В первых же словах составитель Послания указывает на его принадлежность апостолу Петру: Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа... (2 Петр. 1, 1) Кстати, в греческом тексте имя «Симон» стоит здесь в форме, более близкой к своему еврейскому оригиналу — как Sumew/n, т. е. «Симеон» [=ЕК], а не Si/mwn («Симон»), к которому мы привыкли благодаря большинству остальных случаев (кроме еще Деян. 15, 14, где так же как в 2 Петр. 1, 1). В 2 Петр. 2, 16-18 приводится свидетельство о присутствии ап. Петра на горе Преображения, чем так же подтверждается преемственная связь с апостолом: 16 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. 17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 18 И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе. Вполне понятно, почему именно этот текст является Апостольским чтением Православной Церкви в праздник Преображения Господня. Наконец, говорится о том, что это «уже второе послание» (2 Петр. 3, 1), под первым имея в виду, разумеется, 1 Петр. Встречается и много других мест во 2 Петр., которые почти дословно повторяют или перефразируют выражения или идеи 1 Петр. 136. Место написания и адресат 2 Петр. Что касается мест написания и назначения 2 Петр., то из различных предположений можно выбрать некоторые наиболее вероятные. Адресатом могли быть общины Малой Азии (которым были известны послания ап. Павла и 1 Петр.); местом написания — Рим, не исключая при этом Александрии или опять-таки Малой Азии . 137. Итог апостольского века. Время написания 2 Петр. Гораздо интереснее другое: 2 Петр. знаменует собой показательный и имеющий большое церковное значение итог апостольского века. В пользу поздней датировки Послания говорит то, какими предстают в нем взаимоотношения между различными течениями в первоначальном христианстве. Речь идет о тех, кто в свое время ориентировался на апостола Иакова — главу иерусалимской церкви и авторитетного выразителя иудео-христианской версии Евангелия, — или на апостола Павла, провозгласившего Евангелие как весть ко всем языкам и имевшего огромный авторитет главным образом среди христианских общин язычников. Вспомним, как, находясь в церковном общении друг с другом, эти течения на первых порах зачастую входили в дискуссию, а в лице своих крайних представителей они представляли реальную угрозу Благовестию, искажая понимание христианства в сторону какой-либо неприемлемой крайности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Все это они видели и голос Божий слышали, но уразумели это видение только после Воскресения Иисуса. Во Втором послании своем Апостол Петр писал: мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе (2 Пет. 1, 16—18). Да, Апостолы, очевидцы Преображения Господня, поняли истинный смысл его только после Воскресения Христа; теперь же, сходя с горы и получив приказание никому не говорить о том, что видели, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых (Мк. 9, 9), они недоумевали и спрашивали друг друга: что значит: воскреснуть из мертвых (Мк. 9, 10). Они прекрасно понимали, что значит вообще воскреснуть из мертвых, так как сами присутствовали при воскрешении дочери Иаира и сына вдовы Наинской, а потому, если они недоумевали теперь и спрашивали — что значит: воскреснуть из мертвых, — то это недоумение относили исключительно к Самому Иисусу Христу, Который, как Мессия, не мог, по их понятиям, и умереть, а если не мог умереть, то как же Он воскреснет из мертвых? А это доказывает, что, несмотря на уверения Иисуса, Апостолы все еще не хотели верить, что Он может умереть. По свидетельству Евангелиста Луки, бывшие очевидцами Преображения умолчали, и никому не говорили в те дни о том, что видели (Лк. 9, 36). Недоумевая, как может Иисус воскреснуть, если Он не может и умереть, Апостолы спросили Иисуса: «Если Ты действительно обещанный Избавитель, то как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде?» На этот вопрос Иисус дал такое же объяснение, какое раньше еще дал по поводу посольства от Иоанна. По пророчеству Малахии, Илия должен явиться перед Вторым Пришествием Христа для окончательного Суда над родом человеческим; приготовить же путь Господу для первого Пришествия должен был Иоанн, который, по свидетельству Архангела Гавриила, явится в духе и силе Илии (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. И этот глас, принесшийся с небес, мы слышали, будучи с Ним на святой горе» ( 2Петр.1:16–18 ). То же славное событие раскрывается потом полнее в Евангелии. С трепетной радостью, подобно Петру на Фаворе, взывает Церковь в конце Литургии причастный стих: «Господи во свете лица Твоего пойдем, и о имени Твоем возрадуемся во веки». г) Богослужение в день Преображения Господня имеет ту особенность, что в этот день по окончании Литургии благословляются в притворе храма древесные плоды. «Предание сие, – говорится в уставе, – имамы от святых отец». Обычай освящать все Словом Божиим и молитвой есть, действительно, древнейший обычай христиан, перешедший к нам еще из Церкви ветхозаветной, а праздник Преображения Господня избран для благословения плодов, конечно, потому, что к сему времени они большей частью созревают. Церковь , благословляя приносимые плоды, от вещественных плодов возносит мысли наши к духовным и молит Бога, чтобы Он сделал нас причастниками Своего истинного винограда и украсил жизнь нашу Своими вечными и неотъемлемыми дарованиями. (См. «Троицкий Листок» 279). III. Принося в дар Господу плоды полей и вертоградов наших, не забудем, что мы все должны быть самыми плодоносными деревами в вертограде Господнем, который есть Церковь Божия. Святой царь Давид не напрасно благочестивого человека уподобляет древу, насажденному «при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое» ( Пс.1:3 ). Не напрасно и Сам Спаситель истинных учеников Своих сравнивает с гроздями или ветвями виноградными, кои, заемля от Него, яко божественной лозы, сок жизни, должны приносить плод мног. В противном случае, то есть в случае непринесения надлежащих плодов, каждой душе грешной угрожается извержением из вертограда и повержением в огонь, подобно как то делают и вертоградари с бесплодными древами. Так и должно быть непременно, ибо если для вертоградаря земного крайне неприятно, когда его малолетние труды над древом не приносят ему плода подобающего, то стократ огорчительнее для Вертоградаря Небесного, когда душа человеческая, стоившая Ему толикого попечения, – остается бесплодной.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преображение Господне Совершая проскомидию, священник в центр дискоса помещает часть хлеба, именуемую Агнцем. Это тот хлеб, которому предстоит стать Телом Христовым в результате службы и освящения, в результате прикосновения Духа. Вокруг же этого хлеба в особом порядке располагаются частицы в честь Богородицы, Предтечи, всех святых, затем – всех живых и усопших. Таким образом, на дискосе зримо представлено собрание вокруг Христа всего спасенного и спасаемого человечества. Такое же собирание Христом вокруг Себя живых и умерших мы видим на горе в день Преображения. С тремя земными спутниками и учениками Господь восходит на гору, а там к лучам засиявшей славы Его пришли из царства мертвых – Моисей, а от небес – Илия. И воплотилось то, о чем со временем скажет Павел: «Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисусовым преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил. 2: 9 –10). «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5: 17). Так говорил Спаситель, проповедуя. И в подтверждение этих слов пришли к нему двое самых славных сынов Ветхого Завета. Как прежде на Синай и Хорив, опять пришли они на гору. Фавор имя ей. В лице Моисея Христу поклонился закон. В лице Илии с Ним беседовали пророки. Оба они своим явлением показали, что Христос – податель закона и исполнение пророчеств. Моисею однажды, среди событий великих и едва объяснимых, Бог сказал: «Лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33: 20). Но вот прошли долгие годы, многие поколения сменили друг друга. Наказания и благословения, предсказанные Моисеем, в свою очередь опускались на головы сынов Израиля. Наконец «пришла полнота времени» (Гал. 4: 4), и на землю пришел воплотившийся Сын Божий. Теперь Моисею стало возможно увидеть лицо Его. Уже не боялся умереть Моисей от этого лицезрения, и не только потому, что тело его уже давно лежало в земле, а лишь душа наслаждалась лицезрением Истины. Но еще и оттого, что не убивает, но греет; не калечит, но животворит Агнец Божий, для того и пришедший, чтобы взять на Себя грехи мира.

http://pravoslavie.ru/48166.html

Происхождение и существование суть два понятия сродные между собою, но имеют различное значение. Что происходит, то является. Мир произошел, значит он явился. Со времени своего происхождения он существует. Посему существование мира предполагает его происхождение. Но мир произошел не сам собою, а обязан своим происхождением Богу. Подобно этому и дальнейшим своим существованием мир обязан одному Богу. Своею всемогущею силою Бог произвел то, что мир произошел, и тою же силою Он производит также и то, что мир существует. Вот почему мы называем Бога не только Творцом, но и Вседержителем, то есть Богом, все держащим в Своей силе и власти или все сохраняющим и всем управляющим. Если теперь Сын Божий принимал участие в сотворении мира, то ясно, что Он принимает также участие и в деле сохранения его и управления им. Этому научает нас Сам Спаситель в словах: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». Бог Отец доныне действует именно в деле сохранения мира и управления им. Точно так же и Сын Божий, подобно Отцу, доныне сохраняет мир и управляет им. Эту великую истину выражает апостол Павел, когда говорит об Иисусе Христе: «и Он есть прежде всего, и все Им стоит», то есть существует, сохраняет бытие. Так, Сын Божий есть вместе и Промыслитель мира, и в обоих делах – в творении мира и в промышлении о нем Он открывает Свое божеское существо. Таким образом, из слова Божия мы показали, что Сын Божий и по Своим свойствам, и по Своим делам во всем подобен Богу Отцу и есть истинный Бог. Но чтобы лучше усвоить эту великую истину, мы остановимся на ней еще, и для этого приведем некоторые из тех изречений, в которых Бог Отец называет Спасителя Сыном Божиим, и Сам Спаситель усваивает Себе это наименование. Во время крещения Иисуса Христа Бог Отец свидетельствовал о Нем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Это свидетельство Бог Отец повторил во время преображения на горе Фавор. Три апостола, бывшие тогда вместе с Иисусом Христом и слышавшие это свидетельство, твердо поверили после того, что Иисус Христос есть истинно Сын Божий, и впоследствии проповедовали эту истину перед всем миром. Какое сильное впечатление произвело на них это свидетельство, об этом говорят слова апостола Петра: «Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от великолепной славы принесся к нему такой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». Здесь апостол Петр имеет в виду событие преображения Иисуса Христа и слышанное им тогда свидетельство Бога Отца об Иисусе Христе прямо называет гласом Отца о славе и величии Иисуса Христа, как возлюбленного Сына Божия».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Апостол Павел, продолжая речь о повиновении предержащим властям пишет: воздадите всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь ( Рим. 13:7 ). Находящимся в услужении св. ап. Павел дает наставление такое: слуги, повинуйтеся во всяком страсе владыкам, не токмо благим и кротким, но и строптивым ( 1Пет. 2:18 ). Указывая обязанности младших по отношению к старшим, Священное Писание не оставляет без наставления и старших в их отношениях к младшим. Так, родителям оно дает такой совет: отцы, не раздражайте чад своих, но воспитовайте их в наказании и учении Господни( Еф.6:4 ).И пастырям оно предписывает: пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду. «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду» ( 1Пет. 5:2–3 ). И господам в отношении их к слугам слово Божие говорит: господие, правду и уравнение рабом подавайте, ведяще, яко и вы имате Господа на небесех ( Кол. 4:1 ). Если родители от своих детей, или начальники от своих подчиненных потребуют того, что противно вере и закону Божию, дети и подчиненные не должны исполнять их требования. Святые апостолы дают нам пример непослушания начальникам иудейским, когда эти начальники потребовали, чтобы апостолы не проповедали о Христе. «Судите, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога» ( Деян. 4:19 ), заявили они начальникам. Быть может за непослушание придется потерпеть неприятности. Будем готовы перенести их ради Господа. И апостолов били палками за неповиновение, а они только радовались тому, что безчестие это перенесли за Господа Иисуса Христа. Итак, пятая заповедь закона Божия учит послушанию, превеликой в очах Божиих добродетели. Шестая заповедь: не убий. Ей запрещается убийство или отнятие жизни у ближних и у себя самого каким бы то ни было образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Требуя со стороны верующих строгого внимания к своему благовествованию и долго настаивая на этом, хотя они знают и не раз слышали, апостол говорит теперь: не напрасно я останавливаюсь на этом, но потому, что сознаю всю важность этого. Почему же? потому что, когда мы возвещали вам силу и пришествие Господа, мы не пользовались человеческою мудростию в отношении к вам, и не обольщали вашего слуха красноречием, как язычники и еретики. Ибо язычники обольщают красотою и поэмами, а еретики — вымыслами (вероятно, они уже начинали и тогда появляться). Ничего такого нельзя подозревать в нас. Ибо мы преподали вам учение словом необработанным, как и Павел говорит коринфянам (1 Кор. 2, 4. 13), и преподали то, что своими глазами видели, когда вместе с Ним восходили на святую гору. Апостол говорит о славе Единородного, которая явлена была апостолам в преображении, и о гласе Отца, который слышали они сошедшим на Господа с неба от Отца. А как мы из самых дел узнали предвозвещенное пророками, то по сему самому и почитаем пророчество их вернейшим. Ибо слова оправдались событиями. Поэтому и вы хорошо делаете, что внимаете пророчеству, т. е. предсказаниям пророков, хотя пророки в свое время говорили и не совсем ясно. 17 Приемь бо от Бога Отца честь и славу. 17 Приемь бо от Бога Отца честь и славу. Причастие приемь поставлено вместо глагола в изъявительном наклонении: принял. Ибо далее нет глагола в изъявительном наклонении, соответствующего причастию, как требуется правилами словосочетания; и если приемь непременно удержать здесь в причастии, то речь будет погрешать против синтаксиса, между тем как если причастие приемь заменим изъявительным наклонением принял, речь будет последовательна: ибо Он принял славу от Бога Отца. Гласу пришедшу к нему такову от велелепныя славы: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже Аз благоизволих. 18 И сей глас мы слышахом с небесе сшедшь, с ним суще на горе святей. Гласу пришедшу к нему такову от велелепныя славы: сей есть Сын мой возлюбленный, о немже Аз благоизволих. 18 И сей глас мы слышахом с небесе сшедшь, с ним суще на горе святей.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

A наша обязанность хранить это славное учение. Сохраним же его, сохраняя всегда живую веру в Него. Вокруг себя мы слышим сомнения то в Божестве, то в человечестве Иисуса Христа. Покажем же, что в нем мы почерпаем и утешение, и силу, и блаженство. Иисус Христос – подобный нам человек, искушенный во всем, кроме греха; потому обратимся к Нему с полною свободою, с полною уверенностью в Его милосердии и сострадании к нам. Мы не можем сделать и одного шага в жизни, чтобы не встретить оставленных Им следов нам. Идем ли мы трудною стезею бедности? Он шел ею прежде нас. Находимся ли на поприще испытаний и страданий? Он предшествовал нам на этом поприще. Несем ли иго уничижения и бесславия? Но кто был так уничижен, как Он? Оплакиваем ли дорогого нам человека? Но и Он плакал. Стоим ли, наконец, y мрачной двери гроба? Но Он ведал мрак гроба, вкусил муки смерти. Он во всем уподобился своим братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником ( Евр.2:17 ). Но этот брат трудов, борьбы и скорби нашей есть в тоже время Всемогущий Бог. В нем мы можем соделаться более, нежели победителями. Если сатана и мир восстанут на нас, мы уверены, что победим их. Мы уже победили их чрез Него. Его слава будет и нашею славою. Прошедшее наше изглажено, настоящее преображено, будущее светло; ибо Богочеловек умер за наши грехи, воскрес для нашего оправдания, вознесся на небо, чтобы приготовить нам место; всегда пребывает в нас Духом своим, чтобы управлять своим народом и укреплять бедного христианина, когда он будет изнемогать под тяжестью своего Креста. Будем всегда твердо веровать в человечество и Божество нашего Искупителя, надеясь на Его нежное сострадание, по силе первого, на Его всемогущую помощь, по силе второго и на вечное спасение, по силе обоих вместе. Да воспеваем еще здесь – на земле ту песнь, которую окончательно воспоем с Ангелами и Святыми на небе: «Достоин Агнец закланный принять силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение! Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и сила во веки веков» ( Откр.5:12–13 ). Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhestv...

«И заключу в то время для них (моих избранных) 79 союз с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле» ( Ос 2:18 ). «Волк и ягненок будут пастись вместе» ( Ис 65:25 ), «полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду» ( Ис 43:20 ). Это столь свойственная Библии тема воды живой, Духа, «Подателя жизни», который делает мир садом, мир, превращенный нашими грехами в «пустыню бесплодных сердец». Но «они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» ( Откр 14:13 ). Пункт прибытия – это не только сад, который был райским пунктом отправления: теперь в этом саду есть и город – Новый Иерусалим, которому все народы воздают «честь и славу». В начале города есть сад, растения которого символизируют зародыши становления. А в конце его двойной символ куба и драгоценных камней – кристаллизация истории, но «как бы через огонь», который пожирает и преображает, ибо здесь говорится о драгоценнейших камнях, светоносных минералах величайшей плотности, открытых Славе. Подлинный космотеосис, если вспомнить слова Павла: «Все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий» ( 1Кор 3: 22–23 ). Вселенная в вас, если вы во Христе, ибо Христос – Бог . Эсхатологическая хвала 148-го псалма и трех отроков в печи ( Дан 3 ) соединяется с видением на Патмосе: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» ( Откр 5:13 ). «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое 80 … Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» ( Откр 21:5–6 ). Между первым и вторым пришествием Господа, между Богочеловеком и Богом – человечеством и вселенной, между падшим состоянием тварного бытия и состоянием преображенным есть Церковь – мир на пути к преображению во Христе, овеянный Духом. Тайна Церкви неотделима от творения» 85 . После воплощения и пятидесятницы церковность первого творения обретена вновь и превзойдена, падшая вселенная несет в себе Церковь , которая в действительности несет вселенную в себе и преображает ее, хранит и готовит к Пасхе вечности.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/s...

«И заключу в то время для них (моих избранных)  союз с полевыми зверями и с птицами небесными и с пресмыкающимися по земле» (Ос 2:18). «Волк и ягненок будут пастись вместе» (Ис 65:25), «полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду» (Ис 43:20). Это столь свойственная Библии тема воды живой, Духа, «Подателя жизни», который делает мир садом, мир, превращенный нашими грехами в «пустыню бесплодных сердец». Но «они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр 14:13). Пункт прибытия — это не только сад, который был райским пунктом отправления: теперь в этом саду есть и город — Новый Иерусалим, которому все народы воздают «честь и славу». В начале города есть сад, растения которого символизируют зародыши становления. А в конце его двойной символ куба и драгоценных камней — кристаллизация истории, но «как бы через огонь», который пожирает и преображает, ибо здесь говорится о драгоценнейших камнях, светоносных минералах величайшей плотности, открытых Славе. Подлинный космотеосис, если вспомнить слова Павла: «Все ваше; вы же — Христовы, а Христос — Божий» (1 Кор 3: 22–23). Вселенная в вас, если вы во Христе, ибо Христос — Бог. Эсхатологическая хвала 148–го псалма и трех отроков в печи (Дан 3) соединяется с видением на Патмосе: «И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр 5:13). «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое  … Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Откр 21:5–6). Между первым и вторым пришествием Господа, между Богочеловеком и Богом — человечеством и вселенной, между падшим состоянием тварного бытия и состоянием преображенным есть Церковь — мир на пути к преображению во Христе, овеянный Духом. Тайна Церкви неотделима от творения»  . После воплощения и пятидесятницы церковность первого творения обретена вновь и превзойдена, падшая вселенная несет в себе Церковь, которая в действительности несет вселенную в себе и преображает ее, хранит и готовит к Пасхе вечности.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=753...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010