бурцеве (1730-1733). Большой собор Д. м., как и его укр. прототипы, крестообразный, с ориентированными по сторонам света рукавами креста (скругленной, а не граненой, как на Украине, формы) и дополнительными, изначально пониженными компартиментами между ними. Массивные главы на высоких (изначально, по всей видимости, граненых) световых барабанах расположены по сторонам света: бóльшая - в центре, меньшие - над каждым из рукавов креста. Последние трактовались, т. о., как отдельные объемы, что характерно для укр. архитектурной традиции; после изменения формы кровли с надкладкой угловых компартиментов до высоты рукавов в 1-й пол. XIX в. этот эффект исчез. Диаконник и жертвенник получили в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Список с Донской иконы особо почитаем в храме, так как жившие в Тропарево сподвижники Дмитрия Донского и их потомки всегда считали ее своей заступницей. Каждый год 1 сентября (19 августа по старому стилю) Донская икона Божией Матери торжественно выставляется в честь своего праздника в храме перед верующими. Свое название она получила со времен битвы Дмитрия Донского с татарами. Донские казаки, прибывшие на помощь великому князю, принесли с собой икону Богоматери, взятую из Благовещенской церкви. Икона стала хоругвью русского войска и в день Куликовской битвы, в 1380 году ее носили среди православных воинов, воодушевляя их на победу. В память победы, одержанной на берегах Дона, икона названа Донскою. В XVI веке был установлен ежегодный праздник в честь этой иконы, который отмечается 19 августа. Дмитрий Донской перенес икону в Москву и поставил сначала в Успенском, а затем в Благовещенском соборе Кремля. Традиция почитания Смоленской иконы Божией Матери, называемой «Одигитрия», пришла в храм из Новодевичьего монастыря, в чьи владения, как уже упоминалось, входило Тропарево. Тропаревский список сделан, по всей видимости, с иконы XVII века. Глядя на него, невольно вспоминаешь сказания о чудотворной силе иконы. В 1398 году во время нашествия Тамерлана на южные пределы России, иконой Смоленской Божией Матери князь Витовт благословил свою дочь Софью – супругу князя Василия Дмитриевича. Софьей перенесена была икона из Смоленска в Москву и поставлена в Благовещенском соборе. Считается, что помогала она и во времена нашествия Наполеона. Накануне Бородинской битвы икону носили по русскому лагерю, чтоб укрепить молитвою воинов к великому подвигу. Особо чтимых списков с этой иконы насчитывалось когда-то более трех тысяч, они хранились как в церквях Москвы, так и в церквях других городов. Празднование иконы Смоленской Божией Матери было определено на 10 августа. В храме также хранится довольно редкая икона Анны Кашинской. Святая благоверная княгиня Анна Кашинская родилась во второй половине XIII-ro столетия. После кончины мужа – великого князя Михаила Ярославовича она постриглась в монашество. Потом по просьбе своего сына, князя Василия Кашинского, переселилась в г. Кашин, в Успенский женский монастырь, где и приняла схиму под именем Анны. Своей праведной жизнью она снискала глубокое уважение современников и благоговейную память потомков. В 1649 г. собор в Москве причислил благоверную Анну Кашинскую к лику святых. Икона св. Анны Кашинской была подарена одной из прихожанок храма.

http://sobory.ru/article/?object=03292

Наступил день: татары с ожесточением бросились на русских и целые сутки бились с ними; но вдруг, устрашенные невидимою силою, они обратились в бегство, оставив на поле сражения множество убитых и раненых и весь свой стан. В благодарность небесной Заступнице за чудесную помощь в том же году на том месте, где стоял образ Донской Богоматери среди русского войска, царь основал Донской монастырь. В нем была поставлена св. икона и установлен ежегодный праздник 19 августа в честь Донские иконы Богоматери. С того же времени был установлен и крестный ход в эту обитель из Успенского собора, совершавшийся впрочем в разные времена до 1641 года, когда татары сделали нападение на курские пределы и счастливо были отражены. Царь Алексей Михайлович, питавший особенную веру к Донской иконе Богоматери, учредил постоянный крестный ход в Донской монастырь 19 августа. Донская икона Божией Матери теперь находится в Благовещенском соборе, на левой стороне от царских врат; на задней стороне ее изображено благовещение Богоматери (Пролог. Дебольского Дни богослужения, ч. 1; стр. 235–237). Пр. Феофан происходил из города Янины. С молодых лет он отличался любовью к Богу и преданностью Его воле; поэтому, пришедши в возраст, он оставил родину, семью, друзей – словом все мирское и удалился на Афонскую гору, где поступил в братство обители Дахиар (ныне Диоритм); здесь он скоро был пострижен в иноки и стал проводить подвижническую жизнь; его пост, молитва , пренебрежение земными благами, умерщвление плоти, попечение о чистоте души, о соблюдении ума от нечистых помыслов, противодействие бесовским наваждениям – все эти подвиги и добродетели были истинно дивны. Все невольно обращали внимание на такую истинно подвижническую жизнь Феофана и старались подражать ему. За такое совершенство в добродетели он, по смерти игумена, единодушно и единогласно был избран братиею в настоятеля обители. Сделавшись вождем словесного стада, он еще более увеличил свои подвиги, так что проводил жизнь на земле как бы неземную, во плоти – как бы бесплотную, вообще жил как будто бы в чужом теле.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». В июне 1591 года крымский хан Казы-Гирей двинул свои войска на Москву. Русские пограничные рати не смогли остановить татар, и к началу июля Казы-Гирей оказался на подступах к городу. Москва готовилась к тяжелой осаде. Борис Годунов собрал войско, хотя надежд на победу было немного: татары превосходили русское войско и численностью, и вооружением. Но уступали одним — верой, какой был крепок русский народ. Икона Донской Божией Матери, покровительствующая русским воинам, явила чудо: враг был разгромлен. 4 июля 1591 года передовые части войска Казы-Гирея попытались пробиться к Калужским воротам Земляного города, но были остановлены огнем артиллерии. Целый день продолжался бой, татары отступили, готовясь повторить наступление. И тогда русские прибегли к военной хитрости. В ночь на 5 июля Москва осветилась множеством костров. Они горели везде: на кремлевских башнях, в монастырях, на башнях Белого города. Русские ополченцы стреляли, били в барабаны и литавры. В то же время в татарском стане появился богато одетый безоружный всадник. Он был схвачен и предстал перед ханом. «Что есть тако на Москве великий шум?» — спросили его. И он ответил, что «прийдоша к Москве многая сила Новгородцкая и иных государств Московских, прити ее сее мощи на тебе». Пленника жестоко пытали, но он твердо стоял на своем, повторяя эти слова. Татары поверили ему и бежали в смятении, оставляя лошадей и давя своих людей. На следующее утро войска Казы-Гирея под Москвой уже не было. Его перехватили на переправе через Оку и разгромили русские войска. Это был последний поход крымских татар на русскую землю. В честь иконы Богоматери Донской, спасшей город от нашествия татар, был основан в Москве Донской монастырь. С ним связано много исторических имен и событий. Старейший Малый собор монастыря был основан Борисом Годуновым и построен в 1593 году. Большой собор (1684-1698) заложила царевна Софья, продолжал его строить Петр I. Среди вкладчиков монастыря — боярин Артамон Матвеев, воспитатель царя Алексея Михайловича, основатель Московской оружейной палаты — Богдан Матвеевич Хитрово и... члены семьи Степана Разина. По записи, в числе лиц, за которых следовало молиться, упомянуты преданные анафеме Степан и Фрол Разины!

http://sobory.ru/article/?object=02994

Монастыря как такового там не было, а действовал храм, приписанный к Ризоположенской церкви, что на Донской улице. Богослужения совершались по большим праздникам, а также в первую седмицу Великого поста, Страстную и Светлую седмицы. По сложившейся традиции почитания памяти Святейшего Патриарха Тихона, служили также литии, панихиды в день его Ангела — 26 августа, на святителя Тихона Задонского , и в годовщины преставления его. К хору из прихожан, управлявшемуся протодиаконом Иоанном Сарычевым , присоединялся наш братский, занимая левый клирос. Народ любил ходить в Донской. Притягивало людей его славное прошлое и то, что под сводами Малого собора находилась могила Святейшего Патриарха Всероссийского Тихона. В стенах этого знаменитого своей историей монастыря вдруг для Москвы зазвучал живой голос Данилова, на который вскоре потянулись люди, ищущие монастырской службы. Пользуясь разрешением настоятеля Ризоположенского храма протоиерея Василия Свиденюка, мы приезжали в Донской со своим уставом. Особо привлекала прихожан наша исповедь. Подход к ней был монастырский, как в Лавре. Сначала проводили общую исповедь, а затем частную в трех-четырех местах. За один Великий пост число прихожан Донского заметно возросло, что было непривычно для этого храма, на который смотрели больше как на традиционно-историческое место, чем на существующую приходскую общину. — Ни в один пост за последние тридцать шесть лет не причащалось в нашем храме столько народа, как в этот, — говорил с восхищением отец протодиакон Иоанн, служивший здесь с 1948 года. Ни одну Божественную литургию мы не оставляли без живого слова проповеди или чтения на тему праздника, что для прихожан было ново. Под большие праздники за всенощным бдением, на утрени, также читали святых отцов Церкви или лучшие проповеди современных проповедников. Торжественно, с духовным подъемом совершалось празднование в честь чудотворной Донской иконы Божией Матери, приходившееся на 1 сентября. Храм не мог вместить всех желающих. В эти дни собор священнослужителей увеличивался: к нашей братии присоединялись священники Ризоположенского храма, возглавляемые своим настоятелем, и приезжее духовенство. По окончании Божественной литургии служили праздничный молебен с водоосвящением.

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Взятие Казани еще более возвеличило Донскую икону Божией Матери. Ее перенесли в Москву, в кремлевский Благовещенский собор, и отныне цари, собираясь в поход против супостатов или готовясь отразить их натиск, возносили свои молитвы именно перед .нею. Так поступил в 1591 году и сын Ивана Грозного, благочестивый царь Феодор. Основывая Донской монастырь в честь победы над Казы-Гиреем, Феодор Иоаннович повелел написать для него точный список с Донской иконы — «подобие пречюдные иконы Пречистые Богородицы Донския». Сто лет этот список находился в Малом соборе обители, потом его перенесли в новопостроенный Большой собор. В 1695 году изографы Иродион Спиридонов и Иван Иванов создали икону «Корень Иессеев», в среднике которой и поместили Донской образ Божией Матери. Мощи святителя Тихона, патриарха Всероссийского [ править править код ] Патриарх Всероссийский Тихон Святитель Тихон родился в тихом погосте Клин Торопецкого уезда. Псковской губернии. Малой родины своей Патриарх, должно быть, не запомнил: в 1869 году, когда ему минуло четыре года, семья переехала в уездный Торопец. Здесь и прошло его детство. Здесь он учился в духовном училище, сюда приезжал на каникулы из Псковской семинарии. Четверо детей было у священника торопецкой Спасо-Преображенской церкви Иоанна Беллавина и его матушки Анны — Павел, Иван, Василий и Михаил. Жили скромно, много трудились, не чуждались, как и большинство провинциальных священнических семей, крестьянских работ. Однажды, утомившись, отец Иоанн заснул на сеновале. Когда проснулся, рассказал, что покойница мать явилась ему и говор ила о судьбе его детей. Указав на Василия, она произнесла: «А этот будет великим». Потом, уже в семинарии, к нему приклеилось: «архиерей». А в Санкт- Петербургской духовной академии, куда Василия Беллавина отправили продолжать образование как лучшего ученика, — его называли Патриархом. Хотя вообгще-то прозвища здесь были не в чести. Вскоре после пострига и рукоположения во иеромонаха отцу Тихону при-шлось расстаться со своей alma mater: его направили инспектором в Холмскую духовную семинарию. А на 33-м году жизни он — уже епископ Люблинский, викарий Варшавской епархии. Впереди епископа Тихона ждала одна из самых далеких и «экзотических» епархий Русской Православной Церкви, за океаном.

http://azbyka.ru/palomnik/Донской_мужско...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий освятил Троицкий храм Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону 13.06.2016 12 июня 2016 года глава Донской митрополии митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий (Иванов) совершил великое освящение соборного храма Святой Троицы Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии к митрополиту Меркурию обратилась игумения Рахиль. Настоятельница монастыря поблагодарила главу Донской митрополии за совершенное богослужение и преподнесла архиерею на молитвенную память икону Святой Троицы, вышитую сестрами обители. Глава Донской митрополии передал в дар храму икону Спаса Нерукотворного. Митрополит Меркурий поздравил верующих с освящением храма и Днем России, после чего обратился к ним архипастырским словом. На молитвенную память прихожанам и гостям храма были розданы иконки Святой Троицы. Строительство храма в честь Святой Троицы было задумано еще в момент основания обители. Согласно архивным данным, монастырь изначально назывался Троице-Алексеевским. Но Февральская революция, гражданская война и последовавшие затем годы гонений не дали воплотить в жизнь намерения первой настоятельницы. Троицкий храм не был построен, а в 1929 году монастырь закрыли. Только в 1991 году, вместе с возрождением обители, вновь было решено приступить к строительству. В 2006 году был утвержден проект монастырского храма в честь Святой Троицы с приделами Почаевской иконы Божией Матери, святых Царственных страстотерпцев, Архангела Михаила, Пророка и Крестителя Господня Иоанна. В 2008 году на том самом месте, где и предполагалось изначально, началось возведение храма. Освящение места под строительство было совершено архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеимоном. Для строящегося собора были отлиты и привезены колокола, освящение которых состоялось 15 сентября 2010 года, а в 2011 году были освящены новые купола и надглавные кресты Троицкого храма. Первую Божественную литургию в еще строящемся храме совершил 17 апреля 2012 года, на третий день Пасхи и в день празднования Иверской иконы Божией Матери, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. 10 июня 2016 года было получено официальное разрешение на ввод здания храма в эксплуатацию. Храм в честь Святой Троицы построен в стиле древнерусского зодчества, в нем могут молиться одновременно около 1000 человек. Официальный сайт Московского Патриархата / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.06.2016 22:15:56

http://drevo-info.ru/news/20774.html

В Донском монастыре семь каменных храмов: соборный, в честь Донской иконы Богоматери, построенный в конце XVII века; соборная же церковь в честь Донской Богоматери, созданная в 1598 г.; храм Сретения Господня, церковь в честь Архистратига Михаила, храм Тихвинской Богородицы, церковь во имя прп. Александра Свирского и церковь во имя Св. Иоанна Златоуста . Главную святыню Донкой обители составляет икона Донской Божией Матери. Образ этот сопутствовал князю Димитрию Донскому в его походе против Мамая. Все русские цари XVII века молились перед этой иконой о даровании побед над врагами. Ежегодно 19 августа в Донскую обитель совершается из Кремля крестный ход. В ризнице обители хранятся золотые сосуды – дар царя Арчила Имеретинского, Евангелие весом 11 фунтов 83 золотом, – дар Полунина 1688 года; Минея, данная обители даром Михаилом Феодоровичем, печати 1621 года. Достопримечательностями Донской обители являются усыпальница и богатейшее кладбище монастыря, где погребено много отечественных деятелей. Усыпальница находится под храмом; в ней похоронены храмосоздатели и особые ревнители и благотворители монастыря. Кладбище же может называться открытым музеем произведений зодчества. Здесь немало работ наших и иностранных знаменитостей, каковы Мартос, Витали, Рамазанов, Пименов и другие. Управляет Донским монастырем наместник-архимандрит. Заиконоспасский монастырь. Эта необщежительная обитель находится в Китай-городе, на Никольской улице. Время основания ее неизвестно. При царе Михаиле Феодоровиче обитель эта называлась Спасским монастырем на «Никольском Крестце, на Песках, на Старом месте». Во время нашествия французов обитель сильно пострадала от неприятелей. Наименование Заиконоспасского монастырь этот получил потому, что находился за иконным рядом, существовавшим до 1682 года на Никольском Крестце, где теперь Заиконоспасские книжные лавки. С историей Заиконоспасской обители тесно связана история Славяно-Греко-Латинской академии. Возникла она из существовавшей при царе Михаиле Феодоровиче греко-латинской школы. Царь Алексей Михайлович учредил вместо нее Славяно-Греко-Латинское училище, поручив написать строителю обители Симеону Полоцкому устав его. Самое же училище открыто было греками, братьями Иоанникием и Софронием Лихудами в 1686 году. Академия эта имела характер духовного учебного заведения. Из стен ее вышли многие преосвященные иерархи и проповедники. Из учеников этой академии известны: сатирик Кантемир, ученый и поэт Ломоносов. В 1814 году академия переведена была в Троице-Сергиевскую лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010