Через шесть дней (или через восемь, если считать также день исповедания и день Преображения, как это, видимо, делает евангелист Лука – см.: Лк. 9: 28 ) после исповедания апостолов у кесари Филипповой ( Мф. 16: 15–19 ) и первого явного предупреждения учеников о грядущих страданиях Христа произошло Преображение Господне – явление славы Христовой. Слава Христа как Сына Божия уже открывалась ученикам в Его чудесах и учении, но Преображение – это единственный раз до Воскресения Христова, когда ученики увидели неприкровенное явление славы Сына Божия. Об этом рассказывают евангелисты Матфей, Марк и Лука и свидетельствуют два очевидца Преображения – апостол Иоанн Богослов: «…и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» ( Ин. 1: 14 ) – и апостол Петр: «…быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Петр. 1: 16–18 ). Преображение предвосхищает Второе Пришествие Христово, которое, в отличие от Первого, будет явлением Христа во славе. Иисус взял трех апостолов – Петра, Иоанна и Иакова Зеведеевых – и поднялся на высокую гору (по Преданию – на Фавор), чтобы помолиться. Утомленные ученики вскоре заснули, но, когда проснулись, увидели, что во время молитвы Христос преобразился: лицо Его просияло, как солнце, а одежды Его стали белыми, как свет ( Мф. 17: 2 ), и блистающими, как снег ( Мк. 9: 3 ). Во время Преображения Господня произошло явление двух ветхозаветных праведников – законодателя Моисея и пророка Илии, также явившихся во славе и беседовавших со Спасителем о страданиях, которые Ему надлежало перенести в Иерусалиме. Апостолы пробудились, застав конец беседы, и, как все евангелисты отмечают, устрашились увиденного. Необычайность видения славы Христовой и явления пророков так поразила Петра, что он воскликнул: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи 256 : одну Тебе, одну Моисею и одну Илии…» ( Лк. 9: 33 ) (апостолы Марк и Лука отмечают, что Петр не понимал, что говорит, желая Иисусу остаться на горе в явлении Царства и не страдать).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

«Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение ». Принял Иисус Христос честь и славу от Бога Отца, когда Он на Фаворе преобразился пред своими учениками, и просияло лице Его, как солнце, а ризы Его сделались белыми, как свет, и в тоже время явились беседующие с Иисусом Христом Моисей и Илия ( Мт.17:2.3 ). В тоже время от пренебесной славы Бога Отца принесся к Нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Сей есть Сын Мой возлюбленный – единый или единородный, предвечно от Бога Отца рожденный, и равный Богу Отцу, истинный Бог, потому любимый Богом Отцем несравненною любовью. «В котором Мое благоволение» к которому Бог Отец, как своему единородному Сыну, совечному Ему и всесовершенному, имеет несравненное благоволение, или несравненную любовь. Этот единородный и всесовершенный Сын Божий, для спасения рода человеческого, воспринял наше немощное человечество и явился среди людей с проповедью о спасении людей. Поэтому люди должны внимать Его учению и повиноваться Его заповедям, как повелевал сей Божественный глас, по изображению Евангелиста Мфея: того послушайте ( Мф.17:5 ). Это Божеское повеление соответствует тому Божью повелению, которое передал народу Израильскому великий пророк Моисей; говоря: пророка от братии твоея якоже мене, восставит тебе Господ Бог твой, того послушайте (Второз.18:15.18.19). «И сей глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на горе». Вместе с Петром, были свидетелями преображения Господня апостолы Иаков и Иоанн. Угодно было Господу Спасителю, чтобы свидетелями Его прославления были три избранные ученика, чтобы число очевидных свидетелей достаточно было для уверения в истине, по требованию Моисеева закона (Второз.19:15). Свидетели преображения Господа Иисуса видели просветившееся лице Его, как солнце, и блистающие одежды Его, как свет, и слышали своими ушами этот небесный глас Бога Отца, свидетельствующий о Божественном величии Господа нашего Иисуса Христа, когда были с Ним на горе Фаворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

О чем повелел слушать глас с небес? Фото: spbda.ru Праздник Преображения Господня у многих связан с радостным моментом — с освящением винограда и яблок нового урожая. Чего уж тут скрывать: всем нравится, особенно в хорошую солнечную погоду, когда священник кропит святой водой не только принесенные ими плоды, но и их самих. Но Преображение Господне заключается вовсе не в освящении яблок и винограда. Да и сам праздник — это не просто торжество в честь явления, как говорится, «во славе» Христа. Диакон Алексий Попов Смысл праздника, как ни странно, начинается по Святому Евангелию раньше — еще за неделю до явления на горе Господа преображенным с пророками Моисеем и Илией. Иисус спрашивает у учеников, за кого Его почитают люди. Ему отвечают, что некоторые принимают Его за святого Иоанна Крестителя, а другие — за святого Илию.  Тогда Спаситель спросил, за кого же они почитают Его, на что апостол Петр ответил за всех ближайших двенадцать учеников: «за Христа Божия» (Лк.9:20). Запретив им об этом говорить, Господь сказал о том, что Ему вскоре предстоит принять смерть, а затем на третий день воскреснуть, а также что «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие» (Лк.9:27). И вот, спустя шесть (Мф.17:1) или восемь (Лк.9:28) дней Спаситель, взяв с Собой апостолов Петра, Иоанна и Иакова, взошел с ними на гору, где «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», после чего явились святые Моисей и Илия (Мф.17:1-2). Сбылись слова Христовы — апостолы увидели Царствие Божие, не вкусив еще смерти телесной. Но почему именно эти пророки Моисей и Илия предстали пред Спасителем мира? По церковному Преданию, это объясняется тем, что оба пророка были ревнители закона Божия. Но ведь Иисуса книжники и фарисеи обвиняли как раз-таки в нарушении закона Господня! Своим явлением два праведных мужа укрепили святых апостолов, показав, что Христос истинный Бог и действительно исполняет закон. По толкованию святых отцов Церкви, события Преображения Господня были не в августе, а незадолго до известных нам событий Страстной седмицы, потому считается, что Господь беседовал с пророками о грядущих Своих страданиях, а после этого услышали голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). 

http://pravmir.ru/preobrazhenie-gospodne...

Апостолы-свидетели исполнили заповедь Своего Учителя. И тии умолчаша, и никому же возвестиша в тыя дни ничесоже о тех, яже видеша ( Лк.9:36 ). Но по воскресении Спасителя из мертвых проповедь о преображении Его стала не только устно передаваться, но и записана в Евангелии. Апостол Петр в своих посланиях указывает на него, как на свидетельство о Божестве Господа нашего Иисуса Христа. «Мы возвестили вам, пишет он, силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но бывши очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Петр. 1:16–18 ). Мы слышали, увещает апостол, и вам поведаем. Для чего? Чтобы вы познали, что Иисус есть Христос, Сын Бога Живаго, уверовали в Него и чрез то душу спасли. Внушение апостола относится и к нам. Мы веруем и исповедуем, что Иисус Христос, будучи Сыном Бога Отца, стал и человеком нас ради и нашего ради спасения. Мы именуемся именем Его. Мы знаем, что нет иного имене под небесем, даннаго в человецех, о немже подобает спастися нам ( Деян.4:12 ). Посему, что читаем и слушаем о делах и событиях из жизни Господа нашего Иисуса Христа, из того хотим и поучаться. Так чему же поучает нас благовестие о преславном преображении Спасителя? Первее всего отрадно для нас слышать о силе молитвы. По молитве и во время молитвы Иисус Христос преобразился. Молитва производит поистине дивные преображения и в людях. Вспомни о древних молитвенниках. Вот праведный Энох за молитвы взят живым на небо. Моисей-пророк, верный Божий раб, за молитвы сподобился дара чудотворений и удостоился от собеседования с Богом получить чудесный отблеск Божественной славы на лице своем. Пророк Илия силою молитвы небо затворял и отворял и живым взят на небо. Не достало бы нам и времени указывать вам всех древних и позднейших молитвенников, в которых молитва производила дивные перемены, преображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Аминь. 19 августа 1998 года О следовании духовному опыту святых отцов Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В послании к своим духовным чадам, христианам первых времен, апостол Петр рассказывает о том, как Господь много лет назад, еще до Своего великого и славного Воскресения, явился ему в Своей Божественной славе. Он пишет: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия» ( 2 Пет.1:16 ). То есть наше учение не является каким-то литературным произведением, мудрым и искусным рассуждением. Святой Петр более резко и откровенно называет подобные рассуждения «хитросплетенными баснями» (по-славянски — «ухищренными»), желая показать, что они, красивые и мудрые на вид, на самом деле являются пустыми, ненужными и ничего не значащими. Противопоставляя им свое свидетельство и свидетельства других апостолов, в особенности Иакова и Иоанна, которые вместе с ним созерцали Преображение Господне, он говорит: «Быв очевидцами Его величия». Далее апостол Петр кратко рассказывает о том, как произошло Преображение Господне: «Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2 Пет.1:17-18 ). «Величие», очевидцами которого были три ученика, и есть эта Божественная слава, это сияние и свет, просвещающий душу человека и созерцаемый не столько чувственно, сколько духовно. Однако «величие» Божественной славы Господа, внешнее сияние преобразившегося Спасителя было не единственным проявлением и доказательством Его Божественности. Человеку свойственно осмысливать пережитое, и иногда по прошествии времени он может перетолковать свои ощущения и переживания иначе. Чтобы не было двусмысленности и даже при желании нельзя было истолковать события Преображения ни в каком другом смысле, как только в том, что увиденный апостолами Божественный свет был явлением Божества Господа Иисуса Христа, для этого и прозвучал голос Небесного Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Итак, мы можем сказать, только с Фарраром, что Петр вместе с другими апостолами, был изумлен, поражен, восхищен; но это, однако-же, не значит, что ученики находились в состоянии полусонном, полусознательном как говорит отрицательная критика; это значит только, что они были в возбужденном состоянии, в благоговейном страхе пред величием славы истинного Сына Божия. Но и эта возбужденность, и этот благоговейный страх по свидетельству всех трех евангелистов, явились в учениках не сами собой, а были вызваны созерцанием величественной славы Божией, и ученики пришли к такому возбужденному состоянию, очевидно, уже после того, как они ясно увидели, что происходило вокруг них; вот почему они также ясно и точно могли впоследствии передать и другим, что видели сами. Истинность евангельского повествования о преображении подтверждает, наконец, и сам свидетель-очевидец этого события, ап. Петр. Выслушаем его свидетельство. «Мы –говорит он ( 2Петр. 1: 16 –18 ) – возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: „сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение“. И сей глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе“. Таково свидетельство самого апостола Петра! Теперь перейдем к некоторым частным возражениям, которые направляет отрицательная критика против евангельского повествования о чудесном преображении Господнем, хотя предваряем, что возражения эти такого рода, что у человека серьезного могут вызвать только одну улыбку. Говоря, наприм., о явлении на Фаворе Моисея и Илии, Штраус уверяет 645 своих читателей в той великой истине, что мертвые не могут являться живым людям. Эта истина так непреложна, что и мы с охотой принимаем ее. Тем не менее, кто верует в загробную жизнь, в возможность воскресения и в прославление нашего тела в той стране, в которую каждый из нас рано или поздно попадет волей-неволей, кто верит в ветхозаветное повествование о жизни и судьбе пророков Моисея и Илии, для того разбираемое нами событие не представит никаких затруднений, тем более, что возможному объяснению его много помогает само Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

В связи с этим приятием преображения со стороны творения, следует вспомнить то, что нам известно о не-ипостасной любви, именно любви творения к своему Творцу и хвалы Ему, к которой призывается тварь в Слове Божием. Преображение мира силою Духа Святого, ипостаси любви, явится и новым возгорением славословящей любви твари к своему Творцу. Тогда станет подлинной действительностью, что «небеса поведают Славу Божию, н о делах рук Его возвещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» ( Пс. 18, 2–5 ). И тогда исполнятся во всей силе взывания трех отроков в песни, воспетой ими в пещи огненной ( Дан. 3, 57–81 ), они обращены ко всей одушевленной и неодушевленной, но равно одуховленной твари: «Благословите, все дела Господни, пойте и превозносите Его во веки. Благословите Господа – небеса – – все воды, которые превыше небес – – все силы Господни – – солнце и луна – – звезды небесные – – всякий дождь и роса – – все ветры – – огнь и жар – – холод и зной – – росы и иней – – ночи и дни – – свет и тьма – – лед и мороз – – иней и снег – – молнии и облака – – земля – – горы и холмы – – все произрастания на земле – – источники – – моря и реки – – киты и все движущееся в водах – – все птицы небесные – – звери и весь скот – пойте и превозносите Его во веки». Весь строй мироздания, данный в Шестодневе, призывается здесь к хвале Господа, ведению Его и любви к Нему. К полноте преображения мира, выражаемой в разных образах, следует еще присоединить образ «великого города, святого Иерусалима, который нисходит с неба от Бога. Он имеет Славу Божию» ( Откр. 21. 10–11 ). Далее описывается этот город, материал его, драгоценные камни и устройство (11–23), причем он «измеряется мерою человеческой, какова мера и ангела» (17). Нисхождение с неба этого города, который явно имеет земное назначение и даже происхождение, конечно, не может быть понято буквально. Образ этот означает преображение града земного, человеческого, исторического («спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет. 1:16–18 ). Итак, перед нами три полных повествования о событии и одно упоминание о нем. Все четыре автора говорят, что событие произошло на горе. При этом ни один из авторов не приводит название горы. Матфей и Марк называют гору «высокой», а Петр в своем послании говорит о ней как о «святой», имея в виду, очевидно, тот факт, что на ней преобразился Иисус, а не то, что она почиталась как святая до этого события. Речь у него, во всяком случае, не идет об одной из тех гор, которые имели репутацию священных в иудейской традиции (Синай, Сион, Кармил), так как ни одна из них не подходит под географию евангельского повествования. 2. Фавор, Ермон или Мейрон? В христианской традиции местом, где произошло Преображение, считается Фавор – гора высотой 588 метров, расположенная в Галилее в девяти километрах от Назарета. Вероятно, уже в IV веке здесь был построен первый христианский храм 283 . Фавор упоминается в качестве места Преображения Господня в богослужебных текстах одноименного праздника и в творениях отцов Церкви, посвященных этому событию. О том, что Преображение произошло на Фаворе, в IV веке пишет Кирилл Иерусалимский 284 . В настоящее время на горе расположены два монастыря – православный и католический; оба посвящены Преображению. В то же время большинство современных исследователей указывает на гору Ермон как более вероятное место Преображения 285 . Эта гора высотой 2813 метров расположена на севере Палестины. Суммируя данные, касающиеся обеих гор, православный ученый середины ХХ века пишет: Фавор представляет собою небольшую возвышенность, находящуюся в южной Галилее. В новозаветную эпоху на вершине Фавора была крепость, что делало место неблагоприятным для уединения. В противовес традиционной топографии, мнение ученых склоняется в наши дни в пользу Ермона. Ермон, при большой высоте (ср. высокая гора: Мф. 17:1 , Мк. 9:2 ), создававшей благоприятные условия для полного уединения, расположен к северу от Галилеи. Область Кесарии Филипповой, где ученики исповедали Учителя Мессиею, лежит у подножия Ермона. Приурочение Преображения к Ермону отвечает и хронологии события: последующее прохождение Господа через Галилею ( Мк. 9:30 ) естественно понимать накануне пути в Иерусалим как прохождение с севера на юг, не от Фавора к Ермону, а от Ермона к Фавору. Предлагаемая топография не есть единственно возможная. Она тоже не свободна от возражений. Но совокупность данных обеспечивает ей несомненные преимущества перед традиционным пониманием 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем». «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 16, 28; 17, 1–2) О тех самых сказал, что не вкусят смерти, прежде чем не увидят образа пришествия Его, которых возвел на гору и которым показал, каким образом Он придет в Последний День в Славе Своего Божества и в Теле Своего Человечества. Возвел же их на гору, чтобы показать им, кто Сын и Чей Сын. Ибо когда спросил их: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?», они отвечали ему: «За Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» ( Мф. 16, 13–14 ). Поэтому возводит их на гору и показывает им, что Он не Илия, но Бог Илии, и также не Иеремия, но освятивший Иеремию во чреве матери, и не один из пророков, но Господь пророков, пославший их. Показывает им, что Он – Творец неба и земли, что Он – Господь живых и мертвых, потому что повелел небу и низвел Илию, дал мановение земле и воскресил Моисея. Возвел их на гору, чтобы показать им Славу Божества и дать им знать, что Он – Искупитель Израиля, как объявил через пророков, и чтобы не соблазнились о Нем, видя Его вольное страдание, какое Он должен был претерпеть за нас по человечеству. Ибо знали Его как человека и не разумели, что Он – Бог. Знали Его как Сына Марии, как человека, жившего с ними в мире. И на горе дал им понять, что Он – Сын Божий и Бог. Видели, Что Он ел и пил, утомлялся и отдыхал, дремал и засыпал, приходил в страх и проливал пот, – все же это было признаками человеческого естества Его. И потому возводит их на гору, чтобы Отец провозгласил Его Сыном и показал им, что действительно Он – Сын Божий и Бог. Возвел их на гору и показал им Царство Свое прежде Своих страданий, силу Свою прежде смерти Своей, и Славу Свою прежде поругания Своего, и честь Свою прежде бесчестия Своего, чтобы, когда будет взят и распят иудеями, знали они, что распят не по немощи, но по благоизволению Своему, добровольно, во спасение мира. Возвел их на гору и показал им Славу Божества Своего прежде Воскресения, чтобы, когда восстанет из мертвых в Славе Божественного естества Своего, узнали они, что не за труд Свой принял Он эту славу, но что прежде веков принадлежала Ему Слава с Отцом и у Отца, как сказал Он, исходя на вольное страдание: «Прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя, прежде бытия мира» ( Ин. 17, 5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Апостол, Петрова послания, зачало 65: Второе соборное послание Апостола Петра, зачало 65 Братие, потщитеся известно ваше звание и избрание творити. Сия бо творяще, не имате согрешити никогдаже. Сице бо обильно приподастся вам вход в вечное Царство Господа нашего и Спаса Иисуса Христа. Сего ради не обленюся воспоминати присно вам о сих, аще и ведите, и утверждени есте в настоящей истине. Праведно бо мню, донележе есмь в сем телеси, возставляти вас воспоминанием: ведый, яко скоро есть отложение телесе моего, якоже и Господь наш Иисус Христос сказа мне. Потщуся же и всегда имети вас по моем исходе, еже о сих память творити. Не ухищренным бо баснем последовавше, сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествию Онаго. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему такову от велелепныя славы: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже Аз благоизволих. И сей глас мы слышахом с небесе сшедш, с Ним суще на горе святей. И имамы известнейшее пророческое слово, емуже внимающе якоже светилу сияющу в темнем месте, добре творите, дондеже день озарит, и денница возсияет в сердцах ваших. Братья, постарайтесь делать твердым ваше звание и избрание: ведь делая это, вы никогда не преткнетесь, ибо так будет вам щедро предоставлен вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Поэтому не прекращу постоянно напоминать вам об этом, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине; но считаю справедливым, пока я в этой палатке, пробуждать вас напоминанием, зная, что скоро оставлена будет палатка моя, как и Господь наш Иисус Христос объявил мне. Буду же стараться, чтобы вы могли и после моего исхода всякий раз приводить это на память. Ибо мы поведали вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не за хитросплетенными баснями последовав, но став очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда принесся к Нему от величественной славы такой глас: “Это – Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение!”. И этот глас, принесшийся с небес, мы услышали, находясь с Ним на святой горе. Имеем мы также и вернейшее пророческое слово; вы хорошо делаете, обращаясь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и утренняя звезда не взойдет в сердцах ваших. 2 Петр 1:10–19

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/preobrazh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010