Третья неделя Великого поста – Крестопоклонная: в воскресенье совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Предлагаем читателям сайта Православие.Ru богословско-филологический комментарий к самоподобну службы Крестопоклонной недели. Фото: stsl.ru В православной традиции в третье воскресение Великого поста происходит торжественное изнесение Честного и Животворящего Креста Господня из алтаря в центр храма для поклонения. После Крест остается в центре храма на протяжении всей седмицы. Считается, что Крестопоклонная неделя является самым торжественным днем Святой Четыредесятницы . Подобный чин совершается в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и в день памяти Происхождения (Изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня. Празднование в честь Животворящего Креста Господня в середине Великого поста связано с перенесением подножия Креста из сирийского города Апамеи в Константинополь при императоре Юстине, о чем свидетельствуют рукописи Иерусалимской библиотеки XIII века . Богослужебные тексты третьей недели Великого поста красивы и возвышенны. Они изобилуют художественной персонификацией, аллегорией и противопоставлениями. Стоит проанализировать яркий пример употребления персонификации в богослужебном тексте – самоподобен «Радуйся, Живоносный Кресте». Самоподобен (греч. ατμελον) – богослужебное песнопение, имеющее свою собственную метрику, мелодию и выступающее образцом для других. Знаменитые стихиры Кресту «Радуйся, Живоносный Кресте», написанные по образцу самоподобна пятого гласа «Радуйся, постников похвало», приводят нас к воспоминаниям о Крестной смерти Спасителя и одновременно о торжестве и победе над ней через Воскресение . Церковнославянский текст самоподобна службы таков: «Радуйся, Живоносный Кресте, благочестия непобедимая победа, дверь райская, верных утверждение, Церкве ограждение, имже тля разорися и упразднися, и попрася смертная держава, и вознесохомся от земли к небесным: оружие непобедимое, бесов сопротивоборче, слава мучеников, преподобных яко воистину удобрение, пристанище спасения; даруяй миру велию милость» .

http://pravoslavie.ru/138422.html

Это нужно знать На протяжении почти трех столетий римские императоры-язычники всячески стремились уничтожить священные места, где пострадал за людей Иисус Христос. Только в IV веке император Константин, принявший христианство, прекратил все гонения, стал повсюду строить храмы, возрождать святыни, а также захотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. Его мать царица Елена, ревностная христианка, с радостью взялась исполнить это желание и отправилась в Иерусалим. Ей указали, что Крест Христов зарыт в землю на том месте, где позже построили языческий храм. Когда по приказанию царицы сломали здание и стали рыть землю, то нашли три креста и около них дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, их стали по очереди возлагать на умершего. От двух крестов не произошло никакого чуда, а когда возложили третий крест, то умерший ожил. Так узнали Крест Господень. Когда люди услышали о великом чуде, то все захотели увидеть Святой Крест. Иерусалимский патриарх Макарий и царица Елена встали на возвышенное место и подняли (воздвигли) Крест, чтобы всем было видно. Это торжественное событие произошло в 326 году, и в честь него был установлен великий праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня. Царица Елена часть Креста Господня привезла с собой в Константинополь, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Святого Креста и в настоящее время хранится в иерусалимском храме Воскресения Христова. А Константина Великого и его мать царицу Елену за великие заслуги в распространении учения Христа Церковь именует равноапостольными, то есть равными апостолам. Древо Креста Господня с самого его обретения представляло для христиан такую великую святыню, что представители всех стран и народов горели желанием получить от него хотя бы малейшую частицу. С течением времени по всей земле были распространены маленькие частички Животворящего Креста, которые бережно хранятся во многих храмах и монастырях. В праздник Воздвижения православные христиане благоговейно поклоняются честному древу Креста, на котором был распят наш Спаситель. Этот Крест неизгладимо запечатлен в наших благодарных сердцах, а вещественный образ охраняет нас в храме, на нашей груди, в наших жилищах. Мы несем крест, а крест несет нас

http://azbyka.ru/propovedi/dorogoj-spase...

   Св. равноапостольные цари Константин и Елена, над местом страданий, погребения и воскресения Иисуса Христа построили обширный и великолепный храм в честь Воскресения Христова. Построили также храмы на Елеонской горе, в Вифлееме и в Февроне у Дуба Мамрийского.    Царица Елена часть Креста Господня принесла своему сыну, Царю Константину, а другую часть оставила в Иерусалиме. Этот драгоценный остаток Креста Христова и до настоящего времени хранится в храме Воскресения Христова.    После обретения животворящего Креста Господня, Иуда, указавший место нахождения Креста, стал христианином. Затем за добродетельную жизнь был рукоположен во епископа с именем Кириака и возведен на кафедру Иерусалимского патриархата. Пострадал за Христа при Юлиане Отступнике. Память св. священномученика Кириака празднуется 28 октября (10 ноября н. ст.).    В память обретения Креста Христова и Его воздвижения Святая Православная Церковь установила праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот праздник относится к числу великих праздников и празднуется 14-го сентября (27 сент. н. ст.)    За всенощным Богослужением (на утрени) бывает вынос Креста для поклонения. После великого славословия, священник, облачившись во все священнические одежды и держа над головой своей Св. Крест, украшенный цветами, при пении «Святый Боже»... выносит его из алтаря на середину храма и кладет на аналое. Во время троекратного пения тропаря «Спаси Господи, люди Твоя»..., священник кадит Св. Крест. Потом при пении: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим», все кланяются и целуют Св. Крест. Украшается Св. Крест зеленью и цветами в знак того, что через него (т. е. через страдания и смерть на нем Спасителя) дарована нам вечная жизнь. В этот праздник положен пост, чтобы углубить благоговейное воспоминание крестных страданий Спасителя. Новые враги христианства    Несмотря на окончательную победу христианства над язычеством, язычники все же попытались еще раз выступить против христиан, при императоре Юлиане Отступнике.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Строительные и отделочные работы продолжались несколько лет, церковь была освящена лишь 15 сентября 1825 г. в честь Воздвижения Креста Господня, хотя все иконы были готовы уже в 1823 г. Этот день для престольного праздника был выбран не случайно: он приходился на начало учебного года. Церковь была устроена однопрестольной – во имя Животворящего Креста Господня. Главные решения, заимствованные Пятницким в церкви Голицына – иконостас в виде четырехконечного креста и своеобразное освещение – в центре над иконостасом было сделано круглое хрустальное окно с изображением Всевидящего Ока. Иконы, как и в голицынской церкви, были написаны в западно-европейской манере и напоминали картины художников эпохи Возрождения на библейские и евангельские сюжеты, все они были без окладов. Основную часть работ написал студент Академии художеств Василий Чухломин. Хоругви с иконами Казанской Божией Матери, св. Антония, св. Александра Невского и Воздвижения Честного Креста – работы кисти известного художника Василия Степановича Турина, а находящийся над жертвенником образ «Моление о чаше» – работа художника академика Льва Дмитриевича Крюкова. Несколько икон написал протоиерей Александр Иванович Нечаев. Иконостас в виде креста изготовили в Санкт-Петербурге, работу выполнил придворный мастер Гамс. В последующие десятилетия больших изменений в оформлении церкви не произошло. В 1842 г. на горнем месте была установлена копия с картины Рафаэля «Несение Иисусом Христом Креста на Голгофу», пожертвованная попечителем учебного округа Михаилом Николаевичем Мусиным-Пушкиным и написанная его сыном Николаем. Церковь всегда производила большое впечатление на посетителей, в основном благодаря хорошему оформлению и тонкому вкусу ее архитектора. Однако производившиеся несколько раз замены пола, облицовки стен, замена лепнины росписью постепенно ухудшали общее впечатление. Своды церковного зала опирались на восемь колонн, Колокола висели на западной стороне церкви, наверху под фронтоном. Университетской церкви был придан мистический и вместе с тем несколько домашний вид, что соответствовало тогдашним духовным настроениям российской аристократии.

http://sobory.ru/article/?object=30209

Королёв Стан. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:приблизительно 2000 - 2007. Адрес: Республика Беларусь, Минская область, Минский район, д. Королёв Стан, ул. 2-ая Воскресная, д. 1Б Координаты: 53.985291, 27.79253 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Королев Стан – деревня Боровлянского сельсовета находится в 10 км на северо-восток от г. Минска вдоль трассы Минск – Смолевичи. Свое название она получила оттого, что здесь останавливались на отдых короли Речи Посполитой. Точного времени основания деревни неизвестно, скорее всего, это было, в XVIII веке. В 1800 году Королев Стан упоминается как владение князей Радзивилов. Сейчас население деревни составляет 867 человек. Точных сведений, когда был построен первый деревянный храм в Королев Стане не сохранилось. В XIX веке в деревне имелся лишь небольшой деревянный храм на кладбище в честь св. Георгия Победоносца. Эта церковь являлась приписной к Успенскому Крестогорскому приходу. В 1876 году из-за ветхости старого храма начали строить новый, тоже деревянный. В 1877 году строительство было завершено. На пожертвования крестьян (35 рублей серебром) киевский купец Василий Плесконосов поставил 7 икон для иконостаса. По приказу Минской духовной консистории от 29.09.1880 года возле церкви построили деревянную на каменном фундаменте колокольню. Сам храм представлял собой четвериковый сруб на каменном фундаменте под гонтовой крышей, на которой возвышались два купола. После трагических событий 1917 года Свято-Георгиевскую церковь в Королев Стане постигла та же судьба, что и большинство церквей Белоруссии - храм в 1936 году был разрушен. После того, как в конце ХХ века изменилось отношение государства к Православной Церкви, в 1991 году православные жители деревни изъявили желание построить новую церковь. Для этих целей 29 ноября 1991 года состоялось собрание верующих в количестве 95 человек, на котором решили образовать приход в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а 28.04.1992 года зарегистрировали устав прихода в Миноблисполкоме.

http://sobory.ru/article/?object=15213

Онуфриевское, урочище. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня , Симеона и Анны , Онуфрия Великого Год постройки:не позже 1810. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Ярославская область, Борисоглебский район, урочище Онуфриевское. Координаты: 57.208739, 38.957232 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание На месте утраченного храма построена часовня Онуфрия Великого Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Онуфриевское. Церковь Крестовоздвиженская, построена в 1810 году, каменная, одноэтажная, с тремя престолами: летняя в честь Воздвижения Животворящего Креста Господня, в зимней церкви на правой стороне в честь Онуфрия Преподобного (12 июня), на левой стороне во имя Праведных Симеона Богоприимца И Анны Пророчицы (3 февр.). Церковь построена иждивением прихожан. Церковной земли 36 дес. и 172 кв. с. Дома церк. для священника и псаломщика деревянные. Церковный капитал 202 рубл., капитал причта 2781 р. 42 к. Прихожан в селе Онуфриевском духовного звания муж. 13, жен. 6 д. Прудищ м. 71, ж. 84, в 1-й в. от церкви, Пысково м. 107, ж. 117, в 2-х в., Ляхово м. 159, ж. 199, в 2½ в., Волосово м. 61, ж. 66, в 3 в., Ермолино м. 63, ж. 79, в 3 в., Туксаново м. 15, ж. 19, в 1 в., Гнильево м. 29, ж. 27, в 1 в., Березники Рыжковый м. 114, ж. 135, в 2½ в. Всего м. 619, ж. 726. Село Онуфриевское при реке Сотьме, на горе. Почтовый и телеграфный адрес: Борисоглебские слободы. При селе Онуфриевском земская школа. По штату положено быть священнику и псаломщику. Капитала причта 3130 р. Источник: Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль : тип. Губ. земск. управы, 1908. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=58117

Эгвекинот. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:Между 2001 и 2014. Ссылки:   Адрес: Иультинский р-н, п. Эгвекинот, ул. Прокунина, 5а Координаты: 66.321407, -179.117099 Проезд:Со стороны Озерного въехать в город по улице Ленина, подъехать к церкви можно по второму повороту налево. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Возникновение прихода можно отнести к 1994 г., когда христиане поселка Эгвекинот и Озерный стали собираться в квартирном доме по улице Комсомольская. 18 марта 1994 г. приход Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня был внесен в Единый государственный реестр юридических лиц. Священника на приходе в то время еще не было. Все богослужения совершались мирским чином. Спустя некоторое время по благословению епископа Магаданского Ростислава, в чью епархию тогда входила Чукотка, в поселок Эгвекинот стали приезжать миссионеры иеромонахи. Они совершали различные требы, крестили и причащали людей. В конце 1999 г. прихожане храма во главе с старостой прихода Башинским Леонидом и его заместителем Ждановой Тамарой написали ходатайство в администрацию о безвозмездной передаче в собственность общины на период использования для Богослужений двухкомнатной квартиры по адресу Пролетарская, д. 5А, квартира Их прошение было удовлетворено главой администрации. В 2000 г. Администрация Иультинского района предоставила прихожанам православной общины постоянное помещение для совершения богослужений. После освященного архиерейским чином квартирного храма в честь Воздвижения Креста Господня богослужения в нём стали проводится регулярно. В 2001 г. Главою администрации был выделен участок на берегу залива. Это место идеально подходило для возведения храма. Возведенный на нем храм должен был быть хорошо виден с любой точки поселка. Участок был освящен в 2001 г. епископом Диомидом. Финансирование строительства храма взяла на себя ЗАО «Чукотская торговая компания» во главе с директором Ивановым Игорем Павловичем. Именно им и было принято решение о постройке каменного храма. Надо отметить, что это должен был быть первый каменный храм на Чукотке.

http://sobory.ru/article/?object=27861

Чухлэм. Церковь Воздвижения Креста Господня. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Деревянная церковь. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Воздвижения Креста Господня , Василия Великого Год постройки:Между 1863 и 1865. Адрес: Республика Коми, Сысольский район, с. Чухлэм Координаты: 61.221951, 50.181263 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1916 году находились на территории Усть-Сысольского уезда и относились к Вологодской епархии. Республика Коми, Сысольский район, село Чухлэм расположено на правом берегу Малой Визинги (приток Сысолы). Название церкви и престолов в 1916 году - Крестовоздвиженская Чукломская - приходская в Межадорской волости Усть-Сысольского уезда. Деревянная церковь 1863 года постройки. Престолы Воздвижения Креста Господня, святого Василия Великого. Часовня в Старом Чухломе. http://parishes.mrezha.ru/library.php?id=142 Церковь построена в 1863 году и освящена 28 июня 1865 г. благочинным, священником Ибской Вознесенской церкви Георгием Поповым. Первоначально была приписной к Межадорской церкви. Холодная, одноэтажная, деревянная, с теплым приделом. Придел освящен 7 декабря 1866 года. Престолы: в холодной церкви - в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в теплом храме - во имя Святителя Василия Великого. По ходатайству местного причта вследствие малопоместительности теплого придельного храма указом Великоустюжского духовного правления от 1 мая 1899 года за разрешено было холодный храм переделать в теплый, и в октябре 1899 г. были устроены две печки: одна в алтаре и другая в храме. 15 ноября 1890 г. начался сбор средств хлебом и деньгами, на постройку каменной церкви. По ходатайству священника Александра Рогова, для поддержания существовавшей церкви и для увеличения капитала для постройки новой каменной, прихожане приговором от 15 ноября 1890 г. охотно пожертвовали во владение церкви на вечное время мукомольную мельницу об одном поставе, находившуюся в 4-х верстах от церкви на речке Волью, с условием, что необходимые по мельнице работы, кроме плотнической, во всякое время года по повестке церковного старосты выполнять натурой обществом, а также, во время перестройки амбара, лес обязались доставлять из крестьянских дач натурой. Вследствие ветхости мельницы и запущенности механизма, согласно данному обязательству, прихожане в продолжении двух лет в 1893 и 1894 годах под руководством специального мастера унтер-офицера Димитрия Мельникова, нанятого причтом с согласия прихожан, устроили новую мельницу о двух поставах и на новом месте. Мельница, учитывая строевой материал, работы, железо и прочие принадлежности стоила до 1200 рублей. Мельница была пущена в действие 1 ноября.

http://sobory.ru/article/?object=15143

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance В Петербурге освятили храм Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня 1 мин., 16.10.2018 11 октября 2018 года в северной столице состоялось великое освящение храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Чин освящения и Божественную литургию в новоосвященном храме возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий. Идея строительства церкви появилась в 2009 году. 27 сентября 2016 года был освящен закладной камень будущего храма, а через год на главный купол храма был установлен крест. 27 сентября 2018 в храме Спаса на Каменке была совершена первая Божественная литургия.  Храм выполнен по проекту архитектора Кирилла Яковлева (архитектурная мастерская «Тектоника»). Новый храм уже получил в народе настоящее русское имя – Спас на Каменке. Фасад Спаса на Каменке украшают мозаики и скульптурное изображение святой равноапостольной Елены и святителя Макария Иерусалимского. Внутреннее убранство храма сочетает в себе каноническую живопись и неоклассические детали, древнерусское искусство и искусство Ренессанса. Спас на Каменке – первый храм в Петербурге, построенный по монолитному методу. На Кипре близ Никосии (Эпископио, Тамасосская митрополия Кипрской Православной Церкви) по идентичному проекту возведен храм святого Апостола Андрея Первозванного и Всех святых, в земле Русской просиявших. Храм открыл двери для прихожан в 2017 году и стал одной из достопримечательностей Кипра. Генеральный ктитор обоих храмов – заслуженный строитель России, президент фонда " Созидающий мир " Вячеслав Заренков. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/v-peterburge-osvyatili-hr...

Скачать epub pdf Слово в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. О спасении нас крестною смертию Господа от греха, проклятия и смерти 6 Вчера за утренним богослужением мы слышали с вами, возлюбленные о Христе братия и сестры, евангельское повествование, в котором Спаситель говорит о предстоящей Ему крестной смерти: аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе ( Ин. 12:32 ). Ныне же за Божественной Литургией в апостольском чтении мы слышали слова Ап. Павла, также указывающие на крестную смерть Христа. Слово бо крестноекресте), говорит он, погибающим убо юродство есть, а спасаемым нам, сила Божия есть... мы же проповедуем Христа распята, иудеем убо соблазн, еллином же безумие ( 1Кор. 1:18:23 ). Наконец, нынешнее литургийное евангельское чтение содержит в себе повествование Иоанна Богослова о той же крестной смерти нашего Спасителя ( Ин. 19:6–35 ). Таким образом, все три чтения из Священного Писания в честь настоящего великого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня говорят нам о крестной смерти Христа, говорят о том величайшем деле Божественной любви, через которое Господь даровал нам спасение. И если бы нас спросили: что сделал для нас Господь Своею крестною смертию, то каждый из нас правильно сказал бы: Господь крестною смертию даровал нам спасение. Но если бы нас спросили: от чего именно спас нас Господь Своею крестною смертию, то может быть, на этот вопрос получились бы неодинаковые ответы, и не все из них оказались бы правильными. Между тем, вопрос о спасении нас крестною смертию Христа есть основной догматический вопрос нашей православной веры. Имея в виду, сколь греховны и гибельны для нас заблуждения в области догматического учения, мы, как православные христиане, должны правильно мыслить и говорить о всех догматах нашей веры, а тем более касательно главнейшего из них – догмата о нашем спасении. Вот какой ответ дает на поставленный нами вопрос великий богослов Русской Церкви, Митрополит Московский Филарет, которого по уму, святости и чудесам можно сравнить со св. Василием Великим . В своем катихизисе, всецело основанном на святоотеческом учении, он говорит: «Крестная смерть Сына Божия нужна была для того, чтобы спасти нас от греха, проклятия и смерти». Когда мы в детстве изучали катихизис Митр. Филарета, то усваивали это догматическое знание механически, памятью рассудка. Ныне мы должны не только умом, но и всем сердцем воспринять его, чтобы оно было для нас убедительным, непоколебимым и спасительным. И сие знание будет для нас таким, если мы свой ум подчиним уму Христову, уму апостольскому и святоотеческому и не будем смущаться человеческими неправильными богословскими умствованиями, которые издавна стремились и стремятся поколебать ту или другую истину нашей православной веры. Такие неправильные богословские умствования существуют и по поводу настоящего догматического вопроса.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010