Какое же из всего сказанного нами мы должны, возлюбленные, извлечь для себя спасительное назидание? Если такой светильник, как о. Иоанн Кронштадтский , подражал прп. Иоанну Рыльскому и учился у него ангельской жизни, то как же мы, грешные люди, не должны подражать ему, не должны учиться у него христианским его добродетелям? К этому призывает нас св. ап. Павел, говоря: «Поминайте наставники ваша... подражайте вере их» ( Евр. 13:7 ). Чему же, в частности, мы должны подражать, чему в особенности мы должны учиться у прп. Иоанна Рыльского? Он был весь воплощением смирения. Недаром в начальных словах тропаря в честь прп. Иоанна он именуется «основанием покаяния». А что же может быть этим основанием, как не смирение? Смирение угодно было Господу положить в основу всей нашей христианской жизни, почему Он и сказал: «Блажени нищий духом, яко тех есть Царствие Небесное» ( Мф 5:3 ). Вот почему Господь для нашего единения с Ним требует от нас того же смирения, когда говорит: «Приидите ко Мне... и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» ( Мф. 11,28–29 ). К стяжанию этого смирения, и в особенности перед св. Православною Церковью, прп. Иоанн призывает нас не только своею жизнью, но и дошедшими до нашего времени своими писаниями. В своем посмертном завещании прп. Иоанн умоляет нас свято хранить учение Церкви и ни на йоту от него не отступать. А в послании к болгарскому царю Петру он увещевает его, а через него и всех нас, валяться в ногах Матери нашей Церкви с покаянием. Вот какого смирения перед Церковью требует от нас прп. Иоанн. Увы! Как редко среди нас можно встретить такое смирение. Как много людей православных вместо смирения имеют гордость в отношении к Матери нашей Церкви и к ее учению. В последнее время, как никогда, отличительным признаком нашей жизни является вера не православная, а еретическая. Мы имеем в виду множество ересей, которые волнуют Православную Церковь повсюду. Есть, например, много таких православных людей, которые во Христа веруют, а бытие диавола отрицают. Но если диавол не существует со своими злыми духами, то почему же в Евангелии так много повествуется об изгнании Христом бесов от людей, об исцелении Им бесноватых? Кроме того, св. Иоанн Богослов в своем первом послании говорит: «Сего ради явися Сын Божий, да разрушит дела диаволя» ( 1Ин. 3:8 ). Таким образом, отрицанием бытия диавола мы отрицаем основной догмат нашей веры – о пришествии в мир Сына Божия для искупления и спасения нас от диавола, ибо появление в мире Христа тогда становится излишним.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

В 1992 г. монастырь возрожден как женский и переименован в Важеозерский Спасо-Преображенский женский монастырь. Скудных средств, получаемых от пожертвований, хватало только на то, чтобы сохранить и только в малой степени отреставрировать храмы и гостиничный корпус. Обитель обеспечивала себя сельскохозяйственными продуктами от имеющегося хозяйства. Богослужения совершались в деревянном Преображенском храме. Малыми средствами храм отреставрировали: починили печи, установили новый иконостас. Началось восстановление колокольни. Были восстановлены каменный зимний храм во имя Всех Святых и надвратная церковь преп. Иоанна Рыльского. Несмотря на все сложности, монастырский устав отправлялся неукоснительно под духовным руководством игумена Иллариона (Кильганова). С ноября 2000 г. обители возвращен статус мужского. В настоящее время богослужение в летнее время совершается в восстановленной деревянной Преображенской церкви, в зимнее — в восстановленном каменном храме Всех Святых. Восстанавливаются церкви Иоанна Рыльского и Иоанна Кронштатского. Построены часовни: вмч. Никиты — над святым колодцем, Новомучеников Российских — на монастырском кладбище, прп. Сергия Радонежского — в монастырском саду. Нашлась храмовая икона Важеозерских святых - ее принес мальчик, чья бабушка, когда в часовне устроили конюшню, спасла святыню от лошадиных копыт и сберегла ее. Источники: Рудин Л.Г.,Кузнецов П.В. Справочник-путеводитель " Монастыри русской православной церкви " . - Москва, 2001г.; http://www.patriarhia.ru/db/print/31495.html; Важеозерско-Никифоро-Геннадьевская пустынь, общежительная, при озере Важе, в 57 верстах от города Олонца, переименованная в 1909 году из «Задне-Никифоровской». Основана в 1886 году она была упразднена; в 1800 году приписана к Александре-Свирскому монастырю; с 1846 года стала самостоятельной. Недалеко от пустыни, в пещере, почивают мощи преподобных Никифора и Геннадия. Монастырю принадлежит в С.-Петербурге (на Московской улице) подворье, при котором устроен дом трудолюбия.

http://sobory.ru/article/?object=00148

Над древней деревянной церковью во имя Воскрешения Лазаря около ста лет был поставлен деревянный храм большого размера, стены и кровля которого стали своего рода футляром, укрывающим монастырскую святыню. Служба в ней совершалась только один раз в год, в Лазареву субботу. В 1786 г. монастырь был обращен в женский, а в 1787 г. упразднен. Его восстановили в 1867 г. с назначением штата монашествующих из 7 человек без пособия от казны. При нем был учрежден дом для престарелых и убогих. Возрождение связано с именем богатого жертвователя, почетного гражданина Малокрошечного, внесшего 12 тыс. руб. В монастыре стояли каменные церкви во имя Успения Богородицы с двумя приделами: Рождества Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, построенная в 1866; Всех Святых, ветхая деревянная церковь Богоявления Господня, домовой храм свт. Николая, освященный в 1896, древняя церковь Воскрешения Лазаря; часовня во имя прп. Лазаря Муромского, в которой под спудом почивали мощи св. основателя; часовня во имя прп. Афанасия Муромского, бывшего игуменом монастыря в середине XV в. и наравне почитаемого с прп. Лазарем. В ней почивали его св. мощи, в обители хранились и его железные вериги. Монастырь окружала каменная ограда. Обитель владела 36 десятинами 1679 саженей пахотной земли. После установления советской власти в Карелии монастырское имущество было конфисковано, на территории монастыря проводились курсы сельхозинструкторов, жилые помещения отдали рабочим местного леспромхоза. В 1919 г. на месте обители была организована сельхозкоммуна им. Троцкого. Постановление о ее закрытии было принято 30 августа 1930. После 1945 здесь располагался дом инвалидов, с середины 1960-х место запустело. Долгое время древняя церковь Воскрешения Лазаря была заброшена. Лишь в 1954 г. архитектор А.В. Ополовников произвел ее замеры и сделал проект реставрации храма, в котором сохранился небольшой иконостас (царские врата, деисусный чин) XVI в. В 1959 году церковь разобрали и увязанную в плотах перевезли в Кижи, где реставрировали по проекту архитектора Ополовникова. Храм стал " жемчужиной экспозиции " и попал в список музейных реликвий как самый древний памятник деревянного зодчества, известный на территории России.

http://sobory.ru/article/?object=12832

Со временем в храме появились новые святыни. Среди них — частицы мощей праведного Иоанна Кормянского, преподобного Феодосия Черниговского, преподобной Александры Дивеевской. Среди почитаемых икон храма — иконы Божией Матери Казанская, Владимирская, Жировицкая, икона святителя Николая Чудотворца, блаженной Валентины Минской. С 2001 года в храме проводятся тематические еженедельные беседы с прихожанами, появилась библиотека. Начиная с 2002 г. настоятель храма духовно окормляет воскресную школу, которая была образована несколько ранее в здании общежития завода «Атлант» (пр.Пушкина, 14) по инициативе директора завода Калугина Л.И. (Ныне он подвизается в одном из монастырей на территории Беларуси, приняв монашеский постриг.) Небольшой новый храм, расположенный в необычном месте — на территории физкультурно-оздоровительного комплекса — не мог не заинтересовать молодых прихожан. Так появилась молодежная группа, деятельность которой была активна и разнообразна. Настоятелем храма проводились беседы для молодежи. В их среде родилось немало молодых семей. Из числа приходской молодежи в феврале 2003 г. стал священником студент Минской Духовной Семинарии, Павел Сердюк. В сентябре 2004 г. отец Павел получил новое назначение и переведен на другой приход. Сегодня иерей Павел возглавляет приходскую общину в честь свт. Николая Японского, занимается миссионерской деятельностью. Богослужения в храме прп. Иоанна Рыльского проводятся по выходным и праздничным дням. По субботам — Литургия и панихида, вечером — Всенощное Бдение. По воскресным дням — Литургия с молебном. По пятницам служится акафист, а накануне поминальных суббот — парастас. В Великий пост, а также в Пасхальный период служб значительно больше. Активную работу проводит воскресная школа, которая размещается на базе общежития завода холодильников. Число учащихся доходит до 100 человек. Преподавателей — семь. Состоялось 7 выпусков. На занятия принимаются дети в возрасте 5-6 лет (преимущественно, заводчане). Выпуск — в 14-15 лет. Почти все преподаватели школы закончили курсы катехизаторов и имеют светское педагогическое образование. При воскресной школе есть библиотека. Во время постов в общежитии проводятся литургии, на которых учащиеся могут причаститься Св. Христовых Тайн. Организовываются паломнические поездки.

http://sobory.ru/article/?object=11637

Мы выражаем наше удовлетворение продолжившейся в трех сессиях работой Церковно-народного Собора в Рыльской святой обители под покровом общеболгарского покровителя прп. Иоанна Рыльского и принятием 11 декабря 2008 года нового Устава БПЦ — Болгарского Патриархата — основного уложения Церкви. Мы напоминаем патриотической болгарской общественности, что болезненный вопрос раскола в Церкви был решен каноническим образом еще в 1998 году на расширенном Всеправославном Соборе глав Православных Церквей. Более того, поместные Православные Церкви подчеркнули это, выразив свою поддержку Болгарской Православной Церкви также и перед Страсбургским судом и подтвердив таким образом ее каноническое единство. Вопреки крайнему церковному снисхождению, проявленному к людям, впавшим в тяжкий грех раскола, не все из них воспользовались данной им возможностью возвратиться в спасительное лоно Болгарской Православной Церкви. Мы скорбим об этом и снова призываем отделившихся к возвращению. Святейший Синод заявляет о своей непоколебимой решимости не допустить вмешательства международных или национальных органов в пользу неканонических действий и амбиций. Мы всегда будем отстаивать и не допустим никакого натиска на Православие и нашу Святую Церковь, который подрывал бы единство Церкви и нашу веру и упование в Господа нашего Иисуса Христа. Мы будем использовать весь международный авторитет БПЦ и обратимся ко всем сестрам — Православным Церквам за поддержкой. Никаким решением никакого суда в мире нельзя сделать лиц, отделившихся от единства Вселенского Православия, каноничной Православной Церковью; это может сделать только их покаяние и возврат в лоно Матери-Церкви. Когда в 90-е годы у Церкви отнимали незаконно ее собственность с помощью государства, Болгарский Патриарх не разрешил подать на него в суд в Страсбурге со словами: «Болгарская Православная Церковь не может судиться со своим народом». Мы призываем болгарские власти проявить высокую государственную и национальную ответственность и защитить единство Болгарской Православной Церкви, в том числе и предприняв, если нужно, действия, необходимые для обжалования указанного решения.

http://e-vestnik.ru/world/zayavlenie_svy...

В 1848-1852 гг. возглавлял кафедру слав. языка в Богословской академии К-польской Патриархии на о-ве Халки. Вернулся в Рильский мон-рь, в 1860-1864 гг. был игуменом обители. В болгаро-греч. церковном споре о т. н. болгарской схизме (см. в ст. Болгарская Православная Церковь ) Н. не участвовал, но поддерживал борьбу болгар за церковную независимость. Н. написал службы и Жития прп. Иоанна Рильского (Белград, 1836), равноапостольных Кирилла и Мефодия, издал церковный типик (Типик церковный. Цариград, 1848), составил опись Рильского мон-ря (Описание болгарского священного монастыря Рыльского. София, 1879). Переводил учебники по географии и арифметике (1851), басни Эзопа. Составил «Хрестоматию славянского языка» (Хрестоматия славянского языка. Цариград, 1852), выпустил 1-й глобус на болг. языке (1836), писал педагогические рекомендации. Дневник Н. является важным источником по истории болгар этого периода. Поддерживал переписку со мн. болгарами, проживавшими за границей, в т. ч. с писателями и деятелями просвещения. В доме в Банско, где род. Н., в котором долгое время располагалась местная школа, в 1981 г. был устроен музей. Имя Н. носят село в Варненской обл. и ун-т в г. Благоевграде (Болгария). Соч.: Краткое и ясное изложение за разделение начертания и произношение... Белград, 1835; Краснописание. Букурещ, 1837; Избр. съчинения/Съст.: М. Григоров. София, 1926; Bolgarska grammatika. Kragujevac, 1835; Tablici. Bukarest, 1848. То же. (Переизд.)/Hrsg. R. Olesch. Köln; W., 1989. Лит.: Снегаров И. Принос към биографията на Неофит Рилски: (Гръцки писма до него). София, 1951; Радкова Р. Неофит Рилски и новобългарската култура. София, 19832; Давидова Е. Неофит Рилски//Кой кой е сред българите XV-XIX вв. София, 2000. С. 188-189; Нихоритис К. Г. Славяно-гръцкият речник от Църковнославянската христоматия на Неофит Рилски (Цариград, 1852)//Старобълг. лит-ра. София, 2009. Кн. 41/42. С. 489-498; Огойска М. В. Междуписания: Захарий Хр. Зограф - Неофит П. П. Рилски. София, 2010; Трифонова И. К. Архивът на Неофит Рилски в Научния архив на БАН//Наука. София, 2011. Год. 21. 4. С. 44-49; Филипова Н. С. Неофит Рилски - патриарх на българските учители и книжовници//Педагогика. София, 2011. Год. 21. 5. С. 35-45; Ангелова А. Й. 180 години от публикуването на «Болгарска грамматика» от Неофит Рилски//Език и лит-ра. София, 2015. 3/4. С. 174-181.

http://pravenc.ru/text/2564984.html

Учебные заведения БПЦ: Софийская ДС во имя прп. Иоанна Рыльского; Пловдивская ДС. Церковная печать представлена следующими изданиями: «Църковен вестник» (офиц. орган БПЦ), «Духовна култура» (ежемесячный ж.), «Годишник на Духовната Академия» (ежегодник). Церковь в период 1-го Болгарского царства (IX - нач. XI в.) Принятие христианства Болгарская Православная Церковь Болгарская Православная Церковь в Болгарии произошло в правление св. кн. Бориса . Оно было обусловлено ходом внутреннего развития страны. Внешним толчком послужили военные неудачи Болгарии, окруженной сильными христ. державами. Первоначально Борис и поддерживавшая его группировка знати склонялись к принятию христианства от Зап. Церкви. В нач. 60-х гг. IX в. Людовик Немецкий, кор. Восточно-франкского гос-ва, сообщил папе Римскому об обращении в христианство мн. болгар и о том, что сам их князь намерен принять крещение ( Jaff é. RPR. N 2084). Однако в 864 г. под военным нажимом Византии кн. Борис был вынужден заключить с ней мир, обязавшись, в частности, принять христианство из К-поля. Болг. послы, прибывшие в К-поль для заключения мирного договора, были крещены и вернулись в столицу Болгарского гос-ва Плиску в сопровождении епископа, множества священников и монахов. Кн. Борис крестился вместе со всем семейством и приближенными, приняв христ. имя Михаил в честь правящего визант. имп. Михаила III (ГИБИ. Т. 4. С. 335; Т. 5. С. 157; Т. 6. С. 137, 238). Относительно точной даты Крещения Болгарии в историографии существуют различные т. зр. (с 863 по 866). Мн. ученые (В. Златарский, И. Снегаров и др.) относят это событие к 865 г.; такова и офиц. позиция БПЦ. В ряде исследований также приводится 864 г. (см.: История на България. Т. 2. С. 215). Предполагают, что Крещение было приурочено к празднику Крестовоздвижения - 14 сент. (В. Златарский) или к субботе Пятидесятницы (Т. Василевский). Поскольку Крещение болгар представляло собой не единовременный акт, а длительный процесс, различные источники отразили разные его этапы. Решающим моментом стало крещение князя и его двора, что означало признание христианства гос. религией. За этим последовало массовое крещение народа (сент. 865). Вскоре в 10 областях (комитатах) Болгарии вспыхнуло восстание против введения новой религии. Оно было подавлено Борисом, и 52 знатных предводителя мятежа были казнены (март 866).

http://pravenc.ru/text/149675.html

vk fb tw ok @ g+ lj Фрески галереи храма Рождества Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Фрески галереи храма Рождества Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Фрески галереи храма Рождества Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Фрески галереи храма Рождества Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Фрески галереи храма Рождества Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Фрески галереи храма Рождества Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Фрески галереи храма Рождества Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Окно храма Рождества Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Фонтан в галерее храма Рождества Пресвятой Богородицы vk fb tw ok @ g+ lj Монах монастыря призывает на богослужение vk fb tw ok @ g+ lj В церковно-историческом музее Рыльского монастыря. Рафаилов крест (начало XIX в.) vk fb tw ok @ g+ lj Хрелева башня (XIV в.) vk fb tw ok @ g+ lj Хрелева башня (XIV в.) vk fb tw ok @ g+ lj Хрелева башня (XIV в.) vk fb tw ok @ g+ lj Южный вход в монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Фрагмент росписи южного входа в монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Фрагмент росписи северного входа в монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Монастырское кладбище vk fb tw ok @ g+ lj Монастырская костница vk fb tw ok @ g+ lj Дорога из монастыря к пещере преподобного Иоанна Рыльского vk fb tw ok @ g+ lj Икона преподобного Иоанна у тропинки к его пещере vk fb tw ok @ g+ lj Церковь у пещеры прп. Иоанна Рыльского vk fb tw ok @ g+ lj Проход к пещере vk fb tw ok @ g+ lj Молитвенные прошения в письмах преподобному Иоанну у его пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Вход в пещеру преподобного Иоанна vk fb tw ok @ g+ lj Выход из пещеры преподобного vk fb tw ok @ g+ lj Скала, на которой молился прп. Иоанн Рыльский vk fb tw ok @ g+ lj Святой источник у пещеры vk fb tw ok @ g+ lj Фреска прп. Иоанна Рыльского над южным входом в монастырь vk fb tw ok @ g+ lj Тропарь преподобному Иоанну у тропинки к его пещере vk fb tw ok @ g+ lj Горы Рила vk fb tw ok @ g+ lj Архивная фотография - архиепископ Серафим (Соболев) на выходе из пещеры прп. Иоанна Рыльского

http://pravoslavie.ru/148928.html

Спрашивается, для чего модернисты хотят созвать этот Собор? Для того, чтобы учредить женатый епископат, допустить двубрачие духовенства, ослабить, если не уничтожить совсем монашество, сократить посты, праздники и продолжительность богослужений. Эти модернисты под именем обновленцев и живоцерковцев страшно колебали и так еще недавно Русскую Церковь . И те и другие были виновниками великих смут церковных и всяких бедствий в России. Какую гибель они готовили Русской Церкви, это видно из того, что обновленцы подрывали самую главную основу бытия Православной Церкви – св. каноны, ибо допускали женатый епископат, двубрачие священников и вводили другие противоканонические новшества. Ясно, что как те, так и другие хотели уничтожить то, что было установлено на семи Вселенских Соборах не только св. отцами Церкви, но и Самим Богом – Духом Святым, ибо установления этих Соборов произошли во исполнение слов апостольских: «Изволися бо Святому Духу и нам» ( Деян. 15:28 ). Хранение нами православной веры, или церковного учения, чуждого всякой ереси и всякого модернизма, есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих. А что значит хранить сие учение и сию веру? Это значит блюсти завет прп. Иоанна Рыльского, т.е. иметь смирение перед нашею Православною Церковью, которое есть средство нашего спасения и приобретения от Бога всех благ, и временных, и вечных. Поэтому будем, возлюбленные, всеми своими силами стремиться к стяжанию сего смирения, к которому так призывает нас великий угодник Божий и которого так желает он. Впрочем, прп. Иоанн призывает нас не только к смирению пред Церковью. Он зовет нас к смирению и перед нашими ближними. Примером своей личной жизни прп. Иоанн показывает, с каким смирением мы должны относиться к недостаткам и даже злобе ближних против нас. О, если бы мы всегда помнили и свято хранили это смирение прп. Иоанна! Тогда не было бы ссор между нами, не было бы и тех несчастий в нашей жизни, которые так часто возникают от нашей гордости. Вот почему св. отцы Церкви свидетельствуют, что все наши несчастья и всякое зло попускаются нам Промыслом Божиим за нашу гордость, за наше возношение и пред Богом, и пред людьми; ибо все Божественное промышление направляется к тому, чтобы смирить нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Церковь во имя прп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. На 2-м плане — собор в честь Преображения Господня. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь во имя прп. Иоанна Рыльского и прав. Иоанна Кронштадтского. На 2-м плане — собор в честь Преображения Господня. Фотография. 10-е гг. XXI в. Новым настоятелем Н. м. братия избрала иером. (впосл. игум.) Сильвестра, и 12 февр. 1871 г. его утвердили в должности. Его преемниками были иеромонахи Азария (1878), Вениамин (1879-1892) и Филарет (90-е гг. XIX в.). 25 июля 1885 г. пожар, начавшийся при сильном ветре, уничтожил почти все строения, за исключением надкладезной часовни вмч. Никиты, риги, надвратного флигеля и обгоревших стен Всехсвятского храма. Удалось спасти антиминс из 1-й церкви, священные сосуды, а также денежные средства (Сгоревшая пустынь//Олонецкие ГВ. 1885. 61. С. 546). Братия была размещена по другим обителям Олонецкой епархии. В пустыни остались только управляющий иером. Вениамин и 3 священнослужителя. Затем Н. м. возглавлял иером. Иоанн, прибывший в Петрозаводск из верхотурского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря в 60-х гг. XIX в.; по благословению архиеп. Олонецкого Аркадия (Фёдорова) он участвовал в создании иконостаса Свято-Духовского кафедрального собора (не сохр.). Многочисленные вклады на восстановление Н. м. вносил св. прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). С помощью судовладельцев и промышленников Олонецкой губ. кронштадтский пастырь почти каждое лето плавал на свою родину - в с. Сура на р. Пинеге. В это время были построены храмы в честь Преображения Господня и во имя св. Иоанна Рильского - небесного покровителя о. Иоанна, игуменский и гостиничный корпуса. На торжестве освящения Преображенского храма, которое совершили 19 июля 1892 г. соборно св. Иоанн и известный петербургский проповедник и духовный писатель прот. Василий Михайловский, присутствовали до 1,5 тыс. паломников ( Георгиевский [М. Д.]. Освящение храма Преображения Господня, в Задне-Никифоровской пуст., о. Иоанном Кронштадтским - 19-го июля//Там же.

http://pravenc.ru/text/2565546.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010