Годы, однако, брали своё, и отдых не помогал. Вот ему уже 80 лет… 13 апреля 1904 года в Летописи Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни появилась печальная запись: «Получено известие о кончине архиепископа Литовского Ювеналия, последовавшей 12 апреля». В Оптиной были отслужены панихиды по бывшему ее насельнику, воспитаннику этой обители. Многие помянули его добрым словом. А в церковной периодике появились отзывы о нем. Писали: «Подвиг постоянного пребывания в деятельном молитвенном устроении, духовной самособранности, смиренной преданности Божественной воле – вот те сокровища его души, которые были явны всем окружающим». Взыскатель спасительной истины Иеросхимонах Иоанн (Малиновский) (неопубликованные страницы из Летописи Иоанно-Предтеченского Скита Оптиной Пустыни) Сентябрь 1849 г. Воскресенье, 4. – Пополудни в 4 часа скончался в Скиту преподобнейший старец иеросхимонах Иоанн, на 86 году от рождения своего, а в Скиту сем пожил 15 лет и 14 дней. За 7мь часов пред кончиною удостоился приобщиться Святейших Тела и Крови Христа, Искупителя нашего, в напутствие Вечной Жизни, в совершенной памяти до последней минуты, беседуя с бывшими при нем братиями, на минуту умолк и, простершись на одре своем, тихо почил о Господе с упованием на милосердие Божие. 6го числа в Скитской церкви Божественную Литургию служил о. игумен Моисей соборне и погребение. Тело погребено в Скиту на общем братском кладбище. Последние дни жизни сего кроткого старца достойны особенного внимания. С 1848 года он слабее становился в телесных силах. В первых числах августа сего года братия заметили, что о. Иоанн часто стал ходить к скитскому кладбищу, – останавливается там и сидит у братских могил. Скитоначальник иеромонах Макарий однажды, подошедши к о. Иоанну, спросил: «Что вы, батюшка, так часто стали ходить к кладбищу?» Старец тихо отвечал: «Да вот, этакая право-да, прошу отцов, чтобы они приняли меня в свое сообщество». На праздник Преображения он был в Скитской церкви на Литургии и приобщился Св.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Господи, упокой душу схимонахини Серафимы, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас! Схимонахиня Серафима (Бобкова) (1885–1990 гг.) Жизнь схимонахини Серафимы (в миру Ирина Бобкова) неразрывно связана с Оптинскими старцами и с Казанской Свято-Амвросиевской пустынью 62 . Даже когда обитель закрыли она жила надеждой, что наступит день, когда обитель откроют, и она сможет туда вернуться. (Незадолго до смерти Оптинский старец иеромонах Никон предсказал, что ей единственной из всех сестёр суждено вернуться в Шамордино, чтобы прожить остаток своих дней в родной обители.) В пятилетнем возрасте Ирина удостоилась получить благословение преподобного Амвросия. Её духовным отцом был Оптинский старец иеромонах Никон (Беляев) (1888–1931 гг.). В 1923 году Оптина пустынь была закрыта. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий II, отслужив последнюю соборную Литургию в монастырском храме в честь Казанской иконы Божией Матери, передав ключи от него иеромонаху Никону, благословил его служить и принимать богомольцев на исповедь. Так иеромонах Никон за святое послушание настоятелю стал последним Оптинским старцем. Тогда же находившийся в ссылке старец Нектарий стал направлять своих духовных чад к старцу Никону. Старец Никон начал принимать верующих, давая советы, он всегда ссылался на слова Оптинских старцев. В августе 1923 года на праздник Преображения Господня Казанский храм был закрыт, и двери его были заколочены досками. После закрытия храма иеромонах Никон продолжал ещё несколько лет духовно окормлять сестер закрытого к тому времени женского Шамординского монастыря. Старец Никон продолжал жить в Оптиной и принимать всех нуждающихся в его духовной помощи. В это время в Оптиной, кроме оставленных при музее монахов, жило немало монахинь, работниц бывшего монастырского скотного двора, а также некоторые шамординские сестры, работавшие в больнице и других учреждениях. Большинство этих монахинь были духовными детьми старца. Когда храм закрыли, они стали собираться в одну келью, чаще всего в больничную кухню. Старец Никон служил всенощные бдения. Одна из последних всенощных, совершенных им в Оптиной Пустыни, состоялась 15 июня 1924 года, под день памяти преподобного Тихона Калужского. После всенощной старец предупредил сестёр, что через несколько дней он должен будет оставить Оптину Пустынь. Многие заплакали, а он, обратясь к ним, сказал: «Вот, чудесненькие! Ведь я – монах. Давал обет терпеть всякое озлобление, и укоризну, и поношение, и изгнание. И если это сбывается, если сие терплю, то радоваться подобает, так как совершается чин пострижения на деле, а не унывать…»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Его Святейшеству сослужили митрополит Калужский и Боровский Климент, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Людиновский Георгий, Рязанский и Касимовский Павел, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, епископы Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. На богослужении присутствовали губернатор Калужской области А.Д.Артамонов, заместитель губернатора Г.В.Куликов, глава администрации Козельского района Калужской области Ю.Н.Дятлов, мэр Козельска И.М.Богачев. За малым входом Божественной литургии Патриарх Алексий наградил настоятельницу обители игумению Никону (Перетягину) правом ношения креста с украшениями. По окончании Божественной литургии игумения Никона сердечно приветствовала Предстоятеля Русской Православной Церкви и преподнесла Его Святейшеству три иконы, созданные сестрами Шамординской обители, – образ Святой Троицы, а также шитые иображения Калужской иконы Божией Матери и преподобного Серафима Саровского. Святейший Патриарх Алексий поздравил участников торжеств с освящением главного храма обители и с 15-летием ее возрождения. В память об освящении Казанского собора Его Святейшество передал насельницам Казанской Свято-Амвросиевской пустыни образ святителя Алексия, Митрополита Московского, а всем богомольцам – изображения Казанской иконы Божией Матери с Первосвятительским благословением. 14 августа, в праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня Его Святейшество совершил всенощное бдение и Божественную литургию в Казанском соборе Оптиной Пустыни 13 августа по пути из Шамордина в Оптину Пустынь Патриарх Московский и всея Руси Алексий посетил храм Преображения Господня в селе Нижние Прыски. Его Святейшество поздравил настоятеля храма протоиерея Леонтия Никифорова с 75-летием со дня рождения и побеседовал с прихожанами храма. Затем Патриарх Алексий ознакомился с ходом реставрационно-восстановительных работ в Иоанно-Предтеченском скиту Оптиной Пустыни, а также посетил подсобное хозяйство обители. Вечером, в предпразднество Происхождения (Изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Предстоятель Русской Православной Церкви совершил всенощное бдение с чином выноса Креста в Казанском соборе Оптиной Пустыни. По окончании всенощного бдения Его Святейшество, в частности, сказал:

http://pravoslavie.ru/14266.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) Раб Божий огородник Авраамий Нет исторических известий о том, когда основана была Оптина Пустынь. Первые письменные упоминания о ней относятся ко времени царствования Бориса Годунова, то есть к XVI веку, но тогда обитель уже существовала как старая. Предположения о древнем ее возникновении были. Иеромонах Ераст (Вытропский; 1829–1913), автор «Исторического описания Козельской Оптиной Пустыни и Предтечева Скита» (Оптина Пустынь, 1902; переиздано в 1998 г.), предполагает, что Оптина появилась в домонгольский период, примерно в середине XIII века. В дальнейшем, с конца XVI до конца XVIII века обитель, подобно христолюбивому человеку, идущему к спасению узким путем, переживала тяжелые времена и не однажды бывала на краю гибели, то есть исчезновения. Это был небольшой монастырь с одним храмом – Введенским, сначала деревянным, потом каменным. Келлий и других строений было немного. И все ветхое, бедное. Случалось, жили здесь два-три монашествующих насельника, терпящих крайнюю бедность. Как ни старались местные бояре, вкладывая средства, – их не хватало. В то же время царь Петр издал ряд указов, утесняющих, а то и вовсе разоряющих православные монастыри. Императрица Екатерина II едва и вовсе не угасила в России монастырскую жизнь. Указом Синода 1724 года, еще при Петре, Оптина была упразднена с передачей имущества в Спасо-Преображенский Белевский монастырь, братия переселена туда же. О. Ераст писал: «Что касается братии Оптинского монастыря, то должно полагать, что они, согласно монашеским обетам, переносили разгром Пустыни с покорностью воле Божией. Хотя исполнители предначертаний Петра I и требовали, чтобы звания Оптиной Пустыни нигде и никогда не упоминалось, но братия не падала духом и терпеливо ждала лучших времен для своей Обители». Вот как будто все кончено… Однако прошло всего два года, и Господь чудесно возродил Оптину Пустынь: Петр I умер в январе 1725 года, – царствовавшая после него всего два года императрица Екатерина I (скончавшаяся в мае 1727 года) успела совершить немало добрых дел. Уже 8 июня 1726 года Синод рассмотрел прошение Козельского стольника Андрея Шепелева «с товарищи» о восстановлении монастыря и постановил «Оптину монастырю быть по прежнему». Молитвы братии и прихожан обители были услышаны. Имущество не было возвращено обители, за исключением богослужебных книг и самой необходимой утвари. Келлии и все необходимое пришлось строить заново. Введенский храм тоже обветшал. Еще долго, почти две трети XVIII века, монастырь пребывал в бедности. Но вот Господь привел на берег Жиздры митрополита Платона (Левшина) , московского владыку, в ведении которого находилась тогда и Калужская провинция. Это было в 1796 году.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

4) Монастырская земля, что на колодези, с 1710 года отдавалась по записи белевским посадским людям Замятниным, под их винокуренный завод, с платою обители ежегодно по 20 рублей. 5) Жалованные места, что в городе Козельске, давали в год 3 рубля 10 алтын дохода. 6) Сенные покосы, на которых становилось до 150 копен сена, отдавались в оброк за 16 рублей. Отдел III. 1724 – 1764 Помянутое запустение на месте святом продолжалось не долго. Господь благоволил возвести в пакибытие святую обитель, где три века почти непрестанно славословилось Его святое, великолепное имя. В конце 1726 года, по указу императрицы Екатерины I, из Святейшего Правительствующего Синода, повелено было: восстановить Оптину Пустынь на прежнем основании, т. е. монахов, переведенных из нее в 1724 году в степенный Белевский Спасо-Преображенский монастырь, отпустить обратно в их Пустынь, а церковную утварь и все, что было взято у них при совокуплении монастырей, возвратить по-прежнему. Был ли этот указ следствием общих распоряжений по духовной части, или следствием ходатайства бояр, братьев Шепелевых, которые, как видно по всему, принимали деятельное участие в судьбах Оптиной Пустыни, к сожалению, неизвестно; потому что означенного указа не оказалось ни в архиве Белевского Преображенского монастыря, ни в архиве Оптиной Пустыни. Как бы то ни было, известно, что в конце 1726 года, во исполнение Высочайшей воли, оптинские иеромонахи Леонтий и Сергий, и с ними 10 человек братии, с радостью восприняли свою упраздненную и разоренную обитель и усердно начали восстановлять ее на прежнем основании. К сожалению, спасительная ревность их, так сказать, на первом шагу встретила препятствие, вовсе неожиданное. Настоятель белевского Преображенского монастыря, архимандрит Тихон, радея лишь о пользе своей обители, не хотел возвратить восстановленной Пустыни сполна всего церковного и монастырского имущества, которое поступило в его распоряжение по указу 1724 года. Оптинские иноки, желая кончить дело миролюбиво, просили благодетеля своего, стольника Андрея Петровича Шепелева, быть их заступником. Он немедленно написал к архимандриту Тихону следующее письмо:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

6030. ИЗ ПЕСНОПЕНИЙ праздника Рождества Христова. “С нами Бог…”. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1989, 1, 77. 6031. ТРУБАЧЕВ С. “Дева днесь”. – 1987, 1, 77. 6032. КОНДАК на Рождество Христово. (Болгарский распев, глас 3-й). – 1991, 1, 77. 6033. ЗАДОСТОЙНИК на Рождество Христово. – 1987, 12, 78. 6034. НА ЛИТУРГИИ в Навечерие Рождества Христова. Прокимен, глас 1-й. – 1987, 12, 79. 6035. ТРОПАРЬ праздника Преображения Господня. (Знаменный распев, глас 7-й). – 1990, 8, 77. 6036. CTUXIPЫ Честному Кресту. Самоподобен. (Знаменный распев). – 1987, 9, 78. 6037. ИЗ ПЕСНОПЕНИЙ праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня.Стихира на “Господи, воззвах”, глас 6-й. (Напев Седмиезерной пустыни). – 1989, 9, 78. 6038. ПРИПЕВЫ на 9-й песни канона на Сретение Господне. – 1987, 2, 77. 6039. CTUXIPA на литии в праздник Сретения Господня. (Знаменный распев). – 1991, 2, 77. 6040. “СОВЕТ превечный…” Стихира на “Господи. Воззвах”. (Знаменный распев). – 1990, 3, 76. 6041. “АРХАНГЕЛЬСКИЙ глас…” Величание. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1990, 3, 77. 6042. КОНДАК Успению Пресвятой Богородицы. (Распев Киево-Печерской Лавры). – 1986, 8, 78. 6043. СВЕТИЛЕН (праздника Успения Пресвятой Богородицы). (Распев Киево-Печерской Лавры). – 1986, 8, 79. 6045. ИЗ СЛУЖБЫ Введению во храм Пресвятой Богородицы. Стихиры на “Господи, воззвах…”, глас 1-й. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1987, 11, 78. 6046. ВИРАНОВСКИЙ Н. Тропарь праздника Иверской иконы Божией Матери. – 1986, 10, 79. 6047. ТРУБАЧЕВ С. Светилен праздника Покрова Пресвятой Богородицы. – 1986, 10, 78. 6048. ИЗ СЛУЖБЫ праздника Крещения Руси: 1. Стихира на литии. (Напев Киево-Печерской Лавры). – 1988, 5, 74. 2. Богородичен на стиховне. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 5, 75. 3. Антифоны на литургии. (Изложение архим. Матфея ). – 1988, 3, 75. 4. Стихира Русским святым, на литии. Глас 6-й. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 12, 78. 5. Стихира Русским святым, на литии, глас 5-й. (Напев Оптиной пустыни). – 1988, 11, 77. 6. Стихира Русским святым, на литии.Глас 3-й. (Киевский распев). – 1988, 10, 77.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Преемник Иринарха, строитель иеромонах Иеремия , в 1787 году получил дозволение устроить в трапезе соборного храма Преображения Господня второй придел во имя Св. Тихона, Амафунтского чудотворца, празднуемого 16 июня; устройство оного приняла на свой счет супруга калужского помещика, прапорщика Гавриила Григорьевича, Аграфена Ивановна Ртищева. Придел этот был окончен и освящен 1 ноября 1790 года, уже новым строителем Иосафом, который управлял Тихоновою пустынею с 1789 по 1803 год, а в этом году по старости уволен от настоятельской должности на покой 42 ; а на место его определен иеромонах Мефодий из постриженцев Оптиной Козельской пустыни. Отец Мефодий был усердным начальником о устройстве обители, необходимость которого была столь чувствительна, особенно в первые годы ее самостоятельного существования. Уроженец города Калуги, из посадских людей, он, как добрый инок и вместе человек способный по хозяйственной части, был начально (в 1802 году) вызван из Оптиной пустыни Калужским епископом, преосвященным Феофилактом, для восстановления Малоярославецкого Черноострожского монастыря, а затем определен с тою же целью строителем в Тихонову пустынь. С самого вступления отца Мефодия в настоятельскую должность начались и хлопоты его об устройстве вверенной ему обители. Объясняя в своем донесении преосвященному Феофилакту, что Тихонова пустынь «в недавнее время начало свое восприняла строением», он испросил себе бессрочный паспорт для отлучек в Москву по монастырской надобности «пока монастырь постройкой окончен быть имеет». Из донесения отца Мефодия в 1809 году видно, что он собрал для строения монастыря, по выданной ему книге, 1092 руб. 26 коп. и приготовил для строения ограды камня, кирпича и прочего материала «довольное количество». Положение, в каком нашел о. Мефодий вверенную ему обитель, ясно изображено в одном из просительных его писем. «Ограда деревянная пришла в ветхость, кельи все деревянные ветхие, в коих с великою нуждою обитают, лес по близости весь сведен, так, что уже дров выходит на обитель на 200 рублей, словом сказать, что все пришло в ветхость. Архипастырь, обозревая пустынь, нашел в оной великий недостаток во всем и в таком положении угодно было, владыке, взять меня в настоятели из Оптиной пустыни, чтоб я, сколько возможно, старался возобновить ограду и кельи каменным зданием. Притом пожаловал книгу за подписанием своим, в коем боголюбивые датели усердие оказали, но и все оное великого требуется иждивления: по смете архитектора выходит до 7000 рублей».

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

О поступлении в монастырь я тогда и не помышлял. Ровно через шесть лет я сподобился поступить в скит Оптиной пустыни, которую видел во сне. Это было Великим постом, то есть когда поют на Преждеосвященной обедне " Ныне Силы Небесныя... " . Монах Крискент рассказывал мне про другое событие, происходившее в Глинской пустыни . Один монах говорил ему и отцу казначею пустыни, что умрет непременно в Софрониевой пустыни , а не в здешней, то есть не в Глинской. После трапезы часа через два у вышеупомянутого монаха вдруг пошла кровь гортанью, и он через несколько минут скончался. Таким образом, ему пришлось помереть не в той пустыни, в которой он предполагал, а в той, в которой он жил тогда. Во всяком случае, он предсказал скорую свою смерть. Сокелларий мой, послушник скита Федор, рассказывал мне, что один из его товарищей, когда он еще жил в миру, отправился купаться. В это время к его родителям приходит человек и говорит: " Василий утонул! " . Те побежали к реке, и оказалось, что страх их был напрасным: мальчик оказался жив. Но вот спустя две недели после сего, в праздник Преображения Господня, мальчик этот с другим товарищем отправился купаться (а это было во время обедни) и на сей раз уж действительно утонул. Покойная игумения Оренбургского женского монастыря Таисия (умерла в 1890 г.) поведала мне об отце, Серафиме Саровском следующее: " Когда я была еще в миру, то отправилась на богомолье в Киев. На обратном пути зашла в Саров, где в то время подвизался преподобный Серафим (еще до официальной канонизации в 1903 году святость преподобного Серафима Саровского не вызывала сомнения у оптинских старцев). Когда я подошла к нему под благословение и спросила, в какой монастырь благословит мне поступить, он, благословляя меня, ответил, показывая перстом: " Вон твой монастырек " . Действительно, впоследствии Господь сподобил меня основать в Оренбурге сначала женскую общину, а потом она переименована была в монастырь " . От себя добавлю, что в то время я тоже имел окончательное намерение поступить в монастырь, но в какой именно еще не решил и много колебался и смущался по этому поводу. Игумения, произнося слова: " Вон твой монастырек " , указала мне рукой именно по направлению скита Оптиной пустыни, в который Господь по неизреченному милосердию Своему и привел меня потом спустя год с небольшим. Может быть, и это было предсказание в отношении меня. Нужно заметить, что покойная ничем особенно не выделялась по своей жизни, но жила свято и благочестиво и была истинной духовной матерью для своих духовных дочерей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=105...

Этот храм был заложен Патриархом Алексием II во время его последнего визита в Оптину пустынь и освящен в 2007 году. Храм не случайно посвящен Преображению Господню. Получилось так, что Оптина пустынь была окончательно закрыта именно на день Преображения Господня в 1923 году. На территории монастыря появились другие организации, а братия монастыря начала свой исповеднический путь. Многие из них поселились в Козельске, в местных деревнях. Некоторые были арестованы. В Храме Преображения Господня хранятся мощи преподобноисповедника Рафаила (Шейченко). Храм в честь Казанской иконы Божией Матери Этот храм был построен в 1881 году, но впоследствии разрушен и восстановлен лишь в 1996 году. В храме хранятся мощи преподобных старцев Оптиной пустыни Моисея, Антония u Ucaakuя I. Xpaм в честь Казанской иконы Божией Матери — самый большой храм обители. Храм в честь преподобного Илариона Великого Этот храм находится за стенами Оптиной пустыни. Он был построен в 1874 году. В том же здании находятся гостиница и трапезная для паломников. Храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна В этом храме совершаются богослужения по особому уставу для монашествующих. Паломники допускаются на богослужения в храм в честь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна лишь по особым дням: Рождество Иоанна Предтечи, Собор Иоанна Предтечи, Усекновение главы и понедельник Светлой седмицы. Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Этот храм достаточно новый, его построили в 2000 году на территории подсобного монастырского хозяйства. Передвижной храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» Этот храм является передвижным и устанавливается в Оптиной пустыни там, где идут сезонные полевые работы. Храм в честь преподобной Марии Египетской Этот храм сейчас находится в стадии реставрации. Храм в честь свт. Льва Катанского  и прп. Иоанна Рыльского Этот храм расположен на территории Иоанно-Предтеченского скита. В здании храма сейчас — гостиница для паломников. Храм в честь Всех Святых

http://pravmir.ru/optina-pustyin/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance «Страшно оказаться перед Богом, когда уже не сможешь ничего исправить»: Эдуард Бояков о фильме «Русский крест», чуде в Оптиной пустыни и Святой Руси 5 мин., 17.04.2023 В пасхальные дни на экраны выходит новый фильм «Русский крест» . В основе сценария одноименная поэма Николая Мельникова (1966–2006) —рассказ о судьбе человека, который переживает глубокое покаяние, и о судьбе народа, ищущего выход из тьмы безвременья. «Фома» расспросил режиссера фильма Эдуарда Боякова о его размышлениях и переживаниях, связанных с этой работой. Эдуард Владиславович, каким личным впечатлением от поэмы «Русский крест» вы хотели поделиться со зрителями? Во-первых, меня поразило то, как Мельников рассказывает эту историю. Сюжет намеренно простой, прямой. И это важно. Нам вообще сначала нужно разобраться с простыми вещами. Усложняет и приукрашивает все дьявол. Это он придумывает всевозможные скрытые смыслы и отвлекающие маневры. А у Бога всё ясно: надо научиться каяться, молиться, любить Господа и людей, даже врагов. Человек должен без истерики и самооправдания смотреть в зеркало. И честно отвечать себе на вопрос: покаялся ли я, разобрался ли? Во-вторых, я почувствовал, что нас всех — не только мое поколение — объединяет общая судьба, путь осознания и покаяния. Так вышло, что вся наша съемочная команда — практически ровесники. Многие до этого занимались реставрацией храмов. Но быть может, пришло время восстанавливать утраченное не только кирпичом и цементом, а еще и поэзией. Поэтому наш фильм не просто экранизация, это высказывание целого поколения, посвященное нашим родителям, связанное с нашей памятью, народом и пониманием того, что путь к вере может сопрягаться с болью, страхом, мучением. Но это путь к радости, потому что теперь мы живем с Богом. Преображение главного героя начинается со встречи со стариком-отшельником. А был ли у вас опыт подобной встречи, которая изменила взгляд на мир и себя самого? Такая встреча была… Но не с человеком, а местом — с Оптиной пустынью.

http://foma.ru/strashno-okazatsja-pered-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010