Monuments de l " Athos. P., 1927. Pl. 81.2; М. Студеница. Београд, 1968. Ил. 78; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика XI-XVI в. М., 1968. Ил. 24; она же. Древнерус. мелкая пластика из камня XI-XV вв. М., 1983. С. 12, 15, 26, 28, 31, 33-34, 43, 47, 67-69, 88-89, 91, 95-96, 102, 108, 119, 127, 133, 148; Овчинникова Е. С. Церковь Троицы в Никитниках. М., 1970. С. 156; Hutter I. Corpus der byzant. Miniatürhandschriften. Stuttg., 1978. Bd. 1. S. 49. Fig. 172; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Вел. Новгорода. М., 1987. С. 504, 522; Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с надписями, подписями и датами: Кат. выст. Л., 1990. Кат. 7. С. 14-15, 79-80; Искусство строгановских мастеров: Реставрация. Исслед. Проблемы: Кат. выст. М., 1991. Кат. 9, 10, 21, 58. С. 40, 42-45, 56-58, 100-101; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce. P., 1991. P. 52, 282; Косцова А. С. Древнерус. живопись в собр. Эрмитажа. СПб., 1992. Кат. 76; Б. Манастир Ресава. Београд, 1995. С. 60, 125. Ил. 36, 109; Стерлигова И. А., сост. Декоративно-прикладное искусство Вел. Новгорода: Худож. металл XI-XV вв. М., 1996; Д. Сликарство. Ucmopuja. 2000. С. 200-202. Ил. 31; Силкин А. В. Строгановское лицевое шитье. М., 2002. С. 171. Кат. 7; Игошев В. В. Драгоценная церк. утварь XVI-XVII вв.: Вел. Новгород, Ярославль, Сольвычегодск. М., 2003; Иконы строгановских вотчин XVI-XVII вв.: По мат-лам реставрационных работ ВХНРЦ: Кат.-альбом. М., 2003. Кат. 15, 24, 72, 83. С. 34, 35, 40-41, 44-45, 76, 81, 126, 127, 132-133, 195, 209; Икона Мурома. М., 2004. Кат. 41. С. 234-240; Иконы Углича XIV-XX вв./Сост.: А. Н. Горстка. М., 2006. Кат. 12; Иконы XIII-XVI вв. в ЦМиАР. М., 2007. Кат. 107. С. 568-569; Саенкова Е. М. О нек-рых рус. житийных иконах вмч. Никиты XVI-XVII вв.//Каптеревские чт. М., 2008. Вып. 6. С. 168-174; Попова Т. Л. Иконы из собр. Переславского музея-заповедника. М., 2015. Кат. 50. С. 136-139; Симон Ушаков - царский изограф: Кат. выст. ГТГ. М., 2015. 89. Е. М. Саенкова, М. А. М. Рубрики: Ключевые слова: ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) МЕРКУРИЙ (сер. III в.), вмч. (пам. 24 нояб.; пам. греч. 25 нояб.; пам. зап. 25 нояб.), пострадал в Кесарии Каппадокийской (ныне Кайсери, Турция) ПАНТЕЛЕИМОН (нач. 80-х гг. III в.- 27.07.305), вмч. Никомидийский (пам. 27 июля), называемый также Пантелеимон Целитель

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание иконы Грузинская Когда в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию, многие христианские святыни были похищены, отвезены в Персию и проданы находившимся в то время в этой стране русским купцам. Так Грузинская икона Божией Матери, украшенная серебром и золотом, попала к некоему купцу Стефану, который хранил ее с глубоким почитанием и благоговением. В это же время в Ярославле купец Георгий Лыткин, по торговым делам которого Стефан был в Персии, получил во сне откровение о святыне, приобретенной Стефаном, и повеление отослать ее в Черногорский монастырь Архангельской епархии, основанный в 1603 году. Когда в 1629 году Стефан возвратился на Родину и показал икону Георгию Лыткину, тот вспомнил о своем видении и отправился в Двинские пределы в Черногорскую обитель (названа она так потому, что была построена на гористом и мрачном месте, издавна именовавшемся Черной горой; впоследствии обитель была переименована в Красногорскую). Там икона и прославилась чудотворениями. В 1654 году во время моровой язвы икона была принесена в Москву, и молившиеся перед ней избегали смертоносной язвы. Ныне икона пребывает в храме Живоначальной Троицы в Никитниках г. Москвы. Множество списков с Грузинской иконы Божией Матери, хранящиеся и хранившиеся ранее во многих храмах Москвы, храме святителя Мартина Исповедника (Вознесения Господня) в Алексеевской новой слободе, Раифской Богородичной общежительной пустыни Казанской епархии, разрушенном в 1935 году храме в честь Грузинской иконы Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге (при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря Архангельской епархии), свидетельствуют о ее глубоком почитании. В 1658 году по благословению Патриарха Никона было установлено ежегодное празднование Грузинской иконе Божией Матери. Служба была составлена в 1698 году смотрителем Московской типографии Феодором Поликарповым. Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Грузинская " .

http://pravicon.com/info-127

Святейший Синод постановил считать храм соборным, однако наружные и внутренние работы не были полностью завершены. Архитектура Пятиглавый собор был построен по образцу московских пятиглавых церквей XVII века (в Никитниках и Останкине) из светло-коричневого немецкого кирпича, но отделан местными материалами: розовым гранитом и голубой керамической плиткой. Высота собора 50 метров. Храм рассчитан на 625 человек. Пять золочёных глав покрыты цветной черепицей фирмы Биго. Купол сделан из бетона фирмой Торран и облицован пустотелым кирпичом и искусственным камнем. С запада собор предваряет колокольня и два высоких увенчанных шатрами с золочёными по цинку орлами белокаменных крыльца. Шесть ажурных золочёных крестов на храме были изготовлены в Пистойе. Интересно диагональное расположение двух главных входов с юго-западного и северо-западного углов. Первоначально, участок, отведённый под строительство храма, находился на углу двух улиц, и такое расположение входов было удобно. Однако собор возвели в другой части города, на территории бывшей виллы Бермон, но первоначальный план здания был сохранён. Фасады украшены полихромными изразцами (фирмы Кантагали из Флоренции) и мозаичными иконами («Спас» на колокольне), исполненными в петербургской мастерской В. А. Фролова по эскизу Васильева. Резьба белокаменных оконных и дверных наличников, нижних карнизов и колокольни была сделана итальянскими мастерами. Покрытый басмой трёхъярусный иконостас «в старинном русском стиле» был создан по эскизу московского художника Л. А. Пьяновского. Изготовлен в мастерской ювелира И. П. Хлебникова в Москве. Иконы для иконостаса в стиле Симона Ушакова выполнил московский иконописец Глазунов. Царские врата — копия врат церкви святого Илии Пророка в Ярославле. В том же стиле были выполнены киоты. Запрестольный образ Пресвятой Троицы был написан Васильевым. Помимо иконостаса внимание привлекают большие храмовые иконы — Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» и ап. Петра в житии, стоящие перед клиросами, большое Распятие у панихидного столика (Голгофа) в южной части храма, гроб Господень с плащаницей в северной части храма, выполненные в московских мастерских.

http://azbyka.ru/palomnik/Николаевский_с...

Меняется статус художника - все чаще в лексиконе XVII века слова " иконопись " , " иконник " , " изограф " меняются на " живопись " , " живописец " . Искусство становится профессиональным и цеховым. Для Андрея Рублева иконописание было соприродно молитве, совершалось с постом и в послушании. Для Феофана Грека, свободного художника, искусство было средством проповеди, Дионисий работает со своими сыновьями за кусок хлеба, по свободному найму. В XVII веке Симон Ушаков, Кирилл Уланов, Иосиф Владимиров, Федор Зубов, Карп Золотарев и другие изографы государевой Оружейной палаты приписаны к определенному ведомству со строго фиксированным жалованием. Во 2-й половине XVII века было написано замечательное произведение " Сказание о иконописцах " , содержащее 24 биографии знаменитых художников от Алимпия, монаха Киево-Печорского монастыря и первого иконописца на Руси, вплоть до мастеров XVII века. Включено в сборник и жизнеописание Андрея Рублева. Из сказания видно, сколь высок был авторитет старых иконописцев на Руси. Но Иосиф Владимиров уже ценит в художнике не святость, а прежде всего мудрость, то есть профессионализм. Однако он помнит, что ремесло не должно заслонять богословской идеи, и старается этому следовать в своем творчестве. В частности, при написании иконы " Сошествие Св. Духа на апостолов " для церкви Троицы в Никитниках, он заменяет аллегорическую фигуру космоса в виде седобородого коронованного старца, как непонятную для простого человека, и заменяет ее на фигуру Богоматери. Тем самым он выявляет важную богословскую идею: Богородица символизирует собой Церковь, ибо, как через излияние Св. Духа в день Благовещения через Марию воплотился Бог, получив человеческое тело, так и в день Пятидесятницы от Духа Святого рождается новое духовное тело - Церковь, Тело Христово. К тому же Иосиф Владимиров придерживался строго историзма - в Деяниях Апостолов сказано, что Богородица была в тот день среди учеников Христовых, ожидающих пришествия Духа. Здесь Иосиф Владимиров оказывается в русле традиции: в нем совмещается и богослов, и художник.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1463...

В 1922 году власти стали чинить препятствия тем, кто одновременно со служением в храме занимался преподавательской деятельностью в советских общеобразовательных учреждениях. На следствии в 1937 году протоиерей Сергий сказал, что оставил служение в храме в 1922 году ввиду опубликования декрета, запрещающего священнослужителям быть преподавателями. Уйдя из Никольского храма, отец Сергий служил без зачисления в штат в Никольском единоверческом монастыре, где в это время служил его товарищ по академии епископ Никанор (Кудрявцев). В 1926 году протоиерей Сергий решил оформить пенсию по инвалидности, что было связано с угрозой новой вспышки туберкулезного процесса в легких. Пенсию по инвалидности он получал небольшую, но оформление его отношений с гражданской властью позволило ему избавиться от того двусмысленного положения, в котором он оказался, будучи одновременно преподавателем советской школы и священником в храме; став пенсионером, он вернулся в клир Московской епархии. В том же году отец Сергий был назначен настоятелем в храм Святой Троицы в Никитниках в центре Москвы. Основное помещение храма к тому времени было закрыто, и богослужения совершались в подклети церкви, где был расположен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери. Первой заботой отца Сергия было восстановление богослужения в соответствии с уставом, – и со временем богослужение здесь стало совершаться так, как оно совершается в монастырях. Пелись и читались все положенные стихиры. Это явление было характерно и для некоторых других храмов Москвы, где настоятелями оказывались ревностные и неленостные пастыри. В эпоху беспощадных гонений для многих верующих стала очевидна особая значимость молитвы, и прежде всего – молитвы церковной. Молитва оказывалась зачастую самым надежным путем ко спасению и единственной оградой, поддержкой и защитой среди гонений, бед и искушений. Вокруг Троицкого храма собрался крепкий приход. Здесь все прихожане делали сами – пели, прислуживали в алтаре, читали за богослужением. И все это делалось бесплатно. Свечи прихожане брали сами, опуская посильную лепту в ящик.

http://fond.ru/kalendar/1450/sergiy/

Из Троицкого храма в Никитниках могут вывезти старинные иконы 20 июня 2006 г. 16:24 С 8.30 утра во вторник у храма Троицы в Никитниках продолжается молитвенное стояние верующих с целью не допустить изъятия из храма старинного иконостаса. «Мы хотим выразить мнение нашего прихода по поводу того, что бывшие хозяева, то есть Государственный Исторический музей, хотят забрать иконостас. Эти иконы стоят в храме 300 лет», — сказал настоятель храма протоиерей Арсений Тотев. По его словам, во вторник должны приехать «реставраторы, которым поручено забрать иконы». «Пока мы оформляем права на храм, который передается приходу, они посчитали, что могут забрать иконы, чтобы хранить их в музее», — пояснил священнослужитель. Он убежден, что иконы, перед которыми сотни лет молились наши предки, должны оставаться именно в храме. Приход готов взять на себя ответственность за сохранность святынь и заключить соответствующий договор. У храма на акцию протеста собралось несколько десятков человек с плакатами: «Уважаемые искусствоведы, где ваша совесть!», «Сейчас не 1917 год», «Разоряя храм, разоряем Россию». В Государственном Историческом музее пообещали прокомментировать ситуацию позже. Троицкий храм в Никитниках построен на средства Георгия Никитникова из Ярославля в 1631-34 годах. Храм расписывали лучшие царские иконописцы 17-го века: Симон Ушаков, Яков Казанец, Григорий Кондратьев. В церкви хранится список чудотворной иконы Богородицы «Грузинская», по этой причине храм получил второе название — «Грузинской Божией Матери на Варварке». В советское время храм был закрыт, богослужения в нем возобновились в 1999 году. Сейчас приход насчитывает около 400 верующих. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/120602.htm...

Звонница, подаренная храмом Живоначальной Троицы в Никитниках/Фотогалереи сайта Православие.Ru ПРАВОСЛАВИЕ.RU Фотогалереи  »  И над Бутыркой – Покров!  »  И над Бутыркой – Покров! Звонница, подаренная храмом Живоначальной Троицы в Никитниках Окна тюремных камер Над входом в храм. «Вечная память за веру Христову в узах пострадавшим» © Фотогалереи сайта Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/gallery/image18_42...

Соборы Москвы - Церковь Троицы Живоначальной Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Церковь Троицы Живоначальной в Никитниках Округ: Центральный, Район: Китай-город, Адрес: Никитников пер., 3 . Состояние: Действующий. Датировка: 17 век (1631-1634). Примечание: или Грузинской Божией Матери на Варварке или Великомученика Никиты в Глинищах. Вернуться к списку храмов Москвы Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/hram-h106

В московском храме обнаружена мина времен Великой Отечественной войны 15 октября 2007 г. 16:15 В одном из храмов в центре Москвы обнаружена мина времен Великой Отечественной войны. Об этом сообщили сегодня в правоохранительных органах столицы. Мина была найдена на втором этаже храма Троицы Живоначальной в Никитниковом переулке. Она сразу же была изъята и, как выяснили взрывотехники, мина никакой угрозы не представляет, поскольку она без взрывателя. Эвакуация не проводилась. Как боеприпас оказался на втором этаже храма, выясняется. Храм Троицы Живоначальной был построен в 1628-1653 годах на средства купцов Никитниковых и известен обилием декоративных деталей. ИТАР-ТАСС / Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/309426.htm...

Над входом в храм. «Вечная память за веру Христову в узах пострадавшим»/Фотогалереи сайта Православие.Ru ПРАВОСЛАВИЕ.RU Фотогалереи  »  И над Бутыркой – Покров!  »  И над Бутыркой – Покров! Над входом в храм. «Вечная память за веру Христову в узах пострадавшим» Звонница, подаренная храмом Живоначальной Троицы в Никитниках Иконостас тюремного храма © Фотогалереи сайта Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/gallery/image18_42...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010