Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

http://ok.ru/utrachenny/topic/62201525253480 На главной площади Иваново-Вознесенска, носившей имя Торговой (впоследствии - Георгиевской, ныне - Революции) до 1930-х годов располагался величественный храмовый комплекс. Он включал в себя два храма и две колокольни. Предание говорит, что на этом месте на протяжении многих столетий существовал храм в честь апостола Иоанна Богослова, по имени которого и получило своё название село Иваново. В XVII веке здесь располагались храм в честь Воздвижения Креста Господня с приделом Иоанна Богослова и храм великомученицы Параскевы Пятницы. В 1699 году деревянные церкви сгорели. В начале XVIII века была построена кирпичная шатровая колокольня. Одновременно здесь появились летняя деревянная церковь в честь Воздвижения Креста Господня. В 1761 году строится кирпичный зимний храм в честь Рождества Христова с приделом Параскевы Пятницы. В 1775 году храмы пострадали от нового пожара. 27 июня 1795 года был освящён вновь построенный Крестовоздвиженский храм с приделами апостола Иоанна Богослова и святителя Николая. В июне 1864 года епископ Владимирский и Суздальский Феофан (будущий святитель Феофан Затворник) освятил величественный храм в честь Рождества Христова с приделами в честь святых Богоотец Иоакима и Анны и Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы. Храм был построен на средства фабрикантов И.А. Бабурина, Я.К. Буркова и А.А. Напалкова. В 1912 году Христорождественский храм был расширен, в нём появились приделы в честь великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы. В 1851 году для храмового комплекса был отлит новый колокол весом 800 пудов (почти 13 тонн). Его не решились поднимать на старую обветшавшую колокольню. К 1858 году была построена новая четырёхъярусная колокольня высотой около 64 метров. А в 1897 году треснувший колокол был перелит. На этот раз его вес составил 1300 пудов (почти 21 тонна). На колокольню установили часы фирмы братьев Бутенопов. Эта же фирма изготовила куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

http://sobory.ru/article/?object=36997

Строительные и отделочные работы продолжались несколько лет, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825 г. в честь Воздвижения Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран не случайно: он приходился на начало учебного года. Церковь была устроена однопрестольной – во имя Животворящего Креста Господня. Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына – иконостас в виде четырехконечного креста и своеобразное освещение – в центре над иконостасом было сделано круглое хрустальное окно с изображением Всевидящего Ока. Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западно-европейской манере и напоминали картины художников эпохи Возрождения на библейские и евангельские сюжеты, все они были без окладов. Основную часть работ написал студент Академии художеств Василий Чухломин. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста – работы кисти известного художника Василия Степановича Турина, а находящийся над жертвенником образ «Моление о чаше» – работа художника академика Льва Дмитриевича Крюкова. Несколько икон написал протоиерей Александр Иванович Нечаев. Иконостас в виде креста изготовили в Санкт-Петербурге, работу выполнил придворный мастер Гамс. В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842 г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля «Несение Иисусом Христом Креста на Голгофу», пожертвованная попечителем учебного округа Михаилом Николаевичем Мусиным-Пушкиным и написанная его сыном Николаем. Церковь всегда производила большое впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и тонкому вкусу ее архитектора. Однако производившиеся несколько раз замены пола, облицовки стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление. Своды церковного зала опирались на восемь колонн, Колокола висели на западной стороне церкви, наверху под фронтоном. Университетской церкви был придан мистический и вместе с тем несколько домашний вид, что соответствовало тогдашним духовным настроениям российской аристократии.

http://sobory.ru/article/?object=30209

Отдалённая Щениковская волость бывшего Ростовского уезда и в стародавние дни, и в наше время - это глушь, со знаменитым Сахотским болотом. Известной на всю округу эту глухомань сделало явление здесь Святыни. И потянулись многочисленные паломники. Безымянное урочище назвали Никольским погостом. Безымянную речушку, чьё русло теряется в траве заболоченного луга - Иорданкой. В память о чуде построили деревянную Никольскую церковь с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Неизвестно только, в каком году первый храм появился на этом месте. А тот, что дошёл до наших дней, датировку имеет - 1776 год. Сейчас трудно представить, что ещё два десятка лет назад в " Своде памятников архитектуры и монументального искусства России по Ивановской области " было написано о Воздвиженской церкви следующее: " Сам пятиглавый храм Воздвижения Креста, сооружённый в 1776 году на средства прихожан, разобран в 1974 году; сохранился лишь его северный придел сер. 19 в. Колокольня церкви Воздвижения Креста сохранилась на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент. Уцелела также часть северного придела, пристроенного к храму одновременно с колокольней. Несмотря на плохую сохранность, является выразительным памятником в стиле зрелого классицизма " . Фотографии прошлого хранят картину жутких разрушений; слава Богу, теперь от " плохой сохранности " не осталось и следа. Памятник действительно очень выразительный, очень " местный " , характерный для архитектуры этого края. Подчёркнутая вертикальная ориентация сооружения, крупная пластика, массивный трёхсветный четверик, развитое пятиглавие. С севера к основному объёму примыкает придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Со стороны выглядит как отдельный маленький храмик. История монастыря на Погосте Крест едва не началась в 1824 году... Нет, это не опечатка - именно " едва не началась " . Тогда впервые возникла идея устроить здесь монашескую обитель - с благой целью, дабы у Животворящего Креста можно было проводить регулярные богослужения. Впрочем, в XIX веке реализовать замысел так и не удалось. Успели возвести кирпичный заводик, чтобы обеспечивать строительство, да келейный корпус; отчего дело застопорилось - местные краеведы пока не вызнали. Известно только, что кельи передали под народное земское училище, а храм так и остался приходским, пока не грянула беда - настали годы лихолетья. Воздвиженскую церковь разорили, Крест перенесли в Годеново... Лишь в 1998 году стараниями игумена Бориса (Храмцова) возникла на Никольском погосте монашеская община: 27 сентября отслужили первый молебен во вновь построенной часовне. Восстановили храм, возвели ограду, жилые и хозяйственные постройки. Теперь Свято-Воздвиженский монастырь принимает многочисленных паломников.

http://sobory.ru/article/?object=06523

Дальнейших сведений о церкви Липовицкого Погоста до конца XYIII века не имеется. Из сохранившейся  в церкви грамоты, данной в 1797 году епископом Владимирским Виктором на построение каменного храма, видно, что в то время в Липовицком Погосте была «пришедшая в ветхость» деревянная церковь в честь Казанской Пресвятой Богородицы. Через 10 лет, т.е. в 1807 году была устроена трапеза каменного храма. В ней были устроены два придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и святого великомученика Георгия Победоносца. Что касается главного храма, то он был отстроен к 1812 году и освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1873 году трапеза храма была разобрана до основания и устроена более обширных размеров. В то же время построена заново и каменная колокольня. Что же касается  главного храма, то он существовал в том же виде, как и построен в начале XIX столетия. Престолов в храме было три: главный - в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. великомученика Георгия Победоносца. Церковь внутри богато украшена живописью и св. иконами: на многих иконах дорогие серебряные ризы. Утварь и ризница церковная также очень богатые. Из священных предметов древности в церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1685 года. Причта при церкви положено по штату – три священника, дьякон и три псаломщика. На содержание их получалось от службы и требоисправлений, земли пахотной и сенокосной и процентов с причтового капитала около 2700 рублей в год. Дома у членов причта - собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной - 3 десятины 1000 кв. сажен, пахотной удобной - 90 десятин, неудобной - 5 десятин, сенокосной удобной - 102 десятины 338 сажен. Неудобной земли под кустарником - 5 десятин, под церковью и кладбищем - 1 десятина 198 сажен.  Под дорогами - 3 десятины 1350 сажен, под озерами и источниками - 8 десятин 1800 сажени. А всего – 218 десятин 2286 сажен. Кроме того, в Гороховецком уезде за рекой Окой церкви принадлежал земельный участок - 34 десятины 65 сажен, поросшей после пожаров и вырубок редких лесов. Таким образом,  всей земли при церкви 252 десятины 2351 сажен.

http://sobory.ru/article/?object=22343

Из исторических памятников, свидетельствующих о глубо¬кой древности Чудотворного Креста, можно только указать на соборный храм, на южной и северной лицевых сторонах кото¬рого, под самым верхним карнизом, вделаны в стенах из израз¬цовых облицованных кирпичей выпуклые изображения Креста, совершенно одинакового вида и формы с Чудотворным Крестом; а семиконечная форма сего Креста, с усеченными углами сре¬динной поперечины, едва ли не единственная в своем роде, и о подражании какому-либо другому кресту в сем случае не может быть и речи. Собор же Дмитровский построен около 400 лет то¬му назад. О нем уже упоминается в духовной грамоте Князя Дими¬трия Иоанновича, внука Иоанна III, племянника Великого Князя Василия Иоанновича. Грамота писана около 1509 года в темнице, куда был заключен несчастный князь своим же дедом в 1502 году, где он и умер в 1509 г. В древней описи 1523 года церквей города Дмитрова вто¬рично упоминается об Успенском соборе как здании каменном: «В городовой описи церкви: 1) Успения, да придел Великому¬ченика Георгия - каменные; 2) Воздвижения Креста Господня, и 3) Великомученика Димитрия, - упраздненные», говорится в опи¬си. Построение же собора с большою достоверностью можно приписать Георгию Иоанновичу, сыну Иоанна III, который око¬ло тридцати лет (1504-1533) был удельным Князем Дмитров¬ским и обладал высокими нравственными качествами души, любил Дмитров, долго жил в нем и был горячо любим дмитровцами. Почему он не мог не озаботиться построением хорошего каменного храма в своем любимом княжестве, особенно для та¬кой великой святыни, как Чудотворный Крест, который, вероят¬но, и находился прежде в деревянном храме Воздвижения, вы-строенном нарочно в честь Креста вскоре после его явления. Ко¬гда же храм обветшал и был упразднен, Святой Крест перенесен уже в новый каменный собор, где и устроен был в честь его при-дел Воздвижения. К такому же заключению о личности храмозда¬теля приводит и легкость и изящество постройки собора, како¬вая могла быть не ранее того времени, когда отец его Иоанн III вызвал итальянских художников в Москву и стал украшать свою столицу красивыми каменными зданиями, как, например, по¬строенный им Московский Успенский собор. Добрый пример от¬ца не мог остаться без воздействия на благочестивого сына его Георгия, и он, вероятно, поспешил воспользоваться искусством итальянских художников.

http://pravicon.com/image-33141

Владения перешли к Бутурлиным как приданое Анны Васильевны Хлоповой, вышедшей замуж за Дмитрия Ивановича Бутурлина. В 1748 году новый владелец земель - Дмитрий Иванович Бутурлин - построил ныне существующую белокаменную трёхпрестольную церковь в честь Воздвижения Креста Господня. В церкви были устроены три придела: центральный - в честь Воздвижения Креста Господня, правый - в честь Архистратига Михаила, левый - в честь апостолов Петра и Павла. Последующий владелец, Пётр Михайлович Бутурлин возвёл большую четырёхъярусную в стиле ампир, колокольню, не соответствующую стилю маленькой церкви, его же отец построил сохранившиеся до наших дней оригинальные конный двор и службы. Вероятно, автором проекта конного двора был знаменитый русский зодчий В. И. Баженов. До 1802 года Марьинская церковь была приписана к Преображенской деревянной церкви села Заворина, которая находилась в 1.5 верстах от церкви на запад, на реке Северке. Существует предание, что монастырь был основан на месте, где простился с благоверным князем Димитрием Донским преподобный Сергий Радонежский, провожавший князя. В XVIII веке монастырь был закрыт, монахов перевели по другим обителям, а деревянный храм получил статус приходской церкви (уничтожена в советское время). После 1802 года Преображенская церковь была приписана к Марьинскому храму. В 1895 году Крестовоздвиженская церковь усилиями настоятеля, священника Николая Боголепова была отремонтирована. Его стараниями в 1891 году построено новое здание церковно-приходской школы. В советское время Марьинский храм не избежал разграбления, закрытия и осквернения. После 1930-х годов здесь в разные годы размещались цех конфетной фабрики, прачечная, склад пионерского лагеря швейной фабрики " Заря " . Со временем, при ненадлежащей эксплуатации, обрушился свод южного придела, появились повреждения в интерьере и самой конструкции здания, обусловленные нецелевой эксплуатацией здания в советское время. Когда храм в середине 1990-х годов передали РПЦ, то обнаружились следы ранней неравномерной осадки, возникшей при строительстве колокольни.

http://sobory.ru/article/?object=04538

Вторую битву царь Константин выиграл при взятии Византии. Два раза перед этим он потерпел поражение, и, когда сидел в великой печали и размышлении, возвел глаза к небу и увидел слова, написанные звездами: «Призови Меня   в день скорби своей, и Я изму тебя, и прославишь Меня». Константин стал рассматривать небо и увидел Крест, изображенный звездами. И слова вокруг Креста: «С этим знамением ты победишь». И победил Константин под знамением Креста врагов своих, взял Византию и сделал ее столицей своего государства, переименовав ее в Константинополь. Император Константин одержал и третью победу с помощью Креста в войне со Скифами на реке Дунае. После всех побед император Константин особенно стал почитать Христа и Его Крест Животворящий. Он посылает свою мать Елену в Иерусалим, чтобы найти Крест, на котором был распят Христос. Прибыв в Иерусалим, Елена встретилась с Патриархом Иерусалимским Макарием и рассказала ему о цели своей поездки. Патриарх не знал о местоположении Креста. С большим трудом удалось найти среди иудеев человека, помнившего, где было место казни — Голгофа, но на расспросы царицы Елены он отказывался отвечать. Тогда Иуда (так звали старика) был посажен в глубокий ров. Только после этого он согласился показать, где находилась Голгофа. Оказалось, что Святой Крест был брошен в одну пещеру и завален песком и камнями, а сверху римским императором Адрианом выстроен языческий храм в честь богини Венеры. Капище по велению Елены было разрушено, начались поиски закопанного Креста Господня. Патриарх Макарий в это время молился, чтобы Господь помог обнаружить Животворящий Крест. И вот копающие почувствовали дивное благоухание и вскоре нашли пещеру, в которой был похоронен Христос, и три креста, а затем и гвозди. На каком же из трех крестов был распят Спаситель? Патриарх Макарий и царица Елена твердо верили и надеялись, что Бог укажет святой Крест. Божиим промыслом по дороге в это время двигалась траурная процессия. Патриарх стал поочередно возлагать кресты на покойника. Когда Крест Господень коснулся его, умерший воскрес. Царица Елена с радостью и благословением поклонилась Кресту и облобызала его, а за нею и все ее приближенные. Христиане, узнав об этом великом событии, собрались в бесчисленном множестве к месту, где был обретен Крест Христов. Всем хотелось приложиться к великой святыне, но из-за множества народа сделать это было невозможно. Тогда патриарх Макарий встал на возвышенное место и начал воздвизать (поднимать) Крест, чтобы показать всему народу. Народ же, видя Крест Спасителя, кланялся и восклицал: «Господи, помилуй!». И с того времени Церковь установила праздник Воздвижения Креста Господня.

http://pravmir.ru/vozdvizhenie-kresta-go...

132-133 133-139 ВОДОАЛЬД (кон. VII - нач. VIII в.), прп., затворник Свессионский (Суасонский) (пам. зап. 4/5 февр., перенесение мощей 25 мая, 26 сент.) 139-140 ВОДООСВЯЩЕНИЕ церковное священнодействие, посредством к-рого вода как один из первоэлементов тварного мира получает Божие благословение и освящение 140-148 148-149 149-153 153-159 159-160 160-171 171-173 ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Воздвижения Креста Господня Мужской Монастырь - см. Чарторийский в честь Воздвижения Креста ВОЗДЕРЖАНИЕ добродетель тех, кто управляют своими страстными влечениями, пожеланиями, умеряют и ограничивают чувства 173-184 ВОЗДУХ в правосл. литургической традиции один из тканых покровов для священных сосудов, используемый за Божественной литургией 184-186 ВОЗМИЦКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Возмищский, Возмищенский, Возминский], находился в Ламском стане (совр. Волоколамский р-н Московской обл.) 186-189 189-193 193-197 197-203 203-204 204-205 205-207 207-209 209-210 210-211 211-213 213-214 214-220 ВОЙШЕЛК [в Крещении Давид?] († 1268), первый правосл. правитель Литовского великого княжества (1264-1268) 220-221 221-223 223-227 227-231 231-233 ВОЛЖИН Александр Николаевич (1860 - 1933), обер-прокурор Святейшего Синода (30 сент. 1915 - 7 авг. 1916) 233-235 235-239 239-240 240-268 268-270 270-271 ВОЛОГОДСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [Галактионова Знаменская пуст., Спасо-Каменный Свято-Духовский мон-рь], основан между 1627 и 1632 гг. на берегу р. Содемки (ныне Золотуха, в черте Вологды) 271-272 272-273 ВОЛОНЬЧЕВСКИЙ (1799 - 1875), католич. еп. Самогитский (Жямайтский), литов. писатель, просветитель, историк 273-274 274-275 275-278 278-282 283-284 284-286 ВОЛЬНЯНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ прославилась в ц. во имя Св. Троицы дер. Вольно Новогрудского воеводства Великого княжества Литовского 286-287 287-288 288-289 ВОЛЬФ Иероним (1516 - 1580), нем. ученый-филолог, издатель античных и средневек. греч. лит. памятников, основатель герм. византиноведения

http://pravenc.ru/vol/ix.html

При церкви имеется школа грамоты, открытая в 1893 г., помещается в собственном здании; в селе есть также земская школа. На содержание причта отведено 56 дес. распашной земли, 7 дес. сенокоса и 3 дес. леса. Причт пользуется процентами с вечных вкладов на сумму 750 руб. Издание Воронежского Церковного Историко-Археологического Комитета. Воронеж, Типо-лит. Товарищества «Н. Кравцов К-о». Сборник «Воронежская старина». 1907 г. 4 апреля 2004 г. открылась новая страница в истории ясновского прихода. В этот день впервые после долгого перерыва в Ясенках была совершена Божественная Литургия. Церковь Воздвижения Креста Господня — православный храм Щигровской и Мантуровский епархии Курской митрополии. Расположена в селе Ясенки Горшеченского района Курской области. Когда в Ясенках началось возрождение литургической жизни, церковной общине для совершения богослужений передали здание бани. А когда-то здесь храм разрушили, чтобы построить баню… И какой храм! Еще в XIX веке сразу же после постройки ясеновскую церковь отмечали как выдающуюся «по замечательной красоте своей архитектуры». Само село Ясенки ведет свою историю с XVIII в., когда в этих краях обосновались выходцы из Московской и Черниговской губерний. По другой версии, село Ясенки обязано своим появлением на карте переселенцам из другого села Курской губернии с похожим названием – Ясенок. К середине XVIII века в Ясенках появился храм. Это была деревянная церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы. Сначала маленькая. С 1777 года - побольше. К началу XIX века и большой деревянный храм не мог вместить всех прихожан. Пришлось с 1828 г. взяться за постройку новой каменной церкви. Через 17 лет основные работы были закончены, и в 1845 году состоялось в Ясенках освящение каменного двухпрестольного храма. Главный престол был освящен в честь Воздвижения Креста Господня. Но и мученицу Параскеву ясеновцы не забыли, освятив в ее честь южный придел храма. В 1857 году в Ясенках снова были торжества – освящали еще один придел (северный) в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=17382

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010