Царские врата с сенью. Евангелисты написаны красками. Над царскими вратами деисус с праздниками и Пророками. Справа от царских врат:  образ Похвалы Пресвятой Богородицы, написанный на золоте, украшенный серебром резным золоченым и жемчугом; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии написанный на золоте; образ Пресвятой Богородицы межвратный. Слева от царских врат: образ Пречистой Богородицы; образ Прокопия Устюжского в молении украшенный серебром золоченым; образ Пресвятой Богородицы. Над церковными дверьми деисус. Справа от двери образ Ангела хранителя, образ Вседержателя, образ Василия Великого и блаженного Василия Московского в молении. Слева от двери образ Николая Чудотворца. Придел во имя Алексия митрополита Московского. В алтаре на престоле Евангелие с серебряными золочеными распятием и Евангелистами, крест обложенный серебром золоченым. За престолом образ Пречистой Богородицы Одигитрии. Над жертвенником образ Иоанна Предтечи. Царские врата с сенью. Евангелисты написаны красками. Над царскими вратами деисус с праздниками и Пророками. В приделе Алексия Московского находились: образ Алексия митрополита Московского украшенный серебром резным золоченым; образ Пресвятой Богородицы Знамение в молении; образ Алексия митрополита Московского и Прокопия Устюжского; образ Пресвятой Богородицы межвратный. В 1682 году открыта Великоустюжская епархия. Второй Устюжский архиерей – архиепископ Александр, заступивший на Великоустюжскую кафедру в сентябре 1685 года, в 1690 году начинает строительство Архиерейского двора. С южной стороны церкви Похвалы Пресвятой Богородицы (параллельно Успенского собора) начинается строительство двухэтажного архиерейского дома. Над церковью Похвалы Богородицы строится крестовая церковь во имя Рождества Христова, о чем свидетельствовал антиминс, хранившийся в Прокопьевском храме. После так называемого Ивановского пожара 24 июля 1715 года верхняя крестовая церковь Рождества Христова и нижняя Похвалы Богородицы с приделом Алексия митрополита Московского выгорели.

http://sobory.ru/article/?object=06413

В 1766 году в селении Полуденка (между 1-й и 7-й линиями) строится деревянная часовня во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1767 году в часовне устанавливается иконостас, часовня преобразуется в церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1779 году вместо первой церкви солдатами и жителями возводится более вместительный деревянный храм. В 1780-81 гг. в связи с переселением в Полуденку крымских армян церковь разбирают и переносят в район ростовского Старого базара, ныне Центрального рынка. Церковь называют купеческой. В 1791 году от удара молнии 27 декабря церковь сгорела. В 1795 году сооружен новый каменный храм. В 1822 году купеческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы получает статус собора. В 1854-60 гг. по проекту архитектора Константина Тона возводится трехпрестольный каменный храм, который становится кафедральным собором. Фундаторами собора были купцы Федор Нефедович Михайлов и Семен Николаевич Кошкин. В 1875-78 гг. по проекту архитектора А.А. Кампиони при участии Д.В. Лебедева на средства П.Р. Максимова возводится четырехярусная колокольня высотой 75 метров. В 1882 году в нижнем ярусе колокольни устроен храм во имя святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. В 1935 году собор закрывается и затем превращается в товарный склад. На подворье храма устраивается зверинец. В 1941 году взорваны 3-й и 4-й ярусы колокольни. В 1942 году в соборе возобновлены богослужения. В 1950 году второй ярус колокольни разбирается, а первый превращается в часовню. В 1999 году ко дню юбилейной, 250-й, годовщины основания города Ростова-на-Дону закончилось восстановление в первоначальном виде колокольни собора. Проект освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Собор ведёт свою историю с 1766 г., когда в крепости свт. Димитрия Ростовского на месте ветхой часовни соорудили деревянную церковь Рождества Богородицы. В 1778 г. ее заменили новой. В 1791 г. от удара молнии церковь сгорела. В 1795 г. на площади Старого базара Ростова была построена новая церковь Рождества Богородицы. До купола храм был каменный, купол был деревянный. На хорах размещался Преображенский придел. В 1822 г. Святейший Синод перевел церковь Рождества Богородицы в ранг Собора. 20 апр. 1822 г. состоялось его освящение. Причт собора состоял из одного протоиерея, двух священников, двух диаконов, двух дьячков и двух пономарей.

http://sobory.ru/article/?object=06365

Перед закрытием храма в 1930 году в списках прихожан значились самые старинные и уважаемые фамилии города. Для закрытия храма у власти был веский аргумент – община не смогла собрать денег на срочный ремонт храма, и его закрыли. В 1918 году город утратил данное благоверным князем свое исконное имя, став Тутаевым. В 1992 году возвращен РПЦ, в настоящее время настоятель – иеромонах Антоний (Таньков), существует община, проводятся регулярные богослужения. Крестовоздвиженский собор, согласно летописному сказанию, основан пятым угличским князем Романом Святым, а по родословной русских князей Романом Васильевичем, младшим сыном ярославского князя Василия Давидовича. В 1345 г. Роман Васильевич получив в удел испепеленный монголами Романов, возобновил, вновь устроил его и самый собор деревянный. Ныне существующий каменный собор построен в 1658 г. На постройку его дано было царем Алексеем Михайловичем 100 руб. Храм имеет отопление в одном Введенском приделе, собор крепок. Престолов три: в честь Воздвижения св. и Животворящего Креста Господня, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, во имя Смоленской Божией Матери. Собор устроен усердием граждан. К собору приписана тюремная церковь во имя Пресвятой Богородицы Всех Скорбящих Радости, устроена в 1860 г. Чтимые особо в соборе святыни: икона Пресвятой Богородицы Тихвинской, подаренная собору царем Михаилом Федоровичем Романовым, чудотв. икона Пресвятой Богородицы Свенской, снимок с явленной чудотв. иконы Пресвятой Богородицы в Орловской губернии (1288 г.), икона Пресвятой Богородицы Владимирской, приобретена в Ярославле в 1816 г., украшена благотворителями, икона с изображением на финифти Страстей Угодников Божьих, пожертвована помещицей Анной Кон. Зацепиной в 1890 г., серебряный напрестольный крест со св. мощами. За отчисленную к городу в 1846 г. землю соборный причт получает 214 руб. 28 коп. из городских доходов. Церковный дом для причта. По плану земли при доме положено 1696 кв. саж. Церковного капитала в билетах 6015 руб. 64 коп. В ведении собора находятся две деревянные часовни в центре города, когда и кем построены – неизвестно. Прихожан 50 муж. пола и 48 жен. Собор на левом, высоком берегу р. Волги. Площадь, занимаемая собором, ровная, с востока и юга окружена валом. Прихожане исключительно жители города. В ведении собора две богадельни: Хлобыстинская и Беспаловская, обе обеспечены теми благотворителями, фамилии которых носят. Штатный состав причта: настоятель-протоиерей, священник, диакон и два псаломщика. Казенного жалованья причту 1029 руб. и от общегородского общества: за уступленную в 1846 г. землю – 214 руб. 28 коп., жалованья от того же общества 128 руб. 60 коп. и на обеспечение вакансии священника 200 руб. в год. Причтового капитала в процентных бумагах 15 248 руб.

http://sobory.ru/article/?object=00219

Согласно прошению Успенского иерея Никифора Семенова в январе 1743 г. дана была благословенная грамота на построение, вместо сгоревшей, новой деревянной церкви в прежнее храмонаименование и на старом кладбище; а в октябре того же года, по благословению епископа Алексия Титова, новопостроенную церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы дозволено освятить. В сентябре 1753 г. Успенский иерей Никифор Семенов в прошении своем преосв. Димитрию Сеченову прописывал: «имелась церковь Божия Успения Пресвятой Богородицы холодная, да при ней построена церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы для зимнего времени теплая, деревянная, которые 1753 года августа 14 числа в учинившийся в г. Касимове пожар погорели без остатку… а ныне г. Касимова церкви Рождества Христова священно-церковно-служители с приходскими людьми, вместо оных погоревших церквей, уступают имеющуюся ветхую свою церковь деревянную, вместо которой построена в тоже храмонаименование Рождества Христова каменная». Вследствие чего испрашивалось у преосвящ. дозволение означенную церковь Рождества Христова ветхую перенести и на том же месте, где стояла церковь Успенская, поставить. Выдать благословенную грамоту на построение, вместо сгоревших, новой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы разрешено 16 сентября 1753 г. Разрешение на построение, вместо деревянной, каменной, ныне существующей Успенской церкви с приделами Никольским и Трехсвятительским испрашивалось касимовским купцом Максимом Александровичем Миловановым с прочими прихожанами 2 февраля 1756 г.; в том же году старосте поповскому иерею Федору дана была и храмозданная грамота «для отдачи просителям». В 1775 г. Успенская церковь была окончена постройкою и иерей Иоанн и купец Милованов, донося о том преосвящ. Палладию, испрашивали на освящение ее грамоты, которая и выдана была им 8 августа того же года. В том же году освящены были приделы Никольский и Трехсвятительский. Устройство трапезной церкви и колокольни окончено было в 1789 г., а расширение трапезной с устроением приделов Боголюбского и Воздвиженского относится к позднему времени.

http://sobory.ru/article/?object=02002

Полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе А.Д. Беглов передал Его Святейшеству и всем участникам торжеств приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина. От имени костромичей временно исполняющий обязанности губернатора Костромской области С.К. Ситников поблагодарил Святейшего Патриарха за визит и преподнес макет Троицкого собора Ипатьевского монастыря. На молитвенную память о богослужении Святейший Патриарх Кирилл передал в дар монастырю икону преподобного Сергия Радонежского и его родителей преподобных Кирилла и Марии. Епископу Ферапонту Предстоятель Русской Церкви вручил юбилейную панагию, изготовленную по случаю празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Затем Святейший Патриарх Кирилл вручил высокие церковные награды. Во внимание к активному содействию в возрождении православных святынь на Костромской земле временно исполняющий обязанности губернатора Костромской области С.К. Ситников награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. Во внимание к помощи в восстановлении собора Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря генеральный директор ООО ИСПО «Костромагорстрой» Е.Г. Нагоров был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Во внимание к помощи Костромской епархии генеральный директор ОАО «Строймеханизация» В.А. Яхонтов был награжден орденом преподобного Серафима Саровского III степени. Верующим были розданы иконки Рождества Пресвятой Богородицы с Патриаршим благословением. Самый ранний из Рождественских храмов был сооружен в первый период существования Ипатьевской обители. Так же как и все строения монастыря, он был деревянным. В 1564 году на средства Дмитрия Ивановича Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, зимняя церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителя Иоанна Златоуста была возведена в камне. В 1837-1863 гг. под руководством архитектора К.А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. К.А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы.

http://patriarchia.ru/db/text/4165594.ht...

Братская церковь Покрова Пресвятой Богородицы (Боровая, 52). Церковь состоит в ближайшем ведении Санкт-Петербургского Епархиального Братства во имя Пресвятой Богородицы. Освящена 12 октября 1893 г. Церковь каменная, имеет два престола: св. мч. Вонифатия внизу и главный престол Покрова Пресвятой Богородицы, освященный в 1897 г. вверху. Памятная книга по Санкт-Петербургской епархии составлена под редакцией секретаря СПб Духовной Консистории Н.М. Кутепова, 1899, Ст.94-95   С 1989 г. здание храма по решению Ленгорисполкома было передано «Дому Евангелия». Приход православного храма Покрова Пресвятой Богородицы долгое время боролся за возврат исторического здания. В этот период в находящемся по соседству бывшем доме причта Покровской церкви был устроен храм Собора новомученников и исповедников российских. 19 июня 2012 г. церковь на Боровой передана Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время церковь открыта для прихожан. Храм получил статус подворья Антониево-Дымского монастыря. Противоаварийные работы начались на фасадах храма Покрова Богородицы на Боровой улице Петербурга, сообщил журналистам в четверг председатель городского комитета по госконтролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров. «В свое время этот храм называли одним из изящнейших храмов столицы, но теперь он пришел в плачевное состояние. В этом году нами запланированы работы по фасадам: предстоит обследовать фасады, кирпичную кладку, провести противоаварийные мероприятия. Кирпичная кладка в очень плохом состоянии, и я думаю, что нас еще ждет немало сюрпризов», – сказал С. Макаров, которого цитирует «Интерфакс-религии». По словам главы комитета, на текущий год из бюджета города выделено 15 миллионов рублей на работы по восстановлению храма, являющегося памятником архитектуры. В будущем году планируется начать основные ремонтные работы внешней части здания, а к интерьеру реставраторы планируют приступить уже позднее, в 2017-2018 годах. Покровская церковь была построена в 1893 году по проекту архитектора Николая Никонова. При этом работы по отделке интерьеров растянулись на несколько лет из-за нехватки средств. В 1895-1896 гг. фасады храма украсили майоликовыми иконами. Иконостас был исполнен также из цветной майолики на одной из фарфоровых фабрик. В конце 1930-х гг. храм закрыли. Здание было серьезно перестроено: полностью разобрана колокольня, которую венчал вытянутый вверх шатер, снесены навершия храма. Живопись на стенах была уничтожена. В послевоенный период в церкви располагались промышленные цеха, а в 1986-1989 гг. – механический цех НПО «Ленбуммаш».

http://sobory.ru/article/?object=01545

Несмотря на это, в регистрационной записи Книги выдачи ставленнических грамот и антиминсов Патриаршего Казенного приказа имеется следующая запись 208: " 7208 г. (1700 г.) июня 8 по благословенной грамоте выдан антиминс в Галицкий уезд в село Холм новопостроенную церковь во имя собора Пресвятыя Богородицы, а взял тот антиминс поп Иван Григорьев и росписался " . Документ этот однозначно свидетельствует, что церковь Собора Богородицы была заново построена в 1700 году. Возможно правы были Ф.Ф. Горностаев, И.Э. Грабарь и М.В. Красовский при отнесении возраста этого храма к более позднему периоду. По результатам исследований храма, проведённые в конце 1950-х - начале 1960-х годов, многие специалисты склонны утверждать, что первоначально это был шатровый храм с восьмериком " от пошвы " . В 1654 году на средства князя Фёдора Фёдоровича Волконского было произведено обновление храма. Тогда, а, скорее всего, в 1700 году, выполняя предписания патриарха Никона о запрете шатровых церквей и строительстве храмов " о пяти верхах " , храм был перестроен: основной восьмерик был понижен, а на храме появился дополнительный восьмерик несущий пятиглавие на крещатой бочке. Некоторые специалисты, однако, до сих пор считают, что церковь изначально имела нынешнюю композицию и была построена в 1700 году. По всей видимости, в XVII веке в самом селе Холм строится Никольская церковь. Поначалу она была " придельной " , то есть приписной к погостском храму Собора Богородицы, но после постройки в 1720 году новой сельской деревянной трёхпрестольной Никольской церкви, храм, стоящий на погосте, становится кладбищенским и его приписывают к сельской церкви. Погост, как административно-территориальная единица, прекращает свое существование. Последний раз его наносит на Специальную карту Западной части России 1826-1840 годов картограф и геодезист Фёдор Фёдорович Шуберт под именем " Собор " . На карте Ивана Афанасьевича Стрельбицкого, изданной в 1871 году, погост, где в то время стояла церковь Собора Богородицы, не обозначен. В кладбищенском храме до его закрытия находилась местночтимая древняя икона Собора Пресвятой Богородицы; по местному преданию, этот образ существовал в храме с основания церкви. В начале ХХ века под сруб был подведен фундамент и сделан цоколь высотой около двух метров, вероятно, вместо прогнивших нижних венцов. Церковь была обшита с фасадов унылым выкрашенным тёсом, а кровля покрыта железом.

http://sobory.ru/article/?object=56892

В 1712 г. в селе Александрове строилась новая каменная церковь. В 1728 г. об освящении новопостроенной церкви в Синодальном казенном приказе производилось дело по прошению, поданному 16 сентября того же года, женою графа Н. Ф Головина Софьею Никитичною, которая в своем прошении писала: «в 1703 г. 27 июля велено против челобитья отца моего, стольника Никиты Борисовича Пушкина, в Московском уезде, в Сурожском стану, в вотчине его, в селе Александрове, вместо обветшалой Рождественской деревянной церкви, построить вновь каменную церковь во имя тот же престол Рождества Пресвятой Богородицы, да придел Сергия Радонежского чудотворца, которая вотчина ныне по приданству за мужем моим и за мною, и о том строении дана из Синодального казенного приказа благословенная грамота, и ныне оная Рождественская каменная церковь построена и к освящению совсем в готовности, а без указу из Синодального казенного приказа тое каменную церковь освятить не смеем и в тое церковь из Синодального дому освященный антиминс выдать и чтобы для освящения Рождественской церкви московского Успенского собору к протопопу с братиею послать указ». В записной книге Синодального казенного приказа печатных пошлин с грамот о строении церквей 1703 г. написано: «запечатана благословенная грамота на два престола, по челобитью стольника Никиты Борисова сына Пушкина, велено в Московском уезде, в Сурожском стану, в вотчине его, в селе Александрове, на старом церковном месте, построить вновь церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы, да в приделе Сергия Радонежского чудотворца». По этому делу последовала резолюция преосвящ. Леонида, архиепископа Сарского и Подонского: «1728 году сентября 23 день дать указ об освящении и антиминс выдать». Того же года 25 сентября из Синодального казенного приказа выдан указ московского Успенского собора протопопу с братиею, «велено ему, протопопу, новопостроенную каменную церковь Рождества Пресвятой Богородицы, досмотря, буде построена та церковь против данного указу, освятить на выданном антиминсе, который выдан церкви гребенской Пресвятой Богородицы попу Степану Ананьину».

http://sobory.ru/article/?object=37900

В январе 1726 года вновь построенная деревянная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы была освящена протопопом Большого Успенского Собора Симеоном Лукиным. В середине XVIII века село Архангельское-Тюриково переходит во владение к графу Скавронскому. Именно к этому времени относится постройка сохранившейся до сей поры каменной церкви. 12 января 1755 года в Московскую духовную консисторию вдова графиня Екатерина Родионовна дочь графа Федоровская жена Самойлова сына Скавронского представила прошение. Синодальная контора 8 февраля 1755 года разрешила на месте ветхой построить вновь каменную церковь. Новый храм был окончен постройкой и освящен в 1758 году. С 1772 по 1798 год селом Архангельским владел Иван Семенович Гендриков - двоюродный брат императрицы Елизаветы Петровны. При нем в 1772 году по просьбе священника Дмитрия Иванова по дозволению Синодальной конторы был перестроен ветхий престол и заменен антиминс. Позже среди владельцев села значились Долгов (1798), И.Д. Оболенская и А.А. Шулепников (1855). В это время на средства А.А. Шулепникова к церкви Успения была пристроена колокольня. В конце XIX - начале XX века вблизи села Архангельского, а частью и на территории самого села, располагалась усадьба московского купца и промышленника Мориса Филипповича Марка. Богослужение в церкви продолжалось до 1934 года, когда она была закрыта и переоборудована под колхозный склад. Окончательно заброшенный в 1960-х годах храм быстро пришел в плачевное состояние. Восстановительные работы начались в 1990 году, богослужения возобновились в 1992 году. Источник: стенд у ворот храма Успения Пресвятой Богородицы в Архангельском-Тюрикове церковь (Дмитровское шоссе, дом 120, корпус 1) Это единственная сохранившаяся усадебная постройка старинного села. Храм сооружен в 1755–1758 гг. в стиле барокко со скромным декором. Одноглавый двусветный четверик перекрыт сомкнутым сводом, трапезная по ширине равна храму. В 1858 г. выстроили новую трехъярусную колокольню (архитектор М.Ю. Левестам). Храм закрыли в 1934 г. Богослужения возобновились в 1992 г. Среди святынь храма – храмовая икона «Успение Пресвятой Богородицы», икона «Явление Божией Матери преподобному Сергию», икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша» и другие.

http://sobory.ru/article/?object=04757

Также к собравшимся обратилась президент Благотворительного фонда святых Константина и Елены А.П. Оситис. Успенский кафедральный собор г. Витебска Первые документальные данные о существовании православной церкви Пресвятой Богородицы на Лысой (Пречистенской) горе, в месте слияния Витьбы и Западной Двины, относится к 1406 году. Уже к началу XV века появилась церковь Успения Пресвятой Богородицы, и доминирующая высота в городе получила название Успенской горы. К тому времени церковь уже была каменной. Когда восставшие горожане убили униатского архиепископа Иосафата Кунцевича, по приговору суда Успенская церковь была разобрана, 20 человек казнены, город лишили магдебурского права и всех привилегий. В 1839 году в храме произошло торжественное богослужение по поводу возвращения униатов в Православие. В комплекс с собором входили здания Витебской духовной семинарии. После октябрьского переворота семинария и собор в Витебске были закрыты. В сентябре 1936 года здание собора было взорвано. В 1949 году на месте собора строится цех завода заточных станков, однако завод пришел в упадок и быстро прекратил существование. 26 сентября 1998 года Патриархом Московским Алексием II была заложена капсула с памятной грамотой в основание будущего храма и освящен первый камень на восстановление собора. Идею о возрождении Успенского кафедрального собора поддержал президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Строительные работы начались в июне 2000 года. 4 мая 2003 года на месте строящегося храма состоялась первая после 1936 года Божественная литургия. 14 октября 2003 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет совершил молебен с закладкой камня в основание нижнего, Спасо-Преображенского храма. 28 августа 2005 года, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Патриарший экзарх всея Беларуси совершил Божественную литургию в нижнем храме собора. 28 сентября 2009 года храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Успенский собор был освящен митрополитом Минским и Слуцким Филаретом в сослужении всех архиереев Белорусской Православной Церкви 30 сентября 2011 года.

http://patriarchia.ru/db/text/2895468.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010