Неизменным остается основное призвание Церкви - свидетельствовать о Христе, дабы люди, среди которых осуществляется эта спасительная миссия «спаслись и достигли познания истины». (1Тим.2,4) Это еще раз должно напоминать нам об апостольстве Церкви, о том, что сердца пастырей стада Христова должны быть открыты к нуждам не только «своих» прихожан, но и к потребностям тех, кто еще не обрел своего места  внутри спасительной церковной ограды. Церковь, по слову Писания, есть «тело Христово» (1Кор.12,27) , и дом Господень, промыслительно составляемый из христиан, призванных ко спасению благодатью Божией. В  связи с этим ответственность пастырей, как «служителей Христовых и домостроителей таин Божиих» (1Кор.4,1) весьма велика. Следует иметь в виду, что пастырский долг – это не только профессиональная обязанность, связанная с необходимостью выполнения богослужебных функций, но ответственность перед Богом и Церковью за каждую душу, которую Господь привел в храм и за всех христиан, которых Христос вручил священнику. Пастырство – это не профессия, которую можно освоить в профессиональном учебном заведении, это призвание, совершаемое Пастыреначальником Христом, свидетельствующим в Писании: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам». (Ин.15,16) Недопустимо отношение к пастырскому служению, при котором деятельность священника воспринимается в качестве варианта социального устройства и источника средств к существованию. К сожалению, сегодня этот вопрос, ввиду продолжающейся секуляризации общества, становится одним их наиболее актуальных не только в области взаимоотношения Церкви и мipa, но и во внутрицерковной жизни. Дух наемничества, совершенно недопустимый в трудах на ниве Христовой, неминуемо приводит к разрушительным для Церкви последствиям. Его невозможно скрыть от народа Божьего, всегда трепетно относящегося к облику и внутреннему устроению священника. Христианство не может быть ограничено стенами храма. Оно призвано быть нормой повседневной жизни каждого члена Церкви Христовой и потому священник призван являть образец «здравого учения» (2Тим.1,13) и христианского жития по вере, как во время богослужения, так и во всех обстоятельствах своего земного пути.

http://patriarchia.ru/db/text/52936.html

Праздник Покрова Божией Матери. Русский праздник Божией Матери. Этот праздник напоминает нам, что небо не оторвано от земли, что оно нисходит на землю, что храм – небо на земле. В нынешний день Сама Пречистая явила Себя в храме, а с Нею и угодники Божии. И как явила Себя Пречистая в храме – Она молилась с людьми со слезами, преклоняла колена, наконец покрывала людей Своим омофором. Это событие, происшедшее в далеком Константинополе, русские люди крепко запомнили и день его сделали днем своего русского праздника в честь Пречистой Матери Господа нашего Иисуса Христа. В дни народных бедствий, как и в дни личных испытаний и горя, устремлялись и устремляются русские люди в храмы Божии, под Покров Пречистой. И многообразно и многократно получали и помощь, и утешение, и укрепление, и спасение. Пресвятая Богородице, спаси нас и покрый нас честным Твоим омофором! Аминь. 4 Русский праздник Божией Матери. Праздник любви России к Пречистой. В этот день, как и вообще в дни Богородичных праздников, читается Евангелие о Марфе и Марии, как в их дом в Вифании пришел Христос Спаситель и как Мария со вниманием слушала слова Спасителя, сидя у ног Его, и как Марфа хлопотала, суетилась, чтобы услужить Господу, огорчалась, что Мария ей не помогает. На это Господь Иисус Христос сказал Марфе: „Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом. А одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нея”. Слушая это Евангелие, думаем о себе – много у нас забот и суеты, но заботы наши обычно не о Господе и как Ему угодить, а о делах житейских, проходящих. И так эти заботы нас захватывают, что нет часто времени даже и на беседу с Господом – на молитву, когда мы говорим с Господом, и на чтение Евангелия, когда Господь с нами говорит. Как же быть? Как нам устроить жизнь свою так, чтобы и быть с Господом и послужить Ему? Для этого нужно внимание и память. Память о том, что живем мы на земле Господней и что на этой земле Господь нас поставил и дал нам то или иное дело-послушание. Это дело – послушание делаем мы перед лицом Божиим и за него Господу отвечаем. Значит, требуется память о том, перед Кем мы живем, Кому служим, к Кому идем и Кому ответ дадим за жизнь свою. Так мы будем и с Господом и Ему служить, какое бы занятие у нас ни было.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nemnog...

Почему же было так важно ответить на вопрос о природе Божественного света? Потому что в течение многих веков христианские подвижники созерцали этот свет — во время молитвы, во время богослужения или когда удалялись в пустыни. И по собственному молитвенному опыту они знали, что этот свет сияет в сердце человека и имеет не материальный, а духовный характер. И вот святитель Григорий Палама, который получил монашеское воспитание на Святой Горе Афон, когда услышал лжеучение о том, что свет, исходящий от Господа Иисуса Христа, является обычным физическим, материальным светом, противопоставил этому ошибочному учению свое учение о том, что свет этот по своей природе — Божественный и Сам Бог виден в его явлении. И Соборы, которые имели место в Константинополе и обсуждали этот вопрос, стали на сторону святителя, а не на сторону лжеучителей, которые утверждали обратное. Церковь не случайно во вторую Неделю Великого поста установила празднование святителя Григория Паламы. В первую Неделю мы совершали Торжество Православия — торжествовали иконопочитание и прославляли тех, кто подвигом своей жизни и исповедничеством отстояли почитание икон в эпоху иконоборчества. А сегодня мы совершаем еще одно торжество Православия, прославляя того, кто отстоял учение Церкви о Божественном свете и не дал лжеучению проникнуть в сердца и умы людей. Почему это так важно для нас? Потому что и сегодня мы имеем возможность приобщаться к Божественному свету — через молитву, через покаяние, через подвиг Великого поста, а наипаче через таинство Причащения Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа. Как говорит апостол Павел, " ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем " (Рим. 8:38-39). А к любви Божией мы приобщаемся через Святые Христовы Тайны и через весь строй нашей церковной жизни. Сегодня я хотел бы сердечно приветствовать общину этого святого храма, где богослужение совершается по старому чину. Поздравляю настоятеля храма с завершением очередного этапа восстановительных и реставрационных работ, а именно — с окончанием ремонта приходского дома, куда мы сейчас направимся, чтобы освятить его после ремонта.

http://patriarchia.ru/db/text/5608086.ht...

Во все времена существования христианской веры гордый ум человеческий восставал против данного Христом откровения разума, добра и любви. И во все века с неослабевающей силой неслось из храмов исповедание Церкви, торжествующая песнь: Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума. И мы исповедуем что там, где есть любовь и жажда истины, происходит встреча: «милость и истина встретились, праведность и мир облобызались — милость от земли возсияла, и правда с небес приникла». Ибо в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков… И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:4-5). Смысл праздника Рождества именно в этом исповедании — Свет Разума, вошедший в мир и просиявший в нем тогда, не ушел от нас, не погас. Как луч света, приникающий в чуланы нашей души, в наше сердце и ум, входит в любящих Его Христос Бог. Постараемся и мы в оставшееся время Рождественского поста очистить свою совесть, вспомнить о самом главном в нашей жизни — и прославить Христа радостной песнью: Христос рождается — славите! Христос на земле — встречайте! Христос с небес — возноситесь! Пойте Господа, вся земля! Поздравляю всех вас с Зимней Пасхой — радостным праздником Рождества Христова. Да воссияет свет Христов в душе каждого из нас! Аминь. Священник Алексий Чумаков. Настоятель церкви Покрова Пресвятой Богородицы в городе Лос-Анджелес (штат Калифорния, США). Из приходского листка храма за 2007 год. Читайте также: Русское православие в Америке – время возможностей Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 5 мая, 2024 1 апреля, 2023 28 марта, 2023 18 марта, 2023 23 января, 2023 26 декабря, 2022 1 сентября, 2022 22 июля, 2022 19 июля, 2022 Лучшие материалы

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-rozhdestv...

Свобода лишь тогда помогает человеку реализовать Божественный замысел о нем, когда она сопряжена с освобождением души от власти страстей и греха. Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34), — говорит Господь. Предостерегая от разрушительной силы греха, порождающей смерть вечную (см. Иак. 1: 15), к христианам обращен призыв и апостола Павла: Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства (Гал. 5:1). Сегодня сохранять свою свободу во Христе и жить по вере также сложно, как и в предшествующие эпохи существования Церкви, но Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13:8). Вместе с тем уберечь себя от греха возможно только при помощи благодати Божией, действующей в Церкви Христовой. Убеждая нас идти путем правды Божией, Святая Церковь призывает к стяжанию благодати, к делам любви и через них к богоуподоблению, в котором и раскрывается весь потенциал достоинства человеческой личности и ее подлинной свободы. Забота о находящихся в темничных узах — одно из социальных служений Церкви. Церковь желает любовью врачевать те раны, которые нанес человеческим душам грех, порождающий ожесточение сердца и безразличие к ближнему. Поэтому и сегодня попечение Церкви о заключенных одинаково необходимо находящимся по ту и по другую сторону тюремных решеток. «Рука, благотворящая ближнему, отверзает руку благости Божией», — говорит святитель Филарет, митрополит Московский, и эта благость равно касается и исправляет пути и дарополучателей, и благотворителей. Уповая на Покров Пречистой Богоматери, простертый над Отечеством и народом нашим, вознесем сугубую молитву о просвещении светом Евангельской правды находящихся во узах темниц и о всех людях страны нашей. И пусть на дела любви нас вдохновляют слова апостола Петра: ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делали добро… как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии (1 Петр. 2:15-16). Аминь. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209748...

Сегодня за богослужением мы слышали чтение о том, что произошло в праздник Пятидесятницы, когда через 50 дней после Пасхи по обетованию Господа Спасителя Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Исполненные Духа, ученики Христовы заговорили на неведомых им языках. В то время в Иерусалиме находились паломники из разных городов и стран, и каждый из них в речи апостолов услышал собственное наречие. Некоторые были так удивлены этим событием, что говорили об учениках Христовых: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). Но апостол Петр сказал: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2:15), то есть по-нашему было девять утра. Петр также напомнил, что событие, которое только что произошло, было предсказано в Писаниях, процитировав строки из книги пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2:17). Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки повествует о том, как Господь Иисус Христос явился двум Своим ученикам, которые шли в Эммаус, но те не узнали Воскресшего Спасителя. Они стали говорить Ему о том, что случилось с Иисусом Назарянином, как Он был предан и распят, а затем, высказав полнейшее недоумение по поводу Его воскресения, рассказали, как некоторые женщины сообщили им, что Иисус жив и что Его тела нет в гробнице. И тогда Господь Иисус Христос, еще не узнанный ими, объясняя Писания, сказал, что всему, что произошло с Ним, надлежало быть. Святой апостол Лука, который является автором одного из Евангелий и книги Деяний апостольских, особое внимание уделяет теме Священного Писания Ветхого Завета, указывая, что все произошедшее с Господом Иисусом Христом было предсказано в Ветхом Завете. Для первохристианской Церкви обретение в Ветхом Завете множества пророчеств о Господе Иисусе Христе было весьма важным откровением. Мы можем проследить эти пророчества по всем книгам Нового Завета, начиная с Евангелия от Матфея и кончая посланиями апостола Павла и Апокалипсисом святого апостола Иоанна Богослова. Уже в первой главе своего Евангелия апостол Матфей, рассказывая о Рождестве Христовом, ссылается на Писание Ветхого Завета: « А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» (Мф. 1:22-23).

http://patriarchia.ru/db/text/4873929.ht...

На этот евангельский отрывок существуют разные толкования. Многие святые отцы говорят, что Господь с самого начала хотел исцелить дочь хананеянки, но медлил, чтобы явить смирение этой женщины перед Своими учениками. Но можно истолковать этот евангельский эпизод иначе. Ведь неслучайно женщина не сразу получила ответ на свое прошение. А разве мы, когда молимся, всегда и сразу получаем от Бога то, о чем просим? Вовсе не всегда и вовсе не сразу. Иной раз нам приходится долго умолять Господа о том, чтобы совершилась Его милость. А иной раз мы просим у Бога одного, а получаем что-то другое. Или же мы обращаем к Нему одну молитву, а потом сами понимаем, что это не та молитва, которую нужно обращать к Богу, и меняем свое прошение. Отношения с Богом никогда не предполагают, что мы чего-то попросим и нам немедленно это будет дано. Иногда Господь сразу откликается на нашу просьбу, а иной раз медлит, чтобы явить Свое долготерпение, а нас научить молитве, как в евангельской притче о докучливой вдове. Эта вдова долго ходила к неправедному судье, который Бога не боялся и людей не стыдился, и он не хотел заниматься ее делом, ибо она не имела, чем заплатить ему. Но так как она была неотступна и докучлива, то в конце концов судья сказал: «Хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как эта вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне» (Лк. 18. 4-5). И исполнил ее просьбу. «Слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?» (Лк. 18.6-7), – говорит нам Господь. Он призывает нас к молитве непрестанной, усердной. И если мы хотим чего-то получить от Господа, Он призывает нас молиться об этом день и ночь, не ожидая, что наше молитвенное прошение исполнится сразу, и просьба наша будет сию минуту удовлетворена. Когда мы молимся Господу, мы очень часто просим или материальных благ, или здоровья, или успеха, или чего-то иного, что, как нам окажется, очень важно в жизни. Но зачастую мы забываем, что молитва – это, прежде всего, предстояние перед Богом, беседа с Богом. Господь не хочет, чтобы наши с Ним отношения ограничивались только тем, что мы будем что-то просить, а Он будет что-то давать. Господь хочет, чтобы мы умели и благодарить за Его дары, а самое главное, чего Он ожидает от нас, – это отверстого сердца. Он ждет, чтобы наше сердце было открыто по отношению к Нему, и чтобы молитва интересовала нас не только, как способ получить от Бога что-то, чего мы хотим добиться в жизни, но чтобы молитва доставляла нам прежде всего радость и утешение как общение с Богом Всевышним. Это в молитве - самое главное.

http://mospat.ru/ru/news/88265/

Это то, о чем даже наши православные писатели прекрасно говорили. Есть такое высказывание Николая Васильевича Гоголя, который был очень верующим человеком: «Мне кажется подчас, что все то, о чем так хлопочем и спорим, есть просто суета, как и все в свете. И что об одной только любви следует нам заботиться, она одна только есть истинно верная и доказанная Истина. Кто проникнется ею, тот говорит прямо обо всем. Правдою повеет от слов его. Да поможет нам Бог – и тебе, и мне – возрастить эту любовь в сердцах наших». То есть, это как раз понимание важности любви. А об этом уже говорит богослов XX века, преподобный Иустин (Попович). «Любовь не есть свойство Божества, любовь – это сущность Божества. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, должен в своей сущности иметь любовь. Иначе это – недочеловек, полу-человек». Об этом что говорить? Да, согласен, проявление любви – милосердие, это все верно, но когда об этом не говорят, не всегда придет мысль об этом. Поэтому все равно все происходит от слова. «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово Было Бог. Оно было вначале у Бога, и без Него ничего не начало быть, что начало быть». То есть, причиной всякого (и земного) милосердия все равно является слово, потому что оно возгревает в сердцах человеческих вот эту память любви Божией. Как говорит Апостол Иоанн Богослов, «мы должны любить Бога, потому что Он прежде возлюбил нас». А исходя из этого чувства любви, и отношение к окружающим будет другое. Но об этом же нужно говорить! Поэтому очень важно говорить и говорить. «Как ты уверуешь, если тебе не будет проповедано», - говорит Апостол. А эту-то проповедь и несет Радио «Радонеж» столько лет! И уже само наименование «Радонеж» - от корня «радость», от радости духовной. Как преподобный Серафим говорил: «Радость моя!» Это, видимо, то самое состояние святых, которое давало им и силы переносить все остальное, потому что все земное – временное и преходящее. А то, что истинное и постоянное – это именно «любы николиже отпадает», по словам Апостола. Любовь никогда не пропадает.

http://radonezh.ru/text/radio-radonezh-e...

Например, со страхом, что он может стать жертвой медведей или волков. Однако он преодолел эти искушения, потому что был со Христом, и стал основателем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Святой Антоний, основатель Киево-Печерской лавры и отец русского монашества, после подвижничества на горе Афон вернулся в Киевскую Русь и жил один в пещере. Как трудно ему, наверное, было жить и молиться во мраке и холоде пещеры. Они преодолели эти трудности, находясь рядом со Христом. Но Он обитает не в каждом сердце. Он Сам говорит, что у Него нет места, где преклонить голову. Ибо Он обитает в чистом сердце. Он не обитает в сердце, которое питается нечистыми помыслами, в сердце, которое высокомерно, судит и гневается на других. Преподобные Сергий и Антоний смогли перенести одинокую жизнь в лесу и пещерах, с Христом в сердце. Может быть, владыке, который построил первый монастырь в Японии, тоже было суждено прожить уединенную жизнь таким образом? Это было то, чего я никогда не смогла бы сделать, будучи городской девушкой и не имея в своем сердце места для Христа. 8 ноября 1956 г. Священническая хиротония. США, Нью-Йорк, Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Хиротонию совершил архиепископ Димитрий. Прот. Александр (Шмеман) держит диакона Петра Саяма под руку Владыка всем сердцем любил Иисуса Христа. В другой раз, когда мы навестили его группой из четырех человек, сидели вокруг него в столовой и разговаривали, он вдруг открыл Библию и прочитал: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое, престолы и княжества, господства и власти. Другими словами, все вещи были созданы Им и для Него» (Кол, 1, 16). Когда он закончил читать, он был так тронут, что его голос немного дрожал, и он подчеркнул, что все было создано для Христа. Я знала, что для него Христос был всем. Это был отрывок из Писания, на который я тогда еще не обращала внимания. В другой раз он сказал нам: – Для меня не было другого пути, кроме как стать монахом. 20 февраля 1957 г. Нью-Йорк. Иерей Петр Саяма Затем он достал свою Библию, открыл ее и прочитал: – «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, верность, кротость, воздержание.

http://pravoslavie.ru/155646.html

Если ты не надеешься на свои слабые силы, то Она тебе говорит: «Я стена и столп», укройся во Мне от лица вражьего. Если ты стыдишься своей малости, и желаешь «возрасти в мужа совершенна» ( Еф. 4:13 ), Я – Мать, питайся молоком Моим. «Я стена и столп» по крепости Своей и Мать по милосердию Своему. Я Мать, имеющая полные молока сосцы, достаточные для питания всех чад, притекающих ко Мне. «Я – стена», могущая оградить всех, и столп, в совершенстве вооруженный всеми оружиями духовными для поражения гордых супостатов». Много столпов мы находим в Священном Писании , и среди них семь, которым можно уподобить Пресвятую Богородицу. Первый столп – ливанский: «Нос твой – столп Ливанский» ( Песн. 7:5 ). Гора Ливан, на которой был сооружен тот столп, всегда издавала кадильное благоухание. Подобно тому и Преблагословенная Дева Мария, всегда, и до рождества, и в рождестве и после рождества, в младенчестве, в отрочестве, в совершенном возрасте, и в старости, в жизни и в смерти, издавала сладчайшее благоухание духовных добродетелей. Второй столп – Давидов: «Шея твоя – как столп Давидов, сооруженный для оружий, тысяча щитов висит на нем – все щиты сильных» ( Песн. 4:4 ). Вот какой столп являет Собой Преблагословенная Дева Мария! «Тысяча щитов» – это тысяча пособий во всяких бедах наших, даруемых нам Преблагословенной Девой. Ты найдешь в Преблагословенной Марии лучший щит, которым защитишь себя против всякого пламени бесчинной похоти, против всякого устремления скорби и противства. В Марии все «щиты сильных», то есть все виды бесчисленных добродетелей. В Ней вера патриархов, надежда пророков, ревность апостолов, крепость мучеников, мудрость учителей, истина исповедников, чистота дев. В Ней, наконец, обретаются все добродетели всех святых, в Ней «все щиты сильных». Третий столп – из слоновой кости: «Шея Твоя как столп из слоновой кости» ( Песн. 7:5 ). Слоновая кость светла, бела, тверда и ценится у людей. Все это имеет в Себе Пресвятая Дева. Она светла благодатью Божией, бела чистотой душевной и телесной, тверда незыблемой стойкостью и крепостью против врагов, достойна пред Богом, Ангелами и людьми. Потому говорит о Ней Жених Небесный: «Вся Ты прекрасна, возлюбленная Моя, и пятна нет на Тебе» ( Песн. 4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010