Умны ли мы, славны ли мы, богаты ли мы, добродетельны ли, все это должно выбросить из головы. Чувство смирения и уничижения, чувство своего недостоинства и окаянства, – вот что должно занимать наше сердце. А чувство чести и благородства? О, как много вредит оно делу самоотвержения! Не оно ли бывает в нас причиною надмения пред неблагородными? Не оно ли производит нетерпение и раздражительность при виде оскорблений и обид? Не оно ли обнажает мечи? Нет, с так называемым нами чувством чести и благородства трудно идти за Тем, Который говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем ( Мф. 11:29 ), и Который заповедует: любите враги ваша, благословите кленущие вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть ( Мф. 5:44 ). Последователь Христов не должен отступать ни на шаг от своего Вождя. Все земное и мирское в сторону, если хочет быть достойным последователем Небесного, Божественного учителя. Чтобы отвергнуться себя, нужно презреть свою мудрость, если она занимает нас и надмевает, нужно не смотреть на свою честь, если она обольщает нас, нужно охладеть ко всем благам и удовольствиям, если они препятствуют мыслям возноситься к небу. Возможно ли это сделать? Но разве мы не делаем подобного самоотвержения, когда раболепствуем миру и плоти? Не часто ли жертвуем своим умом и совестию гнусным страстям? Не часто ли презираем свою жизнь ради чести и славы? Чего стоит нам соблюдение приличий в нынешнем веке? Легко ли удовлетворять требованиям так называемой моды? Мы не замечаем своего самоотвержения, а оно есть у нас и называется необходимою потребностию света. Или не читаете ли и не слышите ли, как многие забывают свою честь, семейство, имущество, даже самую жизнь, когда бросаются в огонь для спасения ближнего от сожжения, или в воду для спасения от потопления? И спасают. Не думайте, чтоб эти спасители ближних отверглись себя из каких видов корыстолюбия; нет, они возбуждаются и действуют только одною любовию к человечеству. – Много, братия, много есть опытов самоотвержения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

1393) и оставался в городе до своей смерти. Подробности последних лет его жизни восстанавливаются лишь предположительно. Прежние конфликты митрополита с горожанами потеряли значение после того, как И. Г. добился смягчения участи фессалоникийцев под тур. правлением и, вероятно, вернул часть пленников. В то же время следует предположить, что И. Г. возвратился в Фессалонику при поддержке имп. Мануила II, к-рый в 1391 г. взошел на престол в К-поле вопреки воле Баязида I, начал новую войну с турками и даже сумел ненадолго вернуть Фессалонику Византии. Вероятно, И. Г. вновь занял митрополичий престол именно в краткий период визант. власти в городе. После захвата города Баязидом I 12 апр. 1394 г. И. Г. оставался на кафедре, пользуясь определенными связями и при османском дворе. Сочинения Корпус сочинений И. Г., дошедших до нас в малом количестве списков и долгое время остававшийся неизданным, включает произведения различных жанров. Собрание гомилий ( Χριστοφορδης. 1992-1996) издано в 2 томах по сохранившимся рукописным сборникам Paris. gr. 1192 (нач. XV в.) и Vat. gr. 651 (рубеж XIV и XV вв.). Paris. gr. 1192 содержит 28 пронумерованных гомилий: 23 проповеди на воскресные евангельские чтения (начиная с Недели о мытаре и фарисее), 2 гомилии на Господские праздники (11-я гомилия на Пасху; 19-я на Воздвижение Св. Креста - BHG, N 449u) и 3 проповеди в честь вмч. Димитрия Солунского на 26 окт., 28 окт. и 2 нояб. 1383 г. (гомилии 25-27 - BHG, N 547n, 547p, 547q; Λαορδας. 1954). Vat. gr. 651 представляет собой 2-й том собрания, в к-ром продолжена нумерация 1-го. В нем содержатся гомилии 28-47 (т. о., 28-я гомилия присутствует в обеих рукописях): 11 проповедей на воскресные евангельские чтения (гомилии 28-33 и 36-40), 2 гомилии на Господские праздники (Рождество Христово - BHG, N 1892t; Богоявление - BHG, N 1934e), 3 проповеди нравственного содержания, не приуроченные к к.-л. дате (гомилии 41-43; Χριστοφορδης. 1981. Σ. 37-59), и 4 гомилии на Богородичные праздники (Рождество - BHG, N 1116; Введение во храм - BHG, N 1106; Благовещение - BHG, N 1099; Успение - BHG, 1090; PG.

http://pravenc.ru/text/674902.html

487. ς πρεσβτερον κλος νομολτρης λας – букв.: «что старшая слава – законослужебный народ». Сжатое до неясности поэтическое выражение той мысли, что, положив левую руку свою на старшего сына Иосифова Манассию, патриарх Иаков дал понять этим, что имеющий честь старшинства в сравнении с будущими младшими народами, т. е. Израиль, окажется подзаконным народом, рабом закона. Νομολτρης – слово, образованное самим песнописцем из νμος – закон и λατρεω – служить за плату, по необходимости, служить рабом; употреблялось и о служении богам, а у христ. писателей только о служении идолам. 488. ποπτευθες θεν οτως ξηπατσθαι – букв, «заподозренный отсюда, что он таким образом обманулся», т. е. когда Иосиф подумал, что он (Иаков) ошибся, благословив старшего Манассию левой рукой; ποπτεω подозревать (от π – под и πτεω, усил. ρω – видеть). 489. περχω – держать над, иметь преимущество 490. В слав, ошибка; должно быть «вопияше» (νεβα). Восклицание поэтически влагается в уста патр. Иакову на том основании, что он мог иметь пророческое прозрение о новом Израиле, как родоначальник старого. 491. νεοπαγς – нововодруженный, новоукрепленный. 492. Кондаки с икосами и возникли, по всей вероятности, из тех поучений, которые имели место по 6 песни канона и первоначально, в сирийской церкви, были стихотворными поучениями (Толковый Типикон. Опущенное в I выпуске, с. LXIII). 493. ψωθες – возвышенный, воздвигнутый. Соответственно названию праздника. 494. κουσως – добровольно, свободно (смягченное κν, которое озн. также «охотно»). 495. δρησαι – подари. 496. οκτιρμς – сожаление, сострадание, милость. 497. πσημος – имеющий знак, знаменитый, замечательный 498. πολιτεα – гражданство; право гражданства, управление государством, государство 499. εφρανοо рассудочной, спокойной, сосредоточенной радости (благодушии). 500. Греч. и др.-слав.: «верных царей наших»; см. прим 289. 501. χορηγω – вести хор, поставить хор, принимать какие-либо издержки, помогать, доставлять 502. πολεμων – враг военный (личный – χθρς), ср. прим 260.

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

В конце 1930-х годов был закрыт. Здание использовалось как склад. В 1942 году подземный ход под храмом планировалось использовать для эвакуации населения. Храм нуждается в капитальном ремонте. В 2017 году часть подвального помещения собора была отремонтирована и обустроена под Нижний Казачий храм в честь святых Царственных Страстотерпцев. В настоящее время в Крестовоздвиженском соборе, в верхнем храме, в теплое время года совершаются молебны в престольные праздники и Казачьи Круги. Сегодня этот храм, дошедший до наших дней от первого периода существования и развития города, расположен в глубине обширной площади, к югу от Воскресенского собора. В характерном для середины Х1Х века облике этого храма звучат лишь отголоски барокко XVIII века. Над обширным прямоугольным в плане объемом, включающим храмовую часть с боковыми приделами и широкую трапезную, возвышается, акцентируя ядро храма, световой восьмерик с купольной кровлей, увенчанный луковичной главкой на восьмигранном световом барабане. С востока прямоугольный объем завершен тремя полукруглыми апсидами, а с запада — квадратным в плане притвором с цилиндрической кровлей. Трехъярусная колокольня (три четверика) стоит почти вплотную к притвору. Была завершена восьмигранной купольной кровлей с полицей и высоким шпилем. Декор фасадов выдержан в традициях русского стиля. Плоскости стен ритмично членятся крупными арочными проемами окон и дверей, обрамленными килевидными архивольтами и соединенными на уровне их основания тягой простого облома (полкой). Окна северного и южного фасадов сгруппированы по три. Все здание в уровне подоконника опоясывают полка и широкий фриз, декорированный ширинками. Углы здания и основные внутренние структурные членения акцентированы гладкими пилястрами с килевидными завершающими кокошниками, возвышающимися над карнизом. Западный фасад притвора завершен килевидным кокошником-закомарой с тремя арками в тимпане. Фасады колокольни сохранили первоначальный лаконичный декор XVIII в. Западный арочный вход обрамлен рустованными лопатками и треугольным фронтоном. Углы остальных ярусов охвачены огибающими их лопатками. Арочные проемы звона заключены в прямоугольные рамки. В основании проемов ярусы опоясывает полка.

http://sobory.ru/article/?object=09126

Стихира эта 5-го гласа, о музыкальном колорите которого достаточно сказать, что им поются Непорочны, «Христос воскресе», «Пасха священная», но конечно, смогласными напевами. Из этих напевов к подобну «Радуйся постников» наиболее близок напев Непорочных — воскресных и Великой Субботы.    Для стихир на хвалитех, соперничающих на бдении по значению со стихирами на Господи воззвах (так как они заключительные), выбран сосредоточенно-серьезный 8-й глас, совершенно неупотребительный в двунадесятые праздники на этом месте бдения (обычно 4-й глас, реже 1-й). Но они имеют свой напев, и не просто самгласный, но самоподобный (см. выше, прим. 226) напев редкой победной торжественности.    Стихиры на литии и на поклонение Кресту самогланы и перебирают разные гласы, но первые радостные (1, 2 и 4, на который даже заключительная стихира, минуя почти обязательные для заключительных 8-й или 6-й гласы), вторые — печальные (2, 5, 6, 8, наиболее 8-го).    Седальны по кафисмах первые — мрачны — 6-го гласа, вторые — светлее, особенно для 1-й кафисмы глас 1-й, подобен «Камени запечатану», для 2-й и по полиелее 8-й глас, подобен «Повеленное тайно», самый любимый в праздники, но только средней торжественности (в более великие гл. 4-й, подобен «Удивися Иосиф»). По 3-й песни канона седален гл. 4-й, подобен «Скоро предвари», совершенно неупетребительный по грустности в двунадесятые праздники.    Светильны берут подобны из родственных по духу праздников — Вознесения (довольно редко) и жен мироносиц (самый частый).    Тропарь «Кресту Твоему» положен на торжественноскорбный 6-й глас, но на самогласный напев его, в котором 1-я половина грустная, а вторая радостная.    На литургии прокимен на глас не из радостных и исключительный для великих праздников — 7-й (в самые великие праздники 8, 4 или 3-го гл.). Но все же не 6-го.    Общее впечатление от напевов всей службы — победа, обливаемая слезами, полная серьезной думы о будущем.    Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессреб¬реников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов.     ανυψομενος приподнимаемый Первыми двумя словами сразу указывается суть праздника.     προτρπεται, или «склоняет», «увещевает».     ανυμνα при глаголе предлог такой же, как в «воздвизаем».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

р. В 1821 г. мон-рь получил ок. 5 тыс. р. за счет свечной торговли, сбора с монастырских лавок, арендной платы за принадлежащие мон-рю воды, пожертвований и др. (Там же. С. 115). Однако монастырские угодья оставались в запустении, рыболовные воды по суду перешли в пользу Волжского казачьего полка. В 1829 г. иером. Вениамин запретил «сидельцам питейных домов потчевать духовенство пьяными напитками», а также строить близ мон-ря харчевни и «обжорный ряд». В 1833 г. был устроен монастырский хутор, приобретены 2 сада, сенокосная земля и лес по р. Таловка, в 1835 г. началось разведение тутового шелкопряда. В 1832, 1837-1838 гг. владения К. м. заливались водами Таловки; монастырское правление неоднократно вело тяжбы с местным населением, отстаивая права пользования земельной, пастбищной и водной собственностью. В 1845 г. еп. Кавказский и Черноморский Иеремия (Соловьёв), посетив К. м., назвал его «обителью умирающей» (цит. по: Попов. 1904. 20. С. 395). По распоряжению архиерея была создана комиссия (в составе прот. Д. Мурадханова, иером. Осии и пресв. Василия Бибилурова) для выяснения причин экономического расстройства мон-ря. В результате стало известно, что земля, переданная под застройку мон-ря, была роздана жителям города для создания торговых лавок, владельцы к-рых уклонялись от арендной платы и присваивали землю. Судебное дело, возбужденное по этому поводу 30 июня 1830 г., оставалось без разбирательства 15 лет. Монастырская земля (более 13 тыс. саж. по окружности), находившаяся в 3 верстах от Кизляра, использовалась казной и казаками местных станиц. К тому же «бесспорная часть» земли почти вся была залита водой (ЦГА РД. Ф. 372. Оп. 1. Д. 14. Л. 31-32); сады и виноградники, переданные в аренду, также были присвоены арендаторами, на пользование сенокосными и пашенными землями претендовали казачьи общества Бороздинской (Бороздиновской) и Сосоплинской станиц, к-рые «похищали монастырскую землю, сеяли на ней хлеб, косили сено, рубили растущий на ней хворост, ловили в монастырских водах рыбу».

http://pravenc.ru/text/1684592.html

—623— блаженнаго упования и явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа? ( Тит.2:11, 12:13 ). Ужели, обманывая самого себя, царствующий Пророк восклицал к Богу: Благ мне закон уст твоих паче тысящ злата и сребра ( Пс.118:72 ). Не нам ли говорит языков учитель: Братие, блюдитеся, да никтоже вас будет прельщать философиею и тщетной лестью, по преданию человеческому, по стихиям мipa, а не по Христе ( Кол.2:3 ). Имеяй уши слышати, да слышит. Аминь. V. Слово в день Воздвижения Честного Креста о том, что блаженство наше во умерщвлении плоти, из темы: Слово крестное погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам сила Божья есть ( 1Кор.1:18 ). Когда злодеи распяли Всесвятого, освятился крест. Новый Иерусалиме! Красуйся и ликуй! Прийде бо к тебе слава Ливанова с кипарисом, и певгом, и кедром ( Ис.60:13 ). Пред лицом всего мipa днесь воздвижется пречестный крест Господень. Христиане! вот слава ваша! Вот знамя ваше! Вот скрижали нового завета! На сих скрижалях читаете вы самое воплощенное слово, самую небесную истину. Где премудр? Где книжник? Где совопросник века сего? Не обуи ли Бог премудрость мipa сего? ( 1Кор.1:20 ). Высота благословенного древа сопрягает небо с землею, глубина его стирает главу адского змия, широта его биет духов злобы поднебесных. Воздвижется Крест Господень, восходит светило таинственное, сияет солнце невещественное, солнцы правды вечныя, земнородные! Се утверждается вам лествица к небеси. Сынове падшего Адама! Поклоняйтеся благословенному древу! Пригвоздите к нему сердца ваша! Обоймите крест Господень. Крепче и крепче прижимайте его к персям вашим! Да окропят вас капли неоцененные крове, да омыют пятна греховные, да освятят вас, да положат на челе вашем печать сынов Божиих. – Тамо при подножии жертвенника, где дымится кровь невинная – тамо пролейте слезы умиления, и повергните себя в недро Божия милосердия!… И что еще мы видим, слу- —624— шатели? В честь настоящего торжества обратим душевные взоры наши на поразительный предмет. На кресте, мнится, кровавыми буквами, написана высокая нам истина: Человеки! Распинайте плоть со страстьми и похотьми! Вот ваше блаженство!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В честь святителя Феодосия Углицкого составлены следующие молитвословия: 1) Тропарь: «Преудобрен во архиереех, святителю Феодосие, был еси светило своему стаду; таже преставился еси в вечные обители: умоли у престола Царя славы избавитися нам от находящих на ны зол и спастися душам нашим, святе, молитвами твоими». 2) Кондак: «Пастырей Начальнику Христу трудился еси, святителю Феодосие, на пажити духовной, питая словесные своя овцы, и приял еси от Христа Спаса целебный дар целити от немощи телесныя и душевныя всякаго приходящаго к целебным твоим мощам; моли, святе, о призывающих имя твое от наветов вражиих спастися душам нашим». А.О. Вишневский Приложения Смирнов П. (пр.). Беседа в 16-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1896. 9. С. 163–168 (Зачем у людей неравно распределяются естественные и благодатные дары) Овому убо даде пять талант, овому же два, овому же един, комуждо противу силы его ( Мф.25:15 ). Откуда происходит у людей неравное распределение земных благ? как человеку наилучше устроить свою жизнь? вот, между прочим, вопросы, на которые мудрецы века сего усиленно пытаются дать ответ и, к сожалению, дают разрешение сих вопросов по существу ложное и по последствиям их учений для жизни людей гибельное… Ограниченный ум человеческий, блуждающий во мраке неведения, вдали от богооткровенного учения, ставит и напрасно пытается самостоятельно разрешить вопросы, которые давно уже ясно и определенно разъяснил миру Сам Спаситель мира, на то и пришедший в мир, чтобы проповедовать истину. Обратим же, братие, умы и сердца свои к спасительному учению Христову и послушаем, какое возвышенное и вразумительное учение преподает нам Господь в притче о талантах, которую мы слышали из ныне чтенного Евангелия: поучимся истине у Самой Истины. Царство Божие и Божественный Устроитель сего царства уподобляется в притче о талантах тому человеку, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение своё: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе, и тотчас отправился ( Мф.25:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из числа 36-ти телеграмм 13 получено было из Харькова, 7 из Москвы, 6 из разных городов Тверской губернии, 5 из Витебска и Полоцка и столько же из разных других мест. Из полученных мною писем некоторые, более или менее интересного содержания, будут изложены здесь в последовательном порядке. – Так От 27 числа писал мне из села Высочиновки, Змиевского уезда А.Ф. Ковалевский: «Имею честь принести Вам душевное поздравление мое со днем Ангела Вашего и усердно желаю Вам при этом доброго здравия, долгоденствя и душевного спасения. Да укрепит Господь ослабевающее зрение Ваше – о сем усердная моя к Нему молитва – и да поможет Вам в многотрудных, и многоскорбных в наш век Архипастырских подвигах. Бывши в Киеве, в прошлом августе, я не раз удостоился свидания и беседы с митрополитом Филофеем, с которым и о Вас вспоминали. До Высокопр. Филофея тоже дошли слухи о недуге Вашем, и он объяснял это усидчивыми занятиями Вашими духовною, литературою. «Высокопреосвященнейший много читает и не бережет своих глаз», сказал о Вас Владыка Киевский. С видимым участием к Вам рассказывал и историю Теребенской пустыни, и вообще видно было особое его к Вам расположение. Сам Высокопр. Филофей вторую половину июня и весь июль хворал. Я видел его 14, 15, 17 и 19 августа, и следы болезни еще очень были в нем приметны, впрочем 14 15 и 17 сам литургисал а под 15-е и бдение сам служил. Однако, прощаясь со мною 19 августа, намекнул, что, кажется, в последний раз со мною видится, чем очень меня опечалил. Недавно был я в Святогорской пустыни, именно праздновал там праздник Воздвижения Креста. Известный турист Вас. Ив. Немирович-Данченко, в свое время едким пером своим описавший Соловки 382 , теперь тем же почтил и Святогорье 383 . В Русской Речи помещена эта нерусская речь о Русском Афоне, цель которой понятна:это глумление над всем тем, что чтить и чем дорожить русский народ. Старцы святогорские впрочем очень мирно и по евангельски отнеслись к этой новой на них клевете, и даже защищаться отнюдь не желают. О. Архимандрит Герман 384 , тоже выведенный в этой статье в очень непривлекательном виде какого-то дурачка-идиота, удивляется только тому, что, не видя в глаза Немировича-Данченко, не имея с ним никогда никаких разговоров, печатно удостоился этой чести. И это значит гласность нашего времени. А вот если совсем снимут с писателей узду всякой цензуры, о чем так громко теперь заговорили газеты, еще больше народится разных подобных пасквилей.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Проявления Божества пробуждали сокрытое в сердце чувство Божества и через него влекли к Господу. Удержать такое движение никто не властен, не только сторонний, но и сам чувствующий его, потому что оно глубже и сильнее всяких других движений. То же Божественное, проявляемое потом Спасителем, влекло к нему людей всякого народа, иже под небесем. То же действовало по всей истории Церкви и действует доселе. Малый след Божественного влечет к себе. Что же следует из этого повсюдного и всевременного опыта стремлений нашего духа к Божественному? То, что есть сверхъестественное, есть и Божество, источник его. Это стремление лежит в основе нашего духа и составляет его природу, как это может всякий видеть из умовых, эстетических и деятельных забот наших. Но в природе не может быть лжи и обмана; следовательно, нег их и в этом стремлении к Божеству. Отсюда выходит, что Бог и Божественное есть и что естественники, отвергающие сверхъестественное, идут против естества духа человеческого. ПЯТНИЦА Гал. IV, 8-21. Мк. VI, 45-53 Дерзайте: Аз есмь, не бойтеся. Вот опора упования нашего! Какая бы беда и скорбь ни была, вспомни, что Господь близ, и воодушевись мужественным терпением. Как тогда Он вдруг предстал Апостолам, бедствовавшим на море; так и тебе, бедствующему, внезапно явит помощь Свою и заступление. Он везде есть и всегда готов с Своим покровом. Стань только и ты с Ним или пред Ним верою, молитвою, упованием и преданностью в волю Его святую. Произойдет сочетание духа с Господом, а отсюда уж всякое благо. Впрочем, это не то значит, чтоб уж тотчас пошло и достоинство, и слава, и честь, и тому подобное. Внешнее может оставаться, как есть, а прибудет мужественное и благодушное пребывание в том порядке событий, какой Господу угодно будет определить для кого. А это и есть главное, чего искать должно всякому бедствующему. Счастье внутри, а не вне. Внутреннее же облаженствование всегда есть у того, кто в живом союзе с Господом. СУББОТА 1 Кор. IV, 17 V, 5. Mф. XXIV, 1-13 По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.

http://bible.predanie.ru/nedelya-18-aya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010