20 июня 1880. Пятница. В Сызрани Утром с братом и Любой ходили гулять на берег реки, видели трепещущихся стерлядей, вынимаемых из садка. — К завтраку собрались гости: полицмейстер, игуменья, протоиерей, жена директора и Петр Афонасьевич Прозоров — соборный священник, родственник Марии Петровны. После завтрака сходили с племянницами в книжный магазин купить им басни Крылова, «Родину» и прочие книжки, какие нашлись здесь годные. — В пять часов из монастыря отправились в Никольскую Церковь встречать икону Феодоровской Божией Матери. Трогателен обычай этот — ходить по городу с иконой каждый год, на что дается городу две недели! По принесении иконы в монастырь брат в облачении встретил ее среди монастыря, а навстречу в Никольскую церковь высланы были хоругви и священник с диаконом, из Никольской же церкви провожали ее с своими хоругвями, иконами и причтом. — Всенощная шла в монастыре три с половиной часа; после нее чудотворная икона взята была Василием в его дом, несли ее туда Марья Петровна и Маша; отслужили молебен, приложились и проводили в дом другого священника, потом — диакона, а затем в монастырь, где целую ночь святую икону носили по келиям и пели молебен, так как назавтра днем она должна была отправиться по соседним домам, а вечером — в следующую Церковь. 21 июня 1880. Суббота. В Сызрани и на пути из него в Рязань Утром — в обедне в монастыре, после которой был молебен Божией Матери. Мать игуменья позвала к себе на чай и пирог. В двенадцать часов отправились на завтрак к о. Петру Афонасьичу, который всячески хотел изгладить впечатление от того, что я во вторник застал его с очень красными глазами и носом. На возвратном пути зашли в лавки, где я купил по иконе в благословенье племянницам. Купили еще лото — играть им. Вернувшись, смотрели, как святую икону Феодоровской Божией Матери торжественно провожали из монастыря в Покровскую Церковь. Умилительное зрелище и умилителен дух благочестия, живущий в русском народе! Где, в каком государстве можно видеть, что народ вот два дня молится и воспевает хвалу Богу! Я объяснил Марье Петровне, обиженной моим скорым отъездом, что вот этот–то дух благочестия толкает и меня к делу, не позволяет долго засиживаться для своего личного удовольствия, как ни хотелось бы этого. Сходил в баню, играл с племянницами в лото, закусывал. Когда Василий вернулся от всенощной, то вместе с подъехавшим полицмейстером, в начале десятого часа вечера, они все проводили меня на станцию железной дороги, где неуместное участие очень уж любезного и исполнительного полицмейстера заставило меня взять до Рязани билет первого класса, стоющий двадцать шесть рублей девяносто копеек. Грустно–грустно было расстаться с добрым братом, его женой и милыми их детьми — бледнолицей Машей и вострушкой Любой — семейством, где во всем свете я и могу быть хоть несколько дома, — опять лет на десять, если не навсегда! Храни вас Бог, милые мои! И грусть, и скука одиночества в моем роскошном купе, и ночное время заставили меня скоро погрузиться в сон.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Первым строителем монастыря до переноса его в город Кашпир был старец Кирилл. Настоятелем вновь построенного монастыря в городе Сызрани был старец Филарет. Его сменил старец Корнилий I. Из других настоятелей особо известен игумен Михаил. Он в 1711 году основал невдалеке от Сызрани Жадовскую пустынь. В 40-х годах XVIII столетия здесь, в этой тихой обители доживал свой век знаменитый архимандрит Иона (Саникеев). Он был одним из 9 иерархов, подписавших проект петровского Духовного Регламента (Закона о церкви). При Екатерине II архимандрит Иона стал членом Святейшего Синода, но потом оступился на скользких тропах власти и был сослан в далекий Свято-Вознесенский Сызранский монастырь. По докладу Святейшего Синода Высочайшим Указом в 1832 году состоялось учреждение обособленной Симбирской епархии с отделением ее от Казанской митрополии. Первым управляющим самостоятельной Симбирской епархии стал архиепископ Симбирский и Сызранский Анатолий, который последние 2 года своей жизни провел в Сызранском Вознесенском монастыре на покое, где умер и похоронен. Подробные сведения о настоятелях появились с 1834 года, когда сюда наместником был переведен из Алатырского Троицкого монастыря архимандрит Герман, до пострижения Иоанн (Похвалинский). Под его руководством велось широкое капитальное монастырское строительство, начавшееся с ограждения территории в границах жалованных земель. Было возведено здание Сызранского духовного Правления, а также построен каменный двухэтажный богадельный дом с переходом в Феодоровскому храму. Архимандрит Герман был награжден высокими наградами Российской империи: орденами святой Анны II и III степеней. Самый же больший вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. Именно при нем в 1855 году Сызранский Вознесенский монастырь был переведен из обители третьего класса в первый. В период его правления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный летний Вознесенский храм. Его венчали пять глав, покрытых белой жестью.

http://sobory.ru/article/?object=07130

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование прихода Казанско-Богородицкой церкви с. Чимеево Курганской области в Свято-Казанский Чимеевский мужской монастырь. 2. Утвердить наместником Свято-Казанского Чимеевского мужского монастыря игумена Арсения (Поснова). СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Оренбургского и Бузулукского Валентина о назначении иеромонаха Ионы (Чуракова) наместником Свято-Никольского мужского монастыря в с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Иону (Чуракова) наместником Свято-Никольского мужского монастыря в с. Новоникольское Александровского района Оренбургской области. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Орловского и Ливенского Паисия о благословении на открытие Троицкого Оптина Рождества Богородицы женского монастыря в г. Волхов Орловской области. ПОСТАНОВИЛИ: Благословить открытие Троицкого Оптина Рождества Богородицы женского монастыря в г. Волхов Орловской области. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия о назначении монахини Серафимы (Куняевой) настоятельницей Свято-Тихвинского женского монастыря с. Курилово Ромодановского района Республики Мордовия. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить монахиню Серафиму (Куняеву) настоятельницей Свято-Тихвинского женского монастыря с. Курилово Ромодановского района Республики Мордовия. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Самарского и Сызранского Сергия о назначении иеромонаха Марка (Алексеева) настоятелем Свято-Вознесенского мужского монастыря г. Сызрани. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить иеромонаха Марка (Алексеева) настоятелем Свято-Вознесенского мужского монастыря г. Сызрани. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Архиепископа Тверского и Кашинского Виктора об открытии Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской области и о назначении настоятельницей обители монахини Елисаветы (Евдокимовой). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить открытие Богородицкого Житенного женского монастыря г. Осташкова Тверской области.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4892550...

Другой случай. У нас в Сызранском монастыре, есть чудотворная икона, чтимая не только городом, но и по всей окрестности, даже старообрядцами, – икона Пресвятой Богородицы Феодоровской. Икону эту, перед ее праздником, в городе имеют издревле обычай торжественно приносить из монастыря в собор и потом носить от одной церкви до другой с крестным ходом, и в каждой церкви она стоить день, или два; затем торжественно, всем городом, из собора относят обратно в монастырь. Я, будучи маленьким мальчиком, пошел, как и другие старообрядцы, посмотреть на крестный ход, когда икону из собора переносили в Троицкую церковь . В крестном ходе участвовали только два причта – соборный и приходской. На площади перед церковью служили молебен и по прочтении Евангелия священник, по обычаю, ограждал святою иконою народ на все четыре стороны, – икона небольшая, вершков семи, к ограждению ею удобна. Вот именно это ограждение иконою на меня произвело тогда такое сильное и отрадное впечатление, что я помню его доселе и вспоминаю с утешением. После, когда я был уже в возрасте, ходил иногда с родителем в губернских городах смотреть даже архиерейские служения, совершавшиеся с большой торжественностью; но тех впечатлений, как в детстве, уже ее чувствовал. Значит, чувства уже были переполнены влиянием раскола и та детская простота, которая могла еще чувствовать и воспринимать действие благодати, присущей Святой Церкви, тогда уже исчезла. 3. Как я в малолетстве сделал возражение деду Когда я жил около Сызрани, на пчельнике, иконник Иван Порфиров, пользовавшийся большим влиянием у беспоповцев, как хороший начетчик, и особенно прославившийся своими беседами против поповцев, задумал несколько переделать федосеевство в Сызрани, – поставить его ближе к Бабушкину согласию. Так он стал отрицать исповедь федосеевскую. Он понимал, что беспоповские наставники, принимая исповедь, касаются не дарованного им, и говори л, что исповедь нужно совсем оставить. С своей точки зрения он был прав, и думал, что с ним все согласятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

650. Богородицкий – Казанский, женский, упраздненный, в гор. Сызрани, Симбирской губ. О нем известно только, что он основан вскоре построения города, т. е. в конце XVII ст., и находился в самом центре. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 338; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1849 г., XXVIII, 473 (свед. о постр. гор. Сызрани). 651. Богородицкий – Казанский – Ломовский, женский, ныне Ломовская слобода, принадлежавшая в XVIII стол. барону Петру Павл. Шафирову, Пензенской губ., Мокшанского у., в 50 вер. к сев.-вост. от Мокшан, при рч. Ломовке, впадающей в р. Суру слева. Основан в 1579 г. по случаю явления на этом месте иконы Казанской Божией Матери и упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 391; IV, 319. 652. Богородицкий – Казанский – Нижнеломовский, мужской, 2-го класса (с 1764 г.), Пензенской губ., Нижнеломовского у., в 2 вер. к зап. от Нижнего Ломова, расположен одною стороною по скату, а другою при подошве возвышенной горы. Основан в 1648 г. по случаю явления (в 1643 г.) иконы Божией Матери казаку Андр. Мих. Набокову. Кроме явленной иконы Богоматери, в монастыре находится чудотвор. икона св. Иоанна Предтечи. “Ист. Росс. Иер.», V, 169 (с грамот.); Ратшин, 433; “Опис. монаст.», 1817 г., 13; Проценко, “М-ри в России», 27; Федоров, “Ист. собр. о граде Суждале», 114; Хитров, “Ист. стат. опис. Тамбов. епар.», 94, 96, 98, 127; Рябинин, “Пензен. губ.», II, 444; “Памят. кн. Тамбов. губ. на 1864 г.», 92; “Извл. из отч. Об. Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 954, 1; “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 144 (в 1744 г. имел 573 душ. крест.); 1873 г., II, Отд. 2, 328 (кн. Долгорукий, об архим. Израиле); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 346 (в 1700 г. имел крест. 24 двора); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», IV, 121 (архим. Иоасаф в 1725 г. переведен в Донец. Успен. м-рь Воронеж. губ.): VIII, 1728 г., 140, 141 (доношение духов. Декастрии о возведении в сан архимандрита игумена м-ря Сергия); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», II, книги дозорн., переписн. и проч., 38 (м-рю принадлежало село в 1660 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Посетил я в Сызрани и все православные церкви, чтобы в них испросить себе от Бога прощение за прежнее мое от св. церкви удаление. Из старообрядцев сызранских некоторые охотно в любовно беседовали со мною о вере; а некоторые уклонялись от беседы. Трех человек, принадлежавших к беспоповской секте, я на своей родине сподобился присоединить во св. церкви: на присоединение зрителей стеклось множество, ибо присоединялись такие люди, которые в беспоповстве имели значение по своей начитанности. 5. Саратов Из Сызрани я отправился 14-го октября в Саратов. Хотелось по пути заехать в Хвалынск и Вольск; но путь по Волге уже прекращался, а на короткое время заехать не находил пользы, потому и проехал прямо в Саратов. Здесь я квартировал у моего знакомого, новообратившегося ко св. церкви из поповщины, Алексея Павловича Павлова: его самого хотя и не было дома, но брат его Иаков Павлович принял меня любезно. Прежде всего явился я получить благословение от преосвященнейшего Иоанникия, епископа Саратовского. 127 Благословив меня, преосвященнейший велел мне побывать к нему вторично. Потом, 17-го октября, в воскресный день, пошел я по приглашению к о. протоиерею Иакову Васильевичу Груздеву, одному из ревностнейших членов Братства св. Креста: он сказал мне, что его преосвященство поручил пригласить меня на беседу со старообрядцами. Я ответил, что и сам желаю послушать их собеседований. Первая беседа со старообрядцами в Саратовской братской церкви В 5 часов вечера мы пришли в братскую церковь , где обыкновенно происходят у них собеседования со старообрядцами. Церковь по пространству своему весьма удобна для такого рода собраний: среди церкви устроено возвышенное и огороженное решеткой место для лиц, ведущих беседу со старообрядцами. о. протоиерей подошел прежде братской хоругви, честному кресту, положил три поклона до земли и поцеловал честной крест: так принято у них делать пред начинанием каждой беседы. Потом взошел на устроенное для собеседования место и с ним его помощник, церкви Петра и Павла священник Иоанн Архангельский: они и меня пригласили с собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

«Одна только вера, что не все кончается здесь, земным нашим существованием, – дает силы не цепляться во что бы то ни стало за свою малозначащую жизнь и ради ее сохранения не идти на всякую подлость, низость и унижение, – писал Александр Оттонович сыну Федору в Германию . – Действительно свободным может быть только человек глубоко и искренне верующий. Зависимость от Господа Бога – единственная зависимость, которая человека не унижает и не превращает в жалкого раба, а наоборот, возвышает… Верь твердо, без колебаний, молись всегда горячо и с верой, и Господь тебя услышит. Ничего на свете не бойся, кроме Господа Бога и руководимой им совести, – больше ни с чем не считайся… и благо ти будет …» Александр Оттонович и его близкие были прихожанами церкви Свято-Троицкого мужского монастыря в Хвалынске – это бывшее хвалынское подворье Саратовского Спасо-Преображенского монастыря, того самого, настоятелем которого был в свое время священноисповедник Виктор (Островидов), уроженец Золотого. Так перекликаются судьбы новомучеников. Медем вместе с другими верующими организовал приходской совет монастыря. Совет, а с ним и монастырь последовательно противостояли «живоцерковникам». В письмах того периода Александр Оттонович жестко говорит о трусости и предательстве некоторых известных ему священнослужителей – принять и простить это он не может. Ему, как толковому и опытному хозяйственнику, предлагают поступить на службу к новой власти, но – «…служить этим расхитителям России, расхитителям души русского народа, мерзавцам – я не могу…» (из письма сыну). Меж тем Церковь захлебывается кровью, и саратовская земля не исключение: ее накрывают волны арестов – одна за другой. В 1929 году графа Медема забирают в очередной раз. Следователь спешит и не замечает бессвязности своего текста: «Медем среди духовенства и монахов Хвалынска ведет антисоветскую работу. Будучи председателем монастырского коллектива верующих и с обращением митрополита Сергия о поминовении власти Медем среди духовенства говорил: обращение вызвано под давлением расстрела…» Высылка в Сызрань и новый арест – уже там, в Сызрани. И опять, как и во всех предыдущих протоколах, – безупречная рыцарская порядочность и прямота: «…с программой коммунистической партии и советской власти я не согласен». Следователю, по всей видимости, нужны сообщники графа-контрреволюционера, и он упорно требует от подследственного имен знакомых, просто знакомых, которые появились у него здесь, в Сызрани, – ведь не мог же он за это время ни с кем не познакомиться! «Некоторых я в данное время помню, но назвать и этих отказываюсь, – фиксирует протокол ответ подследственного, – выдвигать людей, которых я случайно вспомнил, тем самым совершая к ним несправедливость, не нахожу возможным».

http://pravoslavie.ru/62543.html

Летопись этого храма в 1878 году повествует: " В соборном приходе есть мещане, крестьяне, военные и статские: по происхождению все они русские. Домов прихожан в настоящее время 130, в них душ мужского пола 430, женского 492. Раскольников мужского пола 4 души, женского - 10. В настоящее время в город переселяется много крестьян из соседних сёл. Соборные прихожане усердны к церкви, охотно жертвуют на храм; по воскресеньям и праздничным дням, особенно в зимнее время, много бывает молящихся в церкви, большая часть прихожан каждодневно исполняет долг христианской исповедью и приобщением святых тайн " . Шли годы, собор вызывал большой интерес у горожан, сюда приходило огромное количество молящихся из ближайших деревень. На пороге ХХ столетия храм Казанской иконы Божией Матери окончательно обрёл свой высокий статус кафедрального. В 1900 году это отметил и посетивший его епископ Симбирский Никодим: " Просторный и величественный Сызранский собор, расширенный пристроем с западной стороны, может считаться первым в Симбирской епархии, а потому громадному количеству бывающих здесь богомольцев вполне соответствует своему назначению... " . Первый год нового века (1901) жители Сызрани впервые встретили в церквях. Туда их позвали голоса звонницы Казанского кафедрального собора, которую в скором времени предстояло обустроить в здании новой колокольни. Обычай этот придумал настоятель храма Матвей Ксанф, сызранцам он пришёлся по душе, и отныне колокола православных церквей всякий раз приглашали горожан на Новый год в храмы города. Вера всё так же крепла: по официальным документам, ещё на пороге столетий Казанский кафедральный собор был одним из наиболее посещаемых храмов в Сызрани. Увеличился и его приход, превысив сотню дворов и тысячу человек, которые принадлежали к самым различным слоям общества и конфессиям. Причт собора состоял из протоирея, двух священников, диакона и трёх псаломщиков. Жильё для членов причта размещалось в церковных домах; лишь один псаломщик храма проживал на частной квартире, но наём также оплачивался из церковных доходов.

http://sobory.ru/article/?object=07126

26 июня 1934 г. назначен епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии. Его кафедральным храмом являлась Троицкая ц. г. Сызрани. Помимо Сызранского вик-ства П. управлял значительной частью приходов в правобережной части Ульяновской епархии, ранее входивших в состав упраздненного в 1928 г. Сызранского окр. Средневолжского края. К ним относились, в частности, приходы Барышского и Кузоватовского районов. Под окормлением П. находились и приходы Карсунского р-на, ранее не входившие в ведение Сызранских викариев. Во всех этих приходах, так же как и в церквах своего вик-ства в Куйбышевской епархии, П. определял на приходские места священнослужителей, рассылал по храмам циркулярные постановления и собирал взносы на содержание своего викариатского и Куйбышевского епархиального управлений, а также Московской Патриархии. Незначительная часть правобережных приходов находилась в непосредственном подчинении Куйбышевскому архиеп. Иринею (Шульмину) или Ульяновскому еп. Владимиру (Горьковскому), власть к-рого в основном распространялась на приходы левобережной части его епархии. 18 окт. 1936 г. П. был арестован. Содержался в тюрьме в Сызрани. Обвинялся в том, что «являлся организатором и руководителем контрреволюционной группировки церковников, вел контрреволюционную пропаганду среди молодежи, призывал к борьбе против Советской власти, выступал с контрреволюционными обращениями к населению в церкви». 27 марта 1937 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку в с. Новошульба Восточно-Казахстанской обл. Арестован 17 нояб. 1937 г. Новошульбинским райотделом НКВД по обвинению в контрреволюционной деятельности, переведен в тюрьму в Семипалатинске. Расстрелян по приговору Особой тройки УКНВД по Восточно-Казахстанской обл. от 1 дек. 1937 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 262; НАРТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 291. Л. 11-12 об.; ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8789; Архив УФСБ РФ по Самарской обл. Д. П-12537; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по Вост.-Казахстанской обл. Д. 3125.

http://pravenc.ru/text/2580302.html

Во время раздачи освященной о. Иоанном воды теснота и давка были невообразимые. Проезжая мимо Алексеевского детского приюта, о. Иоанн благословил детей, вышедших на балкон, благословил воспитанниц Николаевского сиротского дома, рядами стоявших на улице в ожидании проезда батюшки. Город почтил дорогого гостя обедом. На обеде присутствовали: Преосвященнейший Гурий, г. вице-губернатор, члены городской Управы и другие почетные гости. Во время обеда было высказано много благожеланий дорогому батюшке. Проводить о. Иоанна на пристань собрались: г. вице-губернатор, правитель канцелярии начальника губернии, высшие гражданские и военные чины города. О. Иоанн ехал в сопровождении городского головы и некоторых других граждан г. Самары, ехал снова под охраною полиции. По обеим же сторонам спуска к дебаркадеру шпалерами была расположена рота солдат. Тут были и офицеры их. Вход на дебаркадер посторонним лицам, из опасения давки и могущих произойти несчастий с людьми, был строго воспрещен и разрешался лишь по особо уважительным причинам. Благодаря лишь таким мерам и присутствию всех чинов полиции с г. полицмейстером во главе, проводы о. Иоанна на пароход обошлись без всякой суматохи и обычной в таких случаях давки. Вскоре с «Отважного» был подан сигнальный свисток, и пароход, со стоящим на его балконе дорогим и редким гостем для Самары, в 3 часа отчалил от берега. Дорогой батюшка, о. Иоанн раскланивался с народом, благодарил за радушный прием и благословлял остающуюся на берегу публику. На «Отважном» поехали провожать о. Иоанна до Сызрани городской голова и некоторые другие лица. До Сызрани же с провожающей публикой отправился еще специальный пароход «Самарянин». За отходящим пароходом выплыло несколько лодок с людьми, желавшими еще раз взглянуть на уважаемого пастыря. Любовь самарцев по отношению к о. Иоанну, кажется, не имела границ. Один местный рыбопромышленник, желая чем-либо выдающимся ознаменовать приезд к ним о. Иоанна, поднес ему в подарок, как особенную редкость, недавно пойманную стерлядь – аршинник. Посещение о. Иоанна не осталось не отмеченным и в летописях Самары. В ознаменование посещения и молитвенного пребывания в г. Самаре о. Иоанна, преосвященный Гурий обратился к своей пастве с воззванием, в котором всех пригласил к посильным пожертвованиям на сооружение каменного храма с церковною при нем школою в засамарской слободе. Владыка первый от себя лично сделал и пожертвование на такой достойный памятник общего благочестивого восторга, вызванного в жителях Самары посещением о. Иоанна. Им же было выражено желание, чтобы предполагаемый храм был сооружен в честь того св. угодника Божия, имя которого носит о. Иоанн Кронштадтский .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010