Ивангород. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в крепости. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ивангородская крепость была заложена в 1492 году высочайшим повелением великого князя Московского, первого Государя Всея Руси Ивана III-ro. По тем временам крепость была одним из самых мощных укреплений, оберегающих западные границы Руси. В 1498 году внутри крепости строится деревянная Никольская церковь. В царствование Государя Иоанна Грозного на ее месте строится каменная церковь. В 1558 году рядом с Никольской возводится церковь во имя Успения Божией Матери с приделом-пристройкой Покрова Пресвятой Богородицы. Смотри также: Николая Чудотворца в крепости, церковь . Ивангородская крепость находится на берегу реки Наровы, на холме, называемом «Девичья гора», и названа так по имени основателя великого князя Иоанна Васильевича III. Церковь имеет два престола: холодный – во имя Успения и теплый на правой стороне - во имя Покрова. В теплом приделе антиминс новый. Освященный епископом Никанором 1830 г. сентября 19 и полписанный митроп. Серафимом. О перестройке придела в ведомостях Нарвского Преображенского собора за 1755 г. говорится: «При Ивагородской Успенской церкви была запустелая церковь во имя Покрова Богородицы и получено было дозволение, обновив сию, обратить в теплую, а 1755 г., по прошению, получен и св. антиминс.» Здешняя церковь была построена вместе с крепостью, а крепость построена в 1492 г. В формуляре крепости Нарвы сказано: « По воле вел. кн. Иоанна Васильевича III в 1492 г. построен Ивангород, крепкий замок, с тройною к реке стеною… Построение начато выписанными из лучших краев мастерами в день св. Троицы и окончено в день Успения Пресвятой Богородицы. Внутри замка построена церковь св. Николая чудотв., а потом Успения Пресвятой Богородицы». Церковь Ивангородская квадратная. С севера, запада и юга она окружена каменною крытою галереей; с востока находятся три полукружия алтаря. С запада к галерее и алтарю примыкает каменный храм Успения Божией Матери, а над ним колокольня. Церковь в длину 2 саж., в ширину – 8 саж. 1 арш., высота до креста 15,5 саж., ширина пристройки 3 саж. 1 арш. Стены церкви сплошные, сложены из местной плиты, на известковом растворе… Стены сохраняют первобытный вид; связи стен железные. Наружные стены гладкие, оштукатурены и выбелены. Карниз сделан из выдающейся плиты, «теремки» под карнизом полукруглые.

http://sobory.ru/article/?object=00522

Сольвычегодск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Успения Пресвятой Богородицы , Входа Господня в Иерусалим Год постройки:1764. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Котласский район, г. Сольвычегодск, улица Карла Либкнехта Координаты: 61.329814, 46.933218 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Каменный храм с деревянным верхом и с деревянной колокольней над папертью был построен и освящен в 1764 году. Кроме главного придела Успения Божьей Матери, имелся также придел входа Господня в Иерусалим. Точная дата основания неизвестна. Каменный храм 1764 года. Местный историограф Алексей Соскин считал, что деревянная Успенская церковь была основана в 1567 году. В собрании Сольвычегодского историко-художественного музея имеется несколько икон, переданных в июле 1928 года из Успенской церкви. Среди них икона «Спас Нерукотворный», написанная известным царским иконописцем Василием Кондаковым. В этой же церкви находилась икона Цесарской Божьем Матери, почитаемая в народе с 1644 года как чудотворная. В честь этой иконы ежегодно 21 июля был учрежден крестный ход из собора через реку в Николаевский Коряжемский монастырь. Церковь находилась на улице Успенской, ныне улица Карла Либкнехта. Сейчас на месте этой церкви находятся фильтро-очистительные сооружения. К собору (прим. мод. - Сольвычегодский Благовещенский собор) была приписана Успенская церковь, 1764 года, двухпрестольная, каменная. Престолы освящены в честь Успения Пресвятой Богородицы, Входа Господня в Иерусалим. Успенская церковь в XVIII веке была самостоятельной приходской. В переписной книге 1710 года указан Успенский приход, а в нём две деревянные церкви - тёплая церковь Рождества Христова с приделами, " верх шатровой " , и холодная церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом, о пяти главах. Церковь Успения Богородицы упоминалась в окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. В 1788 г. при церкви числилось 308 человек. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=39953

Батятичи. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Собора Пресвятой Богородицы Год постройки:1778. Адрес: Украина, Львовская область, Каменка-Бугский район, село Батятичи, восточная окраина села Координаты: 50.107775, 24.268582 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Древнейшие сведения о церкви происходят из 1564-1565 гг. Существующий храм построен в 1788 году (некоторые источники датируют его 1788 годом, а шематизм 1903 г. даже 1718 годом). В 1767 году церковь получила привилегии от помещика Константина Папари и, вероятно, построена на его средства. Реставрирована в 1900 году. Стенопись кисти Т. Копистинского. Закрыта в 1955 году, первоначально использовалась как колхозный склад, позже как сельский музей. Открыта в 1989 году. Церковь формами и размером напоминает церковь св. Юрия (Георгия) в другом конце села, ведь строили их в один период с разницей в 19 лет. Храм Собора Пресвятой Богородицы захватывает своей монументальностью. Большое трисрубное здание имеет пристроенные ризницы к алтарю, а к бабинцу - преддверие, накрытое большой двускатной крышей с полукруглым фронтоном. Церковь окружена узким навесом на карнизе. Карнизы в святилище широченные, выделены, как и окна, темным цветом - выглядит конструктивно. В стенах бабинца и нефа с обеих сторон расположены два яруса окон, чтобы обеспечить достаточное внутреннее освещение. Внешние стены полностью покрыты крашеным гонтом. Кроме главного входа с запада существует дополнительный с юга. Здание увенчано тремя шоломовыми куполами с фонарями и маковками на световом восьмерике. В восьмерике с северной стороны видна необычная выпуклость полукруглой формы. Если перевести взгляд чуть выше, на фонарь, то увидите металлическую ограду вокруг него. Объяснение одно: до видовой площадки вокруг фонаря проложены винтовые лестницы в стене деревянной церкви. На северо-запад от святыни расположена большая деревянная звонница с арочными проемами по периметру, накрытая шатровым верхом. Деревянные входные ворота на церковный двор накрыты высокой четырехскатной крышей. По материалам: А. Юраш " Шематизм Львовско-Сокальской епархии УПЦ КП " . - Львов: ПАИС, 2000 . Источник: статья на сайте " Деревянные церкви Западной Украины " http://decerkva.org.ua/batiatychi_bohor.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=43399

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ГРИГОРИЕВ ПЕЛЬШЕМСКИЙ ЛОПОТОВ В ЧЕСТЬ СОБОРА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кадниковском у. Вологодской губ., на р. Пельшме, в 7 верстах к северо-востоку от г. Кадникова. Сведения о ранней истории Г. м. содержатся в Житии прп. Григория Пельшемского, к-рое известно в 3 редакциях - Первоначальной (Троицкий список, вероятно, наиболее достоверной), Минейной и Редакции сборников (подробнее см.: Григорий, прп. Пельшемский ). Григориев Пельмешский мон-рь. Литография. 1858 г. (ГРМ) Григориев Пельмешский мон-рь. Литография. 1858 г. (ГРМ) Г. м. основан прп. Григорием на р. Пельшме (по Минейной редакции и Редакции сборников, святой пришел на Пельшму из Глушицкого Сосновецкого монастыря в 1422 в поисках места для пустынножительства). Здесь прп. Григорий поставил деревянный крест и келью. Когда собралась братия, были построены др. деревянные кельи и храм в честь Собора Пресв. Богородицы. На устройство Г. м. прп. Григорию предоставили земли «тамо сущи житилие христолюбци... мужие блгонарочитии» (РГБ. Ф. 302/I. 693. Л. 156 об.). В менее достоверных Минейной редакции и Редакции сборников сообщается о приходе на Пельшму свящ. Алексия, принявшего постриг с именем Александр и ставшего впосл. 2-м игуменом Г. м. В Минейной редакции благотворителем обители назван «благонарочитый муж» Мартын. Согласно Минейной редакции и Редакции сборников, в 1426 г. прп. Григорий получил благословение на устройство общежительного мон-ря у Ростовского еп. Ефрема (вступил на кафедру 13 апр. 1427, как архиепископ упом. в дек. 1448). На пожертвования «христолюбцев» были возведены деревянные церковь, трапезная, кельи «по чину», службы. В новом мон-ре «съдружебника своего» посетил прп. Дионисий Глушицкий, к-рый освятил храм в честь Собора Пресв. Богородицы и подарил новой обители иконы праздников Господских и книги, в т. ч. Пролог (источником этого рассказа, отсутствующего в Первоначальной редакции Жития прп. Григория, является Житие прп. Дионисия Глушицкого). В Г. м. было заведено обширное хозяйство. Однажды ночью разбойники украли из мон-ря хозяйственные орудия. Прп. Григорий уверял братию, что все похищенное вернется в обитель. Вскоре грабители были пойманы окрестными жителями, а монастырский инвентарь возвращен.

http://pravenc.ru/text/166513.html

Всероссийский юбилей Строгановская церковь встретила во всём своём великолепии, блистая каменной резьбой стен и золотом иконостаса. После о. Николая настоятельствовал в храме его родственник по жене протоирей Сергий Вейсов. Ему выпала печальная участь служить в Строгановской церкви последнюю литургию. Храм оставался действующим до 1934 года, но затем власти распорядились закрыть его. Вставал вопрос и о разрушении " рассадника мракобесия " , но о. Сергий, будучи человеком образованным и решительным, сумел доказать историко-художественную ценность церкви. Сам он и его семья остались при этом без крыши над головой и вынуждены были скитаться по углам. А в храме располагался сначала аптечный склад, а затем филиал музея, благодаря чему его внутреннее убранство не подверглось полному уничтожению (так, уникальный иконостас сохранился почти в целости, лишившись трёх икон из сорока шести). В 1993 году Строгановскую церковь передали православной общине. 3 июня 1993 года её торжественно освятил митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) в присутствии предтавителей дома Романовых - великих княгинь Леониды Георгиевны и Марии Владимировны, а также великого князя Георгия Михайловича. Осенью 2008 года храм был ограблен. Неизвестные похитители вынесли из него восемнадцать икон, из которых впоследствии лишь одна чудесным образом " нашла дорогу " в Нижегородскую епархию (икону " Воскресение Христово " из Строгановского храма приобрёл неизвестный коллекционер, но затем, обнаружив её в каталоге похищенных предметов старины, принял решение возвратить святыню Церкви). В самом храме Собора Пресвятой Богородицы пребывает сейчас, однако, лишь список с возвращённого образа. Являясь одной из главнейших достопримечательностей Нижнего Новгорода, церковь Собора Пресвятой Богородицы включена во все нижегородские туристические маршруты. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. Так называемое строгановское барокко, к каковому стилю принадлежит церковь Собора Пресвятой Богородицы, являет собой отдельную ветвь русского барокко.

http://sobory.ru/article/?object=00892

Старая Слобода. Александро-Свирский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы (1533-1535 годы) и звонница (1640-е годы) Александро-Свирского монастыря Александро-Свирский Свято-Троицкий монастырь – одна из наиболее почитаемых обителей Олонецкого края. Он расположен на берегу Рощинского озера, неподалеку от реки Свири. Трапезная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы является наиболее старинным храмом монастыря. Он, единственный из сохранившихся построек, хранит память о святом Аллександре Свирском. Первоначально все строения монастыря были деревянными и составляли два комплекса: Спасский (с храмом Спаса Преображения, основанный в 1487 году) и Троицкий, отстоящий от Спасского примерно на 300 метров, с храмом Святой Троицы, основанный в 1506 году. Первый из них был предназначен для погребения и уединенной молитвы иноков, а второй – для общежительного жития Храмы Спасо-Преображенской части монастыря оставались деревянными еще в 1628-1629 годы, о чем свидетельствует опись князя Ивана Михайловича Долгорукова и подьячего Посника Ракова В «общежительной» части ситуация была иной. В 1526 году архиепископ новгородский Макарий освятил первый каменный Троицкий собор, построенный московскими мастерами. Их по просьбе настоятеля прислал в обитель великий князь московский Василий III В 1533 году по благословению преподобного Александра началось строительство тоже каменной Покровской церкви с трапезой. По сведениям некоторых документов из монастырского архива до кончины преподобного храм возвели «по окна» (запись Якова Яковлевича Мордвинова) Завершились работы уже в 1535 (1536) году. Мастеров, как и при возведении собора, прислал великий князь Руководил работами подрядчик Игнатий: «…делающим с убо в обители святого церковь камену такоже с убо и трапезу купно делающее нарядчик же суще оу дела церкови того Игнатиею именем…» Долгое время считалось, что подрядчик Игнатий – это новгородский мастер Игнатий Салка, возводивший в 1537 году церковь Похвалы Пресвятой Богородицы на Софийском дворе в Новгороде Великом Однако сейчас преобладает мнение (высказывавшееся уже в XIX веке), что Игнатей Салка не имел никакого отношения к строительству церкви Покрова, а подрядчик Игнатей, руководивший работами, являлся московским мастером Трапезная церковь, как и все строения монастыря, сильно пострадала во время шведских и польских набегов в 1613 и 1618 годах. О ее повреждениях повествует Грамота 1618 года «О разорении монастыря»: «…Александрова Чудотворцева пустыня от немецких и литовских людей и от казаков разорены и выжжены без остатка. … В соборнем каменном храме Троицы Живоначальные обожжена и расщепилась, да трапеза камена Покров Пречистыя Богородицы обожженные и развалися надвое…» Благодаря помощи государя Михаила Феодоровича Романова, за 1619-1620 годы храм Покрова восстановили в прежнем виде,

http://sobory.ru/article/?object=05255

Патриаршее приветствие участникам закладки собора Рождества Пресвятой Богородицы в Ипатьевском монастыре 2 октября 2008 г. 14:00 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие по случаю закладки Рождество-Богородицкого собора в Ипатьевском монастыре города Костромы. Участникам закладки собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре города Костромы Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Александр! Всечестной отец наместник с братией, дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно приветствую всех вас, собравшихся ныне в богоспасаемом граде Костроме для участия в знаменательном событии в духовно-культурной жизни Костромского края и всей России — закладке камня в основание восстанавливаемого собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Троицком Ипатьевском монастыре града Костромы. Во все века своего существования Ипатьевский монастырь был центром духовной жизни Костромской земли, внесшим неоценимый вклад в сокровищницу культурного наследия Отечества. Древняя Ипатьевская обитель — не только выдающийся памятник церковной истории и культуры. Славное духовное прошлое этого монастыря связано с судьбоносными вехами российской государственности, ибо он хранит память трехсотлетнего пути царственного дома Романовых. Величественный собор Рождества Пресвятой Богородицы — творение выдающегося архитектора Константина Тона, строителя Храма Христа Спасителя в Москве — разделив судьбу многих православных храмов России, был варварски разрушен в годы гонений на Святую Церковь. Убежден, что его восстановление в преддверии исторического события – 400-летия воцарения династии Романовых — послужит не только украшению Ипатьевской обители, но и станет важным этапом в благом деле духовного возрождения древней Костромской земли. Молитвенно призываю на всех, кому предстоит потрудиться над созиданием порушенной святыни, «благословение от Господа и милость от Бога» (Пс. 23:5), Спасителя нашего. + АЛЕКСИЙ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/468951.htm...

Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов передал Его Святейшеству и всем участникам торжеств приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина. От имени костромичей временно исполняющий обязанности губернатора Костромской области С.К. Ситников поблагодарил Святейшего Патриарха за визит и преподнес макет Троицкого собора Ипатьевского монастыря. На молитвенную память о богослужении Святейший Патриарх Кирилл передал в дар монастырю икону преподобного Сергия Радонежского и его родителей преподобных Кирилла и Марии. Епископу Ферапонту Предстоятель Русской Церкви вручил юбилейную панагию, изготовленную по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды. Во внимание к активному содействию в возрождении православных святынь на Костромской земле временно исполняющий обязанности губернатора Костромской области С.К. Ситников награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Во внимание к помощи в восстановлении собора Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря генеральный директор ООО ИСПО «Костромагорстрой» Е.Г. Нагоров был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Во внимание к помощи Костромской епархии генеральный директор ОАО «Строймеханизация» В.А. Яхонтов был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Верующим были розданы иконки Рождества Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Самый ранний из Рождественских храмов был сооружен в первый период существования Ипатьевской обители. Так же как и все строения монастыря, он был деревянным. В 1564 году на средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста была возведена в камне. В 1837-1863 гг. под руководством архитектора К.А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. К.А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4165594.ht...

Балашов. Балашовский Покровский монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Эклектика , Неоклассицизм Год постройки:Между 1887 и 1918. Год утраты:1927 Архитектор: А.М. Салько Адрес: Россия, Саратовская область, Балашовский район, г. Балашов Координаты: 51.541183, 43.161601 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Строительство монастырского собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы началось в 1887 г. Саратовский городской архитектор А.М. Салько за прообраз нового собора взял казанскую Воскресенскую церковь. Эту идею, по всей вероятности, ему подсказал епископ Павел, который долгие годы служил в Казани. Строительство предполагалось завершить за шесть лет. Но из-за недостатка средств завершить возведение собора до 1918 года так и не удалось. В 1927 году усадьбу бывшего монастыря передали уездному отделу здравоохранения. Здание монастырского собора приказано было разобрать, а полученный кирпич передать на строительство больницы. http://oldsaratov.ru/photo/gubernia/19797 Существовавшая ранее Покровская церковь при Балашовском Покровском женском монастыре построена была тщанием балашовского купца Иллариона Ивановича Иванова и 13 июля 1862 г. освящена; каменная, крепкая и теплая. Кроме главного престола есть придельный – во имя Преподобного Сергия, Радонежского Чудотворца; утвари в церкви достаточно. Ближайшие к монастырю церкви: Успенская и Ильинская в г. Балашове. При монастыре заложен каменный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с двумя приделами. Церкви принадлежат здания: каменный двухэтажный, корпус, крытый железом, в котором устроены кельи сестер, трапезная с хлебной и квасной; каменный двухэтажный корпус, крытый железом, во втором этаже которого устроена домовая церковь во имя Казанской Божией Матери, и помещение для игуменьи – настоятельницы монастыря, а в нижнем – кельи для сестер; деревянный дом на каменном фундаменте, обложенном кирпичом, крытый железом, с пристройкой, в котором помещаются сестры монастыря; деревянный флигель, обложенный кирпичом, на каменном фундаменте, крыт железом, в коем живут сестры монастыря; деревянный флигель, крытый железом, на каменном фундаменте, в коем помещается приют-школа монастыря; деревянный флигель в г. Балашове, на каменном фундаменте, крытый железом, со службами, в котором помещается священник монастыря; каменный дом, крытый железом, в коем помещается просфорная; каменный дом, крытый железом, в коем помещается богадельня; две деревянных избы и тесовой двор с каретником и конюшней; два сада с плодовыми деревьями и два пруда; деревянная изба, обложенная кирпичом, крытая железом, на фундаменте, при ней амбар и каменный погреб; при церкви каменная ограда со св. воротами и двумя башнями.

http://sobory.ru/article/?object=38009

Харьков. Собор Успения Пресвятой Богородицы. Успенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первой в Харькове была построена в 1657 году деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, размещавшаяся в крепости немного южнее современною здания Успенского собора. Была она небольшая, холодная и бедная. Не хватало богослужебных книг, молились перед бумажными иконами. Город рос, возникали другие храмы, и Успенская церковь больше не могла вмещать возросшее число прихожан. И 1685-1687 годах на смену ей построили первый в Харькове каменный собор, который находился на месте нынешнего собора. Как и большинство соборных храмов, он был крестово-купольный. Крыша и пять глав собора были покрыты дубовым гонтом. Отдельно стояла каменная шатровая колокольня, в нижнем ярусе которой устроили две " коморы " (кладовые) и погреб, которые сдавали внаем, что приносило церкви немалую прибыль. 3 марта 1733 года в городе вспыхнул сильный пожар. От Успенского собора уцелела только каменная кладка стен. И хотя через год его отстроили, купола покрыли белой жестью и вызолотили крест, в здании вскоре появились трещины. В 70-х годах XIX века его решили разобрать, чтобы возвести новый. В это время Харьков становился торговым и промышленным центром Слободско-Украинской губернии. Формировавшемуся в центре ансамблю официальных зданий должен был соответствовать и главный собор. Скромный " народный " вид старого храма не отвечал духу екатерининской эпохи. При обсуждении вопроса о строительстве нового храма решили принять за образец здание храма св. Климента, возведенное в 1762-1770 годах в Москве на Пятницкой улице. Особенностью ее композиции являются близкое к квадрату очертание в плане и отсутствие полукруглых абсид и алтарной части. Возвышающийся в центре собора световой барабан главного купола опирается на четыре пилона со скошенными внутренними углами, а расположенные по углам четыре купола не сообщаются с внутренним пространством храма. Во внешнем облике собора отразились черты переходного времени от господствовавшего ранее стиля барокко к классицизму. Фасады выглядят сдержанно, но их немногие лепные украшения еще напоминают о причудливом декоре уходящего стиля. Большой пышностью отличались не дошедшие до нашего времени интерьеры. Великолепен был резной золоченый иконостас, изготовленный, по утверждению литературных источников, по эскизу великого зодчего барокко Растрелли.

http://sobory.ru/article/?object=03885

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010