Орари – бархат таусинный; по нем 6 крестов серебряных, чеканных, золоченых; по краям каймы низаны жемчугом кафимским средним в одно зерно; около крестов и средин местами низано таким же жемчугом; обшито золотом сканным, подложено тафтою лазоревою; по концам – 9 кистей с ворворки, шелк зелен с золотом и серебром; три ораря – травы и каймы низаны жемчугом мелким по вишневому бархату и с дробницами на крестах, сканными, резными, чеканными и басемными и около жемчугу и дробниц обшито сканным золотом, подложено червчатою камкою, по концам – кисти шелковые разных цветов, с золотом. 63 В виду того, что церковная утварь, особенно облачения, вследствие частого употребления, ветшала, по указу государей на казенном дворе, делались предметы сей утвари или вновь, или чинились только. Так, например, генваря 17, 1626 г. сделаны были ризы протопопу Благовщенского собора Максиму – из камки адамашки белой хрущатой с бархатным оплечьем, стоившие 17 р. 22 алт. 2 деньги 64 , и для него же – 2 сулка, один тафта виницейка, червлена, при чем тафты пошло аршин без четверти, цена 20 алтын; наконечники пришиты старые, низаны жемчугом, с дробницами золочеными. Другой тафта виницейка лазорева, тафты пошло аршин без четверти, цена 20 алтын; на наконечники пошло камки таусинной адамашки 5 вершков, цена 10 алтын; на подкладку пошло зендени багровой пол-аршина, цена 2 алт. 2 деньги. оп. 471, л. 12–13 на об.). В 1629 г. также были сделаны облачения протопопу Максиму и ключарю Никите, на престол и жертвенник и воздухи 65 . В 1678 г. 25 сентября сделаны были на казенном дворе 2 покровца и 2 воздуха – средина – алтабас золотной, на нем репьи серебряные, опушка – объярь по белой земле; травы – шелк разных цветов, нашиты кресты и кружево кованое, серебряное, подложены тафтою. В то же время сделаны были, с сохранением прежних оплечий, новые ризы камчатые, белого цвету, травяные, ризы тафтяные и епитрахиль цветная камчатая с шелковыми кистями, а старою камкою вычинены 2 стихаря камчатых; также починены были подризник дорогильный, двое поручей, бархатная епитрахиль, орарь камчатной, с пришитием, куда следовало, шелковых кистей 66 . В сем же году на шитье пелены и оплечий к ризам было отпущено литра золота пятерного, весом 66 золотников, и, кроме того, по приказу княгини Анны Андреевны Мещерской, – шелков белого, рудожелтого, светложелтого, алого, зеленого, красного и лазоревого – 74 золотника 67 . В 1694 г. апреля 8 также были сделаны трое риз и 3 стихаря – рудожелтого цвета, с сохранением прежних оплечий, опушенных камкою осиновою, подпушенных желтою тафтою, и с крашениной подкладкой 68 . Наконец, 6 сентября 1696 г. ключарю Ивану Афанасьеву, 2 священникам и 3 дьяконам сделаны были вновь три ризы и 3 стихаря камчатных, белых, опушенных камкою, с оплечьями у риз – из бархату золотного травчатого, а у стихарей – из объяри золотной травчатой, и трое орарей и поручей – объяринных, травчатых, золотных, опушенных атласом 69 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В частности, на заседании президиума Усть-Каменогорского горсовета, проводившегося 8-9 сентября 1927 г., рассматривался вопрос о передаче одного из храмов Покровско-Троицкой обновленческой общины тихоновцам. Как явствует из документа, главной мотивировкой решения был добровольный отказ тихоновской общины от храмов. «Ввиду того, что Старо-Православная община в 1923 году сама же отказалась взять храм, боясь ответственности и мотивируя тяжелым условием выполнения договора, предлагаемого Адмотделом таким образом обои соборы добровольно были переданы обновленцам, которые заключили договор с Адмотделом и пока до сего времени ни один пункт договора не нарушен, чтобы могло последовать расторжение договора, а поэтому ходатайство Старо-Православной общины оставить без удовлетворения и договор, заключенный с Адмотделом в 1923-25 г. впредь считать в силе, т.е. храмы остаются в пользовании общины обновленцев». До момента массового закрытия сельских церквей в 1929 г., количество обновленческих и тихоновских общин в Усть-Каменогорском уезде было примерно равным, с преобладанием старо-православных, имеющих 28 сельских храмов и молитвенных домов против 20-ти синодальных. Храмовый перевес наблюдался за обновленцами лишь в городе: 1:3. Постепенно церковная жизнь сводилась к крупным населенным пунктам и городам области. В середине 30-х гг. ХХ века продолжали действовать в Усть-Каменогорске две половины когда-то единой общины Покровского собора: обновленцы и старо-православные. В это время произошли некоторые серьезные изменения в отношениях между Советским государством и обновленцами... Первая серьезная утрата для обновленческой Покровско-Троицкой общины произошла еще в 1928 году, когда был на долгие десятилетия закрыт старейший ныне в Прииртышье Троицкий храм в крепости. Таким образом, по Усть-Каменогорску к середине 30-х гг. сложилась следующая ситуация. Обновленцы владели Покровским собором и Трехсвятительской церковью в Заульбинской слободе. Старо-православная община теперь размещалась по улице Красно-Октябрьской (ныне проспект Ауэзова).

http://sobory.ru/article/?object=15494

  Лично у меня существует предположение, что Гавази строился по типу круглых храмов Кавказской Албании. Георгафически он находится так близко к этой Албании, что определённое влияние вполне могло быть. Например, стоит обратить внимание на Мамрухский храм (Азерб.) IV века или храм в селе Лекит (Азерб.) VI века.    Тетраконхи такого типа  Грузии не прижились. Вскоре появились тетраконхи по типа Аванского собора (Джвари, Атени и тд.) и дальше строили в основном именно их. Много лет спустя появился однотипный храм Кветера, который вполне мог быть подражанием Гавази или Ниноцминде.   Совсем поздно, около XIX века, храм был отштукатурен с внешней стороны и стал белым, совершенно не похожим на свой пятый век. Впоследствии штукатурку сбили.  Сейчас храм находится в северной части посёлка Ахалсопели, и расположен так хитро, что для подхода к нему надо немного покрутиться по посёлку. Вокруг храма полянка, несколько деревьев, ограда и родник. Рядом с храмом установлен храм со схемой и информацией на трех языках, включая русский. Ну и разумеется, здесь сложены квеври в больших количествах.    Вход в храм расположен с западной стороны, и по нему удается разобраться в сторонах света - поскольку галерея мешает понять, как именно он ориентирован. Западные и южные апсиды храма скрыты этой галереей, и только две остальные можно потрогать руками. Внутреннее пространство храма очень невелико, фресок здесь нет, стены не штукатуренные. Алтарная преграда совсем небольшая, как и у всех тетраконхов. Особенно интересны внутренние формы апсид - это так называемая лепестковая форма, очень редкая для Грузии. Если случится оказаться в этом храме, попробуйте почувствовать, насколько он старый. Он строился примерно в те годы, когда родился Мухаммед. Карл Великий родился и умер, а храм уже стоял на этом месте. Он пережил арабский халифат, сельджуков и монгольские государства. Политическая история России еще не началась, а он уже стоял. Ну и попробуйте ощутить, как сама идея этого храма уходит корнями куда-то в неизвестные нам исторические дали. Мы не знаем, с чего его копировали и о чем думали его строители. И не узнаем уже никогда. Это фрагмент истории грузинской архитектуры, объяснить который уже не удастся. 

http://sobory.ru/article/?object=38350

Изображённый на чертеже высокий восьмигранный купол говорит о том, что конструкция кирпичного свода, перекрывавшего храмовый восьмерик, была еще близка к конструкции шатра, как это можно наблюдать и в сохранившемся своде, перекрывающем храмовую часть Владимирской церкви в Ельце. Следует также отметить, несмотря на то, что на чертеже изображено здание со сложившимися классическими формами, всё же перестроено было оно на основе конструкций барочных форм. Орловская губернская строительная комиссия на своем заседании 2 апреля 1853 г. признала проект А. А. Тона «удовлетворительным», и 30 апреля т.г. архиепископ Смарагд направил все планы фасадов и чертежи в Святейший Синод, откуда они поступили в июне в Департамент проектов и смет Главного управления путями сообщения и публичных зданий. При рассмотрении там проекта перестройки Покровской церкви он был найден неудовлетворительным и «для благовидности фасада» переделан, «не выходя при том из размеров проекта». На разрезе, соответствующем второму варианту, значится, что составлял его «архитектор, коллежский асессор Василий Моргалов». Вероятно, ему же принадлежит и новый вариант фасада, выполненного в «русско-византийском» вкусе. Храму были приданы черты официального «русско-византийского» стиля, причём без изменения конструктивной основы, предложенной первым, классическим вариантом, с нанесением прямо на классический фасад гипертрофированных форм кокошников вместо классического портика, полуколонн по углам многогранного барабана вместо колоннады и огромной, не имеющей, пожалуй, равных в русской архитектуре, луковицей вместо полусферического купола. За пример архитектурного оформления Покровской церкви были взяты элементы строившегося в это время в Ельце Вознесенского собора. Так, на примере Покровской церкви зримо происходила отставка классицизма и замена его официальным византийским стилем, прочно вошедшим в моду в середине XIX в. Издержки на приведение нового проекта в исполнение должны были простираться до 60 тыс. руб. В сентябре 1853 г.

http://sobory.ru/article/?object=07287

Собор Пресвятой Богородицы — тихое семейное торжество В этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца 8 января, 2016 В этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца На следующий день после Рождества Христова Церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы. Об этом празднике рассказывает протоиерей Игорь Прекуп. Церковь празднует Собор Пресвятой Богородицы Почитание Пресвятой Богородицы закономерно выразилось в том, что в годовом богослужебном круге был выделен день, следующий непосредственно за праздником Рождества Христова , собирающий нас в честь Божией Матери, а так же в том, что в этот день празднуется не только память самой Пречистой, но и тех, кто оказался участниками событий, связанных с явлением в мир Богомладенца. В первую очередь – это св. Иосиф Обручник и его сын от первого брака Иаков, брат Господень , первый епископ Иерусалима. Это и день памяти св. царя Давида , из рода которого происходила Пречистая, это праздник всех сорадовавшихся с ней о рождении Сына Человеческого – и пастухов, и волхвов – всех собранных вокруг нее не только и не столько в пространственном, сколько в духовном смысле. Собор Пресвятой Богородицы  Мы не располагаем точными сведениями о возникновении праздника Собор Пресвятой Богородицы. Известно, что установление особого празднования Рождества Христова сразу же повлекло за собой и чествование Родившей, запечатленное уже в проповедях свв. Епифания Кипрского, Амвросия Медиоланского и блж. Августина. Однако встречающееся на некоторых сайтах сообщение, что «официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году», несколько неточно. Во-первых, канонические правила, которые относят к VI Вселенскому Собору, действительно, состоявшемуся (точнее, завершившемуся) в 681 г., были приняты не на нем (V и VI Вселенские Соборы были посвящены догматическим вопросам, и канонов не издавали), а на так называемом Трулльском Соборе, созванном в 691 г. (еще называемый «Пято-Шестым»), который рассматривался его участниками, как продолжение VI Вселенского Собора.

http://pravmir.ru/sobor-presvyatoy-bogor...

Церковь в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В алтаре на престоле Евангелие с серебряным резным Распятием и Евангелистами дар Афанасия Гусельникова; крест благословящий обложенный серебром золоченым. За престолом образ Пресвятой Богородицы Одигитрии украшенный серебром золоченым и жемчугом. Над жертвенником образ Богородицы. Царские врата с сенью. Евангелисты написаны красками. Над царскими вратами деисус с праздниками и Пророками. Справа от царских врат:  образ Похвалы Пресвятой Богородицы, написанный на золоте, украшенный серебром резным золоченым и жемчугом; образ Пресвятой Богородицы Одигитрии написанный на золоте; образ Пресвятой Богородицы межвратный. Слева от царских врат: образ Пречистой Богородицы; образ Прокопия Устюжского в молении украшенный серебром золоченым; образ Пресвятой Богородицы. Над церковными дверьми деисус. Справа от двери образ Ангела хранителя, образ Вседержателя, образ Василия Великого и блаженного Василия Московского в молении. Слева от двери образ Николая Чудотворца. Придел во имя Алексия митрополита Московского. В алтаре на престоле Евангелие с серебряными золочеными распятием и Евангелистами, крест обложенный серебром золоченым. За престолом образ Пречистой Богородицы Одигитрии. Над жертвенником образ Иоанна Предтечи. Царские врата с сенью. Евангелисты написаны красками. Над царскими вратами деисус с праздниками и Пророками. В приделе Алексия Московского находились: образ Алексия митрополита Московского украшенный серебром резным золоченым; образ Пресвятой Богородицы Знамение в молении; образ Алексия митрополита Московского и Прокопия Устюжского; образ Пресвятой Богородицы межвратный. В 1682 году открыта Великоустюжская епархия. Второй Устюжский архиерей – архиепископ Александр, заступивший на Великоустюжскую кафедру в сентябре 1685 года, в 1690 году начинает строительство Архиерейского двора. С южной стороны церкви Похвалы Пресвятой Богородицы (параллельно Успенского собора) начинается строительство двухэтажного архиерейского дома. Над церковью Похвалы Богородицы строится крестовая церковь во имя Рождества Христова, о чем свидетельствовал антиминс, хранившийся в Прокопьевском храме.

http://sobory.ru/article/?object=06413

Ростов-на-Дону. Церковь Николая Чудотворца в колокольне собора Рождества Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы г. Ростова-на-Дону Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году. Удивительна история Ростовского кафедрального собора. Удивительна и неразрывно связана с историей города. Ведет она свое начало от крепости Димитрия Ростовского, учрежденной высочайшим указом императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году на южных границах России. При сооружении крепости на правом берегу Дона сразу же началось строительство церкви во имя Покрова Божией Матери и часовни во имя Рождества Пресвятой Богородицы, которая была освящена в 1761 году. Вскоре эта часовня становится храмом. В 1781 году деревянный храм Рождества Богородицы был разобран и перенесен на торговую площадь города, то есть на его теперешнее место. Простоял он недолго — чуть более 10 лет, и сгорел при пожаре. В 1795 году богобоязненные ростовчане строят на месте сгоревшего храма новый — каменный, с деревянными куполами. К середине XIX века церковь Рождества Богородицы на торговой площади уже не вмещала верующий народ. И тогда два ростовских купца Семен Кошкин и Федор Нефедов, с согласия Городской думы и по благословению Правящего Архиерея, обратились в начале 1854 года в Святейший Синод с просьбой разрешить строительство большого кафедрального собора за их личный счет. Просили они также предоставить и соответствующий архитектурный проект будущего главного храма города. Ответ с разрешением пришел из Синода очень быстро, и к нему прилагался проект, означенный как типовой для строительства православных храмов с учетом нового времени. Автором проекта был академик архитектуры К. А. Тон. Рядом с собором, с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня высотой 75 метров. Ее строительство финансировал еще одни ростовский купец П. Р. Максимов. Благовест ее 10-тонного колокола был слышен на 42 версты по Задонью.

http://sobory.ru/article/?object=15904

Черкизово. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Собора Пресвятой Богородицы Год постройки:приблизительно 1701 - 1740. Год утраты:1947 Адрес: Московская обл., Коломенский р-н, с. Черкизово Координаты: 55.206796, 38.743131 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:С автостанции " Старая Коломна " автобусом до остановки " Черкизово-2 " Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1689 году село Черкизово становится вотчиной князя Михаила Черкасского, одного из приближённых царя Петра I, влиятельного московского боярина. Почти 200 лет Черкасские владели селом. За это время здесь появилась усадьба, к середине XVIII века превратившись в настоящий архитектурный ансамбль. В непосредственной близости от усадьбы возвышались 3 великолепных черкизовских храма, среди которых - церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы, известная по клировым ведомостям с 1592 года. Церковь упоминается в прошении владельца Черкизова, князя П.Б. Черкасского к епископу Коломенскому Вениамину от 24 мая 1734 года, где говорится о строительстве в селе новой каменной церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, так как " ... в Черкизово имеется деревянная церковь во имя Собора Пресвятой Богородицы в дальнем расстоянии от двора своего " . После построения отапливаемой трапезной в 1821 году, Успенская церковь стала приходской и к ней была приписана " летняя " деревянная церковь Собора Пресвятой Богородицы. Храм несколько раз перестраивался и поновлялся. На фотографиях, которые сохранились до наших дней видно, что это была деревянная церковь типа восьмерик на четверике с высокой колокольней, была обшита тёсом по вертикали. В отделе письменных источников ГИМ сохранилось описание: " Деревянная, обшитая тёсом церковь построена в кон. XVIII века. Здание прямоугольное в плане, одноэтажное. Основной четверик несёт восьмерик второго яруса, увенчан восьмигранным куполом с декоративным барабаном и двухъярусной главкой. При церкви трапезная и трёхъярусная колокольня, так же деревянная, обшитая тёсом. Церковь не отапливалась, и богослужения в ней совершались только в тёплое время года. Церковная ограда была каменной с железными решётками.

http://sobory.ru/article/?object=42240

См. Елецкий Богородицкий. Богородицкий Задонский монастырь См. Задонский Богородицкий. Богородицкий Знаменский Курский монастырь См. Знаменский Курский Богородицкий. Богородицкий Знаменский Обоянский монастырь См. Обоянский Знаменский Богородицкий. Богородицкий Знаменский Хутмышский монастырь См. Хутмышский Знаменский Богородицкий. Богородицкий Игрицкий монастырь См. Игрицкий Богородицкий. Богородицкий Инзарский монастырь См. Инзарский Богородицкий. Богородицкий Казанский монастырь 1 класса девичий, находящийся внутри города Казани в первой части оного, близ Кремля, к востоку от оного, на левой стороне реки Казанки. Основан в 1579 году, по случаю явления в том году, Июля 8, образа Пресвятой Богородицы Казанской, почему и монастырь наименован Богородицким Казанским. Сперва построена была в оном монастыре 1) церковь деревянная, а потом в 1594 году, Апреля в 14 день, по разобранию заложена каменная, и в 1595 году отстроена иждивением Государя Царя Феодора Иоанновича, а 27 Октября освящена в то же наименование Пресвятой Богородицы Казанская. Тогда же Государь сей указал снабдить церковь сию св. иконами, книгами, ризницей и прочими потребами; самую же явленную икону украсить как можно лучше золотом, дорогими каменьями и жемчугом из Царских сокровищ. Кроме сей церкви тогда же устроены также иждивением Царским 2) во имя Животворящего Креста; 3) Рождества Пресвятой Богородицы тёплая; 4) Священномученика Антипы; 5) Собора Пресвятой Богородицы; 6) Св. Иоанна Богослова на святых воротах. В настоящее время в монастыре сем здания все каменные и примечательнейшие из них следующие: А) Внутри монастыря: 1) посреди монастыря СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Казанской Божьей Матери, о пяти главах, построена вместо прежней обветшавшей, по предположению Преосвященного Амвросия, бывшего Архиепископа Казанского, что ныне Митрополит Новгородский, план и фасад оной в 1791 году сочинены в Санкт-Петербурге Архитектором Старовым и поднесены им же, Преосвященным Амвросием, Государыне Императрице ЕКАТЕРИНЕ, которая, утвердив оные, соизволила указать на построение Собора выдать из Кабинета двадцать пять тысяч рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Рогожа. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Собора Пресвятой Богородицы Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1838. Адрес: Ленинградская область, Волховский район, д. Рогожа Координаты: 60.134922, 32.550655 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Рогожа. Церковь Собора Пресвятой Богородицы. Построена в 1838 г. Закрыта в 1937-м. Вновь действует с 1946 г. Церковь Рождества Богородицы в селе Рогоже Село Рогожа находится в 175 вер, от Петербурга и в 13 от Ладоги, на левом берегу реки Сяси, в 2 верстах от Ладожского озера. Происхождение имени «Рогожа» объясняют следующим преданием: За 170 лет на месте села был бор, принадлежавший монастырю Саввы Вишерского. Для хозяйства и для сбора податей, на реке Сяси, при устье реки Валгомы, жил монах, обязанный бесплатно перевозить чрез реку Сясь. Однажды, в бурную и дождливую ночь, когда монах лежал уже на постели, он услышал голос: «перевези меня». Когда монах не хотел встать с постели, он услышал слова: «перевези, а не то я на рогоже перееду». Побуждаемый как бы повелением свыше, монах вышел из избы и увидел, что на рогоже плывет, на ту сторону реки, образ собора Пресвятой Богородицы. На другой день монах нашел там образ. В память этого-то события и построена церковь во имя собора Пресвятой Богородицы, а село названо «Рогожею». Но предание относит это событие ко временам очень недавним, но церковь существовала здесь раньше 1582 года. В писцовых книгах «Обонежской Пятины, Заонежской половины, письма Ондрея Васильевича Плещеева и подьячего Семейки Кузмина, 7091 г.при описании погоста Богоявленского на Сяси, сказано: «В Богоявленском же погосте, на Никольской земле Медведцкого монастыря, на реке на Сяси, церковь Пречистые Богородицы без пенья». Что тут разумеется Рогожская церковь, видно из имен здешних деревень, там упоминаемых, как-то: большая и меньшая Опока, Судине, Отова, Пульницы. И что тут разумеется не Успенская в Сясьских Рядках церковь, видно из дальнейших слов того же описания: «Никольского ж Медведцкого монастыря Рядок на речке на Сяси Межутки, а в нем двадцать два двора пусты, а жили в нем крестьяне не пашенные и рыбные ловцы; разошлись от войны безвестно в девяносто в первом году». О церкви здесь не говорится, тогда как в других местах указаны не только церкви, но и места, где они стояли. Да и самое население Рядков относит свою церковь к началу 18-го столетия и, притом, не Успения, а Алексея человека Божия.

http://sobory.ru/article/?object=01266

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010