Храмы неоднократно подвергались реконструкции. Архангельский – в 1834, 1859, 1876 и 1884 гг. Троицкий, возведённый, приблизительно, в начале XIX века, перестраивался в 1855 и 1871 гг. В храмах отсутствовали какие-либо «древности» и «достопримечательности». Иконостас в Архангельской церкви располагался в шесть ярусов и, помнению священника Иоанна Сухова, был «незатейливой работы». Популярностью у прихожан пользовались две иконы – Вседержителя и Скорбящей Божией Матери. В 1870 г. их покрыли стеклом, ризами и венцами. Иконостас в Троицкой церкви вплоть до 1878 г. был самой грубой «топорной» работы. Для того, чтобы его обновить, организовали сбор пожертвований. Новыйиконостас с «…живописными иконами, весь покрытый резьбой, золоченой на марданы по нежно-голубому фону» приобрели за 450 руб. 75 коп. Более половины из этой суммы пожертвовал местный помещик – генерал Дохтуров. Остальное взяли из «кошельковых сумм» и получили от других жертвователей, в том числе – от временных попечителей из крестьян. В фондах Сызранского филиала Центрального государственного архиваСамарской области сохранилась церковная летопись храма. С 1879 по 1900 гг. её вёл священник Иоанн Петрович Сухов – отец священномученика, уроженца села Жемковка Константина Сухова, расстрелянного красноармейцами в Бугуруслане в 1918 г. Последние записи в летописи были сделаны священником Николаем Даниловым и диаконом Максимом Гурьяновым в 1917 г. В советский период оба храма сильно пострадали. С церкви АрхангелаМихаила сняли кресты и купола, тогда как Троицкий храм разобрали совсем. Иконы использовали в магазине как прилавок. Массивные кованые ворота пошли на переплавку. 18 августа 1932 г. арестовали жемковского священника Павла Алексеевича Победоносцева (1883 г.р.), до революции служившего в храме псаломщиком. За антисоветскую агитацию и пропаганду его приговорили к 3 годам концлагерей. В Жемковку он уже не вернулся. 3В декабре 1937 г. в селе прошли массовые аресты. Они затронули не только причт и монахинь, ушедших из различных монастырей, но и прихожан. Всего в контрреволюционной организации, обнаруженной чекистами, оказалось 18 человек. 18 февраля 1938 г. тройка при УНКВД по Куйбышевской области приговорила к расстрелу священника с. Жемковка Степана АндреевичаГордеева (1883 г.р.) за антисоветскую агитацию. Ранее, 29 декабря 1929 г. он уже осуждался Коллегией ОГПУ на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Вместе с батюшкой в Сызрани расстреляли церковного старосту Григория Даниловича Сизова (1869 г.р.) и ещё 9 человек. Остальных осудили на длительные сроки заключения. 1950-е гг. Архангельский храм переделали в дом культуры. Колокольнюи верхний ярус окон разрушили, купола и кресты сняли.

http://sobory.ru/article/?object=32283

Жемковка. Церковь Троицы Живоначальной (новая). Троицкий храм Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:2003. Адрес: Россия, Самарская область, Сызранский район, с. Жемковка, ул. Кооперативная, д. 56 Координаты: 53.280362, 48.174387 Проезд: Из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе, на транспортной развязке при пересечении с трассой М5 - налево по указателю на Москву. Следовать по трассе прямо направлением на Москву через г. Тольятти, плотину Жигулевской ГЭС, г. Жигулевск, Печерское и в обход Сызрани до указателя на ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Самары на автомобиле: выезд из города по Московскому шоссе, на транспортной развязке при пересечении с трассой М5 - налево по указателю на Москву. Следовать по трассе прямо направлением на Москву через г. Тольятти, плотину Жигулевской ГЭС, г. Жигулевск, Печерское и в обход Сызрани до указателя на Балашейку. По нему свернуть с трассы вправо и далее двигаться прямо через Заборовку до Жемковки, в черте села в месте левого поворота главной дороги сразу после недействующей церкви Михаила Архангела свернуть направо на ул. Кооперативную, церковь будет справа у дороги Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Жемковка была основана казаками из-под Карсуна за год до постройки Сызранской крепости. Деревянную церковь во имя Архистратига Божия Михаила возвели в деревне тщанием прихожан в 1759 г. по благословению Святейшего Синода и Архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия. Кроме собственно храма, комплекс построек включал колокольню. Церковь была однопрестольной и относилась к VI благочинническому округу Сызранского уезда Симбирской епархии. Причт, по данным церковной ведомости 1857 г., включал священника Андрея Васильевича Шереметева, дьячка Никанора Матвеевича Тихомирова и пономаря Николая Константиновича Лебедева. Храму принадлежала пашенная и сенокосная земля в количестве 66 десятин. Священник проживал в общественном доме, тогда как у дьячка и пономаря были собственные дома, построенные на обывательской земле. В одной ограде с холодным Архангельским храмом располагалась вторая, тёплая церковь с престолом во имя Троицы Живоначальной. Службы в нейпроводились в зимние месяцы тем же причтом. Прихожан, по сведениям Н. Бажанова, на 1900 год было 1205 человек муж. пола и 1382 жен. пола из 465 дворов. Кроме того, в приходе состояли раскольники – 29 дворов (51 муж. пола и 51 жен. пола).

http://sobory.ru/article/?object=32283

В 1885 году наместником монастыря был назначен иеромонах Антоний (Никольский). В 1891 году ему пожалован сан игумена, а в 1895 году – архимандрита. В 1897 году жители города Сызрани чествовали архимандрита Антония по поводу 35-летия служения в священническом сане. От лица городского духовенства и по резолюции Преосвященнейшего Никандра, епископа Симбирского и Сызранского, отцу Антонию был преподнесен юбилейный адрес и большой наперстный крест. За время настоятельства отца Антония монастырская служба и строения были приведены в образцовое состояние. При нем на монастырские средства в 1895 году построено двухэтажное здание Сызранского духовного училища с общежитием для учащихся и домовой церковью. В XIX веке в Вознесенской обители процветало собственное монастырское хозяйство. Самая крупная в губернии водяная мельница, имевшая 27 поставов, принадлежала монастырю. На территории хозяйственной части обители размещались хлебные амбары, скотный двор, квасоварня, пекарня и другие постройки. Монастырскими средствами поддерживалось духовное училище Сызрани. В обители имелась библиотека, в которой находилось около 300 томов, половина из которых была приобретена архимандритом Августином. Выписывались в библиотеку и духовные журналы. При библиотеке находился архив, в нем хранились копии указов и грамот с 1776 года. Вознесенский монастырь также являлся и местом первого некрополя города Сызрани. По древнему русскому обычаю усопших хоронили около церкви, а особо знатных и заслуженных людей - непосредственно в храмах. Так в Сызрани на территории монастыря у храма Феодоровской Божией Матери с западной и южной его сторон сложилось первое кладбище. Вероятно, строители крепости и монастыря были похоронены здесь. Существовал благочестивый обычай: погребать горожан на монастырском кладбище за вклады на помин души. Согласно архивным данным на кладбище погребены князь Михаил Владимирович Урусов и дочь его княжна Анастасия Михайловна Урусова; иерей Троицкой церкви Павел Алексеевич Репьев, иеромонах Иаков (Орлов), наместники Сызранского монастыря архимандрит Августин и архимандрит Антоний, первая настоятельница Сызранского Сретенского женского монастыря игуменья Мария, а также Сызранский городской глава Алексей Иванович Леднев и многие другие именитые жители города Сызрани. В Феодоровском храме в 1790 году была погребена девица из дворян Екатерина Ивановна Дмитриева, родная сестра поэта и министра юстиции Ивана Ивановича Дмитриева. Сделано это было по заслугам этого государственного деятеля, который являлся попечителем обители и способствовал возвращению монастырских земель, конфискованных во времена Екатерины II. В 1844 году в Феодоровском храме был похоронен первый управляющий Симбирской епархии архиепископ Анатолий (Максимович), в 1847 году настоятель Сызранского монастыря архимандрит Герман (Похвалинский).

http://sobory.ru/article/?object=07130

Известный сызранский помещик-винокур, титулярный советник Алексей Кандалаев в 1741 году выстроил в Сызрани из камня Христорождественский собор. Богатые горожане впечатлились, и уже на следующий год " тщанием " купцов Семёна Шлыгина и Якова Кривоносова в городе появился каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Прежде тут стояла одноимённая деревянная церковь, сведений о внешнем облике которой не сохранилось. Каменный же храм, по данным описи 1764 года, был покрыт тёсом и увенчан обитой жестью главой под железным крестом. Главный престол был холодным, придельный, тоже холодный, освятили во имя свт. Николая Чудотворца. В том же 1764 году Богородицкий монастырь упразднили, и церковь Казанской Иконы Божией Матери, став приходской, 30 лет спустя была приписана к собору Рождества Христова. Примечательно, что на этом месте ещё долго сохранялась монастырская ограда, её разобрали через сто лет, и к тому времени уже было решено построить на месте старого, " износившегося " здания новый, одноимённый собор. Причин для появления в Сызрани нового кафедрального храма было немало, но все они сводились к двум основным: рост городского населения и постепенная утрата кремлёвской Христорождественской церковью, весьма обветшавшей к середине XIX столетия, высокого кафедрального статуса. За полвека городское население выросло вдвое, превысив 22 тысячи человек, немало по тогдашним меркам. Бывший кафедральный собор уже не вмещал всех богомольцев, в особенности, по церковным праздникам. При этом соседние Троицкий и Успенский приходские храмы уже вполне соотносились с кафедральным и по размерам, и по роскоши внутренней отделки. В более представительном главном соборе наряду с православной общиной нуждался и сам город. Он разрастался ввысь и вширь, явно нуждаясь в более выразительном вертикальном акценте. Это предопределило наличие у будущего кафедрального собора представительной колокольни. Сызрани требовалась новая величина: и духовная, и зодческая. Дело было лишь за временем, людьми и деньгами. Был организован попечительский совет из числа священников и уважаемых людей Сызрани. Среди них были городской глава Алексей Иванович Леднёв, купец Борис Ипатович Колпаченков, а также протоирей Арсений Петрович Успенский, настоятель будущего храма, и его церковные старосты - Михаил Дмитриевич Сысуев и Пётр Григорьевич Серебряков. Это - главные благотворители Казанского кафедрального собора, причём Леднёв и Колпаченков помимо денег сумели добыть и необходимые строительные материалы. Недостающие деньги собирали всем миром: учредили кружки пожертвований, куда горожане несли и серебряные, и медные деньги. Вскоре сумма приношений перевалила за 6000 рублей, и теперь, вкупе с деньгами попечителей, можно было начинать строительство.

http://sobory.ru/article/?object=07126

(Пишется в Рязани, утром 23–го числа, в понедельник). В двенадцать часов тогда был в Сызрани. Прежде того любовались все с парохода на великолепный мост чрез Волгу, еще недоконченный; под пролет наш пароход прошел, не нагибая флагштока. Сызрань стоит на Волжке, весьма красивый городишко, высматривающий свежо и чисто. Извозчик прямо привез меня к брату, священнику женского монастыря, в домик против монастыря. Брат и его семейство встретили весьма радушно; жена его, Марья Петровна, совсем растолстела и обрюзгла; дети — две дочери: Маша, двенадцати лет, и Люба, десяти лет; первая — необыкновенно бледная, но красивая девочка; вторую застал в простуде, лежащую в жару, но когда я сказал, что если она выздоровеет, то пойдем в лавки куклу покупать, то она действительно тотчас же выздоровела, — встала, несколько раз ее тошнило, но в постель уже не легла; и мы пошли в лавки и купили куклу, маленький самовар с прибором, мячи и прочее. Я думал, что Маша уже побрезгует куклою, но и она обрадовалась куклам в лавке, почему и ей купили. Обе они учатся очень хорошо в женской школе, которую тут же, проходя, показывали, и постоянно получают награды. Служит священником брат Василий, как видно, усердно и хорошо, — Стерлядью, свежей икрой, балыком и прочим закормили они меня. 18 июня 1880. Среда. В Сызрани Утром сходили к обедне в женский монастырь. Служил младший священник — в первый раз здесь. — После обедни игумения Мария позвала к себе на чай, после чего показала монастырь. После обеда ходили в лавки купить племянницам на платье, причем обе они показали себя очень умеренными, никак не хотели принять от меня по шелковому платью, а ограничились шерстяными. Вечер провели у брата одни. Хоть кратковременное убежище от официальности! 19 июня 1880. Четверг. В Сызрани Утром в присланной из монастыря карете сделали (с братом вместе) визит наместнику мужского монастыря здесь. Наместник показал монастырь, храм, где Чудотворная икона Феодоровской Божией Матери, ныне носимая по городу, домик Преосвященного, когда он бывает в Сызрани, сад — весь из акаций, за ним часовню и прочее. Монастырь красиво выстроен, очень большой, древний, но братий мало. — На обратном пути сделали визит о. протоиерею Собора — толстому и приветливому весельчаку, и, как видно, очень доброму человеку. В двенадцать часов были у игуменьи на пироге. Она говела и сегодня приобщилась Святых Тайн. — Были позваны еще: полицмейстер города — некто Василий Александрович, которому я также сделал визит сегодня, протоиерей и наше семейство. После завтрака осматривали сад монастыря — фруктовый, где угостили свежею малиной. — После матушки пришли пить чай к Василию. Вечером были у о. протоиерея, который усердно угощал рябиновкой; вернулись на его рысаке. Вообще видно, что здесь люди живут в добром согласии и дружбе между собою. Часу в пятом с племянницами и братом ходили в город купить им конфект.

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

— Так есть ли у вас люди, которых вы знаете в городе Сызрани? — спросил следователь. — Люди, которых я знаю в городе Сызрани, имеются. Назвать я их не могу, потому что я их не вспомню. — Отказываетесь ли вы, гражданин Медем, назвать людей, которых вы знаете, или нет? — Отказываюсь, потому что не могу вспомнить. — Из вашего ответа, гражданин Медем, следует, что, с одной стороны, люди, которых вы знаете, имеются, с другой — вы их не знаете. — Фактически так и есть. Такой ответ поставил следователя в тупик, и, желая оказать нажим на арестованного, он продиктовал ему текст предупреждения:«Ниже подписываюсь в том, что мне со стороны ведущего дело было 28 декабря 1930 года объявлено о том, что я своим отказом назвать людей, которых я знаю в городе Сызрани, препятствую выяснению всех обстоятельств дела и, таким образом, снимаю ответственность с Сызранского отдела ОГПУ в соблюдении соответствующих процессуальных норм в части срока содержания под стражей». Подписавшись под предупреждением, Александр Антонович написал к нему дополнение:«Из лиц, которых я знаю по имени, отчеству и фамилии, я некоторых в данное время помню, но назвать и этих отказываюсь по той причине, что выдвигать людей, которых я случайно вспомнил, этим самым совершая по отношению к ним несправедливость, — не нахожу возможным». Таким образом дело до предъявления обвинения так и не дошло. В начале 1931 года у Александра Антоновича обострился туберкулезный процесс в легких, что было связано с тяжелыми условиями тюремного заключения, и 22 февраля он был переведен в больничный корпус Сызранской тюрьмы. Дочери, узнав о тяжелом состоянии здоровья отца, стали добиваться свидания. Им разрешили, сказав, чтобы они пришли завтра. Но когда они пришли на следующий день, им ответили, что их отца еще вчера схоронили, а где — отказались назвать. Александр Антонович скончался в тюремной больнице 1 апреля 1931 года в половине первого дня. Отпевали его заочно в соборе города Сызрани. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

– Так есть ли у вас люди, которых вы знаете в городе Сызрани? – спросил следователь. – Люди, которых я знаю в городе Сызрани, имеются. Назвать я их не могу, потому что я их не вспомню. – Отказываетесь ли вы, гражданин Медем, назвать людей, которых вы знаете, или нет? – Отказываюсь, потому что не могу вспомнить. – Из вашего ответа, гражданин Медем, следует, что, с одной стороны, люди, которых вы знаете, имеются, с другой – вы их не знаете. – Фактически так и есть. Такой ответ поставил следователя в тупик, и, желая оказать нажим на арестованного, он продиктовал ему текст предупреждения: «Ниже подписываюсь в том, что мне со стороны ведущего дело было 28 декабря 1930 года объявлено о том, что я своим отказом назвать людей, которых я знаю в городе Сызрани, препятствую выяснению всех обстоятельств дела и, таким образом, снимаю ответственность с Сызранского отдела ОГПУ в соблюдении соответствующих процессуальных норм в части срока содержания под стражей». Подписавшись под предупреждением, Александр Антонович написал к нему дополнение: «Из лиц, которых я знаю по имени, отчеству и фамилии, я некоторых в данное время помню, но назвать и этих отказываюсь по той причине, что выдвигать людей, которых я случайно вспомнил, этим самым совершая по отношению к ним несправедливость, – не нахожу воз­можным». Таким образом дело до предъявления обвинения так и не дошло. В на­чале 1931 года у Александра Антоновича обострился туберкулезный про­цесс в легких, что было связано с тяжелыми условиями тюремного заключения, и 22 февраля он был переведен в больничный корпус Сызранской тюрьмы. Дочери, узнав о тяжелом состоянии здоровья отца, стали добиваться свидания. Им разрешили, сказав, чтобы они пришли завтра. Но когда они пришли на следующий день, им ответили, что их отца еще вчера схоронили, а где – отказались назвать. Александр Антонович скончался в тюремной боль­нице 1 апреля 1931 года в половине первого дня. Отпевали его заочно в соборе города Сызрани. Одновременно с епископом Августином был арестован его келейник диакон Борис. Он родился в 1900 году в Санкт-Петербурге в семье наборщика типографии журнала «Нива» Александра Семенова. До 1916 года Борис учился в 6-й технической школе при фабрике Госзнак, а затем до 1920 года работал на этой фабрике рабочим. В 1920 году она была эвакуирована в Москву, куда переехала и вся семья Семеновых. До 1922 года Борис рабо­тал конторщиком, а затем в связи с массовым сокращением рабочих был уволен и поступил учиться в садово-огородный техникум. В это время он начал помогать в храме Архангела Михаила на Пироговской улице в качестве алтарника, здесь он познакомился с епископом Августином и стал его келейником и иподиаконом.

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

Статья с ресурса города Сызрань http://obshenie.polubomu.ru/persons/kazan.htm Казанский собор уникален тем, что является, одной из двух построек Сызрани (кроме него — Вознесенский собор одноимённого мужского монастыря), возведённых по образцовым проектам К. А. Тона. По мнению специалистов, в провинции таких памятников сохранилось мало. Собор построили в квартале, прилегавшем к территории бывшей крепости. Необходимость его сооружения была вызвана быстрым ростом численности населения Сызрани (нач. 19 в. — 10,5 тыс. чел., сер. 19 в. — более 22 тыс. чел.), однако имелась и другая причина. Христорождественский собор к середине 1860-х гг. уже не соответствовал своему статусу: находившиеся недалеко Троицкая и Успенская приходские церкви могли бы поспорить с ним по величине и наружному убранству. Кроме того, по мере дальнейшего развития город стал нуждаться в более заметном и выразительном вертикальном акценте. Эту адачу по завершении строительства взял на себя Казанский собор с высокой колокольней при нём, существенно обогативший пространственную композицию административно-торгового центра и общую панораму Сызрани. Предшественницей Казанского собора была Казанская церковь, принадлежавшая Богородицкому женскому монастырю. Первую Казанскую церковь возвели из дерева, а вторую построили из камня в 1742 г., «тщанием» сызранских купцов С.И. Шлыгина и Я.С. Кривоносова. Облик ни той, ни другой сегодня не известен. После упразднения монастыря (1764 г.) его храм функционировал как приходской. Монастырская ограда надолго пережила иноческую обитель: её разобрали только в 1867 г., уже после того, как было принято решение на месте Казанской церкви поставить одноимённый собор. Строительство Казанского собора с приделом Николая Чудотворца началось в 1866 г. на средства сызранских купцов Б.И. Колпаченкова и А.И. Леднёва и завершилось в 1872 г., то есть происходило в промежуток времени, когда в Москве возводили храм Христа Спасителя (1839-1883 гг.). Проекты храмов, выполненные К. Тоном и рекомендованные высочайшим указом 1841 г. как образцовые, находили воплощение в архитектурной практике не только столиц, но и провинции. Одним из таких примеров является Казанский собор Сызрани.

http://sobory.ru/article/?object=07126

Основание восьмерика колокольни, имевшее одинаковую высоту с кровлей апсиды и трапезной, пластически обогащали прямоугольные горизонтально лежащие ниши. Каждая грань этого объёма была фланкирована сдвоенными колоннами с ионическими капителями. Его арочные окна имели обрамления в виде наличников с замковым камнем и ушами. Поверху восьмерик опоясан неполным антаблементом (фриз с дентикулами и профилированный карниз), над которым располагались небольшие треугольные фронтоны, размещённые на одной оси с люкарнами под дугообразными фронтончиками. Профилированный антаблемент с дентикулами во фризе отделял друг от друга и ярусы колокольни. Грани двух верхних ярусов колокольни имели арочные проёмы (по сторонам света) с ограждениями в виде перил на фигурных балясинах. После возведения в начале 1860-х гг. прямоугольного придела с полукруглым алтарным выступом на востоке и небольшого квадратного помещения, расположенного в углу между трапезной и колокольней, практически вся трапезная и большая часть первого яруса колокольни оказались закрыты с северной стороны. В декоре фасада придела был стилизован декор старого здания. Бесстолпное внутреннее пространство храма было перекрыто восьмилотколвым сводом со световым барабаном и проёмами люкарн. Поскольку в архивных документах упоминается о том, что иконостас «был перенесён» в новую пристройку, видимо, можно предположить, что его выполнили в начале 19 в. Иконы изящного одноярусного (двухчинового) иконостаса, имели резные обрамления в стиле барокко. Завершался иконостас антаблементом с раскреповкой, образованной пилястрами, отделявшими пять осей иконостаса Друг от друга. Поверх антаблемента, на одной оси с царскими вратами располагалась икона, фланкированная лопатками и волютами. Яхонтов, 1901, с. 80; СГВ, 1853, М 25 (20 июня), с. 106. РГИА, ф. 1293, on. 168, д. 37, 39 (Планы Сызрани 1782 г.), л. 1; РГИА, ф. 1293, on. 167, д. 39 б, л. 2 (План Сызрани 1804 г.); РГИА, ф. 218, on. 4, д. 921, лл. 6, 7, 9 (фасад, план, разрез, придельный иконостас Троицкой церкви). Из книги: И.В.Бурая «Архитектура Сызрани kohцaXVII - началаХХвека». Сызрань, 2008 г.

http://sobory.ru/article/?object=34978

Из книги: И.В. Бурая «Архитектура Сызрани конца XVII - начаа ХХвека». Сызрань, 2008 г. Казанский собор. Соборный храм, каменный, теплый, построен в 1872 г. купцами Борисом Ипатиевым Колпаченковым и Алексеем Ивановым Ледневым. Престолов в нем два: главный в честь Казанской иконы Божьей Матери и в приделе во имя св. благоверного князя Александра Невского. Приписной к собору храм в Спасской башни: престол в нем в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя. Под башней устроена ча совня. Земли при соборе: а) жалованной: 247 дес. 418 кв. саж. пахотной и 355 дес . 1747 кв. саж. сенокосной и б) завещан ной в пользу Причт и храма мещанином М. Ефремовым 42 дес. 976 кв. саж.; земля находится при с-це Губине (в 26 вер.). Капитал собора 2106 руб. 67 коп.: из них с 2000 руб. % должны поступать согласно воле жертвовательницы на ремонте одного из церковных домов. Причт состоит из протоиерея, двоих священников, дьякона и троих псаломщиков. Квартиры для Причт имеются в церковных домах, кроме одного псаломщика, живущего на частной квартире, опла чиваемой из церковных сумм. На содержание Причт по лучается: 1) 3/4 арендной платы (ок. 800 руб. в год) за каменные лавки, принадлежащие собору: 2) доход от одного из церковных домов и 3) % с причтового капитала в 13,550 руб. Прихожан в г. Сызрани в 129 дв. 542 м. и 646 ж.; сверх того раскольников в 6 дв. 15 м. и 19 ж. Церк.-приход. попечительство существует с 1877 г. В приходе на ходятся городское трехклассное училище и первое приходское женское училище. Из книги: Н. Бажанов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Приложение к Симбирским епархиальным ведомостям на 1903 год. Симбирск. Типо-литография А.Т. Токарева. Церкви волжских городков всегда были особой страничкой в истории православного зодчества. Великая река кормила и поила, на Волге активно развивались купечество и частное предпринимательство, и как следствие, неизменно находилось немало зажиточных и состоятельных людей, для которых благотворительность являлась частью работы и неотъемлемым принципом жизни. Одним из таких городов была и остаётся Сызрань с её красавцем - кафедральным собором. Исторически сложилось так, что в Сызрани всегда главенствовали четыре православных церкви. Христорождественская стояла на территории крепости - с укреплённых острогов начиналось немало городов России. Храм в честь Спаса Нерукотворного украшал Кремль, а по соседству воздвигли ещё две церкви - деревянную, во имя Сергия Радонежского, утраченную в пожаре начала XVIII века, и каменную, во имя Казанской иконы Божией Матери. Она была построена в 1741 году на территории Богородицкого девичьего монастыря и стала предшественницей нынешнего городского кафедрального собора.

http://sobory.ru/article/?object=07126

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010