Москва. Зачатьевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Рождественский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью После октябрьского переворота 1917 года обитель была закрыта, храмы и колокольня уничтожены. Впоследствии на месте бывшего величественного собора Зачатьевского монастыря была построена общеобразовательная школа Ленинского района столицы. В 1995 году то, что осталось от одной из древнейших обителей Москвы, было возвращено церкви. Начался долгий и сложный период возрождения поруганной святыни. В начале 21 века школа была снесена и на подклете разрушенного собора начались работы по его возрождению, которые продолжаются и по сей день. Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского монастыря собор (уничтожен). Соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевского женского монастыря была построена в 1807 г. по проекту архитектора М.Ф. Казакова (храм строился отцом и сыном Казаковыми, Матвеем Федоровичем и Михаилом Матвеевичем). Строительство велось на месте двух разобранных в 1804 г. храмов, возведенных еще в 1584 г., – Зачатия Пресвятой Богородицы и Рождества Пресвятой Богородицы. Престол Зачатьевской церкви был перенесён в придел, устроенный на хорах собора. В соборе были устроены придел великомученика Феодора Стратилата, перенесенный из церкви Зачатия Пресвятой Богородицы, и придел святителя Алексия, митрополита Московского, перенесенный из церкви Рождества Пресвятой Богородицы. В 1887 г. был также устроен придел Казанской иконы Божией Матери, на месте разобранной при постройке собора церкви иконы Божией Матери «Неопалимая Купина». В приделе поместили две гробницы – монахини Иулиании, первой игуменьи Зачатьевского монастыря, и монахини Евпраксии, сестер святителя Алексия, митрополита Московского. Рождественский собор освятили в 1812 г. Одновременно с ним была построена и высокая трехъярусная колокольня, заменившая старую монастырскую звонницу. Вновь отделан был собор по проекту архитектора Д.Н. Чичагова. Высокое здание собора стояло на возвышенности, и хорошо было видно издалека. Говорили, что он построен «в готическом стиле». Возможно, это было связано со стрельчатой формой проемов окон.

http://sobory.ru/article/?object=15057

В Минске состоялось торжественное перенесение почитаемого списка Крупецкой иконы Божией Матери из Свято-Духова кафедрального собора для постоянного нахождения в храм Покрова Пресвятой Богородицы 21 апреля 2023 г. 15:11 Вечером 20 апреля 2023 года, в четверг Светлой седмицы, в городе Минске по благословению Патриаршего экзарха всея Беларуси  митрополита Минского и Заславского Вениамина состоялось торжественное перенесение самого почитаемого на сегодня списка Крупецкой иконы Божией Матери из Свято-Духова кафедрального собора на постоянное хранение в храм Покрова Пресвятой Богородицы, где в начале XVII beka был явлен первоначальный образ этой святыни. Перед перенесением иконы председатель приходского совета Свято-Духова кафедрального собора иерей Дионисий Ковалев в сослужении клириков собора возглавил чтение акафиста и молебен перед Крупецкой иконой. После крестного хода вокруг собора святыня была принесена в Покровский храм, где ее встретили настоятель протоиерей Виктор Беляков, клирики и многочисленные прихожане. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в городе Минске расположен на проспекте Победителей, на месте бывшего села Крупцы, которое после 1972 года попало в черту города. Рядом с храмом находится целебный источник, где в 1612 году на праздник Покрова Пресвятой Богородицы была чудесно явлена икона Божией Матери, которую стали называть Крупецкой. Для этой иконы возле источника была возведена деревянная часовня. Спустя чуть более 200 лет взамен обветшавшей построили новую часовню, а в 1856-1857 годах возвели храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Православный люд глубоко чтил Крупецкую икону Божией Матери, Своим Покровом хранившую всех приходящих к Ней. Старожилы города Минска рассказывают о том, что в Крупцы за святой водой приходили даже паломники из близлежащих государств. С 1884 года по благословению епископа Минского и Туровского Варлаама (Чернявского), в городе Минске совершался крестный ход с Крупецкой иконой. На зиму святыню приносили в Минск, в Крестовую церковь Архиерейского дома, а весной, в праздник святителя Николая Чудотворца, торжественно возвращали в Крупцы. После Октябрьской революции храм был разрушен, а икона утеряна. Возрождение Покровского прихода началось в 1992 году, когда был освящен Крупецкий источник. В 1998 году Покровский храм был полностью восстановлен и стал одной из красивейших церквей Минска. Самый почитаемый на сегодня список Крупецкой иконы Божией Матери многие годы хранился в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска. Решение о перенесении святыни для постоянного нахождения на место явления ее первообраза было принято Советом Минской епархии на заседании от 24 марта 2023 года . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Боровск. Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губернии: Опыт исследования древнерусского зодчества по губерниям академика архитектуры М.Т.Преображенского. Санкт-Петербург, Академия художеств, 1891 год. Лобготт Пипзам ?? Карта и ближайшие объекты Первая деревянная постройка церкви Рождества Богородицы была построена в 1444 году. В 1467 году на ее месте была возведена белокаменная церковь, расписанная Дионисием и Митрофаном. На ее месте по велению царя Федора Иоановича был построен в 1584-1586 годах, а в 1589 освящен новый собор с приделом великомученницы Ирины у северной стены. В 1837 году к западной стене собора была пристроена трапезная. Собор пятикупольный, четырехстолпный. Шлемовидное оформление куполов придало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, а затем был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь — придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей — царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что сделано также не случайно — собор строился под покровительством царя. Царь Федор Иоанович дважды приезжал сюда на богомолье в 1592-м и 1595 годах. Собор Рождества Богородицы – центральное сооружение монастыря, начало его истории положено во времена основания обители преподобным Пафнутием. В 1444 году на месте современного собора была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы, но уже через пару десятков лет, в 1460-х гг., вместо нее строится богатый белокаменный собор. Из жития преп. Пафнутия известно, что новый храм был расписан иконописцами Митрофаном и Дионисием. Собор был столь великолепен, что ему дивились даже московские князья. Просуществовал белокаменный храм чуть более ста лет.

http://sobory.ru/article/?object=02058

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день праздника Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля 8 января 2010 г. 15:44 В день попразднства Рождества Христова и Собора Пресвятой Богородицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Московского Кремля. После богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю со вторым днем Рождества Христова. По традиции нашей Церкви этот день имеет такое же значение, как и великие праздники. Вот почему в этот день всегда совершаются торжественные богослужения, а по обычаям града Москвы в этот день совершается богослужение в самом главном храме нашей Церкви — Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. Второй день Рождества посвящен тем, кто по плоти был близок к Спасителю. Мы вспоминаем память царя Давида, праведного псалмопевца, потому что именно из его рода произошел Иосиф Обручник, ставший тем, кто хранил девство Пресвятой Богородицы, но кто был как бы земным отцом для Младенца и Отрока Иисуса в Его детские годы. Мы вспоминаем также апостола Иакова, который был одним из четырех сыновей праведного Иосифа от первого его брака. Видимо, личная дружба, как и родственные чувства, скрепляли отношения Спасителя с этим, в начале жизненного пути Господа совсем молодым человеком, по возрасту близким к Нему. По преданию, именно апостол Иаков был вместе с Иосифом и Марией и Спасителем в Египте, спасаясь от преследований царя Ирода. Поэтому сегодняшний день — второй день после Рождества — мы и называем Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу. Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники — те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

http://patriarchia.ru/db/text/986332.htm...

Ковчег с частицей Покрова Пресвятой Богородицы прибывает в Петрозаводск Петрозаводск, 1 декабря 2013 г. 3 декабря по благословению митрополита Петрозаводского и Карельского Мануила в Александро-Невский кафедральный собор прибудет ковчег с частицей Покрова (головного убора) Пресвятой Богородицы, сообщает информационный портал " Православие в Карелии " . Это бесценное свидетельство земной жизни Божией Матери будет находиться в столице Карелии до середины января, затем поклониться святыне смогут прихожане храмов Петрозаводской епархии. Святой Покров – главная реликвия кафедрального собора города Шартр, Франция. Согласно преданию, именно в это одеяние была облачена Божия Матерь в момент рождения Христа и это та самая Риза Божией Матери, которая некогда хранилась в Константинополе и в 860 году спасла Царьград от нападения князей Аскольда и Дира. По данным шартрских архивов, святыня была подарена византийской императрицей Ириной Карлу Великому по случаю его коронации. В 876 году его внук Карл II подарил святыню шартрской церковной общине. В настоящий момент части Покрова Божией Матери находятся в Успенском соборе Московского Кремля, в Латеранском соборе во имя св. Иоанна Крестителя в Риме. Наибольший фрагмент Покрова Божией Матери в настоящий момент хранится во французском городе Шартре и представляет собой фрагмент шелковой ткани бледно-бежевого цвета длиной около 2 метров и шириной 46 сантиметров. В январе 2013 года ковчег с частицей Покрова Пресвятой Богородицы из Шартрского собора уже был доставлен в Москву, в домовый храм святого апостола Иоанна Богослова при Российском православном университете. Также в 2012 году святыня была принесена на Псковскую землю. Встреча святыни состоится 3 декабря в 16.30 в Александро-Невском кафедральном соборе. 3 – 16 декабря – Александро-Невский кафедральный собор, г. Петрозаводск; 16 – 23 декабря – Крестовоздвиженский собор, г. Петрозаводск; 23 – 30 декабря – Екатерининская церковь, г. Петрозаводск; 30 декабря – 6 января – Сретенский храм, г. Петрозаводск; 6 – 13 января – храм вмч. Пантелеимона, г. Петрозаводск; 13 – 15 января – храм Покрова Пресвятой Богородицы, п. Пряжа; 15 – 21 января – Смоленский собор, г. Олонец; 21 – 24 января – храм Вознесения Господня, г. Питкяранта; 24 – 27 января – храм Илии Пророка, г. Лахденпохья; 27 января – 5 февраля – Никольский храм, г. Сортавала; 5 – 10 февраля – храм Рождества Христова, г. Суоярви; 10 – 17 февраля – храм Рождества Пресвятой Богородицы, г. Кондопога; 17 – 25 февраля – Александро-Невский храм, г. Пудож. 1 декабря 2013 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/66277.html

Суздаль. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на архиерейском дворе. /// Епархия неизвестна Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1635-36 гг. Серапион Суздальский, архиепископ, по повелению царя Михаила Федоровича, собор Рождества Пресвятой Богородицы, обезображенный и разграбленный поляками, привел в прежнее положение… Кроме сего, архиепископ Серапион близ собора соорудил каменную шатровую колокольню, с двумя в нижнем ярусе престолами: Благовещенским и во имя св. муч. Феодосия… Суздальский митрополит Илларион (1682-1708 гг.), с разрешения царя Федора Алексеевича, произвел реставрацию собора… Церковь, устроенную архиепископом Серапионом внутри колокольни, митрополит Илларион перестроил: престол св. муч. Феодосия упразднил и церковь сделал теплою с одним Благовещенским престолом. В эту церковь в зимнее время митрополит Илларион ходил к церковной службе, а в воскресенье и праздничные дни совершал в ней литургию. В 1719 г. 17 июля в Суздале произошел большой пожар, уничтоживший почти все церкви и дома обывателей. Пострадал собор в этом пожаре, а также пострадали от огня ограда, колокольня с Благовещенскою церковью и архиерейский дом. Окончательно собор был возобновлен преосв. Порфирием: он устроил на соборе и колокольне, вместо бывших деревянных, железные крыши, большую главу на соборе покрыл красным листовым золотом; внутри собора исправил стенную живопись; приделы св. Федора и Иоанна украсил вызолоченными иконостасами; по левую сторону собора построил теплую церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и возобновил каменную ограду. Из последующих епископов Суздальских особенною ревностью об украшении собора отличался епископ Виктор, вступивший на кафедру в 1788 г. При нем и его стараниями были обновлены образа в верхних ярусах иконостаса и около столпов; в нижнем ярусе местные образа украшены сребропозлащенными ризами с дорогими камнями. В теплой Благовещенской церкви преосв. Виктор поставил гипсовый иконостас. В 1791 г. слит и 20 окт. повешен на соборной колокольне большой колокол весом 755 пудов. С упразднением епископской кафедры в Суздале в 1798 г. о благолепии собора заботились граждане гор. Суздаля. В 1815 г. усердием соборного старосты с гражданами в теплой Благовещенской церкви устроен придел в честь Рождества Христова в память избавления России от французов в 1812 г. В теплом соборе: престол - в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и придельный – в честь Рождества Христова. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 3. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1896 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=18024

В советское время храм не закрывался. В 1918 г. в него были переданы иконы и утварь из Черского Свято-Михайловского храма Гродненской епархии. Среди церковных святынь здесь находится чтимая икона Божией Матери «Ризоположение» с частицей ризы Пресвятой Богородицы, икона Божией Матери «Смоленская» (XVI в.), икона Божией Матери «Утоли моя печали» (начало XVIII в.) и другие. Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . В селе Леонове в XVII ст. существовала деревянная церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, построенная между 1629 – 35 гг. В приходной книге Патриаршего казенного приказа за 1635 г. писано: «церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы в вотчине князя Ивана Никитича Хованского в селе Леонове, у речки Яузы, дани 3 алтына 4 деньги, десятильничих и заезда гривна». В 1719 г., вследствие прошения князя В. П. Хованского разрешено ему построить в селе Леонове каменную церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы с приделом св. Николая. В записной книге Синодального казенного приказа печатных пошлин за 1720 г. значится: «12 мая 1719 г. отпущен указ за приписью комиссара Луки Владыкина о строении церкви по челобитью князя Василия Петровича Хованского, велено ему в Московском уезде, в Манатьине стану, в вотчине его в селе Леонове, вместо ветхой деревянной церкви во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, на прежнем церковном месте построить вновь церковь каменную во имя тот же престол». В Синодальном казенном приказе производилось дело об освящении новопостроенной в селе Леонове каменной церкви. Дело началось по прошению князя Хованского; в своем прошении, поданном в мае 1722 г., он писал: «в 1719 г. по указу велено в вотчине моей, в селе Леонове, построить церковь каменную во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы и ныне та церковь построена и к освящению со всем изготовлена, а не освящена, и чтоб повелено было об освящении той новопостроенной церкви дать указ и антиминс выдать и освятить оную церковь Большого Успенского собора протопопу во имя Рождества Богородицы».

http://sobory.ru/article/?object=03401

Саратов. Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (новая). Введенский храм Церковь. Действует.   Престолы: Введения во храм Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 2015 и 2017. Ссылки:   Адрес: г. Саратов, улица Авиационная Координаты: 51.589283, 45.973016 Проезд:Автобусами 11, 53 до остановки «НИИ», или до остановки «75 школа». Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В ноябре 2014 года решением Администрации Муниципального образования г. Саратов было проведено отведение земельного участка под строительство храма Введения во храм Пресвятой Богородицы. В июне 2015 года, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, была образована община в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В декабре 2015 года начато строительство храма, которое ведется на средства благотворителей и частные пожертвования. 17 января 2016 года, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора иерей Николай Генсицкий, настоятель храма иерей Вячеслав Краснов, клирики Свято-Георгиевского храма иерей Сергий Кузин и диакон Кирилл Севастьянов совершили чин основания храма. 23 ноября 2016 года, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, благочинный Петропавловского округа игумен Нектарий (Морозов) в сослужении настоятеля храма и духовенства благочиния совершил Чин освящения крестов и куполов для строящегося храма. 2 января 2017 года по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина благочинный Петропавловского округа игумен Нектарий (Морозов) в сослужении настоятеля храма иерея Вячеслава Краснова и диакона Александра Яхонтова совершил Чин положения Антиминса и первую Божественную Литургию. 06 ноября 2017 года Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Великое освящение храма и Божественную литургию в новоосвященном храме. 23 ноября 2017 года, по благословению Митрополита Саратовского и Вольского Лонгина, благочинный Петропавловского округа игумен Нектарий (Морозов) в сослужении настоятеля храма и духовенства благочиния совершил Чин освящения колоколов храма в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Саратова. http://vvedenie.pravorg.ru/main-page/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41426

В Синодальном Казенном Приказе производилось дело о построении вновь Успенской церкви по случаю ее ветхости, по прошению священника оной церкви Филиппа Борисова. В своем прошении, поданном в Синодальный Казенный Приказ 25 июня 1725 года он писал: «В городе Рузе, у которой я служу, приходская церковь Успения Пресвятой Богородицы деревянная стала быть ветха и служить в ней божественная служба не возможно, да на том же погосте церковь приходскаяж Николая Чудотворца деревянная, вместо которой построена у собора Воскресения Христова в пределе Николая Чудотворца каменная приходская – ж, а та ныне церковь Николая Чудотворца деревнная стоит без пения, и чтоб повелено было тое старую церковь ветхую Успения Пресвятой Богородицы разобрать, а церковь Николая Чудотворца починить и освятить во имя Успения Пресвятой Богородицы и о священии дать указ тогож города Рузы собору Воскресения Христова протопопу Петру Саввину». В справке Синодального Казенного Приказа, вследствие сего прошения, значится: «В окладных книгах жилых данных церквей Русской десятины написано: церковь Успения Пресвятой Богородицы что в Рузе, на посаде, дани, заезда и десятильнича доходу рубль два алтына, казенных пошлин 5 алтын 4 деньги, и те данные и пошлинные деньги по сей 1725 год плачены; а в писцовых книгах вышеозначенной церкви не написано. Прибыла оная церковь и данью обложена в 703 году». По этому делу последовала резолюция Святейшего Правительствующего Синода советника преосвященного Леонида Сарского «1725 году июля в 26 день, дать указ о строении против челобитья». А за 1726 год в исходящей книге Синодального Казенного Приказа записано: «генваря 28 числа запечатал указ о строении церкви по челобитью города Рузы церкви Успения Пресвятой Богородицы попа Филиппа Борисова велено ему в городе Рузе, вместо той Успенской ветхой церкви, разобрав поставить вновь церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, а построй, освятить города Рузы Воскресенскому протопопу Петру; пошлин гривна, нужнейших одна четь (коп.) взято». (См. Моск. Арх. Мин. Юст., вязка 452, дела 1067 и кн. 303, стр. 5). Когда была освящена церковь , под делом сведений нет. 6. Благовещения Пресвятой Богородицы церковь в селе Долгих Лядах 24

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Боровичи. Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский собор /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В центре города, на площади (сквер им. Кирова) находились два собора: зимний и летний. Наиболее древний - зимний, теплый собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1777 г. на месте деревянной Борисоглебской церкви, которая сгорела в 1758 г. Этот красивый каменный храм до 1862 г. назывался Троицким, а потом был переименован во Введенский. Чуть ниже соборов, где сейчас вечный огонь, с незапамятных времен находилась деревянная церковь во имя Введения в храм Пресвятой Богородицы. В 1818 году ее за ветхостью разобрали, а на алтаре старого храма была построена каменная изящной архитектуры Введенская часовня, окруженная каменной, с красивой железной решеткой, оградой " . Собор Введения Пресвятой Богородицы. Год постройки: 1777. Главный престол был освящен в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Событие, в честь которого установлен этот великий праздник, имеет большое духовное значение, т.к. оно стало необходимым звеном спасительного Божия промышления о мире. С правой стороны - во имя прп. Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца. Он основал монастырь недалеко от г. Новгорода и всегда оказывал помощь всем приходящим к нему. С левой стороны - во имя св. блг. кн. Бориса и св. блг. кн. Глеба, в память о прежнем древнем храме, стоящем на этом месте. За капитальными стенами были престолы во имя св. Николая, покровителя плавающих и путешествующих и во имя св. Митрофана Воронежского, который был епископом г. Воронежа и оказывал помощь Петру I в создании русского флота. Два последних придела напоминали о том, что г. Боровичи были одним из главных центров Вышневолоцкой водной системы, которая являлась крупнейшим гидротехническим сооружением XVIII века. Непосредственное участие при создании Вышневолоцкой водной системы принимал Петр I, в связи с этим он был в Боровичском крае.

http://sobory.ru/article/?object=35133

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010