Троицкую церковь закрыли в середине 1930-х годов. Когда храм закрыли и захотели сделать в нём зерносклад, священник о Николай сказал коммунистам в присутствии большого числа людей: Недолго попользуетесь. Едва только зерно засыпали, как на Вознесение Христово случилась гроза. Ударила молния и храм как свечка сгорел. Господь не дал его осквернить. Ансамбль Пяндского погоста в XVIII-XIX веках, как обычно на Русском Севере, состоял из " тройника " . Кроме Троицкой церкви на Пяндском погосте находился второй деревянный храм с двумя престолами - Георгиевским и Крестовоздвиженским, построенный в 1709-1710 годах. Он сгорел от удара молнии 3 июня 1886 года и позже, видимо, не восстанавливался. К северо-западу от Троицкой церкви отдельно стояла невысокая колокольня, построенная в 1809 году. Она представляла собой сруб в виде шестерика, стоящий на низком четверике. Постройка завершалась куполом со шпилем. На ярус звона поднимался крутой лестничный марш, находящийся на западном фасаде колокольни. Известно, что на погосте служили священниками: Савва (1726 г.) и Осия Щеколдин (1810 г.), он был благочинным церковного округа. Последний священник Троицкой церкви - отец Николай Кашин. В приходе Пяндского погоста, в д. Васильевская, находящаяся в 8 верстах, находилась часовня свт. Николая Мирликийского, построенная в 1829 году. 1 апреля 1997 года в Пянде вновь была зарегистрирована православная община. Поскольку на месте старого храма сейчас проходит федеральная трасса М8 " Холмогоры " , то новое место было выбрано на северной окраине д. Антоново, вблизи места, куда, по сведению старожилов, к берегу реки приплыла икона. По преданию, она являлась как минимум три раза, люди сначала её отталкивали, а потом достали. Она хранилась в храме и почиталась как чудотворная. К сожалению, никаких документальных подтверждений этому найти не удалось. 15 июня 1997 года, на Троицу, жители окрестных деревень торжественно установили обетный крест на месте будущего Свято-Троицкого храма. В тройной радуге, появившейся в это время над головами людей, епископ Архангельский и Холмогорский Тихон увидел Божье благословение на строительство. Храм был построен и освящён в 2012 году. За ручьём Могильник, на территории п. Пянда, в 2015 году на почитаемом в народе роднике была построена деревянная Петропавловская часовня.

http://sobory.ru/article/?object=57491

В 1710 г. «Боголюбовского стана при церкви великомученика Георгия погоста Семеновы Горы» служили поп Тихон Митрофанов и дьячок Иван Стефанов. В 1780-1782 гг. в погосте выстроили очередную деревянную Георгиевскую церковь вместо ветхой старой. К началу 1830-х гг. этот деревянный семиновогорский храм пришел в ветхость и стараниями энергичного местного священника Андрея Васильевича Белина, служившего перед тем письмоводителем при экономе Владимирской духовной семинарии, началось строительство новой каменной церкви. В 1828 г. была окончена каменная трапеза, а к 1843 г. - каменная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы с теплыми приделами во имя св. великомученика Георгия и в честь Покрова Пресвятой Богородицы и каменной колокольней. В распоряжении священно и церковнослужителей имелось 237 десятин усадебной, пашенной, сенокосной и лесной земли. К 1873 г. к Семиновогорской Успенской церкви была приписана Крестовоздвиженская церковь, находящаяся в 8 верстах от села Коверино. В 1885 году в погосте открылась церковно-приходская школа. Сам по себе погост Семинова Гора принадлежал к числу незначительных населенных пунктов, так как в нем жительствовали лишь семьи церковного причта. В 1873 году там проживало примерно 15 человек, а к 1904 г. - 8 человек в 4 дворах. В советское время церковь погоста была ограблена, в 1937 г. оттуда были изъяты старинные документы и книги, а также древние церковные сосуды. Эти ценности передавались ковровскому музею, ибо погост тогда находился в составе Ковровского района Ивановской области. Сегодня прежний погост располагается в Сергеихинском сельсовете Камешковского района, рядом с деревней Новоселка и поселком Новая Заря. В приходе храма погоста Семиновой Горы прежде находилось 5 селений. Из них уже упомянутая деревня Новоселка, в отличие от всех других селений этого прихода, состоявших во Владимирском уезде, находилась в уезде Суздальском. Называлась она Новоселкой Печужной (по реке), так как в том же уезде имелась и Новоселка Нерльская. В 1904 г. там насчитывалось 270 жителей в 44 дворах. Сельцо Глазово принадлежало 7 помещикам: Ртищевым, Чихачевым, Куроедовым, Родионовым, Куприяновым, Коптевым и Томазовым. В 1897 г. там проживало 329 человек в 46 крестьянских дворах. Находящаяся в 2 км к востоку от погоста деревня Лошаиха также была помещичьей и в XIX веке была имением князей Вяземских, Голицыных и помещиков Родионовых. К 1904 г. население этой деревни состояло из 346 человек в 56 дворах. Тем же помещикам принадлежала и находящаяся в 4 верстах к югу от Лошаихи деревня Макариха. В 1904 г. там троживало 911 человек в 152 дворах, в деревне с конца XIX века существовала начальная школа.

http://sobory.ru/article/?object=02360

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Иваново-Вознесенской епархии появился новый монастырь, 12-й по счету 13.06.2009 11 июня статус монастыря получила монашеская община во имя Сошествия Креста Господня в селе Антушково Ильинского района. Решение об этом было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви еще в 2002 году, однако приведение его в силу на епархиальном уровне по ряду обстоятельств было тогда отложено. Теперь оно введено в действие указом епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа. Таким образом, в Иваново-Вознесенской епархии появился новый, 12-й по счету монастырь . Он посвящен Животворящему Кресту Господню. Об этом сообщает Служба коммуникации Иваново-Вознесенской епархии. 11 июня по новому стилю вспоминается Сошествие с неба нерукотворного Животворящего Креста бывшее на месте будущей обители в 1423 году. Первоначально здесь был построен Никольский погост. В 1776 году на погосте был возведен величественный каменный храм. В годы гонений на Церковь в конце 30-х годов XX века храм был разорен, а Животворящий Крест был перенесен верующими в ближайший действующий храм села Гаденово Ярославской области. В 1998 году на Никольском погосте была основана монашеская община. Огромные усилия для воссоздания здесь духовной жизни положил ныне почивший игумен Борис. В 2001 году началось воссоздание каменного Крестовоздвиженского храма. Ныне перед глазами многочисленных паломников предстает устроенная обитель с величественным храмом и колокольней, на реке Иорданке планируется строительство комплекса купален. Началось возведение монастырской ограды. 11 июня, в день праздника Сошествия Креста Господня, богослужение в Крестовоздвиженском храме по благословению епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа возглавил секретарь Иваново-Вознесенского Епархиального управления игумен Виталий. За Божественной литургией по малом входе он зачитал указы управляющего епархией о возведении на основании решения Священного Синода монашеской общины в ранг монастыря и о назначении исполняющим обязанности ее настоятеля иеромонаха Досифея. Затем он вручил иеромонаху Досифею утвержденный епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским Иосифом устав внутренней жизни новой обители. По окончании литургии по территории вновь образованного монастыря прошел крестный ход. В торжествах приняли участие многочисленные паломники. Седмица.Ru Редакция текста от: 09.06.2012 23:21:02

http://drevo-info.ru/news/6724.html

В эти годы Гдов и его уезд пережили настоящий “храмостроительный бум”. В самом городе почти одновременно строятся 2 каменные церкви – Афанасьевская (1851-1855 гг.) и кладбищенская св. Марии Магдалины; несколько ранее, в 1847-1850 годах, деревянную Пятницкую церковь расширяют устройством трапезной с 2 приделами. В январе 1860 года в Моцком погосте была освящена новая каменная Георгиевская церковь, в 1854 году к древней церкви Кобыльего Городища пристраивается трапезная и колокольня. Обновляются и храмы двух бывших монастырей, упраздненных в 1764 году: В 1850-1853 годах сооружают деревянную церковь на месте Сяберского монастыря и, наконец, в 1871 году каменный Покровский храм воздвигают в селе Озера, над мощами преподобного Илариона Гдовского. Строительством и благоукрашением всех этих храмов занимался Алексей Мартынович Турчанинов – впоследствии игумен Череменецкого монастыря Авраамий (1801 – 8 декабря 1882). “После бурной жизни, проведенной в служении винному откупу”, он посвятил себя богоугодному делу восстановления церквей в Гдовском уезде. В этом всемерно способствовал А.М. Турчанинову петербургский купец Мартиниан Якимов (он же – Мартемьян Екимов), уроженец с. Озера и староста местного храма. Тогда же был расширен и городской собор Гдова. Своей реконструкцией он обязан купцу Якову Григорьевичу Гаврилову, соборному старосте. К середине XIX века Димитриевский собор имел один боковой придел – подобно соборам Изборска и Острова, – посвященный Спасу Нерукотворному. Вместо него к западному фасаду собора сделали обширную пристройку с двумя алтарями – правым Спасским и левым во имя св. Митрофана Воронежского. “Проект на распространение собора” датирован 24 апреля 1854 года и подписан архитектором В. Морганом. Плодовитый петербургский зодчий 1830-х – 1850-х годов Василий Егорович Морган оставил след и в церковном строительстве. Его работы несут печать провинциального классицизма. В 1839-1840 годах им была расширена двумя приделами (один из которых посвящен св. Митрофану Воронежскому) Введенская церковь на Петербургской стороне и возведена ее каменная колокольня. В 1842-1844 годах В.Е. Морган очень удачно распространил трехнефную Тихвинскую церковь – теплую при Ямской Крестовоздвиженской, – превратив ее в пятинефную. Ранее, в 1840 году, им был исполнен новый проект и самой Крестовоздвиженской церкви в стиле “существующей колокольни”, не принятый к исполнению. В 1849-1851 годах он же построил каменную Успенскую церковь в с. Лезье Шлиссельбургского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=48071

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить имена священника Григория Златорунского, священника Димитрия Семенова, протоиерея Михаила Союзова в поименный список Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память святых совершать в дни их кончины: а) священноисповедника Михаила Союзова — 6/19 октября; б) священномученика Григория Златорунского — 8/21 июня; в) священномученика Димитрия Семенова — 14/27 июня. 3. Честные останки святых Григория, Димитрия и Михаила, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 77 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, относительно ходатайства Преосвященного епископа Переславского и Угличского Феоктиста о внесении в месяцеслов Русской Православной Церкви дня празднования в честь Явления Честнаго и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте. Справка: Согласно летописным сведениям около 1423 года на Сахотском болоте в Ростовских пределах произошло чудесное явление образа Животворящего Креста Господня и образа чудотворца Николая Мирликийского, сошедших с неба. Согласно устному преданию, записанному в начале XVIII века, первым Божиим чудом, дарованным от явленного Креста, было основание среди болота прочного холма для строительства храма во имя святителя Николая. С той поры в этом месте стали происходить чудеса: хромые получали исцеление, слепые прозрение, недужные выздоравливали. Чудеса стали записываться в особую книгу. Первая такая книга сгорела при пожаре, который случился в храме, но спустя некоторое время запись чудотворений была возобновлена. Из этих последующих записей можно узнать о разнообразных исцелениях, происходивших после молений пред Животворящим Крестом и помазания святым маслом от Распятия. После Октябрьской революции 1917 года на Никольском погосте был создан колхоз, но существовал он недолго. По свидетельству старожилов в годы гонений на Церковь безбожные активисты попытались вынести святое Распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, «но Крест словно налился свинцом, и они не смогли его сдвинуть». Тогда они попытались распилить его, «но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня». В 1940 году Крест был перенесен верующими из закрытого Крестовоздвиженского храма (впоследствии частично разобранного на хозяйственные нужды, ныне восстановленного как мужской монастырь Животворящего Креста села Погост Крест Ивановской области) в храм святителя Иоанна Златоуста села Годеново нынешней Ярославской области. В 1997 году Златоустовский храм стал подворьем Переславского Никольского женского монастыря и к 2008 году был полностью отреставрирован.

http://patriarchia.ru/db/text/5952955.ht...

В кон. 1923 - нач. 1924 г., после освобождения Патриарха св. Тихона из заключения (Святейший Патриарх находился под арестом с 6 мая 1922 по 25 июня 1923), часть верующих Демянска воссоединилась с Патриаршей Церковью. В июле 1924 г. верующие добились регистрации общины и передачи им в пользование Крестовоздвиженской ц. Михаил Смелков откликнулся на это неоднократными заявлениями в губ. адм. отдел о том, что «церковь эта служит местом сборищ контрреволюционеров и черносотенцев и агитационным для них пунктом». Смелков обвинял в «контрреволюционных преступлениях» прот. Модеста Белина, возглавлявшего «тихоновское течение» в Демянском у. В 1924 г. правосл. духовенство собралось на съезд для обсуждения вопроса о создании в Демянске при Крестовоздвиженской ц. епископской кафедры (о съезде известно из заявления Смелкова в губернский адм. отдел). По-видимому, участники съезда обратились к священноначалию с ходатайством о создании Д. в., к-рое было удовлетворено, т. к. в 1925 г. в качестве Демянского епископа упоминается Никодим (Воскресенский), с 1914 г. в сане архимандрита состоявший настоятелем Юрьева новгородского мон-ря . В кон. 1925 г. Д. в. возглавил Тихон (Рождественский), бывш. личный секретарь Новгородского митр. Арсения. Его хиротония состоялась 29 нояб. 1925 г. в Софийском соборе Новгорода (последняя архиерейская хиротония в соборе до его закрытия в 1929). В 1926 г. еп. Тихон был арестован и выслан из Демянска, сохранял титул до 1927 г. Во 2-й пол. 20-х гг. в Демянском у. продолжалось возвращение верующих и храмов из обновленчества в Патриаршую Церковь вплоть до изгнания православными из храмов обновленческого духовенства. В марте 1927 г. в погосте Пола группа верующих «тихоновского» течения во главе со свящ. В. Ростовцевым заняла церковь, в к-рой служил обновленческий свящ. В. Громцев. Очевидно, интерес у губ. властей к обновленцам уже угас, поэтому решительных действий в их поддержку предпринято не было, церковь им не вернули. 29 авг. 1931 г. в Спасском соборе бывш. Юрьева новгородского монастыря во епископа Демянского был хиротонисан архим. Сергий (Васильев), бывший настоятель этой обители. В дек. 1937 г. еп. Сергий был арестован в Новгороде и вскоре казнен. Впосл. Д. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/171679.html

В частности, известный историк и богослов Виктор Тростников считает, что явление Креста случилось в тот исторический период, когда на Руси происходили важнейшие события, определившие на века пути ее развития. Это время правления великого князя Василия II, при котором крепнет Московская Русь, объединяющая вокруг себя многие княжеские земли. В 1448 году Московским собором в митрополиты всея Руси возводится рязанский епископ Иона — впервые эту кафедру занимает иерарх не греческого, а русского происхождения. Так Русская Церковь обретает независимость от Константинопольского Патриархата. В 1458 году, после падения Константинополя, некий благочестивый паломник приносит в обитель под Псковом (ныне Спасо-­Елеазаровский монастырь) величайшую святыню — чудотворный список с Цареградской иконы Божией Матери. Спустя около полувека в этой же обители старец Филофей как будто подведет итог произошедших событий: «...два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Русь становится последней надеждой для всего православного мира. Про грибы и ягоды забыли сразу После Октябрьской революции 1917 года на Никольском погосте был создан колхоз, но существовал он недолго. По свидетельству старожилов, в годы гонений на Церковь безбожные активисты попытались вынести святое распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, «но Крест словно налился свинцом, и они не смогли его сдвинуть». Тогда решили распилить его, «но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня». В 1940 году Крест был перенесен верующими из закрытого Крестовоздвиженского храма (впоследствии частично разобранного на хозяйственные нужды, ныне восстановленного как мужской монастырь Животворящего Креста села Погост Крест Ивановской области) в храм святителя Иоанна Златоуста села Годеново нынешней Ярославской области. В 1997 году Златоустовский храм стал подворьем Переславского Никольского женского монастыря. — Мы узнали о Годенове от москвичей, — рассказывает игумения Евстолия, настоятельница монастыря. — Приехали к нам однажды паломники из столицы и говорят: «У вас тут такая святыня под Ростовом — Крест Господень!» Было удивительно, что живем рядом, но ни о каком Кресте не слышали. Решили съездить посмотреть. И отправились с сестрами в это затерянное среди лесов и болот место.

http://pravoslavie.ru/150532.html

Что до пользования означенными грунтами, то, как видно из визиты 1771г., заимствовавшей свои показания, по ее же собственным словам, из прежде бывшей (утратившейся) визиты 23-го Мая 1675г., они находились тогда в тех же местах и межах, в коих находятся и по настоящее время. Был только спор, как и при определении границ бывших земель Георгиевской церкви, между священником Крестовоздвиженской церкви и крестьянином Михаилом Митюрой, который, «имея свой сенокос под церковным лесом, занял часть этого лесу», о чем о. Настоятель (или вернее исправлявший тогда должность настоятеля – священник церкви Сретенской), по совету визитатора, «обратился к Двору» (помещичьему). – И как только это было сделано, то Вельможный Пан Черконский Чесник, на ту пору Губернатор Полонский, принимая во внимание просьбы обоих (тяжущихся) сторон, отправился вместе с визитатором и священником и прочими старыми людьми, хорошо знакомыми с местностью, на само спорное место», – и как никто из этих старых людей не пожелал показать под присягой межу оного места, то о. Настоятель во избежание дальнейшей ссоры и споров уступил Митюре часть спорного леса, что тот же Михаил Митюра охотно принял». – После этого, «утверждая таковую добровольную сделку между сторонами, как не нарушающую в значительной степени фундуша церковного, постановили, дабы стороны эти впредь ни в какие ссоры и споры о меже, как это было доселе, не вступали под карой 50-ти гривен в половину на церковь и в половину на Двор (помещичий)»... Судя по визите 1771 г., заимствовавшей свои сведения из утратившейся визиты 1765 года, «священническая усадьба во время этой предшествовавшей визиты, (согласно фундушевой записи 1721 г.) находилась к югу от церкви чрез улицу, где было домов два, один старый и другой новый под одною крышею из гонт. Там же (находился) и огород с одной стороны от (широкой) улицы, с другой – вдоль соседних огородов Кирилла Паламарчука и Кондрата Ризваго и других, и наконец от улицы, идущей к воде». Но как Стефан Колтуновский, по прибытии на место, не поселился на этой усадьбе, а стал жить «на земле сейчас при погосте церковном, им самим для себя приобретенной,....

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

С той поры во множестве стали происходить тут чудеса и исцеления: хромые получали хождение, слепые прозрение, недужные здравие. По слову «Сказания о явлении Креста», «Пройде слава про чудеса Животворящего Креста и чудная чудеса чудотворца Николы во многие страны». Чудеса стали записываться в особую книгу. Первая такая книга сгорела при пожаре, который случился в храме, но спустя некоторое время запись чудотворений была возобновлена. Из этих последующих записей можно узнать о разнообразных исцелениях, происходивших после молений пред Животворящим Крестом и помазания святым маслом от Распятия. После октябрьской революции на Никольском погосте создали колхоз, но существовал он недолго, т.е. хозяйство разваливалось, дела не шли. Начало 1930-х годов стало временем страшного глумления над святыней - её бросали в огонь, рубили топором, пилили пилой, обливали соляной кислотой. Но Крест оставался невредим, воочию являя собой чудо. Тогда святыню бросили в болото.  В 1940 году с риском для жизни под покровом ночи жители Годенова , прихожане Златоустовского храма - Василий Фомин, Долотцев Иван, Кузнецова Надежда, Фаина Жилова, другой Долотцев Иван, Долотцев Осип, Минеев Николай и Сметанин Василий - перенесли Животворящий Крест в свой храм. Ныне храм является подворьем  Переславского Никольского монастыря . Крестовоздвиженский храм села Никольский погост был закрыт в 1930-е годы, частично разобран на кирпичи в 1974 году, ныне восстановлен как мужской монастырь Животворящего Креста села Погост Крест Шуйской епархии . 25 августа 2022 года в месяцеслов Русской Православной Церкви включена дата празднования в честь Животворящего Креста Господня 29 мая/11 июня . Использованные материалы   Дата по «Сказанию о Животворящем Кресте».   Указание по «Сказанию о Животворящем Кресте». Редакция текста от: 28.08.2022 20:13:19 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17287.html

Нестерово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Выркинский погост Карта и ближайшие объекты Каменная однокупольная четырехстолпная церковь в русско-византийском стиле с небольшой трапезной и колокольней, построенная в 1847-1865 в духе проектов К. А. Тона. В трапезной приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. В течении 1930-х богослужения прерывались, но с 1940-х не закрывалась. В настоящее время храм отрес­таврирован и восстановлен. Богослужения совершаются регулярно. История собора и даже благочиния в целом неразрывно связана с погостом на реке Вырке. С одной стороны, наш кафедральный Богородицерождественский собор унаследовал свое посвящение от, по крайней мере, трёх сменявших друг друга Богородицерождественских выркинских храмов, с другой – вплоть до шестидесятых годов XIX века деревня Зуево входила в Выркинский приход, и все метрические записи по Зуевским жителям вели настоятели выркинской церкви. Кроме того, последний деревянный выркинский храм был перенесен в Дубровку, и стал приходским для Дубровских и зуевских крестьян до той поры, пока в означенных деревнях не были возведены каменные трехпрестольные храмы. Документальной опорой для данного исследования, в основном, послужили документы Центрального Исторического Архива Москвы (далее сокращенно ЦИАМ). Остается еще только добавить, что, поскольку топоним «Выркинский погост», к сожалению, почти совсем вышел из современного употребления, сегодня он равнозначен деревне Нестерово. По имеющимся сведениям, выркинские церкви постоянно освящались в честь празнества Рождества Пресвятой Богородицы, поэтому первым же маленьким открытием в ЦИАМе стал документ, подтверждающий, что действовавшая на погосте до 1849 года деревянная церковь была вовсе не Крестовоздвиженской, как это принято считать, а по-прежнему Богородицерождественской – «Ведомость Богородской округи Радонежской десятины церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что у речки Вырки, священником Николаем Никифоровым с причтом сего 1824 года учиненная обретающимся при оной церкви в приходе нижеявленных чинов людям, со изъявлением против коегождо имени о бытии их в Святую Четыредесятницу у Исповеди и Святых Таин причастия, и ктож исповедался токмо, а не причастился, и ктож не исповедался.

http://sobory.ru/article/?object=06322

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010