При помощи этих глаголов евангелист нередко передает идею внутреннего, духовного зрения, которое открывается в человеке благодаря вере в Иисуса как Сына Божия. Иногда в словах и мы видели славу Его усматривают аллюзию на событие Преображения Господня, описанное у синоптиков ( Мф.17:1–6 ; Мк.9:2–7 ; Лк.9:28–35 ). В повествовании Луки об этом событии термин «слава» употреблен применительно к преображенному состоянию Иисуса, свидетелем которого стали ученики ( Лк.9:34 ). Апостол Петр также употребляет это понятие в рассказе о Преображении: Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет.1:17–18 ). Иоанн был одним из трех учеников, которых Иисус взял с Собой на гору. Следовательно, он был свидетелем события Преображения, хотя и не описывает его в своем Евангелии (предположительно потому, что его уже описали другие евангелисты). Думается, однако, что слова и мы видели славу Его в прологе его Евангелия относятся не только к Преображению. Термин «слава» – один из наиболее часто встречающихся у Иоанна. Вся жизнь Иисуса, включая Его страдания и смерть, представлены у Иоанна как явление славы Божией. Сам Иисус в Евангелии от Иоанна раскрывает это понятие применительно к Богу и к Самому Себе. Поэтому в прологе термин «слава» относится ко всему событию пришествия в мир Бога, ставшего человеком. Термин «благодать» (χρις), трижды употребленный Иоанном в прологе, имеет важное значение для новозаветного богословия. В синоптических Евангелиях он встречается всего дважды, оба раза у Луки: в словах ангела, обращенных к Марии ( Лк.1:30 : ибо Ты обрела благодать у Бога), и в словах самого евангелиста об отроке Иисусе ( Лк.2:40 : и благодать Божия была на Нем). В апостольских посланиях этот термин встречается неоднократно в составе приветствий, обращенных к адресатам, а также в качестве самостоятельного богословского понятия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Проблема отношения мира к Церкви является одной из вечных коллизий и вряд ли она когда-либо будет не то что устранена в принципе, но даже просто сглажена. Почему так происходит? Ответ в Евангелии: если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин. 15, 18-20). Но как нам, христианам, реагировать на противостояние мира и Церкви? Во-первых, здесь уместно процитировать слова нашего современника протоиерея Валериана Кречетова: «Из мира мы пришли, но не от мира должны быть». Мы не имеем возможности физически изолироваться от нередко чуждой христианству среды, однако мы обязаны хранить духовную трезвость и жить по евангельским законам, отвергая те ложные принципы, которые мир явно или в скрытой форме нам навязывает. И здесь важно оградить от тлетворного влияния внешней среды как себя, так и, по возможности, наших ближних, особенно детей. Конечно, вести такую жизнь довольно сложно, и всякий христианин, ставший на путь духовной борьбы с разрушающим воздействием мира и его «князя», рано или поздно осознает свою немощь. И с этим связан второй аспект, который следует всегда иметь в виду— необходимость смирения и полного упования на волю Божию. Только с Его помощью возможно выйти победителем в брани против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6, 12). И только в этом случае мы безопасно сможем взойти на новую, самую высокую ступень развития отношений с миром— проповеди Евангелия, свидетельства словом и делами о Христе Спасителе. Если мы сами будем, как завещал апостол Павел, стойкими в вере, мужественными, твердыми (см.: 1 Кор. 16, 13), то сможем благотворно повлиять на окружающих и в конечном счете способствовать преображению нашего общества и мира в целом. Иерей Михаил Поликаровский, преподаватель догматического богословия СПДС, клирик храма в честь Рождества Христова, г.Саратов:

http://pravoslavie.ru/50521.html

С кротостию, смиренно и незлобиво обращайся с нищими, приходящими к тебе за милостию, памятуя, что они члены Христовы, что они не имеют где главу подклонить, что они приходят к тебе за своим добром, которое поручил тебе Господь для раздачи, что сам ты пользуешься множеством удобств и средств житейских незаслуженно, будучи великим грешником, и еще памятуя слова апостола: только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности [ Гал. 2, 10 ]. Диавол обыкновенно возжигает в нас страсть к корысти, когда подходят к нам нищие, и тем возбуждает крайнее нерасположение к нищим, особенно если их много и многое им надо дать. Но помнить надо слова Господни: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал... был наг, и вы одели Меня [ Мф. 25, 35–36 ] – и награду за дела милости – Царствие Небесное. Всемерно старайся служить Господу все службы или моления общественные и частные непреткновенно, несомненно, духом торжествующим, ибо в противном случае тебя уязвит сильным уязвлением сатана и долго, долго будет мучить тебя. Молитва есть спокойствие, свет, сила, дерзновение, жизнь души. Если сам будешь молиться спокойно, со дерзновением, силою, то и в молящихся с тобою прольешь спокойствие, дерзновение, свет и силу. Если ты будешь молиться неспокойно, малодушно, вяло, с сомнением, то и других приведешь в смятение. Сегодня я чувствую себя немощным по душе из-за вчерашнего чревоугодия у отца Петра Преображенского , штурманского священника, – чаю сладкого много пил. Обиделся на двенадцатилетнего мальчика Софронова, что при встрече не снял фуражки, как священнику и законоучителю. Честолюбие! Не в смирении ли величайшая честь? Аз есмь лоза, вы же рождие [рус.: Я есмь лоза, вы же ветви] [ Ин. 15, 5 ]. Христос, или Церковь Его, которой Он есть Глава, есть Лоза, а все христиане православные – рождие. Кто будет со Христовой Церковью, тот мног плод сотворит, как и сотворили все святые, бывшие в общении с Церковью, а кто не пребудет, отпадет от Церкви и от Христа, тот извержется вон, якоже розга, и изсышет: и... во огнь влагают, и сгарает [рус.: извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают] [ Ин. 15, 6 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

С утверждением христианства некоторые языческие праздники и традиции были христианизированы — приобрели христианское осмысление. Поскольку не только язычники, но и христиане были земледельцами или скотоводами, то и они обращались к Богу с молитвами о помощи в своих занятиях. Церковь не стала кардинально ломать традиции, имевшиеся в народе, и приуроченные к аграрным праздникам. Так, традиция благословения плодов нового урожая на праздник Преображения Господня, и благодарственные молебны в этот день в средиземноморских странах вытеснили «вакханалии» — празднования в честь хмельного бога Вакха и сбора нового винограда. Доподлинно неизвестно, почему праздник Преображения Господня был установлен на один из летних месяцев. Ведь оно вряд ли происходило летом. Анализ евангельских текстов показывает отчетливую последовательную связь Преображения, Страстей и Воскресения. Литургист Битбунов об этом пишет так: «В последний год Своего общественного служения, находясь в Кесарии Филипповой, Господь в преддверии грядущих Страданий начал открывать ученикам то, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» ( Мф 16.21 ). Слова Учителя сильно опечалили апостолов и особенно Петра, который стал прекословить Спасителю, говоря: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф 16.22 ). Заметив скорбь учеников и желая облегчить ее, Иисус Христос обещает некоторым из них показать ту славу, в какую Он облечется по своем отшествии: «Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» ( Мф 16.28 ). И далее по тексту Евангелия следует Преображение, в котором видится не только укрепление апостолов в вере в Сына Божия, но и укрепление их духовных сил в преддверии предстоящих Ему страданий. Мысль о связи Преображения и Страстей также подтверждает беседа Спасителя с Моисеем и Илией, которые говорят «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк.9:31 ).

http://azbyka.ru/garden/ne-v-yablokah-su...

Свет Будущего века – это не наш физический свет, но исходящий от Бога нетварный свет Благодати. Он и назван здесь «славой Божией».  Физический свет есть лишь тень и образ истинного небесного света. Преподобный Симеон Новый Богослов сравнивал земной мир с темницей, а наш солнечный свет – со светом фонаря, освещающего тех, кто находится в кромешной тьме. Но за пределами этого слабого вещественного света есть еще свет Трех Лиц, находящийся по ту сторону всякого света, всякой мысли и понятия. Это свет не сравнимый ни с чем и не изобразимый в словах. И все, что находится в этом Божественном свете, не может быть увидено, познано и понято теми, кто пребывает как бы в заключении в темнице этого мира. Святые Божии угодники, подвизаясь, освобождались из этой темницы, выходили за пределы тела и чувств и созерцали этот свет, просвещались и соединялись с ним. Потому и изображаем мы на ликах этих людей световидные нимбы, потому и именуются они в русском языке святыми. О том, что не солнечным, а другим светом будет освещен Небесный Иерусалим, сказано и в Писаниях  пророков: «Не будет уже солнце служить тебе светом дневным, и сияние луны – светить тебе; но Господь будет тебе вечным светом, и Бог твой – славою твоею» (Ис. 60, 19) . 182 182 Христиане ожидают явления этого света, о чем свидетельствуют многие богослужебные тексты Православной церкви, например, «Свете тихий», «слава Тебе, показавшему нам свет…», «во свете Твоем узрим свет», «Христе, Свете истинный…»  и др. «светильник его – Агнец» – через Христа нетварный свет будет изливаться на новое творение, на Небесный город и его святых обитателей.  Прообразом этого может служить Преображение Спасителя на Фаворе, где апостолы, будучи осияны нетварным светом, предощущали славу и блаженство Будущего века (Мф. 17, 4). 24 Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. В Царство Святой Троицы войдут люди из всех народов земли. Христос говорил апостолам, что Евангелие должно быть проповедано «во всех народах» (Лк. 24, 47).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

свящ. Вадим Маркин Лекция 4 Период четвертый – От переселения еврейского народа в Египет до вступления в землю Обетованную Времена вождей Времена вождей продолжаются от событий исхода Израильтян из Египта (1250 г. до Р.Х.) до окончания событий завоевания земли Обетованной и смерти Иисуса Навина (1175 г. до Р.Х.) – последнего вождя народа Израильского, то есть охватывают собою время в 75 лет. Четвертый и часть пятого периода нашей истории принадлежит ко временам вождей. Времена вождей описывают книги Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Книга ИСХОД Переход через Чермное море Исх. 14, 1–31 : Переход через Чермное 108 море. Гибель всего воинства фараона. Спаситель народа Израильского, как прообраз Спасителя мира. Переход по дну моря, как прообраз святого крещения. Синайское законодательство Краткая историческая справка – Хорив. Гора Синай: Название Синай означает “скалистый”, “утесистый”. Так называется одна из гор Хорива и пустыня Каменистой Аравии. У Арабов в настоящее время эта гора называется Тур, или Джебель-Тур-Сина. Она находится на юге Синайского полуострова, который образуется двумя заливами Чермного моря: Суэцким и Акабским. Вершина горы возвышается более чем на 2400 метров над поверхностью моря. Подъем на нее длится более двух часов по каменным ступеням в числе нескольких тысяч. Богоявление Моисею произошло на самой высокой точке Хорива. Здесь, на Синае указывают пещеру, в которой спасался пророк Илия, а ниже – его источник. Благодаря источнику пророка Илии это место зелено от растительности и выглядит оазисом. Гору Синай хорошо знал и Магомет и дал повеление своим полководцам не нарушать тихой и безмятежной жизни Синая. Вершина горы состоит из двух небольших площадок. На северной площадке построена небольшая церковь в честь Преображения Господня, а на другой – мусульманская мечеть. В скале за церковью к северу указывают место, где укрывался Моисей во время встречи с Богом: “И сказал Господь: вот место у Меня, стань на этой скале; когда же будет проходить слава Моя, Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо [тебе]” ( Исх. 33, 21–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Се, гряду скоро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего. Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Как и прежде, Воскресший Господь представляется посредством эпитетов, относимых в Священном Писании к Богу Отцу (Святой и Истинный), слово Которого правдиво и безусловно сбудется. Обетование Христа победителю перекликается с текстом Исайи ( Ис. 22, 22–23 ), где утверждается, что место победителя – быть столпом в храме Божием. Под храмом здесь подразумевается место небесного пребывания Святых, а не его окончательное преображение в Новый Иерусалим: ведь в этом граде храма не будет. Соответственно образам того времени, на столпах, как и на статуях, были надписи, гласившие, кому эти столпы посвящаются или перечислявшие членов семей, которым воздавалась прижизненная честь (некий прообраз наших помянников). «Имена» говорят о том, что тот, кого увековечивали в небесном пребывании в качестве столпа, принадлежит и воздаёт хвалу Богу-Отцу и Господу Иисусу Христу. Таким образом малосильные, т.е. беспомощные перед врагами, получают возможность полагаться на крепость и силу, которые им гарантирует Сам Господь. У филадельфийцев и смирнцев была одна проблема: и тех, и других преследовали «иудеи». Эти люди больше не представляли собой народа Божиего, не являясь больше «истинными иудеями», но приравнивались к сатанинскому сборищу – т.е. к образу главного врага как Бога, так и филадельфийцев. Библейским языком выражена мысль, что эти враги будут поражены, подобно тому, как Исайя предрекает победу Израиля над народами (язычниками). Как и в случае со Смирной, на горизонте брезжит испытание, но в данном случае – уже на горизонте у всей вселенной, и от него и будут защищены филадельфийцы (Fatih Cimok. A Guide to the seven Churches. – Istanbul. Turkey, 2009. – P. 87). Только филадельфийцев и смирнцев Господь не призывает к покаянию. Смирнцам Он даровал свободу от страха, а филадельфийцев Он хвалит за стойкость: и тем, и другим за верность обещан венец жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Совершая богослужение, мы исповедуем ту же веру, возносим по существу те же молитвы, что и многие поколения наших предков. Однако традиция – это не только способ встречи с предшествующими поколениями. Мы обращаемся к традиции не из любви к старине, а потому, что в ней нам передана спасительная истина, ведь, как говорит апостол Павел, " Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же " (Евр. 13:8). Наша будущность и надежда – в нашей святой православной вере. Не будем забывать, что Евангелие дано нам для преображения человека, для того, чтобы мы знали, каким человек может стать, если он последует Христу. Иными словами, Евангелие и традиция – о будущем и для будущего, а не только и даже не столько о прошлом. Сегодня я особенно хотел бы призвать всех вас, а через вас – и пресвитеров побуждать паству к подвигу христианской жизни. Призывать каждого быть настоящим, вдумчивым, искренним христианином, верным сыном Церкви, даже если кто-то считает это трудным, немодным и непопулярным. Войти в Церковь призывает Господь всех тех, кто решится стать Его учениками; через Церковь Христос несет мир, истину и спасение человечеству, которое остро в этом нуждается. Нет более высокого, достойного и ответственного призвания, чем христианское, и все мы избраны Богом к тому, чтобы воспринять эту честь и ответственность. " Знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная " (1 Ин. 5:20). Аминь. См. перечень визитов в приложении к докладу, раздел II. См. список в приложении к докладу раздел III. См. список в приложении к докладу раздел IV. См. список в приложении к докладу раздел V. См. перечень таких форумов в приложении к докладу раздел VI. См. перечень заседаний Священного Синода в приложении к докладу раздел VII. См. перечень заседаний Высшего Церковного Совета в приложении к докладу раздел VIII. См. перечень документов в приложении к докладу раздел IX. См. перечень хиротоний в приложении к докладу раздел XII.

http://religare.ru/2_108368.html

Телеканал «Спас» покажет фильм «Троица» митрополита Волоколамского Илариона Москва, 16 июня 2016 г.      19 июня 2016 года на телеканале «Спас» состоится показ фильма «Троица». Автор и ведущий – митрополит Волоколамский Иларион. Съемки проходили в России, Израиле и Египте, сообщает сайт Отдела внешних церковных связей . Начало показа – в 8:00, повтор в 22:00. Фильмом «Троица» продолжится показ телевизионного документального цикла «Праздники», рассказывающего о важнейших событиях годового круга христианского календаря. Этот просветительский образовательный проект производится студией «Неофит» по заказу Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2. 1-4). В праздник Пятидесятницы, называемый также днем Святой Троицы, Православная Церковь прославляет чудо, которое Господь явил миру. Именно с этого дня начинается устроение Церкви Христовой на Земле. Какие христианские святыни сохранили память о чудесном сошествии Святого Духа на учеников Спасителя? И почему на Святой Земле торжества в честь этого события длятся целых три дня? Рассказ митрополита Илариона состоит не только из исторического повествования о библейских событиях, которые легли в основу праздника, но и о том, что человек видит, попадая в храм. Параллельно с рассказом о смысле праздника владыка касается многих других важнейших тем, относящихся к сфере нравственности и духовной жизни, раскрывает учение Церкви по широкому спектру насущных вопросов. Цикл о православных праздниках вышел на телеканале «Культура» в 2013-2014 гг. и 2014-2015 гг., и теперь повторяется на телеканале «Спас» по многочисленным просьбам телезрителей. Далее в нынешнем году зрители смогут увидеть фильмы о праздниках Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Фильм «Троица» доступен для онлайн-просмотра . 16 июня 2016 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/94361.html

Четвертый, краткий, но очень важный контекст Преображения заключен в свидетельстве апостола и евангелиста Иоанна Богослова: И слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его – славу, как Единородного, от Отца ( Ин 1, 14 ). Пятый контекст Преображения в писаниях Нового Завета – удостоверяющая печать «самовидца» во Втором соборном Послании святого апостола Петра. Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням (дословно «мифам») последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас принесшийся с небес мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет. 1, 16–18 ). В тексте отсутствует термин «преображение», но описание «силы и пришествия», «чести и славы», голоса, раздавшегося от Велелепной Славы, не оставляет сомнений в тождестве явлений, описанных синоптиками, Иоанном и Петром. Гора, не названная по имени ни евангелистами, ни апостолом Петром, это, по раннему церковному преданию, начиная с Кирилла Иерусалимского и Иеронима, гора Фавор, возвышающаяся почти ровным конусом среди зеленой равнины Ездрелон – древней житницы всей округи, самой плодородной долины Палестины. Первый русский человек, увидевший воочию Фаворскую гору, описал ее в начале XII в. очень образно и точно: «Фаворская гора чудно, дивно, несказанно и красно уродилася; от Бога поставлена прекрасно и высоко весьма; и велика. И стоит посреди поля красного (то есть красивого), яко стог круглый». «Выше же Фаворская гора всего, что вокруг нее, и стоит уединенно, отдельно от всех гор, посреди поля очень красиво – как искусно сметанный стог – круглый, высокий, велик ободом. Высотой гора – если стрелять сверху, в четыре полета стрелы, а если стрелять снизу – и в восемь раз не дострелить. (Высота вершины над равниной 588 м. – Н.Л.) Гора вся каменная, подниматься на нее трудно, идти приходится луками (то есть серпантином. – Н.Л.) и путь тяжек: с девяти до трех дня, при быстром ходе, едва взошли на верх горы».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010