1:11). « Сей Иисус », показавший множество знамений. Итак, день Господня вознесения причинил диаволу, как сказано, скорбь, а верным — веселье. Теперь воссияла радостная весна и выросли очаровательные цветы; ветви виноградника обременены плодами, масличные деревья цветут, смоковницы уже произвели свои плоды, и густейшие нивы приводятся в движение зефиром, подражая приятному колебанию морских волн. Вследствие Господня Вознесения все веселится вместе с нами. Поэтому и я произнесу перед вами слова Давида, которые он прекрасно изрек по поводу Господня Вознесения: « Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости. Восшел… Господь при звуке трубном (Пс. 46:2, 6) туда, где Он был; вознесся туда, откуда и не отлучался». « Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес » (Эфес. 4:10); не иной явился пророкам и обращался с апостолами, не иной находился в лоне Отца и был судим Пилатом, не иной был пригвожден ко кресту гвоздями и шествовал на херувимах, не иной был обвит Иосифовой плащаницей и объемлет дланью тварь, не иной был положен в гробе и восхваляем серафимами; но именно Тот Самый, Который сидит с Отцом и бессеменно зачат в девственной утробе. « Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном » (Пс. 46:6). Творец веков, Тот, Который произвел все из небытия в бытие, Создатель Адама, Тот, Который произвел человеческое естество, Который переселил угодившего Ему Еноха в страну жизни, сохранил Ноя среди вселенной, призвал патриарха Авраама из Халдейской земли, через Исаака предызобразил таинство креста, даровал Иакову рождение двенадцати сыновей, подверг испытанию терпение Иова, поставил Моисея вождем народа, преисполнил Самуила пророческим даром еще во чреве его матери, избрал пастыря овец Давида царем, даровал Соломону мудрость, в вихре вознес Илию на огненной колеснице, вдохнул в пророков силу предведения будущего, апостолам сообщил дар исцелений, — Тот, Который сказал им же: « мужайтесь: Я победил мир » (Иоан. 16:33), Он — Господь славы, вознесшийся на небеса « при восклицаниях » ( в воскликновении ) (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Воззри на нас и на Служение сие, и прими его, как Ты принял дары Авеля, жертвы Ноя, жертву всесожжения Авраама, священство Моисея и Аарона, мирные жертвы Самуила, и, как Ты принял от святых Твоих апостолов такую же истинную Службу, – так Ты, Господи, по милости Твоей, прими от рук нас, грешных, эти Дары, дабы мы, сподобившись неосужденного служения святому Твоему Жертвеннику, получили награду верных и благоразумных домоправителей 386 в Страшный день Твоего справедливого воздаяния 387 . Ради милосердия Единородного Сына Твоего, с Коим Ты благословен со Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом – ныне, и присно, и во веки веков! Люди: Аминь. Священник: Мир всем. Люди: И духу твоему. Диакон: Возлюбим друг друга 388 , единомысленно исповедуя... Люди: Отца и Сына, и Святого Духа, – Троицу единосущную и нераздельную. Диакон: Двери, двери да храним 389 ! Внемлем! Символ веры Верую 390 во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. (Верую) И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного и от Отца рождённого прежде всех веков, – (в) Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, Коим явилось всё 391 ; Коий ради человек и нашего ради спасения сошёл с небес и воплотился от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечился, (в) распятого же за нас при Понтии Пилате, и пострадавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на Небеса и сидящего одесную Отца, и вновь к нам грядущего во Славе, судить живых и мертвых, Царству Коего не будет конца. (Верую) И в Духа Святого, Господа животворящего и от Отца исходящего, со Отцом и Сыном сопоклоняемого и сославимого, глаголавшего через пророков. (Верую) Во единую святую, соборную 392 и апостольскую Церковь 393 . Исповедую едино крещение во оставление грехов. (Верую и) Чаю 394 воскресения мертвых и жизни Будущего Века 395 . Аминь. Анафора 396 Начальные взаимные приветствия и призывы Диакон: Станем благовидно, 397 станем со страхом! Внемлем 398 ! Святое Возношение 399 в мире 400 будем приносить – Люди: Милость Мира 401 , Жертву хваления! Священник: Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любовь Бога и Отца, и Причастие Святого Духа 402 да будут со всеми вами 403 ! Люди: И со духом Твоим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но Адам и Ева, родоначальники человечества, в то же время, первые члены насажденной Богом церкви. Их падение, разрушив союз всего сотворенного с Богом, потрясло основы церкви. С размножением их потомства разливался грех в мире и церковь падала все больше и больше; только небесный пастырь удерживал ее от окончательного падения. Эта идея прекрасно выражена на памятниках, представляющих церковь под образом овчарни, в виде небольшого здания, или около пастыря, как в катакомбах Марцеллина и Петра 402 , или на руке у него в тех же катакомбах 403 , а еще нагляднее на одной гемме, где овчарня представлена падающей, но, возвратившийся с найденною овцой, пастырь поддерживает ее 404 . Нет сомнения, что овчарня служит символом церкви, которая, по выражению апостольских постановлений, подобна двору овчему: она представляется падающей, когда Спаситель пришел на землю искать заблудшую овцу; но вот, Он возвращается с овцой и поддерживает ее, снова становится ее незыблемым основанием, ее главою, на всемощной деснице Которого она зиждется теперь. Как добрый пастырь, положивший душу свою за овец, Он Сам теперь пасет их; небесный Дверник отворяет Ему двери и овцы слушают голоса Его и идут за ним. Этот образ притчи представлен на одном саркофаге: пастырь стоит у овчарни, двери которой открыты; Он с жезлом, очевидно, ведет овец на пастбище и, полуобернувшись, как бы зовет их; овцы выходят на голос пастыря и направляются за ним. Но не теперь только, а в течение целых веков прежде пастырь поддерживал и сохранял церковь , ибо к нему относились все ветхозаветные обетования и прообразы, верою в которые жило дохристианское человечество. Мысль эта раскрывается через сопоставление доброго пастыря с представлениями ветхозаветных событий, имевших прообразовательное значение и с соответствующими событиями новозаветными, указывающими на пополнение на нем прообразов. Так, с пастырем рядом видим Ноя в ковчеге, которому голубь несет масличную ветвь 405 , Авраама, приносящего в жертву единственного сына своего 406 , Иону, поглощаемого морским чудовищем и выбрасываемого обратно 407 , Моисея, получающего скрижали закона 408 и изводящего воду из скалы 409 , Даниила между львами 410 , трех отроков в пещи 411 , умножение хлебов 412 , воскресение Лазаря 413 и, наконец, Павлина 414 , символическое значение которого согласуется со значением некоторых из ветхозаветных прообразов, и со значением воскрешения Лазаря. С употреблением этого языческого символа, быть может, соединялась мысль о приготовительной и охраняющей деятельности пастыря в среде язычества. При этом сопоставлении образа доброго пастыря с ветхозаветными и новозаветными событиями, указывающими на необыкновенные средства, какие употреблял пастырь для поддержания и сохранения церкви, преобладающее представление – смерть Христова, как искупительная жертва за грехи мира и воскресение, в которых положено основание нашего воскресения и бессмертия, как в падения Адама и Евы положено начало смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

Она является всепроникающею божественною сущностью наряду с тем «Сущим» (XIII, 1), с «вечным светом», из которого она истекает; мир, созданный «из бесформенной материи», в котором Бог «расположил все мерою и числом» (XI, 21), проникается и образуется этим тончайшим Духом. Мы имеем здесь не простое поэтическое олицетворение, а богословское учение, примиряющее представление о трансцендентном Божестве с представлением об имманентности Его Промысла, Его действия, Его Духа. Это не есть также чисто метафизическая концепция, подобная тем, какие мы находим у эклектиковэтой эпохи, посредствовавших между платонизмом и стоицизмом: становясь самостоятельною ипостасью, Премудрость понимается прежде всего как посредница     –  101  –   откровения: она сохраняла Адама, спасла Ноя, Авраама и других праотцев; она «освободила святой народ» и «вошла в душу служителя Господня (Моисея) и противостала страшным царям чудесами и знамениями. Она воздала святым за труды их, вела их путем дивным и днем была им покровом, а ночью – звездным светом. Она провела их через Чермное море… а врагов их потопила» (X). Она посредствует откровение, и вместе с тем, как «художница всего», она дает и совершенное познание всего сущего – устройства мира, его стихий, его свойств и существ (VII, 17 сл.). Таким образом, Премудрость является космическим началом, принципом универсального разума и нравственного закона – подобно стоическому логосу; и в то же время, подобно логосу последующего богословия, она является началом откровения. Этого мало: самый термин «логос», самое понятие Слова как силы и разума Божества олицетворяется в этой книге. Так, в начале rл. XI говорится о том, что Господь сотворил все «в слове Своем» (ν λγ σου) и своею премудростью устроил человека , а в главе XVIII (14–16) слово Божие олицетворяется в образе ангела: «Сошло с небес (при избиении первенцев египетских) всемогущее Слово Твое ( πανταδναμς σου λγος), как грозный воин. Оно несло острый меч – неизменное Твое веление и, ставши, наполнило все смертию: оно касалось неба и ходило по земле». (Ср. Исх. XII, 35 и 1 Парал. XXI, 16). Правда, из этих мест еще никак нельзя вывести заключения, чтобы «Слово» отожествлялось здесь с Духом Премудрости или являлось особым, самостоятельным олицетворением, хотя будущее учение о Нем, как божественном Разуме, посредствующем между Богом и миром, подготовлялось всем учением «Премудрости».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Сим жил 600 лет, по-видимому, столько же жил Иафет. Потом жизнь стала постепенно сокращаться до 400-300 лет, а ко времени Авраама продолжительность его жизни – 175 лет – считалась уже благословенным долголетием. И в наше время есть люди, доживающие до 150летнего возраста. Вообще, биологическая жизнь человека должна длится 150 лет, но она сокращается болезнями от ненормального питания и поведения. Обратимся теперь к тому поразительному факту, который часто не замечают в истории Ветхого Завета, а он, тем не менее, имеет колоссальное значение для понимания многих событий. Нужно помнить, что все праотцы от Адама до Ламеха, отца Ноя, жили одновременно. Адам мог и, по-видимому, это так и было, беседовать с Ламехом в течение 60 лет его жизни, равно как и с дедом Ноя – Мафусаилом, Адам мог рассказывать им все, что сам знал о Рае и сотворении мира. Ламех и Мафусаил, вне сомнения, передали это Ною, а при внуках и правнуках Ноя уже появилась и древнейшая шумерийская клинопись – по археологическим данным за 3000 лет до Р.Х., что соответствует возрасту внуков Ноя. Приведем таблицу жизни праотцев: Год рожденияПраотцыГод смертиПродолжительность жизни (лет)Возраст отца в год рождения первого сына 1Адам930930130 130Сиф1042912105 235Энос114090590 325Каинан123591070 395Малелеил129089565 460Иаред1420962162 622Энох96736565 687Мафусаил1654967167 872Ламех1651777182 1056Ной2006958500 1556Сим2156600 Потоп, согласно этим данным, произошел в 1656 г. от сотворения мира. Как премудро было предусмотрено Промыслом Божиим – никто из праотцев не погиб в водах Потопа, ни отец Ноя, ни его дед. Потоп наступил через два года после смерти деда Ноя – Мафусаила, а отец Ноя – Ламех умер еще раньше. Значит никто из праведников не погиб в водах Потопа. Итак, мы видим, что помимо Богооткровенного знания Моисея – все сказания о Рае, грехопадении, о древе жизни, десяти праотцах, о Потопе, о Ное и трех его сыновьях – могли быть известны людям путем непосредственной передачи от поколения к поколению. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все перечисленные события были известны шумерийцам и записаны ими. Эти события дошли до нас на Вавилонских клинописных табличках, но уже в сильно искаженном виде. Тогда истинное Богопочитание было забыто, к записям примешалась языческая мифология того времени, и поэтому в табличках изменены все имена праотцев, сильно перепутаны многие даты и события.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

В это время дочь царя эфиопского, Тарбис, слышавшая о блестящих подвигах Моисея, увидевши его со стороны, влюбилась в него и через венных рабов предложила ему супружество. Моисей согласился под условием сдачи города. Город был сдан, брак совершился и египетское войско с торжеством возвратилось домой 47 . По сличении всех относящихся сюда рассказов нетрудно, конечно, выделить основное содержание предания: поход Моисея на эфиопов, опасности пути, осаду и взятие столицы и женитьбу Моисея на дочери или вдове эфиопского царя. Только после этого подвига Моисей, по апокрифу, является в земле мадиамской и знакомится с Иофором (Рагуилом), после того как помог его дочерям напоить овец у колодца, согласно с библией. Но и здесь, в рассказе об отношениях Моисея к Иофору, в апокрифе есть весьма замечательная, отличающаяся народнопоэтическим характером, особенность, не находящаяся в библии. Иофор, не смотря на одолжение, оказанное Моисеем его дочерям у колодца, узнавши, что он был царем сарацинским (эфиопским), «рече в сердци своем: всажу я сего в темницу и примилуюся им к срацином, себо есть беглец», действительно, посадил его в темницу, где он и сидел десять лет. Во все это время кормила Моисея тайно хлебом Сепфора, дочь Иофора, и наконец напомнила о нем отцу, который, разумеется, и забыл о нем, как об умершем от голода: «и выведоша и ис темници, пострегоша, измениша ему порты темничныя и есть хлеб с Рагуилом». И тогда, по апокрифу, не последовала еще женитьба Моисея на Сепфоре: она здесь, кроме того, поставлена в связь с знаменитым библейским жезлом, над которым производил Бог чудо пред Моисеем, когда явился ему в купине. В библии говорится только, что Моисей, отправляясь от тестя своего в Египет, для освобождения евреев, взял жезл, иже от Бога, в руку свою ( Исх. 4, 20 ). Такое выражение, действительно, нуждалось в объяснении. По апокрифическому преданию оказывается, что на этом жезле (палице) написано было имя Господа Бога Саваофа, что он взят был Адамом из рая, и от Адама, чрез Ноя, Авраама и Исаака, перешел к Иакову; часть его Иаков передал Иосифу «излиха братии»: оттого палица была трестата. По смерти Иосифа, дом его был разграблен и жезл достался Иофору. Иофор посадил его в своем саду (ограде) – и никто не мог исторгнуть его из земли, хотя в награду была обещана дочь: «и окушахуся вси храбрии, хотящи пояти дщерь его, и не могоша». Эта награда предназначена была Моисею, который исторгнул жезл из земли и получил руку Сепфоры. По восточному преданию, жезл этот был из сапфира и на нем также написано было неизгладимыми буквами имя Божие; когда Моисей взял его в руку, то рука, прежде темная, мгновенно сделалась белою как снег. О содержании Моисея в темнице упоминает сборник еврейских преданий (Яшар), но нет сведений о нем в арабских преданиях. Зато последния приписывают Иофору много чудес, называя его пророком мадиамлян.

http://azbyka.ru/otechnik/6/obozrenie-ve...

Изложив положительное, апологетическое понимание употребления имен Божиих Иегова и Елогим в Пятокнижии в согласии с признанием единства его писателя, перейдем к отрицательной стороне этого вопроса и рассмотрим, что получается при предполагаемых критиками различных писателях Пятокнижия, якобы ясно «видных» – иеговисте и елогисте? Позволим себе, на время, согласится с критиками, что имена Иегова и Елогим, действительно, указывают на различных писателей Пятокнижия и рассмотрим, что и как эти писатели излагают и в каком виде представляется их священная историография? При этом, по возможности, будем руководиться признаваемыми и в критической литературе «иеговистическими» и «елогистическими» отделами. Как пишет елогист, по «елогистическим» отделам, указываемым Деличем? 32 Он повествует о творении мира (1:1–2:4), излагает генеалогию потомков Адама через Сифа (5 гл.), нечто из истории потопа (6:9–22;7:10–24;8:1–19), благословение Ноя (9:1–17), средину истории Авраама (17,20–21гл.), смерть Авраама и историю Измаила (25:1–18), удаление Иакова в Месопотамию (27:46–28:9, а об Исааке нет ни слова?), удаление Иакова от Лавана (31гл.), встречу с Исавом (33гл.), прибытие его в Вефиль, смерть Рахили (35гл.) и историю Иосифа в Египте (41–50гл.), неизвестно как попавшего туда, и страданиях Евреев в Египте при рождении Моисея (Исх.1гл.). читатели, хотя немного знакомые с содержанием обозреваемых повествований, а тем более, если потрудятся хоть на 2–3 минуты посмотреть в Библии поцитированные места, легко заметят всю безосновательность предположения об отдельном писателе – елогисте. Нелишне, при этом, заметить указываемую ортодоксальными богословами неточность мнимого елогиста, употребляющего нередко в указанных отделах имя Божие Иегова, например, Быт.5:29;7:16;17:1;20:18;21:1,33;31:13,49;49:18 . Посмотрим, что и как описывал иеговист? Начинает он, по Деличу, довольно складно: писатель излагает последовательно историю первых людей, их творения, грехопадения и историю Каина и его потомства (2:4–4 гл.), потом кое-что из истории потопа и Ноя (6:1–8;7:1–9;8:20–22;9:18–27), расселение народов (10гл.), столпотворение вавилонское и смешение языков (11:1–9), призвание Авраама и значительную часть его истории (гл.12–13;15–16;18–19), женитьбу Исаака (24 гл.) и рождение Исава и Иакова (25:19–26), события из жизни Исаака (26) и благословение Исава и Иакова (27гл.), и забыв сказать об удалении Иакова к Лавану, прямо говорит о желании его удалиться от Лавана (30:25–43), кровосмешение Иуды (38), пребывание Иосифа по неизвестной причине в Египте (39 гл.) и возвращение, также по неизвестной причине, Моисея от Мофора в Египет ( Исх. 4:18–6:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В данном контексте выражение «служители Нового Завета» может пониматься как указывающее на христианских священнослужителей, совершающих Евхаристию по завету Господа. Они – слуги божественных таинств, назначенные на служение Самим Богом. В то же время в расширительном смысле оно обозначает весь народ Божий – «царственное священство» ( 1Пет.2:9 ), призванное к общению с Богом через Его Единородного Сына. Заключительные слова рассмотренной части молитвы являются парафразом молитвы, читаемой священником при благословении кадила 1103 . В ней использован образ небесного жертвенника, к которому восходит благоухание бескровной жертвы. Данный образ имеет значение в том числе в контексте упоминания о жертвоприношении Ноя: об этом пойдет речь далее в рассматриваемой молитве. Вторая часть молитвы Наиболее богословски насыщенной является вторая часть молитвы, которая для понимания требует хорошего знания ветхозаветной истории: Призри на ны, Боже, и виждь службу сию нашу, и приими ю, якоже приял еси Авелевы дары, Ноевы жертвы, Авраамова всеплодия, Моисеева и Ааронова священства, Самуилова мирная. Взгляни на нас, Боже, и узри эту нашу службу и прими ее, как ты принял дары Авеля, жертвы Ноя, всесожжения Авраама, священство Моисея и Аарона, мирную жертву Самуила. Здесь устанавливается преемство между ветхозаветным культом всесожжений и жертв и новозаветной Евхаристией, прообразом которой эти жертвы являлись. В молитве упоминается пять сюжетов: принесение Авелем жертвы Богу ( Быт.4:4 ), жертвоприношение Ноя по окончании потопа ( Быт.8:20–22 ), принесение Авраамом в жертву сына своего Исаака ( Быт.22:1–14 ), священство Моисея и Аарона ( Пс.98:6 ), «мирные жертвы», принесенные Самуилом ( 1Цар.11:14–15 ). Все эти сюжеты, воспринимавшиеся как прообразы Евхаристии, нашли отражение в раннехристианских фресках, мозаиках и иконописных изображениях, размещавшихся в алтаре. Например, на византийских мозаиках и фресках в качестве прообразов Евхаристии фигурируют: Авель, приносящий жертву Богу; Авраам, встречающий трех путников; Авраам, приносящий в жертву Исаака; Мелхиседек, выносящий хлеб и вино навстречу Аврааму 1104 . На боковых дверях русских иконостасов иногда изображались Моисей и Аарон.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Возражение 1. Кажется, что Старый Закон был дан во времена Моисея несвоевременно. В самом деле, как уже было сказано (2), Старый Закон располагал человека к спасению, которое должно было прийти через Христа. Но человек нуждался в этом спасительном средстве сразу же после своего согрешения. Следовательно, Закон надлежало дать сразу после грехопадения. Возражение 2. Далее, Старый Закон был дан для освящения тех, от кого должен был родиться Христос. Но обетование, касающееся «семени, которое есть Христос» ( Гал. 3, 16 ), как сказано [в Писании], было вначале дано Аврааму ( Быт. 12, 7 ). Следовательно, Закон надлежало дать во времена Авраама. Возражение 3. Далее, как Христос был рожден только от тех, кто произошел от Ноя до Авраама, которому было дано обетование, точно так же Он был рожден только от тех, кто произошел от Авраама до Давида, которому это обетование было повторено, согласно сказанному [в Писании]: «Изречение Давида... помазанника Бога Иаковлева» ( 2Цар. 23, 1 ). Следовательно, коль скоро Старый Закон был дан после Авраама, его нужно было повторно дать и после Давида. Этому противоречит сказанное апостолом о том, что Закон был «дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и преподан через ангелов, рукою Посредника» ( Гал. 3, 19 ); «преподан», то есть «дан в надлежащем порядке», как разъясняет глосса. Следовательно, Старому Закону надлежало быть данным именно в этом порядке времени. Отвечаю: Закону в полной мере надлежало быть данным во времена Моисея. Причину этого можно усматривать в двух вещах, в отношении которых любой закон налагается на два вида людей. В самом деле, он налагается на некоторых людей, которые жестоки и горды и которых закон ограничивает и усмиряет. А ещё он налагается на людей добрых, которым наставления закона помогают исполнить то, что они желают исполнить. Следовательно, Закон надлежало дать в то время, когда было необходимо преодолеть человеческую гордость. Далее, человек гордился двумя вещами, а именно знанием и силой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Изложив положительное, апологетическое понимание употребления имен Божиих Иегова и Елогим в Пятикнижии в согласии с признанием единства его писателя, перейдем к отрицательной стороне этого вопроса и рассмотрим: что получается при предполагаемых критиками различных писателях Пятикнижия, якобы ясно «видных» – иеговисте и елогисте? Позволим себе, на время, согласиться с критиками, что имена Иегова и Елогим, действительно, указывают на различных писателей Пятикнижия, и рассмотрим: чтт и как эти писатели излагают и в каком виде представляется их священная историография? При этом, по возможности, будем руководиться признаваемыми и в критической литературе «иеговистическими» и «елогистическими» отделами. Как пишет елогист, по «елогистическим» отделам, указываемым Деличем? Он повествует о творении мира (1:1–2:4), излагает генеалогию потомков Адама через Сифа (5 гл.), нечто из истории потопа (6:9–22; 7:10–24; 8:1–19), благословение Ноя (9:1–17), середину истории Авраама (17 и 20–21 глл.), смерть Авраама и историю Измаила (25:1–18), удаление Иакова в Месопотамию (27:46–28:9 – а об Исааке нет ни слова?), удаление Иакова от Лавана (31 гл.), встречу с Исавом (33 гл.), прибытие его в Вефиль, смерть Рахили (35 гл.) и историю Иосифа в Египте (41–50 глл.), неизвестно как попавшего туда, и страдания евреев в Египте при рождении Моисея ( Исх.1 гл.). Читатели, хотя немного знакомые с содержанием обозреваемых повествований, а тем более если потрудятся хоть на 2–3 минуты посмотреть в Библии поцитированные места, легко заметят всю безосновательность предположения об отдельном писателе-елогисте. Нелишне, при этом, заметить указываемую ортодоксальными богословами неточность мнимого елогиста, употребляющего нередко в указанных отделах имя Божие Иегова, например, . Посмотрим, что и как описывал иеговист? Начинает он, по Деличу, довольно складно: писатель излагает последовательно историю первых людей, их творения, грехопадения и историю Каина и его потомства (2:4–4 гл.), потом кое-что из истории потопа и Ноя (6:1–8; 7:1–9; 8:20–22; 9:18–27), расселение народов (10 гл.), столпотворение вавилонское и смешение языков (11:1–9), призвание Авраама и значительную часть его истории (глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010