До пророка Моисея, который видел Бога на горе Синае, не было книг, и люди всё, что слышали от Бога, передавали один другому на словах. Потом, когда люди стали больше грешить да Бога забывать, Бог велел Моисею написать все Свои законы в книгу, дабы они не забылись и не утратились. Моисей написал пять книг, и в этих-то книгах он описал, как Бог сотворил мир из ничего, как Он сотворил наших праотцев Адама и Еву, как они жили в раю и как согрешили. Потом изложил историю Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа и прочих праотцев, описал, как они жили и в Бога веровали. Написал он и закон, который Господь дал через него народу Израильскому. После Моисея писали Иисус Навин, пророк Самуил, царь Давид, царь Соломон и пророки: Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил и прочие двенадцать пророков. Писания этих-то святых мужей и составляют ту часть Святой Библии , которая называется Ветхим заветом. Новый завет написали евангелисты и апостолы. Они написали всё, что делал и чему училИисус Христос. Всех книг Нового завета двадцать семь. Первые четыре их них называютсяЕвангелием. «Евангелие» – слово греческое, оно значит «благовестив; благая, радостная весть», и очень радостная для нас, грешных, потому что тут говорится о нашем Спасителе и о нашем спасении. Поэтому-то перед чтением и по прочтении Евангелия всегда поют в церкви: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе!» Других книг, написанных апостолами, двадцать три. Одна из них называется «Деяния святых апостолов». Она повествует о сошествии Святого Духа на апостолов и о том, как они после того во всем мире проповедовали веру и устраивали Церковь Христову. Остальные книги написаны в виде посланий или писем к различным лицам, в разные места, где жили христиане. Эти-то послания и читаются среди церкви на обедне, перед Евангелием. Православные! Кто из вас грамотный, читайте или же слушайте Библию с благоговением, как письмо, присланное нам с неба от Бога. В ней есть все, что нам нужно знать для нашего спасения. Читайте Библию с молитвой, чтобы Бог открыл вам разум для разумения ее, да еще слушайте, как толкуют Библию люди, от самого Бога на то поставленные. Берегитесь, чтобы не обольстили вас ложным и кривым толкованием люди, которых на это Господь не поставил. Особенно часто читайте историю Евангельскую, Деяния апостольские и псалмы Давидовы и старайтесь разуметь Святое Писание при помощи учителей церковных, и Господь не оставит вас Своей помощью, помилует и спасет вас («Сеятель», стр. 5). Суждение о Библии

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sputni...

• Любовь и Истина (либо милосердие и вера) вместе – как тепло и свет. • Кто идет на трапезу царскую, должен быть чист, одет и украшен. Кого зовут на свадьбу, как не родственников? • Совместные обеды у людей всегда устраивались для того, чтобы укрепить дружбу или договориться о совместных делах. Тем более это относится к трапезам духовным. Евреи вместе принимали пищу перед храмом. И мясо, которое они ели, называлось священным (Иерем.11:15; Агг.2:12). • Причастие – печать сыновства. Без печати многое утрачивает значимость даже в обычных делах. Рассказ о ругательствах «Да святится имя Твое!» Это первое моление из молитвы «Отче наш» сербы попирают, сквернословя. Пример: Бедняк пришел к богатому хозяину просить хлеба. И обругал его, ужасно сквернословя. А после этого просил хлеба! Так делают сербы по отношению к Богу. Даже если бы они больше ни в чем не грешили – достаточно того, что в сквернословии поминали имя Божье. • Бог любит простодушных. В одном начале он избрал землепашца Ноя. В другом начале – пастуха Авраама, и в третьем – пастуха овец Моисея. В четвертом начале (в начале царства) Он избрал первыми царями пастухов: Саула и Давида. Так же и с судьями, и с апостолами. И так через малые народы Бог начинал все великое, всемирное, спасительное. • Козленок в яме. Злые люди столкнули козленка в яму. Упал козленок в яму. Что он делает? Прыгает и топчется по яме, пока не устанет. А затем начинает блеять-кричать. Блеет он, зовет на помощь кого-то вне ямы. В несчастьях наших и мы ведем себя так, как тот козленок в яме. Стены, которые возвели враги наши вокруг нас, высоки. Что мы можем сделать? Вопиять к Тому, Кто на Небесах, Кто освободил Иосифа из ямы, чтобы нас тоже освободил. • Сербы – индивидуальное мученичество и коллективное мученичество. Сербскому народу свойственно и одно, и другое, особенно – мученичество коллективное. Это ведь святой Савва молил Бога о том, чтобы весь сербский народ вошел через мученичество в Царство Небесное (Греки – логика, русские – лирика, сербы – эпика). Драма Христова повторяется много раз на сербах: Распятие – Воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

исторические примеры и факты в видах чисто дидактических. Изложение этого составляет добрую половину в труде упомянутого писателя и уже отсюда можно судить, с каким крупным явлением встречаемся мы в данном случае. С другой стороны – подобное же явление, хотя и менее крупное, но взамен того совершенно близко соприкасающееся со школьно-дидактическим обучением, мы встречаем в области хр. оглашения желавших через Крещение войти в члены Христовой Церкви. Есть случаи, где в составе оглашения прямо входила и св. история. Известный литературный противник христианства Цельс серьезно опасается действия, какое могут иметь рассказы хр. проповедников новообращаемым о распятом Спасителе 24 . Св. Амвросий Медиоланский советует оглашаемым читать историю ветхозаветных патриархов 25 и едва ли этот совет не был усвоен другими катехетами, так как он шел от мужа приобретшего высокий авторитет в деле оглашения 26 и сердечно отданного этому делу 27 . Оранжский собор (441 г.) постановил оглашаемым читать Евангелие 28 историческая часть которого тем более составляла для них существенные, чем справедливее (небезосновательная) догадка Кноке, что это постановление имело ввиду собственно оглашаемых первой ступени, для которых теоретическая часть Евангелия не было вполне заметной, благодаря тому, что их еще не вводили, более или менее подробно, в содержание христианской веры. В Постановлениях Апостольских, после указания того, как должны жить освещенные во Христе и какие большие воссылать Богу благодарения через Христа, требуется «не оставлять беспомощными и неосвещенных». После (вероятно краткого) сообщения о Пр. Троице оглашенный «пусть изучит порядок различного творения, пути промысла … Пусть узнает, как Бог наказал злых водою и огнем, а святых во все времена прославил, – разумею Сифа, Еноха, Ноя, Авраама и его потомков, Мелхиседека и Иова и Моисея, также Иисуса и Халева и Финееса-священника и преподобных всех времен. Пусть узнает также, как промышляющий Бог не отвратился от рода человеческого; но в различные времена призывал его от заблуждения и суетности к познанию истины, приводя его от рабства и нечестия к свободе и благочестию, от неправедности к праведности … Сие и согласное с ним пусть изучает во время оглашения приходящий … Возлагающий же на него руку пусть молится (за него) Богу … После же сего пусть предлагает он ему учение о вочеловечении Господа и Его страдании, воскресении из мертвых и вознесении» 29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sollert...

Кроме того, Господь послал Утешителя, чтобы от этого наместника Господня – Святого Духа, учение мало-помалу развивалось, упорядочивалось и доселе к совершенству приводилось, так как немощь человеческая сразу принять всего не могла» 362 . Ориген сущность веры, перешедшей от апостолов через их проповедь по всем церквам и здесь неизменно сохранившейся до его времени, полагал в следующем: «Во-первых, что Бог есть един, все сотворивший и устроивший, приведши из небытия к бытию, – Бог от создания и сложения мира всех праведных, Бог Адама, Авеля, Сифа, Еноса, Еноха, Ноя, Сима, Авраама, Исаака, Иакова, двенадцати патриархов, Моисея и пророков, Бог, в последние дни, как обещал чрез своих пророков, пославший Господа нашего Иисуса Христа, чтобы сперва призвать Израиля, а потом после вероломства Израиля и язычников, Бог праведный и благий, Отец Господа нашего Иисуса Христа, Сам давший закон, пророков и евангелие и бывший Богом апостолов и ветхого и нового завета; далее, что этот самый Иисус Христос, пришедший (в мир), рожден от Отца прежде всякой твари и тогда как служил Отцу при создании всего, потому что чрез Него создано все, в последние времена истощив Себя, стал через воплощение человеком, хотя был Богом и ставши человеком, продолжал быть Богом, тело же принял подобное нашему телу, с тем только различием, что оно было рождено от Девы и Духа Святого, – и этот Иисус Христос, как родился, так и пострадал истинно (in и принял смерть не воображаемую только другими, а действительно умерши (non per phantasiam communem hanc mortem sustinuit, vere mortuus): ибо Он поистине из мертвых воскрес и по воскресении, когда обращался со Своими учениками, был взят (на небо). Наконец они (апостолы и апостольские церкви) передали о Святом Духе, как сопричастнике Отца и Сына по чести и достоинству» (honore ас dignitate Patri ас Filio sociatum tradiderunt Spiritum Sanctum) 363 . Со всеми этими вероизложениями совершенно согласны по содержанию и духу все дошедшие до нас символы древних церквей, церкви иерусалимской, антиохийской, александрийской, римской, кесарие-палестинской и кипрской.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Также солнце и луна в течение года создают четыре промежутка времени: весну, лето, осень, зиму, и эти периоды тоже образуют тетраду. И чтобы развивать далее эту тему, я скажу, что четыре животных перед престолом Божиим (см. Апок 4:6): четыре Евангелия, четыре реки, текущие в райском саду (см. Быт 2:10), четыре поколения народов: от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Христа Господа Сына Божего. И четыре животных: человек, телец, лев, орел (см. Апок 4:7); и четыре реки: Фисон, Геон, Тигр и Евфрат (см. Быт 2:11—14). Человек Христос Иисус, являющийся творцом той четверицы, которую мы выше упомянули, был схвачен нечестивыми. Поэтому, по причине Его взятия под стражу в четвертый день недели — в среду — из-за возвышенного величия Его деяний и для временного оздоровления человеческого организма, чтобы стяжать плоды веселия и внутреннюю умиротворенность, мы совершаем пост. 4. В пятый день земля и вода отдали свои плоды (см. Быт 1:20—23). В шестой день было создано все то, чего еще недоставало. Вследствие этого Бог воздвиг человека из земли (см. Быт 2:7) как господина всех вещей, которые Бог создал на земле и в воде (см. Быт 1:28). Однако прежде [человека] Бог сотворил ангелов и архангелов, полагая духовное прежде земного. Ведь свет появился раньше неба и земли. Этот шестой день называется пятница [параскеве], или приготовление царства. Ведь Адама Он сотворил по образу и подобию Своему (см. Быт 1:26). Он сотворил ангелов, как и человека, после завершения Своих дел, чтобы они не могли претендовать на то, что были Его помощниками в Его деяниях во время сотворения мира. 5. «В седьмой день Бог почил от всех дел своих и благословил и освятил их» (Быт 2:2—3). Этот день мы имеем обыкновение почитать превыше других, потому что в День Господень мы с благодарением приобщаемся к Хлебу. И пятница становится постом, чтобы не показалось, что мы соблюдаем субботу с иудеями, ибо «Господин субботы» Христос (Мф 12:8) через пророков сказал, что «ненавидит субботы душа Его» (Ис 1:13—14), поскольку Он разрешил субботу телом Своим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Через великого Моисея при исходе из Египта, проходя как посуху через Чермное море, беглецы Израильские рождаются, как народ Божий, как народ Израиля. Из Египта вызвал Я сына Моего ( Ос. 11:1 ) – взывает Ягве Бог. Это тот остаток из народов, тот остров посреди безбрежного моря людского, который призван принадлежать Ягве, тот ковчег, в котором спасались тогда от губительных волн многобожия и идолопоклонства. 11.4. Пророческая весть об остатке Израиля Спасаемый Ягве Богом Израиль вошел в Обетованную Землю. Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его. И было в Салиме жилище Его; и пребывание Его – на Сионе ( Пс. 75:1–3 ). Среди гибнущих народов языческих был народ спасаемый. И вдруг пророками провозглашается нечто неожиданное, режущее слух всякому правоверному израильтянину, и даже обескураживающее – спасется не весь Израиль, а только его остаток, шерит Исраэль. Как не всё Адамово человечество, так и не все потомки Израиля спасутся, хотя благословение праотца получили все двенадцать его колен. В судный день Ягве уцелеет только остаток Израиля, вошедший в ковчег Мессии. А остальные?.. И на этот раз деление не родовое. От Адама спасение перешло к одному его сыну Сифу, от Ноя – к сыну его Симу, от Авраама – к Исааку, от Исаака – только к Иакову, и вот, от Иакова-Израиля, наконец, ко всем его сыновьям! Больше по роду, т.е. по плоти деления не будет – толку нет! Да и давно уже сказал Ягве Бог: Не буду больше проклинать землю за человека! Почему? Да именно потому, что толку нет. Сколько ни выбирай лучшего из всех, а потомки его снова, как все! И всё это, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его ( Быт. 8:21 ). 97 Ягве избирает другой путь. Путь, возвещенный пророками. И из Израиля – только остаток. Но только теперь отбор не по плоти, а по духу. Не роды и колена отсекаются – они-то как раз все вновь призываются, теперь остаток избирается по вере, по духу. Шерит Исраэль! Об остатке Израилевом пророки сказали много, мы остановимся только на некоторых из этих пророчеств, выделяя ключевые моменты в этой нити пророчеств, пронизывающей и соединяющей века. 11.5. Пророчество Амоса

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Царь Михаил назначил посланником к хазарам Константина, а тот уговорил брата, бывшего воина, помочь ему в опасном и долгом путешествии. Нелёгок был путь через степи! Дикие племена угров, которые, как свидетельствует хронист, ходили в шкурах и выли как волки, нападали на караваны путников. По преданию, напали разбойники и на братьев, когда те остановились в степи для молитвы. Константин не испугался, лишь продолжал повторять: «Господи, помилуй!..» Когда святой закончил молитву, свирепые угры вдруг присмирели, стали кланяться ему и просить поучений. Получив благословение, разбойники отпустили монахов, и те благополучно продолжили путь. Была у Константина и Мефодия важная и продолжительная остановка по дороге в Хазарию в крымском городе Херсонесе, или, по-славянски, Корсуни, что недалеко от нынешнего Севастополя. Готовясь к предстоящей миссии, святые братья продолжили изучать хазарский и еврейский языки, совершенствовались в славянском. В Херсонесе, благодаря Мефодию и Константину, случилось настоящее чудо! В тех местах недалеко от берега в море были сокрыты мощи почитаемого христианского святого Климента, ближайшего ученика апостола Петра. Климента казнили в Херсонесе, в изгнании, в самом начале II beka нашей эры. Кирилл и Мефодий убедили местного епископа найти мощи святого. После заката солнца братья вместе с епископом и многими священнослужителями сели на корабль и отплыли в море. Там долго усердно молились. В полночь от моря вдруг воссиял свет! Перед изумлёнными священниками явились святые мощи. Их положили в корабль, отвезли в город и поместили в Апостольской церкви. Братья взяли часть мощей с собой в путешествие, чтобы со временем отвезти их в Рим. Из Херсонеса Константин и Мефодий проделали долгий путь по морю и суше, пока не добрались до Кавказских гор, где располагался тогда каган — правитель Хазарии. В ханском дворце братьев встретили с честью и приняли у них грамоту от царя Михаила. В долгих беседах с мусульманами, евреями и хазарами Константин разъяснял тонкости христианской веры, ссылаясь на Ветхий Завет, на древних пророков и праотцев, которых признавали, чтили и иудеи, и мусульмане,— Адама, Авраама, Ноя, Моисея, Давида, Саула…

http://foma.ru/kirill-i-mefodij-udivitel...

Пять этих промежутков указывают, что все время мира делится на пять периодов: от Адама до Ноя, от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до пришествия Христа и пятый – период самого пришествия. В это время спасение через блаженную жертву уготовлялось для всякого человека, но еще не совершалось. В пятом же периоде времени приносилась истинная жертва, и спасаемый ею первозданный человек достигал непрестанного света. И то, что пасха совершалась не в самый вечер, а к вечеру, показывало, что не в самом конце настоящего времени, но к концу пострадает Христос. Такое деление времени подтверждается и притчей, в которой день разбивается на пять частей, так как рассказывается, что в виноградник, т.е. на делание правды, одни званы были с первого часа, другие с третьего, иные с шестого, иные с девятого, а иные с одиннадцатого. И как различно было это признание, так различно и оправдание: одно при Адаме, другое при Ное, иное при Аврааме, и иное при Моисее; последнее же и самое совершенное – во время пришествия Христа, когда по притче Спасителя последние получают награду первыми. Именно мы, за которых Христос сделался жертвой, первыми получаем возрождение в крещении, после того как Христос воскрес и Святого Духа послал для нашего обновления. Таково именно таинственно созерцаемое символическое значение жертвы, приносимой в четырнадцатый день, и следующей затем светоносной ночи и дня. То же, что жертвенное животное в каждом доме съедалось сполна и мясо не выносилось вон, показывает, что спасение во Христе получает один только дом: этот дом – церковь , сущая по всей вселенной, прежде чуждая Богу, а теперь одна только вступившая с Ним в родство, через принятие посланных Господом Иисусом, все равно как жилище Раави, бывшей блудницы, приняв к себе соглядатаев, посланных Иисусом, одно только и сохранилось при разрушении Иерихона. И как множество еврейских домов имеет значение одного, так и находящиеся по городам и странам церкви, будучи по счету многочисленными, составляют одну только церковь : один в них Христов повсюду, совершенный и неделимый.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Главная цель литургических образов – выразить видимыми средствами невидимое. Они указывают на ту Божественную реальность, которая присутствует в Евхаристии (и др. таинствах). И через нее эта реальность нисходит, является. И здесь есть несомненное родство литургических образов с иконописными. Можно сказать, например, что литургические процессии есть образы восхождения и движения вышних сил (вспомним видение прп. Серафима Саровского на Малом входе). Можно сказать, что литургические песнопения – это своего рода словесные иконы. Например, тропарь и кондак в честь святого – это их литургические иконы. А вот, например, кондак праздника торжества Православия: Воплощение II лица Неопис а нное Слово Отчее из Тебе Богородице опис а ся воплощаем Смысл воплощения И осквернившийся образ в древнее вообразив (т.е. преобразив) Божественного добротою смес и Наш ответ: Но исповедающе спасение делом и словом сие воображаем (т.е. претворяем в образ) Ветхозаветные Корни Основные Этапы Ветхого Завета Прежде всего наметим основные этапы и их хронологические рамки. Библейское предание относит заключение В. Завета к Аврааму (18 в. до н. э.). С др. стороны Ветхозаветная Церковь с её богослужением началась только с Моисея (13 в. до н. э.). Как разобраться во всем этом? По порядку: 1. От Ноя до Авраама Сразу по окончании очистительного Потопа (ок. 2700 г. до н. э.) Бог установил через Ноя т.н. Общий Завет о всем последующим (послепотопным) человечеством ( Быт.8:20 – 9:3 ). Знаком этого восстановленного Союза стала радуга – символ Царства Божьего, нисходящего с неба на землю ( Иер.1:28 ; Откр.4:3 ). Т.о. это уже церковный по своей сути знак, хотя сам Общий Завет не породил Церкви. Человечество питалось, в основном, плодами естественного Откровения (радуга светила и т. п. ), на базе которого выросло много языческих искажений. Ок. 2000 г. до н. э. был построен грандиозный вавилонский Зиккурат в честь бога Мардука. Библия откликнулась на это преданием о Вавилонской башне иразделении языков. Напомню, что рождение Новозаветной Церкви было ознаменовано «соединением языков», о чем говорит тропарь Пятидесятницы: «Егда снизшед языки слия....»

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бог дал людям Свое откровение сначала по частям через первого человека Адама, через Ноя, Авраама, Моисея и других пророков, наконец, полностью Он дал нам Свое откровение через Господа нашего Иисуса Христа и через Его апостолов. Пояснение: Апостол Павел в Послании к Евреям говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр.1:1—2). 8. Необходимо ли людям Божие откровение? Откровение Божие людям совершенно необходимо, ибо без него человечество в вопросах религии жило бы без уверенности и постоянно заблуждалось. 9. Кто правильно соблюдает истинное откровение Божие между людьми? Откровение Божие правильно соблюдает между людьми Святая Православная Церковь. 10. Как Православная Церковь соблюдает и распространяет между людьми Божественное откровение? Православная Церковь соблюдает и распространяет между людьми Божественное откровение двояким образом, а именно: 1) посредством Священного Предания, или традиции; 2) посредством Священного Писания. 11. Как соблюдается и распространяется Божественное откровение посредством Священного Предания? Священное Предание соблюдает и распространяет Божественное откровение тем, что Церковь с самого начала своего существования постоянно проповедует истину откровения из поколения в поколение и от народа к народу. 12. Что называется Священным Писанием? Священным Писанием называется собрание книг, которые написаны святыми мужами по непосредственному Божьему внушению. 13. Как соблюдается и распространяется Божественное откровение посредством Священного Писания? Посредством Священного Писания соблюдается и распространяется Божественное Предание так, что Церковь: 1) во время богослужений предписывает читать и объяснять Священное Писание; 2) побуждает верующих, чтобы книги Священного Писания они читали дома; 3) заботится, чтобы Священное Писание было переведено на все языки и распространялось среди всех народов. 14. Как первоначально соблюдалось и распространялось Божественное откровение — посредством Священного Предания или Священного Писания?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3049...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010