К поздней литургии в собор прибыли крестные ходы со всего Петрограда, и праздник завершился водосвятием на Малой Неве. Орденский праздник, отмеченный в соборе в 1916 году, оказался последним… В 1875-1918 годах при Князь-Владимирском соборе действовало приходское благотворительное общество. Оно продолжило традиции церковной благотворительности, прерванные в царствование императрицы Екатерины II (первая богадельня при храме была открыта еще в 1721 году). С 1896 года общество состояло под Августейшим покровительством великого князя Владимира Александровича, а с 1909 — его вдовы великой княгини Марии Павловны. Четверть века (1875-1900) председателем Совета общества состоял один из его учредителей, гласный городской думы Илья Иванович Соколов. Общество имело собственный деревянный дом (не сохранился), в котором содержало небольшой детский приют, а в Первую Мировую войну открыло церковный лазарет на 16 коек. В престольный праздник собора (15 июля по старому стилю) после литургии совершался крестный ход по Александровскому проспекту (ныне проспект Добролюбова) к Биржевому мосту и зданию приходского приюта. Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста. Она была построена на пожертвования прихожан в 1882-86 годах в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н.Н. Ковригин, член приходского благотворительного общества, и принес его в дар приходу. Освящение часовни совершил епископ Ладожский Арсений (Брянцев) 2 июня 1886 года. Десятью годами ранее между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший в 1881 году название Князь-Владимирского; территорию вокруг самого собора в 1871-1872 годах также озеленили и обнесли оградой. Интересно, что инициаторомэтих работ был лично император Александр II: в 1870 году он указал, что площадь при соборе «по своему виду не соответствует наружному благоустройству столицы». Особенно ярко в жизни собора запечатлелись события церковной истории послереволюционной эпохи. На Поместном Соборе 1917-1918 годов было установлено совершать во 2-е воскресенье после Троицы празднование Всем святым, в земле Российской просиявшим. В Петрограде этот праздник впервые был отмечен 22 (9) июня 1919 года «торжественным благолепным служением в соборе св. князя Владимира» митрополита Петроградского и Гдовского св. Вениамина (Казанского) и епископа Нарвского Геннадия (Туберозова) с сонмом городского духовенства.

http://azbyka.ru/palomnik/Князь-Владимир...

В Петербурге после реставрации открыли часовню небесного покровителя города 27 ноября 2006 г. 15:44 В Петербурге в рамках благотворительной акции «Магазин подарков» открылась после реставрации часовня в честь святого благоверного князя Александра Невского Князь-Владимирского собора на Петроградской стороне. В присутствии духовенства, городских властей и представителей городского Союза реставраторов и прихожан собора на часовню был поднят золоченый крест, передает «Интерфакс». Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко , выступая на церемонии открытия, поблагодарила Союз реставраторов, который за счет собственных средств восстановил часовню, находившуюся в неудовлетворительном состоянии. «Сегодня мы открываем эту прекрасную часовню, которая теперь предстала перед нами в первозданной красоте. Она была построена когда-то на пожертвования, то есть на народные средства, и символично, что Союз реставраторов сегодня, сохраняя традиции, восстановил ее на свои средства», — сказала В.Матвиенко. Как отметила председатель комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Вера Дементьева, общая стоимость реставрационных работ составила 7,5 млн. рублей. До начала реставрации все элементы декоративного убранства фасада часовни имели повреждения, кровельное покрытие купола утратило свой исторический вид. Во время реставрации специалисты провели ремонт архитектурных деталей, а также восстановили лепной декор по сохранившимся образцам. Кроме того, были воссозданы кровля купола и доска на центральном портале часовни с золочеными буквами. Решение о строительстве часовни у Тучкова моста было принято в 1881 году после убийства императора Александра II. Проект часовни разработан архитектором Н.Ковригиным, а возведение ее завершилось в 1883 году. Фасады часовни выполнены в приемах, близких барокко и классицизму. Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/165417.htm...

 Со времени устройства на Васильевский остров постоянного Тучкова моста, на кладбище этом умершие более не погребаются. – До настоящего времени на кладбище сохранились: первоначальная деревянная часовня, пришедшая уже, впрочем, в крайнюю ветхость, и несколько плитных и гранитных надгробных памятников. XV. Часовни и киоты, принадлежащие Петропавловскому собору  В 1857 году в ведение собора поступили часовни и киоты, находящиеся в Апраксином, Щукином и Гостином дворах.  До пожара, истребившего в 1863 г. весь Апраксин двор, на этом последнем находились две часовни:  Первая – во имя Тихвинской Божьей Матери. Часовня эта была основана 16 мая 1805 года, и первоначально заключала в себе только две иконы: Тихвинской Божьей Матери и Святителя и чудотворца Николая. В том же году 6 августа она была возобновлена и украшена еще двумя иконами: Воскресения Христова и Божьей Матери всех скорбящих. В 1808 году часовня эта снова возобновлена и распространена усердием торговцев, при особенном старании Санкт-Петербургского мещанина Беренева, освящена в день Покрова Пресвятой Богородицы. В течение 1809 – 1812 и 1813 годов четыре иконы ее украшены серебряными ризами. Зданием эта часовня была деревянная, четырехугольная, в середине ее был устроен небольшой четырехугольный иконостас; вокруг обнесена была невысокой деревянной решеткой. Вторая – во имя Казанской Божьей Матери. Часовня эта устроена позже Тихвинской, и первоначально планом и фасадом была с ней сходна. В 1847 году прежняя часовня была разобрана, и на ее месте построена архитектором Корсини по новому плану и фасаду новая часовня, на сумму, образовавшуюся от подаяния в находящиеся при ней кружки; постройка ее стоила 4675 рублей. Часовня эта была деревянная, на каменном фундаменте, семиугольная, извне окрашена белой масляной краской, а внутри голубой, с приличными лепными украшениями; пол был асфальтовый под мрамор. В середине часовни устроен был четырехугольный иконостас, в котором помещалось десять икон, украшенных серебряными ризами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Санкт-Петербург. Часовня Спаса Нерукотворного Образа у таможни. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Часовня Спаса Нерукотворного, 1832 г. Вблизи Малой Невы по оси улицы построили небольшую часовню Спаса Нерукотворного в формах классицизма. Архитектор Дж. Лукини. Не сохранилась. http://history.gradpetra.net/ulitsa/19/3244.html Часовня, приписанная к церкви св. вмц. Екатерины, была построена  Дж. Лукини в 1832 г. В иконостасе было всего пять икон, но в богатых ризах. С 1848 г. от Екатерининской церкви в первый Спас к стрелке шел крестный ход, останавливаясь у приписных часовен - Спасской у Таможни и у чугунной, близ Тучкова моста, возведенной в 1900 г.    http://www.citywalls.ru/house29805.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37710

Построенный Маргаритой Тучковой храм Спаса Нерукотворного на Бородинском поле стал не только первым памятником героям Бородинской битвы, но еще и памятником любви и верности всех русских женщин . Да, где-то здесь под Смоленском Маргарита Тучкова впервые за шесть лет супружества рассталась с любимым мужем, чтобы вновь встретиться с ним через 40 лет уже в вечных обителях. Верность и любовь к Богу, к супругу, родной земле – вот идеалы русской души на протяжении многовековой истории России… Теперь брак стал регистрацией, а венчание – красивым обычаем, накладывающим на человека не больше ответственности и обязательств, чем замок на перила моста: висит себе и висит, ничего ни от кого не требует. Никогда до конца не умиравшая в нас вера наших языческих предков в первобытную магию воздействия на человека символических действий по подобию и переносу значения питает старые и творит новые обычаи, не давая утвердиться в сердце истинной вере в Творца неба и земли и принять на себя добровольную обязанность жить по Его заповедям, запрещающим разлучать то, что сочетал Он Сам руками и устами Своего служителя. «С годами ты все больше становишься занудой и брюзгой, – говорю я себе, фотографируя пришедшую на мост очередную свадьбу. – Порадуйся за них. Они так молоды и счастливы… Сейчас им верится, что вся их жизнь будет так же наполнена нежностью, легкостью и радостью, как играет воздушными пузырьками шампанское в их пластмассовых стаканчиках. Им верится, что “горько” бывает только на словах, это лишь пожелание веселых друзей, чтобы дольше и слаще был поцелуй…» Маленький мальчик в аккуратном костюме и белой рубашке, скучающий среди пьющей, целующейся и кричащей компании взрослых, хватается за перила руками и, перегнувшись, с интересом разглядывает зеленую воду пруда. Через шумную веселую толпу на мосту пробираются две старушки и, выбравшись на гребень моста, начинают спускаться по его мокрой горбатой спине, держась руками за перила и сторожко переставляя свои дряхлеющие ноги. – Отродясь такого обычая не видала, – говорит одна.

http://pravoslavie.ru/63469.html

Казаки узнали, что в армии находится Царь. Через посредство коменданта Измаила генерал-майора С.А. Тучкова-первого кошевой атаман Осип Михайлович Гладкий, пользовавшийся правами двухбунчужного паши, бил челом Государю. Весь кош перебрался на левый берег Дуная, предоставив войскам сотни легких судов для переправы. 19 мая Государь пожаловал Гладкому золотую медаль со своим изображением, сказав: «Бог вас простит, отчизна прощает, и я прощаю». То же Царь объявил всему кошу, добавив: «Я знаю, что вы за люди». Местом переправы была выбрана деревня Сатуново, между крепостями Измаилом и Рени. Вблизи был турецкий опорный пункт Исакчи. Казаки переправились 25 мая. 27-го, по диспозиции Государя, началась общая переправа. Запорожцы, явившись с 40 лодками, очень помогли. Император, не дождавшись наводки моста, переправился на берег в лодке Гладкого. «В виду еще не сдавшейся и защищаемой сильным гарнизоном крепости Государь сел в шлюпку запорожского атамана, – писал Бенкендорф. – Гладкий сам стоял у руля, а двенадцать его казаков гребли. Этим людям, еще недавно нашим смертельным врагам и едва за три недели перед этим оставившим неприятельский стан, стоило только ударить несколько лишних раз веслами, чтобы сдать туркам под стенами Исакчи Русского Самодержца, вверившегося им в сопровождении всего только двух генералов». Гладкий награжден был чином полковника и орденом Георгия 4-й степени. Крепость сдалась 30 мая. 2 июня у г. Бабадага к Государю явилась депутация некрасовцев, бежавших в 1708 г. в Турцию с Дона во время бунта Булавина 35 . Сохранили они веру и русский быт. Встретили Царя с хлебом-солью и пали ниц. Император велел им встать и сказал: «Не стану обманывать вас ложными надеждами: я не хочу удерживать за собою этот край, в котором вы живете и который занят теперь нашими войсками, он будет возвращен туркам, следовательно, поступайте так, как велят вам ваша совесть и ваши выгоды. Тех из вас, которые хотят возвратиться в Россию, мы примем, и прошедшее будет забыто, тех же, которые останутся здесь, мы не тронем, лишь бы не обижали наших людей. За все, что вы принесете в наш лагерь, будет заплачено чистыми деньгами». Жалоб на них впоследствии не было. Наделенные издавна турками угодьями и рыбными ловлями, некрасовцы предпочли остаться в Турции, где пребывают до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Владимир Димитриевич Красницкий родился в 1880 г., на Украине, и на всю жизнь у него сохранилась типичная для украинца певучая интонация. Он окончил Петербургскую Духовную академию, где учился вместе с будущим митрополитом Вениамином Федченко (известным эмигрантским деятелем), который в своих мемуарах говорит о веселом студенте Володе Красницком. По окончании академии и женитьбе получил место третьего священника в Князь-Владимирском соборе (на Петроградской стороне, у Тучкова моста). Еще студентом Красницкий был активным деятелем Союза русского народа. Это был черносотенец чистейшей воды: в своей кандидатской работе о социализме он называет социализм еврейской уловкой, а на одном из собраний Петербургского Отделения Союза русского народа он произнес речь, в которой доказывал, что евреи употребляют в мацу христианскую кровь. В соответствии со своими установками, он летом 1917 года, будучи редактором «Петроградских Епархиальных Ведомостей», призывая к продолжению войны до победного конца, заявлял в передовой статье, что «большевиков надо утопить в их собственной крови» (эту фразу ему напомнил на процессе митрополита Вениамина защитник митрополита Гурович). Ловкий карьерист, он, видимо, входил в милость к вновь избранному митрополиту Петроградскому; во всяком случае, его имя фигурирует среди петроградских делегатов, приехавших в 1918 году к Патриарху Тихону в Москву, чтобы просить о присвоении митрополиту древнего почетного титула «Священноархимандрит Свято-Троицкия-Александро-Невския Лавры». (См. «Церковные Ведомости» за 1918 г.). Во время гражданской войны Красницкий временно отошел в тень: в это время он совмещал священнослужение с работой в качестве бухгалтера в одном из учреждений на Петроградской стороне. Его имя всплывает в 1921 г. в связи с дискуссией об изъятии церковных ценностей и с голодом в Поволжье. Его фамилия стоит рядом с фамилиями А.И. Введенского и А.И. Боярского под знаменитым воззванием петроградской группы духовенства с призывом отдать церковные ценности голодающим, появившимся в «Петроградской Правде» весной 1922 года. Сам А.И. Введенский, однако, отнесся к своему новому другу решительно без всякого энтузиазма: «Хотел бы я знать, — говорил он потом, — откуда взялся этот тип. Никогда ни в одной обновленческой группировке не участвовал, ни с кем из нас никакого дела не имел. И вдруг появляется на каком-то нашем совещании. Он, видите ли, что-то там делает и что-то там тоже подготовляет».

http://azbyka.ru/fiction/lihie-gody-kras...

 При перемене священнослужителей в церквях, святейшим Синодом принимаемы были меры, ныне едва ли где удержанные, но в существе – разумные и нелишние. Указ о новоопределенном священнике или другом клирике, объявив его духовенству, сверх того, читали прихожанам в   воскресный или праздничный день, при довольном стечении народа. В тот день новоопределенный совершал в церкви служение, к которому был определен. При соборах, напр. Троицком, Петропавловском и Успенском (у Тучкова моста), старшие члены духовенства имели звание протоиереев. Соборные протоиерея были и по уездам, напр. в Ямбурге и др. Выборгский протопоп и даже священники, временно заступавшие его место, брали доход, с разрешения святейшего Синода, вполтора против священника. Как причина такого деления, выставлялось то обстоятельство, что выборгские протоиереи, будучи заказчиками, на свой кошт покупали, для отправления духовных дел, бумагу, чернила, свечи, и за работу другим платили, а прочие священнослужители в том им никакого вспоможения не оказывали. При церквях несоборных, где было несколько священников, один считался первым или старшим. В то время, между духовенством иногда возникал вопрос о первенстве и всегда разрешаем, был святейшим Синодом. Первому священнику в указе об определении прописывалась следующая инструкция: «смотреть над прочими священниками и церковниками, чтобы они были в благочинии, и во всяком церковном действии искусны, и не пьянствовали бы, и церковного мятежа не чинили бы, и по требованию приходских людей, в дома к немощным для исповеди и причастия, и молебного пения и других потреб церковных, входили бы безо всякие отговорки неленостно же…». Старший диакон Исаакиевского собора писался протодиаконом. Инструкция прописывалась в указах при определении или перемещении и прочих членов причта, по их званию. Церковнику, напр., святейший Синод внушал: «положенные ему всякие церковные службы хранить, и священнику и диакону быть в послушании; и в церкви Божией чтение и пение исправлять неспешно и не двоегласно, внимательно; и к божественной службе, к вечерне и утрене быть всегда готову безо всякого прекословия; по забавам не ходить и не пьянствовать, и с воровскими людьми не знаться: и от своей церкви питаться доходом против прочей братии, и без указу от церкви своей не отставать. А ежели он священнику и диакону будет не послушен, или службы своей по правилам не будет исправлять, и за то он наказан будет жестоко и от церкви (т. е. служения) отлучен». Эти правила, в существе простые, в свое время надлежало внушать духовенству, по отсутствию в его среде всякого образования и привычке к церковным порядкам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

— Как? Почему не можете? — Да так уж я положила. Принцип у меня такой. Пока пять окон во флигеле напротив не зажжется — и я не зажигаю. А глаза у нее больные. Закапывает пилокарпин. . . . . . Из рассказов тети Тэны. Онуша (Онуфрий). Веселый мужичок. Работал возчиком у Хлудовых (прядильные фабрики). Очень любил птиц. И птицы его тоже. Везет, бывало, товар. Насыплет на повозку — зерна, крошек, баранок… А птицы — за ним летят, всю дорогу так и кружатся над повозкой. А на дуге еще алые ленты… . . . . . Добрый ум и умное сердце. Быть по-умному добрым. Только дли этого и поставлена голова на плечах. . . . . . На Невском у Сада отдыха — очень хороший, кажется пахомовский, плакат: мужчины, женщины и подростки все с медалями «За оборону Ленинграда». Кисти, ведра, лопаты. И стихи: Друзья, с Урала иль с Алтая, Откуда б ни вернулись вы — Закон — на берегах Невы Работать рук не покладая! . . . . . Под моим окном сидит, дежурит дворничиха. Ночью — какой-то шум, голоса. Оторвался от работы, прислушался. Звонкий, обиженный мужской голос: — Вы совесть имейте свою… Начальник подходит, а вы отвернулись! «Начальник», находящийся в состоянии так называемого административного восторга, по-видимому, квартальный. Молодой, недавно назначенный. Пауза. — Вот погодите, я завтра Сидорову доложу… Пауза. — Начальник подходит, а она сидит! Дворничиха молчит упорно. — Вы можете что-нибудь сказать, когда начальник подходит?! — А чего я вам должна сказать? — отвечает она наконец довольно-таки дерзко. — Совесть надо иметь, вот что я вам должен сказать! Все-таки — начальник подходит, а она — отвернулась. . . . . . Девятилетний Витя Кафтанников записал в телефонную книжку: «Кинотятор Художественный». . . . . . Он же, когда заговорили о котятах, сказал со вздохом про кота Рыжего: — Наш Рыжий — старая дева… . . . . . В сборнике «Фольклор советской Карелии» записана такая «солдатская поговорка»: «Трус и паникер — врагу партнер». . . . . . Середина мая. Острова, да и вся Петроградская сторона вместе с ними насквозь пропахли корюшкой. Корюшкой пахнет на улицах, на мостах, в магазинах, в трамвае, в автобусе, в аптеке, даже в церкви — в Князь-Владимирском соборе у Тучкова моста.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=172...

Под анафему попали члены Государственной думы, примкнувшие к революционерам. Это разночинцы, так называемые «лучшие» представители граждан России. Одновременно революционерами вечером в Таврическом дворце был избран Исполком Петроградского совета рабочих депутатов (с 1 марта Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов), руководство в нём осуществляли эсеры и меньшевики. Вечером, опасаясь, что Петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, созданный в тот же день, может объявить себя новой государственной властью, Временный комитет Государственной думы объявил, что берёт власть в свои руки. В течение дня Временный комитет назначил генерала Л.Г. Корнилова на пост командующего войсками Петроградского округа и разослал своих комиссаров во все министерства. Генерал Л.Г.Корнилов первый генерал, открыто перешедший на сторону бунта, на сторону революции. Порушив присягу, он изменил Царю, изменил Царской Династии Романовых и попал под анафему. Мятежный генерал-революционер Л.Г. Корнилов лично арестовал Царицу и Царских детей. 28 февраля (13 марта) вооружённые рабочие и солдаты, наступавшие от сборного пункта у Народного дома в Александровском парке, смяли заставы у Биржевого и Тучкова мостов и открыли путь на Васильевский остров. Здесь восстали 180-й пехотный полк, Финляндский полк. К восставшим присоединились матросы 2-го Балтийского флотского экипажа и крейсера «Аврора», стоявшего на ремонте у Франко-Русского завода в районе Калинкина моста. Революционные солдаты окончательно подавили сопротивление Самокатного батальона, угрожая разрушением его казарм артиллерией. Был убит командир батальона полковник Балкашин. К полудню была взята Петропавловская крепость. Гарнизон крепости перешёл на сторону революции. Комендант крепости генерал-адъютант Никитин признал новую власть. Арестованные двумя днями ранее солдаты запасного батальона Павловского полка были освобождены. В распоряжении восставших оказалась артиллерия Петропавловской крепости. Правительственные войска перешли на сторону восставших (в этот день в движении участвовали 394 000 человек с 899 предприятий и 127 000 солдат).

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010