Мы кратко выразим ее разнообразие, если немного рассмотрим ее добродетели в отдельных избранниках. Так, через Авеля она принесла Богу избранные дары и претерпела братоубийство без сопротивления. Она научила Еноха духовно жить среди людей и даже перенесла его вместе с телом от людей к небесной жизни. Ноя она явила единственным человеком, угодным Богу, тогда как все остальные были отвергнуты, а также побудила его к изготовлению ковчега в усердии продолжительного труда и сохранила его живым в мире за исполнение праведного дела. Она через Сима и Иафета благоговейно устыдилась наготы отца и, когда они были обращены к нему спиной, накинув покрывало, покрыла ее, не видя. Она подняла десницу Авраама, повиновавшегося убить сына, и сделала его отцом бесчисленного потомства народов. Она простерла ум Исаака, у которого зрение притупилось от старости, к прозрению далекого будущего, потому что он всегда заботился о чистоте. Она побудила Иакова и стенать о погибели горячо любимого им сына, и по снисходительности терпеть присутствие дурных сыновей. Она научила Иосифа, проданного братьями и мужественно переносить рабство при несломленной свободе души, и без превозношения [ума] господствовать над братьями. Она Моисея, когда народ грешил, и повергала в печаль до того, что он в молитве просил себе смерти, и воспламенила его в запале ревности до умерщвления народа, так что он и самого себя подвергал смерти за погибающий народ, и затем прогневался на согрешающий подобно тому, как гневается Господь. Она подняла руку Финееса на возмездие против согрешающих, так что он, взяв меч, пронзил совокупляющихся, и, разгневавшись, утолил гнев Господень. Она научила соглядатая Иисуса сначала посредством слова отстаивать истину против лгавших граждан, а затем – посредством меча употребить ее против врагов. Она Самуила представила и смиренным во власти, и сохранила его невредимым в изгнании: он, поскольку любил гнавший его народ, сам собою засвидетельствовал, что не любил той власти, с которой был свергнут.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Ты навел на мир великий потоп за размножение нечествовавших и избавил от потопа праведнаго Ноя в ковчеге с восемью душами, чтобы быть ему концом прошедших и началом будущих поколений; Ты возжег страшный огонь на пятиградие содомское, обратил землю плодоносную в солончаковую за нечестие живущих на ней и избавил от сожжения праведнаго Лота. Ты избавил Авраама от праотеческаго нечестия, поставил его наследником мира и явил ему Христа Твоего; Ты рукоположил Мелхиседека в архиереи для служения Тебе; Ты показал многострадального служителя Твоего Иова победителем началозлобного змия; Ты сделал Исаака сыном обетования, Иакова — отцем двенадцати сыновей и его потомство размножил и ввел в Египет, в числе семидесяти пяти душ; Ты, Господи, не презрел Иосифа, но в награду за целомудрие ради Тебя дал ему власть над египтянами. Ты, Господи, изнуряемых египтянами евреев не презрел, по обетованиям, данным отцам их, но избавил, наказав египтян. И когда люди растлили естественный закон и стали то признавать тварь самобытную, то почитать ее более, чем должно, и приравнивать к Тебе, Богу всяческих, Ты не оставил их в заблуждении, но, явив святаго Твоего служителя Моисея, дал через него в помощь естественному — писанный закон и показал, что тварь есть Твое произведение, заблуждение же многобожия рассеял. Ты прославил Аарона и потомков его честью священства; наказал согрешивших евреев и помиловал обратившихся; покарал египтян десятью казнями; разделил море, перевел израильтян, а преследовавших их египтян погубил водой; усладил деревом горькую воду, источил воду из утесистаго камня и дал дождём манну с неба, перепелов — в пищу из воздуха, огненный столп ночью для освещения и облачный столп днем для осенения от зноя. Ты, назначив вождем Иисуса, истребил через него семь ханаанских народов, рассек Иордан, иссушил реки Ифамские, низверг стены без орудий и руки человеческих. За все Тебе слава, Владыка Вседержитель! Тебе поклоняются безчисленные воинства ангелов, архангелов, престолов, господств, начал, властей, сил, воинств, веков, — Херувимы и шестокрылые Серафимы, двумя крылами закрывая ноги, двумя лица, а двумя летая, и, вместе с тысячами тысяч архангелов и тьмами тем ангелов, непрестанно и неумолчно вопиющими, говоря:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2413...

В каждом из четырех актов драмы Грехопадения присутствует один существенный момент: хотя человек и пожинает горькие плоды своего мятежа, Бог сохраняет его для будущего. Не погибают ни Адам, ни Каин; в катастрофе Потопа спасается род Ноя; строители башни не исчезают, а лишь рассеиваются по лицу Земли. Это свидетельствует о ценности человека во вселенских замыслах Предвечного. Среди массы тех, кто сказал Богу «Нет», постоянно отыскивается меньшинство, говорящее Ему «Да». На этом построена одна из осевых тем Библии — тема Завета, Она составляет ядро библейской сотериологии, которая необыкновенно важна для понимания антропологической аксиологии Писания. Бог может спасти человека от зла и греха лишь при его собственном участии, при наличии веры, доверия к Творцу. Такое доверие и проявил Авраам, которого апостол Павел называл «отцом верующих». Сотериология Библии тесно связана с проблемой личности. Хотя Завет заключается через отдельных людей (Ноя, Авраама, Моисея и др.), долгое время он относился к человечеству или к группе людей. Это перекликается с обилием в Ветхом Завете эпонимов и так называемых «корпоративных личностей» (термин Генри Робинсона). Вопрос о личном посмертном воздаянии не возникает в течение всего допленного периода. Сотериология распространяется главным образом на род, этнос, потомков. Лишь постепенно, по мере роста личностного самосознания, подобный коллективизм перестает удовлетворять. Рубежом нового этапа библейскою откровения можно назвать Книгу Иова. Она говорит о ценности и судьбе личности. По–видимому, в корне не правы те комментаторы, которые пытались представить Иова «корпоративным» персонажем, олицетворением страждущего Израиля. В таком случае оставалась бы надежда на улучшение участи народа в грядущем (к тому же Иов и родом не израильтянин). Кн. Иова, напротив, сосредоточена на трагичности бытия отдельного человека, жизнь которого коротка и эфемерна. И только после духовного кризиса, отраженного в споре Иова с Богом, ветхозаветному человеку дается откровение о всеобщем восстании из мертвых (Апокалипсис Исайи, Кн. Даниила, 2 Маккавейская книга).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

В мире трудно уцелеть; надобно сближаться с мудрыми. Нераскаянному в 40 лет, нет прощения. А если за 40 лет – принимают Имана. Если следуют собственному уму, то редко достигают; требуется помощь против 4 завес: мира, занятия, демонов, собственной природы; если не мудрый государь, не св. книги, не водительство Магомета, не хранение Бога, трудно. Наша вера может все. О причинах неодинаковости, нечистотой; от сердца, обращённого к миру невещественному и к миру внешнему. Видят существо Бога и простые люди. Ослепление мирских людей. Царство Небесное и мир, как две жены; одна из двух. Печаль Абд ул ра хима о неизвестности судьбы человека до смерти и по смерти, на суде. Допросы в могиле. Суд на воскресении. Переход через мост Сэ ла тэ. Об образумлении от мира. По принятии истины (Дао) легко и умирать. Три пути жизни: весна тела – служение Богу; сердца – памятование Бога; жизни – исповедание Бога. Иные на старости прощены, другие молодые не заслуживают этого. О достойном несении Имана. Различие важности греха: самовольного, по примеру предков, и от обычаев. Бо и и Шу ци взаимно уступающие. На старости прощается, как путешественник после долгого странствования возвращается домой. Недостатки Mo миней. Не исполняющий своего закона то же что изменник. Му на фэй гэ (двуличный), самый тяжкий грех у Магомета. О Тао бо, раскаянии во грехах, которое может вместо Ада вести в Рай. В обрядах, необходимо внешнее выражение со внутренним. Истинная вера имеет шесть признаков: вера к невидимым (хотя Бог невидим и проч.); вера в будущую жизнь; страх ада, греха против Бога; надежда на его милосердие (награда), покорность его велениям; соблюдение запрещений. Автор разводнил свою речь изворотами так, что трудно иногда выследить главную мысль. Родословие От Адама до Ноя 3000 лет. До Авраама 1500. 1200 до Моисея. 500 до Давида. 20 вопросов, раз решенных Соломоном; баснословное его царство. 500 до Эрса. 300 до Магомета. От него до ныне 1100 слишком лет. Из всех творений 1 / 10 людей; из людей 100 / 135 Е э чжу чжэ и Моэ чжу чжэ; 24 / 125 еретики (вай дао), осужденные в ад, 1 / 125 Му сы ли мо на; из учений сих 71 / 72 осуждена в ад; 1 / 72 И сы ла му.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

В-четвертых, Христос учил, что Закон не прейдет, пока все не исполнится ( Мф.5:17–20 ), и что Писание не может нарушиться ( Ин.10:35 ). Подобным же образом и апостолы подтверждали истинность всех частей Писания. Например, в посланиях упоминаются следующие моменты: Авраам уверовал и обрел обетование до того, как был обрезан ( Рим.4:10 ); Аврааму было около ста лет ( Рим.4:19 ); Бог казал Ревекке, что ее старший сын будет служить младшему, еще до того, как они родились ( Рим.9:10–12 ); Илия говорил с Богом ( Рим.11:2–4 ); народ израильский прошел через море, он ел и пил духовную пищу и духовное питие, стремился к злу, садился пить, вставал играть, был похотлив, роптал, был поражен ( 1Кор.10:11 ); Авраам отдал десятую часть всего Мелхиседеку ( Евр.7:1–2 ); ветхозаветная скиния была тщательно устроена совершенно особым образом ( Евр.9:1–5 ); Моисей окропил народ и сосуды скинии кровью и водой, используя червленую шерсть и иссоп ( Евр.9:19–21 ); мир был сотворен Словом Бога ( Евр.11:3 ); многое в жизни Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Моисея, Раав и др. действительно произошло ( Евр.11 гл.); Раав приняла соглядатаев и отпустила их другим путем ( Иак.2:25 ); в ковчеге спаслось восемь человек ( 1Пет.3:20 ; 2Пет.2:5 ); Бог обратил Содом и Гоморру в пепел, но спас Лота ( 2Пет.2:6:7 ); Валаамова ослица заговорила ( 2Пет.2:16 ). Апостол Павел пишет, что он поклоняется Богу, «веруя всему написанному в законе и пророках» ( Деян.24:14 ), и что «все, что писано было» в Ветхом Завете, «написано нам в наставление» ( Рим.15:4 ). В этих текстах нет и намека на то, что какой-то части Писания не следует доверять целиком и полностью. Даже в связи с относительно малозначимыми подробностями Ветхого Завета («народ сел есть и пить, и встал играть») апостол Павел говорит: «Все это происходило» (подразумевая тем самым историческую достоверность) и «описано в наставление нам» ( 1Кор.10:11 ). Судя по всему, Господь Иисус Христос и апостолы не делали разграничения по степени точности и достоверности между текстами, в которых излагается откровение по важнейшим вопросам, и отрывками, в которых сообщаются второстепенные сведениями. Они относились к Писанию с полным доверием 38 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Во-вторых, Христос часто выбирал для обоснования Своего учения те события, которые большинство современных критиков считают нереальными. Например, Всемирный Потоп ( Мф.24:37–39 ; Лк.17:26–27 ), история Содома и Гоморры ( Мф.10:15; 11:23–24 ), рассказ об Ионе ( Мф.12:39–41 ; Лк.11:29–32 ). В-третьих, Христос обращался к ветхозаветным Писаниям как к высшему авторитету во время споров с книжниками и фарисеями. Он осуждал их не за то, что они слишком доверяли Писанию, но за то, что они своей казуистикой запутывали ясное и достоверное учение, которое излагалось в нём. Христос использовал Писание для отражения каждого искушения сатаны. Примечательно, что как Иисус, так и сатана признавали Писание в качестве аргумента, против которого нет другого аргумента ( Мф.4:4–11 ; Лк.4:4–13 ). В-четвёртых, Христос учил, что ничто не прейдёт из Закона, пока всё не исполнится ( Мф.5:17–20 ), и что Писание не может нарушиться ( Ин.10:35 ). Подобным образом и святые апостолы подтверждали истинность и историчность всех частей Писания. Например, Авраам уверовал и обрёл обетование до того, как был обрезан ( Рим.4:10 ); Аврааму было около ста лет ( Рим.4:19 ); Бог сказал Ревекке, что её старший сын будет служить младшему ещё до того, как они родились ( Рим.9:10–12 ); Илия говорил с Богом ( Рим.11:2–4 ); народ израильский прошёл через море, он ел и пил духовную пищу и духовное питие, стремился к злу, садился пить, вставал играть, был похотлив, роптал, был поражён ( 1Кор.10:11 ); Авраам отдал десятую часть всего Мелхиседеку ( Евр.7:1–2 ); ветхозаветная скиния была тщательно устроена совершенно особым образом ( Евр.9:1–5 ); Моисей окропил народ и сосуды скинии кровью и водой, используя червлёную шерсть и иссоп ( Евр.9:19–21 ); мир был сотворён Словом Бога ( Евр.11:3 ); многое в жизни Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Моисея, Раав и др. действительно произошло ( Евр.11 ); Раав приняла соглядатаев и отпустила их другим путём ( Иак.2:25 ); в ковчеге спаслось восемь человек ( 1Пет.3:20 ; 2Пет.2:5 ); Бог обратил Содом и Гоморру в пепел, но спас Лота ( 2Пет.2:6:7 ); Валаамова ослица заговорила ( 2Пет.2:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Дав ему на малое время забыться, Ты с клятвой (см. Евр. 6 , 17 ) призвал его потом к возрождению ( παλιγγενεσαν); разрешив определение смерти, обетовал жизнь по ( ξ) воскресении. Но это не всё: Ты расплодил потомков его до бесчисленного множества, и из них – тех, кто пребыл Тебе верен, прославил, отступивших же от Тебя наказал; так Ты принял жертву Авеля, как праведного, и отверг дар братоубийцы Каина, как нечестивца; таким же образом Ты принял Сифа, Еноса и преложил Еноха. Ты – всем людям создатель, и податель жизни, и исполнитель их нужд, и дарователь законов, и мздовоздаятель соблюдающим законы, и каратель их преступающим. Ты навел на мир Великий потоп за размножение нечествовавших, и избавил от потопа праведного Ноя в ковчеге с восемью душами (см. 1Пет. 3, 20 ), чтобы быть ему концом протекших и началом будущих поколений; Ты возжег страшный огонь на пятиградие содомское, обратил землю плодоносную в солончатую – за нечестие живущих на ней (см. Пс. 136, 34 ), и избавил от сожжения праведного Лота. Ты избавил Авраама от праотеческого нечестия, поставил его наследником мира и явил ему Христа Твоего; Ты рукоположил Мелхиседека в архиереи служения Тебе; Ты показал многострадального служителя Твоего Иова победителем зловиновника – змия; Ты сделал Исаака сыном обетования, Иакова – отцом двенадцати сынов, и его потомство размножил и ввел в Египет, в числе семидесяти пяти душ. Ты, Господи, не презрел Иосифа, но, в награду за целомудрие ради Тебя, дал ему власть над египтянами. Ты, Господи, изнуряемых египтянами евреев не презрел – по обетованиям, данным отцам их, но избавил, наказав египтян. И когда люди растлили естественный закон, и стали – то признавать тварь самобытной, то почитать ее более, чем должно, и приравнивать к Тебе, Богу всего, Ты не оставил их в заблуждении, но, явив святого служителя Твоего Моисея, дал через него, в помощь естественному, писаный закон и показал, что тварь есть Твое произведение, заблуждение же многобожия рассеял. Ты прославил Аарона и потомков его честью священства; наказал согрешивших евреев и помиловал обратившихся; покарал египтян десятью казнями; разделив море, перевел израильтян, а преследовавших их египтян погубил под водой; усладил деревом горькую воду, источил воду из утесистого камня, и дал – как дождь, манну с неба, перепелов – в пищу из воздуха, огненный столп ночью для освещения и облачный столп днем для осенения от зноя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

е. по сравнению с другими датами в значении „соборный“. О том же свидетельствует нередкое употребление термина (без перевода) у Тертуллиана : „catholica traditio – „всеобщее“, т. е. всехристианское, каждому христианину известное и им хранимое „предание“ в De monog. 2, Oehler, 1, 762, – ср. De praescr. haeret. 26: quam (regulam) catholice (catholicae) in medium proferebant, – и 30: in catholicae (ecclesiae) primo doctrinam (Oehler, 2, 24 и 26) – в обоих случаях как противоположность частному и еретическому. Adv. Marc. IV. 9. Oehler 2, 176: apud ecclesiam per Christum Iesum, catholicum patris sacerdotem – Христос, как всеобщий (за всех и от всех) священник Отца (пред Отцом). Ib. 3, 21 Oehler, 151: Christus, catholicum Dei templum, in quo Deus colitur, – 22. Oehler 153: apud veram et catholicam Hierusalem, где catholicus отличается от verus, как всеобщий от истинного (православного, канонического и под.). 2, 17. Oehler 104: protectorem catholicae et summae illius (Dei judicis) bonitatis: не per totum orbem terrarum diffusa est (Pamelius), ибо суд Бога касается в собственном смысле только „людей“, как это показывает и дальнейшая цитата Мф.5:45 , – но: объемлющая всех людей, на всех людей простирающаяся, – благость, как бы область или лоно или сердце, где вмещаются все люди. De fuga 3, Oehler, 1, 467: necese est catholice fieri haec, а quo et ex parte (patre), scilicet ab illo. qui dicit... если читать а parte, то получим в catholice противоположность этому выражению. Ср. Adu. Marc. IV. 4. Oehl. 2. 164: pecuniam in primo calore fidei catholicae ecclesiae contulit (Маркин)... posteaquam in haeresim suam а nostra veritate descivit, – как противоположность ереси, особности. Ириней Contra haer. III. 11. 8. Stieren, 468: τσσαρα καθολικ πνεματα – четыре всеобщих (всю землю обвевающих лат.: pricipales) ветра, коим соответствуют τσσαρα κλματα το κσμου, – и —162— далее р. 482: τσσαρες δθησαν καθολικα διαθκαι τ νθρωπτητι (через Ноя, Авраама, Моисея и Христа) общие, всё человечество объемлющие, в коих участвуют все люди.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мир создан именем Божьим. Этим Именем творение вырвано из бездны небытия. В четках через божественное Имя отражен первозданный свет, когда еще не было солнца и луны – двух очей неба, и не расцвели на черном поле ночи звезды как огненные цветы. В четках звучит эхо ангельской хвалы Богу за сотворение мира. В четках открывается мистическая история человечества. В четках отразились, как бы запечатлелись радость праотцев, увидевших впервые красоту Эдема, плач Адама в стране изгнания о потерянной благодати, свирель Авеля, собиравшая овец, как звон колокола собирает людей на молитву, письмена, которые начертал ангел для Сифа, песнопения Эноса – первого учредителя богослужений, свиток Эноха, в котором написано о устройстве небес и будущем мира, проповедь Ноя о покаянии, жертва Авраама, послушание Исаака, молитва Иакова, 12 камней положенных Иисусом Навином на дно Иордана, звуки труб, от которых упали стены Иерихона, беззвучный вопль Моисея, разверзший волны моря. Именем Божиим сотворен мир. Именем Божиим спасается человечество. Именем Божиим низложен ад. Именем Божиим открыты небеса. Четки, в которых запечатлено всесильное и светоносное Имя – путь души к Богу, не имеющий конца. Четки – видимый залог твоего спасения, который держит твоя рука. Размышления о четках Четки – учебник небесной философии; все книгохранилища мира за восемь тысяч лет могут быть заключены в восьми словах Иисусовой молитвы. Четки видимое делают невидимым, а невидимое – видимым. Четки это лестница, ведущая вниз и ввысь: вниз – вглубь сердца, где душа встречается сама с собой, а ввысь – к небу, где дух, не выходя из сердца, встречается с Богом. Четки мера любви человека к Богу. Четки это черная роза, выросшая на одинокой могиле; она шепчет сердцу о неизбежной смерти и указывает, куда ведут и где кончаются все дороги мира. Четки утром говорят душе – спасайся, в полдень – трудись, вечером – кайся, ночью – бодрствуй. Узелки четок это лепестки цветка, которые расцветают друг за другом от прикосновения пальцев. Четки это бич в руке укротителя тигров, с которым он входит в сердце как в клетку зверя и укрощает страсти души. Четки это свирель, звуки которой слышат ангелы на небесах, а мертвые в могилах. Четки это губка, которая впитала в себя слезы преподобных и кровь мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Но это не все: Ты расплодил потомков его до бесчисленного множества, и из них — тех, кто пребыл Тебе верен, прославил, отступивших же от Тебя наказал; так Ты принял жертву Авеля, как праведного, и отверг дар братоубийцы Каина; таким же образом Ты принял Сифа и Еноса и преложил Еноха. Ты — всем людям Создатель и Податель жизни и Исполнитель их нужд и Дарователь законов и Мздовоздатель соблюдающим законы и Каратель их преступающим. Ты навел на мир великий потоп за размножение нечествовавших и избавил от потопа праведного Ноя в ковчеге с восемью душами, чтобы быть ему концом прошедших и началом будущих поколений; Ты возжег страшный огонь на пятиградие содомское, обратил землю плодоносную в солончаковую за нечестие живущих на ней и избавил от сожжения праведного Лота. Ты избавил Авраама от праотеческаго нечестия, поставил его наследником мира и явил ему Христа Твоего; Ты рукоположил Мелхиседека в архиереи для служения Тебе; Ты показал многострадального служителя Твоего Иова победителем началозлобного змия; Ты сделал Исаака сыном обетования, Иакова — отцем двенадцати сыновей и его потомство размножил и ввел в Египет, в числе семидесяти пяти душ; Ты, Господи, не презрел Иосифа, но в награду за целомудрие ради Тебя дал ему власть над египтянами. Ты, Господи, изнуряемых египтянами евреев не презрел, по обетованиям, данным отцам их, но избавил, наказав египтян. И когда люди растлили естественный закон и стали то признавать тварь самобытную, то почитать ее более, чем должно, и приравнивать к Тебе, Богу всяческих, Ты не оставил их в заблуждении, но, явив святаго Твоего служителя Моисея, дал через него в помощь естественному — писанный закон и показал, что тварь есть Твое произведение, заблуждение же многобожия рассеял. Ты прославил Аарона и потомков его честью священства; наказал согрешивших евреев и помиловал обратившихся; покарал египтян десятью казнями; разделил море, перевел израильтян, a преследовавших их египтян погубил водой; усладил деревом горькую воду, источил воду из утесистого камня и дал дождём манну с неба, перепелов — в пищу из воздуха, огненный столп ночью для освещения и облачный столп днем для осенения от зноя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010