Тюмень. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь, Никольская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Крестовоздвиженская церковь каменная, построена в 1791 году. Имеет два престола: во имя Воздвижения Креста Господня и во имя свят. Николая Чудотворца. Приписных церквей нет, часовен три: на кладбище, каменная, крытая железом, в дер. Ворониной, деревянная во имя Св. Троицы и в деревне Метелевой деревянная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В приходе находятся деревни: Воронина (4 в.), Княжева (6 в.), Метелева (8 в.). Казанская (9 в.). Всего дворов 183, прихожан муж. пола 443, жен. пола 512. Церковной земли сенокосной 21 дес. 5040 кв. саж. Церковный капитал 4817 руб. 44 коп. Причт получает проценты с билетов вечного вклада в 1360 руб. 59 коп. Жалованье священнику 294 руб., псаломщику 196 руб. Дома причта построены на церковные суммы на городской земле в 1873 г. Штат: священник и псаломщик. В приходе Никольское приходское училище, частная начальная школа братьев Колокольниковых и церковно-приходская двухклассная школа при монастыре. Ближайшая церковь Свято-Троицкий монастырь. Расстояние от Консистории 260 верст. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Строительство Крестовоздвиженской церкви в Тюмени продолжалось с 1774 по 1791 год. Средства на возведение храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (таково полное название) собирали всем приходом. Место для строительства также было выбрано весьма удачно — рядом с рекой на южном краю Затюменского мыса. Сперва главный престол освятили как Воскресенский, но в 1845 г. он был переосвящен в честь Воздвижения. В 1837 году вокруг основного здания были возведены каменная ограда и двое ворот, а в 1873 году — дома для церковнослужителей (причта). В начале XX века церкви активно помогала купеческая семья Колокольниковых, в то время очень влиятельная в Тюмени. Прихожанами храмами были жители четырех окрестных деревень.

http://sobory.ru/article/?object=00961

Чулково. Церковь Воздвижения Креста Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Чулковская Церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (Сретенская церковь) Летом 1897 года в Чулкове была  освящена отдельная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня (Сретенская церковь), построенная на средства зажиточного крестьянина, торговца  Тулупова. С 1928 года в селе Чулково служил священник Восторгов Николай Евдокимович, который в августе 1929 года был арестован и приговорен к 3 годам концлагерей. 1 марта 1930 года умер в концлагере. В годы Советской власти здание церкви было переоборудовано под клуб. В 80-е годы XX века там случился пожар, в результате чего окна были заложены кирпичом, а внутри помещения сделаны витражи. До 1897 года деревня Чулково числилась в приходе Липовицкого Погоста. В народе Липовицкий Погост был известен больше под именем «Егорий» по церкви этого Погоста». О времени основания Погоста сведений не сохранилось. Местное предание говорит, что церковь первоначально существовала в селе Пурке, а затем перенесена на место настоящего Погоста. Это предание до некоторой степени подтверждается тем, что вблизи этой деревни выпахивалось много человеческих костей, а в старину кладбища всегда бывали вблизи церкви. Но письменных свидетельств в пользу этого предания не сохранилось. Первые сведения о Липовецком Погосте мы находим в писцовых книгах 1628-30 гг. В них говорится, что Погост Липовецкий на реке Оке, а на Погосте церковь во имя Святого Страстотерпца Христова, Георгий Победоносца. Верх данной церкви шатровый, а строение её и вся церковная утварь – мирских людей. При церкви - 3 попа, пономарь и просвирня. На церковной земле 6 келий нищих, которые «питаются от церкви Божией». На поповой земле - 26 дворов бобыльских. Земли церковной по 40 четвертей в поле. Если принять во внимание, что в то время Липовецкий Погост находился не на берегу Оки, как показано в книгах 1628-30 годы, то можно думать, что церковь была перенесена на другое место, но когда именно, остается неизвестным. По писцовым книгам 1676 г. в Погосте Липовецком построена новая церковь в 1657 году. Может быть, в это время она была перенесена на другое место, но это только предположение.  В тех же книгах есть следующее описание церкви Липовецкого Погоста: «церковь во имя Пресвятой Богородицы Казанской деревянная, верх шатром, а в церкви местных образов: образ Воскресение Христово, на нем 12 венцов серебряных басемные позолоченные, образ Живоначальной Троицы прикладу рясы позолочены. Убрус полотняный, пелена крашенинная выбойчатая, образ Преображения Господня, у него 7 венцов позолоченных. Образ Пресвятой Богородицы Казанской в киоте, убрус полотняный, образ Филиппа митрополита и преподобного Пимена...»

http://sobory.ru/article/?object=22343

Императору Константину Великому явилось знамение Креста Господня на небе, когда он воевал против Максентия, и он услышал голос: «сим побеждай», и когда он повелел сделать изображение креста на оружиях, тогда победил врагов. Так и нам днесь является Крест Христов на небе церковном, чтобы сим знамением и мы побеждали врагов своих и крепко держались его. Возносится и воздвигается Крест Христов, чтобы бесы ниспали и были побеждены, а мы восстали и стояли твердо; возносится и воздвигается Крест Христов, чтобы, взирая на него, исцелились мы, уязвленные жалом змеиным – грехом. Боговидец Моисей велел взирать умирающим от угрызения змеиного в пустыне на медного змия, вознесенного на древе, – и те, которые взирали, исцелялись, а которые не хотели взирать, умирали. Это был прообраз воздвигаемого ныне животворящего Креста Господня: кто взирает на пречестный Крест Христов с верою, тот исцелится от греха, а кто не хочет взирать, тот погибнет. Возносится и воздвигается Крест Господень, дабы мы, взирая на него, воспоминали страдания Христовы, которые Божественный Искупитель претерпел ради нашего спасения, и благодарили Его безмерное к нам благоутробие. Воздвигается и возносится Крест Христов, дабы мы поклонялись ему и знали, чрез что мы получили спасение… Аминь. П. П. С. Поучение в неделю по Воздвижении//Миссионерское обозрение. 1896. 9. С. 171–175 (Сила и слава Креста Христова) Более пятнадцати столетий, протекших со времени воздвижения из недр земли Животворящего Креста Господня, не изгладили в Церкви Божией памяти о сем радостном событии. До сих пор святая Церковь пред очами нашими воздвигает Крест Христов, совершает хвалы и молитвословия, возглашает песнопения в честь Животворящего древа, на нём же распяся Царь и Господь. Между прочим, в течение всей предстоящей седмицы торжественно изнесенный из алтаря Крест Христов будет возлежать на аналогии во храме для поклонения и лобызания его верующими. В чём же заключается важность и величие Креста Христова? Ответ на это дает нам св. Церковь в одной из своих песней: крест хранитель всея вселенныя; крест красота Церкви; Крест царей держава; крест верных утверждение; Крест ангелов слава и демонов язва (светил.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В память сего чудесного обретения Креста Господня, случившегося 6 марта 326 года после Рождества Христова, установлено было Св. Церковью празднество в честь Св. Креста, и самый праздник, как потому, что Честный Крест был вынут, «воздвигнут» из земли, так и потому, что патриарх показывал Св. Крест народу, «воздвигая» или поднимая его вверх, назван был «воздвижением» Честного и Животворящего Креста Господня. Итак, теперь знаете, братие, когда и почему установлен праздник воздвижения Животворящего Креста Господня. Впрочем, праздник этот, по первоначальному установлению, совершался не теперь, а на второй день праздника Пасхи, потому что обретение Честного Креста, как сказал я, последовало в марте месяце, в котором большей частью бывает Пасха. Перенесение настоящего праздника на 14 сентября и окончательное установление праздника во всей его торжественности, как Он совершается теперь, относится к VII веку, т. е. через триста почти лет после первого обретения Животворящего Древа, и совершилось по следующему событию, в котором также просияла чудодейственная сила Креста Господня. Событие это можно назвать вторым обретением Спасительного Древа Крестного. В 614 году Хозрой, персидский царь, имел войну с греческим императором Фокой. Война эта была весьма несчастна для греков: Хозрой, кроме других городов, завладел и святым градом Иерусалимом, увел множество христиан в плен и вместе с другими сокровищами Иерусалимского храма захватил и Крест Господень. Четырнадцать лет находился Животворящий Крест в руках язычников, и христиане лишены были счастья – воздавать поклонение и чествование своей драгоценной святыне. Но вот когда Хозрой был убит своим сыном Сироем, а в Греции вместо Фоки сделался царем Ираклий, то Господу угодно было возвратить Святой Крест из Персии в Иерусалим. Ираклий при помощи Божией начал одерживать победу за победой над персами и забирать под свою власть персидские города. Тогда Сирой, персидский царь, молил Ираклия не воевать более, просил мира и в числе богатых даров прислал Ираклию древо Животворящего Креста Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Погост-Крест. Монастырь Животворящего Креста Господня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В связи с тем, что на этой странице размещены фото зимнего придела храма в Погост Кресте (так теперь называется официально это место) в монастыре Животворящего Креста Господня, надо отметить, что на самом деле придел этот воздвигнут во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящён 27 сентября 2012 года. Привожу здесь материал из газеты " Православный Петровск " сентябрь 2012 года, при написании которого были использованы материалы сайта Иваново Вознесенской епархии. " 27 сентября, в день праздника Воздвижения Креста Господня в монастыре в честь Животворящего Креста Господня села Никольского Погоста на реке Иорданке (Ильинский район, близ с.Антушково) состоялось праздничное архиерейское богослужение. Митрополит Иосиф в сослужении епископа Шуйского и Тейковского Никона, епископа Кинешемского и Палехского Илариона, настоятеля монастыря Животворящего Креста Господня иеромонаха Гавриила (Лысова) с братией обители в священном сане, священнослужителей Шуйской и Иваново-Вознесенской епархий освятил вновь построенный Покровский храм и совершил в нем Божественную литургию. Долгие годы сюда, на Никольский погост шли многочисленные паломники, помолиться у великой святыни. Богозданная река, некогда возникшая посередине болота, получила название Иорданка. В 1776 году на погосте был возведен величественный каменный храм. В годы гонений на Церковь в конце 30-х годов XX века храм был разорен, а Животворящий Крест был перенесен верующими в ближайший действующий храм села Годеново Ярославской области. В 1998 году на Никольском погосте была основана монашеская община. Огромные усилия для воссоздания здесь духовной жизни положил ныне почивший игумен Борис. В 2001 году началось воссоздание каменного Крестовоздвиженского храма. Ныне здесь находится устроенная обитель с величественным храмом, колокольней, братским корпусом, хозяйственными постройками. Завершается строительство монастырской ограды. Построен и сегодня освящен Покровский храм монастыря. В селе Антушково, на монастырском подворье, действует Казанский храм. Место явления дивной нерукотворной святыни посещается многочисленными паломниками, число которых с каждым годом возрастает " .

http://sobory.ru/article/?object=14818

У свято Воздвиження Хреста Господнього Предстоятель Церкви звершив в 28 вересня 2015 р. 09:38 27 сентября 2015 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию на площади у Ближних пещер перед Крестовоздвиженским храмом Свято-Успенской Киево-Печерской лавры . В канун праздника Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил всенощное бдение в лаврском храме преподобных Антония и Феодосия Печерских. Его Блаженству сослужили архиепископы Ровеньковский и Свердловской Пантелеимон , Макаровский Иларий ; епископы Ирпенский Климент , Бородянский Варсонофий , а также братия монастыря в священном сане. После большого славословия в центр храма был вынесен Честный Крест Господень, где Блаженнейший владыка совершил чин Воздвижения. За Литургией Его Блаженству сослужили наместник Лавры митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , архиепископы Ровеньковский и Свердловской Пантелеимон, Городницкий Александр , епископ Дионисий (Константинов) , а также братия монастыря в священном сане. После чтения Святого Евангелия Блаженнейший владыка произнес проповедь перед многочисленной паствой, собравшейся в этот день на раннюю Литургию в Лавре. За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире на Украине. После отпуста Блаженнейший митрополит Онуфрий поздравил присутствующих архипастырей, духовенство и мирян с воскресным днем и праздником Воздвижения Креста Господня, а также благословил всех присутствующих. 14 (27) сентября Святая Церковь вспоминает события IV века, когда в 326 году благочестивая мать царя Константина, святая равноапостольная царица Елена, нашла Честный Крест Господень. По преданию, записанному Григорием Турским, местонахождение Креста под руинами языческого капища указал иудей по имени Иуда, который впоследствии принял христианство. В VII веке празднования в честь обретения Креста Господня царицей Еленой были объединены с воспоминанием о другом славном событии — возвращении древа Животворящего Креста Господня из персидского плена. В 614 году царь Персидский Хозрой во время войны с византийским императором Фокой завладел Иерусалимом, разграбил его и вывез в Персию древо Животворящего Креста Господня, где оно находилось 14 лет. В 628 году император Ираклий после победы над персами торжественно вернул святыню в Иерусалим. Это событие состоялось 14 сентября по юлианскому календарю. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4233294...

Животворящий Крест Господень Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Воздвижение Креста Господня Животворящий Крест (греч. ζοποις σταυρς), Крест Господень, Животворящее Древо — крест, на котором был распят Иисус Христос. Является одним из орудий Страстей Христовых и относится к главным христианским святыням. В честь обретения в 326 году Животворящего Креста был установлен праздник - Воздвижение Креста Господня , получивший своё название от того, что епископ Макарий I, с целью, чтобы все верующие могли увидеть Крест, воздвигал (то есть поднимал) его, обращая ко всем сторонам света. См. также: Храм Гроба Господня Содержание Исторический экскурс [ править править код ] Святые равноапостольные Константин и Елена После того как свершились величайшие события в истории человечества - Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. св. места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на нек-рых были построены языческие храмы. Обретение св. Креста имело место в царствование св. равноап. имп. Константина I Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноап. Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление к-рого стало для св. Константина знаком победы над противником. Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста . Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Афродиты. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на к-ром был распят Господь, иерусалимский еп. Макарий († 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения. Реликварий с частью Животворящего Креста (Собор Парижской Богоматери)

http://azbyka.ru/palomnik/Животворящий_К...

Вязники. Кафедральный собор Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Собор. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Михаила и Феодора Черниговских , Иустина Философа Год постройки:не ранее 1794. Адрес: Владимирская область, г. Вязники, ул. Горького, 10 Координаты: 56.237689, 42.175276 Проезд:собор находится относительно недалеко от въезда в город с востока, со стороны Нижнего Новгорода, следует двигаться по главной улице направлением к центру города. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Действующий храм. На центральной площади города имеет как филиал отдельную часовню Казанской иконы Божией Матери с помещением для продажи свечей и церковной литературы. На территории церкви находится Крестовоздвиженское кладбище с братскими могилами русских войнов, погибших от ран в госпиталях г. Вязники в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Церковь снаружи очень яркая. На территории церкви находится Крестовоздвиженское кладбище с братскими могилами русских воинов, погибших от ран в госпиталях города в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Крестовоздвиженский кладбищенский храм построен на средства купца Водовозова. По стилю это позднее барокко почти переходящее в классицизм. Примыкающая к трапезной невысокая колокольня появилась без малого век спустя — в 1863 году. В целом, облик получился довольно традиционный: длинный храм, строенный " кораблем " , где восьмерик с одним куполом уравновешен на другом конце близкой по высоте колокольней. Церковь и колокольня каменные. В храме три престола. В холодной в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В теплой, которая построена от холодной нераздельно, два: правый – в честь святого мученика Иустина Философа; левый – в честь святых Михаила и Федора Черниговских чудотворцев. На центральной площади города имеет как филиал отдельную часовню Казанской иконы Божией Матери с помещением для продажи свечей и церковной литературы. http://rusonom.ru/attraction/217

http://sobory.ru/article/?object=02613

Уфа. Церковь Воздвижения Креста Господня в Нижегородке. Крестовоздвиженский храм Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1892 и 1893. В 1902 пристроены боковые приделы. Ссылки:     Адрес: Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, Лесопильная ул, д. 2 Координаты: 54.733176, 55.919037 Проезд:От Телецентра - мимо трамвайного кольца по улице Трактовой вниз. От улицы Аральской (конечная 212,279 авт.,6 тролл.) спускаться вниз в сторону железной дороги. Также рядом находится ж/д станция " Правая Белая " . Изменить описание В 1994-1998 гг. была церковью Крестовоздвиженского женского монастыря, позднее переведённого в г. Стерлитамак и переименованного в  Благовещенский женский монастырь . Монастырским корпусом служило соседнее здание бывшего училища глухонемых с недействующей домовой церковью Николая Чудотворца и Ермогена, Патриарха Московского , исторические связанное с Крестовоздвиженским приходом (в настоящее время в этом здании расположены воскресная школа и церковная библиотека) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В конце XIX в. появление православного храма в Нижегородской слободе ожидалось с большим нетерпением. В этом районе, удаленном от центра города и приходских церквей, процент старообрядческого населения был особенно высок. Это не могло не беспокоить уфимское епархиальное начальство, и предложение купца Трофима Петровича Козлова (впоследствии пожизненного церковного старосты) выстроить здесь храм на собственные средства, было встречено с большим одобрением. 1 сентября 1892 г. в нижней части уступа уфимской горы, поднимающейся над Нижегородкой, епископ Дионисий (Хитров) торжественно заложил храм. На торжестве присутствовал также уфимский губернатор Л.Е. Норд. Строительство велось необычайно споро: менее чем через год (22 августа 1893 г.) состоялось освящение храма в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня. Спустя 10 лет возникла необходимость в расширении церкви, и в 1902 году к его северной и южной сторонам примкнули приделы. Храм стал трёхпрестольным: главный – в честь Воздвижения Креста Господня, правый – во имя св. апп. Петра и Павла, левый – во имя св. Николая Чудотворца. Впоследствии входы в приделы храма на северном и южном фасадах, а также открытые проёмы в ярусе звона колокольни были забиты. Приход церкви был самым большим в Уфе и состоял преимущественно из рабочего люда. При церкви действовало церковно-приходское попечительство, помогавшее бедным жителям Нижегородки, а во время 1 мировой войны семьям солдат, ушедших на фронт.

http://sobory.ru/article/?object=05436

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВОЗДВИЖЕНИЕ КРЕСТА ГОСПОДНЯ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Воздвижение Креста Господня Богослужение праздника Воздвижения Праздник Воздвижения в иерусалимском богослужении IV–X вв. В сохранившемся в арм. переводе иерусалимском Лекционарии нач. V в. главным праздником остается Обновление. На 2-й день праздника (т. е. в день Воздвижения), 14 сентября, все собираются в Мартириуме , и там св. Крест показывают всем собравшимся; повторяются те же антифон и чтения ( прокимен из Пс 64; 1 Тим 3. 14–16; аллилуиарий со стихом из Пс 147; Ин 10. 22–42), что и в 1-й день. В грузинском переводе иерусалимского Лекционария V – VII вв. праздник Обновления 13 сентября продолжается 8 дней. 2-й день, 14 сентября, уже имеет особое название – «день Воздвижения Креста». В этот день в 3-м часу (9 часов утра по совр. счету, т. е. после утрени ) совершается чин воздвижения св. Креста и поклонения ему (см. ниже), после которого сразу следует Божественная литургия . На литургии Лекционарий указывает тропарь (видимо, входной) «Христа печать» со стихом из Пс 27; чтения (Притч 3. 18–23; Ис 65. 22–24; Прем 14. 1–7; Иезек 9. 2–6; 1 Кор 1. 18–25; аллилуиарий со стихом из Пс 45; Ин 19. 16b–37) (заимствованы из службы Великой пятницы); тропари на умовение рук и на перенесение Даров (эти моменты в чине иерусалимской литургии ап. Иакова сопровождались особыми песнопениями) – «Глас пророка Твоего» и «Ангелов лики Тебя славят». Также указан прокимен на вечерне в день Воздвижения (из Пс 97). Праздник Обновления в Лекционарии является началом нового цикла литургийных чтений, воскресенья вслед за ним носят названия 1-го, 2-го и т. д. по Обновлении. В Иадгари (грузинский перевод иерусалимского Тропология – собрания гимнографических произведений), отражающем палестинскую литургическую практику VII – IX вв., праздник Воздвижения является 2-м днем 8-дневного торжества в честь Обновления иерусалимских церквей. Последование Воздвижения включает ряд стихир (на «Господи, воззвах» и на хвалитех), 2 полных канона со 2-ми песнями (без указания гласа, нач.: «Изведшему нас из уз смерти, воспоем Христу» и «Воспоем Единородному Сыну»; во 2–4, 8–9 песнях канонов указаны начала тропарей еще и 3-го канона, а в 7-й насчитывается сразу 4 группы тропарей); для литургии в Иадгари указаны те же тропари, прокимен и аллилуиарий, что и в груз. переводе иерусалимского Лекционария. Большое количество песнопений, посвященных св. Кресту, свидетельствует о выделении Воздвижения в самостоятельный праздник. После X в. древняя иерусалимская литургическая традиция уступила место константинопольской.

http://drevo-info.ru/articles/815.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010