Стихира эта 5-го гласа, о музыкальном колорите которого достаточно сказать, что им поются Непорочны, «Христос воскресе», «Пасха священная», но конечно, смогласными напевами. Из этих напевов к подобну «Радуйся постников» наиболее близок напев Непорочных – воскресных и Великой Субботы. Для стихир на хвалитех, соперничающих на бдении по значению со стихирами на Господи воззвах (так как они заключительные), выбран сосредоточенно-серьезный 8-й глас, совершенно неупотребительный в двунадесятые праздники на этом месте бдения (обычно 4-й глас, реже 1-й). Но они имеют свой напев, и не просто самгласный, но самоподобный (см. выше, прим. 226) напев редкой победной торжественности. Стихиры на литии и на поклонение Кресту самогланы и перебирают разные гласы, но первые радостные (1, 2 и 4, на который даже заключительная стихира, минуя почти обязательные для заключительных 8-й или 6-й гласы), вторые – печальные (2, 5, 6, 8, наиболее 8-го). Седальны по кафисмах первые – мрачны – 6-го гласа, вторые – светлее, особенно для 1-й кафисмы глас 1-й, подобен «Камени запечатану», для 2-й и по полиелее 8-й глас, подобен «Повеленное тайно», самый любимый в праздники, но только средней торжественности (в более великие гл. 4-й, подобен «Удивися Иосиф»). По 3-й песни канона седален гл. 4-й, подобен «Скоро предвари», совершенно неупетребительный по грустности в двунадесятые праздники. Светильны берут подобны из родственных по духу праздников – Вознесения (довольно редко) и жен мироносиц (самый частый). Тропарь «Кресту Твоему» положен на торжественноскорбный 6-й глас, но на самогласный напев его, в котором 1-я половина грустная, а вторая радостная. На литургии прокимен на глас не из радостных и исключительный для великих праздников – 7-й (в самые великие праздники 8, 4 или 3-го гл.). Но все же не 6-го. Общее впечатление от напевов всей службы – победа, обливаемая слезами, полная серьезной думы о будущем. 35 Так начинается (в нов. изд. «Всю отложивше») стихира в честь бессребреников Космы и Дамиана (1 ноября), имеющая один из самых красивых и умилительных напевов. 39 χραντον незапятнанную; необходимое определение к слову «страсть», которое и по-гречески ( πθος) имеет такое же двоякое значение, как по-русски. 42 πολιτεεσθαι жизнь на правах гражданства, почему, может быть, и «на небесах» предлог εις «в» с вин («приписаны к небу»)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

893. Рукописи л. 9–11. Дмитриевский А., проф. Опис. литур- гич. рукоп. I, 271–275. 894. Рукописи листы 19–24 об. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 810–813. 895. Рукописи листы 19–22. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 838–841. 896. Рукописи листы 9–11 Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей I, 902–904. 897. Кекелидзе К., прот. Литург. груз. рукоп., 231–234. 898. Рукописи, листы 74–78. 899. Рукописи: Моск. Румянц. муз. Сев. 491–35 XIII в. л. 28–31; Моск. Синод, тип. греч. 381 XIII-XIV в. л. 47 об. – 50; слав. 323–383 XIV в., л. 51 об. – 55 об. 900. Око церковное, л. 147–154 об. 901. Μηναον το Σεπτεμβρου. Венеция, 1775, 97–107. 902. Τυπικν κκλησιαστικν. Венеция, 1884, 20–24. 903. Дмитриевский А., проф. Описание литург. рукописей 4, 195, 197, 270, 275. 904. Μηναον το Σεπτεμβρου. Венеция, 1775, 107. 905. Никон Черногорец. Пандекты, слово 57. 906. О той любви и благоговении, которые получил Крест очень скоро после его обретения и установления особого праздника в честь его, свидетельствует апокрифическое сказание о нем, передаваемое уже писателем конца IV в. Севериа- ном Гавальскимь. Авраам на месте соединения рек Иора и Дана в одну реку встретил человека, рыдавшего о своих грехах, и велел ему, если он хочет умолить Бога, принести ему три полена. Их патриарх воткнул треугольником на расстоянии половины поприща от обеих рек и велел грешнику поливать их 40 дней по 40 мер воды на каждое полено, сказав, что если они вырастут, то Бог помилует грешника. Они выросли, и грешник пришел поблагодарить Авраама. Выросши еще больше, поленья соединились верхушками и образовали чудное дерево. Оно срублено было для храма Соломонова, но когда его поднимали на приготовленное место в потолке, оно все изменялось в длине и поэтому его вынуждены были положить в храме. Царица Савская, увидев его, воскликнула: «О, треблаженное древо, на немже распяся Христос, Царь и Господь». Тогда Соломон поставил это дерево в восточной стороне храма, обвесив его 30 серебряными венками по 30 сребреников каждый. Один из этих венков дан был в плату Иуде. Были сняты заодно и другие венки, и дерево потеряло свой вид; из него и сделали Крест Христов. Тематические страницы

http://predanie.ru/book/220856-vozdvizhe...

768 В настоящее время известны церковные слова Фотия: 1) на освящение походной церкви в честь Воздвижения креста, устроенной Витовтом для православных его солдат, сказанное в день Благовещения, – в Дополнениях к Актам Истории т. I, стр. 331 fin., 2) на Сретение Господне, – в Православном Собеседнике 1860 года ч. II, стр. 457, 3–5) в недели – о блудном сыне, мясопустную и православия, ibid. 1860 года ч. III, стр. 97, 222 и 481, 6–8) три слова о казнях Божиих по случаю современных физических бедствий, – два напечатаны в Православном Собеседнике 1861 года, ч. II стр. 181 и 303, третье в том же Собеседнике 1875 года, ч.III стр. 70. У Строева в Библиологическом Словаре указывается как будто ещё церковное поучение, судя по приводимому началу – о молитве в храме, – под словом Фотий, Затем, есть ещё с вероятностью усвояемое Фотию сочинение «Об исхождении Святого Духа», – Дополнение к Актам Истории т. I, примечания, стр. 13 (лист 63 оборот); но остаётся неизвестным, – что оно такое, церковное обличительное слово или не нецерковный полемический трактат. 769 В слове по случаю освящения Витовтовой церкви (Дополнения в Актах Истории т. 1 стр. 335 начало) и в слове на неделю о блудном сыне (Православный Собеседник 1860 года, ч. III стр. 499 fin.) он говорит, что часто слово возводит и часто глаголет любви своих пасомых. Третье поучение о казнях Божьих в некоторых списках его надписывается: «Поучение о еже иного крат реченное и глаголанное и ныне паче ко всем рыданное о еже находящих на ны всяческих праведных Владычних прещений» (см. Дополнения к Актам Истории т. I, примечания стр. 14, лист 198 оборот), т. е. надписание поучения хочет сказать, что материя, о которой ведётся речь в нём, много крат была предметом собеседования. 770 В Дополнениях к Актам Истории т. I, стр. 325, и в Памятниках Павлова, col. 501. Послание не имеет даты и из него самого не видно, когда оно написано; но со всей вероятностью должно считать его вступительным посланием: после оно могло быть написано только по какому-нибудь особому случаю и по какому-нибудь особому поводу; но ни на какой особый случай и ни на какой особый повод в нём не указывается.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

По указу Синода от 12 мая 1837 г. в Н. В. м. было организовано уч-ще для воспитания и образования сирот. С 1 дек. 1838 г. здесь на монастырском иждивении обучались 12 девочек-сирот. Программа училища в 1-й пол. XIX в. включала: Закон Божий, краткую историю Церкви, рус. грамматику, арифметику, чтение и чистописание, а также курсы рукоделия - золотошвейное дело, шитье по канве и вышивание гладью. Преподавание безвозмездно осуществляли монастырские священники, а учительницами рукоделия и воспитательницами были опытные монахини. В 1871 г. курс монастырской школы расширили за счет изучения краткой рус. церковной и гражданской истории, краткой рус. географии и изъяснения богослужения. Тогда же в школу стали принимать и девочек из семей горожан. С 2005 г. при мон-ре существует детская воскресная школа. Библиотека Библиотека Н. В. м. страдала от многочисленных пожаров и периодически перевозилась на новые места, однако к сер. XIX в. была достаточно разнообразной. Согласно описанию 1857 г., в книжное собрание входили 90 томов богослужебных книг и ок. 60 томов трудов отцов Церкви и духовно-назидательных сочинений, не считая многочисленной нотной лит-ры (ЦАНО. Ф. 582. Оп. 1. Д. 335). Среди них имелись рукописные Степенные книги и старопечатные издания XVII в.- Общая Минея (М., 1674), пожертвованная патриархом Московским и всея Руси Иоакимом , Апостол в кожаном переплете (М., 1688), пожертвованный духовником патриарха Иоакима игум. Ефремом, Большой Требник (1680), Октоих (М., 1683), толковое воскресное Евангелие (М., 1686). В послереволюционное время б-ка была разграблена и уничтожена. Ризница Ризница Н. В. м. в сер. XIX в. считалась богаче других нижегородских церквей и мон-рей. В обители хранились 43 иконы, покрытые серебряными ризами, большей частью позолоченные и украшенные жемчугом и каменьями. Общий вес серебра на иконах и на большом кресте, стоявшем в Крестовоздвиженской ц., достигал 6 пудов 893/4 золотников. По описанию 1887 г., в ризнице имелись: 14 экземпляров Евангелий (у 11 из них крышки были в различной степени украшены позолоченным серебром), 17 напрестольных серебряных позолоченных крестов (в т. ч. чеканный крест с 7 частицами мощей, к-рый был «построен» в 1685 г. прот. Симеоном из Происхожденского девичьего мон-ря), 4 дарохранительницы и 4 дароносицы, различные серебряные и позолоченные сосуды, блюда, чаши, 2 богатых архиерейских облачения (одно - из малинового бархата с золотом, другое - из золотой парчи), более 70 священнических и диаконских облачений из дородора, парчи, бархата, глазета и проч. дорогих материй ( Соловьёв. 1887. С. 40-41; Храмцовский. 2005. С. 334, 336; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 331). Монастырское хозяйство

http://pravenc.ru/text/2565212.html

На юж. стороне, в ближайшем корпусе к казначейскому, находились трапезная и кухня. На верхнем этаже имелись кельи монахинь - «столовщиц» и огородниц. В следующем корпусе, к западу от трапезного, на верхнем этаже размещались школа, а также хлебопекарня и общежитие для девочек-сирот, где проживали 2 монахини-надзирательницы, на нижнем этаже располагались просфорная и квасная. В 2 корпусах на зап. стороне находились златошвейная, рукодельная и рухольная, или портняжная мастерская. Несколько западнее, в пристройке к колокольне, помещалась башмачная мастерская. Один из корпусов на сев. стороне мон-ря занимали т. н. монахини-церковницы, заведовавшие ризницей, свечами, кладбищем и также наблюдавшие за отоплением и чистотой в монастырских церквах. Эти же монахини шили священнические ризы и др. церковные облачения. В следующем корпусе, расположенном с сев. стороны, на нижнем этаже была устроена больница с Иверской ц. Над ее алтарем, на 2-м этаже, находилась т. н. читальня, в которой непрестанно читали Псалтирь с поминовением усопших. Над храмом и больницей и рядом с ней располагались кельи монахинь, помогавших больным и выполнявших «псалтирное» послушание. Больница и епархиальный медицинский центр. В нач. ХХ в. больница занимала 3 (в случае необходимости и более) комнаты в сев. монастырском корпусе. Здесь имелась комната для домашней аптеки, комната для монахини-аптекарши и послушницы, комната для «больничных надобностей». Больница содержалась на монастырские средства; так, в 1904 г., после капитального ремонта корпуса, все больничное оборудование было приобретено на личные средства одной из инокинь. Для того чтобы больные монахини имели возможность присутствовать на богослужении, между больничными комнатами был устроен теплый коридор, выходивший на хоры Иверской ц. К 2018 г. на территории Н. В. м. также оказывается медицинская помощь. С 2006 г. дипломированные врачи ведут амбулаторный прием священнослужителей епархии, монашествующих, студентов духовных школ и мирян, к-рые располагают письменным ходатайством настоятеля своего прихода. 21 февр. 2012 г. архиеп. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) освятил организованный на территории обители медицинский центр Нижегородской епархии, официально зарегистрированный как поликлиника 5 Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Приволжский окружной медицинский центр». Женское училище

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Среди церковной утвари имелись: «...крест, обложен серебром, оклад басмленой, золочен, с каменьем и з жемчюги... крест, низан жемчюгом; двои сосуды церковные оловяные; кадило медное». Из церковных облачений упоминаются «ризы дорогилные; оплечье, отлас червчат; ризы миткалинные; оплечье, отлас золотой по голубой земле; трои ризы полотняные, оплечье, бархателное; стихарь дьяконской миткалинной; оплечье, отлас червчатой; два стихаря поризных». В б-ке обители хранились: Евангелие «печатное, обложено бархатом, евангелисты серебряные, золочены»; Евангелие «писменое, евангелисты медные»; 12 рукописных Миней; 2 рукописных Октоиха; «Устав писменой»; Постная и Цветная Триоди; Учительное Евангелие; 4 рукописных Трефолоя; 2 Пролога «во весь год»; Апостол; Служебник; рукописный «Потребник» и др. На колокольнице висели 5 колоколов. Все это «церковное строение» досталось обители из государевой казны и от состоятельных прихожан (Там же. Стб. 40-42). На протяжении XVII в. основным источником существования монашеской общины была царская руга. По грамоте царя Василия Иоанновича Шуйского от 19 авг. 1606 г. зачатьевским священникам и диаконам выделялось «по пятинадцати алтын с денгою человеку на год; да на те ж панахиды зачатейской игуменье милостины по двадцати по одному алтыну по четыре денги на год, да старицам… и пономарем и проскурницам по четыре алтына по две денги человеку на год» (АИ. Т. 2. 69. С. 88). В нач. 20-х гг. XVII в. «к церкве Зачатию и в приделы на церковный обиход из государевых Нижегородцких четвертных доходов» отпускалось средств «за два ведра вина церковного, да за десять фунт ладану, да на свечи три пуда воску». «Кроме того государева жалования и руги» двум священникам, диакону, игумении, 59 старицам, просвирнице, пономарю и церковному сторожу выплачивалось общего годового жалованья 83 р. 23 алтына 4 деньги, 412 четвертей хлеба, осьмина ржи и столько же овса (Писцовая и переписная книги. 2011. Стб. 42-43). В 1682 г. государева руга почти не изменилась: на 2 попов, диакона, игумению, 60 стариц, просвирницу, пономаря и сторожа расходовалось в год 84 р.

http://pravenc.ru/text/2565212.html

До 1764 г. Н. В. м. не имел ни земельных угодий, ни зависимых крестьян. К сер. XIX в. у обители появилась пахотная земля близ с. Нагавицына Горбатовского у. На берегу р. Волги, напротив с. Бармина Макарьевского у., стояла монастырская мельница. Обитель владела и рыбными ловлями на Волге, напротив с. Копосова Балахнинского у. Но все эти угодья приносили лишь незначительные доходы - ок. 600 р. серебром. Кроме того, монастырю принадлежал капитал, внесенный различными благотворителями в кредитные организации на содержание сестер. Насельницы зарабатывали средства рукоделием, основным являлись золотошвейные работы - вышивка священнических облачений, риз на иконы, одежд на престолы, воздухов, плащаниц и проч. Плащаницы работы сестер распространялись от Архангельска до Сибири и Закавказья. Монастырские иконы, шитые золотом и серебром, подносились Высочайшим особам, в т. ч. имп. Николаю I (в 1836) и вел. князьям Николаю Николаевичу и Михаилу Николаевичу (в 1850). Настоятельницы, сестры, посетители В 1764 г. Н. В. м. был отнесен к 3-му классу, в 1807 г.- ко 2-му классу, в 1856 г. возведен в 1-й класс, когда в обители полагалось быть игумении, казначее и 100 монахиням. Монастырский причт состоял из 3 священников, диакона и 2 церковнослужителей. В реальности число сестер, проживавших в мон-ре, превышало положенное по штату. В 50-х гг. XIX в. в обители было 180 сестер, в т. ч. схимонахиня и 30 монахинь, в 1887 г.- 75 монахинь и 104 послушницы, в 1919 г.- игумения, 92 инокини и 157 чел., проживавших на испытании ( Соловьёв. 1887. С. 43-44; Храмцовский. 2005. С. 340; Письмо игум. Марии архиеп. Нижегородскому и Арзамасскому Евдокиму, 1919 г.//ЦАНО. Ф. 1016. Оп. 2. Ед. хр. 50). Из настоятельниц известны: Марфа (1737-1741), Матрона (1765-1772), Феодора (1772-1780), Дорофея I (1802-1830), Вера I (1831-1857), Асенефа I (1858-1868), Дорофея II (1869-1881), Вера II (1882-1883), Асенефа II (1883-1903), Мария (1903-1921) (ДАИ. Т. 10. 32. С. 91; Строев. Списки иерархов. Стб. 621; Филарета (Гажу), Мацина. 2014. С. 271-307).

http://pravenc.ru/text/2565212.html

Содержать монахов должно было Луцкое братство. Настоятель избирался на собрании братства, к-рое имело право изгонять из Л. м. нарушителей порядка, в т. ч. игумена. Братии запрещалось иметь имущество и предписывалось заботиться в первую очередь о духовном, а также об украшении храма и алтаря, о сохранности церковной утвари, образов и книг, к-рые должны вноситься в специальный реестр. Настоятель вместе с братией выбирал из числа насельников обители ректора братской школы, мог устраивать проверку знаний учеников. На игумена и братских священников возлагалась обязанность служения воскресных и праздничных литургий, а также молебнов и панихид по средам и пятницам. Отдельно записана обязанность игумена участвовать в общих собраниях братства, посещать братчиков в их домах. Настоятель и монахи должны участвовать во всех акциях братства, в т. ч. за пределами храма, на что выделялись средства из братской казны. В п. 10 говорится о том, что в монастыре вводится общежительный устав. В «Постановении...» есть раздел об обеспечении обители. Предполагались следующие статьи доходов: вклады монахов, вступавших в обитель; милостыня, особенно от членов братства; церковные доходы (продажа свечей, просфор, доходы от треб); доходы от церковных участков (огородов); доходы от «рукоделия», к которому причислялась и типография. В соглашении говорилось, что шкатулка с деньгами Луцкого братства находилась у игумена. Один из монахов обязывался вести канцелярские дела братства, следить за записью доходов и расходов. На годовых общих собраниях отчет о финансовом состоянии братства должен был представлять игумен. Устанавливалось годовое жалованье игумену и братии в 100 злотых, оно выплачивалось на праздник св. Симеона. Л. м. имел владения: двор в г. Броды, села Вовкови, Губин, Гудчий Брод, Длинные, Дроздни, Семеренки, Немецкое, поместье возле с. Теремного, место в с. Ярославичи, 15 участков в Луцке, однако определить, какие владения принадлежали мон-рю, а какие братству, часто невозможно. Управляли имениями, вели денежные и торговые операции миряне - члены Луцкого братства.

http://pravenc.ru/text/2110932.html

Переславль-Залесский. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь Варвары великомученицы /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Варвары великомученицы Архитектурный стиль: Барокко Год постройки:1785. Год утраты:приблизительно 1930 Адрес: г. Переславль-Залесский, Красный пер. Координаты: 56.741539, 38.858137 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Великомученицы Варвары с приделом Воздвижения Креста Господня существовала в Переславле с незапамятных времен, однако первоначально она была деревянной. Каменной, но уже в честь Воздвижения Креста Господня, ее отстроили «по просьбе священника и прихожан» в 1785 году. Эта церковь возвышалась напротив усадьбы Темериных и хорошо просматривалась с центральной улицы. По архитектуре она была типичной для своей эпохи, однако имела и неповторимые черты. Крестовоздвиженскую церковь разобрали в советское время, предполагая употребить ее кирпич на постройку городской бани. http://subscribe.ru/group/tyi-super/8255227/ Церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня с начала XVIII века соединена была с церковью во имя святой великомученицы Варвары, а эта последняя существовала уже в начале XVII века и, как видно из патриарших окладных книг, платила дани в 1628 году два алтына и 4 деньги. Это видно из указа 1715 года, сохранившегося в церковном архиве, в котором, между прочим, написано, что в 1700 году священнику Варваринской церкви Андрею Тихменёву велено было на посаде в Воздвиженской десятине на старом церковном месте построить вновь церковь во имя Воздвижения Честного Креста, да придел святого великомученика Иоанна Воинственника, что теперь эта церковь устроена и изготовлена к освящению. Указ об освящении и выдан был в 1715 году. Из другого указа «Катедральной Духовной Конторы» 1756 года видно, что церковь в честь святой великомученицы Варвары была в то время деревянная, что при ней до этого года было приходских 13 дворов, а по уравнении приходов, произведённом в 1756 году преосвященным Амвросием, епископом Переславским, приписано 30 дворов. В 1785 году, по просьбе священника и прихожан Крестовоздвиженской церкви, преосвященным Феофилактом, епископом Переславским, разрешено было вместо деревянной церкви начать строить каменную. В этой благословенной грамоте при Воздвиженской деревянной церкви указан придел в честь великомученицы Варвары. Когда случилась замена прежнего придела в честь Иоанна Воина новым, сведений о том не сохранилось.

http://sobory.ru/article/?object=39138

Романово-на-Рокше. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Казанской иконы Божией Матери Год постройки:1812. Адрес: Ярославская обл., Переславский район, с.Романово (Рязанцевского сельского поселения, на р. Рокше) Координаты: 56.645326, 39.230118 Проезд:от Москвы: электричкой с Ярославского вокзала до ст. Александров, далее электричкой на Ярославль до ост. Рокша и пешком 2,5 км Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Село Романово на речке Рокше в 1498 г. было завещано князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым своему сыну Ивану. А в 1581 г. оно было пожаловано царём Иваном Грозным Переславскому Данилову монастырю, который и владел селом до секуляризации 1764 года. В начале XVII в. село пострадало от " литовских людей " , которые сожгли деревянный храм Воздвижения Креста Господня. Около 1630 г. храм был восстановлен. В 1812 г. на средства прихожан был выстроен ныне полуразрушенный храм Воздвижения с тёплым приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. В конце XIX в. храм был " снабжён достаточно " утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами; приход состоял из одного села Романова, в котором проживало тогда 560 человек. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин. Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Вып. 2. Владимир, 1895 Село Романово на речке Рокше находится в 100 верстах от Владимира и в 25 верстах от уездного города Переславля-Залесского. В 1498 г. село Романово завещано было князем Иваном Юрьевичем Патрикеевым сыну его Ивану, но через 83 г. в 1581 г. оно было пожаловано царем Иоанном Грозным Переславскому Данилову монастырю, во владении коего оно и оставалось до 1764 г. В начале XVII ст. Романово пострадало от литовского нашествия, но к концу века значительно оправилось и в нем по переписным книгам 1678 г. числились: двор монастырский, 31 двор крестьянский и 60 дворов бобыльских с населением в 353 души муж. пола. Церковь в Романове существовала уже в начале XVII ст. В описи 1610 г. сказано, что храм в честь Воздвижения честного Креста уцелел от разорения поляками, а в писцовых книгах 1628 г. отмечено, что в селе Романове место церковное и храм Воздвижения Креста Господня сожгли литовцы. Но в 1630 г. церковь была уже восстановлена и значилась в патриарших окладных книгах.

http://sobory.ru/article/?object=10891

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010