Выпуск В церкви Казанской Божией Матери в Котельниках особо почитают миссионера, московского митрополита Макария Невского. Пятьдесят лет святитель проповедовал христианство среди народов Алтая, но последние годы жизни провел в Москве и Подмосковье. После революции 1917 года митрополит стал изгнанником в Николо-Угрешском монастыре. Последний год девяностолетний старец провел в подмосковных Котельниках. В 1926 году святитель Макарий скончался, его похоронили у алтаря местной Казанской церкви. Первые русские миссионеры жили еще в эпоху преподобного Сергия Радонежского. Можно вспомнить святителя Стефана Великопермского – просветителя народа коми, создателя зырянской азбуки и переводчика на местный язык первых церковных книг. Русского миссионера и в XV, и в XIX столетии ждали испытания. Макарий Невский вспоминал быт проповедника: «Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводятся…нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке под дождем, иногда в снежную метель». Жители городов определяли миссионера по убогой одежде: «на подоле рукава дырявые, сапоги таковые же». Питание было скудное: «Утром – чай с сухарями, вечером опять чай с сухарями, иногда, для разнообразия, с толокном». Судьба миссионера обещала одни трудности: жизнь в диких уголках страны, в суровом климате, часто среди враждебного туземного населения. Вторая половина XIX и начало XX века стали временем оживления миссионерской работы православной церкви среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Некоторые православные проповедники шагнули за пределы Российской империи. Например, святители Иннокентий Вениаминов и Тихон Белавин – ставший в 1918 году патриархом Московским – вели проповедь на Аляске, в Канаде и Соединенных Штатах. Другой святитель, Николай Касаткин проповедовал православие в Японии. В этот же период Макарий Невский пошел с проповедью в аилы – полукочевые алтайские селения. Будущий «апостол Алтая» был шестым ребенком в бедной семье сельского дьячка Владимирской губернии. Епископ Арсений Жадановский записал такие воспоминания святителя Макария о детстве: «Посмотрел он на двор, обнесенный оградой, где рос клевер, и вспомнил, как, будучи ребенком, набивал себе от голода рот «кашкой» – цветами».

http://sobory.ru/article/?object=01048

Как большинство церквей Пермской области, храм был закрыт в период активной антирелигиозной кампании после постановления Совета Народных Комиссаров от 8 апреля 1929г. Документы ГАПО свидетельствуют о том, что в период с 1925 по 1929 гг. неоднократно проводились обследования состояния и деятельности храма представителями Советской власти, ставились жесткие условия проведения ремонта, неоднократные предупреждения о расторжении договора в случае невыполнения требований. Собор был закрыт постановлением Уральского исполнительного областного комитета от 13 ноября 1929 г. В акте ликвидационной комиссии Петропавловского собора от 27 декабря 1929 г. в составе председателя горадмчасти, участкового милиционера, представителей госфонда Пермского ОкрФО, музея, представителей верующих и священнослужителя имущество Петропавловского собора распределено следующим образом: коммунальному хозяйству - здание и ограда, верующим - три деревянных престола и имущество на 315 рублей, в том числе алтарь стоимостью 215 рублей; в музей - на 554 рублей, в том числе богослужебных книг на сумму более 8000 рублей. В советское время неоднократно предпринимались попытки приспособить здание под другие цели, но не прижились там ни общежитие, ни клуб железнодорожников станции Пермь, ни спортзал, ни реставрационные мастерские, слишком холодным и не уютным оказалось здание. В 1990 году передан верующим. Сайт «История православных храмов г. Перми» http://istorjk.narod.ru/index.htm История возникновения первого храма г. Перми связана с появлением Егошихинского Медеплавильного завода на месте, где прежде рос густой, почти не обитаемый лес. Завод располагался при впадении р. Егошихи в р. Каму, в нынешнем Разгуляе. Строительство было начато по указу Петра I и завершено в 1723 г. Одновременно с основанием завода появились первые дома для рабочих и их семей, таким образом, возникло первое селение, которое вскоре стало настолько многочисленным, что появилась потребность в построении храма. В летописи записано, что закладка деревянной Петропавловской церкви была произведена в 1724 г. при царствовании императрицы Екатерины I. В этом же году был рукоположен в сан первый священник церкви Алексей Евсегнеев, под чьим руководством и происходило строительство храма. Освятили Егошихинскую церковь 12 ноября 1726 г. по благословению четвертого по счету епископа Вятского и Великопермского Алексия (Титова). Храм был назван в честь тезоименитства (именин) императора Петра I - во имя святых апостолов Петра и Павла.

http://sobory.ru/article/?object=02879

Изволением Небесного Отца тебе предстоит совершать архипастырские труды в Воркутинской епархии — в суровом северном крае, где подвизался некогда святитель Стефан, великий просветитель зырян. Прославляя сего угодника Божия, Церковь величает его такими дивными словами: «Ярем Христов взял еси и людей оляденевшая древле неверием сердца, Божественное семя в них сеяв, евангельски духовне породил еси» (тропарь святителю Стефану Великопермскому). Следуя примеру этого духоносного делателя на ниве церковной, стремись же и ты к тому, чтобы теплом Христовой любви и жаром ревности о пользе народа Божия растапливался лед самых холодных сердец, чтобы добрые всходы евангельского сеяния произрастали в душах тех, кто промыслом Вседержителя вручен твоему архипастырскому водительству. Святитель Стефан известен также тем, что, имея неустанное попечение о спасении людей, был готов, не боясь смерти, войти даже в пылающий огонь и ледяную воду ради торжества веры православной, ради того, чтобы отвратить местные племена от жертвоприношений языческим божествам. И пусть сегодня не так много тех, кто поклоняется рукотворным кумирам, однако готовность преклонить колена пред идолами богатства, славы, телесных удовольствий по-прежнему присутствует в сознании наших современников и даже, к сожалению, набирает силу. Поэтому и тебе, подобно святителю Стефану, надлежит подвизаться ради утверждения Истины, презирая скорби и болезни, человеческую немощь и козни враждебных духов, действующих в сыновьях противления (Еф. 2:2), дабы всякий «сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:16), как свидетельствует нам Евангелие. Сегодня мы видим, как повсеместно распространяются среди людей ложные представления о человеческой свободе, как стираются постепенно границы между грехом и праведностью, злом и добром, правдой и ложью. И потому, учитывая эти вызовы современности, тебе как архипастырю необходимо проявить особую заботу о людях и, в первую очередь, о подрастающем молодом поколении. Важно донести до юных сердец истины христианской веры, раскрыв глубинный смысл богозаповеданных нравственных идеалов и ценностей. Привлекая молодых людей в храмы Божии, будь прост и доступен в общении с ними, старайся созидать атмосферу взаимоуважения и доверия, помогая им реализовывать творческие силы и таланты в организации различных церковных проектов и инициатив, дабы в совершении дел любви и милосердия они обрели путь ко Господу.

http://patriarchia.ru/db/text/4440867.ht...

41. Высота пастырского служения и путь приготовления к нему: К вопросу о реформе духовной школы (Доклад, прочитанный на пастырском собрании во Владикавказе 5 сентября 1911 г.)//Владикавказские епархиальные ведомости. 1911. 18. 42. Слово на первый день нового года: (Характер времени зависит от деятельности людей)//Владикавказские епархиальные ведомости. 1912. 2. 43. Св. Земля – наше драгоценнейшее наследие: (Слово пред открытием Владикавказского Отдела Императорского Палестинского общества)//Там же. 1911. 24. 44. Слово на день Казанской Божией Матери (22 октября): (Об избрании России в удел Богоматери)//Владикавказские епархиальные ведомости. 1911. 15. 45. О религиозном значении царской власти в русской истории: (Произнесено 21-го февраля 1913 г.)//Православная Урмия. 1913. 11. 46. Поучение над гробом сотника Баева пред перенесением его на родину//Там же. 1914. 21. 47. Поучение пред закладкою здания для Николаевского шестиклассного училища в г. Урмии (30 мая 1914 г.)//Там же. 1914. 23. 48. Вступительная речь, произнесенная в храме Пермской Духовной Семинарии 2 ноября 1914 г.//Пермские епархиальные ведомости. 1914. 34. 49. Бодрость духа: (Произнесено в семинарской церкви 16 ноября 1914 г.)//Там же. 1914. 35. 50. Памяти праведника: (На день кончины приснопамятного о. протоиерея Иоанна Ильича Сергиева Кронштадтского. Произнесено за панихидой в домовой церкви Архиерейского дома 20 декабря 1914 г.)//Там же. 51. Чего потребует для нашего счастья новый год?//Пермские епархиальные ведомости. 1915. 2. 52. Святой паломник: (Речь [с сокращениями], произнесенная 25 февраля в зале Общественного Собрания г. Перми на вечере, устроенном для усиления средств Императорского Палестинского общества)//Там же. 1915. 8–9. 53. Речь ректора Семинарии архимандрита Пимена. (Произнесена с крыльца кафедрального собора на праздновании памяти св. Стефана Великопермского)//Пермские епархиальные ведомости. 1915. 15. 54. Великая победа в прошлом да повторится и в будущем: (Речь перед воспитанниками по случаю завершения учебного года 3 мая 1915 г.)//Там же.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Илляшевич [Иляшевич]; † 16.11.1755, Вятка), еп. Вятский и Великопермский. Род. в Виленском воеводстве. Окончил КДА, затем вернулся на родину. В 1731 г., приехав в Россию, принял монашество, 1 мая 1734 г. рукоположен во иеромонаха для служения во флоте. 1 апр. 1739 г. возведен в сан архимандрита московского Новоспасского мон-ря , определен членом духовной дикастерии, 19 сент. того же года - присутствующим в московской Канцелярии Святейшего Синода , а 17 окт. 1741 г.- суперинтендантом Московской типографии. По поручению Святейшего Синода от 2 нояб. 1744 г. напечатал (6 сент. 1745) труд архиеп. Тверского Феофилакта (Лопатинского) «Обличение неправд раскольницких» тиражом 2400 экз. Составлял чин присоединения иноверцев. С 1746 г. являлся присутствующим в Московской синодальной конторе . 25 мая 1748 г. в с.-петербургском Петропавловском соборе А. был хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского. Прибыв в Вятку 21 сент. 1748 г., явил себя «мужем благочестивым, ученым и учения любителем», привел в порядок расстроенные дела как архиерейского дома, так и всей епархии. При А. в церквах и мон-рях были заведены приходно-расходные книги, архиерей по средам и пятницам принимал в консистории посетителей. А. заботился о развитии проповедничества среди вятского духовенства, об украшении церквей, благочинном совершении таинств в приходских храмах. Особое внимание уделял миссионерству среди удмуртов и окормлению новокрещеных, для к-рых строились новые церкви, поскольку, как сообщал А. в отчете Синоду в 1752 г., многие новообращенные не оставляют почитание идолов и по-прежнему верят шаманам. В период пребывания А. на кафедре между Вятской консисторией и губернскими властями произошел конфликт из-за якобы несправедливо записанных при ревизии черносошных гос. крестьян архиерейскими и монастырскими. В результате произошел крестьянский бунт, для усмирения к-рого было снаряжено неск. военных команд. Годами тянувшаяся тяжба вынудила А. направиться в Москву с прошением о переводе на др. кафедру. Не добившись перевода, А. вернулся в Вятку. Погребен в кафедральном соборе проезжавшим из Тобольска в Суздаль митр. Сильвестром (Гловацким) . Лит.: Никитников Г., прот. Иерархия Вятской епархии. Вятка, 1863. С. 57-69; Платон (Любарский), архим. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868; РБС. Т. 2. С. 219. А. В. Журавский Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/115968.html

30 янв. 1547 г. митр. свт. Макарий возглавил хиротонию К. во епископа Великопермского и Вологодского. Свт. Макарий в то время - вскоре после венчания Московского вел. кн. Иоанна IV Васильевича на царство пользовался большим влиянием; новопоставленный иерарх должен был принадлежать к числу его сторонников. Первым важным событием для нового епископа было его участие в работе Собора 1 февр. 1547 г. На Соборе были причислены к лику святых рус. подвижники, в т. ч. Вологодской земли - «новые чюдотворцы» преподобные Павел Обнорский и Дионисий Глушицкий. В 1551 г. К. присутствовал на московском Стоглавом Соборе . По решениям Стоглава епархиальное духовенство должно было подчиняться суду архиереев, и при пересмотре жалованных грамот мон-рям в мае 1551 г. в них были внесены соответствующие установления, но имели место и исключения. Так, без изменений была подтверждена грамота 1539 г. вологодскому Спасо-Прилуцкому мон-рю, по к-рой игумен должен был подчиняться суду вел. князя. Вероятно, в период проведения Собора К. участвовал в хиротониях Новгородского и Псковского архиеп. Серапиона (Курцова) (14 июня) (ПСРЛ. Т. 29. С. 62), Суздальского еп. Афанасия (Палецкого) (18 июня) (Там же. С. 64). По всей видимости, К. присутствовал на Соборе 1554 г., осудившем М. Башкина . В 1555 г. Великопермский епископ участвовал в поставлении в Москве 1-го Казанского архиеп. свт. Гурия . Согласно официальному летописанию, митр. Макарий 1 окт. 1555 г. освящал в Москве «со всем собором Русскиа митрополия» Покровский собор; вероятно, К. был на освящении и принял участие в праздновании Покрова Пресв. Богородицы, устроенном для духовенства царем (ПСРЛ. Т. 13. С. 252). В 1555 г. в Москву с Вятки был принесен чудотворный Великорецкий образ свт. Николая, который поновляли митр. Макарий и благовещенский протопоп Андрей (см. Афанасий , митр. Московский). Благодаря К. для Вологды был изготовлен список иконы (Древнерусское искусство в собрании Вологодского музея-заповедника: Путев. по экспозиции. М., 2004. С. 71). Как отмечает Н. И. Суворов, царь давал К. жалованные грамоты на архиерейские вотчины ( Суворов. 1865. С. 768), но эти документы неизвестны.

http://pravenc.ru/text/1684748.html

Адрес: 613012, Россия, Кировская область, Кирово-Чепецкий район, село Кстинино, ул. Советская, 61 Подробнее... Собор Великомученицы Екатерины (Слободской) [ править править код ] По грамоте преосвященного Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, церковь была построена в 1699 году. Работы выполняла артель хлыновских зодчих, руководимая Иваном Никоновым и старостой Иваном Пашкиным. Внешне Слободской храм схож со Спасо-Преображенской и Трехсвятительской церковью в Вятке. По есть одна особенность. Набор декоративных деталей тот же, но в композиционном решении одинаковых форм больше спокойствия и ритмичности. Особенное вдохновение посещало, вероятно, мастеров, прилагавших руку к благолепию храма. По преданию, мастера-каменщики, оформлявшие окна, соревновались между собой, кто сделает это более красиво. Высокие строительные леса скрывали работу зодчих от глаз сторонних наблюдателей. А когда преграды были убраны, люди ахнули, так разнообразны и красивы были наличники и кокошники над оконными проёмами. Адрес: Кировская обл., г. Слободской, ул. Володарского, 54. Телефон: (83362) 4-15-05 . Подробнее... Храм иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение» (Слободской) [ править править код ] История монастыря, на территории которого находится церковь иконы Божией Матери “В скорбех и печалех Утешение”, начинает отсчет в XVII веке. Все близлежащие строения раньше принадлежали мужскому Богоявленскому монастырю, основанному в 1608 году преподобным Трифоном – Вятским чудотворцем. Более пяти десятилетий в этом монастыре подвизался его духовный ученик – Досифей, в честь которого один из владык Вятской епархии – архиепископ Аполлос – построил часовню. Да и сама история жития владыки оказалась тесно переплетенной с историей монастыря. Более того, владыка Аполлос был погребен в подземелье Богородичной церкви, где сейчас служит отец Сергий. Примечательно, что Богоявленским монастырь именовался всего полтора века. В результате екатерининской реформы произошло объединение двух монастырей, что повлекло за собой переименование. Вот как пишут об этом в “Очерках истории Вятской епархии”: “…После пожара 1769 года иноки Верхочепецкого Крестовоздвиженского монастыря были переведены в Слободской Богоявленский монастырь. В 1775 году указом Синода монастырь был упразднен, а Слободской Богоявленский монастырь из “заштатных… был поверстан в число штатных и стал именоваться Слободским Крестовоздвиженским”.

http://azbyka.ru/palomnik/Кировская_обла...

В тридцатые годы начались репрессии духовенства, разрушение церквей и гонения на церковь. Главным проявлением этого является разрушение самого большого украшения Верховажской земли – Успенского собора. В 1937 году начался погром собора. Вскоре собор был обезглавлен, всю церковную утварь разграбили, а в мае 1937 года приступили к разрушению… Долгие годы собор использовали под клуб, кинотеатр и другие нужды. Здесь размещался спортзал СПТУ-53. Когда храм был переделан под клуб, то он неоднократно горел. Последний пожар случился в 1974 году. Он уничтожил росписи в двухэтажной части храма и уникальную роспись в куполе, а своды разрушил. Возрождение собора началось в 1990 году, после обращения групп прихожан, и по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Михаила. В храме вновь стали проводиться службы. Первая служба прошла в 1991 году в неблагоустроенном помещении. Над храмом возвышается небольшая колокольня, звучит благовест. Скромный интерьер храма восполняют чтимые святыни, среди которых иконы Великомученика Пантелеимона – точная копия Афонского образа, писаная на Афоне в 1900 году; прп. Сергия Радонежского с частицей мощей, прп. Корнилия Александровского с частицей мощей, свт. Луки Симферопольского с частицей мощей, свт. Спиридона Тримифунтского, прп. Серафима Саровского, чудесно обновившийся образ Господа Иисуса Христа. Источник: сайт Вологодской епархии  Историческое местоположение: Вельский уезд, Вологодская губерния. В 1613 г. в Верховажском посаде была построена деревянная церковь во имя Илии Пророка, по благословенной грамоте Нектария, архиепископа Вологодского и Великопермского. В следующем 1614 г. началось строительство другой деревянной церкви - во имя Успения Богоматери, по благословенной грамоте того же архиепископа. Успенская церковь строилась 10 лет, и антиминс и храмосвятная грамота в эту церковь были даны в 1624 г. от митрополита Новгородского Макария. Деревянные церкви сменила каменная Успенская соборная церковь, строившаяся в 1755-1785 годах. Престолы освящены в честь: Успения Пресвятой Богородицы - главный, иконы Божией Матери «Владимирская», свт. Николая Мирликийского, прор. Илии.

http://sobory.ru/article/?object=06970

НОВОТИХВИНСКИЙ, женский, общежительный, 1 класса, в уездном городе Екатеринбурге. Учрежден по повелению императора Александра I, в 1809 году, из прежде бывшего при кладбищенской церкви сиротского дома. Здесь четыре церкви, из коих 2 соборные: 1) Успения Богородицы, в которой находится Чудотворный образ Тихвинской Пресвятой Богородицы; 2) Князя Александра Невского. В 1-й класс обитель эта возведена по докладу Святейшего Синода в 1822 году. УНИЧТОЖЕННЫЕ МОНАСТЫРИ: ПЫСКОРСКИЙ-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. в губернском городе Перми. Он находился прежде между Пермью и уездным городом Соликамском, недалеко от Дедюхинского соляного промысла, при впадении речки Пыскорки в Каму, на крутой горе, известной во всей окрестности под названием Камня, или Пыскорского мыса, где был в старину Чудской город, но Зырянский именуемый Пыскура. На этом месте основана была эта обитель Иоанникием Федоровичем Строгановым, в 1579 г., в благодарность Богу за приобретение в том крае богатых поместьев, пожалованных ему царем Иоанном Васильевичем. Основатель пожертвовал на содержание обители земли, изобилующие соляными приисками, на коих Пыскорские монахи завели сперва пять варинц, на устье речки Зырянки, и несколько в других местах; а потом, в начале XVII века, открыли богатейший не только в России, но и в целой Европе Дедюхинский соляной промысел, существующий и теперь. Значительные доходы от добываемой соли вскоре обогатили монастырь. Под старость Г. Строганов сам принял здесь иночество, с именем Иоасафа, и погребен. – В 1764 году, когда соляные промыслы отобраны в казну, монастырь обеднел, не имея никаких других доходов, а в 1775 переведен был в уездный город Соликамск, на место Вознесенского монастыря, а оттуда, в 1781, в Пермь, где и сделан Ставропигиальным 2 класса; а в новейшее время, по упразднении, обращен в подворье Пермских Архиеереев. Здесь ныне две церкви: 1) Преображения Господня и 2) Стефана Великопермского, домовая архиерейская, в которой иконостас из темно-кофейного мрамора; подле алтаря этого храма погребен первый епископ Пермской епархии, Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Из документов прежнего времени видно, что Никон Тюрнин неоднократно исправлял за Вишерских крестьян ямскую гоньбу на Сибирском яму, за порукою своего брата, Священника Гурия. Желая возобновить в пустыни сгоревший храм, Гурий в том же 1684 году ездил в Вятку, где исходатайствовал от Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского, благословящую грамоту на построение деревянной церкви вновь, тоже во имя Спаса Нерукотворенного Образа. В 1689 году новая церковь была сооружена, благолепно украшена святыми иконами, снабжена утварью и ризницею и освящена по грамотам Александра, Архиепископа Велико-Устюгского и Тотемского 15 . С возведением нового храма в пустыни вражда зырян к Тюрниным прекратилась. Один из местных жителей даже вкупился в Ульяновскую пустынь, т. е. перешел туда на жительство, вступив в состав братии – по обещанию, без принятия иноческого сана. Дети Филарета, обученные грамоте в Москве, были, надо полагать, весьма опытны в чтении книг Священного Писания . Изучив зырянский язык, освоевшись с нравами зырян, они постоянно внушали правило благочестия этому народу. При помощи соседних жителей, Священник Гурий с братьями предприняли воздвигнуть второй храм в пустыни – во имя Похвалы Пресвятой Богородицы. Никон, третий сын Филарета, отправился в Устюг и там исходатайствовал благословение на построение этого второго храма. В 1695 году, с разрешения Преосвященного Александра, церковь была освящена Священником Гурием и Устьвымским диаконом Алексеем. Потомки строителя Филарета Тюрнина до последнего времени владели и пользовались пожалованными Царем Алексеем Михайловичем землями, лесом и всеми угодьями. При генеральном межевании, 1785 года, отмежевано во владение пустыни и ее служителей земель удобной и неудобной, лесу и прочих угодий восемьсот пятнадцать десятин 1116 квадр. сажен, на что выдан того ж года Высочайше утвержденный Императрицею Екатериною II-ю план и межевая книга. Из переписных книг 1678 года видно, что Ульяновская пустынька приписана была к Устькуломскому приходу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010