Стефана, в Риме Стефана, во Фригии Стефана и Кассиана, в Риме Стефана de Fonte, в Галлиполе Стефана Мессанского Стефана Первомученика, в Аете Стефана Первомученика, в Фессалонике Стефана Первомученика, или мученика Eremitarum, близ Кротоны Стефана το Βωσκο, близ Гиераце Стила, близ Неаполя Стила, в Арзафии Стила, на Крите Стила, или св. Павла, на Латре Стратоникийский, на Афоне Студийский, в Константинополе Сухого Потока, на Афоне Т арасия, в Даматрии Тарасия, в Константинополе Терретский, в Калабрии Трахала, на Афоне Траяна, на реке Сангарисе Триглейский, на Олимпе вифинском Трифона, в Халкидонской митрополии Трифона, на Афоне Трихаликс, на Олимпе вифинском Трогалла, на Афоне Троицы, в Апулии Троицы, в Афинах Троицы, в Иерусалиме Троицы, в пределах Салерно Троицы, в Хилиокоме в Армениакской феме Троицы, на Афоне Троицы, или Новый Сион, на острове Халки Троицы Βενουσ ς, в Южной Италии Троицы de Cancellario, в Панорме Троицы Mileti, в Апулии Туррийский во имя Богородицы, в Италии У спения Божьей Матери, в Константинополе Утотелаос, на Олимпе вифинском Ф аворский, на горе Фаворе Факина, на Афоне Фалакра, на Афоне Фантина Praetoriati, в Южной Италии Феликса de Marco, в Калабрии Феодора у источника, в Константинополе Феодора Milatii, в Сицилии Феодора Никотера, в Калабрии Феодора Тирона, в Константинополе Феодосии, в Константинополе Феодосия патриция, в Константинополе Феодосия, в Палестине Феодосия патриарха, на острове Теревинфе Феоктиста, в Палестине Феоктиста, на Афоне Фессалоникийский, или Пантелеимона, на Афоне Фиваида (пустыня), в Египте Филадельфа, на Афоне Филарета, или Назария, в Калабрии Филиппа, в Константинополе Филиппа, в Локрах Филиппа, в Луции в Сицилии Филиппа, на Афоне Филиппа Агирского, или Великого, в Мессане Филиппа de Fragala, в Деманской долине Филиппа и Николая, в Таренте Филиппика, в Хрисополе Филокала, или Филокалии, в Фессалонике Философа, во имя Богородицы, в митрополии Древних Патр Филофея, в Константинополе Филофея, или Фтери, на Афоне Флора и Лавра, в Константинополе

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

Придел с правой стороны с надлежащею неукоснительностью устроен, всем нужным снабжен, прилично приготовлен и минувшего года в это же число Октября, предстательством Пречистой, в честь и славу пресвятой и живоначальной Троицы освящен. Устроенный и освященный придел, составив и распространение и украшение храма, состоянием новости своей требовал единообразного обновления и главного храма, которому не сообразно было видом обветшалости разнствовать от придельного храма. Вследствие сего и этот древний храм, для единообразного вида, во всех принадлежностях по возможности обновлен. При обновлении внешнего вида, храм и с внутренней стороны святыни обновлен. При настоящем освящении обновленный храм и в нем престол посвящен преблагословенному имени пресвятой Троицы, Бога Отца, Спасителя-Сына и Утешителя – Духа Святого, дабы почивающий на разумных Херувимских и Серафимских престолах опочил благодатию и славою своею и на сем престоле; а на Придельный престол перенесено имя Святителя и Чудотворца Николая. Отселе главный теплый храм в Абалакской Обители есть храм святой живоначальной Троицы, а придельный с южной стороны храм Святителя Николая. И как преподобно, как праведно, чтобы в благознаменитой Обители Божией Матери главный храм украшался и знаменовался именем святой Троицы! Кто Бог наш? Пресвятая Троица: Вседержитель – Отец; Творец, Искупитель и Спаситель всех, – Сын; Промыслитель, вседетельный, животворящий – Дух Святой. Посему во всем и везде исповедуется, прославляется, величается Божество, Царство и сила святой, единосущной и не раздельной Троицы; все мы во имя святой Троицы крещаемся, благословляемся, все тайны и в Церкви и в домах именем святой Троицы освящаются, все важнейшие священнодействия во имя святой Троицы церковью начинаются и оканчиваются; и все мы, как творение, рабы и поклонники святой Триипостасной Троицы, святою Троицею созданные и воссозидаемые все под державу и царство господоначальной Троицы истинною верою и любовию приводимся дабы верно по заповедям служа, и благочестно покланяясь святой Троице, сподобиться и в будущем веке с ликами Праведных славить великолепное имя святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Догматический смысл формулировки «чрез Сына» состоит в том, что такого рода исхождение Св. Духа «от Отца чрез Сына» отличается по своей природе от Его вневременного исхождения «от Отца», в котором Он обретает Свое Троическое бытие. Исхождение от Отца есть исхождение от Первопричины в пределах Св. Троицы, тогда как исхождение «чрез Сына» понимается православным богословием как «энергийное сияние», исхождение Св. Духа из пределов Св. Троицы для благодатного освящения мира. Константинопольский патриарх Григорий Кипрский в XIII столетии весьма поэтично изъяснил догматическое значение исхождения Св. Духа «чрез Сына»: «Дух имеет Свое бытие от Отца, Который есть единственная Причина, из Которой Он исходит вместе с Сыном Своим, свойственным Ему способом, являясь одновременно через Сына, через Него и при Нем возсиявая – также как свет исходит от солнца вместе с лучом, сияет и является через него и при нем и даже от него... ведь и вода, которую черпают из реки, существует из нее; так и свет существует из луча. Но ни тот, ни другая не имеют причиной своего бытия эти две вещи» 21 . В своем богомыслии как Запад, так и Восток исходил из тех наименований и ипостасного порядка Лиц Св. Троицы, которые были указаны Самим Господом в заповеди «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Св. Духа» ( Мф. 28:19 ). С другой стороны, человеческий разум невольно пытался постичь тайну небесного бытия Лиц Св. Троицы, прилагая к ним смысловую окраску, которую их имена имели в земных представлениях. При этом общее представление о Третьем Лице Св. Троицы во многом определялось его наименованием в Евангелии, т. к. более полного знания о Нем Откровение нам не дает. Рассматривая Filioque как соблазн человекоуподобления в представлениях о божественном бытии Св. Троицы, мы видим, как искажающее воздействие человеческого сознания проникает чрез наименование Лиц Св. Троицы в образ постижения Их неизреченного бытия. Слово Божие – Вторая Ипостась Св. Троицы имеет вечное бытие с Богом-Отцом, временное Его воплощение превосходило пределы нашего постижения, поэтому если Родителю усвояется имя – Отец, а Родившемуся – Сын, то только в их явлении человеку. Наименование Третьего Лица Духом Святым также не что иное, как снисхождение к человеческим понятиям. Неизбежность такого снисхождения остается единственной причиной того, что Первая, Вторая и Третья Ипостаси Св. Троицы умопредставляются как Отец, Сын и Св. Дух. Суждение об их внутренней жизни не может быть основано на этом человеческом умопредставлении. Нам известно только, что Первое Лицо Св. Троицы является причиной бытия Сына и Св. Духа, внутренняя же жизнь Божества недоступна человеческому определению. Другими словами, богословие может только утверждать, что в Боге Три Ипостаси одинаковой совечности, и что Одна из Них – причина бытия Двух Других. Об остальном блж. Августин говорил, что «это не может изъяснить язык даже ангельский, а не то человеческий». 22

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Вполне можно согласиться с Фомой Аквинским, который говорит о том, что наше единение с Богом происходит через Домостроительства Сына и Святого Духа. Сын является совершителем нашего спасения, который приносит жертву Искупления ради спасения человеческого рода, а Святой Дух приходит в этот мир по ходатайству Сына для того, чтобы усвоить нам плоды того Искупительного подвига, который совершил ради нашего спасения Сын Божий. Православное богословие не разделяет Домостроительств Лиц Святой Троицы на видимое и невидимое, для него видимое и невидимое Домостроительство – это один и тот же акт, посредством которого Лица Святой Троицы приходят к нам, дабы соединиться с нами и таким образом совершить наше спасение. Что касается того положения, что Домостроительства Лиц Святой Троицы есть продолжения тех отношений, которые существуют между Лицами Святой Троицы, то здесь можно сказать следующее. Православные богословы всегда говорили о коренном различии между Превечным происхождением Лиц Святой Троицы, которое есть, согласно учению святого Иоанна Дамаскина, дело природы, есть само бытие Самой Святой Троицы, и Домостроительством Сына и Святого Духа, которое есть дело воли, общей всем Трём Ипостасям. Внутри Святой Троицы Сын и Святой Дух имеют единый источник происхождения – Отца. Тогда как в области Домостроительства Сын посылается на землю во времени Отцом, а Святой Дух посылается Сыном. Для Фомы существует жёсткая связь между Домостроительствами Божественных Лиц и ипостасными свойствами Лиц Святой Троицы. На наш взгляд, это является опять же следствием того, что Фома не делает различия между Непознаваемой и несообщимой Божественной Сущностью и познаваемыми и постижимыми Божественными Энергиями. Для Фомы это тождественные понятия, и отсюда делается вывод, что также как внутри Святой Троицы Сын рождается от Отца, а Святой Дух исходит от Отца и Сына, так и в области Домостроительства происходит то же самое, так как Домостроительства есть продолжение того, что происходит внутри Святой Троицы.

http://bogoslov.ru/article/1859858

Так, например, одними святыми отцами посещение Авраама тремя странниками понималось как явление, хотя и косвенное, всей Святой Троицы 363 , другими же – как явление Второго Лица Святой Троицы в сопровождении двух ангелов 364 . Такое толкование не меняет понимания этого события как явления Троицы, ибо поскольку каждое из Лиц Святой Троицы обладает всей полнотой божества, то и присутствие Сына с двумя ангелами можно понимать как образ Троицы. В этом смысле явление это и толкуется богослужебными текстами, которые определенно говорят о нем как о явлении Святой Троицы: «Видел еси яко есть мощно человеку видети Троицу и Тую угостил еси яко друг присный, преблаженне Аврааме» 365 ; «древле приемлет Божество Едино Триипостасное священный Авраам...» 366 . В связи с учением Церкви и толкованием отцов, изображаемые ангелы располагаются иногда по принципу изокефалии, т. е. сидящими рядом за столом как равные по достоинству друг другу, чем подчеркивается равенство Ипостасей Святой Троицы при их неслиянности (например, в мозаике церкви Санта-Мария Маджоре в Риме, V в., или в Коттоновой Библии того же времени в Британском музее в Лондоне). Кроме того, это равенство иногда подчеркивается одинакового цвета одеждами ангелов (например, в мозаике церкви Сан-Витале в Равенне, VI в.) и их атрибутами. В других случаях композиция строится пирамидально, с выделением среднего ангела как главного среди других. Изображение трех библейских странников в виде ангелов в течение многих веков было единственной иконографией Святой Троицы, а в Православной Церкви оно существует и поныне как единственная из иконографий, соответствующая ее учению 367 Наиболее полное соответствие учению Церкви образ Троицы нашел в величайшем как по своему содержанию, так и по художественному выражению произведении, известном под именем «Троица» Рублева, написанном прп. Андреем для Троице-Сергиева монастыря, как полагают, между 1408 и 1425 гг. 368 и в настоящее время находящемся в Третьяковской галерее в Москве. Как и на других, более ранних иконах Троицы, здесь изображены три ангела, но обстоятельства их появления обойдены молчанием.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Ответствую. В сих повелениях, в том и другом, никакого нет между себя противоречащего учения; здесь только содержатся учения, одно другим поясняемые, но вовсе не опровергаемые одно другим. Докажу это примером, имеющим к делу ближайшее отношение. В священнодействии архиерейского служения, на славословии трисвятого, архиерей входит на горнее место и благословляет одним трикирием без дикирия. Благословляя тогда трикирием во образ св. Троицы, он разумеет единого от Троицы, Бога Слова, не нага от воплощения, как это свидетельствуется ясно словами, которые произносит тогда протодиакон, подавая ему трикирий: «Троицы явление во Иордане бысть: там обо пребожественное естество, Отец возгласи: сей крещаемый Сын возлюбленный мой, Дух же прииде к подобному, его же благословлять людие, и превозносят во вся веки» (Кан. на Богояв. песнь 8). В сём стихе канона, прославляющем Троицы явление, прославляется, как един от Троицы, стоящий во Иордане, воплотившийся Сын Божий. Итак, ясно, что архиерей, тремя свещами образуя св. Троицу, образует второе лицо Троицы не нагим от плоти. Так и в символе веры во св. Троице мы исповедуем единого от Троицы, воплотившася и вочеловечшася, сугубо естеством во единой ипостаси. Так и в крещении, при троекратном погружении крещаемого во имя Отца и Сына и Св. Духа, исповедуем единого от Троицы, Сына Божия, не нага от воплощения, но, согласно символу, исповедуем Его воплотившася и вочеловчшася, о чём и Апостол свидетельствует, глаголя: елицы во Христа Исуса крестихомся, в смерть Его крестихомся (Рим. зач. 91). Итак, из стиха, глаголяемого протодиаконом, подающим епископу трикирий, явствует, что епископ, благословляя тремя свещами во образ св. Троицы, образует единого от Троицы, Бога Слова, не нага от воплощения. Затем, по прочтении св. Евангелия, сошед с горного места, у царских врат епископ благословляет паки, но уже в обеих руках держа трикирий и дикирий, три и две свещи: тремя образует св. Троицу, двумя же два во Христе естества. И это благословение и знаменование не есть иное, новое, противоречащее прежнему, которое совершал он от горного места, одним трикирием, без дикирия, образует св.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Хоружий Сергей Сергеевич ведущий научный сотрудник Математического института РАН им. В. А. Стеклова, директор Института синергийной антропологии, доктор физико-математических наук, почетный профессор ЮНЕСКО Беглов Алексей Львович научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук Уколова Виктория Ивановна заведующий кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД РФ, председатель редколлегии академической серии " Памятники исторической мысли " , доктор исторических наук Аверьянов Константин Александрович старший научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Георгий (Данилов), архиепископ Нижегородский и Арзамасский управляющий Нижегородской епархией Русской Православной Церкви, председатель правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Костерев Анатолий Евгеньевич депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, кандидат технических наук Иноземцева Зинаида Петровна старший научный сотрудник Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации Нефедьева Марина Ивановна ассистент кафедры теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета Хондзинский Павел Владимирович священник, исполняющий обязанности заведующего кафедрой пастырского и нравственного богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Железко Сергей Николаевич заведующий лабораторией экономических и управленческих технологий Академии маркетинга и социально-информационных технологий, доктор экономических наук Воронина Татьяна Андреевна ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Зимина Анжелика Игоревна учитель русского языка и литературы средней школы 14 города Сызрани Мазырин Александр Владимирович священник, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук

http://pravoslavie.ru/26976.html

II. Женские монастыри I. Богородицкий девичий монастырь в Казани Каменных церквей 6 с 6 престолами; каменная богадельня дл. 7 с. шир. 4 с. Деревянного строения: настоятельских и братских келий 99, дл. 194 с. ш. от 3 до 8 с. Около монастыря каменная ограда, школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должна быть игуменья, на лицо: игуменья, рядовых монахинь 84, белиц 11. Бельцов – протопоп 1, ключарь 1, попов 2, дьяконов 3, дьячков 2, пономарей 2, сторож 1, звонарь 1. Монастырских служителей: стряпчий 1, ему жалованье 3 руб., слуг 3 чел., им дается каждому по 1 руб. 50 к. в год. Затем монастырем по свидетельству Генералитета вотчин имеется крестьян и бобылей 86 душ, земли по даче по 10 четвертей в поле, сенных покосов на 10 копен. В разных местах рыбных ловель 2, с них собирается оброку по 56 руб. 72 коп. в год, каковые платятся в Казанскую Губернскую Канцелярию. Из Казанской Губернской Канцелярии ружного половинного жалованья в монастырь дается 228 руб. 55 коп., которые все расходуются в монастыре. Монастырские крестьяне исправляют в монастыре всякую монастырскую постройку и починку, да возят дров по 11 сажен. В Коллегию Экономии ничего не платится. II. Благовещенский девичий монастырь в Чебоксарске Каменного строения – церковь 1 с одним престолом и с двумя пределами, а в них два престола; под колокольней один предел с одним престолом. Келья 1 с сенями дл. 6 и шир. 2 саж. Деревянного строения – настоятельских и монашеских келий 25 дл. 110 саж. шир. 5 с. Около монастыря деревянная ограда. Школ и гошпиталей нет. По древнему установлению должно быть и есть игуменья, рядовых монахинь 57, бельцов попов два, дьякон 1, дьячков 2, пономарь 1. За тем монастырем ни вотчин, ни угодий, ни служителей нет. Монахини питаются рукоделием и мирским подаянием. III. Богородицкий девичий монастырь при г. Сызрани Каменного строения – церковь 1, деревянного – 1 церковь , в них три престола, деревянных келий 17, дл. 42 саж., шир. 2; школ и гошпиталей нет. Надлежит быть игуменье. На лицо Игуменья, рядовых монахинь 17, белиц 20. Бельцов – 2 попа, дьякон 1; отставных на пропитании и прочих служителей нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Приехав в монастырь святого Пантелеймона, мы сразу поднялись в храм Покрова Божией Матери. Вечерня заканчивалась. Нас повели на трапезу. После восточных сладостей греческих монастырей с радостью принялись за нашу картошку «в мундире», помидорчики и оливы. Дождь прекратился, и мы вышли к морю. Ждем ночного богослужения, которое по афонскому времени начнется в половине восьмого, а по нашему где-то в половине третьего ночи. Будем славить Казанскую икону Божией матери. В нашей группе четыре настоятеля Казанских храмов: отец Николай Манихин из Тольятти, отец Григорий Коберник из Сызрани, отец Иоанн Державин из Нероновки, и есть Казанский придел в самарской церкви Петра и Павла, где настоятель отец Александр Куликов. Ночью начнем служить полунощницу, утреннюю с полиелеем, первый, третий и шестой час, Божественную литургию. А сейчас поднялись к себе в фондарик, стоим на балконе и любуемся Афоном, озаренным последними лучами заходящего солнца. Отец Герман (Пензин), игумен из Тольятти, не отрывал своего взора от чуть виднеющегося шпиля Святой Горы. В начале монашеского пути отцу Герману предлагали поехать на Афон насельником Русского Пантелеймонова монастыря, он с радостью согласился, но в то время нелегко монаху было попасть на Святую Гору, не получилось… Вместо Афона поехал в Оптину Пустынь… — Как пик, отец Герман? — спросил игумена. — Это, вы знаете, с чем могу сравнить? Это царский дворец — так он величественен, так он в небо уходит. Ой, да что говорить, место святое. Единственное в мире место по святости. Можно сказать, на первом месте. Смотрю я на монахов, доброта на их лицах написана. И думаю, почему я не такой? Может, из-за того, что я их не видел? А посмотришь — не мешало бы и исправиться и стать хоть немножко похожим на них. Старцы, особенно в Иверском монастыре, как они душевно нас встретили, вот так бы и глядел на них, так бы и глядел… Теперь даже и не обидно умереть, после того как Афон увидел… не обидно будет… А то вот лет двадцать тому назад прочитал книгу «Письма святогорца» и стал мечтать, чтобы Афон увидеть. Во сне все время он мне снился. Снился, да не так… А вот когда приехал сюда, когда увидел, подумал: Господи, уж не снится ли это мне опять? Так я переживал…

http://azbyka.ru/fiction/na-svyatoj-zeml...

На днях получил телеграмму, что мой брат помер, а я на три года старше его. Пора и мне, хотя очень хотелось бы докончить перевод главных богослужебных книг; а о Ветхом Завете, по-видимому, надо перестать думать – это будет ваш труд…» А несколько ниже уже совсем в грустном тоне продолжает: «Если еще вместе поживем хоть бы и лет 5, я во всяком случае буду блекнуть и опускаться, как вянущий лист; и дело мое будет исключительно переводческое. А вы, возрастая из силы в силу, будете возращать Японскую церковь . Ваше дело будет прогрессивно жизненное – таков закон природы. Во всем же да будет воля Божия, которой покорно будем подчиняться». Итак, смерть родного брата, протоиерея в г. Сызрани, поставила пред взором Владыки яснее, чем когда-либо, вопрос о возможной скорой смерти. Не боялся никогда почивший смерти. Но жить ему хотелось. И жить не для простого прозябания, а «для того, чтобы побольше перевести богослужебных книг». Впрочем, и в этом вопросе он покорно отдавался воле Божией. Даже больше: поскорбев мало, он, видимо, скоро опять приобретал благодушие и о том же предмете мог говорить в тоне, не показывающем скорби: «Итак, говорю, хозяйский глаз везде. И действительно чувствуйте себя хозяином. У вас уже и право на то есть, «тегара» есть. На меня перестаньте взирать. Я отпетый. Брат вот тоже был жив до последнего времени; последним письмом убеждал меня не выходить никуда на покой: «В Японии твой покой», – писал. Едва я успел ответить на это его утешение, как телеграмма: переселился к праотцам. А отчего? С прор. Давидом не счел дозволительным разногласить – уже за 70 было. У меня же и сердцебиение, и астма, и, главное, 75 лет. Правда, Накаи уверяет, что нашел подлинную рукопись Давида на Еврейском, где не 70, а 100; но он еще не представил мне доказательств, что это не апокриф. Итак, вы все больше и больше должны убеждаться, что необходимо вам войти совсем во все обязанности и во все чувства и сознание полного хозяина. Так и сделайте». Пред праздником Св. Пасхи, в Великий Пяток возвратился я в Миссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010