Наконец, Саул сам пошел, – «и на него сошел дух Божий, и он шел и пророчествовал. И снял он одежды свои, и пророчествовал пред Самуилом, и весь день тот и всю ту ночь лежал неодетый» 334 . Пророк Елисей однажды позвал гуслиста, – «и когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Иеговы коснулась его» 335 . Когда на Илии была рука Иеговы, он опоясал чресла свои и бежал пред колесницей Ахава 336 . Евреи были окружены народами, у которых была широко развита мантика. Так у египтян были мудрецы, чародеи и волхвы; Валаам пророчествовал у моавитян; у филистимлян были свои прорицатели; при Иезавели было четыреста пятьдесят пророков Бааловых и четыреста пророков дубравных. Земля евреев кишела вызывателями умерших, чародеями, шептунами, звездочетами, чревовещателями – частью чужими, частью своими 337 , появившимися по подражанию соседним народам 338 . История еврейского народа представляет непрерывную борьбу с языческой мантикой 339 , борьбу истинного пророчества с пророчеством ложным. Первоначально ложным пророчеством было чужое пророчество и мотивы борьбы с ним давались идеей монолатрии. Истинный пророк – тот, кто пророчествует именем Бога Израилева; пророк чужого бога – ложный пророк, которого не следует слушать, хотя бы и сбылось знамение его 340 . Поэтому волшебство для еврея было тожественно с идолопоклонством 341 . Оно было мерзко как служение чужим богам, тогда как у евреев были свой ефод и свои терафимы 342 . Жертвы нужно приносить только своему Богу и вопрошать нужно только своего Бога. Но затем выступает различие между пророчеством, как служением приличным Иегове, и волшебством, как культом языческих богов. В этом отношении примечательно следующее место из Второзакония: «Когда ты, говорил Моисей Израилю, войдешь в землю, которую даст тебе Иегова, Бог твой; тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии. Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых: ибо мерзок пред Иеговой всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Иегова, Бог твой, изгоняет их от лица твоего.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Так стоить захотеть, и всякую дурную привычку можно оставить и ко всему доброму привыкнуть. Без доброй воли понятно, – нечего и бороться с греховными навыками. Например, приходишь ты на исповедь; отец духовный спрашивает тебя: обещаешься ли ты оставить тот или другой грех ? Ты же и в сии минуты начинаешь всячески отнекиваться. «Как обещаться? говоришь, мы люди слабые!» Понятно, какого тут ждать толку? – Тогда как потому-то самому и не следовало ли бы тебе связать себя зароком, что ты человек слабый? Что, например, зарекаться тому пить вино, кто пьет, умеючи? Зарекайся тот, кому запаха винного нельзя услышать, сейчас и запил горькую! Так, братия мои, кто хочет идти за Христом (а христиане – все таковы: все из числа пожелавших идти за Христом, ибо иначе для чего и состоять в христианстве?), – кто хочет идти за Христом, тот должен непременно перестать жалеть себя и творить свою волю, – должен оставить плотоугодие, а творить то, что велит Христос, и, трудно ли, легко ли, идти за Христом, не озираясь вспять. В противном случае и к нам во всей силе относятся сии грозные слова св. апостола Петра ( 2Пет.2:20–22 ): «если, избегши скверн мира чрез познание Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, опять кто запутывается в них (сквернах мира то) и побеждается ими: то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать (слышите!) пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи.» Христианин грешник! внимай, что говорит о тебе Апостол. И Иисус Христос говорит: «никто возложивши руку свою на плуг (или на соху) и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Аминь. Читать далее Источник: Круг поучений (110) на все воскресные и праздничные дни в году и на седмицы: Пасхальную, первую поста и Страстную : С биогр. и с приложением к ним особо семи слов и поучений, не относящихся к сему кругу/[Соч.] Прот. [Алексея] Белоцветова. - Владимир : Тип. П.Ф. Новгородского, 1879. - XX, 339 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

4) „когда Господь омоет скверну дочерей Сиона“.-До сих пор омовения, предписанные законом, не приносили плода, так как с ними не было связано никакой мысли об удалении от дурных дел и очищении души. (См. Ис. 1:16 ). Поэтому и Иеремия говорит Иудеям от имени Господа: „хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, -нечестие твое отмечено предо Мною“. ( Иер. 2:22 ). Спасение человечества не могло быть совершено законом и одной волей человеческой; но закон, не утративший духа своего, должен был подготовить Израиля к восприятию сердцем и пророчеств и в будущем Евангелия, если бы только народ этот мог со смирением подчиниться воле Божией, как подчинялись ей ветхозаветные святые и пророки 338 . Бессилие человеческое ставится в укор человеку только тогда, когда оно соединено с гордостью и самомнением, как это было в Иерусалиме и во всем народе Израильском: поэтому Иеремия ( Иер. 2:35 ) и говорит от Господа народу, олицетворенному в образе неверной невесты Господней: „Вот Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: „я не согрешил“ 339 . Но Господу ради святого имени Его и завета Его и милосердия Его и любви Его не угодно было оставить бессильного, – и притом безумно самонадеянного человека, – погибнуть: „И пожалел Я святое имя Мое, которое обесславил дом Израилев.... И освящу Я великое имя Мое.... И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших.... И дам вам сердце новое и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу в вас Дух Мой“.... ( Иез. 36:21–23,25–27 ) 340 . Таковы пророчества, постоянно повторяемые Израилю о бессилии человеческом и о том, что Сам Господь очистит и омоет скверны и грехи тех, кои остаются верными ему душою, и что только очищенные Господом будут святы и чисты. Скверна дочерей Сиона, о которой говорит пророк в стихе 4, есть скверна всего плотского Израиля (и всего человечества); она не могла быть омыта Вавилонским пленением, которое лишь приуготовило часть народа к восприятию высшего очищения; это ясно из пророчеств, произнесенных после плена и возврата, как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Почему эти праздники соединены? Ответы находим в Писании и богослужении. Безусловно, нужно было время, чтобы народ узнал о чуде от свидетелей. Ап. Иоанн говорит, что при Входе Господа в Иерусалим люди встречали и чествовали Его как Мессию именно в связи с чудом воскрешения Лазаря: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» ( Ин. 12: 17, 18 ). По времени эти события отдалены, но по смыслу они едины. Мессия явил Себя как Победитель смерти. Христиане славят победу Христа над смертью и в Лазареву субботу, и в Вербное воскресенье: «Тебе, победителю смерти, вопием: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне» 336 . Эта победа над смертью проявилась в воскрешении Лазаря как знамении всеобщего воскресения мертвых («Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя» 337 ) и собственно в Воскресении Христовом («честное Воскресение Твое прообразуя нам» 338 ), которое без Крестной Жертвы немыслимо. Господь показал иудеям, что, воскресив четверодневного мертвеца, Он имеет силу воскресить и Себя трехдневного, о чем прикровенно говорил уже в начале Своего служения (см.: Ин. 2: 18–21 ). В одном из богослужебных текстов Лазаревой субботы воскрешение Лазаря названо предначинанием Креста и началом Страстей Господних. «Учеником Создатель всех предвеща, глаголя: братия и знаемии, наш друг успе, сими предглаголя и уча, яко вся веси, яко Создатель всех. Идем убо, и увидим странное погребение, и рыдание Мариино, и Лазарев гроб узрим, тамо бо хощу чудодействовати, совершая Креста предначинание, и всем подая Божественное оставление» 339 . Почему такая связь? Мы видим, что именно после воскрешения Лазаря иудеи решают непременно убить Христа, народ же после этого чуда признаёт Христа Мессией, что и выражает при Входе Спасителя в Иерусалим. Сам Вход, как единственное за все служение Спасителя открытое явление Себя как Царя-Мессии, стал началом Страстной седмицы, о чем мы говорили чуть выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

«Не верь плоти своей, когда она расслабевает и отказывается служить тебе будто бы по недостатку подкрепления пищею. Это мечта. Преодолей себя, помолясь усердно – и увидишь, что слабость тела твоего была ложная, призрачная, а не действительная, и увидишь на деле, что не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих ( Мф. 4:4 ; Втор. 8:3 ). Не надейся на хлеб» 185]. «Сколько надоедала и постоянно надоедает моей душе и телу пища и питье, эта земля и вода, особенно лакомства и пресыщение; сколько надоедали и надоедают мне чрез нее духи злобы ( Еф. 6:12 ), исходящие из человека только молитвою и постом (Ср.: Мф. 17:21 )! Презирать ее надо, душегубицу! Сытость хлеба и изобилие вина ( Иез. 16:49 ) ввергли в мерзость беззаконий Содом и Гоморру и сделались причиною их страшной погибели! – Не напрасно Господь показал нам прежде всего пример поста и пренебрежение к хлебам (См.: Мф. 4:1–4 ). – И мы должны пренебрегать чревом, пищею и питием. – Итак, бойся есть в довольном количестве хлеб или пироги, или мясо, или плоды и пить вино» 313]. «Жадность к пище и питью и жаление их ближнему есть тоже бесовская ложь в действии: человек прилепляется сердцем к сладостям пищи и питья и полагает в них жизнь свою, – тогда как не хлеб один, не сладости многоразличные служат источником нашей жизни, а Сам Господь и Слово Его святое. Потому, обличая эту деятельную ложь, Господь говорит: не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем изо уст Божиих ( Мф. 4:4 ; Втор. 8:3 )» 339]. Мф.4:9 . «и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» «Главная заповедь Закона Божия есть любовь, ее надо исполнять неотложно; но диавол, зная это, противопоставил и противопоставляет свою нечистую плотскую любовь, которой от начала научил и доселе учит людей, любовь мира сего – любовь прелюбодейную, любовь почестей мира сего: Тебе дам всю славу, если падши поклонишься мне, говорил диавол Господу ( Мф. 4:9 )» 99]. Мф.4:10 . «Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Исходя из этого, можно предположить, что эти Архангелы не входят в восьмой чин небесной иерархии по Ареопагиту. В любом случае в данном памятнике церковной письменности этот вопрос не рассмотрен. §54 Учение об Ангелах Хранителях В Священном Писании нет выражения «Ангел Хранитель», но есть близкие по смыслу выражения, например, «Ангел–наставник» ( Иов. 33:23 ) и целый ряд других выражений, указывающих, что к людям приставлен ангел: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф. 18:10 ); «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс. 33:8 ); «А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его» ( Деян. 12:15 ). В чинопоследовании таинства Крещения говорится об ангеле света, который дается крещаемому: «Сопрязи животу его ангела светла, избавляюща его от всякаго навета сопротиволежащаго, от сретения лукаваго, от демона полуденнаго, и от мечтаний лукавых». Вопрос о том, у всех ли людей есть Ангелы Хранители или только у крещеных, однозначно решен быть не может. Однако с уверенностью можно сказать, что, по учению Церкви, принявшие Крещение получают духовную помощь от приставленных Ангелов Хранителей: «И распоряжаются нашими делами, и помогают нам», – пишет прп. Иоанн Дамаскин 339 . Уже в самых ранних памятниках церковной письменности присутствует это учение, например, в «Пастыре» Ерма . Следует упомянуть, что многие отцы на основании некоторых библейских текстов полагали, что Ангел Хранитель есть не только у человека, но и у каждой Церкви, а также у стран. Например, святитель Григорий Богослов говорит: «Каждый из них принял какую-либо часть вселенной или приставлен к чему–нибудь одному из всего» 340 . А прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Охраняют области земли и управляют народами и странами, как повелено им Творцом» 341 . К Ангелам Хранителям можно обращаться с молитвой, то есть можно говорить о наличии в православной традиции молитвенного почитания ангельских сил.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

1Пет.3:21 .  Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа, 1Пет.3:22 .  Который, восшед на небо, пребывает одесную Бога и Которому покорились Ангелы и Власти и Силы. В понятии исторического всемирного водного потопа Апостол теперь берет не карательную, а спасительную его сторону, чем обусловливается и конструкция речи 1Пет.3:20 : «спаслись от (точнее с греч. δια: посредством) воды " . Апостол «представил, что спасение проповедовалось людям от начала, но они по наклонности своей к суете пренебрегали им, и в то время как людей было бесчисленное множество, только восемь душ покорились проповеди и спаслись в устроенном ковчеге. Так как спасение было в воде, то он кстати относит это к святому крещению и говорит, что вода эта указывала на наше крещение, ибо и оно погубит непокорных бесов и спасает с верою приходящих в ковчег, т. е. в церковь , и как вода смывает нечистоту, так и крещение, только оно производит отложение нечистоты не плотской, но при посредстве внешнего знака производит омытие скверны душевной. Оно есть как бы залог и вручение доброй совести пред Богом» (блаж. Феофил.). Крещение, преобразованное потом ( νττυπον), Апостол по существу определяет частью отрицательно, противополагая его многообразным иудейским омовениям, очищавшим только телесную, но не душевную нечистоту, – частью положительно как «обещание Богу доброй совести» ( συνειδσεως αγαθς περτημα εις θεν), чем Апостол выражает и даруемую при крещении от Бога благодать прощения или очищения грехов и примирения с Богом, с другой же стороны – и молитву крещаемого о сохранении этой доброй совести и на будущее время. Эта сила крещения коренится в воскресении Иисуса Христа и последующем вознесении Его на небо, причем Ему, как Богочеловеку, свободно покорились небесные духи (ст. 22. Ср. Евр 1:4 ). Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 7: Деяния; Соборные послания; Откровение Иоанна Богослова. - 1296 с./Первое Соборное Послание святого апостола Петра. 304-339 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

16. Отвечая на это, брат сказал: «Действительно, честные отцы, я проводил свою жизнь со всяким нерадением и беспечностью. И в этот [мой смертный] час Ангелы Божии принесли мне рукописание моих грехов и зачитали все грехи, которые я совершил с момента монашеского пострига. Они сказали: “Узнаешь их?” – “Да, они подлинно мои, и я знаю их. Однако, господа мои, с того времени, как я отрекся от мира, я никогда не осудил никакого человека и не был злопамятен ни на кого. Поэтому прошу [вас], чтобы в отношении меня соблюдено было слово Христово. Ибо Он сказал: не судите, да не судимы будете; простите, и простится вам”. 339 И как только я это сказал Ангелам, они тотчас разорвали рукописание грехов моих, и вот я отхожу ко Христу радостно и беспечально». И когда брат поведал это отцам, то он сразу предал дух [свой Богу], даровав всецелую пользу и назидание слушателям, чтобы и они не судили никого и не впадали в злопамятство, как и он, стяжавший подобные добродетели и [удостоившийся] плода столь великой благодати. Пусть же и мы удостоимся этой благодати и человеколюбия Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Ему же [подобает] слава и сила ныне и присно и во веки веков. Вопрос 19. Как мы можем понять слова Господа, глаголющего: «всякий грех и хула простятся человеку... Если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31–32)? Ответ 1. Господь в этих словах не излагает кафолическое учение, но рассуждает о тех двух мнениях, которые иудеи высказывали о Нем. Ведь когда Он исцелил бесноватого, слепого и немого ( Мф. 12:22 ), то народ разделился надвое. Одни говорили, что Он есть «Христос, Сын Давидов» ( Мф. 12:23 ), то есть пророк, а фарисеи утверждали, что «Он изгоняет бесов не иначе, как [силою] веельзевула, князя бесовского» ( Мф. 12:25 ), придавая и приписывая сатане действие Духа. 2. Считающим Его пророком и признающим Его по праву Сыном Человеческим Господь прощает, говоря: «Кто скажет, слово на Сына Человеческого, простится ему» ( Мф. 12:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Anastasij_Sina...

338 Может быть, к данному различению между личным откровением Св. Духа и благодатным Его воздействием применимо, с известными модификациями, то различение между энергией и усией, которое лежит в основе богословия св. Григория Паламы . Личное откровение Духа Св. соответствует усии (которая, впрочем, у Паламы совершенно трансцендентна), благодать же Св. Духа – энергии. Впрочем, богословие Паламы является настолько невыработанным и незаконченным, что требуется еще особое исследование относительно подлинного смысла этого учения и действительного значения основных его понятий. 339 Косвенное подтверждение для этого находим в таких фактах, когда сами апостолы, в иных случаях посылаемые непосредственно Духом Святым, принимали внушения от пророков о предметах, относительно которых сами они, очевидно, без того оставались в неведении. Так, сам апостол Павел в Милите говорит пресвитерам Церкви: «...вот ныне я по велению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною. Только Дух Св. по всем городам свидетельствует, говоря, что узы скорби ждут меня. Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью» и т. д. ( Деян. 20, 22–24 ). Далее в Тире ученики «по (внушению) Духа говорили апостолу Павлу, чтобы он не ходил в Иерусалим» (21, 4). Далее пророк Агав, связав поясом Павловым свои руки и ноги, сказал: «Так говорит Дух Св.: мужа, чей это пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников» (21, 11), но братия не могут уговорить апостола Павла не идти. «И успокоились, сказав: да будет воля Господня» (14). Здесь особенно ясно становится, насколько неведение вместе с личной вдохновенной волей составляют самое условие творческого подвига. 340 Правда, говорится, что Дух Св. повелел отделить Варнаву и Савла «на дело, к которому Я призвал их» ( Деян. 13, 2 ), и «сии, бывши посланы Духом Святым», отправились в свое миссионерское путешествие («преданы были благодати Божией на дело, которое исполняли», 14, 26). Но здесь характерно, что благословение Божие подается на все путешествие, столь важное и ответственное именно в своих частностях, – так, напр., в обращении с проповедью к язычникам, каковое предприятие и подверглось проверке на Апостольском соборе в Иерусалиме (15, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

По свидетельству клинописных текстов, Саргон увел из Самарии только 27 290 жителей. Если мы допустим, что при предшественниках Саргона было отведено в плен в нисколько раз больше, чем при Саргоне, то все-таки невероятно предположить, чтобы тогда было выселено нисколько миллионов. Ни откуда не видно, чтобы переселенные в Ассирию израильтяне образовали где-либо компактную массу и вообще оставили значительные следы своего пребывания 339 . Наиболее естественно это можно объяснить тем предположением, что в плен ассирийский уведено было не все население, а лишь часть его, разорившаяся и исчезнувшая среди восточных племен. Если так, то необходимо признать, что и после падения Ефремова царства в стране остался значительный остаток прежних жителей. И в Библии можно найти весьма ясные указания на это. Так, писатель 2 Пар. отмечает, что на праздник Пасхи, торжественно совершенный Езекией, приглашен был весь Израиль „от Вирсавии до Дана» (20:5). Езекия писал письма „к Ефрему и Манассии» (ст. 1), гонцы царя „ходили из города в город по земле Ефремовой и Манассииной и до Завулоновой» и, хотя „над ними смеялись и издевались», „однако некоторые из колена Асирова, Манасиина и Завулонова смирились и пришли в Иерусалим“ (ст. 10). Из приведенного свидетельства видно, что территория разрушенного царства была занята на всем протяжении прежним населением. Это подтверждается и библейскими свидетельствами о реформаторской деятельности Иосии. В 2Пар. 34сообщается, что в числе жертвователей на обновление храма, предпринятое Иосией, были и люди „из колена Манассиина, Ефремова и прочие израильтяне”. Само собой понятно, что в данном случае нельзя разуметь пленников, отведенных в отдаленнейшие страны, а можно лишь разуметь тех израильтян, которые по воле завоевателей остались на прежних местах. Посылая послов к пророчице Олдане для вопрошения о словах найденной Хелкией „книги закона», Иосия дал им повеление: „пойдите, вопросите Господа за меня и за оставшихся у Израиля и за Иуду о словах сей найденной книги” ( 2Пар. 34:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010