Как только строители покинули объект, закончив кровельные работы над главной частью храма, раздался грохот. «На церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кирилловской Ямской слободе в Прилуках обрушился недавно установленный позолоченный купол. Он оказался погребенным под завалами»; «Купол церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кирилловской Ямской слободе рухнул, не выдержав собственного веса», – гласят заголовки местной прессы. Пожар в храме в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих Радость» Не в первый раз происходит такое печальное событие: то в одном восстанавливаемом храме обрушится стена, то купол рухнет, то еще что-то неприятное случится. Это, и правда, печально: вроде бы трудятся люди ради Бога, идут на лишения, а тут – на тебе. Почему так? В чем причина? Часто сетуют на недостаток образования у руководителей работ: разве нельзя было проконсультироваться у реставраторов-профессионалов? Ругают, понятное дело, безбожную советскую власть, которая довела памятники культуры и архитектуры до коматозного состояния. Ругают и излишнюю, по мнению многих, самоуверенную поспешность некоторых православных, приводя евангельский пример с башней: «Кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: “этот человек начал строить и не мог окончить”?» (Лк. 14: 27–30). Не знаю. Всё может быть. Но рушащиеся стены и купола, горящие бревна храмов – старых ли или возводимых «с нуля» – заставляют вспомнить историю, рассказанную протоиереем Анатолием Денисовым , благочинным Брейтовского округа Рыбинской епархии. Со скорбью смотрел батюшка на пламя, потом вдруг говорит: «Ой, смотрите – будто ангелы!» В Брейтово горела церковь, пожар был страшный. Новехонькая, с иголочки буквально, горит-полыхает. Толпа народу: кто-то плачет, кто-то просто любопытствует. Все обернулись, когда примчался отец Анатолий. Вылетел из «жигуленка» и стал как вкопанный: смотрит на пожар – слова вымолвить не может. Думали, паралич. Нет: пришел в себя. Со скорбью смотрел на пламя, потом вдруг встрепенулся, говорит: «Ой, смотрите – будто ангелы!» Люди смотрят – точно: два столба пламени приняли вид ангелов. Несколько секунд пламя имело такой вид. Потом храм обрушился, люди стали расходиться озадаченные: как понять такое явление? Что это: просто случайная игра плазмы или чудо какое-то? И вообще причем тут ангелы, если храм горит?

http://pravoslavie.ru/108788.html

Поют Тя, Дево Богородице, ангельстии чини и славят патриарси со архиереи, и святии апостоли, яко Матери Божии честно служат Тебе, видяще Тя за мир молитву творящую, ко Спасу всех Христу Богу. Емуже помолися, избавити град и люди, славящия Тя верно, и Твоего Покрова праздник чествующия. Паче Аароня кивота, всю Тя Бог освяти, Духом Богородице Святым: и паче солнечных луч Твоим светящимся омофором освещаеши Церковь и люди и тьму грехов наших отгоняеши: избавляеши же от бед и скорбей верою чествующия Твоего честнаго Покрова праздник. Слава, и ныне, глас 6: Яко виде Тя пречудный Андрей на воздусе, со архангельским множеством, со апостолы и пророки, и множеством мученков, Сыну Твоему и Богу нашему о граде и людех молящуюся, Владычице, и честным Твоим покровом покрывающую: не оскудей и ныне, Пречистая, спасти изрядное достояние Твоего Сына, пречестный праздник Твой празднующее, многопетая. Славословие великое. И отпуст.   На Литургии: блаженна от канона, песнь 3-я и 6-я: Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа: Стих: Яко призре на смирение Рабы Своея: Апостол ко Евреем, зачало 320. [Евр. 9, 1 – 7.] Братие, имеяше первая скиния оправдания службы, святое же людское: Братья, первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: Скиния бо сооружена бысть первая, в нейже светильник и трапеза и предложение хлебов, яже глаголется святая. Ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». По вторей же завесе скиния глаголемая Святая святых, За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», Злату имущи кадильницу и ковчег завета окован всюду златом, в немже стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета: Имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, Превышше же его херувими славы, осеняющии олтарь: о нихже не леть ныне глаголати подробну.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. И рече Мариамь: величит душа Моя Господа, И сказала Мария: величит душа Моя Господа, И возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, Яко призре на смирение рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди: Что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды; Яко сотвори Мне величие Сильный, и свято имя Его. Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его. Пребысть же Мариамь с нею яко три месяцы и возвратися в дом свой. Пребыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом свой. Псалом 50. Слава: Молитвами Богородицы: И ныне, тойже: Помилуй мя, Боже: По 50-м псалме стихира, глас 8: Срадуются с нами умная вся чиноначалия, духовно совокупльше чувственный лик, видяще Царицу и Владычицу всех, многоименне верными славиму, радуются же и дуси праведных, сущии зрителие видения, на воздусе молебно простирающу всечестнеи Свои руце, просящи умирения миру, и царем державы и утверждения, и спасения душ наших. Канон Богородицы на 12: ирмос по дважды, глас 4. Песнь 1. Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся светло торжествуя, и воспою радуяся Тоя чудеса. С чинми святых ангел, и с соборы пророк и апостол, в славе велицей, яко Мати Божия днесь в церковь вшедши за христианы молишися, от напасти и печали избавляеши вся, покрывающи Твоею милостию. Скинию Тя Моисей, и жезл Ааронов именова: Ты бо животное древо Христа процвела еси, к Немуже дерзновение имущи, за ны чествующия Тя, Царице, помолися избавити нас от всякаго зла: да Твоего Покрова праздник славим. Не яко пред кивотом древле собрав Давид лики, играет: но паче ныне с чинми святых пред Тобою текуще в церковь, Тебе кланяющеся глаголют: моли за чествующия Тя люди, да Твой славяще Покров, честно празднуем. Поют Тя, Богородице, ангельстии чини, и славят патриарси со святители, пред лицем Ти текуще в церковь. С нимиже Тя тогда святый Андрей виде за ны грешныя к Богу молящуюся помиловати люди, славящия Твоего Покрова праздник.

http://pravmir.ru/pokrov-presvyatoj-bogo...

Скачать epub pdf «Я – стена, и сосцы у меня, как столпы» ( Песн. 8:10 ) У всех земных царей есть обычай, слушатели возлюбленные, для прибежища подчиненных им людей при нашествии иноплеменников и всяких врагов и супостатов созидать города и ограждать их крепкими стенами, чтобы остановить натиск врагов. На стенах тех возводят они «пирги», крепкие и высокие столпы, и украшают их воинским оружием, чтобы с их высоты издали усмотреть приближение врагов и оружием отражать их нападения. Подобное тому сотворил и Царь Небесный, создав для людей Своих во вселенной город великий, Святую Соборную и Апостольскую Церковь , чтобы все, гонимые проклятым демоном, укрывались в этом городе и освобождались от его мучительства, защищаемые крепкой и непреодолимой стеной этого города. Стена же эта есть не иной кто-либо, как Пресвятая Владычица наша Богородица и Приснодева Мария, как сказано от лица Ее Святым Духом, в Песни Песней: «Я – стена, и сосцы у меня, как столпы», – и как воспевает Ей Святая Церковь : «Стена непобедимая нам христианом еси, Богородице Дево! К Тебе бо прибегающе невредими пребываем». Об этой стене и ее столпе, то есть о защите и покровительстве Пресвятой Матери Божией, мы и побеседуем ныне, в день Покрова Ее, в честь и славу Ее, «при Господнем содействии». «Я – стена, и сосцы у меня, как столпы». Господь, утвердивший вселенную, «которая не подвигнется» ( 1Пар. 16:30 ), утвердил в ней и град Церкви, которого и «врата ада», то есть вся сила демонская и воинство его, еретики и язычники, одолеть не могут (см. Мф. 16:18 ). Ибо Премудрейший Архитектор небесных кругов основал ее не на слабом песке, который размывается водным течением и поставленные на нем здания разрушаются ветром и бурей, а на твердом камне, на истинном исповедании Петровом: «Ты – Христос, Сын Бога Живого», которое Сам Христос называет камнем: «Ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:16–18 ). Камень есть сие исповедание, ибо оно изречено о камне твердом, Самом Христе Господе, Который есть камень, по свидетельству святого апостола Павла: «Камень же был Христос» ( 1Кор. 10:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

А вот социальное служение в тюрьмах Церкви приносит свои добрые плоды. Церковь много делает для того, чтобы люди, которые попали за решетку, становились лучше и поскорее выходили на свободу. И в повседневной жизни она продолжает окормление бывших заключенных. По мнению отца Константина, те заключенные, которые имели возможность непосредственно участвовать в возрождении храма, уже изменились в лучшую сторону. К примеру, бывший помощником старосты заключенный Владимир Кучерян освобожден досрочно. Господь освободил его от уз, видя его усердный труд. Сейчас в помощь старосте храма – прихожанину храма Николая Чудотворца в Бирюлево – назначен новый помощник из числа заключенных. Подарки для заключенных «С праздником вас Покрова Божией Матери!» «Примите подарки от Русской Православной Церкви» В тюремной камере Бутырок Иерей Константин Кобелев рассказывает о новомучениках – узниках Бутырской тюрьмы Памятная фотография участников праздничной акции Я покидал Бутырку уставшим физически, но духовно окрепшим. В моей душе, словно огонек лампадки, теплится радостное ощущение, что и я нахожусь под Покровом Пресвятой Богородицы. Именно это, чтобы спасти свои души, должны чувствовать все, кто оказался в Бутырке и других СИЗО и тюрьмах России не по своей воле. Ибо «с Богом мы и в темнице свободны, без Него и на воле – тюрьма». Пресвятая Богородице, спаси нас! Николай Головкин, член Союза писателей России Фото Дениса Полунина Возлюбленные братья и сестры! «Алкал Я – и вы дали мне есть; жаждал – и вы напоили Меня; был странником – и вы приняли Меня; был наг – и вы одели Меня; был болен – и вы посетили Меня; в темнице был – и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 35–36). Милостью Божией, при следственном изоляторе 2 (СИЗО-2) г. Москвы, более известном как Бутырская тюрьма, возрождается храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он построен в 1782 г. великим русским архитектором М. Ф. Казаковым и является памятником архитектуры. Ваше участие и помощь храму и его прихожанам – заключенным Бутырской тюрьмы – это ваш ответ на евангельские слова Господа нашего Иисуса Христа. Спаси вас Господи!

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery18....

При всём положительном отношении Израиля к соблюдению девства до вступления в брак, во времена юности Богородицы не существовало традиции брать обет девства навсегда. Более того, незамужнее положение женщины могло подвергаться упрёкам и грубому уничижению (ср.: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину в тот день, и скажут: “свой хлеб будем есть и свою одежду будем носить, только пусть будем называться твоим именем — сними с нас позор”» ( Ис.4:1 )). Несомненно, что именно Богородица дала основание благочестивой христианской традиции пожизненного девства ради служения Богу. Можно сказать, что в этом отношении Она является образцом для монашества: «незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу» ( 1Кор.7:34 ). Ввиду особой, исключительной близости к Богу Пресвятая Богородица поставлена, Промыслом Божьим, Главою не только над всеми людьми, но и над ангельским воинством, отчего Церковь и величает Её Небесной Владычицей или Царицей. В этом тоже следует видеть реализацию древнего пророчества: «стала царица одесную Тебя» ( Пс.44:10 ). 3) Священное Писание представило Божью Матерь не только в историческом повествовании и пророчествах, но и через прообразы, явленные в многочисленных ветхозаветных предметах и святынях, таких, например, как Неопалимая Купина ( Исх.3:2 ), Лестница Иакова ( Быт.28:12 ), скиния ( Исх.26:1 ), ковчег ( Исх.25:10 ). Даже и первозданная Ева, пока была невинной и не изуродованной скверной беззакония, служила прообразом Приснодевы, нередко называемой в этой связи Новой Евой (по аналогии с обозначением Её Сына, Христа, Новым Адамом ( 1Кор.15:45,47 )). О Богородице в Библии Новый Завет о жизни Богородицы повествует следущее: Почитание Богородицы на Руси и в христианских конфессиях На русской почве почитание Богородицы приобрело особенное значение, что выразилось, в частности, в утверждении праздника Покрова Пресвятой Богородицы (14 октября), неизвестного остальному христианскому миру, и во всенародном прославлении Богородичных икон.

http://azbyka.ru/bogorodica

Богородица — первая из святых. Сам Христос, истекая кровью на Кресте, препоручил Своих учеников Ее материнской заботе. Об этом рассказывает Евангелие от Иоанна: Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе  (Ин 19:26, 27). Церковь рассматривает этот эпизод как момент усыновления Божией Матерью всех христиан, а не только апостола Иоанна, на которого указал Христос. И не случайно. Церковное предание сохранило множество свидетельств заступничества Богородицы за христиан в трудные минуты. Один из таких эпизодов послужил исторической основой для праздника Покрова Пресвятой Богородицы. В 910 году, когда Константинополь осаждали варварские (не исключено, славянские) племена, Божия Матерь зримым образом явилась в небе над храмом, в котором молились испуганные люди, и распростерла над ними Свой омофор Омофор — головной убор в виде широкого и длинного плата., после чего нападение было отражено. Память о другом случае сохранилась в празднике Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне . Событие произошло полувеком раньше в том же Константинополе: во время его осады неприятелем патриарх Фотий опустил в воды Босфорского пролива одну из главных святынь Константинополя — ризу Пречистой Девы, и корабли неприятеля разметало внезапно поднявшимся штормом. Со случаями чудесного вмешательства Богородицы связаны и установленные Русской Православной Церковью дни празднования Ее иконам — Казанской, Владимирской, Смоленской, Донской... Недаром в молитвах, канонах и акафистах Божией Матери так часто повторяется: «Пресвятая Богородице, спаси нас»; «От всяких нас бед свободи»; «От всякия избави напасти». Читайте также: 14 октября 2022: Покров Пресвятой Богородицы Некоторые молитвы рисуют Богородицу как Единственную, Кто может умолить Своего Сына во время Страшного суда простить грешника и даровать ему спасение, хотя бы тот и заслуживал геенны огненной. Вот с таким пониманием «роли» Божией Матери богословы вот уже несколько веков готовы поспорить. Ведь получается, что Сам Господь как бы недостаточно милосерден, Его будто бы еще надо упрашивать, чтобы Он помиловал крепко провинившихся... А ведь Он Сам ясно говорит через пророка Иезекииля: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был  (Иез 33:11). И Сам же объясняет в Евангелии от Иоанна, что такое Страшный суд: Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы  (Ин 3:19). Те, кто пойдет от Бога прочь, сделают этот выбор сами — по любви к тьме. А Бог использует малейшую зацепку, чтобы спасти человека, потому что Он щедр… долготерпелив и многомилостив  (Пс 102:8).

http://foma.ru/presvjataja-bogorodice-sp...

Но какое событие могла так сильно напугать жителей Константинополя? Ответ может быть следующим: около этого времени в Константинополь прибыло посольство из Киева от правителя Олега («Вещего»), незадолго перед тем совершившего дерзкий грабительский набег на Империю. Свирепые викинги Олега и ведомые ими славяне, опустошительные нашествия которых крепко отметились в памяти греков, были не менее страшны, чем арабы. В 911 году мирный договор между Русью и Византией был подписан. Мы не знаем, какие события сопровождали переговоры и подписание, но не исключено, что именно общая тревога греков и послужила причиной явления Божией Матери, из которого следовало, что Она предстательствует перед Господом за греческое православное царство. Несмотря на то, что событие это произошло на Византийской земле, в греческий календарь этот праздник не вошел, но зато был принят и утвержден на Руси, благодаря святому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого. Таким образом получается, что в праздник Покрова Русская Православная Церковь празднует среди прочего и поражение славянского (языческого) оружия, оружия наших предков силою Божьей и предстательством Пресвятой Богородицы. Поэтому этот праздник имеет такое большое миссионерское значение. Он говорит о том, что единство в вере стоит выше любых человеческих конфликтов, любых национальных стереотипов и антипатий. Именно понимание этой истины позволило русскому народу в последствии воспринять этот праздник и сделать его частью своей православной традиции. Почему Православная Церковь так почитает Богородицу? Потому что все основания для этого почитания изложены в Священном Писании: «И сказала Мария: «…величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;» (Евангелие от Луки 1 гл.). Из этого мы видим, что еще до рождения Спасителя было предопределено величие Девы Марии и Ее почитание (ублажение) всеми народами. В 11 главе от Луки мы читаем слова некоей женщины из народа, которая, слыша Божественную мудрость Христа, восклицает: «…блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!»

http://zavet.ru/a/rss_1286261109.html

Свобода лишь тогда помогает человеку реализовать Божественный замысел о нем, когда она сопряжена с освобождением души от власти страстей и греха. Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34), — говорит Господь. Предостерегая от разрушительной силы греха, порождающей смерть вечную (см. Иак. 1: 15), к христианам обращен призыв и апостола Павла: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5:1). Сегодня сохранять свою свободу во Христе и жить по вере также сложно, как и в предшествующие эпохи существования Церкви, но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Вместе с тем уберечь себя от греха возможно только при помощи благодати Божией, действующей в Церкви Христовой. Убеждая нас идти путем правды Божией, Святая Церковь призывает к стяжанию благодати, к делам любви и через них к богоуподоблению, в котором и раскрывается весь потенциал достоинства человеческой личности и ее подлинной свободы. Забота о находящихся в темничных узах — одно из социальных служений Церкви. Церковь желает любовью врачевать те раны, которые нанес человеческим душам грех, порождающий ожесточение сердца и безразличие к ближнему. Поэтому и сегодня попечение Церкви о заключенных одинаково необходимо находящимся по ту и по другую сторону тюремных решеток. «Рука, благотворящая ближнему, отверзает руку благости Божией», — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, и эта благость равно касается и исправляет пути и дарополучателей, и благотворителей. Уповая на Покров Пречистой Богоматери, простертый над Отечеством и народом нашим, вознесем сугубую молитву о просвещении светом Евангельской правды находящихся во узах темниц и о всех людях страны нашей. И пусть на дела любви нас вдохновляют слова апостола Петра: ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делали добро… как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (1 Петр. 2:15-16). Аминь. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://patriarchia.ru/db/text/813644.htm...

Кто из посещавших первопрестольную нашу столицу, златоглавую Москву, не любовался у самых врат ее священного Кремля древним собором Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву? Собор этот представляет чудный образец нашего старинного зодчества; он известен в народе более под именем собора Василия Блаженного, потому что под его сводами почивают святые мощи этого великого праведника, проходившего самый тяжкий из всех подвигов – подвиг юродства, Христа ради, в течение целых семидесяти двух лет. Блаженный Василий родился близ Москвы; с шестнадцати лет он уже стал юродствовать, ради Бога. Без крова и пристанища, едва прикрытый рубищем, ходил он по Москве; летом жарился на солнце, зимой терпел такие морозы, от которых трескалась земля; днем ходил по улицам, безответно принимая толчки и насмешки, а ночь проводил на паперти церковной в усердной молитве. Ни дружбы, ни знакомства у него не было ни с кем, для всех он был чужой; только у одной бедной вдовы иногда приклонял он голову. Его ум был постоянно занят молитвой и богомыслием; на теле носил он тяжелые вериги, которые и теперь висят над его гробницей. Говорил он очень мало, памятуя слова Священного Писания : При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои, – разумен ( Притч. 10:19 ); кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда ( Притч. 13:3 ). Так живите, чтобы быть вам неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода ( Флп. 2:15 ). Такова была жизнь блаженного Василия! Он жил в то страшное время, когда, за малолетством Иоанна Васильевича Грозного, бояре своевольничали, и можно представить себе, каким укором была его жизнь для людей развратных, и как утешал его пример невинно страдавших от произвола сильных мира сего! Нелегко было праведнику смотреть на грехи людские. Любя людей, он плакал за них и своими слезами призывал их к покаянию. В 1547 году Василий пришел в Воздвиженский монастырь, встал перед входом в церковь и, вознося к Богу умиленную сердечную молитву, плакал неутешно. Проходившие мимо невольно останавливались и смотрели на него с удивлением. На следующий день в Москве произошел страшный пожар, который начался с Воздвиженского храма; оба города, и старый и новый, сгорели; церкви, дома, дворец великого князя – все погибло в огне, от которого медь, растопившись, лилась как вода...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010