и Ев. были насельниками основанного прп. Лазарем Муромского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (на Муромском мысу Онежского оз., в 15 км от совр. дер. Гакугса Пудожского р-на Карелии). Муромский Успенский мон-рь упоминается в писцовых книгах по Онежской пятине с 1496 по 1678/79 г., в обители в тот период существовали 3 церкви: Успения Пресв. Богородицы, Воскресения Лазаря и Рождества Иоанна Предтечи. В кон. XVI в. Успенская ц. была сожжена, поэтому в XVII в. Муромский мон-рь мог называться Иоанно-Предтеченским (в частности, в межевой грамоте 1650 г. царя Алексея Михайловича упоминается земельный вклад новгородского кн. Василия Ивановича «в дом святаго Ивана Предтечи, честнаго его Рождества, в Муромской монастырь»; см.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и мон-ри Крайнего Севера: Муромский мон-рь//ХЧ. 1886. 9/10. С. 518; Петров К. Муромский мон-рь (в Пудожском у.)//Олонецкий сб. Петрозаводск, 1886. Вып. 2. С. 114). В 1786 г. мон-рь был обращен в женский, в следующем году закрыт. Монашеская жизнь возобновилась в обители в 1867 г., годом раньше в ней была построена ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Иоанна Рыльского, древняя Иоанно-Предтеченская ц. не сохр. Мон-рь вновь был закрыт в 1930 г., возобновлен в 1991 г. Согласно агиографическим трудам кон. XIX - нач. XX в. (архим. Сергия (Спасского) , Барсукова и др.), мощи Ел., Н. и Ев. почивали под спудом в храме Муромского монастыря. В имеющихся описаниях монастыря сведения о мощах преподобных отсутствуют. В 1866 г. в Олонецкой епархии по благословению архиеп. Аркадия (Фёдорова) празднования всех местночтимых святых были объединены в Собор преподобных Олонецких чудотворцев, но Ел., Н. и Ев. в этот Собор включены не были. Канонизация Муромских преподобных совершилась внесением их имен в Собор Новгородских святых, празднование которому было установлено в 1831 г. и возобновлено по благословению Ленинградского и Новгородского митр. Антония (Мельникова) в 1981 г.

http://pravenc.ru/text/189689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ (1-я пол. XV в.), дьяк, южнослав. (по всей вероятности, серб.) книжник, переписавший в 1425 г. (в Белграде или при Патриаршем дворе) повелением Сербского Патриарха Никона минейный Торжественник на сент.-нояб. (София. ЦИАМ. 182), содержащий среди др. статей похвальное слово свт. Климента Охридского архангелам Михаилу и Гавриилу и жития прп. Иоанна Рыльского, прп. Параскевы-Петки Тырновской и Илариона, архиеп. Мегленского, написанные свт. Евфимием , Патриархом Тырновским. Возможно, А. представляет одно лицо с Андреем, параекклесиархом Белградской митрополии, переписавшим в 1433/34 г. Апостол из старого собрания Народной б-ки Сербии в Белграде 1164; рукопись погибла в 1941). Записи в обоих кодексах частично выполнены «византийской» тайнописью. Др. биографические сведения об А. отсутствуют. Предлагавшиеся болг. исследователями версии идентификации А.- с Андроником, учеником Патриарха Евфимия и учителем Константина Костенечского ; с неизвестным по др. источникам болгарином, обучавшимся вместе с Константином в Бачковском мон-ре у Андроника; с дьяком Андреем, переписавшим в 3-й четв. XV в. (возможно, в западнорус. землях) сборник похвальных и учительных слов митр. Григория (Цамблака) («Книга, глаголемая Цамблак» - РГБ. Ф. 199. 31),- являются чистым домыслом. Мнение о болг. происхождении А., следовавшего в своих рукописях серб. орфографии, основывается лишь на том, что в Торжественнике 1425 г. отсутствуют серб. жития при наличии болг.; известно, однако, что до XVI в. первые вообще крайне редко включаются в состав Торжественников. Почерки Торжественника и Сборника слов Цамблака не имеют между собой ничего общего. Лит.: Записи. Кн. 1, 261; Гошев И. Стари записки и надписи//Годишник на Софийски ун-т, Богосл. фак. София, 1924. Т. 4. С. 348-350; Киселков В. Евтимиевият ученик Андрей//Училищен преглед. София, 1931. 2. С. 246-254; он же. Проуки и очерти по старобългарска литература. София, 1956. С. 262-265; Дujak Ahдpeja, београдски писац из времена деспота града Београда. 1958. 5. С. 19-25; То же// Творци и дела старе српске Титоград, 1963. С. 221-232; Пандурски В. Панегирикът на дяк Андрей от 1425 г.//Търновска книжовна школа. София, 1974. Кн. 1. С. 225-241; Ангелов Б. Ст. За старобългарския книжовник от XV в. дяк Андрей//Литературна мисъл. 1982. 6. С. 185-188; Петканова Д. Старобългарска литература. София, 1987. Ч. 2. С. 151-152; СтБЛ. С. 27. А. А. Турилов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115234.html

А.В. Берташ Скачать epub pdf Вокруг судьбы гробницы св. Иоанна Кронштадтского в храме-крипте Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге сложилось множество преданий. Мнение о том, что мощей в усыпальнице нет, господствует в Русской Православной Церкви Заграницей. Похожее писал в 1966 г. атеист-кощунник Н. Юдин, излагая почти через 40 лет события 1920-х гг. Однако в обоих случаях не было приведено никаких документальных подтверждений. Иное предание, со ссылками, в числе прочих, на воспоминания Н. Д. Жевахова и монахини Вероники (Врасской-Котляревской), приводит М. В. Шкаровский в своей фундаментальной монографии об истории монастыря. По сообщению Т. И. Орнатской, оно бытовало и среди родственников Кронштадтского пастыря. Представляется, что рассматриваемые ниже документы подтверждают истинность свидетельства о том, что мощи св. Иоанна во все лихолетье почивали на месте его первоначального упокоения и являлись залогом нынешнего возрождения Иоанновской обители. Настоящая работа затрагивает период 1923–1926 гг. и основана на трех группах источников: архивных делах из ЦГА С.-Петербурга (фонды Ленгубисполкома, ф. 1000, секретный отдел; Ленгорисполкома, ф. 7384, церковный стол; Отдела управления Петрогубисполкома, ф. 1001; Исполкома Петроградского райсовета, ф. 151) – ранее известных (1923 г.) и, прежде всего, сравнительно недавно рассекреченных (1926 г.), а также на газетах того времени. Важность вопроса заставляет вновь вернуться к нему и после выхода в свет книги М. В. Шкаровского и рассмотреть подробнее судьбу мощей св. прав. Иоанна Кронштадтского . Как известно, о. Иоанн еще в 1904 г. через ходатайство к митрополиту Антонию (Вадковскому) получил разрешение быть погребенным в крипте Свято-Иоанновского монастыря – в порядке исключения из существовавшего законодательства. 23 декабря 1908 г. Кронштадтский пастырь нашел упокоение перед правым клиросом церкви-усыпальницы во имя святых пророка Илии и Царицы Феодоры. Над его могилой, находившейся, что важно отметить, на очень небольшой глубине, была положена массивная мраморная плита с изображением Креста, Св. Евангелия и резной митры из мрамора. В 1911 г. на гробнице был помещен образ прп. Иоанна Рыльского работы академика живописи Н. П. Шаховского. Перед ним горела неугасимая лампада. Могила пользовалась всеобщим почитанием – у нее молились члены Царствующего Дома, более восьмидесяти архиереев (только в 1909 г.), многие тысячи богомольцев со всех концов России. Кроме того, у мощей о. Иоанна происходили исцеления (в 1909 г. отмечено 12 исцелений).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

кнг. Александры Иосифовны разместилась в принадлежавшем ей Мраморном дворце (там же проживал и К. К.). Первые пожертвования поступили от членов Императорской фамилии. Кроме того, ими были присланы утварь, облачения, иконы и др. С лета 1909 г. Строительную комиссию комитета возглавлял К. К. Долгие годы связывала дружба К. К. с вел. кнг. св. Елисаветой Феодоровной и ее супругом вел. кн. Сергеем Александровичем. К. К.- единственный из членов имп. фамилии прибыл из С.-Петербурга в февр. 1905 г. на похороны вел. кн. Сергея Александровича. К. К. был похоронен в Великокняжеской усыпальнице в Петрограде. К. К. был женат на вел. кнг. Елисавете Маврикиевне, урожд. принцессе Саксен-Альтенбургской (1865-1927). Она в отличие от других жен вел. князей не перешла в Православие. Их дети: Иоанн (1886-1918), офицер лейб-гвардии Конного полка, в 1918 г. был рукоположен во диакона в с.-петербургском во имя прп. Иоанна Рыльского монастыре , впосл.- во иерея; Гавриил (1887-1955), Константин (1891-1918), Олег (1892-1914); Игорь (1894-1918); Георгий (1903-1937), Вера (1906-2000/2001). Кн. Олег был похоронен в имении К. К. Осташёво Волоколамского у. Московской губ., в храме-усыпальнице во имя св. кн. Олега Брянского, Игоря Черниговского и прп. Серафима Саровского, построенном в 1915-1916 гг. по проекту архитекторов М. М. Перетятковича и С. М. Дешевова. Дочь Татьяна (1890-1979), в замужестве кнг. Багратион-Мухранская, в 1946 г. приняла постриг с именем Тамара и переселилась в Гефсиманскую общину Воскресения Христова в Иерусалиме, в 1951-1975 гг. являлась игуменией Елеонского Вознесенского русского жен. мон-ря в Иерусалиме. Лит.: Рихтер А. А. Краткий обзор деятельности «Измайловского досуга» 1884-1909 г. СПб., 1913; Дмитриевский А. А. Его Имп. Высочество вел. кн. Константин Константинович - поклонник Св. Земли: (Некр.)//СИППО. 1915. Т. 26. Вып. 3/4. С. 408-416; Храм-памятник морякам, погибшим в войну с Японией в 1904-1905 гг./Сост.: С. Н. Смирнов. Пг., 1915; Сб. мат-лов, посвящ. 100-летию вел.

http://pravenc.ru/text/2057082.html

В связи с особым сложным днем погребения нашего батюшки владыка благословил причащаться не в субботу (как это у нас положено по уставу), а в воскресенье, т. к. будет много людей, чтобы не было мирской суеты. Он сказал также, что служить будет не более 12 священников и 4 диакона. Владыка призвал всех сохранять порядок, т. к. «отец Зосима любил идеальный порядок». Братии и сестрам он благословил оставаться на тех послушаниях, которые им благословлены. Панихиды служить как можно чаще, по нескольку раз в день. После 40 дней владыка обещал сам посмотреть все монастырские дела. Разошлись около 17.00. После трапезы владыка послужил литию у гроба батюшки. Своим чередом совершалось всенощное бдение с 18.00. Гроб поставили на храмовой площади для прощания. После Великого славословия поздно вечером совершили крестный ход с гробом батюшки вокруг обители. Пели «Святый Боже» лаврское, по завещанию батюшки (он говорил, что этот напев напоминает ему ангельское пение, которое он слышал в раю, когда находился в коме). В этот тихий пасхальный вечер свечи не гасли. Занесли гроб в Трапезный храм. В 24.00 перед Васильевским храмом пропели «Се Жених». Как близок к нам Бог ! Как близки к нам наши ушедшие любимые люди! И эта жизнь суетная всего лишь – «сень и соние.» Служба закончилась в первом часу ночи. Все насельники в последний раз сфотографировались с батюшкой у гроба. Сначала сестры, потом братия. О. Савва объявил, какие акафисты будут читаться ночью у гроба (в час, два, три ночи): Успению Божией Матери, св. прав. Иоанну Кронштадтскому , Божией Матери «Игумении», Благовещению Пресвятой Богородице, прп. Иоанну Рыльскому. Всю ночь священники читали Евангелие. В келлии батюшки схимницы читали Псалтирь. Гроб батюшки в эту ночь был окружен его чадами, которые не могли спать. 18 августа/31 августа 2002 г. Суббота. Мчч. Флора и Лавра. Прп. Иоанна Рыльского. Утренние молитвы, полунощница в 6.00. Заупокойный акафист у гроба батюшки, часы, в 8.00 – встреча архиерея (приехали вл. Иларион и вл. Алипий). Литургия прошла быстро. В храме молились только насельники монастыря, священство и почетные гости (В. Л. Нусенкис, Б. В. Стинский – врач, который лечил батюшку. Приезжал губернатор В. Ф. Янукович с супругой). Приехало телевидение, фоторепортеры. Молящиеся стояли на улице; из храма на большое расстояние шла трансляция богослужения – в храме установили микрофоны. Звучало много лаврских напевов. Батюшка очень любил лаврское пение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

1. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Бессребреников Космы и Дамиана, в Риме пострадавших. Прп. Никодима Святогорца . Прп. Иоанна Рыльского. Собор всех новоявленных мучеников Христовых, по взятии Царяграда пострадавших (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) . Собор Новгородских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) . Празднество в Вологде всем преподобным отцам Вологодским (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) . Собор Белорусских святых (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) . Собор святых Санкт-Петербургской митрополии (переходящее празднование в Неделю 3-ю по Пятидесятнице) . Собор Тверских святых (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 29 июня) . Служба свв. Космы и Дамиана шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 6, и бессребреников, глас 1-й и глас 4-й – 4. «Слава» – бессребреников, глас 6-й: «Безконечна есть святых благодать...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная...». Вход. Прокимен дня. На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 6-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 2-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Радуйся, Непостыдная Предстательнице...». Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма, стихиры бессребреников, глас 2-й: «Великим сподобльшеся даром...», «Источник исцелений единаго токмо...», «Радуется лик святых...» (см. на хвалитех утрени в Минее, без стихов); «Слава» – бессребреников, глас 8-й: «Кто не удивится...» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...» . На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – бессребреников, глас 6-й: «Всегда имуще Христа...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель...» . По Трисвятом – «Богородице Дево...» (трижды).

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-14/

С 90-х гг. XX в. начался новый этап в правосл. церковной архитектуре М. е. В объемно-пространственной композиции мн. храмов были продолжены традиции ретроспективного стиля, основанные на использовании форм и элементов древнерус. зодчества, напр. владимирской архитектуры XII в. (ц. прп. Евфросинии Полоцкой в Минске, 1990-1995; ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Минске, нач. 90-х гг. XX в.), московской архитектуры XVI в. (ц. Покрова Пресв. Богородицы в Крупцах в Минске, 2005-2007; ц. Св. Духа в пос. Гатово Минского р-на, 1999-2005). Минские храмы-памятники в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (1996-1998) и во имя Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших (1996-2008; входит в комплекс Дома милосердия) - примеры использования традиций шатрового зодчества. Минская ц. Св. Троицы в Севастопольском парке (2000-2009) напоминает образцы церковного зодчества Русского Севера, храмы Оптинских старцев в микрор-не Малиновка (2003) и свт. Николая Чудотворца в микрор-не Шабаны (90-е гг. XX в.) продолжают традиции полесской школы деревянного зодчества. Архитектура храма свт. Николая Чудотворца в микрор-не Сокол в Минске (2004) повторяет ретроспективно-рус. стиль 2-й пол. XIX в. Предпринимаются также попытки синтеза древней строительной традиции и современных стилевых направлений (ц. в честь Минской иконы Божией Матери в Минске, 1994-2000; ц. прп. Иоанна Рыльского, 2000; ц. прав. Софии Слуцкой в Минске, 2000-2007; ц. Св. Духа в пос. Самохваловичи Минского р-на, 1993-1999; ц. в честь Державной иконы Божией Матери в минском Елисаветинском мон-ре, 1999-2004). В совр. деревянном зодчестве также интересны опыты создания оригинальной композиции (ц. Воздвижения Креста Господня в дер. Королёв Стан Минского р-на, 2000-2007; ц. Рождества Христова в дер. Новоселье Минского р-на, ок. 2002; и др.). Мн. существующие, строящиеся и проектируемые храмы являются частью цельного архитектурно-художественного ансамбля минского Дома милосердия (1995-2002, архит. Л. Н. Погорелов), в основе плана к-рого лежит очертание Евфросинии Полоцкой, преподобной, креста - национального символа Белоруссии. В верхнем конце креста возведена домовая ц. во имя праотца Иова, ее интерьер украшен росписью, отражающей историю правосл. Церкви на территории Белоруссии в ликах ее святых и правосл. храмах Минска.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Сочинения патриарха Евфимия немногочисленны. Наиболее высокую оценку современников получили его переводы с греческого языка. По инициативе патриарха Евфимия в обиход Болгарской Церкви был введен Иерусалимский устав , проводилась масштабная справа церковных книг, приблизившая язык и орфографию болгарских рукописей к образцам, созданным в 1330-60-х годов на Афоне, литургическая практика была согласована с константинопольскими и афонскими богослужебными канонами, был составлен свод Житий почитаемых в Тырнове святых, служб и похвал им. Указания на авторство патриарха Евфимия содержат заглавия Житий четырех святых: Иоанна Рыльского , Илариона Меглинского , Параскевы (Петки) Тырновской (Эпиватской) , Филофеи Тырновской . Ему также приписывают Похвальные слова (аколутии) святым Константину и Елене, Михаилу Воину, Иоанну Чудотворцу, еп. Поливотскому, вмц. Кириаке (Неделе), службы святым царице Феофании (с параклисом) и Параскеве (Петке) Тырновской . В редакциях большинства составленных им Житий святых и похвал болгарским святым дополнены части, повествующие об истории первых царей из династии Асеней и прославляющие мощь Болгарского царства, неотделимого от Тырновской Патриархии. Среди литургических трудов патриарха Евфимия важное место занимает переведенный с греческого языка Служебник, включающий тексты литургий святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Преждеосвященных Даров, диаконского чинопоследования (диатаксиса). Одна из трех сохранившихся рукописей Служебника (НБКМ. 231), возможно, содержала дополненную Евфимием редакцию Синодика царя Борила, сохранившуюся в т. н. Палаузовском списке (нач. 1380-х годов; НБКМ. 289. Л. 1-62). Возможно, патриарх Евфимий перевел Житие прп. Феодосия, составленное патриархом Константинопольским Каллистом, " Догматическую паноплию " Евфимия Зигабена, части Триодного и Минейного панегирика (торжественника) и др. Источниками для литургического творчества патриарха служили древнеболгарские литургические кодексы и труды патриарха Константинопольского Филофея Коккина, отдельные молитвы и литургические указания которого Евфимий перевел с греческого на славянский язык. Сохранилось четыре послания патриарха Евфимия: на Афон Киприану (до 1375) и в Валахию - Унгро-Влахийскому еп. Анфиму и прп. Никодиму Румынскому.

http://drevo-info.ru/articles/13679897.h...

В Болгарии начался крестный ход в честь прп. Иоанна Рыльского София, 4 августа 2014 г.      В столице Болгарии начался пятый крестный ход «Рыльский чудотворец», сообщает официальный сайт Болгарской Патриархии . Идея нескольких молодых людей дойти пешком до Рыльского монастыря и поклониться мощам преподобного Иоанна превратилась в ежегодное событие, к которому присоединяется всё больше христиан из разных уголков Болгарии и из других стран. За шесть дней, с 1 по 6 августа, участникам крестного хода предстоит пройти более 100 км пути, преодолеть три горных массива — Витошу, Верилу и Рилу, ночевать в палаточных лагерях.      Крестный ход начался с литургии, отслуженной в храме Святой Софии священноэкономом Ангелом Ангеловым, протосингелом Софийской митрополии, одним из организаторов этого пешего паломничества. После литургии Его Преосвященство епископ Главиницкий Иоанн отслужил праздничный водосвятный молебен, окропил святой водой участников крестного хода и сказал им напутственное слово.      Первую остановку крестный ход сделал у ротонды св. вмч. Георгия Победоносца, откуда в 1469 г. святые мощи прп. Иоанна Рыльского были перенесены в Рыльский монастырь. Перевела с болгарского Станка Косова. 4 августа 2014 г. скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/72720.html

Болгария: Завершился 100-километровый крестный ход по горам «Рыльский чудотворец» София, 10 августа 2015 г.      6 августа, на Преображение Господне по новому стилю, в Рыльском монастыре завершился крестный ход «Рыльский чудотворец», отправившийся 1 августа из Софии, сообщает сайт « Двери Православия ».      Более 200 человек приложили физические и духовные усилия, чтобы пройти пешком 100 километров по горам Витоша, Верила и Рила.      Духовники, принявшие участие в крестном ходе, служили акафисты и молебны Пресвятой Богородице и прп. Иоанну Рыльскому, а в завершение пути все присоединились к праздничной литургии в Рыльском монастыре. Там их поздравил с предпринятым физическим и духовным подвигом настоятель Рыльского монастыря епископ Адрианопольский Евлогий, который пожелал им, чтобы эта духовная ревность сопутствовала им всю жизнь. В этом году в Велико Тырново к крестному ходу присоединилась еще одна группа паломников. Среди них были иностранцы, специально приехавшие в Болгарию для участия в крестном ходе к Рыльской обители.      Для всех участников, а это были и малые дети, и старики (самому старшему участнику более 80 лет), путешествие стало возможностью по-особому пережить начало Богородичного поста — в окружении дивной красоты горы, освященной более 1000 лет назад молитвами и подвигами небесного покровителя Болгарии, прп. Иоанна Рыльского. Фото : Стефка Борисова Рейтинг: 10 Голосов: 5 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81245.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010