Главным источником текста тропаря являются слова Первого послания ап. Павла к Тимофею, которые мы уже приводили в комментарии к 3-му стиху 7-й песни канона прп. Козмы, но здесь для удобства читателей должны повторить: «Завещаю тебе соблюсти заповедь чисто и неукоризненно до самого явления Господа нашего Исуса Христа, которое в свое время откроет блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может.Ему честь и держава вечная! Аминь» ( 1Тим 6, 13–16 ). Отметим, что таким именованиям как «Святой святых», «Царь царей», «Господь господствующих», «Бог богов» Дионисий Ареопагит специально уделяет 12 главу своего трактата «О божественных именах». Дамаскин, постоянно пользующийся «Ареопагитиками» для решения самых разных задач, как богословских, так и поэтических, – отсылает нас и к этому тексту, словно заодно желая проверить наши книжные познания и поощрить усердие к чтению премудрого и «всевеликого» Дионисия. Сильник блажен – греч. династис, макариос. Продолжается цитата из того же Павлова послания: «блаженный и единый сильный...» Но в славянском переводе ее непросто узнать, отчасти из-за того, что в нем те же слова стоят в других формах, а также из-за несовпадения запятых. Прекрасен – в греч. стоит ореотатос, т. е. прекраснейший. Сплетаясь со словами «царь», «блаженный», «сильный», это слово вводит нас в круг образов так называемых «царских псалмов» – 19, 20 и 44. « Красен добротою (греч. ореос калли) паче сынов человеческих (…) Препояши оружие твое по бедре твоей, сильне (греч. динате) . Красотою (греч. ти ориотити) твоею и добротою твоею, и наляцы, и спей, и царствуй. (…) Стрелы твоя изощрены, сильне…» ( Пс 44, 2, 3–4, 6 ) ; «В силах спасение десницы Его» ( Пс 19, 7 ) ; «…Воспоем и поем силы (греч. династиас) твоя» ( Пс 20, 13 ). Указанные псалмы, воспевающие юного и прекрасного Царя, его брак, его победы, – издревле понимались в церковной экзегетике как пророчества о воскресении во славе Господа Исуса Христа, о его победе над диаволом, смертью и адом, об избрании Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Когда Я поведаю имя Божие и воспою Его в Церкви, как бы так говорит Он, тогда и вы, все верующие в Него (боящиеся Господа), восхвалите Его. Первенствующая Церковь Христова составилась из потомков патриарха Иакова, родоначальника двенадцати колен народа еврейского, т.е. из уверовавших в Христа Спасителя иудеев, и из язычников, а потому и здесь в словах все семя Иаковле пророк разумеет первых из христиан, т.е. иудеев, а под именем боящихся Господа – христиан из язычников, т.к. и в Писании последние нередко называются этим наименованием ( Деян.10:2, 22, 35 ). В повторенном же выражении: да убоится же от Него все семя Израилево – он разумеет тех и других, т.е. христиан из иудеев и язычников, которые, т.е. язычники, по благодати Божией, за добродетель удостоились быть причтенными к потомству Авраама, Исаака и Иакова ( Мф.8:11 ). В последующих затем словах: яко не уничижи, ниже негодова молитвы нищаго, – выражается как бы причина, побуждающая к прославлению имени Господня. Все, говорит, прославляйте Господа и благоговейте пред Ним; ибо Он не презрел и не отринул мольбы страждущего, бедного или уничиженного. Ниже отврати лице Свое от Мене, и егда воззвах к Нему, услыша мя, – эти слова опять относятся к лицу пострадавшего Спасителя, как и апостол Павел говорит о том в Послании к Евреям: «И Христос во дни плоти Своей с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение» ( Евр.5:7 ). Пс.21:26 От Тебе похвала моя, в церкви велицей исповемся Тебе: молитвы моя воздам пред боящимися Его. Блж. Феодорит относит эти слова к лицу Сына Божия и дает им такой смысл: «Как Я, – говорит Христос к Отцу Небесному, – делаю Тебя ведомым для человеков, так и Ты научаешь всех человеков воздавать Мне ту же честь... Церковью великою назвал Церковь , простирающуюся до пределов земли» с. 101]. Молитвы, по изъяснению того же учителя Церкви, означают здесь то же, что и обеты с. 101]. Таким образом, смысл изречений сего 26 стиха, в связи с предыдущими стихами, можно выразить так: Я прославляю и буду прославлять Тебя, Отец Небесный, на земле, а Ты прославляешь и прославишь Меня (от Тебе похвала моя) на небеси, как прославил гласом Своим с неба во время Крещения и Преображения ( Мф.3:17, 17:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Таким образом, самый рассказ синоптиков о Преображении Господа убеждает нас в своей исторической достоверности. Другое не менее веское и авторитетное свидетельство в пользу той же истины мы находим у очевидца события на горе – апостола Петра. Слова его получают особенную важность как вследствие близкого и непосредственного отношения к происшествию, так и потому, что факт Преображения он кладет в основу своей проповеди и видит в нем сильнейшее подтверждение ее истинности. В 1 гл. 2 Петрова послания значится: мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет.1:16–18 ). Такое поразительное доказательство действительности события Преображения, конечно, не могло быть приятно скептикам, ибо оно обращало в ничто все их фантастические построения. Но критика устраняет его очень легко, объявив 2 послание Петра произведением подложным, что ввиду почти поголовного сомнения либеральной западной экзегетики в его подлинности казалось ей не требующим дальнейших аргументов 29 . Но так ли, в самом деле, несомненен этот решительный приговор над 2 Петровым посланием, чтобы можно было опираться на него, как на непоколебимое основание? Правда, уже в древней церкви были сомнения в подлинности этой книги, что видно из слов историка Евсевия (Ц. И. III, 55) и блаженного Иеронима (De virisillustr. I), однако там же были и ясные свидетельства, относившие послание к апостолу Петру. Упоминания об этом произведении можно находить у Варнавы (Epis. с. 15), Климента. Римского Epist. 1 ad Cor.), Ерма (vis. III, 7, IV. 3), св. Иустина мученика (Dial. с. Tryph.), св. Иринея (Adv. haer. V, 23, 5) и Феофила Антиохийского (Epist. ad Autol. 11, 13), а Климент Александрийский по известию древних (у Евсевия) писал на него толкование; Ориген же прямо ссылается на него в своем комментарии на Ев.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Если приведенное выше объяснение верно и животные действительно представляют перед Богом все творение, то неудивительно, что древние толкователи Писания находили возможным относить символы четырех животных Апокалипсиса ко Христу и Его домостроительству, ибо по Своей человеческой природе Он призван соединить в Себе все тварное бытие и стать его Возглавителем. В соответствии с таким пониманием животное, подобное человеку, означает вочеловечение Сына Божия, телец – принесение Его в жертву, лев – царственную власть, явленную в Воскресении, орел – Вознесение и небесное прославление.  Кроме того, святые отцы связывали животных с четырьмя евангелистами – по той причине, что Евангельская весть изменила порядок всего творения, а также потому, что Христос, Слово Божие, подобно описанному здесь Сидящему на Ангельских силах, восседает на четвероевангельской вести, и на ней, как бы на колеснице, обходит всю вселенную.  8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. «по шести крыл вокруг» – пророк Исаия также видел Ангельские силы шестокрылыми  (Ис. 6, 2).  «а внутри они исполнены очей» – см. выше комм. на 4, 6. «ни днем, ни ночью не имеют покоя» – то есть пребывают в непрестанном славословии Бога. «свят, свят, свят» – трехчастное Ангельское славословие косвенно подтверждает, что под Сидящим на престоле следует понимать не одну только Ипостась Отца, но все Ипостаси Троицы. «Вседержитель» – Господь содержит в Своей власти и в Своей руке все, что сотворено, –  все бытие.  «грядет» – то есть имеет явиться в конце времен и сотворить новую вселенную (см. 21, 5). Произнесение этих слов Ангелами свидетельствует, что даже совершенные небесные Силы ожидают явления Бога и преображения нашего мира.  9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, 10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

И свел живого отрока пророк из горницы своей вниз и отдал матери и сказал: «смотри, сын твой жив». «И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне (Иеговы) в устах твоих истинно» (id. 24). Чудо это указывает, какая великая сила Божия пребывала на пророке Илии, который удостоился не только быть взятым на небо, но и быть призванным вместе с Моисеем, в священный день преображения Господня, на гору Фавор беседовать с воплощенным Словом и Сыном Божиим пред совершением страшной и таинственней жертвы искупления Агнцем Божиим, предававшим Себя на заклание за грехи человеческое. Для нас грешных составляет великую тайну разумение относительного величия и святости избранников Божиих, и не нашему уму пытаться проникнуть в нее: одному Богу известно сердце каждого человека и насколько просветлена душа его. «В дому Отца Моего обители многи суть», глаголал Господь ( Uoah. XIV, 2 ) Своим ученикам. А св. Ап. Павел Духом Святым сказал: «звезда от звезды разнствует во славе» ( 1Kop. XV, 41 ). Но мы усматриваем из Священного Писания, а потому имеем право сказать, что некоторые из святых избранных и освященных Духом Святым мужей одарены были, на земле даже, высшею силою, которая свидетельствует о близости души их к Богу. К таковым святым принадлежит и пророк Илия. После этих событий проходит «много дней», «был сильный голод в Самарии» 766 . Иезавель продолжает свою преступную деятельность, распространяет среди народа обетования культ Ваала и преследует и истребляет пророков Господних, а Ахав во всем подчиняется ей и сам служит Ваалу 767 . По-видимому как укор Ахаву и как пример его постоянного возмущения против велений Иеговы приведено в XVI, 34 сказание о восстановлении заклятого Иерихона. «Во дни его (Ахава) Ахиил Вефилянин построил Иерихон; на первенца своем Авираме он положил основание его, и на младшем своем сыне Сегубе поставил ворота его, по слову Господа, которое Он изрек чрез Иисуса сына Навина» 768 . Мы напомним здесь, что после взятия Иерихона (Иис. Hab. VI, 25 ) «в то время Иисус поклялся и сказал: проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон. На первенца своем он положит основание его, и на младшем своем поставит врата его». Очевидно, что повторение в 3 кн. Царств буквально заклятия Иисуса Навина над Ахиилом, восстановителем заклятого города, отчасти падает и на преступного царя, допустившего в пределах царства своего явное нарушение всем известной воли Господней. Мы в этом сказании подозреваем еще большее преступление: мы думаем, что в этом восстановлении Иерихона есть прямое намеренное возмущение против Господа Бога, и что надо разуметь в ст. 34 XVI-й главы жертвой приношение в честь Молоха, или Ваала, старшего и младшего из сыновей Ахиила 769 с ведома царя и жены его, которые усердно служили этим темным постыдным культам 770 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Напоминайте себе, мои дорогие, те Божественные слова, какими Господь утешал еще через Своего пророка верующих иудеев: “Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя” ( Ис.49:15 ). Бог Всемогущий и Любвеобильный никогда не может не услышать крика Своего страдающего чада. Только “стойте в вере, будьте мужественны и тверды”, как завещает нам апостол Павел. Он сам перенес страдания за имя Христово и имеет дерзновение вместе с прочими святыми апостолами молиться и за нас, чтобы Господь через них, Своих ревностных учеников и мучеников за имя Христово, подкреплял и нас, грешных, в наших испытаниях. ЖМП 9 за 1948 г. Терпение и покаяние (первоверховные апп. Петр и Павел) Слово, сказанное в Преображенской церкви г. Москвы Сегодня мы празднуем, дорогие мои, день мученической кончины святых первоверховных Апостолов Петра и Павла. Мы совершаем торжество в честь Апостолов, больше других потрудившихся в устроении нашей Святой Христовой Церкви и своими страданиями, своей мученической кровью удобривших ниву Святой Церкви. Мы благоговеем перед тем учением святой веры, какое оставили нам для нашего спасения и назидания Первоверховные Апостолы своею проповедью, своими посланиями и подвигами. Невозможно в кратком слове целиком обнять все те священные уроки, какие нам преподают св. Апостолы Петр и Павел своею жизнью и проповедническими трудами. Но — прежде, чем нам разойтись из-под сводов этого храма после горячей праздничной молитвы, возьмем себе в назидание в путь нашей жизни земной хоть несколько крупиц от того великого духовного пира, того духовного богатства, какое представляет собой вдохновенное учение святых Апостолов. Что мы сегодня прославляем? Не величие земное, не славу человеческую, как это мы делаем в наши мирские земные праздники. Сегодня чествуем другое: труды, болезни, скорби, раны, лишения, бедствия, какие претерпели Первоверховные Апостолы во славу Церкви, во славу Святейшего имени Божия. Вы слышали в сегодняшнем апостольском чтении, как св. Апостол Павел, перечисляя эти свои труды и болезни, говорит в послании к Коринфянам: “Я… был безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти… Три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение. …Много раз был в опасностях от разбойников, …от единоплеменников, …от язычников, …в городе, в пустыне, на море, между лжебратиями, в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже, и в наготе” ( 2Кор.11:23-27 ).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Но также Крест Распятия и Славы Господа пред кончиною этого мира воссияет от края до края небес, возвещая Страшный Суд Божий. По слову святителя Иоанна Златоуста: «Тогда Крест сей самым явлением своим как бы скажет в оправдание Господа пред целой Вселенной и во свидетельство, что с Его стороны все сделано для людей, что только возможно. Не стыдись же, христианин, столь великого блага, да не постыдится и тебя Христос, когда придет во Славе Своей и когда сие знамение Креста явится пред Ним светлее самых лучей солнечных». Господом славы святой апостол Павел именует Распятого Сына Божия. Земное прославление ничего не могло добавить к Всеблаженству Всевышнего. Иисус Христос есть Господь нашей славы, славы преображенного Его Крестным Подвигом человечества, славы рода христианского. Спаситель воззвал людей из земного праха и возвел верных к сиянию детей Божиих, к счастью бессмертных Небожителей. Так через Крест и Воскресение Господне сбылось высочайшее предназначение рода людского, которое предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:7 ). Возлюбленные о Господе братья и сестры! Воспоем же со Святою Церковью, со всеми истинными рабами Божиими песнь молитвенную и прославляющую: «Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству щедроты Твоя даруй, Христе Боже: возвесели нас силою Твоею», ибо Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Твоим Отцом и Всесвятым Духом во веки веков. Аминь. Слово в Неделю по Воздвижении Креста Господня Еще о крестоношении: Крест и «крестики» И подозвав народ с учениками Своими, сказал им Иисус: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною. Мк.8:34 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие во Христе братья и сестры! Воздадим хвалу Пречестному Кресту Господню! На нем распростер руки Иисус Сладчайший, всех людей призывая в спасительные Свои объятия. Вершиною Крест возносится в Небесное Царствие, пронзая недра земли и преисподней, – убивает смерть и разрушает ад. Восток и запад, север и юг – весь мир освящен благодатными его ветвями. С Креста, сжигаемый зноем, сдавленный удушьем, терзаемый гвоздями, истекающий кровью, умирающий Сын Божий как бы говорит людям: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей ( Ин.15:9 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

О чуде Преображения упоминается во Втором послании Петра. Автор послания говорит о божественной силе Господа Иисуса Христа, благодаря которой люди становятся «причастниками Божеского естества» ( 2Пет. 1:3–4 ), и о Его «вечном Царстве», вход в которое открывается через все большее утверждение верующих в своем звании и избрании ( 2Пет. 1:10–11 ). В качестве доказательства убедительности Евангелия автор послания ссылается на Преображение: Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе ( 2Пет. 1:16–18 ). Если Второе послание Петра считать аутентичным произведением первоверховного апостола 96 , то в приведенной цитате мы имеем драгоценное свидетельство очевидца об одном из наиболее важных событий евангельской истории. В своем толковании на рассказ Евангелиста Матфея о Преображении Иоанн Златоуст останавливается на словах Петра, увязывая их с ответом Петра на предсказание Иисуса о Своей смерти: «будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою!» ( Мф. 16:22 ). И в том, и в другом случае, подчеркивает толкователь, Петр выражает горячую любовь ко Христу: Так как он слышал, что Христу должно идти в Иерусалим и пострадать, то, боясь и трепеща за Него, он после сделанного ему упрека не смеет приступить и повторить то же, – «будь милостив к Себе», – но от страха ту же самую мысль выражает в других, но уже не столь ясных словах. Теперь, видя гору и уединенную пустыню, он подумал, что само место доставляет безопасность, и не только надеялся на безопасность места, но и думал, что Иисус не пойдет уже в Иерусалим. Петр хочет, чтобы Христос здесь остался навсегда, потому и напоминает о шатрах. Если, думал он, станется это, то мы не пойдем в Иерусалим; а если не пойдем, то и Христос не умрет, потому что там, говорил Иисус, нападут на Него книжники. Но, не осмелившись сказать таким образом, а желая, чтобы это было, Петр без всякого опасения сказал: «хорошо нам здесь быть»! Здесь находятся Моисей и Илия, Илия – низведший огонь с неба на гору, Моисей – вошедший в мрак и беседовавший с Богом; и никто не узнает, что мы здесь. Видишь ли, как пламенно Петр любит Христа? Не думай о том, что предлагаемое им убеждение не было обдумано; но рассуждай о том, каким он был пламенным и как любовь ко Христу сжигала его 97 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1:9). Значит, и наше тело будет сообразно Его телу, потому что из одного с ним вещества, так как что с главою, то и с телом; что с началом, то и с кондом. Это желая показать яснее, и Павел сказал: « тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его » (Флп. 3:21). Итак, если наше тело будет сообразно (телу Иисуса Христа), то и пойдет тем же путем, и так же поднимется на облаках. Этого ожидай и ты в воскресение. Так как слово о царствии было темно для слушавших Его тогда, потому Он, взошедши на гору, преобразился пред учениками своими (Мф. 17:1, 2), чтобы открыть им будущую славу, и как бы в зеркале и хоть не ясно показать, каково будет наше тело. Но тогда (во время преображения Господня) явилось (тело) в одеждах, а в воскресение не так. Тело наше уже не будет нуждаться ни в одеждах, ни в покрове, ни в доме, ни в другом чем–либо подобном. Если Адам до преступления не стыдился своей наготы, потому что облечен быль славою, — тем более наши тела, перешедши в высшее и лучшее состояние, не будут ни в чем этом нуждаться. Поэтому–то и сам Господь, когда воскрес, то одежды свои оставил во гробе и в пещере погребальной, а тело воскресил нагим, окруженным несказанною славою и блаженством. Зная это, возлюбленные, и будучи вразумлены словами и научены глазами, станем вести такую жизнь, чтобы, как восхищены будем на облаках, всегда жить вместе с Ним, и, спасшись Его благодатию, наслаждаться вечными благами, которые да получим все мы во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. БЕСЕДА о том, что не должно разглашать грехов братий и молиться о вреде врагам 1. Ублажаю вас, возлюбленные, за усердие, с каким вы стекаетесь в отеческий дом. Из этого усердия я с уверенностью заключаю и о душевном вашем здоровье, потому что церковное училище есть дивная лечебница, лечебница не для тел, но для душ. Она — духовна и исцеляет не раны телесные, но грехи душевные; а для этих ран, грехов, врачевство — слово.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Итак, будем радоваться, братия, что и мы сподобились воздать воздаяние Господеви, о всех яже воздаде нам. Какое же это воздаяние? Монашеское житие, которое мы возлюбили, и обеты, которые мы исповедали, что и есть явное мученичество, и хвалимся упованием славы Божией. Празднование сие пусть будет у нас не один день, но во всю жизнь. Объятые же плотскими страстями не могут праздновать, хотя они и думают, что празднуют, и не имеют свободы, будучи рабами страстей и проданными под грех. «Творяй грех, раб есть греха: и раб не живет никогда же в дому, сын же пребывает во век» (Иоан. 8:34, 35). И так как мы сподобились именоваться сынами Божиими по благодати, то пребудем в доме Отца нашего Бога, всегда и до конца, если при добром начале твердо устоим и до конца. Таким образом укрепляемые Духом Святым будем еще более трудиться в нашем подвижническом житии. Будем побуждать друг друга к совершенной любви и добрым делам, к послушанию, смирению, кротости и ко всякому доброму преуспеянию. Не будем нерадеть об усердии, но будем еще и еще укрепляться, — тем более, чем ближе видим наступающий день; ибо приближается великий и пресветлый день Господень, в который явится Судия всего мира, и явится в великой славе, в которой Он явился Апостолам во время Божественного Своего преображения; приведет на суд все Свое создание, и воздаст каждому по делам его. О дабы и нам со всеми святыми увидеть Владыку нашего Иисуса Христа и Бога нашего, и дабы Он воззрел на нас светлым лицем и принял нас в небесное царство по благодати и человеколюбию Своему; ибо Ему подобает слава, честь и поклонение с Отцем и Св. Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.    См. Патрологию Греческую, издание Минья. Том 99-й. Париж. 1860 г. Стр. 552 Поучение 41. В неделю мытаря и фарисея. О хранении божествен...    Братие и Отцы! Преблагий Бог, который восхотел и привел нас от небытия в бытие, поместил нас в мире сем, как в училище, дабы нам научиться и исполнить Божественные Его заповеди. Посему Господь наш Иисус Христос, пославши в мир Святых Своих учеников и Апостолов для проповеди Евангелия царствия Своего, заповедал им, говоря: «шедше...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2871...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010