Список с грамоты настольной Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому о избрании и рукоположении его на степень архиерейства. – Сентябрь 1693 г. (Из «Российских духовных» дел Моск. арх. мин. иностр. дел – Кар. 9). Настольная грамота, данная Ионе, архиепископу Вятскому и Великопермскому (от сент. 1693 года) сообщает несколько интересных данных, касающихся церковной истории конца XVII века. Из неё оказывается, что по желанию и прошению благочестивейшего великого государя царя Теодора Алексеевича степени архиерейской в 7189 году (1680–1681) из нижних были подвышены и, между прочим, тогда же было решено вятской епископии быть архиепископиею, так как г. Вятка и Великая Перм – „многонародный суть“, и по благословению патриарха Иоакима вятский епископ Иона еще в 7190 году (1681–1682) „восповествовался архиепископом вятским и великопермским“. В этой настольной грамоте патриарха Адриана архиепископу Ионе подробно излагаются права и обязанности как пастыря, так и паствы. Список з грамоты по сему переводу, дана настольная грамота Ионе архиепископу Вятскому и Великоперскому. Владыка и вседержавный творец небесных и земных и новоизраильтов монарха – Иисус Христос Бог человеколюбивый, благоволением Бога Отца и содейством Бога всесвятаго Духа, вручив нашей мерности восточной православной веры церкве католической полноту христиан во всем обладании российского царствия, яко корабль мирную ладью да стижем, особнейший о ней промысл и пред закониями поданными из начала ту возспасаем; и благоволи убо указ сей в страсе к нему любленый нашей мерности сотворити, – по Петру верховнейшему апостолов верху–паствовать нам повелев вернейшую паству сицевыми глаголы: аще любишимя, паси овцы моя, их же драгою ценою животворивой крове своей искупи от клятвы законной. О ней же мерность наша, по завещанию его, паче всего пред делательнейшее и притщательньшее иметь попечение, присно же прирадетельствуя всюду насмотрствует, да соблюдается его мощию добрейшая паства нам вверенная всякой напасти же и озлобления вышши и ниже коему либо вреду или нищетв да подстает, яко сам всеблагий Бог чрез (богоглаголива) Иезекииля пророка вещаний (иметь из рук пастырей овец своих взыскивати): овец моих из рук взыщу.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Ижевск. Собор Троицы Живоначальной. Свято-Троицкий собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В конце XVIII века, когда Ижевск был еще крохотным поселком при железоковательной фабрике, на горе, находившейся тогда далеко за его чертой, располагалось кладбище с деревянной часовней. В 1783 году часовня была заменена небольшой, тоже деревянной, Троицкой церковью. Во время майского пожара 1810 года церковь сгорела и больше на этом месте не возобновлялась. Кладбище было перемещено за восточную черту разросшегося к этому времени заводского селения, в конец нынешней Советской улицы. Там и была в 1814 году построена по проекту С. Дудина новая, каменная, Троицкая церковь, дошедшая до нас в сильно измененном виде. На месте сгоревшей церкви долгое время стоял столб с иконой, а в 1855 году была построена каменная Михайловская часовня (архитектор И.Т. Коковихин). По храмозданной грамоте преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, от 20 марта 1782 г. было разрешено обратить кладбищенскую часовню Ижевского завода в церковь. Деревянная церковь была построена в 1784 г. на кладбище и освящена в честь Св. Троицы. В 1810 г. церковь сгорела, кладбище перенесли за восточную черту заводского поселка, где и был воздвигнут “усердием прихожан” в 1814 г. каменный храм по проекту Семена Дудина и освящен в честь Св. Троицы. В 1852–1867 и 1912–1914 гг. церковь несколько раз перестраивалась. Свято-Троицкая кладбищенская церковь была приписной к Александро-Невскому собору. Свято-Троицкая церковь была закрыта на основании постановления президиума ЦИК УАССР от 3 февраля 1938 г. В 1945 г. здание храма было возвращено верующим. Одним из храмов, прославлявших Святую Троицу, является действующий и на сегодняшний день Свято-Троицкий Кафедральный собор (ранее именовался как Свято-Троицкая кладбищенская церковь). Это старейший храм Ижевска. Своё летоисчисление он ведёт с 1782 г. - тогда по храмоизданной грамоте преосвященного Лаврентия, епископа Вятского и Великопермского, от 20 марта 1782 г. разрешено было обратить кладбищенскую часовню Ижевского завода в церковь.

http://sobory.ru/article/?object=00776

Икона святого Стефана Великопермского принесена в Санкт-Петербург января 2017   На Ладожском вокзале икону встретили заместитель председателя епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями иеромонах Леонид (Маньков) , председатель отдела по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков , духовенство Успенского храма на Малой Охте (блокадного) и другие священнослужители. В здании вокзала был отслужен молебен, его возглавил председатель " военного " отдела архимандрит Алексий (Ганьжин) , сопровождавший икону из Перми. Крестный ход с иконой прошел от Ладожского вокзала до Успенского храма, где Божественную литургию возглавил архиепископ Петергофский Амвросий . Ему сослужили настоятель протоиерей Сергий Куксевич , протоиерей Петр Мухин и другие священнослужители. Владыка поблагодарил верующих Пермского края, митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия, который 22 января освятил икону, и напомнил, что Пермь не стала для эвакуированных туда блокадников чужбиной: ее жители стали братьями и сестрами для ленинградцев, а после Победы вернули городу на Неве все, что было оттуда эвакуировано - заводы, музеи, театры, образовательные учреждения. " Святой Стефан миссионерской деятельностью повысил культурный уровень пермяков, своим покровительством помог сохранить культуру северной столицы для всего мира, - подчеркнул архиепископ Амвросий. - Сегодня мы молились за всех, кто погиб в нашем городе и в Перми. Мы верим, что эта молитва и любовь преодолеют все преграды " .   Протоиерей Сергий Куксевич в ответном слове сказал, что с этого дня в храме будут молиться святителю Стефану. День принесения иконы и день памяти святого, который приходится на 9 мая, станут храмовыми праздниками. Директор департамента внутренней политики администрации Пермского края Леонид Политов отметил, что подвиг ленинградцев - пример гражданской и воинской доблести. " Отрадно, что между нашими городами есть связь. Мы гордимся тем, что 379-я пермская дивизия участвовала в прорыве блокады " , - сказал он.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Памятник был изготовлен заключенным Андреем Галушкиным, который отбывает наказание в одном из исправительных учреждений Республики Коми. 8 мая. ПРАВМИР. 7 мая в Сыктывкаре на территории Свято-Стефановского кафедрального собора был установлен первый в Республике Коми памятник святителю Стефану Великопермскому, сообщает  «Православие на Северной земле» . Создание памятника явилось совместным проектом Сыктывкарской и Воркутинской епархии и ГУФСИН по Республике Коми. Памятник был изготовлен заключенным Андреем Галушкиным, который отбывает наказание в одном из исправительных учреждений Республики Коми. Все работы по его изготовлению велись под непосредственным руководством Преосвященнейшего епископа Питирима и постоянным контролем со стороны руководства ГУФСИН, которое создало все возможные условия для работы над памятником. Сыктывкарской и Воркутинской епархией были проведены работы по сооружению постамента под памятник. С Уральских гор был доставлен огромный камень, который стал подножием для ног святителя. На камне выбита надпись: «Святителю отче Стефане, моли Бога о нас!», изображены буквы Анбура (коми алфавита, который был создан святителем Стефаном для просвещения коми-зырян светом Христовой Истины), а также эмблема празднования 630-летия со дня образования Пермской (Усть-Вымской) епархии и присоединения коми края к Московскому государству. 6 мая, в понедельник Светлой седмицы представители Сыктывкарской и Воркутинской епархии и ГУФСИН по Республике Коми посетили создателя памятника — Андрея Галушкина и вручили ему благодарственную Архиерейскую грамоту от Преосвященнейшего епископа Питирима. Также Андрею Галушкину были вручены подарки от Сыктывкарской и Воркутинской епархии, в том числе все необходимое для работы художника и скульптора. 7 мая Преосвященнейший епископ Питирим совершил торжественное освящение памятника святителю Стефану. На торжественной церемонии присутствовали глава Республики Коми Вячеслав Гайзер, главный федеральный инспектор по Республике Коми Олег Алтухов, Глава республиканской столицы Иван Поздеев и начальник ГУФСИН по Республике Коми генерал-лейтенант внутренней службы Александр Протопопов.

http://pravmir.ru/v-syktyvkare-ustanovle...

Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам торжеств в Сыктывкарской епархии 3 октября 2005 г. 10:55 1-2 октября в городе Сыктывкаре состоялись торжества по случаю празднования 550-летия преставления святителя Питирима, епископа Великопермского, и 10-летия Сыктывкарской и Воркутинской епархии, а также 625-летия начала миссионерской деятельности святителя Стефана, епископа Великопермского, на земле Коми. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие епископу Сыктывкарскому и Воркутинскому Питириму, клиру, монашествующим и мирянам Сыктывкарской епархии, в котором, в частности, говорится: «В нынешнем 2005 году земля Коми празднует несколько знаменательных юбилеев. Первым в этом ряду стоит 625-летие начала миссионерской деятельности в зырянском крае святителя Стефана — просветителя Русского Севера. Трудами этого великого подвижника и апостола Великой Перми в XIV веке Евангельская Весть достигла самых отдаленных северных пределов Руси. Благодаря усилиям этого проповедника веры Христовой зырянский край стал надежным оплотом Православия. Продолжателями Православной миссии среди народов Севера явились епископы Герасим, Питирим и Иона, совершавшие многочисленные миссионерские поездки по самым отдаленным уголкам зырянской земли, приводя к Богу людей, сидящих «во тьме и тени смертной» (Мф.4, 16). Особое место среди Великопермских епископов принадлежит святителю Питириму, принявшему мученический венец за Имя Христово 550 лет назад на поприще совершаемого просветительского служения. Семена веры, посеянные проповедниками Истины Христовой принесли благодатные плоды во время благоприятное. В последующие столетия земля Коми явила всему миру множество ревнителей благочестия, а в годы гонения на веру славный собор новомучеников и исповедников российских пополнился семнадцатью клириками и мирянами зырянского края, запечатлевшими свою веру мученической кровью. Продолжением просветительской деятельности Великопермских миссионеров в новых исторических условиях стало образование Сыктывкарской и Воркутинской епархии, десятилетний юбилей создания которой также приходится на нынешний год благости Божией.

http://patriarchia.ru/db/text/51358.html

Усть-Вымь. Михаило-Архангельский мужской монастырь. Церковь Стефана Пермского. Церковь. Действует.   Престолы: Стефана Пермского Год постройки:Между 1755 и 1766. Архитектор:мастера Василий Белоруков, Григорий и Василий Тренькины Адрес: Россия, Республика Коми, Усть-Вымский район, с.Усть-Вымь Координаты: 62.223299, 50.398593 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1608 году на городище стояла церковь Стефана Великопермского чудотворца, древяна, клецки, а также часовня, где лежали пермские епископы Герасим, Питирим и Иона. В переписной книге Яренского уезда 1646 года на городище Усть-Вымь было три церкви: церковь во имя Благовещенья Пресвятой Богородицы, деревянная, шатровая, холодная; церковь Стефана Великопермского чудотворца, деревянная, Клецкая и церковь во имя святых отец епископов Пермских Герасима, Питирима и Ионы, деревянная шатровая, а также колокольня рубленная, шатровая, построенная в 1628 году. Стефановская церковь сгорела в 1692 году. И уже в 1696 году построена новая. Известно, что новые деревянный церкви были построены, по видимому, на месте тоже сгоревших: церковь теплая, Благовещенья в 1738 г., а холодная Нерукотворного образа Спасителя построена в 1743 году и освящена в 1808 году. Приблизительно в те же годы на Усть-Выми (городище) строились и каменные церкви. Каменная одноэтажная церковь Стефана Пермского была начата строиться в 1755 году и священа в 1764 году. Теплая, одноглавая построена на месте сгоревшей деревянной, глава её была покрыта белым железом, крест на ней был деревянный. В 1929-30 г. Стефановская церковь была передана управлению лагерей под складское помещение и под столовую. Источники: Воскобойникова Н.П. К истории церковного строительства на Усть-Выми/Н.П. Воскобойникова//Крестьянство Вычегодского края в XVII-XX веках. – Архангельск, 1999. Святыни земли Коми: церкви, часовни, монастыри, иконы: Дайджест/Муниципальное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» Центральная городская библиотека; сост.: М.А. Першина. – Сыктывкар, 2007.

http://sobory.ru/article/?object=10512

Напомним, что это было время, когда Сергий Радонежский и его ученики начали – не побоимся этого слова! – застраивать Русь монастырями, соединяя в единое духовное пространство самые удаленные местности нашей страны. Посох Святителя Стефана Великопермского      Поскольку пострижение Стефана, которое проводил игумен Максим прозвищем Калина, состоялось в 1365 г., можно предположить, что прибыл Стефан в Ростов на год–два раньше. И тогда получается, что появление его в Ростове Великом совпадает с приездом сюда в 1363 г. Преподобного Сергия и основанием Борисоглебского монастыря. Хотя свидетельства, что Преподобный Сергий Радонежский и будущий святитель Стефан встречались в 1363 г., отсутствуют, но нелепо было бы утверждать, что святые, которые слышали друг друга за десятки верст, могли разойтись в Ростове Великом, никак не повлияв друг на друга. Приезд в Ростов Преподобного Сергия Радонежского, основание Борисо-Глебского монастыря, явление святых мучеников Бориса и Глеба одновременны с появлением в Ростове осиротевшего, размышляющего над выбором жизненного пути Стефана. Святитель Стефан и Преподобный Сергий приветствуют друг друга, клеймо иконы      Трудами и молитвами Сергия Радонежского и его учеников укреплялось тогда единство Русской земли, воссоединялось пространство ее истории, и эта духовная энергия не могла не коснуться пришельца из Великого Устюга. Оказавшись в Ростовском монастыре святого Григория Богослова, Стефан понимает, что это и есть то место, которое уже давно искал он, и решительно оставляет поиски подходящей церковной должности. Монастырь этот называли «Братским затвором». Находился он в центре Ростова и от города отделялся не только стенами, но и строгостью устава. Известно, что обитель славилась богатой библиотекой. С ревностью взялся Стефан за изучение священных книг. Многие из них были на греческом языке, но благодаря двуязычным архиерейским службам, уже скоро инок Стефан научился читать и греческие тексты. Смерть святителя Стефана Великопермского     

http://pravoslavie.ru/99635.html

В 1936 г. храм был закрыт, а здание «капитально» переоборудовано под хлебокомбинат (бараночный цех). Трагедией для верующих Мотовилихи стали 1938-1939 гг. когда церковь была почти полностью разрушена. От прежнего великолепия осталось только одноэтажное основание храма, в алтаре которого установили агрегат для замешивания теста. Постановлением администрации г. Перми 2039 от 15 ноября 1994 г. здание храма возвращено приходу. Здание церкви представляло из себя развалины. Остались только стены. 3 декабря 1994 г., в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, открывается новая страница в многострадальной истории Свято-Троицкой церкви. В расчищенном от мусора побеленном Успенском приделе воздвигнут временный иконостас, начинаются службы. 3 февраля 1995 г.Свято-Троице-Стефанов мужской монастырь официально зарегистрирован. В храме монастыря имеется четыре престола: Главный в честь Святой Троицы. Правый придел в честь Сретения Господня. Левый придел в честь Успения Божией Матери. Нижний пещерный храм в честь свт. Стефана Великопермского. Реставрация осуществлялась по проекту архитектора А. Мятелева, а иконостас храма спроектировал священник - отец Валерий (Жехов). В первую очередь были достроены стены, возведена колокольня (47 м). На колокольне установили 11 колоколов. 4 декабря 1999 г. заблестел центральный купол монастырского храма, над ним водрузили крест. Был также установлен и главный колокол звонницы весом 1300 кг – крупнейший в Перми. Внутри монастыря возвели новый иконостас. http://permstefan.ru/index.php?get=history 5 января 1996 г. в честь пермских святителей Герасима, Питирима и Ионы, преемников свт. Стефана Великопермского были пострижены в монашество первые насельники монастыря. Вскоре был принят Устав. Вместе с реконструкцией Свято-Троицкого храма создаются монастырские скиты на базе открывающихся или строящихся церквей. В них по возможности почти сразу же, параллельно восстановлению начинается богослужение. В 1995 г. возводится новый храм Божией Матери «Скоропослушницы» в п.Верхняя Курья. На Северном кладбище – одном из крупнейших в Европе – освящается место под храм-часовню «Всех святых в земле Российской просиявших», который надлежит построить в будущем, чтобы наконец здесь начала совершаться молитва об усопших.

http://sobory.ru/article/?object=08864

Елово. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь построена в 1795 г. на средства прихожан с тремя престолами: в холодной церкви главный - во имя Св. Троицы, в теплой церкви правый - в честь Апостола Андрея Первозванного и левый - в честь Св . Стефана Великопермского. Престолы в теплой церкви освящены 29-31 мая 1800 г., холодный храм освящен 3 июня 1802 г. Храм закрыт 12 декабря 1940 и в настоящее время медленно разрушается. Приход с. Елово образован в 1741 г. епископом Вятским и Великопермским Вениамином, который сам заложил и освятил первую в Удмуртии церковь во имя Св. Троицы с двумя престолами для новокрещеных удмуртов. Указ о строительстве деревянной церкви издан в 1741 г.,строительство начато 14 июня 1741 г. и велось на местные средства. Главный престол в честь Св. Троицы готов к освящению в 1747 г., а приделы освящены ранее: в честь Святого Апостола Андрея Первозванного - 27 ноября 1741 г., в честь Святого Стефана, епископа Великопермского - в 1744 г. Вятской духовной консисторией 27 ноября 1785 г. выдана храмозданная грамота 2272 на строительство каменной церкви. Церковь построена в 1795 г. на средства прихожан с тремя престолами: в холодной церкви главный - во имя Св. Троицы, в теплой церкви правый - в честь Апостола Андрея Первозванного и левый - в честь Св . Стефана Велико- пермского. Престолы в теплой церкви освящены 29-31 мая 1800 г., холодный храм освящен 3 июня 1802 г. По указу Вятской духовной консистории от 11 августа 1815 г. 2533 деревянная церковь разобрана. В состав прихода в 1837 г. входили: с. Елово, д. Ягошурская, д. Муркомоевекая, д. Сизьминская, д. Верх-Пудемская Большая, д. Верх-Пудемская Малая, д. Короваевская, Д. Лековайская, д. Пудемская, д. Тумская, д. Баяранская, Пудемский завод, поч. Казаковский, д. Устъ-Лекомская, д. Астраханская, д. Апевай ская, д. Чурихьская, поч. Апевайский, поч. Сосновский, д. Верхобрюшинская, д. Нижнебрюшинская, поч. Костромской, д. Костромская, д. Озерская, д. Чабыровская, д. Усть-Лекомская (Кушманская), д. Коповская, д. Жабинекая, д. Ядгурецкая, д. Дзякинская, поч. Еловский, поч. Поздеевский, поч. Кушманский, поч. Верхоэариэский, поч. Оверинский. В июле 1854 г. в селе построена деревянная часовня на кладбище, 4 марта 1878 г. при церкви открыто церковноприходское попечительство , 17 октября 1894 г. открыта женская церковноприходская школа . Свято- Троицкая церковь и часовня закрыты на основании указа Президиума Верховного Совета УАССР от 12 декабря 1940 г. Здание передано под культурное учреждение. В настоящее время Свято-Троицкий храм с.Елово находиться в стадии разрушения. Источник: сайт Ижевской и Удмуртской епархии   Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=14377

Кунгур. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Первые исторические данные об Успенской церкви относятся к 1716 году. Эта деревянная церковь существовала до второй половины XVIII века, а затем сгорела. Находилась она в подгорной части города, между Сылвой и Иренью. На месте сгоревшей в 1750 году начато было строительство каменной Успенской церкви с приделом во имя святителя Стефана. Делалось это на средства прихожан и преимущественно на средства Ивана Михайловича Хлебникова, бывшего долгое время президентом Кунгурского магистрата и имевшего значительную торговлю. Главный Успенский храм освящен 16 июня 1761 года, правый придел во имя Святителя Стефана Великопермского был освящен раньше, 15 февраля 1755 года, преосвященным Антонием, епископом Вятским и Великопермским. Успенская церковь, первоначально небольшая, разделялась на две части: теплый храм с трапезой и Стефановским приделом и холодный храм — главный Успенский. Колокольня примыкала к самой трапезе. Храм был увенчан пятью главами. Такой Успенская церковь просуществовала около ста лет. В 1850 году купцы Кирилл Егорович Кузнецов и Василий Григорьевич Юхнев получили разрешение на строительство придельного храма с северной стороны в симметрию со Стефановским приделом. Новый придельный храм во имя Покрова Божией Матери был заложен 24 июня 1851 года, а освящен 14 ноября 1854 года настоятелем. До закрытия Успенский храм в Кунгуре был самым просторным и богато украшенным. Длина его от паперти до иконостаса холодного храма составляет 14 сажен. Колокольня была высотой 28 сажень, с богатыми колоколами. Сайт «Весь Кунгур» http://www.allkungur.ru/index.php?showforum=178 Успенская церковь (1755-1768), г. Кунгур. Расположена в подгорной части города на левом берегу р. Сылва. Церковь построена на месте одноименной деревянной и является самым древним каменным зданием Кунгура. Теплый придел «во имя Святителя Стефана Великопермского» был освящен 15 февр. 1755 г., основной храм — 16 июня 1761 г. В 1851 г. началось строительство сев. Покровского придела, законченного в 1854 г. В 1863-1871 гг. следует ряд значительных переделок. В 1863 г. разбирается колокольня, на ее месте возводят трапезную. Летом 1868 г. заканчивается строительство новой 28-саженной колокольни, на которой устанавливается 1000-пудовый колокол (Колокольня не сохранилась). В 1870-1871 гг. перестраивается теплый Стефановский придел. Одновременно были выстроены новая паперть и галерея, соединяющая колокольню с трапезной, расширены окна. Церковь относится к типу трапезных. Выстроено все здание из кирпича. При кладке декоративных элементов использован фигурный кирпич. Фундаменты бутовые, кровля железная. Основной храм двусветный. Стены четверика заканчиваются закомарами с восьмиугольными окнами. Церковь венчало пятиглавие. В настоящее время сохранились лишь барабаны глав.

http://sobory.ru/article/?object=03016

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010