Другим ближайшими сотрудником о. Феодора, наравне с Горбыком, был назначенный с 1845 года вторым старостою в Крестовоздвиженской и Сретенской церкви, Димитрий Романько-Довгополый. Он состоял старостою по 1867 г.; скончался в 1877 году. Все эти люди давно уже в могиле. А между теми образы их живут и доселе в памяти потомства, потому что они умели жить и трудиться во славу Божию. Мир праху вашему, добрые старые друзья, общники лучших юношеских лет и детских впечатлений. А тебе, дорогой, незабвенный отец, вечная, вечная память за твою глубокоосмысленную, искреннюю любовь к твоими детям, которую с своей стороны мы неизменно сохраним к тебе до гроба, и готовы перенести туда, в вечность, чтобы засвидетельствовать ее пред лицем Бога вечной любви, если только грехи наши тяжкие не положат препятствия этому. По сохранившимся данным в Метрических книгах и исповедных ведомостях во все время от соединения приходов Крестовоздвиженского, Георгиевского и Сретенского в один приход до кончины о. Феодора Хойнацкаго было: ГОДЫ. Родившихся. Браков. Умерших. Всех же прихожан в соединенном приходе в течении этого времени состояло: ГОДЫ. Мужеска пола. Женска пола. 1835                         III. Священник местечка Полонного Стефан Хойнацкий и построенная им Богородично-Почаевская Полонская церковь с кладбищенскою Иовле-Федоровскою церковью. Когда в 1865 году священник Стефан Хойнацкий поступил на место отца своего Феодора Хойнацкого, то все церкви бывшего соединенного Крестовоздвиженско-Георгиевско-Сретенского Полонского прихода и в особенности две из них Крестовоздвиженская и Георгиевская находились в таком состоянии, что в них можно было бы долго служить еще, если бы тому не препятствовала крайняя невместительность их. По причине этой невместительности не только в более или менее значительные праздники, но даже в обыкновенные воскресные дни большинство прихожан вынуждено было молиться вне храма, на погосте церковном. А в такие напр. праздники, как Пасха или Рождество Христово, положительно почти все стояли на дворе, оставаясь нередко под проливным дождем или снегом. А между тем количество прихожан увеличивалось с каждым годом. В 1835 г., за год до поступления священника Феодора Хойнацкого на приход, родившихся в нем было обоего пола 38, браков 18, и умерших 31; всех же прихожан мужескаго пола 582, женскаго 596, итого 1, душ. Когда же о. Стефан Хойнацкий занял место отца в 1865 г., то родившихся в том же приходе было 78, браков 19, и умерших 48, а всех прихожан мужеска пола 813, женска пола 833, и всего 1646 душ. До чего доходила давка в бывших церквах, можно судить потому что, спустя несколько лет по поступлении о. Стефана на приход, одно дитя 12-лет и девушка 16-ти лет были совершенно подтоптаны ногами молящихся, так что еле живыми были вынесены из церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Орехово-Зуево. Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Собор Рождества Богородицы Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Доподлинно известно, что ещё с начала XIX века, а скорее всего, даже и ранее, деревня Зуево относилась к приходу храма Рождества Богородицы, что на речке Вырке (ныне село Нестерово). Расстояние, отделявшее Зуево от Выркинского погоста, было немалое – двенадцать вёрст, поэтому легко представить, что это составляло для зуевских обитателей определенные трудности. Уже тогда многие зуевцы просто переправлялись через реку Клязьму, в храм рождества Богородицы соседнего села Орехово Покровского уезда Владимирской губернии (история ореховского прихода известна с 1647 года; последний каменный храм постройки середины XIX века уничтожен в 1972 г.). В 1847-1849 гг. настоятель Выркинской церкви священник Василий Стрельцов возводит на своем погосте новый каменный храм. Старым же, деревянным, заинтересовались жители деревни Дубровка (ныне район Карболита в Орехово-Зуево), и к 1860 году дубровцы совместно с зуевцами исхлопотали себе разрешение устроить собственный приход и перевезли деревянную выркинскую церковь к себе (позднее деревянный Дубровский храм был сменен каменным, ныне – возрождающийся Крестовоздвиженский храм г. Орехово-Зуево). Бедность, неустроенность и малые размеры деревянной Крестовоздвиженской церкви подвигли жителей Зуева к замыслу построить большой каменный храм. Выписка из подлинной шнуровой книги Ожерельского Волостного Правления гласит: «Приговор. 1864 года апреля … дня (день так и не был проставлен – Е.С.), мы, нижеподписавшиеся Московской губернии, Богородскаго уезда, Ожерельской волости, деревни Зуевой, а именно: староста Петр Андреев, Игнатий Егоров и проч. и проч. быв сего числа в общем собрании имели между собою суждение… выстроить каменную церковь в деревне Зуевой… Место для постройки каменнаго храма, мы обсудили при конце селения Зуева в количестве семи десятин, с тем чтобы разрешенный правительством базар… должен существовать в деревне Зуевой, в пользу строящагося храма, мы крестьяне избрали из среды себя для ходатайства и подписи доверенностей по сему делу крестьянина нашей деревни Ивлея Васильева Захарова. В чем сей приговор утверждаем своим рукоприкладством».

http://sobory.ru/article/?object=01741

Василия Стрельцова. В 1834 году (или в конце 1833) Михаил Никифоров принимает фамилию Сокольский, которой и заверяет все документы последующих лет. Интересен тип записи, которой священник завершал метрику на каждого родившегося: «Молитвословил, имя нарек и крещение совершил священник Михаил Никифоров Сокольский». 2. Диакон Стефан Стефанов. 3. Дьячки: Михаил Никифоров (упомянут в 1830 г.), Михаил Капитонов (упомянут в 1827-1835гг.). 4. Пономари: Герасим Петров (1827-1833), Николай Григорьев (упомянут в 1835 году). В 1849 г. радением нового священника Василия Стрельцова на выркинскрм погосте возводится ныне существующий каменный Богородицерождественский храм с приделами Св. Николая Чудотворца и Обретения главы Св. Иоанна Предтечи (что, опять же, ставит под сомнение существование Крестовоздвиженского придела в старой деревянной церкви, проданной затем в Дубровку, а еще впоследствии времени - в Кабаново; кроме того, некоторые источники утверждают, что Иоанновский придел был освящен в память Усекновения головы Иоанна Предтечи: этот вопрос, к сожалению, также пока остается открытым). Именно в этот период Дубровка и Зуево образовывают самостоятельный приход. Копия самого старого документа, подписанного новым священником и хранящаяся в архиве автора, датируется 1865 годом. О построенном им храме имеются следующие интересные свидетельства. Автором проекта называют П. А. Елецкого. Десятипудовый язык для нового колокола на новую же колокольню в одиночку занес по лестнице крестьянин деревни Федорово Федор Иванович Ванцинов – богатырь по прозванию «Наковальня». Плохо сохранившиеся метрические книги 1870-х годов позволяют восстановить штат данной церкви за этот период: 1. Священник Василий Стрельцов. Самая поздняя из обнаруженных его записей датируется 1878 годом. 2. Диакон Тимофей Смирнов. 3. Исполняющий должность псаломщика Евгений Никольский (упоминается с 1874 года – это наиболее ранняя запись о его служении: именно он станет отцом прославленного в сонме новомучеников священника Василия Никольского, благочинного, настоятеля Богородицерождественского Зуевского собора).

http://sobory.ru/article/?object=06322

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Николай Толгский. Икона. 10-е гг. XXI в. Васильевич Толгский (20.02.1886, погост Дорки (Архангельский) Бронницкого у. Московской губ. (ныне с. Загорново Раменского р-на Московской обл.) - 11.01.1938 (по др. данным, 27.08. 1937), близ г. Чимкента (ныне Шымкент) Южно-Казахстанской обл.), сщмч. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи потомственных священнослужителей, сын прот. Василия Григорьевича Толгского, настоятеля Михаило-Архангельской ц. на погосте Дорки. Н. получил домашнее образование, хорошо пел, играл на скрипке, был регентом лучшего в уезде Дорковского детского церковного хора, организованного его отцом. Позднее переехал с семьей в г. Бронницы. В 1897-1901 гг. учился в московском Донском ДУ, после чего был зачислен в МДС. В 1907 г. Н. окончил семинарию по 1-му разряду и поступил в МДА. В 1911 г. окончил академию с ученой степенью кандидата богословия за соч. «Надгробные проповеди у важнейших представителей русского проповедничества XVIII-XIX веков». 24 нояб. 1911 г. он был рукоположен во иерея к Крестовоздвиженской ц. с. Алтуфьева Московского у. В то же время служил законоучителем в земском народном уч-ще и 6-годичной уездной земской школе. 16 марта 1913 г. Н. был переведен священником в московскую ц. прп. Сергия в Пушкарях и, одновременно, назначен законоучителем церковноприходской школы. Позднее он также служил законоучителем в московской частной жен. гимназии Гейне (с 1916), в частном реальном уч-ще. Занимался организацией церковных хоров, участвовал в просветительской деятельности. В нач. 1922 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) возвел Н. в сан протоиерея и наградил митрой. Н. был назначен настоятелем ц. прп. Сергия в Пушкарях и благочинным 1-го отд-ния Сретенского сорока церквей. В том же году Н. арестован за преподавание Закона Божия, но через 2 недели он был освобожден. В 30-х гг. Н. лишили гражданских прав, его квартиру уплотнили. Тяжелые жизненные условия подорвали здоровье Н. 12 апр. 1935 г. его арестовали вместе с неск. прихожанами и поместили в Бутырскую тюрьму. По мнению следствия, «священник Толгский проводит активную работу по объединению вокруг Церкви наибольшего количества верующих, особенно молодежи, которых призывает к защите Церкви и духовенства от насилий Советской власти». Н. был обвинен в контрреволюционной деятельности и антисоветской агитации. Виновным себя не признал. 31 мая 1935 г. особое совещание при НКВД СССР приговорило его к 3 годам ссылки в Казахстан. Летом того же года Сергиевская ц. была закрыта и разрушена.

http://pravenc.ru/text/2565836.html

Истра. Неизвестная часовня. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1978. Адрес: Московская область, г. Истра, Гефсиманский сад (к западу от Новоиерусалимского монастыря) Координаты: 55.92123, 36.83962 Проезд:ст. Новоиерусалимская, пешком на северо-восток 1,3 км Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта С западной стороны Новоиерусалимского монастыря Карта и ближайшие объекты Часовня была построена в 1883 г. на Крестовоздвиженском (Люторицком) погосте Серпуховского уезда (ныне Сокольниково Домодедовского района) на месте престола разобранного деревянного Крестовоздвиженского храма сер. XVIII в. постройки (см. http://sobory.ru/article/?object=58992). Сгорела в 1976 г. В Гефсиманском саду г. Истры, в создаваемом музее деревянного зодчества Московской области, в 1978 г. была построена её " копия " , при этом форму кровли изменили на шатровую. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=06280

Полново. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты В 1773 году на Полновском погосте была построена каменная церковь Успения Божьей Матери. Строился храм добротно и прочно, на каменном фундаменте, из кирпича. Но в начале XX века храм был закрыт. И лишь в 2006 году над с. Полново раздался благовест, который собрал прихожан и гостей на открытие церкви святого Николая. Снова стоит над Селигером церковь, плывет над его плесом колокольный звон. Тысячи туристов, путешествующих и отдыхающих на озере Селигер, могут посетить это святое место, чтобы поклониться святому Николаю Чудотворцу, заступнику всех путешествующих. Время работы церкви: храм открывают по просьбе прихожан и два раза в месяц проводится служба настоятелем Крестовоздвиженской церкви Демянска. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=38066

798 Б же вн града церковь в женстем монастыри. Воэдвижение честнаго и животворящаго креста. – Никаких документальных известий о существовании муромского Крестовоздвиженского монастыря не сохранилось. В муромских источниках конца XVI–XVII вв. упоминается деревянная Крестовоздвиженская церковь , которая находилась в черте города на посаде. В краеведческой литературе считается, что в XIII в. на этом месте стоял монастырь, упоминаемый в «Повести». 799 ...юноша уклонися в весь, нарицающуся Ласково. – Деревня Ласково находится в Рязанской области в пяти километрах от села Солотчи и бывшего Солотчинского монастыря. До настоящего времени там сохраняется предание о том, как крестьянка этой деревни вышла замуж за муромского князя, однако оно, сохраняя те же имена и географические названия, которые упоминаются в «Повести о Петре и Февронии», имеет свое сюжетное построение, не зависящее от муромской легенды. 800 ...пред нею же скача заец... и видх заец пред тобою скача... – В славянском песенном и обрядовом фольклоре заяц является одним из атрибутов свадебной и любовной тематики. В фольклорном источнике «Повести» героиня, видимо, как и на свои иносказания, должна была дать пояснение о скачущем зайце. Автор «Повести» включил упоминание о зайце в недоуменную речь посланца от князя, в ответе же Февронии об этом не говорится. 801 ...снем з гряд полнце... – Здесь: «грядка» – две жерди над печью, предназначенные для сушки лучины. 802 Блаженный же князь Петръ... держашеся сих, якоже богогласный Матфй в своем Благовстии вещает. – В Евангелии от Матфея говорится, что Христос в ответ на вопросы фарисеев сказал: «Но я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует» ( Мф. 19:9 ). 803 Бста бо своему граду истинна пастыря, а не яко наимника. – Христос говорит о себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец и бежит, и волк расхищает овец и разгоняет их» ( Иоан. 10, 11 –12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аминь. Проповеди -------------------- Публикуется С. В. Чертковым по машинописям из архива семьи автора. Исправлены многочисленные ошибки, допущенные в предыдущих изданиях. Даты восстановлены по содержанию и даны по новому стилю. -------------------- 19 января 1922 г. За всенощной в церкви быв. Крестовоздвиженского монастыря Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! После праздника Богоявления Господня Православная Церковь совершает празднование собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Ныне, в день молитвенной памяти о нём, вспоминаем великое пророческое его служение, дабы почерпнуть назидание для нашей современной жизни. " Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? " — вопрошал Христос учеников Своих и народ (Мф. 11, 7). Трость колеблемая — это человек с " двоящимися мыслями " . Неустойчивый в вере и в жизни, которого клонит ветер то туда, то сюда. Иоанн Креститель был крепок как скала. Пророческий дух его был непоколебимо твёрд. В дерзновенном служении своём он не знал колебаний. " Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских " . Он одежду имел из верблюжьего волоса и подпоясан был ремнём, питался акридами и диким мёдом. Суровый подвижник был пророк Иоанн. " Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка " (Мф. 11, 9). Иоанн Креститель — величайший из пророков. Он был воплощением не мёртвого фарисейского, а живого Божественного духа Ветхого Завета. Законник. Постник. Блюститель древнего благочестия. С ним не могли не считаться законники и фарисеи. Его не могли не слушать, хотя слова его дышали гневом, были исполнены обличений. " Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное " . " Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния " (Лк. 3, 78). " Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь " (Мф. 3, 10). Но, обличая, он призывал и к положительному, действительному возрождению жизни. " У кого две одежды, тот дай неимущему, иу кого есть пища, делай то же…. Никого не обижайте, не клевещите " (Лк. 3, 11, 14).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Бог не только всемогущ, Он и бесконечен. Поэтому и рост благодати в сердце человека бесконечен. Как бы ни был облагодатствован человек, он может быть еще более благодатен. Как бы человек ни был свят, он может быть еще более свят. Но тот, кто хочет приобрести дар от Бога, должен войти в Церковь - не только ногами войти, а всем своим существом принадлежать Церкви. И здесь, приступая к таинствам, изучая слово Божие и воплощая слово Его в своей жизни, предстоя Господу в молитве, вкушать благодать, чтобы воочию увидеть, " яко благ Господь " . Крестовоздвиженский храм, 22 сентября 1984 года, вечер Воскресное всенощное бдение Поздравляю всех с Воскресением Христовым! Это главный церковный праздник. А еще каждые семь дней мы празднуем эту малую Пасху, потому что Христос воскресший есть наша Пасха, наш переход в новую жизнь. Накануне вечером читается Евангелие, которое рассказывает о воскресении. В сегодняшнем Евангелии от Марка говорится о том, что, " воскреснув рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине, из которой изгнал семь бесов. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его,- не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили " . Почему так произошло? Ведь Господь, когда ходил с учениками по Иудее, говорил, что Он для того и пришел, чтобы пострадать и воскреснуть в третий день. И вот Его распяли и к ученикам, которые собрались вместе и плакали и рыдали о своем Учителе, пришли люди и сказали, что Он воскрес,- причем не какие-то люди посторонние, а их же собратья, ученики,- а они не поверили. Конечно, Петр, Фома Близнец и апостол Иуда (не Искариот, а другой Иуда) знали Марию Магдалину и знали, как она любит Христа, но в то же время не поверили ей. И когда Лука и Клеопа шли в Эммаус, встретили Господа, узнали Его в преломлении хлеба и тоже возвестили ученикам - они и тогда не поверили. И вдруг через какой-то месяц с небольшим эти люди, о которых еще в самом конце Евангелия от Марка сказано, что они не верили в воскресение Христово, расходятся по всему миру и проповедуют Христово Евангелие. И десять из них отдают жизнь на этом поприще, то есть жертвуют самым дорогим, что есть у человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господь в притче говорит: " Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов " . Человек скажет: " Господи, ну как же, я же Тебе молился " . Да, ты молился, ты просил. Ты квартиру просил - тебе дали, ты здоровье просил - выздоровел, ты за дочь помолился - и свое получил. А Царство Небесное ты хотел? Царство Небесное тебе нужно было или нет? Нет, не нужно, значит, ты его и не получишь. Его получает только тот, для кого это есть цель и смысл жизни, кто всю жизнь посвятил только исканию этого Царства, кто все отдал, как купец за жемчужину, чтобы только его приобрести. И когда Господь увидит в сердце истинное желание Царства Небесного, когда увидит, что все сердце рвется туда, хочет увидеть Бога, а остальное вменяет ни во что, Он только тогда даст. Только таким образом можно Царство Небесное достичь. Все люди, рожденные на земле,- грешные; и не надо думать, что в Царстве Небесном одни праведники. Нет, там все грешники, но грешники кающиеся, которые о своих грехах плакали, которые грехи свои ненавидели и всю жизнь свою положили на то, чтобы их исправить. Не в очередях они стояли, а стояли на молитве; не по кино ходили, а Евангелие читали, пытались свою голову просветить Истиной. И когда Господь видит, что хоть и не очень способный, и не очень широкого ума, и образование у него слабое, но вот хочет человек Царствия Небесного - Он ему дает, обязательно дает. А другой и то умеет, и это умеет, а жизнь свою и дарования тратит по ветру, на пустое. Вот поэтому надо стараться нам приобретать это духовное зрение, видеть в себе грех и видеть путь Христов, по которому каждый из нас может войти в Царствие Небесное. Аминь. Крестовоздвиженский храм, 7 июня 1986 года, вечер Вторник седмицы 7-й по Пасхе Господь перед Своим крестным страданием предрек ученикам: " Наступит время, когда всякий убивающий вас будет думать, что он тем самым служит Богу. Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня " . Христос многое открывал апостолам; ни одного дня не проходило, чтобы Он не сказал им какого-нибудь поучения о Царствии Небесном или о том, что с ними будет и как к этому надо относиться, но они не все могли вместить. Господь говорил в надежде, что ученики запомнят, а потом, когда придет Дух Божий Утешитель, Он из их памяти, как из кладезя, достанет то, что им в данный момент будет необходимо. Он так и сказал: лучше Мне уйти от вас, хотя скорбно будет вам, когда Я вас покину, но придет Дух Утешитель, Который вас наставит на всякую истину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2208...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010