Одной из первых реликвий Животворящего Древа на Руси стала частица в кресте Евфросинии Полоцкой, привезённая в XII веке из Иерусалима в числе прочих реликвий. Частица древа Креста была помещена в «Ковчег Дионисия», который в завещаниях московских великих князей XV века возглавлял перечень передаваемых по наследству святынь, а в XVII — начале XX веков являлся одной из главнейших святынь Благовещенского собора. В период патриаршества Никона в России стали изготавливать кресты-мощевики «мерою и подобием Креста Христова». Одним из них стал «Кийский крест», куда кроме частицы Животворящего Креста было помещено 108 частиц мощей святых и 16 камней с мест библейских событий. Русские паломники в Святую землю с первой половины XIX века, из числа особо именитых лиц, получали от Иерусалимского патриарха кресты с частицей Древа Креста Господня в качестве благословения, а позже и награды. Орден Креста с частицей Животворящего Древа и в настоящее время является высшей наградой Иерусалимской церкви. В честь обретения Креста был установлен праздник Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. То же было сделано с Крестом и после его возвращения в 629 году из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим при императоре Ираклии. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня отмечается как православной, так и католической церквями 14 сентября (по юлианскому календарю в некоторых православных церквях, и по григорианскому календарю в католицизме). Отдельно установлено празднование в воспоминание обретения царицей Еленой Креста Господня и гвоздей. В Православной церкви оно совершается 6 марта (по юлианскому календарю), в Католической церкви — 3 мая. В 2006 году частица Животворящего Креста была доставлена на околоземную орбиту. Описание [ править править код ] За свою историю древо Животворящего Креста было разделено на частицы разного размера, которые сейчас можно встретить во многих храмах и монастырях мира. Исследователь конца XIX века Шарль Роо де Флepu[fr] в сочинении «Память об орудиях страстей Христовых» (фр. «Mémoire sur les instruments de la passion de la N.-S. J.-C.») сообщает, что суммарный вес всех документально зафиксированных фрагментов Креста составляет всего около трети объема от Креста. Местонахождение. Доступность для паломников [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

Отдалённая Щениковская волость бывшего Ростовского уезда и в стародавние дни, и в наше время - это глушь, со знаменитым Сахотским болотом. Известной на всю округу эту глухомань сделало явление здесь Святыни. И потянулись многочисленные паломники. Безымянное урочище назвали Никольским погостом. Безымянную речушку, чьё русло теряется в траве заболоченного луга - Иорданкой. В память о чуде построили деревянную Никольскую церковь с приделом в честь происхождения честного древа Животворящего Креста Господня. Неизвестно только, в каком году первый храм появился на этом месте. А тот, что дошёл до наших дней, датировку имеет - 1776 год. Сейчас трудно представить, что ещё два десятка лет назад в " Своде памятников архитектуры и монументального искусства России по Ивановской области " было написано о Воздвиженской церкви следующее: " Сам пятиглавый храм Воздвижения Креста, сооружённый в 1776 году на средства прихожан, разобран в 1974 году; сохранился лишь его северный придел сер. 19 в. Колокольня церкви Воздвижения Креста сохранилась на высоту двух ярусов, от третьего остался лишь фрагмент. Уцелела также часть северного придела, пристроенного к храму одновременно с колокольней. Несмотря на плохую сохранность, является выразительным памятником в стиле зрелого классицизма " . Фотографии прошлого хранят картину жутких разрушений; слава Богу, теперь от " плохой сохранности " не осталось и следа. Памятник действительно очень выразительный, очень " местный " , характерный для архитектуры этого края. Подчёркнутая вертикальная ориентация сооружения, крупная пластика, массивный трёхсветный четверик, развитое пятиглавие. С севера к основному объёму примыкает придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Со стороны выглядит как отдельный маленький храмик. История монастыря на Погосте Крест едва не началась в 1824 году... Нет, это не опечатка - именно " едва не началась " . Тогда впервые возникла идея устроить здесь монашескую обитель - с благой целью, дабы у Животворящего Креста можно было проводить регулярные богослужения. Впрочем, в XIX веке реализовать замысел так и не удалось. Успели возвести кирпичный заводик, чтобы обеспечивать строительство, да келейный корпус; отчего дело застопорилось - местные краеведы пока не вызнали. Известно только, что кельи передали под народное земское училище, а храм так и остался приходским, пока не грянула беда - настали годы лихолетья. Воздвиженскую церковь разорили, Крест перенесли в Годеново... Лишь в 1998 году стараниями игумена Бориса (Храмцова) возникла на Никольском погосте монашеская община: 27 сентября отслужили первый молебен во вновь построенной часовне. Восстановили храм, возвели ограду, жилые и хозяйственные постройки. Теперь Свято-Воздвиженский монастырь принимает многочисленных паломников.

http://sobory.ru/article/?object=06523

Дальнейших сведений о церкви Липовицкого Погоста до конца XYIII века не имеется. Из сохранившейся  в церкви грамоты, данной в 1797 году епископом Владимирским Виктором на построение каменного храма, видно, что в то время в Липовицком Погосте была «пришедшая в ветхость» деревянная церковь в честь Казанской Пресвятой Богородицы. Через 10 лет, т.е. в 1807 году была устроена трапеза каменного храма. В ней были устроены два придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и святого великомученика Георгия Победоносца. Что касается главного храма, то он был отстроен к 1812 году и освящен в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В 1873 году трапеза храма была разобрана до основания и устроена более обширных размеров. В то же время построена заново и каменная колокольня. Что же касается  главного храма, то он существовал в том же виде, как и построен в начале XIX столетия. Престолов в храме было три: главный - в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. В трапезе теплой - в честь Владимирской иконы Божией Матери и св. великомученика Георгия Победоносца. Церковь внутри богато украшена живописью и св. иконами: на многих иконах дорогие серебряные ризы. Утварь и ризница церковная также очень богатые. Из священных предметов древности в церкви сохранилось напрестольное Евангелие печати 1685 года. Причта при церкви положено по штату – три священника, дьякон и три псаломщика. На содержание их получалось от службы и требоисправлений, земли пахотной и сенокосной и процентов с причтового капитала около 2700 рублей в год. Дома у членов причта - собственные на церковной земле. Земли при церкви: усадебной - 3 десятины 1000 кв. сажен, пахотной удобной - 90 десятин, неудобной - 5 десятин, сенокосной удобной - 102 десятины 338 сажен. Неудобной земли под кустарником - 5 десятин, под церковью и кладбищем - 1 десятина 198 сажен.  Под дорогами - 3 десятины 1350 сажен, под озерами и источниками - 8 десятин 1800 сажени. А всего – 218 десятин 2286 сажен. Кроме того, в Гороховецком уезде за рекой Окой церкви принадлежал земельный участок - 34 десятины 65 сажен, поросшей после пожаров и вырубок редких лесов. Таким образом,  всей земли при церкви 252 десятины 2351 сажен.

http://sobory.ru/article/?object=22343

Строительные и отделочные работы продолжались несколько лет, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825 г. в честь Воздвижения Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран не случайно: он приходился на начало учебного года. Церковь была устроена однопрестольной – во имя Животворящего Креста Господня. Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына – иконостас в виде четырехконечного креста и своеобразное освещение – в центре над иконостасом было сделано круглое хрустальное окно с изображением Всевидящего Ока. Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западно-европейской манере и напоминали картины художников эпохи Возрождения на библейские и евангельские сюжеты, все они были без окладов. Основную часть работ написал студент Академии художеств Василий Чухломин. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста – работы кисти известного художника Василия Степановича Турина, а находящийся над жертвенником образ «Моление о чаше» – работа художника академика Льва Дмитриевича Крюкова. Несколько икон написал протоиерей Александр Иванович Нечаев. Иконостас в виде креста изготовили в Санкт-Петербурге, работу выполнил придворный мастер Гамс. В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842 г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля «Несение Иисусом Христом Креста на Голгофу», пожертвованная попечителем учебного округа Михаилом Николаевичем Мусиным-Пушкиным и написанная его сыном Николаем. Церковь всегда производила большое впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и тонкому вкусу ее архитектора. Однако производившиеся несколько раз замены пола, облицовки стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление. Своды церковного зала опирались на восемь колонн, Колокола висели на западной стороне церкви, наверху под фронтоном. Университетской церкви был придан мистический и вместе с тем несколько домашний вид, что соответствовало тогдашним духовным настроениям российской аристократии.

http://sobory.ru/article/?object=30209

С самого начала в монастыре был храм Происхождения (изнесения) Честных древ Животворящего Креста Господня с приделом во имя блаженного Василия. Церковь со всеми монастырскими строениями сгорела в 1715 году, но затем была возведена вновь. 8 июня 1716 года храм был освящен в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. По храмовой церкви обновленный монастырь стал называться Крестовоздвиженским. В 1809 г. пожар, перекинувшийся из кремля, нанес значительные повреждения храму и части зданий, кроме того строения уже давно подвергались разрушительному воздействию почвенных вод. Это стало причиной ходатайства о перенесении обители на новое место. 20 апреля 1812 года вышел указ императора Александра I, дозволяющий переместить Нижегородский Крестовоздвиженский монастырь. Монастырю была выделена обширная площадка на пустынной тогда окраине Нижнего Новгорода, рядом с Казанским кладбищем и храмом. Была начата разборка старого храма и некоторых монастырских зданий. Весной 1813 года было положено основание Крестовоздвиженской обители на новом месте. Инокини собственными руками переносили кирпичи за три версты. К осени 1814 года были возведены наружные стены монастыря, внутри них – колокольня со святыми вратами и двумя палатками, восемь каменных корпусов, а также заложен фундамент соборной церкви. Вне монастыря устроен гостиный двор. В октябре 1815 года сестры переселились в новую обитель. 6 ноября 1815 года была освящена больничная церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святого Василия Блаженного. Так как собор на новом месте еще не был готов было разрешено совершать богослужения в престольный праздник в Казанской кладбищенской церкви, построенной в 1798-1799 годах на средства нижегородского купца Я.С. Стешева. 17 августа 1823 года состоялось освящение главного собора монастыря – в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Пятиглавый собор в форме правильного креста был вписан в круг соборной ограды, заключенный в квадрат, образованный восемью жилыми корпусами, в свою очередь соединенными между собой деревянными галереями. Весь монастырь был огражден стенами в форме правильного четырехугольника с башнями по углам. Звонница с семью колоколами возвышалась над главными западными воротами. В таком виде монастырь просуществовал до 1851 года, когда территория его была расширена и обнесена новым четырехугольником стен, с собственными святыми вратами.

http://sobory.ru/article/?object=01815

По посвящению второго храма в честь Апостола Иакова, к тому времени именовались и два поселения, располагавшиеся близ погоста (кладбища): Яковлевские слобода и слободка с более чем полусотней «непашенных торговых и мастеровых и бобыльских дворов». Среди жителей было распространено кожевенное ремесло. Позднее поселение становится крепостным селом, но продолжает именоваться Яковлевской слободой в память о прежних свободных временах. Жители слобод не были крепостными. В самой сущности слободы можно увидеть еще одно свидетельство о монастыре. Монастырь упоминается и известным краеведом XIX века В. Лествицыным в статье «Часовня близ Яковлевской слободы под Ярославлем». Описанное придание гласит о том, как в середине XIV века, некий костромской помещик, страдавший от тяжкой болезни, проезжал из Костромы в Ярославль. Остановившись на ночлег у Яковлевского монастыря, во сне он увидел исходящим из земли исцеляющий его Святой Крест. Проснувшись, помещик указывает открытое во сне место слугам, сопровождавшим его, и повелевает копать. Крест обретен! Приложившись к нему, болящий получает исцеление от Господа. «Помещик объявил, кому следует о случившемся чудесном излечении, и пожертвовал крест в Яковлевский монастырь, предшествовавший нынешней церкви Яковлевской слободы». В память об этом событии был утвержден Крестный ход в день празднования Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – 27 сентября по новому стилю. Была сооружена часовня, сначала деревянная, а в начале ХХ века, на средства А. Нефедова, – каменная, освященная 18 октября 1904 года. Внутри часовни, на месте обретения креста, находился колодец. По традиции местные жители, «отправляясь в город на рынок, считали нужным бросить монету в кружку у дверей часовни, а возвращаясь домой, так же отблагодарить Господа за удачную торговлю». После революции здесь был устроен пункт сбора молока. Часовня была снесена в 1930-х годах. Сейчас на ее месте находится продуктовый магазин. Обретенный Чудотворный Образ Честнаго и Животворящего Креста Господня и сейчас – главная святыня Яковлевско-Благовещенского храма. Традиция совершения Крестного хода в день Воздвижения Честного животворящего Креста Господня возобновлена в 2008 году при нынешнем настоятеле протоиерее Георгие Лапшине.

http://sobory.ru/article/?object=11826

Всего в храме было три престола: в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, в честь Покрова Божией Матери и во имя праведного Симеона Столпника. К приходу церкви относились четыре деревни на левобережье и часовня святого Александра Невского. Уже издали, при подходе к церкви, ощущается торжественный и в то же время изысканно-легкий образ. Благодаря высокому шпилю колокольни и эффектному фигурному завершению верха церковь обладает особенно выразительным силуэтом. К концу 1930 года в городе Тобольске в силу вступило распоряжение советских властей о закрытии многих храмов города. Репрессии не обошли стороной и Крестовоздвиженскую церковь. Как и все церкви Тобольска, она была закрыта, имущество и ценности были конфискованы. Примечательно, что в 50-х годах XX века храм пытались лишить крестов. Но даже трактор не смог сорвать тросом крест со шпиля колокольни храма. Трос не выдержал перенапряжения и мороза, лопнул и, отлетев, смертельно ранил крепившего его на кресте рабочего. Пострадавший скончался в больнице, а крест так и остался на своем месте, хотя и погнутый. Сам храм до 1961 года периодически использовался для хозяйственных нужд. А в 1961 году Крестовоздвиженская церковь вошла в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. Но уже в 1965 году она была передана музеем в аренду ОРСу-2 Главтюменьнефтегазстроя, и в течение 19 лет, т. е. до 1984 года, в здании церкви хранились овощи. Приведя храм в аварийное состояние, ОРС-2 оставил здание в покое. С 1990-х гг. разрушающаяся Крестовоздвиженская церковь находится в безхозном состоянии. В настоящее время епархия начала реставрационные работы. Тобольско-Тюменская епархия Крестовоздвиженская церковь каменная, двухэтажная, построена в 1761 г. В ней три престола: во имя Воздвижения св. Животворящего Креста, во имя Покрова Пресвятой Богородицы и во имя св. Преподобного Симеона Столпника. В приходе 4 деревни: Бекерева (1 верста), Большая Рогалиха (14 верст), Малая Рогалиха (15 верст), Веркульская (17 верст), всего 195 дворов, прихожан 630 муж. пола и 634 жен. пола.

http://sobory.ru/article/?object=00967

25 апреля 2006 года по благословению Патриарха Алексия II монахиня Филарета (Гажу) назначена настоятельницей монастыря. 1 декабря 2007 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий освятил придел в честь Иверской иконы Божией Матери, находящийся в подклети собора. 17 декабря 2008 года, в нижнем приделе в честь Иверской иконы Божией Матери был совершен первый постриг, после закрытия монастыря в 1917 году. 7 марта 2010 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совместно с архиепископом Тульчинским и Брацлавским Ионафаном совершили Божественную литургию. Накануне перед литургией монашеский постриг приняли ещё две насельницы монастыря. 27 сентября 2011 года, в день праздника в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня архиепископом Георгием был совершён чин Великого освящения Крестовоздвиженского собора. За неделю до праздника художниками иконописной мастерской «Ковчег» была завершена роспись в западной части собора. Всего роспись собора велась более двух лет. От старой живописи сохранилось только несколько фрагментов: композиция «Воздвижение Креста Господня», образы святого Николая Чудотворца и Архангела Михаила. При восстановлении росписей использовались сохранившиеся фотографии южного и северного сводов. 22 ноября архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий в сослужении викария Саранской епархии епископа Рузаевского Илии (Быкова) освятил правый придел Крестовоздвиженского собора в честь Похвалы Пресвятой Богородицы и священномученика Дионисия Ареопагита . 30 декабря в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, святителя Иннокентия Иркутского и священномученика Димитрия Солунского был освящён левый придел Крестовоздвиженского собора. В монастыре действует воскресная школа и православный медицинский пункт. Ближайшая сохранившаяся из приходских церквей — Воскресенская, расположенная в 700 метрах от монастыря. Подворья [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Воздвижение Животворящего Креста Господня - 27 сентября

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

По благословению Митрополита Саратовского и Вольского Игнатия 16 июня 2021 года учреждено Крестовоздвиженское подворье Свято-Алексиевского женского монастыря в городе Саратове. Матушка Игумения Феодосия назначена настоятельницей Крестовоздвиженского подворья Свято-Алексиевского женского монастыря. Престол: в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. 22 августа 2006 г., по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина (ныне - Митрополита Симбирского и Новоспасского), протоиерей Сергий Догадин совершил чин положения Антиминса. Здание, в котором освящен Крестовоздвиженский храм - единственная сохранившаяся до наших дней постройка Крестовоздвиженского женского монастыря. Первое упоминание об этой древнейшей женской обители саратовской земли относится ко второй половине 17 века. Церковь и строения монастыря были деревянными. Они не раз сгорали в городских пожарах, но стараниями горожан вновь возрождались. В 1740 году на пожертвования была возведена каменная церковь, освященная во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1762 году освящена другая новая однопрестольная теплая каменная церковь во имя великомученицы Параскевы, нареченной Пятница. Хозяйство монастыря было невелико. Со временем насельницы стали испытывать материальные затруднения. К 1776 году в обители проживало 11 монахинь. Их перевели в Астраханский девичий монастырь, Крестовоздвиженский был упразднен. В В 1828-1830 годах по указу Государя Императора Николая I обитель была восстановлена и открыта на своем прежнем месте. В 1899-1903 годах на месте сломанной церкви во имя великомученицы Параскевы Пятницы возвели большой храм с главным престолом во имя святителя Николая Мир Ликийского чудотворца. Придел освятили во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Средства на строительство пожертвовала купеческая вдова А.И.Семидетнова. Проект подготовил саратовский архитектор Ю.Н.Терликов. По свидетельству современников, храм «поражал своей грандиозностью и великолепием».

http://sobory.ru/article/?object=14808

Так, после дня Рождества Богородицы (8 сентября) совершается праздник в честь святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны; после Рождества христова (25 декабря) празднуется Собор Богородицы; после Крещения Господня (6 января) празднуется Собор святого Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна; после Сретения Господня (2 февраля) совершается память святого праведного Симеона Богоприимца и Анны пророчицы; после Благовещения Богородицы (25 марта) празднуется Собор Архистратига Гавриила, в последованиях Минеи на эти числа находятся песнопения сих праздников. Вместе же с этими песнопениями или, когда после праздника Господнего и Богородичного нет таких воспоминаний, вместе с песнопениями святому в дни попразднства, в Минее Месячной находятся песни собственно попразднственные, которые воспоминают и прославляют бывшее событие праздника. Дней попразднетвенных и последований Минеи, заключающих в себе песни попразднства, бывает неодинаковое число после праздников. 14 сентября – великий праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник совершается в память двух событий: во-первых, обретения Животворящего Креста; во-вторых, возвращения его от персов. Обретение Животворящего Креста было в IV в., в 326 году. Императрица св. Елена, мать императора Константина Великого , пожелала отыскать крест, на котором был распят Господь. Она отправилась в Палестину, в Иерусалим; от одного еврея Иуды узнала, что крест был зарыт в земле на том месте, где было капище Венеры. По разрытии земли нашли три креста. Чтобы узнать, на котором из них был распят Господь (ибо надпись от креста Господня отпала), попеременно возлагали кресты на умершего, которого несли для погребения. Два креста не произвели никакого действия, а когда положили третий крест, мертвый воскрес. Это чудо ясно указало на Животворящий Крест Господень, с чувством благоговения народ повергался перед Крестом, желал его лобызать. Но от стечения народа многие не могли его видеть. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий взошел на возвышенное место и воздвигнул Крест таким образом, что народ мог его видеть.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010